В субботу на пятой неделе Великого поста Церковь торжественно возглашает молебное пение акафиста или благодарственной похвалы Пресвятой Богородице. 16 апреля. ПРАВМИР. В субботу на пятой неделе Великого поста Церковь торжественно возглашает молебное пение акафиста или благодарственной похвалы Пресвятой Богородице. Праздник этот установлен в IX веке за неоднократное избавление Константинополя помощью и заступлением Пресвятой Богородицы от нашествия врагов. При императоре Ираклии, когда патриарх Сергий, нося на руках своих икону Пресвятой Богородицы по городским стенам, умолял Господа о защите от персидских и скифских войск, осаждавших Константинополь, тогда народ искал защиты в храмах Божиих, день и ночь умоляя Усердную Заступницу спасти свой город. Император Константин Великий, основатель Константинополя, посвятил его Божией Матери и почитал Пресвятую Деву покровительницею своею и своей новой столицы. Многие храмы в честь Божией Матери были воздвигнуты в Константинополе. Во Влахернском храме хранилась Ее святая икона, написанная святым евангелистом Лукой. В ночь, когда соединенные силы агарян и персов с моря и с суши двинулись на город, внезапно восстала страшная буря, которая рассеяла и потопила суда нападавших. Остальные враги со стыдом бежали. Тогда во всю эту ночь благодарный народ, пребывавший во Влахернском храме, возгласил Защитнице града победную, всенощную и неседальную (акафист, греч. букв.  неседальный ) песнь: «Взбранной Воеводе победительная, яко избавльшеся от злых, благодарственная восписуем Ти раби Твои, Богородице!» И с того времени, в воспоминание столь великого чуда, Православная Церковь постановила празднество Похвалы Пресвятой Богородицы. Сначала праздник акафиста совершался в Константинополе в том Влахернском храме, где хранились чудотворная икона Божией Матери и священные предметы земной ее жизни — риза и пояс Ее; но позднее праздник был внесен в типиконы (уставы) монастырей святого Саввы Студийского и потом в церковные богослужебные книги, и с того времени сделался общим для всей Восточной Церкви.

http://pravmir.ru/tserkov-prazdnuet-pohv...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Источник фото: byzantica.ucoz.ru 14 октября 2023: Покров Пресвятой Богородицы 2 мин., 11.10.2019 Содержание 14 октября, в день Покрова Божией Матери, православные христиане вспоминают чудо, которое произошло в 910 году. По преданию, Богородица явилась молящимся во Влахернском храме в Константинополе. На Руси этот праздник называли Покров день. Мы расскажем о событиях и традициях Покрова. Что такое Покров Пресвятой Богородицы Покров Пресвятой Богородицы принадлежит к числу великих праздников Русской Православной Церкви. Его полное название — Покров Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. По преданию, Богородица явилась молящимся во Влахернском храме в Константинополе. Произошло это в 910 году. Божия Матерь распростерла свой омофор (покрывало для головы) над людьми, и это чудо стало знаком заступничества и утешения над людьми. Покров Пресвятой Богородицы празднуется только в Русской Церкви. Когда празднуется Покров Пресвятой Богородицы Покров Пресвятой Богородицы принадлежит к числу великих праздников. Дата праздника фиксированная — 14 октября по новому стилю (1 октября по старому стилю). Что можно есть на Покров Пресвятой Богородицы На Покров Пресвятой Богородицы поста нет. Если же день праздника выпадает на среду или пятницу — разрешается рыба. События Покрова Пресвятой Богородицы История самого события, послужившего поводом к установлению праздника, известна достаточно хорошо. К Константинополю подступили войска варваров. В те годы подобные набеги нередко заканчивались кровавой резней, и жители византийской столицы оправданно ждали, что уже к утру они могут проститься с жизнью. Священники города молились об избавлении от врагов, и вот в четвертом часу ночи будущем известному христианскому святому, юродивому Андрею Константинопольскому (славянину попавшему некогда в византийский плен), во Влахернском храме Константинополя явилось видение. На небе он увидел идущую по воздуху Богородицу, озарённую небесным светом, окруженную ангелами и сонмом святых. Как описывает это видение святой Димитрий Ростовский, Богородица «сняла с Себя блиставшее наподобие молнии великое и страшное покрывало, которое носила на Пречистой главе Своей и, держа его с великою торжественностью Своими Пречистыми руками, распростерла над всем стоящим народом”.

http://foma.ru/14-oktyabrya-2013-pokrov-...

Есть еще в Константинополе не менее замечательная церковь , именуемая «Влахернскою». В 911 году, в царствование Льва Мудрого , св. Андрей, Христа ради юродивый, находясь с учеником своим Епифанием в воскресный день во Влахернском храме на всенощном бдении, сподобился видеть Матерь Божию, стоящую на воздухе, со множеством Ангелов, Пророков и Апостолов, и осеняющую христиан Честным Своим омофором. «Видишь ли, брат, – сказал Андрей Епифанию, – Царицу и Госпожу всех, молящуюся о всем мире?» «Вижу, св. отче, – отвечал Епифаний, – и ужасаюсь». В память сего благодатного явления учреждено празднование Покрову Божией Матери 1 – го октября, ибо 1 – го октября было и самое явление. В этой же Влахернской церкви Божия Матерь, явившись в виде Царицы греческим зодчим, повелела им отправиться в Киев и создать там храм (что ныне великий храм Киево – Печерской Лавры), причем вручила им пречистый Свой образ – Успения. Во Влахернской церкви находится копия с чудотворного образа Влахернской Божией Матери и источник прекрасной свежей воды, посвященный пресвятому имени Приснодевы. В Константинопольской патриаршей церкви есть святыня, принесенная из Иерусалима, – это часть, значительной величины, того столба, к которому Спаситель мира привязываем был в темнице во время страданий за грехи наши. В этой же церкви почивают целокупные мощи св. жен: мученицы Соломонии, матери Маккавеев, мученицы Евфимии и царицы Феофании, супруги Льва Мудрого . В Константинополе существовала некогда знаменитая Студийская обитель, в коей игуменствовал богомудрый св. Феодор Студит ; там же подвизался св. Даниил Столпник и многие иные. Величественный Софийский храм, созданный в VI веке императором Иустинианом, существует и поныне, но превращен в мечеть завоевателем Константинополя Магометом II – м. В Константинополе, как и в Одессе, существуют также три подворья, принадлежащие тем же Афонским обителям. Помещаются они в Галате, недалеко от пароходной пристани. При каждой имеется церковь , где ежедневно совершается Богослужение.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Minin/...

Из замечательных мест и святынь паломнику следует, во время кратковременного пребывания своего в Константинополь, осмотреть: Патриарший дом, церковь Влахернской Богоматери, Живоносный источник Балыклу и, наконец, величайшую христианскую святыню, ныне превращенную в турецкую мечеть, храм св. Софии-Айя София. Патриарший дом, ныне существующий, устроен 300 лет тому назад на месте исчезнувшей теперь женской обители Пресвятой Богородицы. Первое, что обращает здесь на себя внимание – это заложенные ныне ворота, на которых повешен был турками в день св. Пасхи 12 апреля 1821 года патриарх Григорий V. Внутри двора находится самый дом, где живут и поныне патриархи, и патриаршая церковь св. Великомученика Георгия. Замечательна она тем, что в иконостасе её находится древнейшая икона Пресвятой Богородицы, а у правой стены покоятся мощи царицы Феофании, супруги императора Льва Мудрого, и Великомученицы Ефимии, перенесенные сюда из Халкидона, где собирался в 451 году четвертый Вселенский собор, осудивший ересь Евтихия и утвердивший равенство Константинопольской патриаршей кафедры с Римской. Тут же хранится великая святыня – часть каменного столба, к которому привязан был в Иерусалиме Иисус Христос , когда был заключен в темницу перед крестной смертью Своею. Наконец, здесь же сохраняется богато украшенный престол, по преданию, принадлежавший св. Иоанну Златоусту и ныне служащий престолом Константинопольских патриархов. Церковь Влахернской Богоматери сооружена была св. царевной Пульхерией по близости знаменитого дворца греческих императоров. В настоящее время это бедная церковь , славная только своими воспоминаниями. Здесь хранилась честная риза Пресвятой Богородицы, принесенная двумя братьями из Святой Земли при императоре Льве Мудром, и чествовалась чудотворная икона Влахернской Божией Матери, сделанная из воско-мастики и впоследствии перенесенная на Афон, а оттуда в Московский Успенский собор, где сохраняется и доныне. Из этой церкви совершался крестный ход в Софийский собор в первую неделю великого поста, по восстановлении почитания св. икон, посему и установлен был праздник Православия; в этой церкви св. Андрей юродивый удостоился видать Пресвятую Богородицу, благословляющую народ своим омофором; в память этого видения установлен праздник Покрова Пресвятой Богородицы 1 октября; и наконец в этом же самом храме Пресвятая Дева явилась в виде Царицы и вручила четырем мастерам икону Своего Пречестнаго Успения и деньги на сооружение великой Киево-Печерской церкви. Сия святая икона хранится и поныне в Киево-Печерской лавре и составляет главнейшую её святыню. Во Влахерне имеется целебный источник, и в небольшой часовне над ним чествуется древняя икона Пресвятой Богородицы.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

После всего этого люди, взяв Его, ударяли по ланитам, связали, били, осмеяли и, наконец, распяли; но Он и тогда не отвратился от них и, быв пригвожден ко кресту, говорил: Отче, отпусти им грех их ( Лк.23:34 ). Разбойника, который в начале поносил Его, Он ввел в рай; Павла из гонителя сделал апостолом, а ближайших и преданных Ему учеников предал на смерть для спасения распявших Его иудеев. Итак, представляя себе все это, сделанное Богом и людьми, будем подражать делам добрым и питать в себе любовь, превосходящую все дары, дабы нам получить блага настоящие и будущие, которых да сподобимся все мы благодатию и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа». (Из 32 беседы св. Иоанн. Злат, на 1 посл. к коринф.). Октябрь месяц. 1 день. Покров Пресвятой Богородицы Нынешняя столица турецкого государства, Константинополь, называвшийся прежде Царьградом, когда-то особенно отличался великолепными христианскими храмами. Между многими из этих храмов особенно выдавался Влахернский храм, посвященный имени Пресвятыя Владычицы. Православные жители Царьграда, вообще усердно посещавшие храмы Божии, любили особенно посещать церковь Влахернскую, как храм Заступницы своей, Царицы небесной. Случалось какое-нибудь народное бедствие: мор, голод, землетрясение, война, Влахернский храм с утра до ночи наполнялся усердными молитвенниками. Вот, в 903 году по рождестве Христовом, при императоре Льве Мудром, в последних числах сентября, по Царьграду разнеслась печальная весть, что страшные враги христианства, сарацыны (арабы), грозят греческому государству, что самая столица в опасности. И старые и малые спешат в храмы; толпы народа спешат и в храм Влахернский. Между молившимися тогда во Влахернском храме был св. Андрей, за свою странную подвижническую жизнь прозванный юродивым. Андрей был нищим; он казался малоумным, но этим он только старался прикрывать свои высокие достоинства, святые христианские подвиги, за которые многие, еще при жизни его, питали к нему уважение и благоговение. Накануне 1 октября, за всенощною в храме Влахернском в числе многих молитвенников был и св. Андрей юродивый с своим учеником Епифанием. Молитва шла общая, слезная. Вдруг св. Андрей, поднявши глаза к верху, видит необычайное явление: в высоте храма, в куполе, на воздухе парит над молящимися Пречистая Дева, окруженная ликами св. ангелов, пророков и апостолов, держит в руках Своих распростертый омофор (длинный, узкий платок) и осеняет им, как бы покрывает народ; Она молится Сыну Своему и Богу за род христианский. «Видишь ли, брате, Царицу и Госпожу всех, молящуюся о всем мире?» – спрашивает св. Андрей у стоявшего тут же ученика своего. – «Вижу, отец святой, – отвечает Епифаний, – вижу и ужасаюсь». Затем явление исчезает. Удостоившиеся видения не могли молчать о нем, так как оно клонилось к славе Царицы небесной, к утешению и ободрению падавшего духом народа. Слух об этом видении с быстротою молнии пронесся по всем пределам греческого царства.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Старинный список Влахернской иконы Божией Матери вернется в Высоко-Петровский монастырь 28 декабря, 2015. Новостная служба Возвращение иконы на историческое место стало возможно с возрождением монашеской жизни в обители 28 декабря. ПРАВМИР. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Древняя святыня Высоко-Петровского монастыря — Влахернская икона Божией Матери — будет возвращена в обитель.   «Возвращение иконы на историческое место стало возможно с возрождением монашеской жизни в древней Высоко-Петровской обители», — сообщает сайт монастыря. Влахернская икона Божией Матери прибыла в Москву из Константинополя 16 октября 1653 года. В 1701 году по заказу царя Петра I и его матери царицы Натальи была сделанная точная копия этого образа специально для Высоко-Петровского монастыря. Образ представляет собой ковчег, в котором высоким рельефом вырезано изображение Богородицы с Младенцем. В советский период Влахернская икона Богоматери Петровского монастыря находился в запасниках Исторического музея, сейчас пребывает в храме Рождества Богородицы в Старом Симонове. Высоко-Петровский монастырь основан в 1315 году святителем Петром, митрополитом Киевским, Московским и всея Руси. Известен по письменным источникам с 1317 года. Основная часть современного архитектурного комплекса монастыря сооружена в XVII—XVIII веках. В 1918 году был закрыт большевиками. Деятельность монастыря возобновлена с 2009 года. В 2015 году отмечается 700-летие со дня основания монастыря.   Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 7 сентября, 2015 29 декабря, 2021 26 ноября, 2020 19 марта, 2020 5 февраля, 2019 22 июня, 2018 4 мая, 2016 15 апреля, 2016 6 сентября, 2015 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели.

http://pravmir.ru/starinnyiy-spisok-vlah...

После Великой Отечественной войны в уцелевших строениях Спасо-Влахернского женского монастыря разместился пансионат для инвалидов войны. Возрождению обители предшествовало создание в 1990 году Влахернской православной общины поселка. В 1998 году на средства жителей был восстановлен храм во имя иконы Божией Матери «Нечаянная Радость». А в конце 2000 года по благословению Митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия в пока еще разрушенной обители появились первые насельницы. 20 апреля 2001 года совершилось торжественное открытие Спасо-Влахернского женского монастыря. В рабочем посёлке Деденево, недалеко от северных врат Спасо-Влахернского женского монастыря находится небольшая церковь Божией Матери " Нечаянная Радость " , которая имеет своеобразную архитектуру и древнюю историю. На этом месте, где ныне возвышается каменный храм, в 1795 году по распоряжению помещика, владевшего Деденевым, Василия Васильевича Головина была смонтирована и вновь освящена деревянная кладбищенская церковь Покрова Пресвятой Богородицы, перевезённая из соседнего села Покровского-Ртищево (там она располагалась на местном погосте). Чем было вызван такой переезд, история умалчивает. Внутри храм был расписан и отделан местными крестьянами-резчиками. Головины заботились о переехавшем храме, всегда снабжали его необходимой богослужебной утварью, книгами, иконами... В 1818 году деревянный Покровский храм сгорел. Долго на этом месте не строилась церковь. Лишь, в 1878 году на церковном месте была срублена небольшая деревянная часовня в честь иконы Божией Матери Смоленская " Одигитрия " - родового образа Головиных. В часовню был подарен и хранился в ней другой образ - почитаемая икона " Спаситель в темнице " . В 1910 году вместо сильно обветшавшей к тому времени деревянной часовни была воздвигнута новая часовня из кирпича, оштукатуренная и выкрашенная в белый цвет. Часовенка была выстроена чуть ближе к северной стене святой обители, на 6 саженей. Проект был разработан архитектором Михаилом Дмитриевичем Холмогоровым в стиле построек знаменитого зодчего А. В. Щусева. Здание является интерпретацией стиля модерн, очень модным в то время в Российской империи. Многие современники утверждают, что храм был выстроен в типично неорусском стиле. Внешние архитектурно-декоративные мотивы навеяны традициями новгородско-псковской архитектурной школы зодчества. Сия часовня был построена на пожертвования разных лиц и московского мещанина В. М. Виноградова.

http://sobory.ru/article/?object=00516

«Влахернская церковь разорена до основания, — сообщал в 1719 г. русский паломник Матвей Нечаев. — Ныне на том месте огород — владеют турки; только обретается едина Ахиазма (источник воды. — А. А.). А егда празднует Церковь Божия Положение честныя ризы Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы во Влахерне, — тамо приходит множество народа с иконою Богоматери, и молебные пения совершают, а туркам дают плату: всякий христианин по паре, по-нашему по 3 деньги». Такую же картину упадка наблюдал здесь более века спустя и Н. С. Всеволожский. « Церковь Влахернская разорена до основания, видны еще остатки фундамента и небольшая, почти совсем заваленная часовенька, в которой поставлена икона Влахернской Богоматери. Я нашел там старого священника и отслужил молебен», — сообщал русский паломник в 1836 г. Почему же, несмотря на то, что от Влахернского храма остались лишь руины, сюда постоянно устремлялись русские паломники? Дело в том, что ко Влахернской церкви православные христиане относились с особенным благоговением: тут хранилась Риза и Пояс Пресвятой Богородицы. Риза (мафорий) Пресвятой Богородицы представлял собой головное покрывало, спускающееся на плечи; это был кусок ткани из шерсти. Этот «омофор» византийские императоры носили с собой в походах в качестве священного знамени. Святой Пояс Богоматери хранился в особом кивоте, скрепленном серебряной печатью. Однажды супруга императора Льва Философа (886–912) заболела тяжелым недугом — беснованием. По приказанию императора Льва кивот со священным сокровищем был вскрыт, святой Пояс возложен на болящую императрицу, которая тотчас исцелилась от своего недуга. После этого Пояс был торжественно помещен во Влахернской храм для поклонения, и в память этого события Православная Церковь 31 августа (ст. ст.) празднует «Положение Пояса Пресвятой Богородицы». (Сохранившаяся часть Пояса находилась на Афоне в Ватопедском монастыре. ) Для русских паломников Влахернская церковь всегда была объектом особого почитания. В 960х годах русские дружины под водительством Аскольда и Дира совершили морской поход на Константинополь. На двухстах ладьях русское войско добралось до Константинополя, но к осаде города приступить не удалось. Один из жителей города — святой Андрей, Христа ради юродивый, находясь во время богослужения во Влахернском храме сподобился видеть Матерь Божию, стоящую на воздухе со множеством ангелов, пророков и апостолов, и осеняющую христиан своим честным Омофором. После этого видения св. Омофор был погружен в волны залива Золотой Рог, и разразивишаяся вслед за тем буря, разметала русские языческие корабли. Лишь немногим воинам удалось спастись и вернуться в родные края. В память этого события был установлен праздник Покрова Пресвятой Богородицы, чествуемый на Руси ежегодно 1 октября (ст. ст.).

http://azbyka.ru/palomnik/blogs/arh-avgu...

В храме есть мозаическая икона св. Феодосии, перенесенная, по преданию, из храма прежнего прихода «Святой». В приходе собственно нет ни одной признанной церковью агиасмы. Находящаяся же в Зейреке или Мефа-Мейдан агиасма Богоматери принадлежит Македонскому филантропическому братству, которое содержит на доходы от агиасмы гимназию «Τσοτλειον»; в квартале Карабаш-Джадеси находятся две другие агиасмы св. Василия, чтимые лишь местно и по народному усердию. В ограде храма св. Николая находится небольшая церковь или придел (παρελσιον) во имя св. Харалампия. 3. Приход Мухлия (к юго-западу от Фанара) с церковью Успения Богоматери, называемой τν Μογγολων (прежде – Магулиотисса), с мозаической полуразрушенной иконой Богоматери. При храме две агиасмы: св. Анны и Успения Богоматери. 4. Приход Потира с церковью св. Георгия или Антифонита, построенной в 1830 г. В храме находится икона Христа Спасителя или Антифонита, приписываемая, по преданию, евангелисту Луке, и св. Антония, написанная в 1791 г. Против храма расположена агиасма Христа Спасителя или Антифонита. 5. Приход Валина (в квартале Валата) с церковью Успения Богоматери, построенною в 1843 г. В храме почивают мощи свв. Косьмы и Дамиана, Харалампия и Трифона. Есть и агиасма св. Мины. 6. Приход Валата с церковью архистратига Михаила и прочих Бесплотных Сил, построенная в 1833 г. при патриархе Константии I. При храме – две агиасмы: св. Николая и Бесплотных Сил. 7. Приход Ксилопорты с церковью св. Димитрия Канави был вновь построен в 1835 г. В храме достопримечательны: плащаница 1650 г., саркофаг и официальный кодекс с сведениями о взносах прихода в пользу Великой Христовой церкви. С 1750 г. в храме находится икона Богоматери Влахернской. Для прославления ее составлен и особый акафист. В ограде церкви находится агиасма св. пророка Ильи. В воспоминание того, что в Ксилопорте некогда была патриархия, ежегодно в праздник св. Димитрия в местном храме бывает хоростасия патриарха и священного синода. В пределах прихода Ксилопорты находится и агиасма Богоматери Влахернской, существовавшая в византийскую эпоху при знаменитом храме Богородицы во Влахернах.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/p...

Евангельская группа при храме в честь Покрова Пресвятой Богородицы Занятия дают возможность изучать Св. Писание, глубже изучая церковную жизнь, дают навык миссионерства, способствуют сплоченности прихожан, дают возможность задать вопросы настоятелю храма... Евангельская группа при храме Рождества Пресвятой Богородицы На занятиях каждый участвует в общении, а также в результате лучше понимает Писание, христианскую жизнь и более осмысленно воспринимает богослужение... Посещение группы дает возможность изучать Священное Писание соборно с другими людьми, а через это ... Евангельская группа при Свято-Сергиевском соборе Евангельская группа при Свято-Сергиевском соборе г. Уфы возникла в марте 2002 года по инициативе иерея Георгия Чибирева, которому хотелось объединить православную молодежь. Митрополит, а в то время архиепископ Никон (Васюков) благословил необычную ... Евангельская группа при храме Влахернской иконы Божией Матери Евангельская группа при храме Влахернской иконы Божией Матери была создана летом 2012 г. с целью формирования у молодых прихожан храма навыков чтения Священного Писания, размышления над ним и работы со святоотеческими толкованиями. Создание группы ... Православная Миссионерская Малая Группа Саратова (ПММГС) В апреле 2012 года слушатели епархиальных миссионерских курсов (выпуск 2012 года) Саратовской митрополии заинтересовались словами преподавателя дисциплины «Миссиология» иерея Павла Усова (руководитель миссионерского отдела Саратовской митрополии) ... Евангельский кружок при храме иконы Божией Матери Взыскание погибших в Липецке Группа существует с зимы 2011–2012 года. На ее создание участники были вдохновлены опытом участия в евангельских группах молодежной общины «Агапа» и тем Присутствием Божиим, которое ощущается, когда все вместе размышляют над Словом. Создание ... Евангельский кружок на английском языке при храме Усекновения главы Иоанна Предтечи, что под Бором, имени святых Кирилла и Мефодия, на Пятницкой    Наша группа по изучению Евангелия от Иоанна на английском языке был создан в рамках Православных курсов английского языка им. свт. Феликса Бургундского в сентябре 2015 г. по благословению настоятеля Елоховского кафедрального собора и ...

http://bible.predanie.ru/tag/pyantnica

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010