Успению Богоматери была посвящена первая церковь, выстроенная князем Владимиром после крещения, так называемая «Десятинная». В честь Успения был освящен выстроенный в 1077 г. собор Киево-Печерского монастыря. По преданию, его строителями были греческие мастера, присланные самой Богородицей, явившейся им во Влахернском монастыре. Вскоре собор в честь Успения по образцу киево-печерского был выстроен и в черниговском Елецком монастыре. В XII в. соборы во имя Успения Богоматери были возведены в главнейших русских городах — Смоленске, Рязани, Владимире-Волынском, Галиче. Как правило, строителем собора был князь, а «пользователем»— епископ. Связь богородичного культа с развитием феодальной государственности особенно ярко проявилась в Северо-Восточной Руси. Главные соборы во Владимире, Суздале, Ростове, Ярославле были посвящены Успению Богоматери. Культ Богородицы утверждался и монастырским строительством: во Владимире в домонгольский период известны монастырские соборы в честь Рождества и Успения Богоматери, в Суздале — в честь Положения Ризы. В середине XII в. Андрей Боголюбский, стремясь к политической и церковной независимости от Киева, выдвинул идею об особом покровительстве Богородицы Северо-Восточной Руси. Он посвятил Рождеству Богородицы свой придворный храм в Боголюбове, Положению Ризы — церковь над Золотыми воротами во Владимире. С помощью послушных ему церковных властей Боголюбский ввел на Руси неизвестный Византии праздник Покрова Богоматери. Идеологической подоплекой праздника Покрова была мысль об особом расположении Богоматери к славянам. Согласно преданию, в VI в. н. э. во Влахернском монастыре, расположенном на окраине Константинополя, произошло «чудо»: Андрей Юродивый, родом славянин, удостоился видеть саму Богоматерь, в знак покровительства простиравшую над людьми свой чудотворный покров. В честь праздника Покрова (1 октября) Андрей Боголюбский в 1165 г. выстроил близ Владимира, на реке Нерль знаменитую белокаменную церковь. Главной святыней Северо-Восточной Руси со времен Андрея почиталась икона Владимирской Богоматери, привезенная им из Киева. Владимирские книжники поспешили создать особое «Сказание» о «чудесах» этой иконы. Ее создателем они называли самого евангелиста Луку.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=736...

Владимирская-Ростовская, (Успение), писана в XII веке преподобным Алипием Печерским, в Ростове, Ярославской епархии, в соборном храме; празднование 15 Августа Влахернская, вся икона сделана из воско-мастики и сначала находилась в Константинополе, во Влахернах. Император Ираклий с этой иконой поразил персов. Впоследствии она была перенесена на Афон, а в 1653г. принесена в Москву, царю Алексею Михайловичу и ныне находится в Московском Успенском соборе; празднование в субботу на 5 неделе Великого Поста. Копия – в селе Кузьминках, близ Москвы. Влахернская, Август 15 в Карталинии, в Квабтахевском монастыре. Вододательница, Октябрь 11 Волоколамская, 1677г. Марта 3, в Иосифовом монастыре, Московской епархии Воргольская, древняя, с 1751г. в серебряной ризе, в селе Ворголе, Глуховского уезда Воспитание, Марта 5; список в Москве, в Казанском соборе Вразумившая экклисиарха, на Афоне, в Хиландарском монастыре. Экклисиарх, за слова ропота пред нею, упал без чувств. Вратарница, см. Иверская Всех скорбящих Радость, прославилась в 1688г. Октябрь 24, в Москве, в церкви её имени, на Ордынке; копия в церкви Богоявления в Елохове; с 1711г. в С- Петербурге, в церкви её имени; в селе Ивановском, Московской епархии; две в Вологде, с 1766г.; в Тамбове; в Киеве; в Ахтырском Свято-Троицком монастыре; в Полтавском Кафедральном соборе; в Тобольске (Русский Паломник 1889, стр. 509; Кормчий 1893, Русский Паломник 1897, Всех скорбящих Радость, ново-прославленная во время грозы 23 Июля 1888г. на стеклянном заводе близ СПб., в часовне, и 6 Декабря 1890г. и 17 Февраля 1891г. дивное чудо исцеления от трясения и паралича (Русский Паломник 1888, стр. 461) Ныне для неё создан каменный храм, освящённый 1898г. Августа 2. Вулкану, Мисинийской епархии, в Пелопоннесе, в Греции, на высокой горе Вулкану, найдена сия икона в лесу, с возожжённой пред нею свечой в медном подсвечнике. Впоследствии, ниже того места, создан монастырь, также названный Вулкану. Предание приписывает происхождение этой иконы святому Евангелисту Луке.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/skazan...

На месте явления Богоматери св. Афанасию, по дороге к Карейскому монастырю, воздвигнута в честь Ее небольшая церковь во имя Живоносного Источника. В этой церкви находится икона, изображающая совершившееся здесь чудо. Здесь же устроена открытая галерея для отдыха поклонников и богомольцев. Источник и доселе обильно струится, утоляя жажду пришельцев и паломников и подавая верующим исцеление. Перед иконой Божией Матери теплят неугасимую лампаду иноки соседней кельи, живописно расположившейся на прибрежном холме. 6 июля Рядитенская икона Икона Божией Матери, известная под этим названием, явилась в 1338 году в Новгороде, в церкви Св. Троицы. Эта церковь находится на Рядитене улице, отчего и сама икона названа Рядитенской. Явление ее сопровождалось чудесными знамениями: она стояла на воздухе и источала слезы. По случаю явления Рядитенской иконы Божией Матери архиепископом Новгородским Василием был установлен ежегодный крестный ход 6 июля. 7 июля Влахернская икона Предание глубокой древности говорит, что эта икона Божией Матери написана евангелистом Лукой и находилась сначала в Антиохии, а потом в Иерусалиме. Супруга греческого императора Феодосия II (408—450) Евдокия, путешествовавшая в Иерусалим для поклонения святым местам в 436—437 годах, приобрела эту икону и отослала ее в Константинополь в дар св. Пульхерии, сестре императора. Икона была поставлена Пульхерией в храме, находящемся во Влахернах, и потому получила наименование Влахернской. Тогда же в честь нее установлено было совершать еженедельное моление по средам и основан монастырь. Пребывание Влахернской иконы в Царьграде сопровождалось многими чудесами. Сохранилось предание, что Богоматерь, явившись однажды двум слепцам, привела их к Своему образу во Влахернский храм и даровала им исцеление. Поэтому Влахернская икона получила и другое название «Одигитрия», что значит «Путеводительница». Многие другие слепцы, омывая свои глаза водой из источника, находящегося здесь же при Влахернском храме, также получали исцеление от слепоты. Проистекающие от этой иконы чудеса были причиной особенного почитания ее со стороны греческих императоров, которые даже ввели в обычай брать ее с собой в походы, чтобы быть под защитой и покровительством Богоматери во время военных опасностей. Так, греческий император Ираклий брал эту икону с собой в поход против персов.

http://sedmitza.ru/lib/text/440299/

Под Царьградом, видимо, залегают гигантские водоносные слои. По всему городу видны действующие или заброшенные источники – то безымянные, то с надписями по-турецки или по-гречески, как источник св. Харлампия на набережной вблизи Фанара. Многие из этих источников почитались жителями Константинополя как чудотворные. Один из самых известных – во Влахернском храме (названном так по принадлежности к местности – Влахерны), точнее, в сохранившейся небольшой его части. Храм был построен над источником в V веке и знаменит тем, что когда-то здесь хранились риза, головное покрывало и часть пояса Пресвятой Богородицы. Построил храм император Лев Великий специально для хранения этих святынь. В 860 году риза Богородицы спасла Царьград от атаки славянских кораблей, появившихся в Босфоре под предводительством князя Аскольда. В честь этого события был установлен праздник Положения ризы – 2 июля. Здесь же, во Влахернском храме, в 910 году произошло чудо Покрова Богородицы. Тогда Константинополь осаждали сарацины-мусульмане. 1 октября во время всенощного бдения юродивый Андрей и его ученик Епифаний увидел, идущую по воздуху Пресвятую Богородицу с ангелами и сонмом святых. Пресвятая Дева молилась за христиан, а затем распростерла Свой Покров над всеми молящимися в храме. Вскоре сарацинские войска отступили. Правда, тот первый храм в XV веке сгорел, но на его месте построили новый. От Патриархата это недалеко – минут 20-25 прогулки через районы Балат и Айвансарай. В дверях храма вас встречает Янис – грек, служащий сторожем и экскурсоводом по храму, сама любезность и открытость для общения. Он охотно показывает икону Покрова в иконостасе (хотя праздник Покрова греки не отмечают, икона все же есть) и очень старую, плохо сохранившуюся икону Богородицы, писанную, по преданию, св. евангелистом Лукой. Купель над источником, судя по старинным литографиям, нисколько не изменилась. Разве что раньше святую воду из источника разливал специально приставленный монах, а теперь она бежит из кранов, вделанных в купель.

http://pravmir.ru/pravoslavie-v-turcii-s...

Радуйся, Ходатаице Благая, пред Богом прошения наша скоро возвещающая; Радуйся, Звездо утренняя и вечная, во тьме греховней сияющая; Радуйся, Луно пресветлая, Солнцу правды предшествующая; Радуйся, святой своею жизнью ангелов и всех святых превзошедшая; Радуйся, наша сердца от гнева и ярости присно сохраняющая; Радуйся, Славо церкви небесней и земной, Богомати Благословенная Влахернская! Кондак 7 Хотящи явити велию любовь Свою к людям, благословила еси, Пречистая Богомати, апостола и евангелиста Луку написати образ Твой святый через него же все христиане Иерусалимские помощь обретаху. После благочестивая царица Евдоксия перенесе многоцелебный образ Твой в царствующий град Константинополь, и помести во храме Влахернском, дабы благодатная и помощь и сила всем верным людям подавалась неоскудно и вси христиане всегда воспевали Сыну Твоему: Аллилуйя! Икос 7 Новое, великое чудо сотворила еси во Влахернском храме, Предивная Царица Небесная, егда явлением Покрова Твоего осенила еси страждущий народ византийский. Сие же воспоминающе, молим Тя: неотступно пребуди с нами и защити ны от враг видимых и невидимых, яко Ты еси нам первая Помощница, яко твоим ходатайством милости зде получаем; в день же судный чаем помилование улучити у Сына Твоего. Тебе, яко Всемилосердней Богородице, благодарственное пение восписуем сице: Радуйся, покрывающая нас всех своим безграничным милосердием; Радуйся, чадолюбивая и заботливая Мати всех заблудших грешников; Радуйся, от ереси и расколов нас защищающая; Радуйся, милосердия Божия нам Ходатаице; Радуйся, о продлении жизни на земле Сына Своего умоляющая; Радуйся, неверных и заблудших ко Христу приводящая; Радуйся, в посте и молитве прибывающим присно с ними сопребывающая; Радуйся, во дни брани земной и духовной нас ограждающая; Радуйся, Славо церкви небесней и земной, Богомати Благословенная Влахернская! Кондак 8 Страшное гонение возвиже враг рода человеческого на иконы святыя, тогда убо образ Твой Влахернский, о Всенепрочная Дево, христиане благочестивые до времени в стене сокрыша, и лампаду затеплиша, дабы не оскудела милость Твоя, Царице ангелов, к грешным чадам Твоим, многие убо чудеса сотворила еси Ты через образ святый Свой всепобеждающей любовию Твоею. И ныне просим Тя: веру слабую нашу преобрази, надежду укрепи, любы воскреси в сердцах наших, да воспоем Христу Спасу: Аллилуйя! Икос 8

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-pre...

Так излагает явление Божией Матери во Влахернском храме древнее предание. Память об этом событии бережно хранится народом нашим на протяжении всех десяти веков. Чудо, некогда случившееся во Влахернском храме, воспринимается всеми верующими людьми как близкое и дорогое каждому сердцу. Ведь заступничество Божией Матери, Ее защиту и Ее Покров мы чувствуем всегда и в собственной жизни, и в жизни нашей Русской земли. На Руси праздник Покрова был введен в XII веке святым князем Андреем Боголюбским, верившим в особое покровительство Пресвятой Богородицы Русской земле. После победоносного похода 1164 года на волжских булгар князь перечитывал житие тезоименитого ему Андрея Юродивого, где нашел историю о чудесном видении подвижника. Древнее проложное сказание об установлении праздника Покрова передает реакцию князя (который был причастен к созданию этого сказания) на прочитанное: «Се убо егда слышах, помышлях: како страшное и милосердное видение и паче надеяния и заступления нашего бысть без празднества… Восхотех, да не без праздника останет Святый Покров Твой, Преблагая». И вскоре по почину святого Андрея Русская Церковь установила празднование Покрова Божией Матери (1 октября; святой Андрей был причастен и к созданию службы Покрова). Этот праздник выразил в литургических формах веру святого князя и всего православного народа в принятие Богородицей Святой Руси под Свой омофор. Покров Божией Матери стал одним из любимейших русских церковных праздников — национальным праздником Русской земли, не известным ни латинскому Западу, ни греческому Востоку. Церковь верует, что Матерь Божия и святые вместе с нами участвуют в богослужении, вместе с нами молятся за нас, прося Господа Иисуса Христа, чтобы и мы, призывающие их в молитвах, сделались общниками радости и славы, участниками которых соделал их Господь. Единство Церкви земной и небесной, молитвенное общение Божией Матери и святых с обращающимися к ним за помощью ныне живущими членами Церкви с особой глубиной раскрыто в кондаке праздника Покрова Божией Матери: «Дева днесь предстоит в церкви, и с лики святых невидимо за ны молится Богу: Ангели со архиереи поклоняются, апостоли же со пророки ликовствуют: нас бо ради молит Богородица Превечнаго Бога».

http://azbyka.ru/presvyataya-bogorodica-...

Поднимаясь на Елеонскую гору, проходя через Гефсиманский сад, они увидели на воздухе Пресвятую Богородицу в небесной славе. Она явилась апостолам, дабы рассеять их сомнение и утешить скорбящего Фому. Господь прославил Свою Матерь и взял Ее на Небо с телом. Пообещав всегда быть с апостолами, Царица Небесная оставила в дар и благословение Свой пояс, который упал из Ее рук на этот камень. Позднее святой пояс оказался на Афоне, где пребывает и поныне в Ватопедском монастыре. От него бывает много чудес. А мы чтим это святое место, на котором явилась Пресвятая Богородица, и в праздник Ее Успения после чина Панагии совершаем крестный ход от храма к камню с пением тропаря: В рождестве девство сохранила еси, во успении мира не оставила еси, Богородице: преставилася еси к животу, Мати сущи Живота, и молитвами Твоими избавлявши от смерти души наша. В православном календаре, 31 августа по ст. ст. и 13 сентября по нов. ст. празднуется Положение Честного Пояса Пресвятой Богородицы в Константинопольском Влахернском храме: «Положение честного пояса Пресвятой Богородицы в Константинопольском Влахернском храме было при императоре Аркадии (395-408). До того великая святыня, вверенная апостолу Фоме самой Божией Матерью, после Ее Успения преемственно хранилась в Иерусалиме у благочестивых христиан. Через много лет, в царствование императора Льва Мудрого (886-911), от пояса Божией Матери совершилось чудо исцеления его супруги Зои, страдавшей от нечистого духа. Императрице было видение, что она будет исцелена от недуга, когда на нее будет возложен пояс Матери Божией. Император обратился с просьбой к Патриарху. Патриарх снял печать и открыл ковчег, в котором хранилась святыня: пояс Матери Божией оказался совершенно целым, неповрежденным от времени. Патриарх возложил пояс на больную императрицу, и она тотчас освободилась от своего недуга. Был отслужен торжественный благодарственный молебен Пресвятой Богородице, а честной пояс положили обратно в ковчег и запечатали печатью. В память происшедшего чуда и двукратного положения честного пояса был установлен праздник Положения честного пояса Пресвятой Богородицы.

http://elitsy.ru/holy/temple/25664/

Третьим Уделом Божией Матери стала в XI веке Успенская Киево-Печерская Лавра. Ее основатель преподобный Антоний совещался с преподобным игуменом Феодосием о строительстве церкви в ней, молясь в то же время Богу, и произошло чудо: не отлучаясь из монастыря, он вместе со своим собеседником перенесся в Константинополь, во Влахернский храм, где им явилась Пресвятая Богородица, благословила на возведение в киевской обители церкви в Ее имя и даже дала на это золото греческим мастерам-каменщикам, которых Она также призвала в тот день во Влахернский храм, повелев им идти на Русь. При этом Царица Небесная вручила мастерам небольшой образ Успения Божией Матери, который они затем поместили над царскими вратами в лаврской церкви. Когда зодчие прибыли в Киев и возвестили о всех этих событиях, чудесным образом было указано свыше и место строительства: ночью по всей земле была роса, а на предполагаемом для церкви месте — сухо. Так основался Киево-Печерской монастырь — третий Жребий Божией Матери на земле. А еще через семь веков Пресвятая Богородица явилась инокине киевского Флоровского монастыря Александре Мельгуновой, богатой вдове полковника, принявшей постриг после смерти мужа, и повелела ей покинуть монастырь и идти на север России, где ей и будет указано место ее жизни и будущей великой обители. «На это место, — сказала Матерь Божия, — Я изведу все благословения Божии и Мои со всех трех жребиев Моих: Иверии, Афона и Киева». И мать Александра пришла в село Дивеево, здесь в тонком сне снова увидела Пресвятую Богородицу, Которая сказала ей: «Вот то место, которое Я повелела тебе искать». Здесь мать Александра на свои средства вместо ветхой деревянной церкви построила каменный храм и основала при нем небольшую женскую общину, будущий Свято-Троице-Серафимо-Дивеевский женский монастырь, равного которому, по слову Царицы Небесной, «не было и не будет никогда на всем белом свете: это четвертый Жребий Мой во вселенной». После смерти основательницы монастыря попечение над ним принял преподобный Серафим Саровский , молитвами и трудами которого возрастала дивеевская община. Старец Серафим говорил, что без повеления Царицы Небесной он ничего не делал в Свято-Троицкий обители. Все труды, предпринимаемые для благоустройства обители, преподобный Серафим называл службой Пресвятой Богородице, они были для него выражением любви и почитания Той, Кто была первой монахиней.

http://azbyka.ru/presvyataya-bogorodica-...

И наутро так поразил Роман всех своим прекрасным пением, что вскоре был рукоположен во диакона константинопольского Влахернского храма. Он оставил нам около тысячи сочиненных им духовных песнопений, в том числе кондаков. День памяти святого Романа Сладкопевца отмечается православными христианами 1 октября. Четыре века спустя по тем же улицам Константинополя бродил Христа ради юродивый Андрей. Сохранились свидетельства о его недюжинном уме и красоте телесной. Родом славянин, он прекрасно изучил греческий язык, прочел немало книг. И тогда Господь призвал его на тяжкий подвиг юродства. Ходил Андрей по городу в ветхом рубище, сказываясь безумным, а по ночам подолгу молился в царьградских храмах. В Константинополе было много церквей, а одним из самых почитаемых слыл Влахернский, стоящий на берегу залива Золотой Рог. Здесь хранился золотой ковчег, украшенный драгоценными камнями, а в нем — риза Пресвятой Богородицы, Ее головное покрывало и часть пояса. Построил храм император Лев Великий по обретении этих святынь в 458 году специально для их хранения. И совершалось здесь чудо: «был некогда в Константинополе в одной из церквей образ Святой Девы, перед которым висел покров, закрывающий его, но в каждую пятницу на вечерне этот покров безо всякого содействия, сам собою и Божественным чудом, как бы подымался к небу, так что все могли это ясно и вполне видеть, а в субботу покров нисходил на прежнее место и оставался там до следующей пятницы». Предполагают что этот образ Богоматери был мозаичным и находился в главном алтаре Влахернского храма. Еще в 511 году было установлено и с тех пор еженедельно совершалось перед ним особое ночное бдение с песнопениями. Во времена Андрея юродивого Византия переживала трудный период своей истории. Огромное войско сарацин вторглось в пределы империи. И тогда православные вместе с базилевсом и патриархом собрались во Влахернский храм на ночное бдение. Тьма окутывала храм, только шум волн залива нарушал благоговейную тишину, все молились: «Пресвятая Госпожа наша Богородица, спаси нас!»

http://pravoslavie.ru/1938.html

Феодосия. Русский торг в Константинополе: Ефрем. Союз Русских с Греками в борьбе против Сарацин: Attal., Scyl., Zonar., Glyc., Manass. Прибытие к Антонию и Феодосию четырех богатых человек из Цареграда, которые построили здесь церковь : Нестор, Цареградск. аноним ок. 1321 н., Io. Галят. Чудо Еврстратия, Печерского инока, над Византийским епархом – Евреем: Послание Симона. Пророчество о потечении Днепра вверх и о том, что Византия будет там, где Русь, и наоборот: Ипат., Пер.-Сузд. Возвращение Ефрема из Цареграда на Русь и поставление его во архиепископа Переяславля. Прибытие митр. Георгия из Цареграда в Киев: Густ. Принесение каменотесами из Константинополя в Киев иконы Богородицы, взятой из Влахернской церкви: Киево-Печ. патер., Цареградский аноним ок. 1321 г., Χρσανϑος in. cod. gr. ms. Cpolit. met. Hieros. (о Московской иконе). Леонтий Ростовский: Ж. Леонтия, Ж. Петра Беркина, Ник., Русск. Врем., Степ. кн. Присутствие митр. Георгия на Константинопольском синоде: Cat. codd. bibl. Med. Laur., Лавр., Ипат., Пер.-Сузд. Изборник Святославов. Установление в Константинополе праздника 3-х святителей: Новгор. 2 и 3. Восстание Консунян против имп. Михаила Дуки, который вооружает против них вел. кн. Всеволода. Order. Canal. Theophyl. Хризовуль имп. Михаила Дуки с упоминанием Русских: Μεσαιωνικ βιβλιοϑκη, I. Послание имп. Михаила Дуки к кн. Всеволоду о дружбе и с предложением князю выдать его дочь за его брата: Bibl. gr. med. aevi, V Стязание с Латиною, митр. Георгия. Построение Стефаном в Киеве Влахернской церкви: Ж. Феодосия. Посольство имп. Михаила ко Святославу: Татищев. Русские суда у Алексея Комнина в борьбе его с Вриеннием: Attal., Scyl., Zonar. Оставление Русскими Корсуня: Order. Ссылка Олега в Константинополь: Ипат. Хризовуль имп. Никифора Вотаниата с упоминанием Русских: Μεσαιωνικ βιβλιοϑκη, I Кончина митр. Георгия; митр. Иоанн. Кн. Олег на о. Родос: Даниил игумен. Нежелание Варягов и Хотматинов видеть на престоле Алексея Комнина: Zonar., Glyc., Joel. Печать Русской княгини Феофании Музалониссы (супруги кн.

http://azbyka.ru/otechnik/Hrisanf_Lopare...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010