Еще меньше основания называть любовью стремление к близости с тем, чье благо нам безразлично; с особенной яркостью это можно усмотреть в сфере половых отношений. Хотя в расхожей терминологии нашего времени любовью сплошь и рядом называют примитивное, не превышающее часто животного уровня биологическое влечение, однако самое элементарное самонаблюдение выявляет эгоистическую природу этого чувства, которое резко ослабляется, а чаще и совсем исчезает с достижением физиологического удовлетворения. Нельзя также считать любовью удовлетворение, удовольствие или радость от всякого иного, в частности родственного, дружеского или товарищеского общения, если оно не включает заботу о взаимности этих позитивных переживаний или о благополучии человека независимо от личного к нему отношения. Человеческая любовь может быть разделенной и, следовательно, счастливой, гармоничной, а может быть неразделенной, как принято считать, несчастной, но последняя ее квалификация имеет условный характер: чем меньше в любви эгоизма, чем больше в ней бескорыстной заботы о благе любимого, тем устойчивее радость ее переживания, тем меньше на нее влияет ответная реакция любимого существа. В приведенном выше упоминании о доброжелательстве как о существенном и обязательном элементе настоящей любви большую роль играет указание, что доброжелательство должно быть активным, то есть выражаться в действии, проявляться на деле. «Если брат или сестра наги и не имеют дневного пропитания, а кто-нибудь из вас скажет им: «Идите с миром грейтесь и питайтесь, но не даст им потребного для тела: что пользы?» ( Иак.2:15,16 ). Так писал апостол Иаков в своем послании. Ему вторит другой апостол: «Дети мои! Станем любить не словом или языком, но делом и истиною» ( 1Ин. 3:18 ). Заповеди о любви были возвещены уже за тридцать столетий до Рождества Христова, но только Христос извлек их из множества обрядовых, санитарно-гигиенических и юридических предписаний Моисеева закона, указав на них, на основу и на суть всего, что было дано Богом в Его откровении: Христос сказал, что в них «весь Закон и Пророки» ( Мф. 22:40 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Mudyugi...

Закон Моисеев имеет значение лишь обличителя нравственного бессилия естественного человека; он показывал иудеям тот разлад, который существует в естественном человеке между внутренним настроением и внешним выполнением закона и тем самым вел их к сознанию необходимости небесной помощи, вел их ко Христу. Закон был для нас детоводителем  ко Христу, дабы нам оправдаться верою ( Гал. 3:24 ), и верою же принять в сердце свое Духа Христова, вопиющего: Авва, Отче ( Гал. 4:6 )! – говорит Апостол. Таким же руководителем ко Христу служит, по учению Апостола, естественный нравственный закон для язычников; ибо и язычники, по учению Св. Апостола, хотя не имеют откровенного закона, могут по природе совершать дела закона; и у них есть прирожденное стремление к добру, которое вызывает работу мысли, следствием чего является тот или другой положительный внешний закон. Когда язычники, не имеющие закона, по природа законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон; они показывают, что дело закона у них написано в сердцах: о чем свидетельствует совесть их, и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую ( Рим. 2:14–5 ). Не самый свод законов, не самые правила, составляемый людьми, суть действие всеобщей благодати, – изложение этих правил, или, как обыкновенно говорится, статей закона, может быть крайне ошибочно, так как оно составляет произведение ограниченного человеческого ума; но то внутреннее ощущение добра, то влечение к добру, которое составляет основу или побуждение для изложения этих правил в какой бы то ни было форме и которое не зависит от нашей личной воли, есть действие всеобщей благодати. И вот, смотря по тому, насколько язычники проявляют в себе усилие к исполнению закона сердца, они в день суда могут быть оправданы или осуждены Иисусом Христом. Скорбь и теснота, говорит Апостол, всякой душе человека, делающего злое, во-первых иудея, потом и Эллина! Напротив, слава и честь и мир всякому, делающему доброе, во-первых Иудею, потом и Эллину! Потому что не слушатели закона (Иудеи и Эллины) праведны пред Богом, но исполнители закона (разумеется, как Моисеева, так и естественного) оправданы будут в день, когда, по благовествованию моему Бог будет судить тайные дела человеков чрез Иисуса Христа ( Рим. 2:9–10, 13, 16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Titov/...

Заповедь, запрещающая не только свободные решения, идущие в разрез с законом Божиим, но даже осуждающая непосредственные, бессознательные влечения сердца, предшествующие этим решениям, еще не была известна языческому миру. Правительственный закон и философская мораль осуждали или внешние преступления, или поступки, совершаемые в силу решений свободной воли человека. Вглубь человеческого существа, где еще не проявляет себя свободная воля, они не проникали (И. Златоуст к 13-му ст.). Рим.7:8 .  Но грех, взяв повод от заповеди, произвел во мне всякое пожелание: ибо без закона грех мертв. С появлением 10-й заповеди закона грех посредством этой заповеди породил в человеке (еврее) множество пожеланий, а до того времени он находился в мертвенном состоянии. – Русский перевод этого стиха несколько неточен. Лучше читать так: «грех потом взял повод и произвел во мне через заповедь ( δι τ. εντυλς, а не «от заповеди», как в рус. пер.) всякого рода пожелания». Повод – точнее с греч. опорный пункт ( αφορμ) – это разные запрещенные заповедью предметы, на которых останавливается внимание человека. – Чрез заповедь. Известно, что все запрещенное представляется человеку особенно желательным и завидным. Эту мысль выразил Овидий в словах: «мы стремимся к запрещенному» (Amores II,I4.17). Конечно, такое соблазняющее действие производится запрещением на натуру, уже испорченную грехом, в которой сильны эгоистические стремления. На чистую же натуру первых людей запрещение само по себе не произвело пагубного действия – погибель первым людям пришла не от их сердца, а от диавола – соблазнителя, след., от чуждой силы. – «Мертв», т. е. бездеятелен, подобно болезни, существующей только в зачаточном виде и нуждающейся в благоприятных условиях для своего развития. Рим.7:9 .  Я жил некогда без закона; но когда пришла заповедь, то грех ожил, Рим.7:10 .  а я умер; и таким образом заповедь, данная для жизни, послужила мне к смерти, Рим.7:11 .  потому что грех, взяв повод от заповеди, обольстил меня и умертвил ею.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

И горе, если оккультизм поддерживается и стимулируется священниками! Как правило, в таких случаях приход становится рассадником не только оккультных идей, но и оккультной практики под христианской оберткой.  Как противостоять? Тяга к оккультному является частью врожденного влечения человека к необычному, потустороннему, что можно обусловить, наверное, религиозностью человека, вложенной в нас при творении Богом, но искаженной грехом. А потому искоренить это явление до конца невозможно, как невозможно в настоящем, земном бытии искоренить до конца в человеке и человечестве влечение ко греху. Принадлежность к Православной Церкви не дает абсолютного иммунитета от заразы оккультизма. «На протяжении веков оккультизм меняет свои названия, но не свою сущность. Новые формы выражают старые идеи, и все тот же призыв к человеку стать богом без Бога (Быт. 3:5) остается главным искушением оккультизма. Не меняются и методы искушения человека: искушение чудом (Мф. 4:3,6), искушение властью (Мф. 4:9). Для многих наших современников поиск " тайных знаний " стал смыслом жизни вопреки стремлению к исполнению заповедей Божьих: " Сокрытое [принадлежит] Господу Богу нашему, а открытое – нам и сынам нашим до века, чтобы мы исполняли все слова закона сего " (Втор. 29:29). Новоявленные подвижники оккультизма в своем ослеплении отворачиваются от слов Христа: " Я говорил явно миру; Я всегда учил в синагоге и в храме, где всегда Иудеи сходятся, и тайно не говорил ничего… " (Ин. 18:20), утверждая, что в Священном Писании есть сокрытые от людей тайны. Обольщение и гордыня толкает их к неосознанному богохульству, обвинению Бога во лжи, ведь если в Священном Писании есть сокрытое знание, то, значит, ложны слова Бога: " Не тайно Я говорил, не в темном месте земли; не говорил Я племени Иакова: " напрасно ищете Меня " . Я Господь, изрекающий правду, открывающий истину " (Ис. 45:19)» . Эта проблема существовала всегда, и будет существовать до скончания века: «Но Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле?» (Лк.

http://bogoslov.ru/article/6027889

И как они не заботились иметь Бога в разуме, то предал их Бог превратному уму — делать непотребства» ( Рим.1:26-28 ). Апостол Павел напрямую связывает однополые отношения с развращенностью человеческого сознания и советует христианам не осквернять свой разум и тело и не совершать подобных грехов. В другом послании гомосексуализм включен в перечень пороков и проступков, препятствующих человеческому спасению: «Или не знаете, что неправедные Царства Божия не наследуют? Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники – Царства Божия не наследуют. И такими были некоторые из вас; но омылись, но освятились, но оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего. ( 1Кор.6:9-11 ) Двери храмов не закрыты для человека, кающегося в любом грехе, но при этом христианин не может считать однополые отношения разновидностью нормы, а тем более требовать церковного благословения на гомосексуальный союз. Это не означает, что верующий должен оскорблять гея, вора или пьяницу. Осуждая грех, христианин всегда должен относиться к грешнику с любовью и состраданием. Отношение отцов Церкви гомосексуализму В обширной святоотеческой литературе непросто найти тексты, специально посвященные однополым отношениям, что вызвано удивительной попечительностью и ответственностью Отцов, их общим стремлением не искусить читателей смакованием соблазнительных подробностей или невольно не научить их такому греху, о котором они не имели представления и не оказаться самими в роли соблазнителей. Так прп. Иоанн Лествичник порой, говоря о различных видах блуда, останавливается и ограничивается лишь: читающий да разумеет, а если нет, то и тем лучше. Тем не менее, Отцы, преподавая новоначальным науку из наук, путь борьбы со страстями и похотями, и эту страсть не обходят. В той же «Лествице» описывается тонкий пример, когда один бес изгоняет другого: как ссоры и раздражительность исцелили двух монахов от противоестественного влечения друг ко другу. «Отечник» рассказывает о красивом юноше-пустыннике, нырнувшем в известь, чтобы обезобразить себя и не быть соблазном для своих собратий.

http://azbyka.ru/zdorovie/chto-svyashhen...

«И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог , и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле». ( Быт. 1:27, 28 )    Введение Вопросы брака и семьи издавна занимали умы богословов, философов, психологов, педагогов и юристов, что говорит о важности этой проблемы. Действительно, семьи являются не только «ячейками общества», из которых, в основном, и состоит само гражданское общество, но являются и «малой Церковью ». По словам Платона: «…Во всяком благоустроенном государстве первыми законами были законы о брачной жизни, вызванные стремлением навести порядок и устойчивость в столь важное установление, на котором покоится самая возможность государства» (цит. по 6. См. «Введение», с. I). Апостол Павел сравнивает отношения между мужем и женой с отношениями Христа со Своей Церковью ( Еф. 5:22–31 ). Свт. Иоанн Златоуст говорит, что «неустройство семьи расстраивает всю вселенную» (цит. по 6. См. «Введение», с. II). Понятия семьи и брака являются сложными и многогранными и включают в себя религиозные, нравственные, философские, психологические, социальные и правовые аспекты. Многие из этих аспектов изложены в библейской и святоотеческой антропологии. «В творениях святых отцов можно найти ответы на многие вопросы, касающиеся брака и семейной жизни. “Добродетель не чуждается супружеской любви… Плодом нежной супружеской любви были и тайнозрители Христовых страданий – пророки, патриархи, иереи, победоносные цари, украшенные всякими добродетелями, потому что добрые не на огороде выросли, а все они – порождение и слава супружества”, – говорит свт. Григорий Богослов » (4:212). Вместе с этим, по отдельным вопросам семьи и брака имеются различные, в том числе противоположные, мнения. Особенно это касается супружеских отношений в области деторождения. Иначе говоря, физических (интимных) отношений между супругами и связи этих отношений с нечистотой и грехом. Так блж. Августин называет чувство физического (полового) влечения «недугом телесного вожделения, болезненной страстью» (21). Свт. Григорий Нисский говорит о естественном зачатии детей как о «скотском и бессловесном способе взаимного преемства» (22:58, 59. Гл. XVII). Свт. Игнатий Брянчанинов считает физическое влечение и удовлетворение «наслаждением плотским, скотоподобным» (24:138).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/sup...

Из корня страсти самолюбия на почве человеческого сердца вырастают, как три ствола, три основные страсти – чревоугодие, сребролюбие и тщеславие, или, если привести эти понятия к единому корню, – сластолюбие, сребролюбие и славолюбие. На них, как на трех китах, основываются все существующие страсти, которые, словно темные тучи, заслоняют от человека солнце правды – Христа – и уже в этой земной жизни лишают человека радости. Именно эти три страсти завладели сердцем праматери человечества Евы, прежде чем она решилась преступить Божественную заповедь: «И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание…» (Быт. 3: 6). Самолюбивое стремление к автономному существованию сделали первозданных людей беззащитными перед чревоугодием («дерево хорошо для пищи»), сребролюбием («приятно для глаз») и тщеславием («вожделенно, потому что дает знание»). В этих страстях, как в трех соснах, доныне блуждает человечество. Почему и апостол Иоанн Богослов говорит: «Ибо всё, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, – не есть от Отца, но от мира сего» (1 Ин. 2: 16), то есть всё те же три основные страсти, завладевшие падшим человеком со времен грехопадения Адама. По этой причине Христос, пришедший освободить нас от греха и смерти, вынужден, прежде всего, победить искушение именно этими страстями, предваряющими любой грех. По окончании сорокадневного поста Спасителя сатана приступает к Нему, ища во Христе действие страсти чревоугодия: «Если Ты Сын Божий, то вели этому камню сделаться хлебом» (Лк. 4: 3). Затем падший херувим предлагает Господу власть над всеми земными царствами, надеясь увлечь воплощенного Сына Божия страстью сребролюбия: «Тебе дам власть над всеми сими царствами и славу их, ибо она предана мне, и я, кому хочу, даю ее» (Лк. 4: 6). И как к последней надежде, диавол приступает ко Христу с предложением поступить по влечению к суетной славе, то есть по тщеславию, славолюбию: «Если Ты Сын Божий, бросься отсюда вниз, ибо написано: Ангелам Своим заповедает о Тебе сохранить Тебя; и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею» (Лк. 4: 9–11). В лице Господа нашего Иисуса Христа человечество впервые полностью побеждает те искушения, которые не смогли преодолеть наши прародители. Христос становится не только примером победы над страстями, но и Путем, по которому следует идти человеку, желающему освободиться от греха и страстей, и Путь этот открывается нам в Церкви, которая есть Тело Христово. Но пока человек не закончил свою земную жизнь, до тех пор как среди добродетелей главными «пребывают сии три: вера, надежда, любовь» (1 Кор. 13: 13), так и среди страстей нас обуревают, прежде всего, сластолюбие, сребролюбие и славолюбие.

http://pravoslavie.ru/75087.html

Итак, благодарною мыслью, благодарным сердцем, всей благодарною душою и телом моим я поклоняюсь, величаю и славословлю Тебя, Боже мой, как благословенного ныне и во веки веков. Аминь. Молитва седьмая, св. Иоанна Златоуста Отпусти, оставь, прости мне согрешения мои, Боже, которыми я согрешил пред Тобою словом ли, делом ли, помышлением, вольно и невольно, сознательно и неосознанно, всё мне прости, ибо Ты благ и Человеколюбец. И молитвами пречистой Твоей Матери, духовных Твоих служителей и святых Сил, и всех святых, от начала мира Тебе благоугодивших, благоволи мне без осуждения принять святое и пречистое Тело Твоё и честную Кровь, во исцеление души и тела и во очищение лукавых моих помыслов: ибо Твоё есть царство, и сила, и слава Отца, и Сына, и Святого Духа, ныне, и всегда, и во веки веков. Аминь. Молитва восьмая, его же Недостоин я, Владыко Господи, чтобы Ты вошел под кров души моей. Но так как Ты, Человеколюбец, хочешь жить во мне, то я дерзновенно приступаю. Ты повелеваешь, и я растворю двери, которые Ты один создал, и войдешь Ты с обычным человеколюбием, войдёшь - и просветишь мой помрачённый разум. Верую, что Ты совершишь это. Ибо Ты не ушёл от блудницы, пришедшей к Тебе со слезами; не отверг и покаявшегося мытаря; не прогнал и разбойника, признавшего в Тебе Царя; не оставил тем, чем он был, и раскаявшегося гонителя Твоего Павла ; но всем, пришедшим к Тебе с покаянием, дал Ты место в сонме друзей Твоих, единый Благословенный всегда, ныне и во веки веков. Аминь. Молитва девятая, его же Господи Иисусе Христе, Боже мой, ослабь, отпусти, смилостивься и прости мне, грешнику, негодному и недостойному рабу Твоему, все мои ошибки, согрешения и грехопадения, которыми я согрешил пред Тобою от юности моей и до настоящего дня и часа: сознательно или неосознанно, словами или делами, влечениями, мыслями, стремлениями и всеми моими чувствами. И молитвами бессеменно родившей Тебя пречистой Вечнодевы Марии, Матери Твоей, единственной твёрдой моей надежды, защиты и спасения моего, сподобь меня, причаститься пречистых, вечных, спасительных и страшных Твоих Таин, не навлекая на себя осуждения, в отпущение грехов и в жизнь вечную, в освящение и просвещение, в крепость, исцеление и здравие души и тела, в истребление и совершенное уничтожение злых моих помыслов, мыслей и представлений, а также нечистых мечтаний, тёмных и злых духов. Ибо Тебе принадлежит Царство и сила, и слава, и честь, и поклонение, с Отцом и Святым Духом, ныне и всегда и во веки веков. Аминь.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Итак, возлюбиши Господа Бога твоего от всего сердца твоего и от всего помышления твоего и от всея души твоея и всею крепостию твоею (см.: Втор. 6:5 ; Лк. 10:27 ). Я хочу, чтобы все твое помышление, весь ум, все созерцание твое были обращены ко Мне, чтобы ты не думал, не размышлял, не представлял себе ничего другого, кроме Меня; так, чтобы и малейшая твоя мысль не уклонялась к какому-нибудь другому предмету. От всея души твоея – Я хочу, чтобы все твое влечение, стремление, любовь, надежда твоя были направлены ко Мне и никто другой не имел места в твоем сердце. Всею крепостию твоею – Я хочу, чтобы вся твоя сила, весь труд и делание были посвящены Мне, и не потерплю, чтобы ты имел часть с другим господином. Я – Бог ревнитель и хочу один быть твоим Господом. Слыши, Израилю, Господь Бог твой Господь Един есть. Я хочу тебя всего, с телом и душой, и поэтому требую, чтобы ты любил меня одного, Мне одному служил всеми чувствами своего тела, всеми силами своей души. Возлюбиши Господа Бога твоего от всего сердца твоего... от всея души твоея и всею крепостию твоею. Так повелевает Бог. Мы рождены и воспитаны в мире и потому опутаны многоразличными узами мира; чтобы порвать их, Сын Божий пришел на землю, вооруженный мечом. Не мните, яко приидох воврещи мир на землю ( Мф. 10:34 ), заключить мир с отступником миром. И действительно, он – отступник, так как отделился от Бога и не признает Бога – мир Тем бысть, и мир Его не позна ( Ин. 1:10 ). Не приидох воврещи мир, но мечь ( Мф. 10:34 ), хочу вести с ним вечную войну, так как он Мой враг. Великие узы, слушатели мои, узы, которые привязывают нас к миру, есть любовь родителей к детям, детей к родителям, брата к брату, друга к другу, любовь к собственной жизни; и Христос говорит, что Он мечь приидох воврещи на землю, чтобы рассечь эти узы и отделить детей от отца их, дочь от ее матери и невестку от свекрови. Приидох бо разлучити человека на отца своего, и дщерь на матерь свою, и невесту на свекровь свою ( Мф. 10:35 ). Иже любит отца или матерь паче Мене, несть Мене достоин ( Мф. 10:37 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilija_Minjatij...

Конечно, безгрешно человек жить на земле не может; но не о совершенной безгрешности и речь здесь, а о стремлении верующего христианина к тому, чтобы господствовал над духом и в духе его не закон греха, а закон благодати и чистоты, чтобы он был рабом не греха, а закона Христова, плод которого есть святость, а конец — жизнь вечная (Рим. 6:22).     3Ибо довольно, что вы в прошедшее время жизни поступали по воле языческой, предаваясь нечистотам, похотям (мужеложству, скотоложству, помыслам), пьянству, излишеству в пище и питии и нелепому идолослужению; 4почему они и дивятся, что вы не участвуете с ними в том же распутстве, и злословят вас.    3—4. Довольно, что вы и проч.: речь апостола обращена, собственно, к уверовавшим из язычников, как показывает особенно упоминание о нелепом идолослужении, какому предавались они прежде; но некоторые черты речи, конечно, могли приложить к себе и уверовавшие из евреев, так что и к ним частию относилась эта речь апостола. — Довольно: в слове некоторая тонкая ирония; греху прежде послужили столько, что греховные ваши наклонности и стремления должны быть удовольствованы уже, пора перестать удовлетворять их. — В прошедшее время жизни: разумеется время до обращения читателей из язычества или иудейства ко Христу, или и дальнейшее — до времени написания послания, если предположить, что некоторые не вдруг отстали от некоторых из греховных действий, о коих говорится далее. — Поступали по воле языческой: воля языческая очевидно противополагается здесь воле Божией (ст. 2) и означает, в противоположность закону Божию откровенному и, в частности, закону Христову, закон греховного, не озаренного светом Божиим и благодатию Христовою естества человеческого, которое в невозрождении обладается греховными стремлениями и наклонностями, из коих некоторые и исчисляет далее апостол, каковы — нечистты: греческое слово означает греховные излишества всякого рода, особенно же не целомудренные (Рим. 13:13; 2 Кор. 12:21; Гал. 5:19); похоти — чувственные влечения всякого рода, но по преимуществу с их внутренней стороны, особенно же — сладострастие в его различных видах, и внутреннее, и во внешних проявлениях; пьянство — страсть к винопитию, греческое слово означает чрезмерность употребления вина; излишество в пище и питии — точнее, козлогласование и пьянство — оба слова указывают на языческие общественные пиршества при празднествах, особенно, например, в честь Бахуса, когда пили до одурения и пели разные сладострастные песни и вообще предавались всяческим безобразиям (ср.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010