По смерти родителей блаж. Петка решилась совсем расстаться с миром. По сведениям, собранным святогорцем Никодимом, прежде чем удалилась она в палестинскую пустыню, посетила Царьград и обошла св. места его; здесь выслушивала она наставления ревностных подвижников. По их совету поселилась в предместье ираклийском при уединенном храме покрова Богоматери; она провела здесь в молитвах, посте и слезах пять лет. Исполняя давнее желание своё, отправилась она в Палестину и поклонившись местам, освященным жизнию Спасителя, осталась жить в иорданской пустыне.– Одному Господу известны все подвиги равноангельного пустынного жития преп. девы. Истаевая то от зноя, то от холода, она питалась только травою и то по закате солнца. Злой дух искушал её мечтами и привидениями: «но добрая Петка Вышняго положи прибежище себе». Так провела она жизнь до старости, не давая себе покоя, в ожидании небесного Жениха. Однажды, когда она стояла на молитве, явился ей ангел и сказал: «оставь пустыню и возвратись в твоё отечество,– там тебе надобно оставить тело на земле и душею перейти к Господу».– Преподобная возрадовалась, что близко время разрешения её от тела, но жаль ей было расстаться с пустынным уединением. Повинуясь воле небесной, она отправилась в отечество и на море довелось ей испытать бурю. Прибыв в Константинополь, посетила св. Софию и во влахернском храме молилась пред чудотворною иконою Богоматери. Воротившись в родное местечко Пивать, она не застала в живых никого из знакомых, и при храме св. апостолов пребывала в молитве. Прошло два года по возвращении её из пустыни. Блаженная молилась в уединении своём и на молитве предала дух свой Богу. Тело её похоронено христолюбивыми, как тело странницы, никому не сказавшей о себе, откуда она. Это было в первой половине XI столетия. Близ того места, где похоронена была преподобная, подвизался столпник. Случилось умереть моряку и тело его брошено было не вдали от того места. Смрад от тела до того был силен, что столпник вынужден был сойти со столпа и просить близких жителей предать земле тело несчастного.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

После малого входа «боголюбезнейшие» митрополиты начинали совершать честную хиротонию, во время которой христолюбивый царь находился в алтаре и, несколько отступив от престола, стоял у одной из западных серебряных колонн кивория. По окончании хиротонии царь, пройдя по правой стороне алтаря и мимо горного места, направлялся в евктирий, или молельню, помещавшуюся возле алтаря, – где было водружено серебряное Распятие. Царь, держа свечи, совершал перед ним троекратное поклонение и благодарил Бога за дарование нового патриарха. Затем он подходил к патриарху и приносил ему поздравление по поводу совершения хиротонии. Если хиротония происходила в великий Господний праздник или в какой-либо высокоторжественный день, в который Придворным Уставом предписывалось совершать большой царский выход в Св. Софию, то царь после поздравления патриарха уходил в митаторий и оставался в храме до конца литургии – принимал участие в великом входе, совершал выход для причащения Св. Тайн и т. д., а по окончании богослужения он прощался с патриархом, раздавал апокомвий, сам получал от патриарха «евлогии» и, наконец, обычным путем возвращался во дворец. Если же хиротония была назначена на такой день, когда Уставом предписывалось совершать средний выход, или царю надлежало присутствовать за богослужением в другом византийском храме, тогда, конечно, выход отличался меньшей торжественностью, а затем царь, отправившись после поздравления патриарха в митаторий, вскоре уходил отсюда по витой лестнице, находившейся у св. кладезя, в катихумении и, прослушав там Евангелие, возвращался во дворец тем же путем, которым и пришел. 585 Так именно поступили цари Константин VII и Роман I Лакапин с сыновьями в день хиротонии Феофилакта, боголюбезнейшего синкелла и сына Романа, совершенной в 933 г. на Сретение, когда императоры обыкновенно присутствовали за богослужением во Влахернском храме: прослушав в катихумениях Евангелие, они через Диаватики возвратились во дворец. 586 Что касается чина хиротонии патриарха, то, не входя в исследование его генезиса, постепенного нарастания и изменений в течение нашей эпохи, представим лишь описание этого чина в творении Симеона Солунского « Περ των ερν χειροτονιν», чтобы увидеть, как он совершался в конце нашего периода.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/o...

По смерти родителей блаженная Петка решилась совсем расстаться с миром. По сведениям, собранным святогорцем Никодимом, прежде чем удалилась она в палестинскую пустыню, посетила Царьград и обошла святые места его; здесь выслушивала она наставления ревностных подвижников. По их совету поселилась в предместье ираклийском при уединенном храме Покрова Богоматери; она провела здесь в молитвах, посте и слезах пять лет. Исполняя давнее желание свое, отправилась она в Палестину и, поклонившись местам, освященным жизнью Спасителя, осталась жить в Иорданской пустыне. Одному Господу известны все подвиги равноангельского пустынного жития преподобной девы. Истаивая то от зноя, то от холода, она питалась только травою и то по закате солнца. Злой дух искушал ее мечтами и привидениями, но «добрая Петка Вышнего положи прибежище себе». Так провела она жизнь до старости, не давая себе покоя, в ожидании Небесного Жениха. Однажды, когда она стояла на молитве, явился ей Ангел и сказал: «Оставь пустыню и возвратись в твое отечество, – там тебе надобно оставить тело на земле и душою прейти к Господу». Преподобная возрадовалась, что близко время разрешения ее от тела, но жаль ей было расстаться с пустынным уединением. Повинуясь воле Небесной, она отправилась в Отечество, и на море довелось ей испытать бурю. Прибыв в Константинополь, посетила святую Софию и во Влахернском храме молилась пред чудотворною иконою Богоматери. Воротившись в родное местечко Пиват, она не застала в живых никого и из знакомых, и при храме святых апостолов пребывала в молитве. Прошло два года по возвращении ее из пустыни. Блаженная молилась в уединении своем и на молитве предала дух свой Богу. Тело ее похоронено христолюбивыми, как тело странницы, никому не сказавшей о себе, откуда она. Это было в первой половине Х1 столетия. Близ того места, где похоронена была преподобная, подвизался столпник. Случилось умереть моряку, и тело его брошено было невдали от того места. Смрад от тела до того был силен, что столпник вынужден был сойти со столпа и просить близких жителей предать земле тело несчастного.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Брат Петкы, когда достаточно научен был священному Писанию, пожелал иночества и с согласия родителей постригся под именем Евфимия. Восходя постепенно в жизни духовной, он стал мужем твёрдым. По известности о его высокой жизни возведён он был на епископскую кафедру епархии Мадитской; здесь он прославился добродетелями и борьбой с еретиками. Он почил в глубокой старости и тело его положено было в соборном храме, где источало чудеса. Михаил Пселл в похвальном слове п. Михаилу Керуларию (1043–1058 г.) с похвалами отзывается о святителе Евфимии, как о современнике или несколько прежде процветавшем на кафедре Мадитской, на берегу моря 177 . По смерти родителей блаж. Петка решилась совсем расстаться с миром. По сведениям, собранным святогорцем Никодимом, прежде чем удалилась она в Палестинскую пустыню, посетила Царьград и обошла святые места его; здесь выслушивала она наставления ревностных подвижников. По их совету поселилась в предместье Ираклийском при уединённом храме Покрова Богоматери; она провела здесь в молитвах, посте и слезах пять лет. Исполняя давнее желание своё, отправилась она в Палестину и, поклонившись местам, освящённым жизнью Спасителя, осталась жить в Иорданской пустыне. – Одному Господу известны все подвиги равноангельского пустынного жития преп. девы. Истаивая то от зноя, то от холода, она питалась только травой и то по закате солнца. Злой дух искушал её мечтами и привидениями; «но добрая Петка Вышнего положи прибежище себе». Так провела она жизнь до старости, не давая себе покоя, в ожидании небесного Жениха. Однажды, когда она стояла на молитве, явился ей ангел и сказал: «оставь пустыню и возвратись в твоё отечество, – там тебе надобно оставить тело на земле и душою прейти к Господу». – Преподобная возрадовалась, что близко время разрешения её от тела; но жаль ей было расстаться с пустынным уединением. Повинуясь воле небесной, она отправилась в отечество и на море довелось ей испытать бурю. Прибыв в Константинополь, посетила св. Софию и во Влахернском храме молилась перед чудотворной иконой Богоматери.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

и сим помале сбывшаяся предуказа. Но сему убо сице случившуся. якоже посреде помянути, негли не невременно есть. сице к прочим поведанием возвратимся. В 15 августа месяца. обычне царем праздник совершающим, преставления Приснодевы и Божиа Матере, во всечестном ея Влахернском храме. в полудни достигоша тамо служителие честных сих. и положиша в горнем молитвенице таковаго божественаго храма, ковчег внутрь имеющ и икону и епистолию. И приступивше царие, и внеуду с чествованием целоваху и и поклоняхуся. Таже с честию и светлым провожением и со свещами многыми, к царскому кораблю принесше ю. с нею достигоша царских полат. и в божественом сущем тамо храме, иже Фарос именовася. положиша ю в последствующии день. иже в 16 августа месяца есть. Таже со страхом и благоговеинством, целование паки и поклонение сотворше. и приемше ю оттуду священницы же и юношествующии царие. старыи бо за немощь в дому остася. со псалмы и песньми, и обилным светом, сквозе водящия к морю улицы, в царскии корабль паки вложивше. мало не близ града хождение творяще. даже образом некоим опояшет града, морским своим шествием. вне западныа стены града доплуша, идеже из корабля излезше, пеши шествующе. царие и вси старейшинаго совета, и священноначальствуаи, со всяческим церковным исполнением. с подобающим светлым провожением, аки другаго ковчега, паче же и выше того, святейших и честнейших хранителныи сосуд провождааху. И внешняа стены даже до златых врат обшедше. с высочайшими псалмопении и хвалении и славословии духовными. и с бесщисленым свещь светом, всенародное составляюще провожение, сквозе града шествие совершаху. святыни причащатися, и большиа крепости граду, тем верующе. и невредиму и необориму во веки соблюстися. Народу же упражняющуся. и аки великия волны народу отвсюду двизающуся и сходящуся. человек некий ногами разслаблен. и немощен от долгаго времене. своими слугами подпираася, воста ко еже видети преходящий божественыи образ. и вкупе видению предивне здрав быв. И познав твердых бывших глезнеи своих, притече сам шествуа.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Porfirev/...

Апостолов 1395 . О том же говорит присутствие в них или рядом с ними баптистериев, выстроенных преимущественно во второй половине VI – начале VII вв., число которых к концу раннего средневековья достигло, вероятно, шести-девяти (около Уваровской, Восточной, Западной базилик, базилики 28, базилики фемного претория, а также в базилике 1935 г., «базилике в базилике», «храме с ковчегом» и загородном храме Богоматери Влахернской), причем среди них были как крещальни чистого типа, так и крещальни-мартирии с углубленными или поднятыми купелями. Все эти сооружения прекрасно вписались в оставшийся неизменным доминантный каркас застройки христианского Херсона, поскольку строительство велось в важнейших точках рельефа, с учетом исторической традиции и планировки, привязанной к очертаниям плато водораздела, пересекавшего город в направлении запад – восток 1396 . Рис. 394. Реконструкция обьемно-планировочной структуры базилик Херсона. 1 – Восточная базилика; 2 – Западная базилика; 3 – базилика 1935 г.; 4 – «базилика в базилике»; 5 – базилика на агоре; 6 – Северная базилика; 7 – базилика 1932 г.; 8 – Уваровская базилика (по Ю. Г. Лосицкому) Не исключено, что объяснение «архитектурного бума», открывшего раннесредневековую пору истории, кроется в целом комплексе причин, сработавших разом: это и превращение Херсона в центр византийского дуката на крымской земле, и окончательное завершение процесса христианизации города, и решение проблемы канонизации первых херсонесских мучеников, епископов-подвижников, вообще, появление в городе значимых св. мощей, и обретение реликвиями смысла после того как им нашли места в подлинной истории, и необходимость в новых культовых зданиях вследствие обветшания прежних немногочисленных христианских храмов, построенных в конце IV–V вв., и бурный рост паломничества, и выделение государственных и церковных средств под программу такого крупномасштабного имперского строительства, и стабилизация политического положения в Таврике вследствие заключения мира с тюркским каганатом в 589/590 г., и, наконец, реакция на перенесенный катаклизм, который потребовал усиленных молений об избавлении в дальнейшем от опасности и ликвидации последствия очередного после 480 г. достаточно мощного землетрясения или, скорее, серии продолжительных, но с перерывами подземных толчков, сопровождавшихся разрушением, повреждением зданий по всей территории городища и человеческими жертвами. Судя по статистике периодичности таких сейсмических катастроф для Крыма и сведениям византийских историков для Константинополя и севера Малой Азии, такие толчки могли случиться как раз ко второй половине VI в., а точнее, в 550-х гг. 1397 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Конец правлению Маврикия положил военный бунт, подготовлявшийся в течение нескольких лет в дунайской армии. Свойственная людям всех времен вера в предзнаменования отразилась в записях хронистов, сохранивших такой рассказ. – В марте месяце 601 года вдовствующая императрица София, удержавшая и при Маврикии свой сан августы, и жена Маврикия, Константина, поднесли императору новую великолепную корону как подарок в день Пасхи. Вместо того чтобы возложить ее на себя, Маврикий повесил ее в храме св. Софии над престолом. Обе императрицы увидели в этом дурное предзнаменование, и Константина провела Пасху в раздоре с супругом. 1167 Хотя в тот год Приск поднял славу римского оружия в вероломной войне с аварами, но популярность императора падала все ниже. Это сказалось в двух эпизодах, занесенных в хроники. – Однажды какой-то человек в монашеском одеянии прошел по людным улицам от Форума до Халки с палкой в руках, изображавшей меч, и предсказывал смерть от меча императору и его семейству. В ноябре во время одной умилостивительной процессии, когда император шел в толпе без обуви вместе со своим сыном Феодосием, и шествие достигло квартала Карпиан, кто-то бросил в Маврикия камнем, и за первым полетело много других. Герман закрыл своего зятя Феодосия плащом и увлек его из толпы, император бежал и едва укрылся в Влахернском храме. А толпа, выискав человека, похожего на императора лицом, набросила на него черный плащ, посадила на осла и водила с издевательством по городу, в грубых шутках издеваясь над многочисленностью детей императора. Хронист прибавляет, что было много арестов и казней. Феофилакт, также занесший этот эпизод в свою историю, свидетельствует, что император покарал нескольких виновных ссылкой, но скоро вернул их из изгнания. Он дает также и объяснение причины народного раздражения против императора: в столице в ту пору был недостаток в хлебе. 1168 Через год после того разыгрался бунт в армии, о чем было изложено выше в другой связи. Когда Петр привез в столицу известие о бунте, Маврикий, как бы не придавая этому значения, стал чаще обычного давать ристания на ипподроме. Так как слухи о бунте проникли в столицу, то на ипподроме было сделано через глашатаев объявление успокоительного характера. Венеты, партия императора, кричали: «Бог, повелевший тебе царствовать, положит под ноги твои всякого, кто восстает на твою державу. Если римлянин (т. е. солдат) восстает на тебя, Господь покорит его без пролития крови». Прасины кричали: «Господь, творец всяческих, покорит тебя всякого врага, своего и чужого, без крови». Император сказал в ответ: «Пусть вас не тревожит своеволие и бесчинство солдат». На четвертый день после этого, император вызвал представителей димов и справился насчет численности димотов. Сергий представил ему список 1500 членов партии зеленых, Косьма – 900 синих. 1169

http://azbyka.ru/otechnik/Yulian_Kulakov...

Но следует только пристальнее всмотреться в жизнь мира вообще и в ход истории человечества в частности, как наша мысль откроет в порядке явлений, совершающихся в мире, не просто причинную связь и последовательность, но и известный общий план и определенную конечную цель, а эти план и цель позади видимого действия слепых сил природы укажут нам также невидимое действие в мире силы премирной и премудрой, словом – того, что на языке веры называется Промыслом Божиим. Для людей, необычайными подвигами добродетельной жизни снискавших особенную благодать у Бога, истина таинственного влияния высших сил горнего мира на силы и явления земного мира, по соизволению Божию, нередко становилась предметом ясного духовного созерцания, открывалась в поразительной картине такого или иного чудного вспоможения со стороны непосредственно ли самого Бога, или других существ, обитающих в небесном мире, нашему земному миру. Такой именно смысл наглядного откровения действия Промысла Божия в мире принадлежит, например, явлению в Влахернском храме блаж. Андрею Божией Матери, сначала слезно молившейся за предстоявший в храме народ, а потом простершей над ним свой честный покров. Непрестанное действие в мире всемогущества, премудрости и благости Божией, в которых все истинное и доброе находит себе опору и укрепление, напротив все злое и ложное – препятствие, пресечение или по крайней мере направление к тому, чтобы невольно влекло за собой добрые последствия, – эта истина заключает в себе величайшую отраду для сердца человеческого, сообщает непоколебимую устойчивость нашему духу в его тяжелых трудах при стремлении к каким-либо высоким, нелегко достижимым целям, и светлой надеждой на будущее ободряет наше сердце, спасает нас от малодушия и отчаяния при стечении даже самых несчастных обстоятельств в нашей жизни. К сожалению, вере в Промысл Божий, столь существенно важной и необходимой как для нашего земного благополучия, так и для спасения в будущей жизни, в наше время придают слишком мало значения, и если не прямо отвергают, то часто совсем забывают ее при совершенном погружении в житейские суеты; а между тем многие грустные явления в нашей жизни – мрачный и безнадежный взгляд на жизнь, не усматривающий в ней никакого смысла, холодность и не расположенность к усиленному труду и, наконец, сколько безрассудное, столько же и противоестественное посягательство иных на собственную жизнь, – как неизбежные следствия ослабления веры в Промысл, сами собой говорят о бесценности и спасительности для нашей жизни этой веры.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann-Petropav...

Между тем, если бы это было отверстие для вложения мощей, оно бы требовало наличия над ним престола, а это нарушало известное правило единственности алтаря: последний находился, как и полагалось, в главной апсиде базилики, где он действительно стоял над крестовидной, отчасти вырубленной, отчасти сложенной из плинфы на цемянке мощехранительницей глубиной 0,48 м 1093 . Человек, входивший в такой баптистерий, наступал на гробницы, покрытие которых служило полом, как это было в указанной крещальне при Западной базилике, где в четырех вырубных могилах были похоронены высокопочитаемые, знатные клирики (инвентарь погребений включал серебряную фурнитуру оклада, подушечку с лавровыми листьями), или в небольших крещальнях при «храме с ковчегом» и при монастырском храме Богоматери Влахернской, под полом которых находилось по одной гробнице 1094 . Таким образом, христианский обычай самоуничижения здесь был воплощен в полной мере. Кроме того, данный пример херсонских баптистериев с могилами подтверждает, что раннехристианское правило, запрещавшее хоронить в крещальнях, соблюдалось непоследовательно. Особо следует отметить, что наличие особой, триконхиальной (Т-образной), полукруглой, прямоугольной или многогранной формы купели, вынесенной в апсидку, сводчатую конху или нишу в стене, а также процессионный тип некоторых херсонских баптистериев (при «базилике в базилике», базилике 1935 г. и предположительно при базилике указывают на заметное влияние Христианского Востока, особенно Сирии, где, в отличие от прочих регионов, купели в апсиде встречаются систематически 1095 . То, что в этом кажущемся многообразии, многовариантности прослеживаются общая для Таврики конструктивная схожесть и параметры, подтверждают немногочисленные пока случаи находок боспорских крещален. Так, в Тиритаке, в базилике VI в., недалеко от порога входа, на расстоянии 0,80 м к юго-востоку, в кладке массивного, метровой ширины фундамента была устроена ниша, очевидно, для купели в виде четырехугольного углубления длиной 1,15 м, шириной – 0,75 м и глубиной 0,55 м, которая была облицована плитками проконнеского мрамора на известковом растворе.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Два мужа – блаженный Андрей и ученик его Епифаний, молившиеся в храме Влахернском, увидели Её, Пречистую Деву, тоже молящуюся и простирающую омофор над городом, который находился в великом несчастии 25 . Они в молитве видели Её молящуюся. Поэтому и нам в этот день в нашей мере нужно назидать себя из слов Священного Писания , говорящих о молитве. Один святой отец – авва Агафон, когда его спросили, какая добродетель наиболее трудна, ответил так: «Простите мне, я думаю, что нет большего труда, как молиться Богу без развлечения; ибо всегда, когда человек хочет молиться, враг старается отвлечь его; ибо знают демоны, что ничто так им не противодействует, как молитва к Богу. И во всяком подвиге, какой бы ни предпринял человек, во время совершения его получает успокоение, а молитва до последнего воздыхания требует борьбы 26 ». Если так определяет наиболее трудную добродетель авва Агафон, то, конечно, нам, прежде всего, знакома эта трудность в молитве, ибо это нам так трудно молиться без развлечения, и мы оставляем молитву, когда находит уныние и нет желания молиться. Так обычно относимся мы и к вечерней молитве, и к утренней, и в храме продолжаем это беззаконное дело. «Если молитва есть, то я молюсь, а если нет, то, как же я буду принуждать себя». Так говорим мы. А вот свидетельство великого [подвижника], который в подвиге прожил десятки лет. Когда мы подходим к молитве, нам, прежде всего, нужно помнить не только о том, что молитва есть большой труд, но и о том, что нам заповедано – непрестанно молитесь ( 1Фес. 5: 17 ). Стало быть, молиться нужно не только в тот момент, когда мы стоим на молитве утром и вечером. Что значит непрестанно молиться? Один старец египетской пустыни «был спрошен: что значит непрестанная молитва? И ответил: из самой глубины сердца воссылаемое моление к Богу с прошением полезного. Ибо не тогда мы только молимся, когда стоим на молитве; но истинная молитва есть та, когда мы можем всегда молиться в себе» 27 . Стало быть, от нас воистину требуется непрестанная молитва , ибо в каждый момент мы должны молиться, и молитва заключается не в том, что мы стоим на молитве.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Mechev/...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010