Отречение от мира – начало лестницы, ведущей в рай Первая ступень, с которой начинается восхождение человека к Богу, по Иоанну Синайскому, есть отречение от мирской жизни ради Бога. Под миром, который следует отвергнуть, прп. Иоанн понимает то же, что и возлюбленный ученик Христов, апостол Иоанн Богослов: «похоть плоти, похоть очей и гордость житейскую» . Похоть – это чрезвычайно сильное влечение, желание или жажда чего-то. Мир – это человеческая жизнь на земле, полностью подчиненная стремлению к чувственным телесным удовольствиям (похоть плоти), погоне за зрелищами (похоть очей) и борьбе за самоутверждение своего Я среди людей (гордость житейская). Вступающий на лестницу спасения прежде всего должен отвергнуть мир или плоть, то есть решительно искоренять из себя телесные похоти и душевные страсти, главным образом, корень всех страстей – самолюбие или гордыню. «Не любите мира, ни того, что в мире, – призывает Иоанн Богослов, – кто любит мир, в том нет любви Отчей» (1Ин. 2: 15). Без этого никакое дальнейшее продвижение «гор е » по пути к Царству Божьему будет невозможным. Не отвергнувший до конца мир верующий обрекает себя на бедственное, расколотое, противоречивое существование, «не благонадежное для Царствия Божия» . Ни туда, ни сюда. «Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю, – описывает его апостол Павел. – Если же делаю то, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех. Итак, я нахожу закон, что, когда хочу делать доброе, прилежит мне злое. Ибо по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием; но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих. Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти?» (Рим. 7: 19–24). Также необходимо подчеркнуть, что зло – не в самом мире и не в самой плоти. Сами по себе они суть благие творения Божьи. Зло заключается в их предпочтении Богу, в страстной привязанности к ним вместо Творца, в их обожествлении человеком, в том, что они занимают то святое место, которое приличествует одному только Богу, становятся идолами для человека.

http://pravoslavie.ru/159680.html

Отсутствие любви к Богу . Истинной любви к Богу противоположны: а) Самолюбие и превратная любовь к самому себе. Самолюбие замыкается в круге своих собственных интересов и целей, и имеет в виду лишь собственную честь и пользу, а не славу Божию и общую пользу. Центр, вокруг которого вращается вся его жизнь, есть не Бог, а его собственное «я». Ему, очевидно, не достает самоотвержения и бескорыстия, без которых не может быть истинного служения Богу и истинно нравственной жизни. Если кто хочет идти за Мной, отвергнись себя, и возьми крест свой и следуй за Мной ( Мф. 16:24 ), – говорит Господь. б) Чрезмерная любовь к творению за счет любви к Творцу, т.е. заглушающая чувство любви и стремление к Творцу. Такая превратная любовь к миру неизбежно связана с отдалением человека от Бога и эгоистической любовью к самому себе. Отрешившись от Бога, человек все-таки ищет предмет для своей любви, и такой предмет представляется ему в окружающем его мире. И он тем охотнее предает ему свое сердце, что здесь все благоприятствует эгоистической расположенности его и удовлетворяет его похоть (похоть плоти, похоть очес и гордость житейскую, по слову ап. Иоанна, 1Ин. 2:16 ). Имея в виду такую превратную любовь к миру, ап. Иаков пишет: дружба с миром есть вражда против Бога (4:4). И Сам Господь Иисус Христос сказал: какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит; или какой выкуп даст человек за душу свою? ( Матф. 16:26 ). Потому ап. Иоанн увещевает христиан: не любите мира, ни того что в мире ( 1Ин. 2:15 ). Любовь к миру бывает правильной и законной лишь в том случае, когда мы любим мир не как самостоятельное бытие, имеющее цель в самом себе, а как творение Божие, имеющее конечную цель свою в Творце, – и когда, следовательно, любовь к миру находится в подчинении любви к Богу. в) Леность и забвение Бога. В этом состоянии человек хотя и сознает необходимость ставить Бога выше всего и служить ему паче всего, но тяжеловесное тело и отяжелевшая душа влекут его не к верху, а к низу. Поддаваясь этому влечению, он небрежет о служении Богу; а небрежение мало-помалу ведет его до совершенного почти забвения Бога. Имея в виду эту наклонность, Господь Спаситель говорит: Смотрите же за собой, чтобы сердца ваши не отягчались объедением и пьянством, и заботами житейскими... бодрствуйте на всякое время и молитесь ( Лук. 21:34–36 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Markellin_Oles...

Ощущение наготы и стыд наготы - наиболее ясное свидетельство того искажения, которое претерпела человеческая природа в результате грехопадения. Образ Божий, запечатленный в человеке, оказался униженным и извращенным (однако не был разрушен совсем). Этот образ выражается в личностном, троичном образе бытия, в личностной любви, которая только одна и может воссоединить жизнь, волю и энергию естества. Если же любовь личности подчиняется (хотя бы частично) индивидуалистической потребности автономного природного существования, то она превращается в инстинкт, неразумное влечение, слепую страсть. В результате природа дробится на множество индивидов, каждый из которых живет лишь для себя - индивидов, вероломных по отношению друг к другу и оспаривающих друг у друга право на жизнь. Чувство вины Другое следствие греха, выраженное языком библейских образов, - чувство вины и связанная с ним попытка самооправдания. Первые люди слышат шаги и голос " Господа Бога, ходящего в раю во время прохлады дня " , и их охватывает страх - страх настолько сильный, что они поспешно скрываются " от лица Господа Бога между деревьями рая " (Быт.3,8). Тогда Бог призывает Адама, допытываясь о причинах его испуга, и тот ссылается на свою наготу. Даже перед лицом Бога он теперь чувствует себя нагим, даже взгляд Бога кажется ему угрозой, посягательством на его индивидуальность. Господь перестал восприниматься Адамом как близкий и возлюбленный, а отношения с Ним утратили любовный и жизненный характер. Сам Бог превращается в глазах Адама в " чужого " , в " иную " , экзистенцию, одним своим присутствием грозящую умалить индивидуальную автономию человека. " Не ел ли ты от дерева, с которого Я запретил тебе есть? " - вопрошает Бог. В ответ Адам спешит переложить ответственность на женщину: " Жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел " . Тогда Бог обращается к Еве: " Что ты это сделала? " - и та, в свою очередь, оправдывается: " Змей обольстил меня, и я ела " (Быт.3,11-13). Совершенный грех проявляется в этих попытках самозащиты, в стремлении переложить ответственность на другого и оправдать самого себя.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/330/...

Пожалуй, что лучше всего не отходить от оригинального предназначения Песни Песней и считать ее поэмой о любви, повествующей о любви между женщиной и мужчиной. По крайней мере, это «первое впечатление» от текста. Тремпср Лонгман объясняет: «Песнь – это собрание поэм о любви, своего рода эротическая псалтирь». 734 По мнению Эллен Уолша: «Песнь изначально была книгой о страстной любви и сексуальном влечении мужчины и женщины». 735 Приведенная выше структура соответствует этому жанру книги. Все остальные толкования оказались, в лучшем случае, несостоятельны, особенно те, что видели в книге аллегорию. Но и стремление увидеть в книге «драму» следует принимать с осторожностью. Чтение Песни как поэмы о любви заставляет задуматься о методах создания поэмы в рамках этого жанра. Как строки поэмы составляют поэтические строфы? Как метафоры и образы передают смысл? Как далеко зашли древние культуры, в особенности эта песнь, в описании желания, страсти и описании любовных утех? Эти и многие другие вопросы следует задавать, изучая текст Песни. Богословские темы То, что Песнь Песней помещена в канон Библии, не должно смущать читателя. Любовь и секс были предусмотрены Богом с самого создания человека: «Мужчину и женщину сотворил» ( Быт.1 :27с). Затем Бог благословил их и сказал им: «Будьте плодовиты и многочисленны» ( Быт.1 :28а). Естественное желание любви между мужчиной и женщиной – это дар Божий. И продолжение рода – лишь часть этого дара. Секс – один из способов выражения глубокой привязанности, особенно если он сопровождается предварительными ласками, о которых рассказывает Песнь Песней. Книга подчеркивает эмоциональную, а не механическую, сторону любви, и потому не может быть зачислена в разряд порнографических. Кроме сексуальной близости, песнь рассказывает о взаимности любви: «Возлюбленный мой принадлежит мне, а я ему» (2:16, ср. 6:3). Любовь приносится в дар исключительно одному возлюбленному: «Положи меня, как печать, на сердце твое, как перстень, на руку твою: ибо крепка, как смерть, любовь; люта, как преисподняя, ревность» (8:6а). Еврейская концепция любви всегда связана с браком. Идеалом всегда считалась семейная пара, где любовь между мужчиной и женщиной была неотделима от брака ( Быт.2:2425 ).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/vved...

Положим, что сии благие намерения были предприняты поутру, в час утреннего испытания себя. – Но проходит несколько часов; люди переходят в другие положения, и как часто такие и подобные благие намерения мало-помалу и очень скоро опять забываются! Проходит далее несколько дней, и может быть, не останется в человеке и мысли о том, что прежде твёрдо решался делать пред Богом. Гневливый опять раздражается при каждом противоречии своего ближнего: вот немощь плоти! Кичливый опять любуется похвалами, выходящими из уст льстеца: также немощь плоти! – Нецеломудренный – опять легкомысленный раб своего греха! Клеветник опять клевещет и злословит брата своего! Корыстолюбец опят поклонник своего идола! – все это немощи плоти! О как непостоянен и слаб человек, предающийся влечениям немощной плоти! Помни, ученик Христов, слова Господа Иисуса: дух бодр, плоть же немощна! и потому никогда не забывай, как необходимы бдение и молитва , дабы не пасть среди искушений плоти! Кто не бдит и не молится, тот при всех благих преднамерениях и стремлениях духа будет поступать так, как хочет немощная плоть, a не так, как внушает бодрый дух. IX Когда Иисус в другой раз возвратился от молитвы к ученикам Своим, и нашёл их спящими, он оставил их в покое ( Мф.26:43–44 .); ибо ещё не настала минута предательства Иисуса, а ученики Его не были способны разделять с Ним тяжкий, молитвенный подвиг. Но как, в третий раз совершив молитву, возвратился Господ к ученикам и застал их спящими, Он сказал им: вы все ещё спите и почиваете? Се приближися час, и Сын человеческий предается в руки грешников. Востаните, идем: се приближися предаяй Мя ( Мф.26:45–46 ). Какое обилие любви открывается нам в сем действии Иисуса! Трижды Он среди Своих внутренних страданий приближался к ученикам Своим, и каждый раз не для Себя, а для них: то Он увещевает их, то снисходит к ним, не нарушая их покоя, – то наконец пробуждает их, чтобы они неожиданно не попали в руки врагов их. Так Иисус любит Своих, и любит до смерти! – Он бдит, Он заботится о них; Он жил для них, и добровольно умирает за них!

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Положим, что эти благие намерения были предприняты поутру, в час утреннего испытания себя. Но проходит несколько часов, люди переходят в другие положения – и как часто такие благие намерения мало-помалу или очень скоро опять забываются! Проходит далее несколько дней и, может быть, не останется в человеке и мысли о том, что прежде твердо решил он делать перед Богом. Гневливый опять раздражается при каждом противоречии своего ближнего – вот немощь плоти! Кичливый опять обольщается похвалами, выходящими из уст льстеца – также немощь плоти! Нецеломудренный опять легкомысленный раб своего греха! Клеветник опять клевещет и злословит брата своего! Корыстолюбец опять поклонник своего идола! Все это немощи плоти! О, как непостоянен и слаб человек, предающийся влечениям немощной плоти! Помни, ученик Христов, слова Господа Иисуса Христа: «дух бодр, плоть же немощна!» Помни, как необходимы бдение и молитва , дабы не пасть среди искушений плоти! Кто не бдит, не молится, тот при всех благих намерениях и стремлениях духа будет поступать так, как хочет немощная плоть, а не так как внушает бодрый дух. Иисусе, Боже мой! Так слаб я и удобопреклонен ко греху! Ты, благий Пастырь, даруй мне силу и крепость, да бодрствует дух мой перед Тобой и всегда молится Тебе, и я душой и телом да служу Тебе и прославляю Тебя и безначального Отца Твоего и Всесвятого животворящего Духа, ныне и всегда. IX. Когда Иисус в другой раз возвратился от молитвы к ученикам Своим и нашел их спящими, Он оставил их в покое ( Мф.26:43, 44 ), ибо еще не настала минута нечестивого предательства, а ученики его не были способны разделять с Ним тяжкий молитвенный подвиг. Но как в третий раз совершив молитву возвратился Господь к ученикам Своим и застал их спящими, Он сказал им: «вы все еще спите и почиваете? Се приближися час, и Сын человеческий предается в руки грешников. Востаните, идем: се приближися предаяй Мя» ( Мф.26:45, 46 ). Как много здесь любви показал Господь к возлюбленным ученикам Своим! Трижды Он, во время таинственной борьбы со Своими внутренними страданиями, приближался к ученикам Своим, и каждый раз не для Себя, а для них: то увещевает их, то снисходит к их немощи, не нарушая их покоя, то наконец пробуждает их, чтоб неожиданно не впасть им в руки врагов своих.

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

После того как Екклесиаст в предыдущем рассуждении изобразил ничтожество человеческой жизни в различных отношениях, после того как он доказал, что ни стремление к мудрости, (гл. 1:12–18), ни чистое чувственное наслаждение (гл. 2:1–3), ни радость в деятельности, богатом обладали и роскошном житье (гл. 2:4–11) не в состоянии доставить человеку удовлетворения, тем более, что со смертью труды своих усилий человек должен предоставить случаю и произволу других (гл. 2:12–21), а при жизни претерпевает только беспокойство, заботы, страдание (гл. 2:23), – после того как все это он представил так живо, что в заключении у него невольно излилась горькая жалоба в воззвании непосредственного чувства (гл. 2:22), – сам собою возникает вопрос: в чем же состоит счастье человека? В чем он может искать действительно прочного, реального в жизни? Что может доставить ему по крайней мере относительное удовлетворение? – Такое прочное; в жизни, действительно способное доставить человеку счастье и удовлетворение, и составляющее его неотъемлемое благо, Екклесиаст полагает в простой непосредственной радости в жизни. Счастье жизни состоит в радостном наслаждении жизнью, которое доставляет человеку простое, непосредственное ощущение жизни, бодрое занятие своим делом и труд на земле, – когда человек не тревожится беспокойными мыслями о будущем, возлагая надежду свою на Бога, а пользуется с благодарностью настоящим, находя свое удовлетворение в сознании исполненного долга, ст. 24. «есть, пить и позволять душе своей наслаждаться от труда своего», – вот в чем состоит довольство человека и счастье его на земле. Что учение Екклесиаста о наслаждении жизнью не есть эпикуреизм, и в каком смысле надобно понимать предложение его есть, пить и наслаждаться от труда своего, об этом мы говорили на стр. 96 и д. Слова «есть и пить» употребляются в Свящ. Писании в дурном смысле, в смысле страстного влечения к чувственным наслаждениям и разврату (напр. Исх.32:6 ; Притч.23:7, 8 ), и в хорошем, в смысле сдержанного, благоразумного пользования благами жизни (напр.

http://azbyka.ru/otechnik/Markellin_Oles...

После этого он удалился в свой город и прекратил вся- —583— кие пророческие отношения к отверженному Саулу. И это опять-таки состояло отнюдь не в воле и власти самого Самуила, а гораздо более – вынуждалось и образом действий Саула. Выражение Писания о последнем, что он также «пошел в дом свой, в Гиву Саулову " ( 1Цар.15:34 ), – указывает на совершенное равнодушие отверженного к удалению пророка, безучастие которого в делах государственных только как нельзя более отвечало вожделенным стремлениям царя действовать самостоятельно и бесконтрольно. Что касается Самуила, то ни грозный суд Божественный, ни оскорбительный образ действий осужденного, не могли поколебать столь глубоко укоренившихся чувств благорасположения и сожаления к несчастному царю. Он и в тиши удаления не переставал болеть душою за того, кто был всё еще дорог его сердцу. Пророческим взором своим он прозревал ту бездну, к которой быстро шел Саул, и в бессилии удержать последнего на пагубном пути, молча лил о Помазаннике рук своих горькие слезы 2428 . И Небесный Царь Израиля скорее сжалился над плачущим старцем, чем оплакиваемый земной. »Доколе будешь Ты печалиться о Сауле, которого Я отверг, чтоб он не был царем над Израилем? Наполни рог Твой елеем, и пойди: Я пошлю Тебя к Иессею, Вифлеемлянину, ибо между сыновьями его Я усмотрел Себе Царя» ( 1Цар.16:1 ) 2429 . —584— Этот новый избранник Божий и помазанник Самуила был тот «Муж по сердцу Божию», беспредельная вера которого и преданность Высшей Небесной Силе, в связи с пламенной ревностью о Славе Божией и сердечным влечением к общению с Божественным Существом сделали его навеки славным средоточием Израильской теократии, Украшением Царей. Зарею Мессии!!! И. Петровых Глаголев С.С. [Очерки по истории религий: Ассиро-вавилонская религия//Богословский вестник 1900. Т. 3. 12. С. 585611 (2-я пагин.). (Продолжение.) —585— I. Ассиро-вавилонская религия 2430 4. Религия жителей бассейна Тигра и Евфрата носит имя ассиро-вавилонской; справедливее ее было бы назвать вавилонско-ассирийской.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Поэтому сердце каждого верующего называется духовной кровлей (solarium), будучи цельбоносно освещаемо лучами небесного солнца. И так-то Раав блудница сокрыла разведчиков Иисуса на кровле своего дома, на местах высоких, сохранила с внутренней любовью сердца, освещенного духовным знанием, чтобы воспевать в истине пророческие слова: В сердце моем сокрыл я слово Твое, чтобы не грешить пред Тобою (Пс 118:11)” 78 . Вернувшиеся к Иисусу отважные разведчики доложили своему полководцу: Господь Бог наш предал всю землю сию в руки наши, и все жители земли встрахе от нас (2:24). Все, кроме отважной Раав, которая “пред величием цели, указанной ей Божественным Духом, вырвала свою душу из летаргии, в которую ее погрузила чувственная жизнь. Пробудившиеся в ней благородные стремления искупили прежние чувственные влечения. Женщина, которая чувствовала в себе силу принести себя в жертву делу Божию, была возрождена этим самопожертвованием. Блудница исчезла, появляется героиня” 79 . Переход Иордана (Нав 3:1–11,13–17) Как авторитет Моисея был подкреплен чудесами, сопровождавшими переход через Чермное море, так и авторитет Иисуса Навина был подтвержден чудесами, сопровождавшими переход Иордана. Господь обращается к Иисусу: в сей день Я начну прославлять тебя пред очами всехсынов Израиля, дабы они узнали, что как Я был с Моисеем, так буду и стобою (3:7) 80 . …и двинулись они от Ситтима и пришли к Иордану… (3:1). Судя по названию, Ситтим — место, где растут акации (совр. Телль эль-Хаммам). Путь оттуда до Иордана — около 12 км. Священный текст сохранил и другие топонимы: Вода, текущая сверху, остановилась и стала стеною навесьма большое расстояние, до города Адама, который подле Цартана; атекущая в море равнины, в море Соленое, ушла и иссякла (3:16). Библейский город Адам сегодня идентифицируется с местечком Эд-Дамийе, расположенном примерно в 24,5 км на север от Иерихона в 32 км от Мертвого моря. Расположение Цартана определить труднее; некоторыми оно локализуется на холме Карн-Сартабех в 6 км на запад от Иордана.

http://pravmir.ru/kniga-iisusa-navina/

Превозносясь над всяким богом, он «будет иметь успех» в своих неимоверно гордых, боговраждебных действиях и стремлениях; «доколе не совершится гнев», т. е. доколе гнев Божий над своим народом не придёт к своему окончательному исполнению (слав. дондеже скончает гнев); «ибо что предопределено» Богом относительно судеб царства и народа, неизменно «то исполнится» (слав. в скончание бо бывает). «И о богах отцов своих» ещё подробнее раскрывал ангел пророку гордое со стороны врага самопревозношение и прозорливое попрание всего божеского и человеческого, «он не помыслит» гордо отрешится от всякого богопочтения, в котором воспитался, – и не только от этого отрешится, но и вообще от всякого почтения и уважения к людям и божеству, подавит в себе всякие нужные человеческие влечения, равно как и всякую любовь к Богу, не будет уважать «ни желания жён (слав. о рачении жён... не уразумеет – под этим желанием жён нужно разуметь не то, что составляет предмет желания для женщин, а то, что в них составляет предмет желания для других, их самое высшее и дорогое благо, привлекающее к ним других. Такое благо есть, конечно, любовь, которая и является здесь образцом всех вообще нежных влечений людей друг к другу), ни даже божества никакого не уважить, ибо возвеличить себя выше всего (и божеского и человеческого). Но богу крепостей (Евр. majüsim) на месте его (т. е. на месте отвергнутых богов, принимаемых здесь коллективно в общем понятии божества) будет он воздавать честь», т. е, будет боготворить войну, завоевание крепостей, как средство к достижению всемирного владычества, «и этого бога, которого не знали отцы его, не делали предметом религиозного культа, он будет чествовать золотом и серебром и дорогими камнями и разными драгоценностями» 88 . В отношении к Антиоху предсказание откровения исполнилось таким образом, что он, отвергши все божества восточные, принял западные культы Юпитера, которым он научился во время своего продолжительного пребывания в Риме, делал большие вклады в храм Юпитера Капитолийского в Риме и потом заложил в честь этого бога огромный храм в Антиохии, постройка которого впрочем не была окончена.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/sv-pro...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010