– . Лк.6:25 . Горе вам, пресыщенные ныне! ибо взалчете. Горе вам, смеющиеся ныне! ибо восплачете и возрыдаете Далее, «горе» возвещается «пресыщенным,» в противоположность алчущим. Под пресыщенными разумеются предавшиеся наслаждению всяческими благами житейскими, которые притупляют в них сознание необходимости спасения в Царстве Христовом и препятствуют им быть истинными христианами. Таковым возвещается горе потому, что они взалчут, т. е. когда уже нельзя будет удовлетворять чувственным влечениям, стремлениям, наслаждениям, тогда откроется в них эта неудовлетворимая ничем алчба и будет составлять предмет их постоянного, нескончаемого мучения. Или – они взалчут тогда добродетельной жизни, но будет уже поздно. – Потом, «Горе» возвещается «смеющимся,» в противоположность плачущим. Так как под плачем разумеется постоянное сокрушение о грехах: то под смеющимися разумеются такие люди, которые о грехах своих не думают, наслаждаются удовольствиями мира, и, не сокрушаясь о своих грехах, проводят жизнь легкомысленно и беспечно. Таковым возвещается горе потому, что они восплачут и возрыдают, когда увидят, что беспечность и легкомыслие лишает их блаженства в Царстве Божием; восплачут и возрыдают, когда подвергнутся вечному мучению за то, что не были по легкомыслию и беспечности истинными последователям Христа Спасителя.  Лк.6:26 . Горе вам, когда все люди будут говорить о вас хорошо! ибо так поступали с лжепророками отцы их. Наконец «горе» возвещается тем, о ком «все люди будут говорить х о р о ш о,» в противоположность тем, кого будут гнать и поносить за имя Христово. Все люди, или весь мир берется здесь как враждебный учению и духу Христову и потому ненавидящий Христа и проповедников Его учения ( Ин 15, 17–19 ). Если этот злобный против Христа и последователей Его мир будет о ком говорить хорошо, это значит, что такой не проповедует и не следует истине Христовой, иначе его этот мир стал бы ненавидеть и гнать. Само собой разумеется, что этим не исключается добрая похвала от христиан же тому, кто достоин ее. – «Так поступали с лжепророками:» лжепророки те лица, которые свое учение выдавали за откровение Божие, за божественное истинное учение. Своим ложным учением они льстили народным страстям, применялись к народным воззрениям, говорили угодное народу, а не то, что согласно с волей Божией (см. обличительные против них речи пророка Иеремии 33, 11–32), а потому народ, т. е. худшая часть его, их хвалил, прославлял, говорил о них хорошо. Людям, ищущим подобных похвал, Спаситель и возвещает «горе.»

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Мало в падшем человеке и самой любви, и влечении к Познанию предметов, относящихся к области веры, а часто и совершенно нет. В мире языческом омрачился разум до того, что язычники славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку, и птицам, и четвероногим, и пресмыкающимся..., и служили твари вместо Творца ( Рим.1:23, 25 : ср. Исх.32:4 ; Прем.12:24 ; Иер.2:27 ). Попытки самых выдающихся по уму лиц составить понятие о Боге без полощи откровения приводили к противоречивым и ложным результатам. Сами истины откровения являются неудобоприемлемыми и непонятными для омраченного разума. Душевный человек, говорит апостол, не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно ( 1Кор.2:14 ). Проповедь о Христе для иудеев казалась соблазном, для еллинов – безумием ( 1Кор.1:23 ). Помраченный грехом разум готов оправдывать зло и грех во всех его проявлениях. Отсюда-то такое множество религиозно-нравственных систем и теорий, оправдывающих поверье и безнравственность во всех их разнообразных проявлениях (дуализм, деизм, пантеизм, материализм, эпикуреизм, стоицизм, утилитарианизм и т. п.). С помрачением ума грех внес расстройство в области воли, – человеческой нравственной свободы. Природное ее стремление к добру, правота и невинность сменились противоположными качествами: «воля преклонилась более ко злу, нежели к добру» (Прав. исп. 23 вопр.). Это опять обнаружитесь тотчас же по грехопадении. Давая отчет пред Богом в своем грехе, прародители вместо того, чтобы принести искреннее раскаянье, прибавляют к первому греху новый грех – приносят лукавое самооправдание и обнаруживают даже некоторое враждебное настроение по отношению к Творцу. Эта наклонность воли более ко злу, чем к добру сделалась уделом и всех потомков Адама. Ко временам потопа развращение людей на земле достигло такой степени, что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время ( Быт.6:5 ). Развиваясь в греховном направлении, воля все более погружалась в грех, подпадала под его власть, так что рабство греху сделалось состоянием всего мира, ибо всякий, делающий грех, есть раб греха ( Ин.8:34 ; см.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

Мф.6:11.   Хлеб наш насущный даждь нам днесь . Словом «днесь» , как думаю, означается нынешний век. Или, чтобы яснее истолковать это место Молитвы, можно сказать: хлеб наш, который Ты уготовал в начале для бессмертия естества [человеческого], дай нам днесь, в настоящей мертвенной жизни, чтобы вкушение хлеба жизни и познания победило греховную смерть, — того хлеба, причастия которого лишило преступление Божественной заповеди первым человеком. Ведь если бы он насытился этой Божественной пищей, то не был бы взят в плен смертью греха. Однако молящийся о том, чтобы получить этот насущный хлеб, не получает его весь целиком таким, каков он есть, но получает лишь настолько, насколько сам получающий может [воспринять его]. Ибо Хлеб жизни, как Человеколюбец, хотя дает Себя всем просящим, но не всем одинаково: совершившим великие деяния дает больше, а свершившим [деяния] меньшие дает меньше, то есть дает каждому, насколько может принять его духовное достоинство. К такому пониманию настоящего изречения [Молитвы] привел меня [Сам] Спаситель, повелевающий ученикам [Своим] не заботиться вовсе о чувственной пище, говоря им: «Не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться» (Мф. 6:25), «потому что всего этого ищут люди мира сего» (Лк. 12:30), [а вы] «ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф. 6:33). Как же [Господь] учит в Молитве не искать того, что Он [Сам] прежде заповедовал? — Ясно, что в Молитве Он не велел просить того, что и в заповеди [Своей не повелел], ибо в Молитве мы должны просить о том, что и по заповеди должны искать. А что [Господь] искать не позволяет нам, о том и молиться незаконно. Если Спаситель заповедал искать одного Царства Божия и правды, то Он побуждал добивающихся Божественных даров и в Молитве просить о том же, чтобы, через эту Молитву утвердив благодать искомых по природе [благ], соединить и отождествить через относительное единение волю просящих с желанием Подателя благодати. Если же Молитва повелевает нам просить и того повседневного хлеба, которым естественно поддерживается наша настоящая жизнь, то это для того, чтобы мы не переходили границ Молитвы, охватывая мыслью целые периоды лет, и не забывали, что мы смертны и имеем [здешнюю] жизнь, подобную преходящей тени, но чтобы, не отягощаясь лишней заботой, просили в Молитве и хлеба на день. И покажем, что мы любомудренно, по Христу, превращаем [земную] жизнь [нашу] в размышление о смерти, по своей воле упреждая природу и до наступления смерти отсекая от души попечение о телесном, дабы она не прилеплялась к тленному и не извращала [влечением] к материи естественного употребления [своего] стремления [к Богу], приучаясь к любостяжанию, лишающему богатства Божественных благ.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3637...

Мы сами как родители не раз слышим от сына, что любим больше дочь, а от дочери, что сына. Разве это так? Мы обычно уверены в своей любви ко всем детям с одинаковой силой. Например, если кто из ребят заболел, изголодал, то различий в отношении не видно, переживание, забота и помощь направляется к любому нашему ребёнку в равной степени. Да, конечно сама любовь по разному проявляется в каких-то элементах, и это нормально, так как мы с братом, сестрой разные люди. Вообще нет одинаковых людей, характеров, способностей, эмоциональности, стремлений. Потому для каждого ребёнка родитель ищет свои слова, свой подход, свои наставления, свои уроки. Когда подходы разнятся, то это приводит к неоправданному смущению о лицемерии родителя. И вот, на недоумение Каина Господь говорит ему: Быт. 4:6–7 почему ты огорчился? и отчего поникло лице твое? если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица? а если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним. Господь по-отечески, дóбро, с любовью советует Каину, имея к нему всё Своё расположение, наставляя быть сильнее и выше тёмных влечений. Как хорошо здесь видно, что Его любовь не меньше любви к Авелю, но эта любовь другая, с другим акцентом, и непременно с тем же горячим желанием благополучия и добра Каину, потому как по Апостолу Павлу: Рим. 2:10 Ибо нет лицеприятия у Бога. Есть лицеприятие у него. Есть! Одни лица ему приятнее, типа апостолов и святых. Одних избрал, одних предоопределил для огня. Бог всех живых призвал к Себе, но не все решили идти за Ним. Вот хорошо про апостолов вспомнили. Было 12 апостолов. Пётр отказался от Христа, и был отвергнут, до момента своего покаяния. Апостол Иуда предал Христа, сдал его врагам, но не покаялся и самоубился до ада. Павел до смерти гонял апостолов Христа, до момента, пока не вразумился, и сам стал проповедником Христа. Три истории, все три имеют в себе личную волю человека, и все имеют разный результат. Но каждому из трёх Бог дал только шанс оказаться с Ним, но никого за собой не тащил.

http://azbyka.ru/vopros/ravnomerna-li-ly...

На это требование Господь сказал: что указывать здесь на Моисея? не Моисей давал этот хлеб, а Отец. И то, что Он давал тогда народу, не было истинным хлебом небеси. – Но теперь, прибавил Господь, Тот же Самый Господь дает вам истинный хлеб с небеси. – Хлеб Божий есть такой хлеб, который сходит с небеси и дает жизнь миру. А такой именно хлеб и дает теперь Отец. Хорошо, отвечали Иудеи, подавай же Ты нам всегда такой хлеб, прося более того, чего сами ясно не понимали, как Самарянка, прося живой воды. Хотите? – Этот хлеб жизни – Я Сам. Разумеется, вкушать сей хлеб можно только верой. Итак видите, вы приходите опять к тому же заключению, что вам для получения жизни надобно веровать в Меня: сами вы желаете вкушать хлеб жизни: а этот хлеб жизни – сходящий с небеси и дающий жизнь миру, – Я Сам, и вкушать Его можно верой. Иудеи не думали придти к такому заключению. Без подтверждения новыми чудесами не хотелось им признать в Иисусе такое высокое достоинство. В Галилее говорили, что Иосиф и Мария были его родители. Как с этим согласить мысль о Его происхождении с неба? В основании же такого сомнения лежало то, что в них вообще не доставало духовного влечения к Иисусу, как заметил Господь еще вначале этой беседы. В них не было возбуждено истинного стремления к жизни вечной и блаженству в Боге. Еще Иудеи ничего не отвечали Ему на эти слова Его: Я есмь хлеб жизни, но Господь давая разуметь, что Ему известны их тайные мысли, продолжал: Я знал, что вы не расположены этому верить и уже заметил вам об этом. Что же? теперь не Я виною, что не могу вас сделать участниками жизни вечной, т. е. Моего царства. В ком возбуждено влечение духовное, того Отец приводит ко Мне, и кто приходит ко Мне, тому Я не дам погибнуть: Я строго исполняю волю Отца Моего. Слыша это, Иудеи стала явно роптать на то, что Иисус назвал Себя хлебом сшедшим с небеси. Не ропщите, отвечал Господь. Вы еще не приведены ко Мне Отцем. У пророков написано, что все будут научены Богом. Вы еще не вошли в число наученных Богом.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

»Не мсти и не имий злобы на сынов народа твоего, но люби ближнего твоего, как самого себя. Я Господь (Бог ваш)» ( Лeb. XIX, 18 ). Иисус Христос выделил любовь тоже в две заповеди: первую Он назвал наибольшей, а вторую – подобною первой: " Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь« ( Mф. XXII, 37, 38 ). Вторая же подобная ей: »возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки« ( Mф. XXII, 39, 40 ). Все заповеди Ветхого Завета, включая «десятословие» Моисея, – осиянныя евангельским духом, предстанут в более строгом, тонком и духовно-возвышенном понимании. " Доныне, когда они читают Моисея, покрывало лежит на сердце их; но когда обращаются к Господу, тогда это покрывало снимается« ( 2Kop. III, 15, 16 ). § 11. Заповеданная Богом любовь 7. Как определить душевное состояние любви, что такое любовь вообще? Чувство любви есть стремление приблизиться к тому, что любим, это есть влечение к тому, кого любим, чтоб согласовать с ним свои привязанности и сделать жизнь с ним общею. 8. Почему самое слово любовь иногда обозначает разныя и даже несходныя понятия? Человек является носителем трех внутренних состояний: 1) блаженного существа, каким Бог его сотворил и каким человек был до грехопадения; 2) существа, отпадшого от блаженства первым ослушанием Бога; 3) искупленного Христом существа, совести которого предоставлен свободный выбор – угнездить в себе греховное естество или слиться с образом посветлевшим, обновленным жертвою Спасителя. Если человек остается в нерадении к одухотворению своей жизни, он удерживает искаженныя после грехопадения понятия. Тогда представление о любви тоже извращено, тем, что оно – ограничено. 9. Изменил ли Господь Иисус Христос определение, данное людям, оставшимся после всемирного потопа: »плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю ...» ( Быm. IX, 1 )? Господь посетил брак, даже отметив его сотворением чуда ( Uoah. II, 2 ); в поучениях и в жизни Он выразил сочувствие природной любви, напр, отца к сыну ( Лyk. XV, 24 ), мужа к жене ( Mф. XIX, 6 ), Сына к Матери ( Uh. XIX, 27 ).

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Неужели же Он, Сам вложивши в них влечение к Себе, пребудет для них недостижим, не ответит на их любовь взаимным сочувствием, разрушит и превратит в мечту их лучшие желания, их благороднейшие стремления? Неужели Он обманет их в их надеждах? Неужели Он не допустит до союза с Собой в святой любви, их возвышающего и облаженствующего? Неужели не Он их, а они Его превзойдут в любвеобильности? Дерзнем ли приписать Ему неверность и непоследовательность Самому Себе, бессердечность и жестокость? Нет! Он подобен тому отцу в евангельской притче, который и блудного своего сына, идущего к нему с повинной головой, заметил еще издали; и этот сын, бросивший отца, расточивший его дары, позоривший отца своим дурным поведением, теперь, в раскаянии, мил стал отцу, по выражению Евангелиста, и отец сам бежит к нему на встречу, падает ему на шею, целует его ( Лук. 15, 29 ). Таким образом Бог Сам желает быть в союзе святой любви с разумными существами, которые ищут этого союза и способны к нему; Он Сам любит их более, нежели сколько они могут любить Его. Любовь к живым, разумным существам и желание быть с ними в нравственном общении составляют потребность Его природы, которая есть жизнь и любовь по преимуществу. Вообще, живые и разумные существа имеют потребность быть во взаимном духовном общении между собою. Бог есть существо живое, совершенный разум, совершенная личность; в мире есть также живые существа, свободно-разумные личности, созданные Богом по образу Его. Поэтому, по самой природе живых существ, между Богом и созданными Им разумными тварями должно существовать нравственное общение, как между отцом и детьми. Отеческая любвеобильность Бога простирается не только на праведников, но и на грешников. Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми; и посылает дождь На праведных и неправедных ( Мф. 5:45 ). Даже язычникам, которые не прославили Его, как Бога, и не возблагодарили ( Рим. 1:21 ), Он не переставал свидетельствовать о Себе благодеяниями, подавая с неба дожди и времена плодоносные и исполняя пищею и веселием сердца их ( Деян. 14:17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bely...

Но и мы, мирные люди, вслед за Пасхой, светло отпразднуем сегодня ДЕНЬ ПОБЕДЫ, воистину: «сей день, егоже сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся в онь». Воздадим благодарение Господу, что Он сохранил нас в живых, пощадил и дома наши и наших близких. Когда Господу Иисусу Христу сообщили о галилеянах, которых кровь Пилат смешал с жертвами их, что сказал Господь? Он сказал: «Думаете ли вы, что эти галилеяне были грешнее всех галилеян, что так пострадали? Или думаете, что те 18 человек, на которых упала башня Силоамская и побила их, виновнее были всех, живущих в Иерусалиме? Нет, говорю вам, но если не покаетесь, все так же погибнете» (Лк.,13:1–15). И вот нас, грешных, хотя и верующих, но мало и плохо умеющих каяться в несомненных грехах наших, Господь, по милости Своей, изволил пощадить, – и щадит и поныне, в течение четверти века, даруя нам утешение наслаждаться драгоценным миром. Как же велика должна быть наша к Нему благодарность за все! Вознесем же ее сейчас к Богу. И да ощутит каждый из нас в душе своей Его благостный глас, обращенный к благодарному исцеленному самарянину, умевшему достойно воздать хвалу Богу: «Восстань, иди: вера твоя спасе тя». Аминь. Разными путями приводит к Себе Господь угодников Своих, но конец пути всегда один – в сердце Иисуса Христа, открытом для всех, стремящихся к Богу. Мы знаем, например, из жития преподобного Сергия Радонежского, что Варфоломей (так звали его в миру) с раннего детства был наделен стремлением к молитве и монашеским подвигам, особенно возросшим после того, как встретил он в поле ангела в образе старца и получил от него благословение, отверзшее ему ум к научению книжному. Благочестивые родители не препятствовали юному Варфоломею избрать иноческий путь. Только просили не оставлять их в старости и повременить с уходом в монастырь до их кончины. Кроткий и послушный отрок Варфоломей свято исполнил родительскую волю. Иначе было с Феодосием (мирского имени его мы не знаем). Он родился в городе Курске в очень богатой семье. Рано потеряв отца, он остался на попечении матери, женщины властной и далекой от сочувствия монашеству. Мать любила и излишне баловала сына. Но у него – красивого и избалованного мальчика – не было влечения к мирской жизни. Свои нарядные мягкие сапожки, красивую одежду он раздавал бедным сверстникам.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

О язычниках ап. Павел говорит, что язычники, не имея закона, по природе законное делают, не имея закона, они сами себе закон ( Рим. 2:14 ). Корнилий был язычником, но тем не менее он назван в книге Деяний Апостольских «праведным и боящимся Господа» (Гл. 11:2,22). И ап. Петр засвидетельсвовал ему, что «во всяком народе боящийся Его и поступающий по правде приятен Ему» (Гл. 10:35). Потому-то ап. Павел приписывает законным делам язычников равное достоинство с делами иудеев перед судом Божиим: Итак, если необрезанный соблюдает постановления закона, то его необрезание не вменится ли ему в обрезание? ( Рим.2:26 ). Если фактически человечество и не могло похвалиться нравственными делами своими, то хотя бы стремления его были направлены на искание блага или нравственного идеала. Лучшая часть человечества всегда готова противодействовать дурным влечениям и действиям. Добрые и благородные стремления и действия обыкновенно находят себе признание у людей, по крайней мере, у лучших из них. Можно даже указать на некоторый нравственный прогресс в жизни древних народов, прогресс в расширении понятия личности, в выработке нравственных заповедей, в урегулировании нравственных отношений между людьми, в развитии учения о бессмертии, в переходе от легкомысленного оптимизма или скорбного пессимизма к стремлению соединить их в неком высшем единстве. И если язычники не дошли до того, что составляет высшее содержание нравственной идеи, то, во всяком случае, они сделали некоторые предварительные работы для его достижения. Или, если перед пришествием Господа Иисуса Христа на землю язычество находилось в состоянии нравственного упадка и даже разложения, но и в его среде усиливалось желание и ожидание избавления. В особенности о еврейском народе надо сказать, что явное осознание нравственного закона Божия, живое ощущение греха, большей частью ревностное стремление к исполнению (хотя главным образом обрядовому) заповедей Моисеевых, надежда на Мессианское царство – всегда были присущи этому народу и всегда делали возможной более или менее серьезную нравственную борьбу и совершенствование.

http://azbyka.ru/otechnik/Markellin_Oles...

Определим их место и значение в христианской нравственной жизни. Мудрость. – Мудрость или благоразумие по стоикам есть знание истины или того, что добро и что зло, что должно делать и чего нельзя, каким стремлениям удовлетворять и каким не удовлетворять. Мудр тот, кто живет по разуму, а не по безотчетному влечению страстей и не по руководству внешних впечатлений, кто понимает истинное достоинство всех вещей и сообразно с сим определяет свои отношения к ним. Мудрость, действительно, есть одно из необходимым субъективных условий высшего нравственного блага и добродетели. Без живого ясного сознания о добре не может быть истинной добродетели. Бессознательно совершенные действия, хотя бы похвальные, не заслуживают названия истинно-нравственных. Чтобы человек мог поставить себя в правильные отношения к внешним предметам и другим людям, он должен прежде узнать природу тех и других. Знание внешней природы дает ему власть над нею, возможность и умение приспособлять её к своим целям. Знание людей помогает ему вернее и целесообразнее руководить их в нравственном развитии или общественном благоустройстве, вообще в достижении каких либо высших целей. Знание себя, своих недостатков, привычек, склонностей и т. под. указывает путь к самоулучшению и нравственному развитию. Посему мудрость необходима и для христианина. " Мудрость, по словам премудрого Соломона, знает давнопрошедшее и угадывает будущее, знает тонкости слов и разрешение загадок, предузнаёт знамения и чудеса и последствия лет и времен. Посему я рассудил принять её в сожитие с собою, зная, что она будет мне советницею на доброе и утешением в заботах и печали» ( Прем. 8:8–9 ). И. Христос, посылая своих учеников на проповедь, сказал: будьте мудры, как змии и просты, как голуби ( Мф. 10:16 ). Но мудрость христианина отлична от мудрости стоика. Мудрость стоика есть знание чисто рассудочное, логическое, приобретаемое исключительно самим разумом, а не заимствуемое из какого-либо сверхъестественного откровения; она есть знание того, что служит ко благу человека, к чему стремиться и от чего отвращаться.

http://azbyka.ru/otechnik/filosofija/mor...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010