Кроме общей беды, общих испытаний, русскому народу необходим яркий общий символ – возвышающий дух, собирающий воедино, «возводящий чада ко своему наследию». А какой символ ярче и глубже чем Крест Христов? И вот здесь хочется сказать, что на наших глазах, исподволь, в России совершается настоящее чудо. Оно прикровенно пока для многих даже внутри церковной ограды и, тем не менее, уже стало не только общенациональным, но и обще-православным явлением. Речь о Годеновском Животворящем Кресте Господнем, возле которого мы сейчас находимся. Я не буду здесь рассказывать его историю – вы все ее знаете. Не также подробно описывать историософию Креста Господня, явленного чудесным образом на Сахотском болоте ровно за тридцать лет до падения Ромейской империи. И сорок лет спустя после чудесного явления из Константинополя на Русь Лиддской иконы Божьей Матери, ставшей у нас Тихвинской. А также за 70 лет до прибытия в Новгород легендарного «Белого Клобука». А еще – за 230 лет до передачи царю Алексею Михайловичу со святого Афона чудотворной Влахернской иконы Богородицы. Эта мистика круглых дат тоже кое-что да значит! Как вы тоже помните, первым эти историософские связи открыл православный философ и историк Виктор Николаевич Тростников. Он назвал явление Годеновского Креста поворотным моментом в русской истории и вещественным знаком преемства – своеобразной «эстафетной палочкой» передачи Православной ойкумены от Византийского царства и Царству Русскому . Настоящим чудом стало «второе обретение» Небоявленного Креста Господня на этом подворье переславского Никольского монастыря. Его возрождение сестрами обители во главе с неутомимой матушкой Евстолией и массовое поклонение Кресту русских людей, часто даже невоцерковленных. Продолжением Годеновского чуда стал Общероссийский миссионерский Крестный ход с освященной копией Годеновского Креста. Эта идея родилась у председателя синодального миссионерского отдела, епископа Луховицкого Евфимия. Он же по благословению Святейшего Патриарха, и по Божьему вдохновению организовал и провел этот Крестный ход.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/12/08/go...

В соборном храме Костамонита находится несколько чудотворных икон. Главная святыня обители – икона Божией Матери «Антифонитриа» (Предвозвестительница). Икона расположена в мраморном киоте, позади архиерейского трона. В 1020 году на престольный праздник в Костамоните закончилось масло. Не было даже возможности зажечь лампады и отслужить всенощную. Тогда через Свою икону «Предвозвестительница» Богородица возвестила экклеси-арху Агафону о том, что Она не оставит обитель Своим заступничеством. В тот же миг пустой сосуд чудесным образом наполнился. Этот кувшин до сих пор показывают паломникам. Икона Богородицы «Портаитисса»: с ней связано чудо, случившееся по предстательству Матери Божией с игуменом монастыря Симеоном, когда он в 1872 – 76 годах ездил в Россию собирать пожертвования. Еще один чудотворный образ – икона Божией Матери «Одигитрия» (Костамонитская). Она находилась во Влахернском храме в Константинополе. Принесена же обители Костамонитской в дар сербскою княгиней Анною, которой она подарена была царями Мануилом и сыном его Иоанном Палеологом. Икона эта стоит при северо-восточной колонне, поддерживающей купол храма. Серебряный оклад иконы был подарен монастырю в 1360 году сербской княгиней Анной. Икона святого первомученика Стефана, в память которого и освящен соборный храм этой обители. Это древнейшая икона в монастыре. Помещена в юго-восточном киоте монастырского собора. По преданию, икона была привезена в конце XI века из Иерусалима императором Алексеем Комниным и монахом Илларионом. Размеры иконы 1,20 на 0,70 метра. Глаз святого на иконе проколот, а края иконы обожжены во времена иконоборчества. В правой руке святой держит кадило, а в левой – подобие храма. Серебряное с золотом покрытие иконы было сделано в 1864 году. Среди святынь Костамонита находятся: часть Животворящего Креста Господня и частица Христовой багряницы. Также в обители пребывают частицы мощей: первомученика архидиакона Стефана, апостола Андрея Первозванного и евангелиста Луки, равноапостольного Константина Великого, великомучеников Прокопия, Артемия и Пантелеимона, мучеников Трифона, Христофора, Аглаиа, Кира и Иоанна, святых бессребреников Космы и Дамиана, святителей Модеста, Иакова Персиянина и Иоанна Златоуста, священномученика Харалампия, преподобных Фалалея, Парфения, священномученика Власия, святого Артемия.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Разделы портала «Азбука веры» ( 10  голосов:  4.2 из  5) Тихвинский Богородичный Успенский мужской монастырь Россия, Ленинградская обл., г. Тихвин, Тихвинская ул., д. 1. В 1560 году на берегу реки Тихвинки положено было основание святой обители во славу Тихвинской иконы Богоматери, заступницы земли русской и путеводительницы православных христиан. История монастыря неразрывно связана с чудотворной Тихвинской иконой Божией Матери Одигитрии (что в переводе с греческого означает «путеводительница», «указующая путь»). Этот образ был написан, по преданию, святым апостолом евангелистом Лукой во время земной жизни Девы Марии. Святой Лука послал икону вместе с текстом Евангелия и Деяний святых апостолов в дар правителю Антиохии Феофилу. Позднее, в V b. икона оказалась в Константинополе, где для нее была выстроена знаменитая Влахернская церковь-реликварий. В 1383 году, за 70 лет до падения Константинополя, «сия икона Одигитрия взялась из него манием Божием и перенеслась на Русь». Образ Богоматери чудесно, по воздуху, скрылся из Царьграда и явился рыбакам над Ладожским озером, рядом со Старой Ладогой. Констанинопольский патриарх, выслушав свидетельства новгородских купцов и их описания образа, подтвердил, что явленная на Руси икона и есть та самая, что отбыла из Византии невозвратно «за гордость, братоненавидение и неправды народа». В тихвинскую землю икона переместилась вскоре после победы объединенных русских войск под началом благоверного князя Димитрия Донского над ордами Мамая. На берег реки Тихвинки пришли священники со множеством народа, и во время усердного соборного моления икона сошла на руки молящихся. Не медля приступили к возведению храма: в тот же день срубили лес, успели сделать три венца, приставили к месту строительства стражу и, славя Бога, разошлись до утра по домам. Но приставленные стражи от усталости заснули, а проснувшись, обнаружили, что ни иконы, ни начатого сруба, ни даже щепок от сваленного и тесаного леса нет. Собрался народ. Потерю все стали горько оплакивать и затем начали искать повсюду икону. И – о, чудо! – икона обнаружилась на другом берегу реки вместе с начатым срубом и заготовленными бревнами. Так икона сама окончательно избрала место своего пребывания. И именно здесь и должно было возвести первую церковь Успения, что и было сделано без отлагательства всем миром и щедростью жертвователей.

http://azbyka.ru/fiction/velikie-monasty...

Восстановление мужской обители началось в 1997 г. Тогда же удалось обнаружить мощи преподобного – в Петербургской Военно-медицинской академии. Проведенная научная и церковная экспертизы подтвердили принадлежность их Александру Свирскому . Возвращенные в родную обитель, они помогают теперь исцелению верующих. Во время литургии мощи открываются для поклонения и многие удостаиваются видеть чудо истекающего мира со стопы святого, благоухание которого все время присутствует в храме. Почти пятьсотлетнее мироточение является величайшей редкостью в истории Православной церкви. И эта Божия благодать, незримо соединившая череду времен, наполняет все вокруг вечностью, духовной чистотой и умиротворением, спасающим от безумства постоянно меняющегося мира. Тихвинский Богородичный Успенский монастырь Не так много на Руси святынь, связанных с ранним христианством. Одной из них стал чудотворный образ Богородицы «Одигитрия», по преданию, явившийся чудесным образом в новгородских землях в XIV в. на реке Тихвинка. В честь иконы здесь был воздвигнут храм, а позднее учрежден монастырь, а сам образ Богородицы стал Небесным Покровом, хранителем всех северных рубежей России. По церковному преданию, Тихвинский образ Богоматери был написан апостолом Лукой, более 500 лет он пребывал во Влахернском храме Константинополя. Но за 70 лет до падения Царьграда, в 1383 г., был перенесен на Русь, где впервые явился в лучах света над водами Ладожского озера, и опустился в болотистой местности у реки Тихвинка. Множество народу скоро пришло сюда со священниками, а позднее, на месте появления святыни, возвели деревянный храм, в котором установили драгоценный образ. Эти безлюдные места летописец новгородский называет «страною тифинскою», что означает «болотистая и лесистая», но скоро при храме возникает небольшое селение, со временем превратившееся в посад. Успенский собор в Тихвинском Богородичном Успенском монастыре. Статус города и название Тихвин получит в 1772 г. Явленный образ Богородицы относится к иконографическому типу «Одигитрия» (Путеводительница), характерной особенностью которого является обращенность Пресвятой Девы к Младенцу Христу. Изображение Богородицы поясное, а Младенец сидит на левой руке Матери, держа в левой руке свиток, а правой благословляя.

http://azbyka.ru/fiction/sto-velikix-svy...

В описи храма 1803 г. упомянута икона прп. Антония в медной раме с 10 медальонами с избранными печерскими святыми (ныне над кенотафом прп. Антония). В находящейся напротив церкви «келье» прп. Антония на северной стене сохранилась икона на металле «Божия Матерь Печерская с предстоящими в молении Печерскими преподобными во главе с Антонием и Феодосием». Авторская подпись на иконе датирует ее 1848 г.; вероятно, др. иконы на медных листах относятся к тому же времени. Так, на вост. стене «кельи» размещалась икона «Божия Матерь Влахернская». На зап. стене были иконы, посвященные строительству Успенского собора: «Чудо схождения огня при избрании места для собора», ниже - «Копание рва кн. Святославом» (обе не сохр.). Инициатором создания новых медных иконостасов в 2 др. подземных церквах был блюститель Ближних пещер соборный старец иером. Филарет. Оба иконостаса, сделаные в Киеве мастером Ф. М. Коробкиным, по размерам и архитектонике близки к иконостасу в ц. прп. Антония. Церковь прп. Варлаама в Ближних пещерах. Фотография. 2013 г. Церковь прп. Варлаама в Ближних пещерах. Фотография. 2013 г. Новый иконостас в ц. прп. Варлаама был установлен в нояб. 1818 г. По описи 1892 г. количество икон в новом иконостасе по сравнению со старым увеличилось. В «медно-чеканные, прорезные, позолоченные» царские врата (сохр. от прежнего иконостаса, но с переделками) вмонтировано 6 медальонов с изображениями «Благовещения» и евангелистов, внизу надпись о создании иконостаса с датой, именами жертвователей, попечителей и мастера. В сохранившемся до наст. времени иконостасе отсутствуют венчавшие царские врата серебряное чеканное изображение голубя - Св. Духа и корона. Прп. Варлаам Хутынский, мч. Варлаам и прп. Варлаам Печерский. Икона из ц. прп. Варлаама в Ближних пещерах. 1691 г. Прп. Варлаам Хутынский, мч. Варлаам и прп. Варлаам Печерский. Икона из ц. прп. Варлаама в Ближних пещерах. 1691 г. В местном ряду - иконы Спасителя, Богородицы с Младенцем, храмовый образ «Преставление прп. Варлаама» и «Собор всех преподобных Печерских»; над ним - «Св. Троица» с 4 иконами пророков и апостолов по сторонам; в цокольном ряду - «Прп. Варлаам, отпущенный родителями в пещеру на жительство», «Прп. Варлаам, пришедший в монастырь и свергнувший с себя княжескую одежду», «Прп. Варлаам принимает постриг», «Прп. Варлаам, изводимый отцом в сопровождении воинов из пещеры» (Опись 1892 г. Л. 29. Ч. 100. Гл. 8). На диаконской двери - арх. Михаил с огненным мечом в руке.

http://pravenc.ru/text/1684519.html

Неподалеку от месторасположения древнего Влахернского монастыря в 1893-95 гг. был возведен новый храм в честь святителя Михаила, первого Митрополита Киевского и всея Руси. Однако в период коммунистических гонений на православие в 1930-е гг. храм был разрушен и восстановлен лишь в конце 1990-х гг. 28 марта 2012 года игумен Свято-Пантелеимонова на Афоне монастыря священно-архимандрит Иеремия (Алехин) обратился к Священному Синоду Украинской Православной Церкви с просьбой благословить возрождение в Киеве подворье этой афонской обители, которое существовало на Украине до 1923 года. Получив благословение от Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, на состоявшемся 20 июля 2012 года заседании Синод УПЦ принял решение об открытии Подворья Афонского Свято-Пантелеимонова монастыря в Киеве при храме святителя Михаила, первого Митрополита Киевского и всея Руси (журнал 50)3.     http://agionoros.ru/docs/2658.html Комментарии Всего комментариев: 12 2017/04/16, 15:46:37 Дай Бог, чтобы монастырь (Афонское подворье в Киеве) возобновил свое славное служение Богу и людям... 2017/04/14, 09:19:15 Согласна с вами, Алла, я была на Афонском подворье очень давно, поэтому не могу ничего утверждать о нем. Но только, судя по тому, как изменился в последнее время их официальный сайт, такое впечатление, что там происходит " что-то не то " и это вызывает большую тревогу. Но давайте не будем так осуждать всех и вся (это к Вам не относится, Алла). Феодосия 2017/04/13, 10:47:39 В православной вере утвердится просто Есть три столпа веры для начинающих это БЛАГОДАТНЫЙ ОГОНЬ СМОКОВНИЦА и гора ФАВОР чудо происходит каждый год в этих трех случаях И еще столько умных красивых самодостаточных мужчин уходят в монахи Тут тоже надо задуматься Что они все с ума выжили что ли Наверно все таки ГОСПОДЬ ДАЛ ПОНЯТЬ ЧТО ПРАВОСЛАВИЕ ИСТИННАЯ ВЕРА А все остальное это сектанство и обман людей нажива на простодушных людях Есть очень неплохая книга Платонова Терновый венец России вот там про все это и сказано А НАШ АФОН СЕЙЧАС СТОИТ НА ПЕРЕДОВОЙ ЛИНИИ под обстрелом этих самых сект Спасают наших детей и внуков от воздействия этого ужаса и даже гибнут за Христа Нам надо молиться вместе с ними помогать И очень даже прав отец Евлогий что закрыл подворье не надо себя бездумно подставлять под обстрел Может люди задумаются да каяться начнут Низкий поклон монахам

http://isihazm.ru/?id=384&sid=1&iid=2543

Разделы портала «Азбука веры» священник Марк — выпускник московской Духовной Семинарии и Академии, кандидат богословия, клирик храма Влахернской иконы Божией Матери в Кузьминках, г. Москва. Работа посвящена полемике с сектантами, в первую очередь со свидетелями Иеговы. Просто и доступно изложены доказательства из Библии Божественного достоинства Христа и Святого Духа. Особенность работы состоит в специальной подборке Библейских текстов, приводимых в качестве аргументов: они подобраны таким образом, что сохраняют свою действенность и при использовании сектантами отличных от русского Синодального перевода изданий Библии. Известно, что сектанты часто пользуются не Синодальной Библией, а своим собственным переводом, или какими-либо другими протестантскими изданиями, где многие ключевые библейские тексты, подтверждающие православные догматы и традиционно включенные в догматические учебники, бывают переведены иначе. По этой причине вполне убедительными для них могут быть только те тексты, которые в протестантских и сектантских изданиях переведены точно так же, как в русской Синодальной Библии. Именно такие тексты преимущественно и были использованы при написании данной работы. Библия о Божестве Христа и Святого Духа Библейское Откровение учит нас, что Бог, Творец вселенной, есть, во-первых, Бог Единый и, кроме Него, другого бога нет. Во-вторых, оно учит, что Единый Бог, кроме Которого другого бога нет, познается и существует в Трех Лицах, как Бог Троица – Отец, Сын и Святой Дух, Которые не суть три Бога, но Единый Бог, кроме Которого другого бога нет. Учение о Триедином Боге до конца непостижимо для человеческого ума, оно есть чудо из чудес и тайна из тайн. Так учит Церковь Христова, являющаяся, по словам апостола Павла, столпом и утверждением истины ( 1Тим.3:15 ), и о которой сказано, что силы ада ее не одолеют ( Мф.16:18 ). Так учит нас и Библия, многие тексты которой приоткрывают нам эту Божественную тайну. Рассмотрим сначала места Священного Писания, подтверждающие, что Сын Божий, ставший Христом ради спасения людей, есть Истинный Бог, совершенно равный по Своей природе Богу Отцу 1 . I. Тексты Библии, подтверждающие, что Иисус Христос есть истинный Бог, равный Богу Отцу

http://azbyka.ru/uchenie-biblii-o-bozhes...

Покровительство Покрова Уверен, что не будет таких светских печатных изданий, страниц в интернете и телевизионных выпусков освящающий праздник Покрова Богородицы, где нам не расскажут о том, что: если на Покров ветрено — будет большой спрос на невест; Покров землю покрывает и свадьбы благословляет… 13 октября, 2011 Уверен, что не будет таких светских печатных изданий, страниц в интернете и телевизионных выпусков освящающий праздник Покрова Богородицы, где нам не расскажут о том, что: если на Покров ветрено — будет большой спрос на невест; Покров землю покрывает и свадьбы благословляет… Уверен, что не будет таких светских печатных изданий, страниц в интернете и телевизионных выпусков, освещающих праздник Покрова Богородицы , где нам не расскажут о том, что: если на Покров ветрено — будет большой спрос на невест; Покров землю покрывает и свадьбы благословляет; что в Покров день девушкам спозаранку надобно в церковь бежать и свечку к празднику ставить, так как, кто раньше поставит, тот и замуж скорее выйдет. Протоиерей Александр Авдюгин К этим ежегодно повторяемым особенностям данного времени синоптики добавят народные погодные приметы, которые, как ни странно, обычно сбываются, в отличие от официальных прогнозов. Послушаешь или прочитаешь подобные «объяснения» любимого нами праздника и самому, как в старину, частушку покровскую спеть захочется: Скоро, девушки, Покров, Скоро нам гуляночка, Скоро-скоро заиграет Милого тальяночка. Да вот беда, день этот иной в сути своей. Богородица действительно во времена далекие народ, молящийся во Влахернском храме, покровом Своим покрыла, но чудо это не снегом на землю снизошло, и не фатой невесты было, а от беды и нашествия варваров защитило. Покров Пресвятой Богородицы Покров Богородицы – праздник благодарности Деве Марии за ее покровительство, за Ее заступничество и реально видимую и осязаемую помощь. Именно в покровительстве Пресвятой Богородицы суть праздника. Все остальное, даже самое благочестивое и народом принятое, – лишь слабые оттенки главного. А главное – помощь Божия, через молитвы и предстательство Богородицы получаемая.

http://pravmir.ru/pokrovitelstvo-pokrova...

А течет де та святая вода под городовую стену да в море, а июля со 2-го числа, как у той святой воды бывает празднество, в море, где потопли кагана скифского карабли, вода бывает кровова сентября до 1-го числа, а с сентября бывает в своем существе по-прежнему. А оберегает де того места, откуды течет та святая вода, руская полонянка для того, что ей указано с тех людей, хто к той святой воде придет, по денге с человека, и тем она питаетца. А та де полонянка бусурманена». Эту же историю обретения иконы Влахернской Богоматери, хотя и с меньшими подробностями и некоторыми отличиями в сравнении с рассказом Дмитрия Остафьева, излагает грамота константинопольского патриарха Паисия и синода, данная протосинкелу Гавриилу в марте 1653 г. и свидетельствующая о подлинности имеющейся у него иконы. Документ, доставленный в Москву вместе с иконой, хранится в Российском государственном архиве древних актов – ф. 52, оп. 2, 488. Приводим его текст в переводе с греческого. Паисий милостию божиею архиепископ Константинополя Нового Рима и вселенский патриарх. Повсюду (пребывающим) царям благочестивых христиан, патриархам, митрополитам, архиепископам и епископам, государям, правителям и наместникам и всякому благочестивому (христианину) благодать, мир и милость от Бога Вседержителя. Помимо прочего, нашей в высшей степени необходимой и вверенной нам обязанностью является забота о духовном попечении и создание того, что есть предмет благоговения и причина спасения. Что для духовного заступника поистине самое, и не только необходимое, как не предоставление христианам оснований благочестия и спасения? Таковым (основанием) является сия достойная наивысшего благоговения и почитания священнейшая и всечестная икона пресвятой девы Богородицы Марии вместе с единородным ее сыном Господом нашим Иисусом Христом из-за своей древности и потому, что, как мы, испытав, проведали, она изготовлена многоценным смешением разных святых мощей и благоуханий, но потому, что она – та самая прославленная икона (и это явствует из древнейшей на ней надписи), которая в знаменитой и пречестной обители Богоматери во Влахернах творила многие чудеса в те времена, когда процветало царство ромеев. То многославное чудо, как повествуют истории, случилось в царство славного василевса Ираклия, при патриархе Константинополя Сергии: когда обступило Царьград бесчисленное воинство варваров и с суши, и с моря, ее божественной милостью и силой все было сокрушено и истреблено, и Город избавлен от великих опасностей.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Fonkich/...

Принимал участие в написании знамен; так, в марте 1673 г. писал пожалованное впоследствии думному дворянину Ивану Савостьяновичу Большово-Хитрово для Донской службы полковое знамя: по камке с образами Покрова Пресв. Богородицы и Живоначальной Троицы с 2 сторон. Занимался починкой старых образов. В 1674 г. он вместе с Симоном Ушаковым поновил привезенный из Греции древний Влахернский образ Божией Матери в московском Успенском соборе. Тогда же П. поновлял с др. мастерами иконы из иконостаса Успенского собора Московского Кремля, в 1675 г.- стенопись в царских жилых покоях. В 1677 г. иконописец «чинил» образ Божией Матери «Знамение» на воротах Каменного моста. По царскому распоряжению П. обучал иконописанию жившего при дворе безрукого от рождения Полиевкта Никифорова, к-рый писал иконы, удерживая кисть ртом. Поскольку П. пришел в Оружейную палату сложившимся мастером, его произведения при общем следовании принятой у царских изографов стилистической манере отличает нек-рая сдержанность в восприятии приемов разработанного Симоном Ушаковым живоподобного письма ликов. Среди изографов царской иконописной мастерской П. выделялся унаследованной им от мастеров строгановской школы виртуозностью владения приемами миниатюрной живописи. Именно маленькие иконы «мелочного письма» представляют наибольший интерес в его художественном наследии. Известны 11 произведений, имеющих подпись П., в 3 из них подлинность подписи и самой живописи сомнительны («Свт. Николай» в собрании Рогожской старообрядческой общины в Москве; «Рождество Богородицы, Введение во храм, со свт. Григорием и мц. Параскевой (Доброчадие)», ГТГ; «Чудо великомучеников Георгия Победоносца и Димитрия Солунского», ГТГ). Предполагается, что имя П. как известного мастера-миниатюриста использовалось в XIX в. старообрядцами при фальсификации произведений. В связи с пожаром, случившимся за год до смерти П., он получил из казны ссуду в 100 р.; по царскому указу с его вдовы Матрены этот долг сняли, поскольку было признано, что иконописец его «мастерством своим заплатил». П. умер бездетным; имена иконописца и его родных вписаны в Синодик Макариева Желтоводского монастыря (Нижегородский гос. историко-архитектурный музей-заповедник. 13748. Л. 20 об.), где, по некоторым данным, художник был похоронен.

http://pravenc.ru/text/2578612.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010