Рубрики Коллекции Покров Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, 14 октября 2023 года: что будет в храме? 11 мин., 12.10.2023 Поделиться Ежегодно Русская Православная Церковь празднует Покров Пресвятой Богородицы 14 октября. В этот день мы обращаемся в молитве к апостолу от 70-ти Анании, преподобным Роману Сладкопевцу, Савве Вишерскому, Иоанну Кукузелю, преподобномученику Михаилу Зовийскому и с ним 36-ти преподобномученикам, мученику Домнину Солунскому. Празднование в честь Хитона Господня и Столпа Животворящего, а также равноапостольных Мириана, царя Иверского, и царицы Наны, принявших Крещение со своим народом, а также Собора Молдавских святых совершается 14 октября. Священномучеников Алексия Ставровского , Михаила Вологодского , Александра Агафоникова , Георгия Архангельского , Николая Кулигина и мученика Иоанна Артемова почитает Церковь в этот субботний день. Иконы Божией Матери Псково-Покровская, Люблинская, Гербовецкая, Браиловская, Барская, Касперовская чествуются 14 октября. Мы продолжаем проект «Готовимся к богослужению» , чтобы помочь осознанно прийти в храм, заранее изучить традиции и особенности богослужения, познакомиться с отрывком из священного Писания и его толкованиями, а также с краткими житиями святых, поминаемых Церковью 14 октября. Суббота, 14 октября 2023 года, Покров Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии В день Покрова Божией Матери, 14 октября по новому стилю, христиане вспоминают чудо, которое произошло в 910 году. По преданию, Богородица явилась молящимся во Влахернском храме в Константинополе: Она распростерла свой омофор (покрывало для головы) над людьми, и это чудо было явным свидетельством Ее помощи. Покров Пресвятой Богородицы принадлежит к числу великих православных праздников, причем почитается он именно в России. Подробнее о празднике читайте в наших материалах: • Покров. Праздник побежденных • Детям о Покрове Богородицы • Приметы на Покров: будет ли снег? • Икона Покрова Богородицы Особенности православного богослужения Тропарь Покрова Пресвятой Богородицы

http://foma.ru/pokrov-presvjatoj-vladych...

Закрыть itemscope itemtype="" > Святой благоверный великий князь Андрей Боголюбский и праздник Покрова Богоматери 12.10.2018 2491 Время на чтение 7 минут Покров - русский новый праздник национального торжества, великой радости принятия Богородицей под Свой омофор Святой Руси. И хотя он был основан на событии, имевшем место в Византии, он устанавливался он как знак именно русского Православия для прославления Заступницы нового Ее удела - Руси Залесской. Покров Богоматери. Икона из Зверина монастыря, В.Новгород. 1399 г. Согласно преданию, Пресвятая Богородица была покровительницей Ее земных уделов - Иверии и горы Афон. Под Ее покровительством находился также и Константинополь, который неоднократно спасался от нашествия различных племен и народов, благодаря заступничеству Божией Матери. К VIII - IX векам в храмах Константинополя были собраны все главные святыни, связанные с Пресвятой Богородицей: первописанные иконы, Ее пояс, риза и мафорий (омофор), хранящиеся во Влахернском Успенском храме, Ее посох. Эти святыни, согласно преданию, несущие на себе благодатную силу, неоднократно спасали столицу Византийской империи от нападений иноземцев. Влахернский храм XIX в. На месте сгоревшего Успенского храма, где произошло чудо явления Богоматери 1 октября 910 года В одном из исторических документов тех времен Константинополь именуется «градом Богородицы». В основу праздника Покрова, установленного на Руси князем Андреем Боголюбским, легло так называемое «Влахернское чудо» - легендарное событие в Константинополе, относимое ко времени правления императора Льва VI Мудрого (886 - 912 гг.). Об этом позволяет судить Житие Андрея Юродивого (X в.), где описано чудесное явление в храме Богородицы. Предание гласит, что столице империи тогда угрожала опасность со стороны вражеского войска, осадившего город. В один из дней осады (1 октября) по Константинополю разнеслась весть о чудесном видении, ниспосланном почитаемому горожанами юродивому Андрею, славянину по рождению, и его ученику Епифанию. Находясь во Влахернском храме во время всенощного бдения, они увидели Божью Матерь, стоявшую на «воздухе» (облаке) в окружении сонма святых и распростершую свой омофор над христианами. Ободренные этим знамением греки отогнали врагов от города. (Иконография праздника, установленного на Руси,

http://ruskline.ru/analitika/2017/10/16/...

Воспоминанию такого чудесного события, и даже не одного, а сразу трех, и посвящен нынешний день — пятая Суббота Великого Поста, получившая оттого наименование Субботы Акафиста или Похвалы Божией Матери. В начале VII века, в 626 году, в царствование императора Ираклия Византия переживала тяжелые дни. Константинополь был стеснен от врагов со всех сторон. С востока к нему подступали персы, с запада — авары. Положение греков казалось безнадежным, падение столицы, гибель ее защитников и мирных жителей казались неотвратимыми. Но вот Патриарх Константинопольский Сергий благословил совершить крестный ход вокруг осажденного города, сам взяв притом чудотворную икону Божией Матери Одигитрии. Взята была и величайшая святыня — риза Пресвятой Богородицы, хранившаяся в знаменитом Влахернском Ее храме. И вот, когда обнесена была риза вокруг города по стенам его и погружена была затем в воды Босфора, то произошло чудо, радостное для греков и поистине страшное для их врагов. Море, пред тем спокойное, закипело, разразилась ужасная буря, и неприятельские корабли были потоплены вздымавшимися волнами. Целую ночь провел тогда народ в молитве во Влахернской церкви, воспевая Божией Матери благодарственное пение. И дважды еще сподобился Константинополь такой дивной милости от Царицы Небесной, дважды еще так же избавлялся чудесным образом от осаждавших его врагов. Потому и установилось нынешнее празднование в память об этих удивительных делах любви Богоматери к христианскому роду. И поется в день праздника похвальное пение Богородице, получившее наименование акафиста, во всех православных церквях, по всей земле. Действительно, братия и сестры, удивительно скора Матерь Божия на помощь к призывающим Ее. Точно нежная мать, спешащая к своему чаду, спешит Она откликнуться на зов скорбящего человеческого сердца, помочь, заступить, спасти погибающего. И потому от самых древних лет спасаются христиане Ее заступлением, у Нее находят защиту и покров, отраду и утешение. Она — Святейшая Святых — неизглаголанно любит всех, посвятивших себя благочестию, всех, кто совершенно предал свою жизнь и самого себя Возлюбленному Ее Сыну. Но, дивное чудо, глубина милосердия! Любит Она также и грешников, погибающих в своих беззакониях, милосердует о них, ежечасно простирает к ним руку помощи. И сколько их восстало, исправилось, уцеломудрилось Ею — Царицей горних и дольних, восстало из бездны падения к вершинам святости, вошло в светлейшие чертоги Небесного Владыки!

http://pravoslavie.ru/45791.html

С. Снессорева Октябрь 1.10. Покров Богородицы Покров Богородицы В начале X века, в царствование Льва VI Философа, сарацины вторглись в пределы Греческой империи, и успехи их оружия были несомненны, так как ощутителен уже был упадок в самой Греции. Благочестивые греки, твёрдо помнившие, что от Заступницы Небесной всегда получали помощь, прибегли к Ней и в настоящей опасности в молитве и покаянии. Видимое знамение Её милосердия подкрепило упование на Её заступление. Во Влахернском Константинопольском храме, где хранилась риза Богородицы, во время всенощного воскресного бдения Пречистая Дева явилась на воздухе молящеюся о мире, окружённою ликами ангелов, пророками и апостолами и осеняющею Своим покровом христиан. Не все присутствовавшие сподобились этого видения; но св. Андрей Юродивый видел это чудо и спросил своего ученика, праведного Епифания: «Видишь ли, брате, Царицу и Госпожу всех, молящуюся о всем мире?» «Вижу, святый отче, и ужасаюся», – отвечал Епифаний. Жители Константинополя, услышав о сем чуде, исполнились радости и упования, что Бог по ходатайству Заступницы рода христианского избавит их от бед, нанесённых вторжением неприятелей в их страну. Упование было не ложно: враги Церкви Христовой были вскоре побеждены и прогнаны. Это произошло в 911г.; но по случаю многих смут в Греческой империи день Покрова не был внесён в число праздничных. Честь установления этого праздника принадлежит Российской Церкви, которая с самого начала вверилась Покрову Богородицы. Праздник ежегодного воспоминания установлен на 1 октября – в тот день, когда было видение во Влахернской церкви св. Андрею. Праздник Покрова Богородицы особенно почитается в православной России. Церковь имеет акафист Покрову. «Покрый нас честным Твоим покровом и избави нас от всякого зла, молящи Сына Твоего Христа Бога нашего спасти души наша... Владычице, с честными и славными пророки, с верховными апостолы и со священномученики и со архиереи за ны грешным Богу помолися, твоего Покрова праздник вроссийстей земли прославльшия».

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zemnaja...

К визант. периоду относятся 3 хранящиеся в К. чудотворные иконы: Божией Матери «Антифонитрия» («Предвозвестительница»), Божией Матери «Одигитрия» и первомч. Стефана. Однажды, когда запасы в мон-ре иссякли, экклисиарх Агафон (в великой схиме Захария) начал молиться у иконы «Антифонитрия», и сосуд наполнился елеем, а кладовые - продуктами. Согласно легендарной истории К., чудо произошло накануне праздника перенесения мощей первомч. Стефана в 1020 г. в правление Константина IX Мономаха, но этот император царствовал в 1042-1055 гг. Икона первомч. Стефана (VIII в.), поврежденная, по преданию, иконоборцами (она была брошена в огонь, и ее нижняя часть обуглилась), чудесным образом прибыла из Иерусалима к имп. Алексею I Комнину (1081-1118) и игум. Илариону. Она заключена в серебряный оклад в 1864 г. Икона «Одигитрия», согласно легендарной истории К., происходит из Влахернской ц. в К-поле и подарена К. Анной Филантропиной, получившей ее от византийского императора в 1351/52 г. Предполагают, что на самом деле дарительницей иконы была Елена, супруга Стефана IV Душана (ср.: Д. Св. Гора под српском Београд, 1992. С. 175. (ЗРВИ; 31); М. Чудотворне иконе Пресвете Богородице на Св. Гори Amohckoj//Четврта казиваньа о Св. Гори. Београд, 2005. С. 72-73). Первомч. Стефан. Икона. VIII в. (кафоликон мон-ря Кастамонит) крест с частицей Честного и Животворящего Креста Господня, части багряницы Христа, десницы первомч. Стефана (дар имп. Феодосия II) и мч. Трифона, глава сщмч. Власия, лопатка равноап. имп. Константина Великого, частицы мощей ап. Андрея Первозванного, бессребреников Кира и Иоанна, свт. Модеста, сщмч. Харалампия, вмч. Пантелеимона, бессребреников Космы и Дамиана, свт. Иоанна Златоуста, мч. Фалалея, 2 тыс. Никомидийских мучеников, вмч. Иакова Персянина, мч. Христофора, прп. Парфения, еп. Лампсакийского, прор. Захарии, ап. Луки, вмч. Прокопия, часть челюсти вмч. Артемия, челюсть св. Аглаи и др. Ист.: Григорович-Барский В. Г. Странствования по св. местам Востока с 1723 по 1747 г. СПб., 1885. Ч. 1; он же. Второе посещение Св. Афонской Горы. СПб., 1887. С. 269-273.

http://pravenc.ru/text/1681303.html

Казанская Божия Матерь открыта была в Казани в 1579 году, 28 июня, при Иоанне Грозном. Она трижды во сне являлась девятилетней девочке Матрене. Икона была в земле. Мать и дочь 8 июля ходили ко властям, и девочка рассказывала о сне: этот день и празднуется доныне. Второй праздник установлен на 22 октября за избавление России от поляков в 1613 году. Иверская икона. Так она называется потому, что ее взял из воды монах грузин (Грузия называлась Иверией), живший в монастыре на Афоне, куда она приплыла по Средиземному морю из г. Никон, близ Константинополя. Во время иконоборческих гонений одна вдова пустила ее ночью в море. Когда она прибыла на Афон, то святой монах грузин, по имени Гавриил, пошел по воде, как посуху, и принял ее на свои руки. Поставили икону в храме; но она перенеслась на ворота – трижды. Там ей и устроили место. Потому она иначе называется «Портаитиссой», – с греческого языка: Вратарницей или Привратницей; «не хочу быть хранима от вас, но буду хранительницею вашей» – так Божия Матерь объяснила свое перемещение монахам. Патриарх Никон велел снять копию для Москвы. Теперь она находится в Воскресенском храме в Сокольниках. Другую копию сняли для того же патриарха Никона , для Валдайского монастыря. Память чтится три раза в году: на Афоне и у нас – во вторник Пасхальной недели; 13 октября – в Москве; 12 февраля – на Валдае. Почаевской Божией Матери праздник совершается 8 сентября. Она принесена была в Почаев греческим митрополитом Неофитом и, «в благодарность за оказанное ему гостеприимство», подарена была некоей Анне Гойской. Икона «являлась в лучезарной свете жившим в доме Гойской и ей самой во сне, но Анна не верила». Но Божия Матерь явилась ей уже не во сне, а наяву. И с той поры начали чтить икону. Совершилось чудо и на брате ее, бывшем слепым от рождения. Тогда ее перенесли в обитель, в местечко Почаев (1597). И доселе Божия Матерь чтится православными людьми, особенно на юге нашей страны, но приезжают и с севера России, и из Сибири. Киево-Печерская, или Влахернская, икона Божией Матери; память – 3 мая. Это «икона Богоматери есть древнейшая из икон, чтимых в Православной России». Она вручена «от самой Богоматери четырем грекам, избранным Ею в строители Киево-Печерского храма». Божия Матерь, по преданию, явилась им «чувственне, в виде Царицы, во Влахернском» храме, в Константинополе (1073). А в 1085 году принесена была «в Киев и вручена преподобный Антонию и Феодосию Печерским ». С этого года и совершается ей празднование.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

Старый Сандре Чипанович, много лет состоявший ктитором церкви святого Климента в Охриде, поведал нам о таком событии. В 1910 году в Охриде свирепствовала холера. Ежедневно город наполнялся покойниками. Лекарств [от неё] не было. Народ стал бросать дома и бежать в окрестные сёла. Монастырь святого Наума был переполнен беженцами из Охрида. «Тогда, – рассказала нам Сандре, – предложил я отцу Георгию и ещё одному иерею, служившему при храме святого Климента, взять мощи святого отца нашего Климента и пройти по городу крестным ходом с молебствием. Священники согласились. И немедленно двинулись мы – была нас всего горстка. По пути к нам стал присоединяться народ. Миновали мы старый город, затем прошли через чáршию [тур. торговые ряды. – Ред.]. Турки нам не мешали, потому что и они умирали [букв.: падали. – Пер.] от холеры, как мухи. Так, обойдя город, вечером вернулись мы с мощами в церковь святого Климента. На следующий день уже не было новых случаев заболевания холерой. Эта грозная болезнь была внезапно пресечена». «Участие святынь в крестных ходах немало помогает», – говорит седовласый Сандре. И напоминает о событии, имевшем место в Царьграде. Как-то раз холера охватила и Царьград и скосила много народа. Тогда патриарх пошёл к султану и попросил у него дозволения пронести по городу Пояс Пресвятой Богородицы, хранившийся тогда во Влахернской церкви. Султан разрешил, и грандиозное шествие с этим Поясом – с патриархом, духовенством, крестами и рипидами прошло по Царьграду из конца в конец. И холера тотчас прекратилась. (Полагаем, что по такому поводу Пояс Пресвятой Богородицы должен был быть доставлен со Святой Горы, из монастыря Ватопед, где он и поныне хранится. Во Влахернах же сей Пояс покоился раньше, а затем был перенесён на Афон, в вышеназванный монастырь. Святой Савва со своим отцом [, Стефаном] Нéманей, построил в Ватопеде параклисис Поясу Пресвятой Богородицы. – Примеч. свт. Николая). Повествование об исцелении скорченной женщины и о трясении раки с мощами Илия Златичанин записал и такое чудо, совершившееся в Остроге.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Возвратившись домой в 12-м часу дня 8 июля, мать сама взяла заступ и начала рыть землю на указанном дочерью месте; вскоре к ней присоединились и другие, взрыли все место и ничего не нашли. Тогда Матрона сама взяла заступ и стала рыть в том месте, где была в их доме печь, и скоро обрела искомое сокровище: показалась икона Пресвятой Богородицы, завёрнутая в рукав ветхой одежды из сукна вишнёвого цвета, но светлая, без малейшей порчи, точно только что написанная. Немедленно устремилось бесчисленное множество народа к обретённой иконе, все молились и спешили приложиться к ней. О дивном обретении известили архиепископа и градоначальников. Архиепископ совершил крестный ход к явленной иконе и с великою честью препроводил её в ближайший храм св. Николая Тульского, в котором был священником Гермоген, впоследствии патриарх, и здесь было совершено молебствие пред иконою. После молебствия икона с торжеством была отнесена в Благовещенский собор и здесь на пути явила первое чудо, исцелив слепца Иосифа, три года ничего не видавшего, а по принесении её в собор другой слепец, Никита, получил исцеление. Обретённая икона, как оказалось впоследствии, была списком с чудотворной иконы Богородицы, написанной св. евангелистом Лукою, от царицы Евдокии, супруги императора Феодосия, пересланный из Иерусалима в Константинополь царице Пульхерии, которая и поставила его во Влахернском храме в Константинополе. Замечательно, что и Влахернская икона Богородицы названа Одигитриею, потому что Божия Матерь явилась во сне двум слепцам и указала им путь во Влахернскую церковь , где они получили прозрение пред Её св. иконою. И впоследствии при Казанской иконе чаще всего был врачуем недуг слепоты. Архиепископ и градоначальники, сняв с неё список и изложив обстоятельства её явления и чудеса, послали в 1579 г. к царю Иоанну Васильевичу IV, который на месте обретения иконы приказал построить храм во имя новоявленной иконы, устроить женский монастырь для сорока инокинь и здесь поставить икону. Матрона, обрётшая святыню, приняла монашеское пострижение с именем Мавры, была первою инокиней, а потом и настоятельницею сего монастыря.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zemnaja...

Одигитрия – в Вознесенском монастыре В Москве, в Вознесенском монастыре, находилась икона Одигитрии греческого письма, в меру Одигитрии Влахернской. В 1482 году оклад иконы и самое изображение сгорели во время большого пожара, но доска уцелела, и на ней иконописец Дионисий снова написал образ. В древних записях эта икона именуется чудотворною, и поднимали её только наравне с Владимирскою в большие крестные ходы. Теперь она находится в числе местных икон. В 1814 году на эту икону устроена сребропозлащённая риза, но венец с городами и убрус, богато украшенные жемчугом и драгоценными камнями, сохранились с древних времён. На затворах сего образа, обложенных серебром, изображены деяния в стиле XVII века. 28.07. Одигитрия Сумельская Одигитрия Сумельская Чудотворная икона Божией Матери, именуемая Сумельской, находится в монастыре Мела, или Сумела, близ Трапезунда в Малой Азии. Икона сия написана св. евангелистом Лукою и прославилась чудотворениями. 28.07. Смоленская – в сл. Никитовке В слободе Никитовке, Валуйского уезда Воронежской епархии, в Преображенской церкви, находится чудотворная икона Смоленской Божией Матери. Об этой иконе существует следующее предание. В 1803 г. во время и доныне существующей ярмарки один местный маляр вынес для продажи икону Божией Матери Смоленской. Долго не находилось на неё покупателей, и живописец решился идти домой, как вдруг поднялась страшная буря и сильный порывистый ветер мгновенно вырвал из рук живописца икону, которая, поднявшись вверх, опустилась в кружок крестьян, толковавших о выкупе земли, предложенном им помещиком. Неожиданное явление иконы крестьяне приняли за особое чудо и доброе предзнаменование, заплатили за икону живописцу деньги и отнесли её в церковь , и с тех пор она прославилась чудесами, а никитовцы вскоре после сего освободились от крепостной зависимости. 28.07. Смоленская – в Свеаборге Смоленская – в Свеаборге Близ Гельсингфорса, в церкви св. Александра Невского в Свеаборгской крепости, находится чудотворная икона Смоленской Божией Матери в серебряной позлащённой ризе. На иконе надпись: «Высочайше повелено, в память бомбардирования Свеаборга в 1855 году, совершать 28 июля торжество с пушечною пальбой». На обороте иконы другая надпись: «Усердное приношение коменданта крепости Свеаборга, Генерал-лейтенанта Алексея Сорокина, бывшего начальника артиллерии войск, в 1855 году, в Финляндии расположенных, Генерал-адъютанта Александра Баранова, командира линейного 5 батальона, ныне 3, полковника Алексея Бряколева и чинов всего батальона». 28.07. Смоленская-Белгородская

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zemnaja...

Через несколько часов мы покидаем Италию, отправляясь на греческий остров Корфу. Главный его город – Керкира – был основан в восьмом веке до нашей эры. Здесь на небольшом пространстве соседствуют памятники архитектуры разных стилей и эпох: развалины античного храма Артемиды, венецианской крепости XIV века и православных храмов, имеющих традиционную форму византийской базилики. В их числе храм знаменитой Влахернской иконы Божией Матери – «Панагия Влахерна» на Мышином острове – маленьком клочке земли у самого берега Корфу, напоминающем сверху силуэт хвостатого грызуна. Поблизости на еще более крохотном островке – еще один храм, который связан с именем русского императора Александра III, приславшего пожертвования на его строительство. На Корфу русские паломники имели возможность молиться за архиерейским богослужением в кафедральном соборе Керкиры, освященном в честь святителя Спиридона, епископа Тримифунтского. В православном мире он почитается наряду со святителем Николаем. Вместе с Мирликийским архипастырем святитель Спиридон был участником I Вселенского Собора, осудившего ересь Ария. Исполненные глубочайшей духовной силы и мудрости слова святителя Спиридона, который до принятия епископского сана был простым пастухом, убедили спорящего с ним философа-арианина оставить ложное учение. По молитвам святителя Спиридона жители Корфу были избавлены от эпидемии чумы, а позже – от нашествия турок, которые поспешно сняли осаду с острова после того, как им предстало видение стоящей над Керкирой огромной фигуры святителя с крестом в руках. После Литургии выстраивается очередь к мощам святителя Спиридона, почивающим в раке с правой стороны от алтаря. Как рассказывает о. Нектарий, мощи святителя Спиридона, который уже при жизни прославился многими чудотворениями, продолжают являть их и поныне. Само существование мощей являет собой чудо, неподвластное логике человеческого разума и объяснениям ученых. Честные останки святителя имеют температуру человеческого тела, и сохраняют небывалую гибкость. «Когда мы меняем обувь на ногах святого, то, прикасаясь к ним, чувствуем ответное движение – реакцию, какую проявил бы любой человек, а, кроме того, ногти на его конечностях продолжают расти», – засвидетельствовал о. Нектарий.

http://pravoslavie.ru/1723.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010