По сведениям Н. И. Троицкого , размеры крестовидного здания с внутренней стороны составляли 23 аршина в ширину (16,35 м) и 24 аршина в длину (16,8 м) 448 . Ю. Г. Лосицкий, на основании расчитанного им строительного модуля, приводит иные размеры: ширина всех ветвей креста – 7,07 м, длина – 6,06 м. В любом случае, это был один из самых крупных херсонских мартириев такого типа, который мог сравниться по величине лишь с крестовидным кафоликоном на месте античного театра, ставшим литургическим центром и архитектурной доминантой южного региона города 449 . Рис. 237. Помещение крещальни при храме Богоматери Влахернской. Темное углубление внизу – место находки монет конца IV–VI вв. Фото 1902 г. Доследования храма О. И. Домбровским подтвердили догадку А. Л. Бертье-Делагарда о том, что в заплечьях внутренних углов здания первоначально стояли колонны, поддерживавшие перекрытие центрального квадрата, вероятно, в виде купольного свода, украшенного смальтовой мозаикой 450 . При устройстве мозаичного пола они были убраны, но на их местах остались следы приподнятых площадок, связанных с фундаментом стен. Во втором строительном периоде, когда возник мозаичный пол, заходивший в выемы внутренних углов и закрывший каменные основания колонн, как подчеркнул О. И. Домбровский, в этих углах колонн уже не было и, стало быть, перекрытие средней части здания стало иным, не обязательно купольным. Правда, Л. Г. Хрушкова обратила внимание, что такая замена свода деревом была бы необычной и предположила иной вариант системы опор: «арки рукавов креста опирались на пилястры, слитые со стенами» 451 . Но закрытие всех выемов мозаикой не оставляет места для пилястров. Во всяком случае, археологически они не зафиксированы. Другое дело, что толщина стен в 0,9–1 м, сложенных на извести, и присутствие довольно широких заплечий и арочных тяг указывает на несомненное существование сводов над четырьмя ветвями креста, что требовало, скорее, их коробового покрытия 452 . Видимо, не ранее второй половины XI в. после разрушения храма, очевидно, в результате мощного землетрясения, при его перестройке в центральной части здания появилась новая коническая крыша на деревянных стропилах, чем и объясняется большое количество дерева, найденного при раскопках 453 . Плинфа размерами 0,27 х 0,27 х 2 см и 25 х 14 х 4 см от первоначального коробового свода вошла как простой материал в очередную предалтарную вымостку и в небрежную кладку стены, сложенную на мозаичном полу в правом крыле храма, судя по обнаруженной монете с «ро» 454 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Икос 2 Уразумев благоволение Твое, Богородице, к сей иконе Твоей, славный Апостол Лука дарова ю в благословение и освящение Христовой Церкви Антиохийстей, в ней же Путеводительницей она наименовася и чудесы божественными прославися. О сем благодаряще Тя, Госпоже Всеблагая, яко подобие Пречистого лика Твоего во утешение нам оставила еси, усердно Тебе вопием: Радуйся, Царице горних и дольних; радуйся, Владычице ангелов и человеков. Радуйся, мира умирение; радуйся, древния вражды разрушение. Радуйся, девства столпе; радуйся, смирения глубино. Радуйся, облаченная в солнце; радуйся, сияющая Божественною славою. Радуйся, Мати Света Невечерняго; радуйся, раю сладости небесныя. Радуйся, вертограде Христов благоуханный; радуйся, одре Царя Великаго. Радуйся, Богородице Одигитрие, христиан упование! Кондак 3 Силою Божиею чудеса предивныя совершахуся от иконы Твоея, Богомати Владычице, егда принесена она бысть в Царьград и в преславнем Влахернстем храме поставлена; слепыя просвещаше, всяк недуг в людех врачеваше благодатию Твоею, Богородице, да вси зовем прославльшему Тя Богу: Аллилуия. Икос 3 Имеяше Тя Царьград Заступницу державную, Богородице Дево, и во дни нападения на него врагов сильных и бранеискусных, помощь Твою чудесную от святыя иконы Твоея Одигитрии получавше многочудесно. Темже молимся Тебе, Всеблагая, якоже древле град оный многажды от погибели спасла еси, тако и нас смиренных спаси от погибели вечныя Матерним предстательством Твоим ко Христу Богу, да благодарно зовем Ти: Радуйся, Царьграда крепкое ограждение; радуйся, Влахернскаго храма благодатное сокровище. Радуйся, нечистивых ратей одоление; радуйся, врагов Православия посрамления. Радуйся, чад Христовых Предводительнице к победам; радуйся, Помощнице скорая в бедах к Тебе притекающих. Радуйся, Заступнице усердная молитвенно Тя призывающих; радуйся, богомудрых святителей споспешнице во благовестии Христовом. Радуйся, похвале жен и дев слава; радуйся, столпе огненный, зной страстей умеряющий. Радуйся, столпе облачный, мрак грехов разгоняющий.

http://isihazm.ru/?id=648&c_pid=1

Современный чин малого водоосвящения начинается возгласом «Благословен Бог наш», за которым следуют «Трисвятое по Отче наш» и псалом 142. Далее поется «Бог Господь», тропарь «К Богородице прилежно ныне притецем» и тропарь «Не умолчим никогда к Богородице». Затем читается 50-й псалом, после которого поются 24 кратких тропаря, посвященных Богородице. Первый тропарь – «Еже радуйся Ангелом приимшая и рождшая Зиждителя Своего, Дево, спасай Тя величающия» – послужил моделью для других тропарей, связанных между собою алфавитным акростихом. К группе из 24 тропарей Богородице присоединяется несколько кратких тропарей святым, за которыми следует возглас «Яко Свят еси, Боже наш». После возгласа поются другие 4 тропаря Богородице, начинающиеся со слов «Ныне наста время всех освящающее». Один из тропарей – «Водами одождивый, Христе, источник исцелений, во всечестнем храме Девы днесь» – указывает на Влахернский храм, где находился «источник исцелений». И группа из 24, и группа из 4 тропарей имеются в самой ранней из известных науке рукописей, содержащей чин малого водоосвящения и датируемой 1027 годом (Paris Coislin. 213). По окончании тропарей, заканчивающихся однократным пением Трисвятого, произносится прокимен, состоящий из стихов псалма 23, и читается отрывок из Апостола ( Евр. 2:11–18 ), посвященный теме освящения и очищения грехов через воплощение Сына Божия. Евангельское чтение ( Ин. 5:1–4 ) посвящено описанию Овчей купели в Иерусалиме, куда по временам сходил Ангел, и первый, кто входил в воду после возмущения воды, выздоравливал. Затем следует великая ектения с прошениями об освящении воды и молитва, по содержанию отличная от произносимой в чине великого водоосвящения: Господи Боже наш, великий в совете и дивный в делех... всех в нуждах умиленныя приемляй слезы, сего бо ради пришел в рабии зраце, не привидении нас устрашая, но здравие телу истинное подаваяй и глаголяй: се здрав был еси, ктому не согрешай. Но и от брения здравы очи соделал еси, и умытися повелев, свету вселитися сотворил еси словом, супротивных страстей волны смущаяй, и жития сего сланое море изсушаяй, и тяжелоносныя страстей укрощаяй волны, Сам Человеколюбче Царю, давый нам снегосветлою одеятися одеждою от воды же и Духа, и причастием же воды сея, и окроплением Твое благословение нам низпосли, скверну страстей омывающее...

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Пресвятая Дева – наш Вождь в Иерусалим небесный, ибо как орел, побуждая птенцов своих летать, взлетает вверх над ними, так и Она, взывая и возвышая сердца наши к высоте небесной, Сама благоволила ныне явиться над нами в высоте на воздухе. Нам же подобает только стоять или двигаться тогда, когда Она стоит или движется, и как Она привыкла стоять на стенах всяческих добродетелей, душевных и телесных, так и нам подобает вставать и держаться на тех же стенах. Движение же Ее всегда было «от силы в силу» ( Пс. 83:8 ), от добродетели к добродетели, от заслуги к заслуге, от земного к небесному, от дольнего к горнему, из удела смирения на гору любви и богомыслия. Подобает и нам подражать и следовать Ей, по мере сил наших, восходя от земных мудрствований к небесным, если мы исполнены желания войти в землю обетованную. Пророк Ездра, получив от царя Кира письмо о свободе, дарованной роду Израильскому для переселения из Вавилона и всей земли Персидской и Мидийской в Отечество, в землю Иерусалимскую, озаботился огласить ее пред всеми сынами Израилевыми. Точно так же и Пресвятая Дева Мария, исходатайствовав нам, новому Израилю, Своими мольбами и заслугами у Кира Всемирного, Господа всей вселенной, свободное возвращение из земного изгнания в Отечество рая небесного, из этого Вавилона в горний Иерусалим, являет ныне в храме Влахернском честный омофор Свой, извещая тем, что каждый может свободно возвратиться под ним в Отечество небесного Сиона, хотя бы он и заточен был в самую далекую страну беззаконий. Итак, братие, поспешим к сему Ее Божественному покрову, с умилением восклицая: «Под кров Твой прибегаем, Богородице Дево! Молитв наших не презри во обстоянии, но от бед избави нас, едина Чистая и Благословенная!» Простирает над нами Преблагословенная Матерь пречистые Свои руки с омофором на воздухе, созывая под кров крыльев милости Своей, желая сохранить нас от врагов видимых и невидимых, как птица обычно созывает птенцов, простерши крылья и желая сохранить их от хищных птиц, а вместе и согреть их. Но я весьма боюсь, как бы Она не сказала о нас, новом Измаиле, то, что некогда Сын Ее и Бог говорил об Израиле ветхом: «Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! Сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели!» ( Мф. 23:37 ), – ибо многие из нас не хотят прибегать под кров крыльев Ее милосердия. Это – не кающиеся в своих грехах, не удаляющиеся от злобы мира сего и дел погибельных, служащие мамоне и чреву, повинующиеся страстям плоти и всем сердцем привязанные к миру сему.

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Polocki...

б) Второй предмет, стоющий благочестивого внимания в явлении Богоматери, есть тот вид, в коем Она представилась на воздухе прозорливцам. Как Мать Царя небеснаго, Она могла бы явиться сидящею на престоле и с высоты его низпосылающею благословения на род человеческий; но является – молящеюся! Если и на небе нельзя сделать ничего без молитвы, если и для честнейшей херувимов и славнейшей без сравнения серафимов нужна молитва , то как необходима, братие, молитва для нас! И как много посему теряют те, кои небрегут о сем даре Божием! А небрегут многие! Есть люди, кои вовсе не молятся. Иные молятся, но с принуждением, с тягостию. Молитва кажется им тяжелою данию – работою на господина. И в самом деле, молиться, не чувствуя нужды в молитве, не зная за чем и для чего молишься, – тяжело. Но кто виновен в том, что манна небесная в наших устах превращается в горечь? Истинная молитва сладка и питательна, и нет человека из молящихся, который когда-либо не испытал этой сладости. Если же молитва делается горькою, то потому, что у нас испорчен духовный вкус. Нам тяжело поднимать очи к небу потому, что они засыпаны прахом земных забот. Кто умирает с голоду, тот с криком будет требовать пищи, только бы увидел человека; утопающий простирает руки и к неодушевленным вещам; равно, кто почувствует голод духовный, у того уста сами собою разверзутся на молитву:, кто чрез самоуглубление, чрез самоиспытание, чрез размышление о своем предназначении, увидит себя в бездне греха, того очи и руки невольно поднимутся к небу. в) Посмотрим теперь на тех людей, которые удостоились созерцать покров Пресвятыя Девы. В храме влахернском было множество народа; был царь, за свои познания, прозванный мудрым:, был патриарх, который потом за святость жизни причтен к лику святых; были люди славные и богатые: но никто из них не видел того, что происходило «на воздусе»; только Андрей и Епифаний удостоились быть свидетелями чуда, люди самые последние, и во время их земной жизни многими презираемые. Так небо близко и открыто для всякого достойнаго, хотя бы он был между людьми ничем!

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Иконоборческий штурм нанес удар колоссальной разрушительной силы по иконописи искусству, которое адекватно отражало духовное состояние общества ромеев, не на обыденном уровне, а на его вершинах, на предельной высоте восхождения тварного человеческого духа к нетварному источнику бытия Богу. Иконоборцы сжигали иконы, изымаемые из храмов и из частных домов, со стен церквей сдирались, соскабливались фрески и мозаики. Вандалы, мнившие себя богословами, не пощадили и Святую Софию, упредив в этом на без малого тысячу лет османские опустошения этого храма. По словам современника, «иконы Христа, Богоматери и святых были преданы пламени и разрушению; если же находились в (церквах) изображения деревьев, либо птиц, либо бессловесных животных, или же таких сатанинских сцен, как бега лошадей, охота, театральные представления и игры на ипподроме, то эти изображения с почетом сохранялись и даже обновлялись» . Во Влахернском храме Константинополя, по приказу императора Константина Копронима, были содраны со стен священные изображения, чтобы уступить место «деревьям, цветам, различным птицам и другим животным, окруженным побегами плюща, среди которых копошились журавли, вороны и павлины», отчего этот храм приобрел вид «овощного склада и птичника». Так, даже в храмах Божиих высокое иератическое искусство уступало место декоративным панно, представлявшим собой реминисценции декораций античной эпохи. Тем более подобные мотивы, гирлянды цветов, натюрморты, изображения зверей, птиц, рыб, дельфинов, раковин употреблялись для украшения стен дворцов, общественных зданий, частных домов состоятельных людей. И если в области религиозного искусства, — писал В. Н. Лазарев, — иконоборческий двор не признавал антропоморфных образов, то в светском искусстве он их всячески насаждал. Эти образы призваны были прославлять императоров и их военные подвиги». О художественных качествах этого декоративного и репрезентативного искусства судить затруднительно, поскольку почти все его образцы утрачены. Очевидно только, что оно не вышло за пределы эпигонского подражания либо древним образцам, известным нам главным образом по помпеянским фрескам, либо орнаментальной живописи соседнего халифата, которому также подражали художники иконоборческого периода, державшиеся в рамках господствующего тренда.

http://pravoslavie.ru/124591.html

Первые сведения о частных обращениях насельников Русской земли ко Христу являются уже в первой четверти IV века, но это были только отдельные случаи. По несомненному же голосу истории первое массовое обращение руссов ко Христу произошло в середине IX столетия (867) при киевских князьях Аскольде и Дире, о чем повествует нам и целый ряд греческих источников. Тогда впервые были заложены прочные основы для распространения христианства на Руси, причем построены были и храмы, хотя главная масса русских славян еще продолжала оставаться во тьме язычества. В 866 году двое из сподвижников Рюрика, Аскольд и Дир, овладевшие Киевом и начавшие княжить в нем, предприняли набег на Царьград. Со своей многочисленной дружиной на 200 ладьях они подступили к самому Царьграду, заставив трепетать сердца его жителей. Тогдашние император Михаил III и патриарх Фотий со множеством народа обратились со слезной мольбой к Богу о спасении столицы от диких варваров. По совершении всенощного бдения во Влахернском храме они вынесли хранившуюся там ризу Богоматери торжественным крестным ходом на берег Босфора и погрузили ее в воды залива. Спокойное до того море вдруг разразилось страшной бурей, которая разбила и потопила ладьи руссов. Многие из них погибли, а оставшиеся в живых немедленно обратились в бегство, находясь под сильным впечатлением поразившего их гнева Божия. Это событие было поводом для массового обращения руссов ко Христу. «Руссы, — писал тогда святейший патриарх Фотий, — преложили нечестивое языческое суеверие на чистую и неблазненную христианскую веру и, приняв епископа и учителя, ведут себя, как послушные дети и друзья». И далее говорит, что они приняли епископа и христианские обряды (послание Фотия — Stritt Memor. pop. 2, 957). Действительно, в Киев вскоре после этого события прибыл греческий епископ с проповедью о Христе, о чем так повествует император Константин: «Когда епископ прибыл в столицу руссов, государь руссов собрал совет (вече). Тут было множество народа; сам государь председательствовал с боярами и старейшинами, которые по давней привычке более других были привержены к язычеству.

http://pravoslavie.ru/2903.html

14.10.2016 Подпишитесь на наш Телеграм В последнее время я иногда смотрю телевизор. И там всё время говорят о войне. Говорливые люди с холодными глазами рассуждают: будет ли война, с кем, когда, кто победит и много ли людей погибнет. Нервные люди с холодными глазами кричат: «Война! будет война! обязательно будет война!» Спокойные люди с холодными глазами — эти хуже всех — злорадствуют: «Ну что, доигрались? Теперь точно война». Иногда мелькнёт человек без этого жуткого телевизионного льда на лице, с одним только ужасом: «Это же война, вы что, не понимаете!» — и пропадёт. Мир никогда не жил мирно, но последнее время ощущение, что вот-вот случится нечто ужасное, — как в сорок первом или даже хуже — становится всё сильнее и сильнее. И поэтому Покров — очень современный праздник. Очень он кстати в наше тревожное время. Тогда, в десятом веке,  во Влахернском храме , тоже ждали войну. Или даже резню. Варвары шли на Константинополь, и никто не мог их остановить. Армия уже не могла защитить город. И если люди побежали толпой в храм, значит и правда ни на что иное уже не надеялись. Люди в десятом веке вряд ли были благочестивее нас. Представьте, если бы сейчас горожане массово бросили работу домашние дела и развлечения и побежали в храмы молиться — каким для этого должен быть ужас. Наверное, самый главный политик должен выступить в телевизоре и сказать, что он ничего не может больше сделать, ибо ракеты уже выпущены. Я знаю людей, которые уже сегодня не могут спать по ночам. Потому что им снится, как вот-вот на город рухнет безжалостное пламя и пожрёт спящих людей, и они просыпаются много раз за ночь. Я знаю людей, которые тратят всё своё время и силы – запасают спички, тушёнку, инструменты и бензин, выкапывают схроны в лесах и вообще готовятся к анархии и гибели цивилизации. Самые хладнокровные просто постепенно копят ресурсы и навыки, чтобы уехать куда-то, где, как им верится, войны не случится. Люди ждут катастрофу. Я не верю в политиков. Они допускали войны раньше и допустят ещё. Я не верю в мудрых экономистов, объясняющих, что война невыгодна — кому невыгодна, а кому мать родна. Тем более мне не кажется, что человечество достаточно мудро, чтобы помириться самостоятельно.

http://blog.predanie.ru/article/esli-zav...

Остаток ночи Мехмед II провел в размышлениях. Утром следующего дня султан объехал войска и пообещал им отдать город для грабежа на три дня. Солдаты приветствовали сообщение восторженными криками. Ночью лагерь османов затих – шла подготовка. На рассвете 28 мая 1453 г. автократор ромеев Константин XII Палеолог собрал последний военный совет. Выступив перед командирами, император умолял их не посрамить знамени Константина Великого , не отдавать в жестокие руки измаилитов святынь и беззащитных женщин и детей. Кончив речь, Палеолог медленно обошел строй израненных, изможденных рыцарей и тихо просил каждого о прощении – если в чем-нибудь обидел. Многие плакали. Вечером в храме св.Софии состоялся торжественный молебен. Впервые за долгие недели осады все священники – и католические, и православные, совершали службу, вместе молились вчерашние спорщики и противники. По словам Стивена Рансимена, автора великолепной монографии о взятии Константинополя, только тогда, на пороге страшного, произошло действительное примирение двух церквей. Император и, по его примеру, многие другие воины причастились и надели лучшие одежды, готовясь к смерти. Из церкви Константин XII поехал во Влахернский дворец и попрощался с близкими. В каждом доме мужчины расставались с женами и детьми, и почти всем им не суждено уже было увидеться. Друзья и малознакомые люди обнимались на улицах, не надеясь встретить зарю... После захода солнца защитники встали на укрепления внешней стены. В турецком стане загорелись костры, оттуда понеслись музыка и крики – османы ужинали, поднимая дух песнями. Город же погрузился в молчание. В тусклом ночном свете Константин обозревал равнину с крайней башни стены во Влахернах... В час ночи, оглашая местность дикими воплями, с фашинами и лестницами на плечах вперед ринулись отряды вооруженных чем попало башибузуков – иррегулярной пехоты. Задачей этой самой малоценной части армии султана (башибузуки вербовались из всякого сброда, преступников, бродяг, среди них встречалось немало христиан-ренегатов) было измотать осаждающих, и Мехмед II без колебаний послал полуодетых разбойников против тяжеловооруженных латников Драгаша. Атака башибузуков, длившаяся два часа, захлебнулась в крови. С башен неслись стрелы и камни, в свете луны и звезд находя свою цель, турок рубили мечами и кололи копьями, они десятками падали с многометровых лестниц. Низвергавшиеся с громким ревом потоки «греческого огня» заливали периволос пламенем, добивая раненых и искалеченных. С обеих сторон трещали выстрелы тяжелых аркебуз. Над обреченным городом плыл тревожный гул колоколов – ударил набат св.Софии...

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

И поскольку с верою просила, то и получила. И благодатью Той, Которой усердно молилась, приняла неплодства своего разрешение и родила дочь, которая в свое время прославилась христианскими подвигами великими (Чет. Мин. Дек. 16). Так же усердно молилась Царице Небесной и мать св. преподобномученика и исповедника Стефана Нового и также услышана была. В храме Влахернском Пресвятая Богородица Сама явилась ей и прорекла, что она родит сына, и пророчество исполнилось. У бесчадной дотоле жены родился сын, ставший впоследствии великим защитником православия и венца мученического сподобившийся (Чет. Мин. ноябрь. 28). Итак жены, не имеющие детей, не унывайте, а скорее с пламенною молитвою тецыте к Владычице, и Она утишит вас, Она Сама испрошена молитвою и Сама, по собственному опыту, знает нужду человека в высшей помощи. Про милосердие же Ее нечего и говорить, и недаром же и называется Она не некоторых только, но и всех скорбящих Радостью. Смело же потому приступайте к Ней, и Она разрешит ваше неплодство. Богородице Дево! Упование христианам! Покрой, соблюди и спаси на Тя уповающих! Аминь. Против празднословия (Из слова св. Антиоха о празднословии) Никакой грех не распространен столько между христианами, как празднословие. Речи как реки текут, а утолить жажду нечем, ибо вода гнилая. Тут осуждают, там кощунствуют, здесь срамословят, инде ухищренными пустословиями силятся смех безумный произвести и в этом почти все время проводят. Хорошо ли это? Нет. Ибо празднословие обнаруживает в человек отсутствие страха Божия и недостаток веры. " Празднословие и празднохождение, говорит св. Антиох, от бесстрашия Божия рождается и от нечаяния будущих. Аще бо муки боялися быхом, празднословцы николиже быхом были " . А св. апостол Иаков пишет: Аще кто мнится верен быти в вас, и не обуздывает языка своего, но льстит сердце свое, сего суетна есть вера (Иак. 1, 26). Худо празднословие и потому, что оно постоянно вредит другим. Слова, говорят, ветер; но как часто и ветер бывает смертоносным, так точно и слова человека, направленные против чести ближнего. Сын Сирахов говорит: " удар бича делает рубцы; но удар языка сокрушает кости " (28, 20). Это значит, что страдания, причиняемые клеветою, чувствительнее мучений, причиняемых телесным наказанием. Удар бича наносит рубцы, которые скоро заживают; но злоречивый язык причиняет неисцелимые раны. Как редко может восстановиться, например, дружество, прерванное наушничеством! Как трудно восстановить доброе имя, помраченное клеветою! " Многие, продолжает премудрый Сирах, пали от острия меча, но не столько, сколько падших от языка " (Сир. 28, 21).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/121/...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010