Спасо-Влахернский монастырь Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Спасо-Влахернский монастырь - православный женский монастырь в селе Деденево, Московской области. Основан в 1852 году. Был закрыт в 1922, вновь возвращен Церкви в 2001. При монастыре открыта воскресная школа. Для паломников действует гостиница и трапезная. Содержание История [ править править код ] Спасо-Влахернский монастырь ведет свою историю с 1852 года. Находится он в 60 км от Москвы в направлении города Дмитрова, на красивой возвышенности, которая омывалась с трех сторон реками Икшей, Волгушей и Малой Яхромой. Возвышенность называлась Деденевской пустошью. Она была приобретена дворянами Головиными в 1677 году. Поколение Головиных сменялось одно за другим, и в 1852 году вдова майора Головина Анна Гаврииловна (урожденная Гагарина) и сын ее Гавриил Павлович, губернский секретарь Московской губернии Дмитровского уезда, решили отдать свое имение под монастырь. К этому времени в имении стоял большой храм Спаса Нерукотворного. В храме были собраны святыни рода Головиных - иконы в серебряных и вызолоченных окладах, на окладах икон в ковчегах помещены частицы святых мощей. На иконах венцы, диадемы, убрусы и подубрусники богато украшены крупным жемчугом, драгоценными камнями, обделанными в золоте алмазами, изумрудами и яхонтами. Возымев желание передать имеющееся богатство монастырю, Анна Гаврииловна и Гавриил Павлович стали ходатайствовать перед Московской Епархией через Митрополита Московского и Коломенского святителя Филарета (Дроздова), об открытии женского общежития по примеру Спасо-Бородинского монастыря по правилам существующего постановления о Троицкой Одигитриевой пустыни с тем, чтобы впоследствии обратить его в женский монастырь, назвав в честь почитаемой в роду Головиных иконы Влахернской Божией Матери. Святейший Синод разрешил открыть общежитие монашествующих девиц, что и было утверждено императором в 1852 году. Анна Гаврииловна приняла монашеский постриг, затем схиму, а спустя год с небольшим в 1856 году скончалась и была погребена в семейном склепе под Спасским храмом под алтарем главного престола с северной стороны.

http://azbyka.ru/palomnik/Спасо-Влахернс...

Агубедиа. Собор Влахернской иконы Божией Матери. Бедийский храм Собор. Не действует.   Престолы: Влахернской иконы Божией Матери Год постройки:не ранее 999. Адрес: Абхазия, Ткварчельский район, с. Агубедиа Координаты: 42.779486, 41.671285 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью Ценнейшим памятником архитектуры Абхазии является Бедийский собор, возведенный в конце X века в селе Бедия, в честь Влахернской Богоматери. Этом крестовокупольный храм состоит из четырех подкупольных устоев: западные стоят свободно, восточные же соединены с междуалтарными стенками. Апсиды алтаря и прилегающих боковых помещений внутри полукруглые. В западной части центральный зал отделен от боковых помещении стенами, оформленными в верхней части арками и колонами. Как снаружи, так и изнутри стены храма облицованы гладкими песчаниковыми плитами. Восточная часть стены с внешней стороны украшена большим резным крестом. Наличники окон и входов по своей отделке просты, но изящны. Их резьба отличается разнообразием орнаментальных сюжетов и тонкостью их исполнения. Внутри храма стены покрыты богатыми росписями, которые в настоящее время в большинстве своем утеряны. На западной стене сохранилось изображение ветхозаветного сюжета с ликом Константина. Достоянием собора являлся золотой потир, который в настоящее время хранится в музее искусств г.Тбилиси. Потир не сохранился полностью, осталась только его верхняя часть. Согласно вычеканенной по его краю надписи, выполненной алфавитом «асомтаврули», он принесен в дар Багратом III и его матерью Гурандухт построенному ими же Бедийскому храму. В ктиторской надписи на потире Баграт III именуется царем Абхазским, датируется 999 годом - годом окончания строительства Бедийского храма. Поверхность потира украшена рельефными фигурами Спасителя, Богоматери, апостолов Петра и Павла, а также других апостолов и евангелистов. В этом храме Баграт III был похоронен 1014 году. Бедийский епископ ведал обширной территорией от храма до реки Ингур. В период политического единства Абхазии и Грузии Епископ Бедийский занимал 26 место в списке церковных иерархов, а на церемонии коронации Абхазского царя стоял непосредственно за Сухумским. Он также упоминается в числе участников поместных соборов. Во второй половине XVII века богослужение в соборе было прекращено, возобновилось вновь во второй половине XIX века. В настоящее время в Бедийском соборе ведутся реставрационные работы. http://www.abkhazian-churches.ru/bedija.html Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=10530

Чудотворная Влахернская икона Божией Матери прибывает в Рязань Рязань, 2 апреля 2014 г. 4 апреля 2014 года в 17:00 в Христорождественский кафедральный собор города Рязани будет принесен чудотворный образ Божией Матери, именуемый «Влахернский» с частицами великих святынь. Среди святынь мощи святых первоверховных апостолов Петра и Павла, частица Животворящего Древа Господня и многие другие частицы мощей угодников Божиих, сообщает информационно-аналитический отдел Рязанской епархии. Встречу иконы возглавит митрополит Рязанский и Михайловский Вениамин. Образ будет пребывать в Христорождественском кафедральном соборе до 12 апреля. Об Влахернской иконе: Влахернская икона Божией Матери обретена в Иерусалиме императрицей Евдокией, во времена святителя Ювеналия, Патриарха Иерусалимского (память 2 июля), и преподобного Евфимия Великого (память 20 января). Святая икона была послана в Константинополь, где императрица Пульхерия поставила ее в церкви Влахернской, там же хранилась честная риза Богородицы (празднование 2 июля). Эту святую икону называют еще Одигитрией, то есть Путеводительницей. Именно с этой иконой Патриарх Сергий (610-631) обходил в 626 году стены Константинополя с молебнами при осаде столицы аварами. В память этой и других побед, одержанных благодаря заступничеству Пресвятой Девы, было установлено ежегодно в субботу пятой седмицы Великого поста совершать праздник Похвалы Пресвятой Богородице ( " Суббота Акафиста " ). Первоначально празднование совершалось только во Влахернском храме в Константинополе. В IX веке праздник был внесен в устав монастыря преподобного Саввы Освященного и в Студийский устав, а затем включен в Постную Триодь и сделался общим для всей Православной Церкви. После падения Константинополя в 145З году, Влахернская икона была перенесена на Афон, а в 1654 году прислана афонскими иноками в Москву, в дар царю Алексею Михайловичу. Празднование Влахернской иконе совершается еще 2 июля (в праздник Ризоположения) и в субботу Акафиста - на пятой седмице Великого поста Поделиться 2 апреля 2014 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/69671.html

Как логическое следствие из события и праздника Успения Пресвятой Богородицы появляется в Православной Церкви праздник Покрова Пресвятой Богородицы. Он известен на Руси с двенадцатого века. Поводом для установления праздника Покрова стало следующее событие. В начале десятого века в православной столице Византийской империи — Константинополе — случилась беда. На город напали сарацины — мусульмане. А императора Льва VI с войском не было в столице. Защищать ее было некому. Над жителями большого города нависла опасность разорения и гибели. Жители Константинополя наложили на себя строгий пост и обратились с усердными молитвами к Господу и Божией Матери. Церкви были полны молящимися. Во Влахернском храме Константинополя хранилось головное покрывало Пресвятой Богородицы. По-гречески оно называется «омофор». Здесь, в этом храме, во время совершения воскресного всенощного бдения юродивый Андрей увидел чудесное явление. Вверху, над головами молящихся, в дивном сиянии Небесного света стояла Божия Матерь. Вокруг Нее были видны пророки, апостолы и Ангелы. Богородица сняла со Своей головы покрывало (омофор), взяла его на руки и распростерла над молящимися. Святой Андрей юродивый спросил своего ученика Епифания: «Видишь ли, брат, Царицу и Госпожу всех, молящуюся о всем мире?» — «Вижу, святый отче, — отвечал Епифаний, — и ужасаюсь». После окончания богослужения святой Андрей рассказал молившимся во Влахернском храме и другим жителям Константинополя об этом видении. Православные люди ободрились и усилили свои молитвы и духовные труды. Осада сарацин была снята, при этом не погибло ни одного человека. В память этого события был установлен праздник Покрова Пресвятой Богородицы. Свое название он получил в честь покрывала (омофора) Божией Матери, распростертого над молящимися во Влахернском храме. Этот праздник считается в Русской Православной Церкви великим и отмечается 14 октября (1 октября по старому стилю). В чем смысл праздника? Церковь верит в постоянное заступничество Божией Матери за весь род христианский. Этот Покров Пресвятой Девы христиане ощущают уже два тысячелетия. Молитвы Богородицы, Ее ходатайства за верующих действенны и сильны. Но какими же нам надо стараться стать и что стремиться делать, чтобы и о нас Матерь Божия ходатайствовала бы перед Христом Спасителем? Вот что об этом говорится в тропаре праздника: «Днесь (сегодня) благовернии людие светло празднуем, осеняеми (благословляемые) Твоим, Богомати, пришествием, и к Твоему взирающе Пречистому образу, умильно глаголем (пребывая в состоянии христианской любви говорим): покрый нас честным Твоим покровом и избави нас от всякаго зла, молящи Сына Твоего, Христа Бога нашего, спасти души наша».

http://azbyka.ru/katehizacija/velikie-pr...

Похвала Пресвятой Богородицы 3 апреля 2009 г. 22:00 В субботу на пятой неделе Великого поста святая Церковь торжественно возглашает молебное пение акафиста, или благодарственной похвалы Пресвятой Богородице. Этот праздник установлен в IX веке за неоднократное избавление Константинополя помощью и заступлением Пресвятой Богородицы от нашествия врагов. При императоре Ираклии, когда Патриарх Сергий, нося на руках своих икону Пресвятой Богородицы по городским стенам, умолял Господа о защите от персидских и скифских войск, осаждавших Константинополь, тогда народ искал защиты в храмах Божиих, день и ночь умоляя Усердную Заступницу спасти свой город. Император Константин Великий, основатель Константинополя, посвятил город Божией Матери и почитал Пресвятую Деву покровительницею своею и своей новой столицы. Многие храмы в честь Божией Матери были воздвигнуты в Константинополе. Во Влахернском храме хранилась Ее икона, написанная святым евангелистом Лукой. В ночь, когда соединенные силы агарян и персов с моря и с суши двинулись на город, внезапно восстала страшная буря, которая рассеяла и потопила суда нападавших. Остальные враги со стыдом бежали. Тогда во всю эту ночь благодарный народ, пребывавший во Влахернском храме, возгласил Защитнице града победную, всенощную и неседальную (акафист — греч. букв. неседальный) песнь: «Взбранной Воеводе победительная, яко избавльшеся от злых, благодарственная восписуем Ти раби Твои, Богородице!» И с того времени, в воспоминание столь великого чуда, Православная Церковь постановила празднество Похвалы Пресвятой Богородицы. Сначала праздник акафиста совершался в Константинополе в том Влахернском храме, где хранились чудотворная икона Божией Матери и священные предметы земной Ее жизни — риза и пояс Ее. Но позднее праздник был внесен в типиконы (уставы) монастырей святого Саввы Студийского и потом в церковные богослужебные книги, и с того времени сделался общим для всей Восточной Церкви. Акафист написан в VII веке, по мнению многих, диаконом великой Константинопольской Церкви Георгием Писидийским. Впоследствии Иосиф Студит написал канон в субботу акафиста, а некоторые другие лица прибавили к сему благодарственные молитвы в воспоминание того же всесильного воеводства Божией Матери. Русская Православная Церковь совершает это торжество для утверждения кающихся в надежде на Заступницу Небесную, которая, избавляя верных от врагов видимых, тем более готова нам помочь в борьбе с врагами невидимыми. Акафист читается и в другие дни; но в субботу пятой седмицы Великого поста он входит в состав богослужения и поется на утрене (обычно накануне, в пятницу вечером) не весь вдруг, но раздельно, в промежутке других песней, в четыре разные выхода. По материалам сайта «Православие и мир» Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/390493.htm...

По свидетельству историка Никифора Каллиста, жившего в VI веке, «риза Богоматери сохранялась в этом храме и доселе сохраняется как защита для города, подавая различные исцеления и чудесами своими побеждая естество и время». Именно в Константинополе и было явлено первое чудо от хитона Пречистой Девы. Весной 626 года огромная армия персов и хазар подступила к столице. Императора Византии Ираклия в тот момент в городе не было, и руководство Константинополем возложили на Патриарха Сергия (610–638). Жители столицы не смогли оказать должного сопротивления врагу, и персы ворвались в город. Тогда Патриарх вынес хитон Пресвятой Богородицы и начал горячо молиться, прося защиты у Матери Божией. Согласно историческому источнику, в это время внезапно налетел страшный ураган и уничтожил врага, дошедшего уже до Влахернского храма, а в бушующем море затонули все неприятельские суда. Положение честной Ризы Не раз при нашествиях врагов Пресвятая Богородица спасала город, которому даровала Свою священную ризу. Так было во время осады Константинополя аварами, персами, арабами. Особенно знаменательны для истории Русской Церкви события 860 года. 18 июня 860 года более 200 ладей русского флота князя Аскольда вошли в бухту Золотой Рог, угрожая Константинополю. Русские корабли были уже хорошо различимы с берега, высадившиеся воины «проходили пред градом, простирая свои мечи». В это время император Михаил III находился в военном походе. Он спешно вернулся в столицу. Всю ночь император горячо молился, простершись ниц на каменных плитах Влахернского храма. Святой Патриарх Фотий обратился к народу с проповедью, призывая в усердной сердечной молитве просить заступничества Пресвятой Богородицы. Опасность возрастала с каждым часом. Город едва не был поднят на копьё. Перед лицом этой грозной опасности было принято решение спасать церковные святыни и, прежде всего, святую ризу Богородицы, которая хранилась во Влахернском храме. После всенародного молебна святую ризу Богоматери, с крестным ходом обнесли вокруг городских стен и погрузили с молитвой край её в воды Босфора, а затем перенесли в центр Константинополя – храм Святой Софии. Произошло чудо: Божия Матерь Своей благодатью покрыла и усмирила яростную воинственность русских воинов. Заключив почётное перемирие, Аскольд снял осаду Константинополя. Русские войска стали отходить, унося с собой большой выкуп. Неделю спустя чудотворную ризу Богоматери торжественно возвратили на место, в раку Влахернского храма.

http://azbyka.ru/palomnik/Риза_Богородиц...

Ныне существующий храм по проекту петербургского архитектора С.И. Чевакинского начал строить новый владелец усадьбы - князь М.М. Голицын (кстати, потомок династии Строгановых) в 1759 году. Современную Влахернскую церковь строили достаточно долго. Сначала в течение трёх лет появилось само церковное здание, отделанное в барочном стиле, а также стоявшая обособленно восьмигранная колокольня, проект которой разработал И.П. Жеребцов. Завершение храма было выполнено также в виде традиционного восьмигранного барабана. Однако время шло, работы вроде бы продолжались, но очень вяло... и к концу 1770-х годов буквально только что законченной постройке уже требовался ремонт. Тогда-то и было принято решение о перестройке храма в стиле зрелого классицизма. Итак, реконструкция началась в 1784 году, когда в Кузьминках как раз работали такие архитекторы, как Родион Родионович Казаков и Иван Васильевич Еготов. Именно Еготов и Казаков придали церкви классический вид. Храм получил новое завершение в виде круглого барабана с люкарнами и главкой. Появились портики и крыльца. А перед церковью поставили новую круглую колокольню. Есть вероятность, что в строительстве кузьминского храма принимал участие В.И. Баженов: по крайней мере, его имя значится в смете, составленной перед приобретением стройматериалов. Строительство нынешней, " классической " версии храма в честь Влахернской иконы Божией Матери завершилось в 1787 году. Во время Отечественной войны 1812 года Влахернской церкви был нанесён огромный урон. Французские солдаты изрядно поглумились над ней, после чего храм пришлось переосвящать, что и было сделано в 1813 году. К середине XIX века подошло время нового ремонта. В главном храме и его приделах установили новые мраморные иконостасы, а на колокольне по тогдашней моде - башенные часы. В 1920-х годах в Кузьминках по решению новых властей снесли все намогильные памятники и кресты. Засыпали даже колодец со святой водой. К концу 1920-х годов добрались и до церкви: богослужения запретили, а у настоятеля забрали ключи.

http://sobory.ru/article/?object=03304

(ГЭ), на к-рой он сопровождает изображение в рост Богоматери Оранты, и названию чтимой иконы XIV в. типа Киккотиссы (Византийский музей. Никосия), отражающему ее происхождение из ц. Феоскепасту (не сохр.) близ Калопанайотиса на Кипре (надпись на самой иконе отсутствует). Влахернская икона Божией Матери из церкви с. Влахернского (ГТГ) Влахернская икона Божией Матери из церкви с. Влахернского (ГТГ) Иконографические и эпиграфические аналогии В. и. относятся к XIII-XIV вв., что говорит о ее возможном создании как копии одной из святынь этой эпохи, связанной с Влахернским храмом. Через 20 лет после привоза иконы в Россию из-за ее ветхости потребовалась капитальная реставрация, поэтому, возможно, основой для воссоздания послужила подлинная древняя реликвия. Потребность в изготовлении копии или в реставрации В. и. могла возникнуть во 2-й пол.- кон. XV в., когда после тур. завоевания мн. святыни были повреждены или безвозвратно утрачены. Т. о., В. и. можно датировать 2-й пол. XV в. Наиболее известны 3 копии В. и., также выполненные в рельефе. Одна из них в XVIII-XIX вв. находилась в Высокопетровском мон-ре в Москве, куда была пожертвована родом Дубровских, затем была передана в ГИМ, ныне в храме Рождества Пресв. Богородицы в Ст. Симонове в Москве. Другая - родовая святыня Головиных - была вложена ими в Спасо-Влахернский мон-рь с. Деденёва под г. Дмитровом, в наст. время в ЦМиАР. Эти копии, точно повторяющие по размеру и иконографии кремлевский оригинал, были изготовлены в 1701 и 1705 гг. в технике деревянного рельефа с росписью темперой и имели сходные драгоценные оклады с чеканным текстом сказания о спасении Царьграда от нашествия врагов. Создателям копий было известно о том, что В. и. представляет собой мощевик-реликварий. На фонах и венцах икон были устроены специальные углубления для св. мощей. Еще одна копия (VII в.- датировка Г. В. Сидоренко, ныне в ГТГ) принадлежала роду Строгановых, а с сер. XVIII в. Голицыных и хранилась в их усадьбе - с. Влахернском (Кузьминках) под Москвой. Первое документальное упоминание о ней относится к 1716 г. Эта копия отличается более высоким рельефом и выполнена целиком в технике литья из воско-мастики. О возможности изготовления таких копий свидетельствует документ, содержащий указания по составу мастики и отливке, из сборника XVII в.: «О составлении иконы указ, како образ устроен Влахернской Пресвятой Богородицы» (опубл. в XIX в.). Необычность техники, отличия в иконографии, а также семейные предания Строгановых и Голицыных о привозе царю Алексею Михайловичу не одной, а 2 икон породили предположения о большей древности иконы. Есть сведения и о др. рельефных и живописных повторениях чудотворного образа.

http://pravenc.ru/text/155029.html

С.М. Голицын-второй, как его называют историки, отличался чудачеством: выйдя в отставку, он приписался к купеческому сословию и стал заниматься коммерцией (потом его примеру последовали многие дворяне). Он сам был старостой Влахернской церкви. После первого покушения Дмитрия Каракозова на Александра II в апреле 1866 года святитель Филарет позволил Голицыну обновить придел Александра Невского во Влахернской церкви в память спасения императора. По этому же поводу в августе князь устроил в Кузьминках торжественный прием адмирала Фокса, прибывшего в Россию по поручению президента США, чтобы принести поздравления императору Александру II, за что был первым из иностранцев удостоен звания почетного гражданина Москвы. Тем же летом 1866 года в Кузьминки пришел на прогулку Ф.М. Достоевский, снимавший дачу в Люблино. 15 июля 1868 года сюда вновь приехал святитель Иннокентий – отслужить в храме панихиду по С.М. Голицыну-первому. А в 1871 году снова грянула холера. Заболевший сторож, отправленный в Москву, умер, и местные жители обнесли Влахернскую икону с Ризой Господней вокруг села с молитвами. После этого холера, свирепствовавшая в соседних селах, Кузьминок не тронула. Между тем здесь разгорался «дачный сезон». Голицын и тут проявил коммерческую жилку. Дом на Волхонке он обратил в наемные меблированные комнаты, закрыв музей, а во Влахернском стал сдавать землю и помещения под дачи, так как после отмены крепостного права содержать столь огромное имение оказалось убыточным. Но личные чувства снова сыграли свою решающую роль в судьбе Кузьминок, только теперь – роковую. Однажды Голицын пригласил сюда цыганский хор Федора Соколова. Солистка Александра Гладкова пленила сердце князя, и в 1867 году он женился на ней. После свадьбы супруги постоянно проводили летние месяцы в Кузьминках, пока не настал 1873 год. С.М. Голицын предался новому любовному чувству, бросил опостылевшую жену в Кузьминках, сам же переселился в другое свое имение – Дубровицы. После отъезда владельца Кузьминки окончательно превратились в дорогой дачный поселок, и благочестивые дачники теперь приглашали Влахернскую икону по своим домам.

http://pravoslavie.ru/4354.html

Церковь Влахернской иконы Божией Матери в Кузьминках В этом году празднуется 600-летие рода князей Голицыных и начала их служения России. До революции им принадлежала и усадьба Кузьминки с домовой Влахернской церковью. Ее создавали известнейшие русские архитекторы, под ее сводами молились святители, императоры, великие люди, а саму усадьбу сравнивали с Петергофом, Павловском и Версалем. Икона Влахернской Божьей Матери (запасник ГТГ) По преданию, Влахернская икона Божией Матери была написана апостолом-евангелистом Лукой во время земной жизни Пресвятой Богородицы и послана в дар правителю Антиохии. По другой версии, ее создали христиане города Никомедии в начале IV века, когда свирепствовали гонения императора Диоклетиана. Икона исполнена рельефно из воскомастики, в которую добавлены частицы святых мощей. Потом святыня оказалась в Иерусалиме. В первой половине V века императрица Евдокия, супруга византийского императора Феодосия II, путешествуя по Святой Земле, отправила икону в дар сестре императора Пульхерии в Константинополь, где она была поставлена во Влахернском храме Пресвятой Богородицы – отсюда явилось ее название. Она не раз чудесно защищала Второй Рим. Именно с этой иконой в 626 году патриарх Сергий обошел стены Константинополя, осажденные аварами, после чего те бежали прочь, и в честь этого чуда был установлен праздник Похвалы Богородицы. Византийские императоры имели обычай брать Влахернскую икону с собой в военные походы. После падения Константинополя в 145З году Влахернская икона была перенесена на Афон, а потом прислана в Москву в дар царю Алексею Михайловичу. В октябре 1654 года патриарх Никон торжественно встречал ее на Лобном месте. В послании от протосингела Иерусалимского патриарха Гавриила говорилось: «Святая икона, которую доставили тебе, государь, есть покровительница Константинополя. Она будет теперь защитницей России и священной особы твоего величества, как она была некогда покровом Константинополю и его благочестивым царям». Икону поставили в Успенский собор. Отныне царь Третьего Рима тоже брал ее с собой в военные походы, а список был пожалован «именитым людям» Строгановым. Так Влахернская икона оказалась в Кузьминках.

http://pravoslavie.ru/4354.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010