Светилен. Подобен: Жены, услышите: Светилен Подобен: Жены, услышьте: О Пресвятая Госпоже, Дево Богородице!/Покрый нас чудесным Твоим омофором,/сохраняя град и люди от всякаго зла,/якоже Тя пречудный Андрей виде во Влахернстей церкви молящуюся;/и ныне нам, Госпоже, посли великую Твою милость. (3) О, Пресвятая Госпожа, Дева Богородица!/Покрой нас чудесным Твоим омофором,/сохраняя град и людей от всякого зла,/как некогда Тебя видел пречудный Андрей/во Влахернской церкви молящейся./И ныне, Госпожа,/пошли нам великую Твою милость. (3) На хвалитех стихиры на 4, глас 8. Подобен: О преславнаго чудесе: На “хвалите” стихиры на 4, глас 8 Подобен: О преславное чудо: Тебе припадаем, Госпоже,/умильно кланяющеся, молим Тя:/радуйся, Богоблаженная Владычице,/многоименитая Дево,/пророки проображенная честно:/в Тя бо, яко роса, Христос Бог сниде,/и родила еси, Браконеискусная Чистая, и на руку носила еси всех Творца и Господа./Емуже ныне о нас молися,/славящих верно Твоего Покрова праздник. (2) К Тебе прибегаем, Госпожа,/и со умилением поклоняясь,/молитвенно взываем Тебе:/радуйся, Богоблаженная Владычица,/многими именами славимая Дева,/пророками верно прообразованная!/Ибо в Тебя, как роса, Христос Бог сошел,/и родила Ты, не познавшая брака, Чистая,/и на руках носила Творца и Господа всего,/Которому ныне молись о нас,/с верою славящих Твоего Покрова праздник. (2) Поют Тя, Дево Богородице, Ангельстии чини,/и славят патриарси со архиереи/и святии апостоли,/яко Матери Божии честно служат Тебе,/видяще Тя за мир молитву творящую/ко Спасу всех, Христу Богу./Емуже помолися избавити град и люди,/славящия Тя верно/и Твоего Покрова праздник чествующия. Воспевают Тебя, Дева Богородица, ангельские полки/и славят патриархи с архиереями,/и святые апостолы:/Тебе, как Матери Божией верно служат они,/видя, что Ты за мир творишь молитву,/ко Спасителю всех Христу Богу./Ему помолись избавить город и людей,/с верою славящих Тебя/и Твоего Покрова праздник чествующих. Паче Аароня кивота/всю Тя Бог освяти/Духом, Богородице, Святым,/и паче солнечных луч/Твоим светящимся омофором/освещаеши Церковь и люди/и тьму грехов наших отгоняеши,/избавляеши же от бед и скорбей/верою чествующия Твоего честнаго Покрова праздник.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/pokrov-pr...

Владыка мира, Бог Вселенной, Благослови молитвой нас И дай покой душе смиренной В невыносимый, страшный час. И у преддверия могилы Вдохни в уста Твоих рабов Нечеловеческие силы – Молиться кротко за врагов! С.С. Бехтеев, г. Елец, Октябрь 1917 г. Стихотворение было найдено среди бумаг Царской Семьи после убийства. Святителю Николаю Днесь, память празднуя Твою, Приносим мы Тебе хваленье И воссылаем, в умиленьи, Молитву теплую свою. Воззри на нас с выси небесной, Молитве нашей Ты внемли, Зажги в сердцах огонь чудесный – Огонь Божественной любви! Вложи в нас истины познанье, Дорогу к свету укажи, Во дни скорбей и испытанья – Нас защити и поддержи! Своим великим заступленьем, Пред Троном Вышнего-Творца, Нам, среди мрака заблужденья, Не дай погибнуть до конца. Ревнитель веры неизменный, Нас от неверья сохрани, Своей десницею нетленной Незримо нас Ты осени! Отчизне нашей Православной И мир, и тишину подай. Услыши нас, великий, славный. Святитель Божий Николай! Покров Пресвятой Богородицы В святом Царе-граде творит Патриарх Во храме Влахернском моленье, С ним молится вместе Лев, мудрый монарх, Прося от врагов избавленья. Пред Ликом Пречистой там к полу приник Главою Андрей юродивый, И с ним Епифаний, его ученик, В молитве стоит молчаливо. Вдруг храм озарился небесным огнем, В нем велие чудо свершилось: Среди херувимов, в величьи святом Пречистая Матерь явилась. Молящихся в храме усердно людей Покрыла Она омофором… «Ты видишь ли, видишь ли?» – вскрикнул Андрей, С блистающим радостью взором. И молвил ему Епифаний в ответ: «Да, отче: Пречистая Дева Покровом Своим нас спасает от бед, От вражьего страшного гнева!» И, бросивши лагерь свой, злой сарацин Бежал из-под стен Царя-града – Набегу неверных, свирепых дружин Предстала незримо преграда. Издревле Христов непреложный закон Принявши из рук Византии, И мы, с незапамятных древних времен Все молимся Деве Марии. Н. Кельш. Воспоминание о Почаевской Лавре Как часто грустью я томлюсь Все о тебе, Почаев милый! И всей душой к тебе стремлюсь,

http://azbyka.ru/fiction/slovo-zhizni/

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Библиография. «Фома» – октябрь 2023 28 мин., 31.10.2023 Содержание номера – «Фома». Православный журнал для сомневающихся. - – 2023.  FOMA.RU Обложка : На коричневом фоне изображены красно-желтые бабочки в виде кленовых листьев. В середине обложки — белая надпись: НАС ОСЕНИЛО КРАСОТОЙ. Причем в слове «ОСЕНИЛО» выделено «ОСЕНИ». Рисунок Анны Тененбаум. Пролог : Марина Бирюкова . Бабочка. Стихотворение. Фото Dmitriy Belenovsky/Unsplash//Фома. - – октябрь 2023. – С.2. – (рубрика «Пролог» ). Содержание : С.3. Даты месяца : Даты месяца: октябрь //Фома. - – октябрь 2023. – С.4-5. - (рубрика « Даты месяца »). Представлены: 14 октября. Покров Пресвятой Богородицы. [В 910 году Богородица явилась юродивому Андрею, который молился с другими горожанами во Влахернском храме в осажденном врагами Константинополе. Божия Матерь распростерла свой омофор (покрывало для головы) над людьми. Чудо стало для всех последующих поколений христиан знаком Ее заступничества и утешения. Одно лишь воспоминание об этом чудесном Ее Покрове, спасающем отчаявшихся, может дать силы на обращение к Богородице и ко Христу. А это уже первый шаг к спасению, к свету и надежде на милость Божию]. Ил.: Покров Богородицы. Иконопись. - С.4; 30 октября. День поминовения всех православных христиан, безвинно богоборцами убиенных или безвинно пребывавших в заключении. [Принимая в 2021 году решение об установлении ежегодного дня заупокойных богослужений о безвинно богоборцами убиенных или безвинно пребывавших в заключении, члены Священного Синода подчеркнули, что Русская Православная Церковь «помнит не только прославленных ею святых, но и всех невинных жертв репрессий, призывая общество сохранить память об этих трагических страницах истории»]. Фото Владимира Ештокина. - С.4;     23 октября. День памяти прп. Амвросия Оптинского. [«Нет выше добродетели, как любовь; и нет хуже порока и страсти, как ненависть, которая не внимающим себе кажется маловажной, а по духовному значению уподобляется убийству» (см. 1 Ин 3:15). Преподобный Амвросий Оптинский ]. Ил.: Преподобный Амвросий Оптинский. Фото. - С.4;

http://foma.ru/bibliografija-foma-10-246...

« Положение во гроб » – композиция сложилась на основе текстов Евангелия ( Мф.27:59–61 ; Мк.15:46–47 ; Лк.23:53 ; Ин.19:40–42 ), а также с привлечением текстов апокрифического Евангелия Никодима, и главным образом, гимнов, звучащих на Страстной литургии, чине выноса плащаницы, поклонения, погребения (Великий четверг, Великий пяток, Великая суббота), «воспоминающих» о событиях смерти и погребения Спасителя. Иконография сюжета претерпела значительную эволюцию и влияние близкой композиции страстного цикла – «Оплакивания». Обычно обе композиции сопровождаются греческими надписями θρνος Επλογος, что означает и «оплакивание», и «завершение» (конец земной миссии Христа). Отличительной чертой «Положения во гроб» является «доска гробная», или даже изображение саркофага, в который положено тело Спасителя. Сохраняются элементы «Несения тела Христа ко гробу». «Доска гробная» – подлинная реликвия Страстей Господних, хранилась в Константинополе в монастыре Пантократора. Она упоминается во многих паломнических описаниях византийской столицы вплоть до её падения. Совершенно необычная иконография «Положения во гроб» представлена во фреске церкви Успения на Болотовом поле (1363), где тело Спасителя изображено покоящимся на коленях Богоматери и окружающих его персонажей. Композиция «Положения во гроб», как и «Оплакивания», в иконах часто соединялась со сценой снятия со креста, либо содержала намёки на это событие – голгофский крест на заднем плане, лестницу, которую держит Иосиф Аримафейский. « Покров Богоматери » – изображает событие чудесного явления Богоматери во Влахернском храме в 910 г., во время осады Константинополя арабами. Находившиеся среди собравшихся в храме для молитвы людей, Андрей Юродивый и его ученик Епифаний, увидели Богоматерь с сонмом святых. Богородица простёрла свой мафорий над молящимися, покрыв им христиан, и молилась о спасении града и людей, находящихся в нём, от неверных. Чудо Покрова косвенно соотносится с еженедельным Влахернским чудом (как его именовали – «обычным»), когда завеса над иконой Влахернитиссы поднималась, и Богоматерь «входила» в пространство храма.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

за дьячка и то большие деньги надо дать, цену все себе узнали, продувной народ, ищут где бы деньги дали да большой приход. А дьячки-то молодые стали уж не то, стриженые, обритые, ходят все в пальто, про подрясник позабыли, не к лицу вишь им, старики-то дорожили званием своим. А по службе где угнаться им до стариков, не умеют толком взяться и за Часослов, изредка Устав читают, есть и таковы, благовещенской не знают в твердости главы. А коснуться если пенья, далеко до нас, нет ни складу, ни уменья, поют кто как горазд. Ныне знаменна распева редко где слыхать, стали новые напевы в церкви запевать. Позабыли обиходы, в Уставе, как во тьме, нынче лишь одни доходы держат на уме. А на колокольню кто их уж заставит влезть, не знавали времен строгих, гордость у них есть. Эх, не то мы испытали на веку своем, сами церковь подметали с сторожем вдвоем, пред священником являлись, голову склоня, благочинного боялись пуще, чем огня. А владыка как приедет, уж бывало тут и душа-то замирала, словно Страшный Суд. Было строго, но зато мы тверды на своем, и с Уставом-то знакомы, все что хошь споем: хоть «Всемирную ли славу», хочешь ли «Чертог», иль как надо по Уставу в праздник «С нами Бог», задостойник, самогласны, ирмосы, канон, их не всяк споет прекрасно, даже кто учён. Мало одного ученья, тут нужна душа, каждая по содержанью песнь-то хороша: ведь святые песнопенья от святых отец, писаны для умиленья, для простых сердец. Покров Божией Матери В святом Цареграде творит патриарх во храме Влахернском моленье, с ним молится вместе Лев, мудрый монарх, прося от врагов избавленья. К холодному полу главою поник в молитве Андрей юродивый и с ним Епифаний, его ученик, смиренно стоит молчаливо. Вдруг храм озарился небесным огнем, в нем велие чудо свершилось, среди Херувимов в величье святом Пречистая Дева явилась. Молящихся в храме усердно людей покрыла Она омофором. «Ты видишь ли, чадо? – воскликнул Андрей, с блистающим радостью взором. «Да, отче, – сказал Епифаний в ответ, – я вижу, Пречистая Дева

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Pigol/arh...

Вспоминая в этот день Влахернское чудо, Русская Церковь обращается к Пресвятой Богородице: «Яко же тамо сущая народы в церкве милостивно покры, тако и нас, грешных раб Твоих, покрый кровом крилу Твоею». Мы просим Богородицу помолиться Богу «за ны грешныя, Твоего Покрова праздник в Российстей земли прославльшия». И милосердно склонив слух Свой к народной молитве, Матерь Божия и ныне, как тысячу лет назад, с ликами святых входит невидимо в храм и, простирая ко Господу пречистые руки, молится за нас, принимая под Свой благодатный Покров. Святой Апостол от 70-ти Анания Святой Апостол от 70-ти Анания , епископ города Дамаска, был из числа 70-ти учеников Христовых. В книге Деяний повествуется, что однажды ему явился Господь и повелел найти тарсянина по имени Савла, ибо Савл избран Богом, чтобы возвещать Имя Его «пред народами и царями и сынами израилевыми». Святой Анания знал, сколько зла причинил Савл иерусалимским христианам, но, следуя Божественному гласу, крестил обратившегося гонителя Церкви, будущего великого апостола и проповедника Павла ( Деян.9:10–19 ). Святой апостол Анания смело проповедовал о воскресшем Христе иудеям и язычникам. Благовествуя спасение, он прошел из Дамаска в Елевферополь и истинность своей проповеди доказывал исцелением больных. Правитель города язычник Лукиан всех уверовавших во Христа повелел предавать мучениям и смерти. Идолопоклонники, раздраженные проповедью святого Анании, схватили его и привели к правителю, который стал принуждать Апостола к принесению жертвы языческим богам. Святой Анания ответил язычнику: «Я поклоняюсь Единому истинному Богу моему, Иисусу Христу; я видел Его очами своими и с Ним из уст в уста беседовал, не только тогда, когда Он жил на земле как Человек, но и по вознесении Его на Небеса. Он нас всех избавил от власти диавола и привел к Отцу Своему. Я поклоняюсь Ему, а не бесам, желающим погубить весь род человеческий». Правитель стал угрожать Анании муками, но он был тверд в исповедании Христа. Подняв к небу руки, святой апостол молился: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Благословенного Отца! Внемли молитве моей и удостой меня участи блаженных апостолов в будущей жизни. Как спас Ты Савла Своим Светом, так и спаси меня от руки сего нечестивца, сопротивляющегося Истине; да не исполнится на мне его воля, да не уловит он меня сетями коварства своего; не лиши меня и Царства Небесного, уготованного всем любящим путь Истины Твоей, указанный Тобою, и сохраняющим заповеди Твои».

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Да и где было искать учителей желающему всецело посвятить себя Господу? Русская земля еще только начинала просвещаться светом истины Христовой. Да, были по городам и церкви, начали появляться монастыри. Но: духовенство, пришедшее с первым митрополитом Михаилом, – греческое язык и обычаи славянские им чужды, да и само назначение в далекий и холодный скифо-варяжский край могло восприниматься многими миссионерами как ссылка. Здесь требовалась либо кирилло-мефодиевская ревность о Господе либо любовь к отеческому краю. И Господь взрастил Своих проповедников, сеятелей слова Божиего на не тронутой еще правдой земле. Одним из первых был Антипа: упорный, крепкий, противящийся (как и переводится само имя его с греческого) всему языческому, мерзкому, тленному, неистинному. Афон – этот небольшой отросток Халкидонского полуострова, который в свое время с евангельской проповедью обошла Сама Богородица и на котором издавна селились отшельники, – начал складываться в своеобразную монашескую республику, а точнее, в настоящую иноческую житницу лишь к исходу первого тысячелетия христианской эры. Первый монастырь – Великая лавра – был основан там в 961/962 году Афанасием Великим. И стало их вскоре – двадцать больших обителей и десятки маленьких скитов, келий и пустынек. А на Руси к тому времени уже откняжил и «сходил» набегом на Царьград (860) Аскольд, соприкоснувшийся там с волей Царицы Небесной, испытавший на себе Ее Влахернское чудо и крестившийся. Уже крещена была и княгиня Ольга († 969). Когда к IX веку на пути всемирной проповеди Христовой стеной встали ислам и иудаизм, стало складываться, расти и укрепляться озаренное светом Православия Русское государство. И представляется, что непоколебимый, пламенный и животворящий святогорский оплот Православия возник едва ли не в поддержку созидающейся Русской Церкви строящегося православного царства. И суждено им было впоследствии питать, обогащать, укреплять и спасать друг друга. Маленький полуостров в Эгейском море и громадная держава, раскинувшаяся посреди иноверцев на двух континентах, – материк Православия. И оба – под покровительством Божией Матери. А перенесено оно было, это покровительство, немощным человеком, затерянным во мгле веков, но великим пред Господом.

http://pravoslavie.ru/2432.html

В рисовке вовсе исчезают прежние схемы, появляются игрушечные, детские фигуры, одежды передаются общими чертами, без всякой шраффировки, бликов и ломаных складок. Можно думать, что рукопись в этой части иллюстрирована была по какому либо древнему оригиналу. С листа 194 по 219 идут дурные рисунки, мало имеющие интереса, но того же характера, что на листах 96 – 155. С листа 219 до конца повторяется манера миниатюриста листов 155 – 187, но худшего исполнения. Почему рукопись иллюстрировалась по частям и без последовательности, мы не можем догадаться, хотя можем указать, что с 155 листа начинается история царствования I. Цимисхия, а с 196 листа – Константина. В числе иллюстраций множество интересных с различных точек зрения: л. 10 – об. царя Михаила поднимают на щите; на л. 14 представлен хрисотриклиний с коническим верхом; на 17 – дворец Буколеон со статуями льва и быка по сторонам здания, согласно тексту; на 43 – Феофил подъезжает к Влахернскому храму; л. 44–5 – история Феодоры, почитательницы икон; л. 65 – бронзовая статуя о трёх головах; л. 83 об. – Церковь Диомида; л. 103 об. – чудо с Евангелием перёд архонтом Руссов (здесь воспроизведено в рис. 122); л. 130 – флот Руссов; л. 135 – приём Ольги (см. рис. к I гл.), сбоку дворца надпись, называющая «жену архонта Россов» ; л. 145 – въезд Никифора Фоки; л. 157 – царский дворец; л. 161 об. – Печенеги; л. 167 – Ромеи гонятся за Россами; л. 170 – Святослав внутри дома советуется со своими; л. 171 – Переговоры Цимисхия со Святославом (см. рис.); л. 172 – Свидание Цимисхия со Святославом; л. 173 – Печенеги убивают Святослава и дружину; нал. 225 – 6 в ряде миниатюр представлена история нападения Россов на Византию при Константине Мономахе, переговоры с князем Владимиром и пр. Если выделить свойственную византийским миниатюрам условность, воспроизводимые нами сцены из древнейшей русской истории не могут не представить своеобразного интереса, но входит в разбор разнообразных особенностей представления северных варваров, с точки зрения истории византийской миниатюры, было бы здесь излишне.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

Общепринято выделять два основных иконографических извода Покрова — так называемые «суздальский» (среднерусский) и «новгородский». В первом случае Богоматерь изображается перед храмом простирающей свой мафорий над всеми присутствующими. Внизу в центре обычно располагается амвон, на котором стоит святой Роман Сладкопевец со свитком в руках. Наиболее ранним образцом этого типа является храмовая икона Покровского Суздальского монастыря второй половины XIV века (ныне в Государственной Третьяковской галерее). Примечательно, что архитектура заднего плана передает общие черты построек во Влахернах — базилики с двускатной крышей и круглой купольной церкви. Сооружение базиликального типа повторяется на иконе конца XV beka из этого же монастыря (Владимиро-Суздальский музей-заповедник). В «новгородском» варианте плат поддерживают ангелы, а не Сама Богородица, представленная внутри храма над закрытыми царскими вратами. Одна из наиболее ранних икон этого типа происходит из Зверина монастыря и датируется 1399 годом (Новгородский музей). Архитектура на заднем плане совсем иная — трехнефный храм венчают пять главок с куполами. Покров Богоматери. Лицевая сторона двухсторонней иконы-таблетки из Софийского собора Новгорода. Конец XV в. Новгородский музей-заповедник Оба варианта имеют и схожие черты. Как правило, в нижней части изображался очевидец влахернского чуда святой Андрей Юродивый, указующий своему юному ученику на образ Пречистой Девы. Покров, дарующий заступничество Царицы Небесной, чаще всего выделялсяярко-краснымцветом. Художники следовали описанию видения в житии святого Андрея, где подчеркивалось, что простираемый плат был «молнии подобен». В памятниках XVI века — например на иконах из Глушицкого Сосновецкого монастыря (Вологодский музей) и Воскресенского Горицкого монастыря (Череповецкое музейное объединение) — Богоматерь держит плат белого цвета. Покров Богоматери. Новгород. Середина XVI в. Государственный Русский музей В конце XV beka происходит объединение двух иконографических вариантов сцены. На иконе-таблетке из Софийского собора в Новгороде, композиция которой станет образцом для многих памятников XVI столетия, плат над представленной в позе Оранты Богоматерью держат ангелы, а внизу изображается святой Роман. Для поздних образов характерно включение большего количества действующих лиц: среди присутствующих теперь можно увидеть и византийского патриарха Тарасия (784–806), защищавшего почитание икон Богоматери, и императора Льва Мудрого с супругой Феофаной. Именно в его правление и произошло влахернское чудо.

http://pravmir.ru/pokrov-presvyatoj-bogo...

22/5.Х Кавалерский праздник ордена Св. Владимира. 25/8.Х Прп. Сергия Радонежского, чудотворца. Это был великий русский подвижник и восстановитель иночества в московской Руси во время татарского ига. Прп. Сергий (13141392 гг.) принимал деятельное участие в «собирании Руси» и с посохом в руке ходил в Ростов, Нижний Новгород, Тверь и Рязань, чтобы примирить враждующих удельных князей и объединить их под державою московского великого князя. Он же благословил вел. кн. Димитрия Донского на битву с татарами (1380 г.) и дал ему в охрану двух иноков (бывших воинов) Пересвета и Ослябю, которые положили на брани жизнь свою за Отечество. 27/10.X Муч. Каллистрата и дружины его (воин из Карфагена, наученный вере Христовой своим отцом-воином, со слов деда Неоскора, присутствовавш его в числе воинской команды, как при страданиях Господа, так и при Его славном Воскресении. Пострадал при Диоклетиане в 304 г. После долгих пыток Каллистрат был брошен в мешке в море; мешок разорвался, святой остался невредим, а видевшие это чудо персидские воины уверовали во Христа и вместе с Каллистратом были обезглавлены). 28/11.Х Бл. кн. Вячеслава Чешского (ум. 935, князь-мученик, убитый своим братом Болеславом). Октябрь 1/14 Покров Пресв. Богородицы. Этот праздник установлен в воспоминание чудесного видения Богоматери, молившейся за мир и осенявшей Своим Покровом молившихся во Влахернском храме (в Константинополе) христиан. Это было в X в. при нашествии сарацин, которые вскоре после этого видения были побеждены греками. 4/17 Бл. кн. Владимира Новгородского (ум. в 1052г., благочестивый и мужественный воин; в 1042 г. ходил войною на Ямь (финское племя, обитавшее на северном берегу Финского залива) и победил их; в 1043 г. участвовал в походе русских против греков, предпринятом для наказания греков за оскорбление русских купцов в Царьграде и за убийство одного из них). 7/20 Псково-Печерской иконы Божией Матери (в этот день память избавления помощью Богоматери г. Пскова от нашествия французов в 1812 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010