1985. P. 19-43). Лит. ориентиром для М. П. стало творчество свт. Григория Богослова - связь с его произведениями заметна в энкомии, посвященном Мавроподу, и в надгробных речах, обращенных к матери и Ксифилину ( Любарский. 2001. С. 397-402). Агиографические сочинения Произведения М. П., прославляющие святых, повествующие о чудесах или приуроченные к христ. праздникам, как правило, сложно однозначно датировать и отнести к к.-л. жанру. Так, Житие прп. Авксентия Вифинского (BHG, N 203; Orationes hagiographicae. 1994. P. 1-95), представляющее собой переработку Жития, составленного прп. Симеоном Метафрастом, содержит множество автобиографических элементов ( Kazhdan. 1983). Произнесенное по просьбе имп. Михаила VII Дуки в июле 1075 г. Слово о чуде во Влахернах (BHG, N 1058m; Orationes hagiographicae. 1994. P. 199-229) совмещает элементы экфрасиса, повести о чуде, философского трактата и юридического акта. Формально этот текст стилизован под судебный документ (ипомниму) - пояснение к решению, вынесенному судьей. Ярко описав еженедельное чудесное вознесение богато разукрашенной завесы, прикрывающей образ Пресв. Богородицы во Влахернском храме, М. П. переходит к рассказу о том, как это чудо было использовано в разрешении тяжбы о принадлежности мельницы во Фракии между одним из к-польских мон-рей и военачальником Львом Мандалом (при этом М. П. выступает на стороне генерала). Этот рассказ служит М. П. предлогом для того, чтобы пуститься в рассуждения о знамениях и предсказаниях во времена не только античности, но и ВЗ, а затем развить неоплатоническую концепцию частичного присутствия Пресв. Богородицы на Ее образе ( Ruggieri. 2009; Fisher. 2012). М. П. высоко оценивал труды прп. Симеона Метафраста. Энкомий, посвященный ему (BHG, N 1675; Orationes hagiographicae. 1994. P. 267-288), содержит уникальные сведения об устройстве скриптория прп. Симеона и о методике его работы по унификации агиографической лит-ры. Внимание к лит. принципам, лежавшим в основе труда прп. Симеона, сближает энкомий с литературно-критическим эссе.

http://pravenc.ru/text/2563760.html

В 860 году русский князь-язычник Аскольд на кораблях с большим войском осадил Константинополь и напал на него. «Город едва не был поднят на копье», – говорил потом святой патриарх Фотий. Византийский император Михаил пал ниц во Влахернском храме и молился всю ночь, а святой патриарх Фотий в проповеди призвал паству каяться и усердно молить Пресвятую Богородицу о заступничестве. Все большая опасность с каждым часом грозила Константинополю, и тогда решили спасать церковные святыни, а первой – святую ризу Богородицы, тем более, что она находилась в храме на берегу моря, откуда исходила главная опасность. После молебна святую ризу обнесли вокруг городских стен, с молитвой опустили ее край в морские воды – и прежде спокойное море вдруг взволновалось, началась буря, разбившая корабли «безбожных руссов». По легенде, князь Аскольд, увидев такое чудо, решил принять крещение. Чудотворную ризу укрыли в храме Святой Софии, в центре Константинополя, а через несколько дней после ухода руссов ее торжественно вернули во Влахернский храм. Это возвращение святитель Фотий приурочил к тому дню, когда риза впервые была положена во Влахерны, – ко 2 июля. Тогда же и было установлено постоянное празднование этого события. Но риза Божией Матери простерлась не только над Константинополем, но и над Русью. И предание, и научные данные свидетельствуют, что после этого похода Аскольд решил креститься и просил у греков наставников в вере, после чего патриарх Фотий отправил в Киев епископа и создал русскую епархию при Константинопольском Патриархате. С этого момента христианство стало проникать на Русь, которая со временем все больше и больше предавала себя под покровительство Богородицы. Таким образом, праздник Ризоположения связан с началом христианского просвещения Руси и со становлением ее третьим уделом Божией Матери – Домом Пресвятой Богородицы. Смутные предания донесли до нас весть, что князь Аскольд крестился с именем Николай, став первым русским князем-христианином, и возвел в Киеве первую на Руси христианскую церковь во имя Илии Пророка. Потом святая княгиня Ольга возвела над могилой убиенного князя Аскольда Никольский храм. Аскольд был убит в 882 году князем-язычником Олегом, по прозвищу Вещий, и свет Православия воссиял над Русью только еще через 100 лет. Но первые его огоньки, первая христианская свеча на Руси была возожжена в том далеком IX веке, когда руссы впервые склонили свои буйные головы перед чудом ризы Пресвятой Богородицы.

http://pravoslavie.ru/553.html

Похожий вариант мы видим и на фреске Захария Зографа в монастыре Покрова Богородицы в Самокове (Болгария). Если говорить упрощенно, то в предыдущей иконе Богоматерь закрывает Своим покровом казаков, а здесь Она защищает местных монахов. Слева от Божьей Матери изображен византийский император Лев Мудрый, во время правления которого случилось чудо, со своей свитой и Патриарх Геннадий, который перенес ризу Пресвятой Богородицы во Влахернский храм. По обеим сторонам от Богородицы – южнославянские святые: святой король Стефан Милутин и святой Иоанн Рильский. Интересно, что традиция в данной иконографии изображать святых, чтимых в данном регионе или у конкретного заказчика, найдет свое продолжение и в современной нам иконографии. В одном из вариантов иконы Покрова Пресвятой Богородицы среди молящихся в храме иконописец Александр Соколов изобразил свою семью, тогда еще единственную старшую дочку. То есть частная семейная история оказалась вписанной в глобальную, общецерковную. Ольга Шаламова в работе «Покров Пресвятой Богородицы» стремится передать «новгородский» извод иконографии современными художественными средствами. Изображение лаконично, и вместе с тем – передает все заложенные в иконографии смыслы. Композиция делится на три части – три арки храма, который словно выступает из пространства иконы на поля. В центральной части – Богородица, справа и слева от Нее группы святых. Ольга Шаламова Покров Пресвятой Богородицы (бумага, смешанная техника). Ольга Шаламова. 2018 год Фигуры чуть вытянутые, словно стремящиеся вверх, блаженный Андрей одной рукой тянется к Богородице, своим указательным жестом вырываясь из своего композиционного пространства. Позу уравновешивает движение ноги, которой он упирается в поля иконы. Эту фигуру можно прочитать как стремление человека, живущего на земле, к святости, к Небу. Недаром же синий мафорий Богородицы созвучен по цвету с фоном иконы, символизирующим Небо. Плат, который держат ангелы над Богородицей – красный, почти такой же, как нимбы святых, и движению плата вторят округлости нимбов. Эта деталь тоже работает для объединения композиции. Но в целом все цвета, композиция – сдержанны. Художнику главное – показать смыслы, не отвлекаясь на изобразительные изыски.

http://pravmir.ru/creative/kak-chitat-ik...

Итак, такими же будем и мы: праведных будем любить за праведность, а грешных будем жалеть, ведь он порабощен сатаной, он порабощен врагом нашим невидимым, диаволом, которого боится всякое дыхание. Он немощный человек, и он испытывает в естестве своем боль, и мысли, и печаль, и страх, и гнев, и немощи, и озлобление помыслов – всяческие немощи. Если он немощный человек и если мы видим, что он грешен, то мы из другого ли естества? И мы тоже из той же самой глины, полны грехов и внутри, и снаружи. И если мы чаем, чтобы нас помиловал Кто-то на небесах – Бог, – то будем миловать и сами врагов наших. Если мы видим в себе так много немощей и если Бог призирает на нас, хоть у нас миллионы и миллионы немощей, которых мы даже не знаем, и все их Он перевязывает, и исцеляет росой милости Своей, и ведет нас к покаянию, и не хочет, чтобы мы погубили себя, но до последнего часа ждет нас, чтобы мы обратились, чтобы мы покаялись и стяжали Царство Его вечное, то пожалеем и мы брата, памятуя, что и он человек и более всего грешит по немощи, и неведению, и слабости сердца и по злобе сатаны. Ведь как грешим мы, так же грешит и он. Поэтому будем жалеть друг друга, будем нести бремена друг друга, чтобы исполнить закон Христов, то есть закон любви, заповедующий нам иметь любовь к врагам. Матерь милости. Проповедь на Покров Пресвятой Богородицы Возлюбленные верующие, сегодня Церковь Христова Православная празднует Покров Пресвятой Богородицы – великий праздник для Церкви Христовой и для всякого христианина. Узнаем же прежде всего, как появился этот праздник.Произошло это в Константинополе во времена императора Льва Мудрого, который был императором-христианином и много добра сделал для Церкви Христовой. Поэтому Бог и восхотел, чтобы во время его царствования произошло такое чудо, как это.Шло как-то всенощное бдение под воскресенье во Влахернском храме, стоящем на берегу моря, и был в нем престол, посвященный Матери Божией. И было там, в храме, много народа собравшегося, ибо храм тот был большим. И случилось, что пришел в храм святой Андрей, который соделался и именовался юродивым любви Христовой ради после того, как услышал от апостола Павла, что безумный Христа ради мудрее всех людей .

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-arh...

Чудесное спасение Константинополя от нашествия неприятеля. Фреска из церкви Ризоположения в Московском кремле. 1644 г. Повествования греческих хроник дополняют рассказ святителя Фотия о чуде Божией Матери. По свидетельству Георгия Амартола, 18 июня 860 года, когда патриарх Фотий во главе крестного хода обошел стены осажденного города и, приблизившись к морю, на глазах у неприятеля опустил в волны залива Золотой Рог край ризы Божией Матери, взятой из Влахернской церкви, внезапно поднялась сильная буря. Флот россов стал терпеть бедствие, многие их ладьи были разбиты о скалы или, опрокинувшись, потонули. Это страшное чудо заставило россов не только немедленно снять осаду и отступить, но побудило их вскоре прислать в Константинополь посольство с предложением заключить с империей мир и союз и с «просьбой сделать их участниками в святом крещении, что и было исполнено». О походе русских дружин на Константинополь сообщает и наша русская начальная летопись «Повесть временных лет». Ее рассказ дословно повторяет известие «Хроники» Георгия Амартола, но уточняется, что поход возглавляли Аскольд и Дир. Уже вскоре после похода, в октябре-ноябре 860 года, в Константинополь прибыло русское посольство для заключения договора «любви и мира». В условия мирного договора входили положения о выплате Византией русским ежегодной дани (обычно это были подарки князю и его ближайшему окружению), о разрешении руссам вступать в византийскую армию (обоюдовыгодная договоренность), вести торговлю на территории империи, прежде всего в столице, а также обмениваться дипломатическими миссиями. Важнейшим в договоре был пункт о крещении. Упоминание о принятии россами крещения содержится в знаменитом Окружном послании Константинопольского патриарха Фотия 867 года. Вслед за рассказом о крещении Болгарии (865) патриарх сообщает: «И не только этот народ [болгары] променял прежнее нечестие на веру во Христа, но даже многими многократно прославленные и в жестокости и скверноубийстве всех оставляющие за собой так называемые россы, которые… возомнив о себе высоко, подняли руку против Ромейской державы [Византии]. А в настоящее время даже и они променяли языческое нечестивое учение, которое содержали прежде, на чистую и неподдельную христианскую веру, с любовью поставив себя в чине подданных и друзей наших, вместо ограбления нас и великой против нас дерзости, которую имели незадолго перед тем. И до такой степени разгорелось в них желание и ревность веры, что приняли епископа [!] и пастыря и лобызают святыни христиан с великим усердием и ревностью».

http://pravoslavie.ru/2419.html

Аминь. Слово в день Покрова Пресвятой Богородицы Празднуем всемирный Покров преблагословенной Девы-Матери Господа нашего Иисуса Христа. Поводом к празднованию всемирного, чудного покрова Матери Божией послужило следующее событие в Греческой, православной стране. В царствование Льва Премудрого, в начале 10-го века, именно в 910 году после Рожд. Христ., внезапно напали на Царьград свирепые враги – сарацины. Греки, не видя себе ниоткуда спасения средствами обыкновенными, земными, обратились единодушно с пламенной молитвой о спасении к Богу и к Божией Матери в цареградском Влахернском храме, в коем хранилась риза Богородицы. Это было на 1 день октября. Шла воскресная всенощная. Между молящимися в храме были два угодника Божии: св. Андрей, Христа ради юродивый, и ученик его Епифаний. Очам их представилось следующее умилительное, чудное видение: на воздухе, под сводами храма, видят они в небесном свете Пресвятую Деву Богородицу, окруженную, как венцом, пророками, апостолами и Ангелами, молящуюся о грешном мире и покрывающую христиан честным Своим омофором, знамением Сына Своего, вечного Архиерея. Св. Андрей спросил ученика своего: «Видишь ли, брате, Царицу и Госпожу всех, молящуюся о всем мире?» – «Вижу, св. отче, – отвечал ему Епифаний, и ужасаюсь». Это чудо было сначала прославлено молящимися в храме, потом во всем Константинополе. Жители Константинополя, услышав об этом утешительном знамении, исполнились радости и упования, что Бог по молитвам Заступницы избавит их от врагов. Действительно, вскоре после видения, неприятели были побеждены и прогнаны. Вот какое дивное явление небесное послужило основанием праздника Покрова Пресвятой Богородицы в нашей русской Церкви. Благодарение св. Церкви, что она увековечила память этого события, этого чуда заступления Божией Матери для чад своих, и из года в год прославляет его в торжественных своих песнопениях. Невольно, братия мои, каждый верующий исполняется умиления и благодарных слез, слыша или читая о таком быстром услышании и таком скором заступлении Богоматерью бывших в беде жителей Царьграда. Лишь только единодушно воззвали они к небесам о помощи, и помощь готова. Владычица ускорила на молитву и поспешила на умоление Сына Своего и Бога о стенящих и болезнующих.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Покров Пресвятой Богородицы О празднике Покрова Покров Пресвятой Богородицы, отмечаемый 14 октября — один из любимейших православных праздников в России. При этом долгие века другие Поместные Церкви не знали этого праздника, и только в XX веке он распространился за пределы Русской Церкви.   Ученые спорят о том, какие именно события послужили причиной установки праздника. Приведем саму популярную версию.   Спасение чужой Империи Византия воюет с мусульманами на востоке. Одновременно русы осаждают столицу империи, Константинополь. Спасти город могло только чудо.   Жители собрались для молитвы во Влахернском храме. Вместе с горожанами молился и Андрей Юродивый — скиф, бывший раб (в русских преданиях он потом станет новгородцем). Андрей юродствовал в Константинополе, глумясь над столицей «христианской империи», ходил по улицам Константинополя полунагой, едва прикрытый тряпьем, терпеливо сносил насмешки, добровольно подвергался избиению, спал на солнцепеке или на гноище, общался с блудницами и т. п.    И вот в час вероятной гибели города, над коим он глумился, он видит в церкви Божию Мать, распростершую свой Покров (омофор, платок) над Городом. И по любви Богородицы город был спасен.   Интересно, что греки быстро забыли эту историю, а русских она стала столь знаменитой. Русские вспоминают, как Богородица спасла столицу не их империи от их предков. Вот она, христианская идентичность: с кем ты — с народом по крови или с народом Божьим? В праздник Покрова мы отвечаем: с народом Божьим. О том же говорит и сама история: Покров Богородицы сподобился видеть не епископ, не царь, не воин — а скиф, раб, юродивый, трижды чужой константинопольцам человека.   Молитва Богородицы Но это не главное, а о главном сказать тяжело — так оно дорого и интимно.  Именно так близко и дорого верующим Заступничество Богородицы.   Юродивый Андрей видел, что Ее молитва, Ее забота, как большое покрывало, распростерт над молящимся в храме народом. Большой платок, который покрывает каждого со всеми радостями и тревогами, ничего не значащими достоинствами и мнимыми недостатками, покрывает каждого, кто рискнет попросить об этом.

http://predanie.ru/tema/pokrov/

И они отдали в монастырь мозаику, которую принесли было на продажу, ею теперь святой алтарь украшен. Иконописцы же начали каяться в своем согрешении. «Когда, – говорили, – пришли мы в Канев на ладьях, то увидели в высоте эту великую церковь . И спросили мы бывших с нами: “Какая это церковь?” И нам ответили: “Печерская, которую вы должны расписывать”. Мы же, рассердившись, хотели плыть назад. И той же ночью поднялась буря сильная на реке. Утром же, когда мы проснулись, то оказались у Треполя, и ладья сама шла вверх по течению, как будто сила некая влекла ее. Мы же с трудом удержали ее и простояли весь день, размышляя, что бы это значило, что прошли мы за одну ночь, не гребя, такой путь, какой другие в три дня с трудом проходят? На другую же ночь снова увидели мы эту церковь и чудную икону наместную, говорившую нам: “Люди, зачем напрасно мечетесь, не покоряясь воле Сына моего и моей; если не послушаетесь меня и захотите бежать, – я возьму всех вас и прямо в ладье поставлю в церкви моей. И то знайте, что вы оттуда не выйдете, но, в монастыре моем постригшись, там и скончаетесь, и я вам дарую милость в будущем веке ради строителей этой церкви, Антония и Феодосия”. Мы же, на другой день вставши, хотели плыть вниз и гребли изо всей силы, а лодка шла вверх, против течения. Тогда мы, повинуясь воле и силе Божьей, покорились, и вскоре ладья под монастырем сама пристала». Тогда все черноризцы и греки, мастера и иконописцы, прославили великого Бога и чудотворную икону его пречистой Матери, и святых отцов Антония и Феодосия. И со временем те и другие, мастера и иконописцы, окончили жизнь свою монахами в Печерском монастыре и положены в своем притворе; свитки их и ныне лежат на полатях, и книги их греческие хранятся в память чуда. Когда игумен Стефан, демественник, который был изгнан из монастыря, увидал преславные чудеса – как пришли мастера, и принесли икону, и рассказали о видении Царицы во Влахерне, то сам создал на Клове церковь по подобию Влахернской. Благоверный же князь Владимир Всеволодович Мономах, тогда еще юный, самовидцем был того дивного чуда, когда пая с неба огонь и выгорела яма, где потом заложено было основание церкви по размерам пояса. Слух об этом разошелся по всей земле Русской. Поэтому-то Всеволод с сыном своим Владимиром приехал из Переяславля, чтобы видеть то великое чудо. Тогда Владимир был болен, и тем золотым поясом опоясали его, и он тотчас же выздоровел молитвами святых отцов наших Антония и Феодосия.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Д. С. Лихачев и его предшественники угадали: за левым плечом Богородицы изображена башня под конической крышей из красной черепицы. На первый взгляд может показаться, что это одна из семи крепостных башен Влахернского монастыря. Но это не так: «башня» доходит почти до земли, и нижний ее «поясок» точно соответствует по горизонтали карнизу на торце базилики. Значит, перед нами внешний вид той же самой колокольни. И, следовательно, хотя внутри влахернской колокольни был купол, снаружи его накрывала конусообразная кровля. Она, кстати, того же цвета, что и двускатная крыша базилики и сам Покров Богородицы (вишневые ризы Богоматери много темней). Икона из Суздаля – видимо, единственное сохранившееся (во всяком случае, на Руси) изображение Влахернской церкви. Однако существует образ Покрова Богородицы, вероятно, современный киевской Пирогощей иконе. Найден он в 1914 г. в Восточной Галиции музейным работником Данилой Щербаковским и сегодня хранится в киевском Национальном художественном музее Украины. В 1950-х в мастерских Государственного Русского музея Н. Перцев установил, что икона может быть отнесена к домонгольскому периоду. Сегодня эта датировка подтверждена радиоуглеродным анализом, показавшим, что дерево для доски было срублено на рубеже XI–XII вв. (погрешность ± 50 лет). Покров Богородицы. XII в. Галицкая икона. НХМУ На галицкой иконе Богоматерь изображена в виде Оранты. За ней нет красноверхой монастырской башни (хотя композиция сдвинута вниз и для башни явно оставлено место). Само башнеобразное пространство храма венчает поддерживаемый двумя ангелами лоскут алой материи, который повторяет уже известную нам по суздальской иконе форму купола Влахернской церкви. Внизу – традиционные фигуры Андрея Юродивого и Епифания. «В пользу византийского происхождения сюжета, возможно еще не сформировавшегося в конкретной иконной форме, говорит сама легенда о “Чудесном явлении Богоматери” во Влахернском храме Константинополя. Там же до разрушения храма находились и особо чтимое изображение Богоматери Оранты, названной в честь храма Влахернитиссой. Средневековые письменные источники упоминают также бывшую в храме икону, изображающую сидящую на престоле Богоматерь с младенцем Христом, закрытую пурпурным покрывалом-занавесом, который чудесным образом поднимался вверх во время богослужения с пятницы на субботу. Это явление воспринималось очевидцами и паломниками тоже как своеобразное чудо и сохранялось надолго в памяти и легендах. Отголоском этого явления могла быть и галицкая

http://pravicon.com/icons_unpublished.ht...

Подсказка содержится в древнерусском сочинении «Пролог» (XII в.): «Се убо, егда слышах – помышлях; како страшное и милосердное видение и паче надеяния и заступления нашего, бысть без празднества восхотех, да не без праздника останется Святый Покров Твой, Преблагая...» Эти слова следуют после рассказа о видении Андрея Юродивого. Приведу в переводе: «Когда услышал об этом, подумал: как страшное и милосердное видение это и заступление Богородицы осталось без праздника? Надеясь же на милосердные Твои словеса, Владычице, когда Ты в молитве Сыну Своему прорекла: Царю Небесный, приими всякого человека, прославляющего Тебя, – на эти слова Твои надеясь, захотел, да не останется без праздника святой Покров Твой, Преблагая, но если Ты пожелаешь прославить честный праздник Твоего Покрова, то, Всемилостивая, укрась его, чтобы прославляющие Тебя возвеселились, видяще сияние многоразличных праздников Твоих...» Профессор Харьковского университета М. А. Остроумов полагал, что это рассуждение принадлежит Андрею Боголюбскому и что праздник Покрова был установлен не в Киеве, а во Владимире при Андрее Боголюбском (около 1165 г.) и «входил в целую серию его деяний по утверждению во Владимирской земле почитания Пресвятой Богородицы». Последнее утверждение, видимо, справедливо. Однако традиционное мнение о том, что установлен он в Киевской митрополии в начале XII в. может быть подтверждено доставкой в Киев «Пирогощей» и строительством для нее церкви на Праздник Покрова Богородицы (1 октября по старому стилю, 14 по новому) не входит в число двунадесятых. В греческих святцах он не упомянут, и потому считается, что греки Покрова не знали. Но поскольку икона, повествующая о чуде, которое наблюдали Андрей Юродивый и его ученик Епифаний, должна была храниться в том самом месте, где это чудо произошло, праздник Покрова, очевидно, был местным праздником Влахернской церкви. Сохранились упоминания (начиная с XII в.) о некоем чинопоследовании, совершавшемся во Влахернском храме еженедельно во время всенощного бдения, в ночь с пятницы на субботу. Первые известия не раскрывают его существа – видимо, чинопоследование было общеизвестно; византийская принцесса Анна Комнина называет его «обычным чудом во Влахернах». Напомним, что Влахернская Богородица – походная императорская икона. И главный ее смысл прежде всего в защите воинства во время ратного похода. А икона Покрова – икона-оборонительница. И потому ее мистический статус еще выше.

http://pravicon.com/icons_unpublished.ht...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010