Прихожанка. Да что вы говорите! Если последнее верно, то получается, что причиной появления того, что мы сегодня так любим, мы же сами и были!? Пресвитер. Это мнение вряд ли верно. Прихожанка. Почему? Пресвитер. В том акафисте есть такие слова: «Радуйся, огня поклонение угасившая». А это прямое свидетельство в пользу победы над персами, которые, как известно, являются огнепоклонниками. Впрочем, нам важно знать не это, а то, что сочиненный акафист исполнялся сначала только во Влахернском храме Константинополя, и только с IX века вошел во всеобщее употребление Восточной Церкви, оставаясь таковым вплоть до конца Византийской эпохи. Именно эта традиция и вошла в Устав. Правда, у греков этот акафист исполняется не один раз, а весь Великий пост. Прихожанка. Как это? Пресвитер. Они акафист делят на четыре части и каждую часть поют на повечерии в первые четыре субботы, а в пятую уже весь акафист целиком на утреннем богослужении. Собственно по такому же принципу исполняется и великий канон святого Андрея Критского . Сначала он прочитывается за первые четыре дня, опять же на повечериях, а полностью читается в четверг утрени пятой седмицы поста. Прихожанка. Подождите, подождите, но ведь акафисты нельзя читать Великим постом! Пресвитер. Так и есть, потому что тон акафистов торжественно-хвалебный, праздничный и, следовательно, не соответствует великопостному настроению. Прихожанка. А почему греки тогда его читают постом? Пресвитер. Откуда вы это взяли? Прихожанка. Так вы же сами сказали, что они читают его в продолжении всего Великого поста! Пресвитер. Вы меня не поняли. Я сказал, что его читают не во время поста, а в его период, причем по субботам. Прихожанка. И в чем тут разница? Пресвитер. Согласно правилам субботние и воскресные дни не являются постными, а поститься предписывается только в Великую Субботу 182 . Прихожанка. Не поняла. Вы хотите сказать, что по субботам и воскресеньями Великим постом можно не поститься? Пресвитер. Не я, апостолы постановляют: «Во всякую субботу, исключая одной (Великой), и во всякий день Господень, составляя собрания, радуйтесь, ибо постящийся в день Господень,.. повинен будет греху, потому что в эти дни должно веселиться, а не сетовать» 183 . Но надо иметь в виду, что на языке церковных правил, пост подразумевает сухоядение, когда воспрещается есть целый день до вечера. В современном же не столь строгом понимании поста смысл этого правила в том, что в субботу и воскресенье в период установленных постов должно быть некоторое послабление строгости поста.

http://azbyka.ru/otechnik/Vadim_Korzhevs...

Впрочем, спасение всё же возможно. Нужно исправиться. «Но вы не хотите»… В храме – шум, крики. «Не кричите и не шумите». Лучше-бы спокойно благодарить Бога за то, что они еще не погибли, а не кричать, не ужасаться вполне заслуженных бедствий. Нужно исправиться, и спасение возможно. Проповедник ручается за него, за отвращение бедствия и удаление врагов, если слушатели поручатся за своё исправление, за выполнение своих обещаний. Свидетельницей и порукой обетов будет Матерь Слова. К ней, единой надежде и прибежищу, нужно —475— обратиться с мольбой, чтобы она спасла город, как она сама знает, рассеяла тучи врагов и озарила гибнущих лучами спасения. Если прежние поучения Фотия часто падали, как он сам замечает, в терния, то настоящее едва-ли могло остаться бесплодным. Получивший известие о нападении руссов Михаил немедленно вернулся с пути. Войска не могли следовать за ним с тою же быстротою, и, вероятно, сопровождаемый отрядом только телохранителей, он с трудом мог пробраться в город. 2136 Положение оставалось опасным, и столица пережила еще несколько тревожных дней. Усиленные молитвы продолжались. Патриарх, взяв из Влахернского храма ризу Богоматери, в торжественной процессии, при участии всего населения, носил её вдоль стен. По неизвестной причине руссы сняли осаду и исчезли так-же неожиданно, как неожиданно появились. Под свежим впечатлением пережитых тревог и радости избавления Фотий произносит вторую беседу на нашествие руссов, по содержанию непосредственно примыкающую к первой. Если проповедник раньше утверждал, что грозное бедствие есть результат небесного гнева за грехи народа, то теперь в справедливости этого утверждения должны убедиться все. Только что испытанное нашествие варваров не похоже на другие: его нечаянность, необычайная быстрота, бесчеловечие, жестокость и свирепость варваров доказывают, что удар, как молния, послан с неба. Чем ужаснее нашествие, тем ярче обнаруживается чрезмерность греха. Чем неименитее, незначительнее и неизвестнее враг, тем больший позор и бесчестие падают на голову наказуемых. Те, для кого одно имя Византии казалось некогда грозным, подняли оружие на её державу, восплескали руками в неистовой надежде взять город, как птичье гнездо. Проповедник воспроизводит пред зрителями картины пережитых ужасов, гибели окрестного населения и зверств, совершенных руссами. Не было жалости к детям, не было пощады сединам старцев. Мла-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   Летописец 4-го крестового похода (около 1202 г.) Роберт де Клари рассказывает, что во Влахернском храме Божией Матери Плащаницу выносили по пятницам и что на ней «можно было ясно видеть Лик Господень». А когда в 1204 г. крестоносцы разгромили Византию, то плащаница «исчезла так, что никто не знал, что с ней сталось», — пишет тот же летописец.    Теперь становится очевидным, что св. Плащаница была привезена крестоносцами в Европу. Долгое время она хранилась во Франции, как частная собственность. С XV века св. Плащаница стала собственностью герцогов Савойских, а в конце XVII века она перевезена была ими в Италию, в город Турин, где она находится и поныне в часовне, в стеклянном ящике.    Плащаница представляет собою тонкое льняное полотно длиною 4 метра 36 сант. и шириною 1 метр 10 сантиметров. На ее пожелтевшей от времени поверхности имеются коричневые и красновато-багровые пятна, создающие своим расположением форму человеческого тела спереди и сзади.    В XVIII веке, когда люди еще не знали фотографии, историки Боле и Флери усомнились в подлинности св. Плащаницы Спасителя. На основании их показаний, Римский папа решился объявить св. Плащаницу репродукцией подлинника. Это был последний результат исследования примитивным путем.    В 1898 году, 1-го мая, с разрешения итальянского короля Гумберта, во время выставки религиозного искусства в г. Турине, св. Плащаница была сфотографирована специалистом М. Пиа. Фотография обнаружила совершенно необыкновенные, свойства Плащаницы. Темные пятна на Плащанице оказались светлыми на фотографической пластинке, т. е. Плащаница явилась негативом, а фотографическая пластинка — позитивом прекрасного лица, несмотря на увечья. Изображение его исключительно реально, подобного совершенства не знает искусство средних веков.    После фотографирования св. Плащаницы ею заинтересовался ученый мир; в дальнейшем она стала предметом тщательного научного исследования Сорбонны и приглашаемых ею высоких специалистов.    Со свойственным девятнадцатому веку европейским скептицизмом к предметам «нереальным», Плащаницу исследовали выдающиеся физики, химики, археологи, анатомы, скульпторы, живописцы, историки, специалисты фотографы, рисовальщики и юристы. После напряженной исследовательской работы в течение нескольких лет, в 1900 году была издана брошюра о Плащанице лауреатом французской Академии Наук, Артуром Лоттом. Знаменитый физик Шевалье за свое исследование Плащаницы награжден золотой медалью. В речи своей 15-го ноября 1901 года председатель французской Академии Наук признал Плащаницу оригиналом, т. е. подлинным полотном, прикрывавшим Святое Тело Господа нашего Иисуса Христа.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3880...

Рубрики Коллекции Есть ли пост на Покров 2023 1 мин., 13.10.2021 Поделиться Вопрос читателя: Есть ли пост на праздник Покрова в 2023 году? Отвечаем: Чтобы понять, есть ли пост на Покров в 2023 году, достаточно посмотреть на календарь. Пост бывает в том случае, если этот великий праздник выпадает на среду или пятницу — дни, в которые по уставу принято поститься практически весь год. Покров непереходящий праздник, и из года в год он отмечается 14 октября. В нынешнем году это суббота, а значит, что день непостный. Стоит помнить, что пост — это не наказание, а добровольная жертва, а потому он не может и не должен портить праздничное настроение. А трапеза — это приятное продолжение праздника, а потому на Покров, если он выпадает на среду или пятницу, допускается послабление — и даже по монастырскому уставу в этот день разрешается есть рыбу. Помимо этого, на праздничном столе могут быть любые овощи и фрукты, крупы и бобовые, орехи, грибы, несдобная выпечка, также допускается выпить немного вина. В любом случае, что будет в этот день на столе, не так важно, как то, что будет происходить в душе. В Покров верующие вспоминают, как на рубеже IX-X столетий во Влахернском храме в в Константинополе явилась Сама Богородица, чтобы защитить обратившихся к Ней жителей осажденного города. Современные христиане также просят у Пречистой заступничества, а в этот праздничный день радуются тому, что Она не оставляет почитающих Ее. Возможно, Покров стал одним из самых любимых в народе церковных праздников именно потому, что у каждого верующего есть история о том, как на молитвы Богородице были получены ответ и помощь. А потому и неважно, есть ли пост на Покров или нет, главное — есть радость, понятная людям, жившим и тысячу лет назад, и сегодня. Редакция журнала «Фома» Задать вопрос священнику Вы хотите задать вопрос священнику? Для начала рекомендуем проверить, нет ли уже опубликованного ответа на аналогичный вопрос. Сохранить Поделиться: Поддержите журнал «Фома» Журнал «Фома» работает благодаря поддержке читателей. Даже небольшое пожертвование поможет нам дальше рассказывать о Христе, Евангелии и православии. Особенно мы будем благодарны за ежемесячное пожертвование. Отменить ежемесячное пожертвование вы можете в любой момент здесь Читайте также Новое Как праздновать Пасху с месячными? 26.04.2024 25.04.2024 25.04.2024 23.04.2024 23.04.2024 23.04.2024 23.04.2024 © Журнал Фома. Все права защищены, 2000—2024 Наверх

http://foma.ru/est-li-post-na-pokrov-202...

И вот тот, кто прежде был обоюдоострым мечом против латинян, теперь, обратившись в противную сторону, им же доставляет победу. Потому-то он взошел и на патриаршеский престол и стал для царя всем – и языком, и рукою, и тростью скорописца. Он говорил, писал, излагал догматы . Сотрудниками и помощниками у него были придворные архидиаконы, Мелитиниот и Метохит, и еще Георгий Кипрянин. Однако ж с папистами никто не служил: ни сам патриарх, ни другой кто; однажды только некоторые из Фрериев 138 получили позволение отслужить литургию во Влахернском храме для рукоположения кого-то из своих. Но обратимся к тому, о чем предположили сказать. 3 . У царя была сестра, по имени Евлогия, у которой было много дочерей; одну из них, Анну, она выдала замуж за Никифора, владетеля Этолии, другую, Марию, за Константина, владетеля Загоры 139 , когда прежние жены их умерли. Что эти последние были между собою сестры и дочери царя Феодора Ласкаря, об этом мы сказали прежде. Между тем в эти времена входит в силу один болгарин, пастушеского рода, но человек хитрый и чрезвычайно изобретательный, по имени Лаханá. Привлекши к себе множество людей простых и буйных, он проводил разбойническую жизнь, чрез что в короткое время составил большое богатство и значительное войско. Его частые набеги и убытки, которые он причинял, вывели Константина из терпения, и он решил, собрав свои войска, выйти на него и поразить его во что бы то ни стало. Он находил унизительным для себя, чтобы человек ничего не значащий, в короткое время собрав большое войско, не только причинял часто большие бедствия болгарам, но грозил большою опасностью и всему их царству. Приготовившись, он выступает, но проигрывает сражение и лишается не только царства, а и самой жизни. Лахана же сверх всякого чаянья делается не только обладателем царства, но и вторым супругом жены Константина. С окончанием зимы и наступлением весны он подумывал отправиться на пограничные римские села и городки, чтобы, ослабив их, самому сделаться сильнее. Весть об этом царь принял не так, чтобы не обратить на нее внимания и отнестись к ней с презрением; нет, он сильно озаботился ею и встревожился.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " Вы знаете этот насмешливый вопрос: может ли Бог создать камень, который Он не мог бы поднять? И ответ: да, такой камень существует. Это мир, который Бог создал и не может, судя по тому, что происходит, поднять. Сказать, что все заключается в злоупотреблении данной Богом свободой, вне сомнения, будет точным объяснением. Но недостаточным, если мы вспомним об огромной тяжести страданий детей и других бесчисленных невинных жертв. После ГУЛагов и освенцимов, после всего, что пережило человечество в минувшем веке, мы должны спросить себя, в какого Бога мы веруем. Есть ли у нас ответственная вера, способная предстоять загадке камня, который Бог не может поднять? Вера во всемогущего Бога, вера, открывающая нам Его как страждущего Бога, Который так любит Свое создание, что приобщается всей его немощи — в уязвимости предания Себя отказу от Него любимого существа, в принятии с ним последствий этого отказа. Праздник Покрова Божией Матери связан с видением, которое было в начале Х века блаженному, Христа ради юродивому Андрею во Влахернском храме в Константинополе. Столица Византии была осаждена скифами, ей угрожала серьезная опасность. Множество священников во главе с патриархом и епископами при огромном стечении народа горячо молились во время всенощного бдения. Понимали ли верующие люди, что беда, постигшая их, была одним из тех предупреждений, после которого не сразу, через несколько веков (велико долготерпение Божие!), но наступит в конце концов крушение Византийской империи. Заступничеством Пречистой Господь помилует Константинополь в Х веке. Но, подобно Ниневии, этот город не вразумится. Люди возвратятся к прежним грехам, предпочитая земное небесному, соль потеряет свою силу. Матерь Божия прозревает это будущее и со слезами молится об отступниках. Не то же ли самое произойдет с Россией в ХХ веке? Но мы должны постараться увидеть в этом празднике прежде всего то, что относится к нашим дням, к нам. Божия Матерь со слезами простирает Свой светоносный Покров над миром.

http://moral.ru/tears/

Радуйся, девства столпе. Радуйся, смирения глубино. Радуйся, облеченная в солнце. Радуйся, сияющая Божественною славою. Радуйся, Мати Света Невечерняго. Радуйся, раю сладости небесныя. Радуйся, вертограде Христов благоуханный. Радуйся, одре Царя Великаго. Радуйся, Богородице Одигитрие, христиан упование. Кондак 3 Силою Божиею чудеса предивныя совершахуся от иконы Твоея, Богомати Владычице, егда принесена бысть в Царьград и в преславнем Влахернстем храме поставлена: слепыя просвещаше, всяк недуг в людех врачеваше благодатию Твоею, Богородице, да вси зовем прославльшему Тя Богу: Аллилуиа. Икос 3 Имеяше Тя Царьград Заступницу Державную, Богородице Дево, и во дни нападения на него врагов сильных и бранеискусных, помощь Твою многочудную от святыя иконы Твоея Одигитрии получаше. Темже молимся Тебе, Всеблагая, якоже древле град оный многажды от погибели спасла еси, тако и нас, смиренных, спаси от погибели вечныя матерним предстательством Твоим ко Христу Богу, да благодарно зовем Ти: Радуйся, Царьграда крепкое ограждение. Радуйся, Влахернскаго храма благодатное сокровище. Радуйся, нечестивых ратей одоление. Радуйся, врагов Православия посрамление. Радуйся, чад Христовых Предводительнице к победам. Радуйся, Помощнице скорая в бедах к Тебе притекающих. Радуйся, Заступнице усердная молитвенно Тя призывающих. Радуйся, богомудрых святителей Споспешнице во благовестии Христовом. Радуйся, похвало жен и дев славо. Радуйся, столпе огненный, зной страстей умеряющий. Радуйся, столпе облачный, мрак грехов разгоняющий. Радуйся, Марие, Мати Христа Бога нашего. Радуйся, Богородице Одигитрие, христиан упование. Кондак 4 Бурею морскою корабли прегордаго Кагана, град Твой пленити восхотевшаго, сокрушила еси, Владычице, и победу над ним людем христоименитым даровала еси от святыя иконы Твоея Одигитрии, лучи света небеснаго испуская и вои православныя ими просвещая, да вси уведят, яко Ты еси воистину Воевода державная Царьграда и прославят милости Твоя и чудеса, воспевая Спасителю Богу: Аллилуиа. Икос 4

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-pre...

Помыслим, братия, внимательно, где мы теперь, и что здесь над нами и с нами. Здесь присутствие Господа Иисуса Христа, Сына Божия, – невидимое присутствие Божества Его, и даже видимое присутствие Божественного Тела Его; и поелику Пресвятая Троица неразделима и не разлучна, то здесь и Бога Отца благословение, и Святого Духа осенение, и в следствие сего Ангелов служение, стражей святыни храма, хранителей и назирателей входящих в него. Очи Господни отверзты, чтобы видеть наше благоговение: не скрыто же от них и наше неблагоговение. Сердце Господа Его любовию и милосердием отверзто для нашей веры, любви, молитвы. Благо тем из нас, которые принесли во храм благоговейную и смиренную мысль, и сердце чистое, открытое к небу верою и любовию. От сердца Господа в них изливается здесь благодать, и мир, и свет, по благопотребности, озаряющий, или сокровенно исполняющий и питающий души их, так что они являются, по слову единого от святых, «облеченными оружием света» ( Puмл. XIII. 12 ), отражающими приражающуюся тьму, зло и нечистоту. Но сих даров, очевидно, не могут быть причастниками те, которые входят во храм без благоговения, пребывают в нем без внимания, которые приносят в него суетные мысли, нечистые желания, отягченную греховными делами совесть, вражду против ближних, и не приносят сердечного о грехах сокрушения и покаяния. Горе нам, если мы таковы! Господь видит нас: и пречистые очи Его отвращаются, и сердце Его заключается. Он хотел, и еще хощет, быть для нас щедрым Подателем даров: но соответственно тому, что мы представляем Ему в себе, Ему подобает явиться для нас грозным Судиею. Устрашимся суда Его; устыдимся милосердия Его: и если не приносим здесь пред Него добродетелей, угодных Ему; да не косним приносить Ему, по крайней мере, искреннее покаяние, которого Он не отвергает, и о котором радость бывает не только здесь, но и на небесах. Благоговению нашему в сем именно храме споспешествовать могут и некоторые особенности, собственно ему принадлежащие. Какою древностию, какими достопамятностями ознаменованные хранит он в немалом числе святые иконы! Восходя к началу их существования, мы встречаемся с назидательною мыслию о древних художниках, которые, трудясь над оными с постом, молитвою и священными песнопениями, своею чистотою и благоговением приготовляли оные к благодатному освящению. Рассматривая судьбу сих икон, поколику она известна, в продолжении существования их, видим благочестие царственных и вельможных лиц, которые приносили пред оными молитвы, – которые возлагали на них украшения, благознаменательные, если просто по усердию, и еще более достопамятные, если в благодарность за полученные по молитве пред ними благодеяния Провидения Божия, – которые для присных и приближенных самым вожделенным даром почитали святую икону.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

256) 583 . Ширина наоса соответствовала 4,25 м, а восстанавливаемая длина всего сооружения – 10,12 м 584 . Апсида с внутренним радиусом 2,5 м была выложена плотно прилегавшими друг к другу мраморными плитами и обломками плинфы, положенных на цемянковый раствор, а в центральной части наоса вымостка состояла из мраморных плит двух размеров (50 х 45 х 8 см и 50 х 25 х 8 см) 585 . В восточной лопасти храма после его сооружения были устроены четыре вырубленные в скале и перекрытые плитами гробницы-кимитирия для многоярусных погребений, которые содержали в общей сложности 54 костяка и фрагменты керамики IX–X вв. 586 . Стены постройки шириной 0,75 м были сложены из грубо околотых прямоугольных известняковых блоков и скреплены известковым раствором с морским песком, а с внутренней стороны гладко оштукатурены. Несколько позже к восточной ветви храма с севера пристроили крошечное помещение площадью около 13 м2 (3,6 х 3,7 м), которое соединялось с храмом дверным проемом в 0,9 м шириной. Еще две небольшие пристройки (2,65 х З,6, 4 х 6 м) со стенами 0,6 м на грязевом растворе располагались к югу от восточной ветви. Материалы из них (значительное количество фрагментов амфор и нескольких столовых сосудов), а также монета Василия I (867–886) тоже не выходят за пределы конца IX–X вв. 587 . Вероятно, это были хозяйственные помещения, входившие в здешний небольшой, не исключено, монастырский загородный комплекс. Главное место в нем занимал типичный крестовидный храм, единственное своеобразие которого заключалось в том, что он имел выступы стен, расстояние между которыми было шире проема апсиды (рис. 257) 588 . Это может быть свидетельством того, что в результате позднейших переделок внешний вид храма был искажен и апсида была пристроена позже к его более ранней лопасти. Рис. 257. Храм св. Созонта. Реконструкция (по Ю. Г. Лосицкому) Крестовидное в плане сооружение первого строительного периода возводилось как мартирий-усыпальница и лишь позже к основному зданию были пристроены помещения хозяйственного назначения, а также появился алтарь, следовательно, как и в переделанном загородном храме Богоматери Влахернской, здесь со временем тоже стало возможно каждодневное проведение Божественной литургии и Евхаристии.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Тогда же был сильно разрушен пол, выложенный мраморными плитами на слое цемянкового раствора (его остатки уцелели только на пространстве между блоками амвона) 784 . К слову, такой мраморный пол был совершенно не характерен для поздневизантийских церквей XII–XIII вв., преимущественно приходских, квартальных, с массовыми захоронениями. Следует также подчеркнуть, что прежде гробниц под мраморным полом здания, вероятно, не было, но это не был «случай единственный в своем роде» 785 : многие херсонские храмы, возвдвигнутые в VI–VIII вв., не имели таких погребений (все базилики, триконхиальный храм «А» 1904 г., тетраконхиальный храм крестовидный храм крестовокупольный храм Если «храм с ковчегом» и имел мемориальное назначение, то в силу иных обстоятельств 786 . Рис. 287. Мраморные рельефы в технике «выемчатого фона» из раскопок в храме и рядом с ним В одной из таких поздних могил 11) оказался мраморный брус с вырезанным на нем крестом, к которому металлическими штифтами крепился такой же бронзовый крест. Последние имели вотивный смысл, их крепили на конструктивных элементах алтарной преграды или амвона VI в. 787 . Находки еще четырех таких же брусов-столбиков служат доказательством того, что эти архитектурные остатки принадлежали храму до его переделки 788 . Следами последней являются две белые полосы отходов строительного раствора около юго-восточной стены храма: нижняя полоса по уровню соответствует первоначальному полу, а вторая полоса – более позднему 789 . На то же указывают двойные пороги, сохранившиеся у трех из шести первоначальных дверей храма, и высокий уровень порога боковой северо-западной двери в переднем крыле, которая была сделана вместо имевшегося здесь окна 790 . Наконец, паперть храма, судя по кладу монет не позднее 945 г., была построена в это время, а точнее, не ранее этого времени 791 . Не исключено, что эта переделка совпала с аналогичной, пережитой загородным храмом Богородицы Влахернской после конца X в.: недаром планировка обоих построек поразительно совпадает.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010