К сожалению, в источниках, упоминающих об этом (древнейшим из них является «Слово на совершившееся во Влахернах чудо» Михаила Пселла, 1075 г.), не содержится описания той самой иконы, над которой поднималась Возможно, знание иконографического типа, в котором была представлена Богоматерь, существенно обогатило бы наши представления об истоках иконографии Покрова. Покров Богоматери. Из Покровского монастыря в Суздале. Конец XV в. Государственный Владимиро-Суздальский историко-архитектурный музей-заповедник Почитание влахернских реликвий, как считали некоторые исследователи, не могло не оставить заметного следа в византийской богослужебной практике и в церковном календаре. Г. П. Георгиевский даже предполагал, что установление праздника Покрова в Греческой Церкви 1 октября могло быть приурочено ко дню памяти святого Романа Сладкопевца, одного из предполагаемых авторов акафиста Пресвятой Богородице, служившего во Влахернском храме. Однако аргументы о русском происхождении праздника не менее убедительны, но единого мнения о месте его возникновения нет. Традиционно принято связывать начало почитания Покрова на Руси с владимиро-суздальскими землями и именем святого князя Андрея Боголюбского. Тем не менее, прозвучавшая еще в дореволюционной литературе гипотеза об установлении праздника в первой половине XII веке в Киеве поддерживается в ряде публикаций и в наши дни. Не менее остро стоит вопрос и о византийских иконографических прототипах русских икон Покрова.И. А. Шалина предполагает, что образец мог быть иллюстрацией акафистного цикла, созвучной по смыслу с идеей заступничества Богоматери за человеческий род. Покров Богоматери. Из Зверина монастыря. Ок. 1399 г. Новгородский музей-заповедник Древнейшие образы Покрова в древнерусском искусстве представлены на вратах Рождественского собора в Суздале начала XIII века, выполненных в технике золотой наводки по меди, и в росписях собора Снетогорского монастыря в Пскове (1313). На пластине суздальских врат Богоматерь в трехчетвертном повороте воздела в молении руки к Спасителю, изображенному над вспарушенным покрывалом. Фигуру Пресвятой Девы фланкируют стоящие и взирающие вверх ангелы. В дальнейшем они будут представлены парящими, а Богородица — в строго фронтальной позе.

http://pravmir.ru/pokrov-presvyatoj-bogo...

10/23 Муч. Александра Воина (благочестивый юноша-воин из города Кроманда, спасший от позора христианку Антонину; оба были подвергнуты жестоким пыткам, а затем живыми зарыты в землю в 313 г.). 12/25 Прп. Петра Афонского (ум. 794 г., бывший сирийский военачальник, после 9-летнего агарянского плена принявший иноческий сан). 15/28 Бл. кн. Лазаря Сербского (особенно заботился о христианском просвещении своего народа; во время войны с турками получил 16 ран, был взят в плен и в 1389 г. усечен мечом). 16/29 Прп. Тихона Луховского (сначала воин в Малороссии, а затем инок в Костромской области, ум. 1503). 18/1.VII Муч. Леонтия (римский военачальник) и с ним Ипатия трибуна и Феодула (все они пострадали за веру в конце I в. при императоре Веспасиане в городе Триполи. Трибун Ипатий был послан, чтобы схватить Леонтия, но в пути жестоко занемог и увидел вещий сон, после которого уверовал и чудесно исцелился. Видя это, уверовал и воин Феодул друг Ипатия. Они были схвачены, претерпели многие мучения, а затем казнены: Леонтий распят, а Ипатий и Феодул обезглавлены). 19/2.VII Зосимы Воина (пострадал за Христа в начале II в. при императоре Траяне в Антиохии). 23/6.VII Владимирской иконы Божией Матери (в память избавления Руси, заступлением Богоматери от ордынского хана Ахмата в 1480 г., когда предстательством Богородицы совершилось дивное чудо: страх напал на татар, и они, боясь друг друга, бежали, никем не гонимые, даже не начав битву). 26/9.VII Тихвинской иконы Божией Матери (в 1613 и 1614 гг. заступлением Б огом атери, Тихвинский монастырь победоносно выдержал многократные нападения шведов). 27/10.VII Празднование Полтавской победы (1709). 30/13.VII Бл. кн. Андрея Боголюбского (за любовь свою к правде изменнически убит своими приближенными в 1174 г.). Июль 1/14 Прп. Петра (бывший воин из знатного греческого рода; захваченный в плен, он чудесно получил свободу и стал подвижником весьма строгой жизни, ум. 865 г.). 2/15 Положение честной Ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне. Риза была привезена в Византию из Назарета приближенными царя Льва Македонянина и 2 июля 860 г. положена во Влахернском храме. Когда в том же году русский флот князя Аскольда осадил столицу Византии, патриарх Фотий с народом, пройдя крестным ходом вокруг стен города, погрузил Ризу в Босфор. Поднялась буря, усмирившая воинственность русских воинов. Был заключен мир, в условия которого было включено положение о крещении Киевской Руси. Вместе с князем Аскольдом крестились многие воины его дружины.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Подписали проект у владыки. Нашел благодетеля, знающего Стамбул, и мы были готовы вылететь на обмеры. Но позвонил настоятель и дал отбой. Духовник обители не благословил: – Не по чести Рязани такая жемчужина. И кто-то добавил: – Вот встанут сестры, построившие храм, и спросят нас: «Зачем своевольничаете?» И несмотря на благословение владыки, эскизы были положены под сукно. В результате построили тот храм, который был виден на фотографии. А во Влахерне была положена риза Божией Матери, в честь которой установлен праздник Ризоположения. А в этом храме был святой источник с этими рыбками. А в нем был чудесный эдесский образ Христа на убрусе. В византийское время Влахерна сбыла средоточием почитания Богоматери. Анна Комнина описывает, что чудо Божией Матери не прекращалось столетиями. В пятницу после заката покров над Влахернской иконой медленно приподымался, открывая лик Богоматери, а сутки спустя необъяснимым образом опускался вновь. И что самое главное, Божия Матерь явилась в нем, давая понять, что Она сама нам как родная, Она ходатайствует о нас пред Богом. Этот удивительный прокол пространства и отмена законов физики были совершены Ею по великой любви к людям, чтущим Христа, из чего мы вообще можем судить о любви к нам Неба, стремящейся к нам и сметающей все преграды. А теперь это простой турецкий дворик. Теперь грекам Влахерна безразлична. И как-то стыдно, что знаменитый храм стоит запущенным в этом Айван-Сарае, среди сараев, за воротами, сооруженными сварщиком из гаража, и что кроме дедушки сторожа и случайных туристов он никому не нужен. Понятно, что это почти невозможно – восстановить храм в Константинополе. Понятно, что Рязань – не Москва, и не Рим. И на сердце что-то не так. Но все может быть. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно

http://pravmir.ru/russkaya-vlaherna/

Разумети великую тайну Боговоплощения мы, земнородные, не возможем, како бо убогими словесы нашими прославим Божие к нам милосердие, како Тя, Деву и Матерь, сему послужившую воспети сможем достойно. Сице молим Тя, Всенепорочная Царице Неба и земли, буди к нам милостива и прими величания сия: Радуйся, благодарения наши с любовию приемлющая; Радуйся, Сына Твоего и Бога чтити нас вдохновляющая; Радуйся, о Христе радостию неземной сердца наша наполняющая: Радуйся, благодатию Божией души наша выну обновляющая; Радуйся, отроков и юношей мудрая путеводительнице; Радуйся, всем унывающим велие утешение ниспосылающая; Радуйся, немощных и слабых всесильная укрепительнице; Радуйся, в старости надежная опоро и покрове; Радуйся, Славо церкви небесней и земной, Богомати Благословенная Влахернская! Кондак 3 Сила Вышняго от Духа Свята осени Тя, Пречистая, соделавши Тя Матерью Господа и Спасителя Нашего, и укрепи Тя на многоскорбнем пути земнаго жития твоего, претерпела бо скорбь велию, егда Ты услышала еси от старца Симеона о немилостивном убиении Сына Твоего, обаче верою превознемогла еси муку сердечную. Сице молим Тя: укрепи нас всех в тяготех земнаго бытия и даруй нам сокрушение о гресех, преобрази и обнови души наша, да с Тобой купно во веки воспевать сподобимся Христу: Аллилуйя! Икос 3 Имущи попечение милостивое о людех, по прошению Твоему, о Богомати, первое чудо сотвори Спаситель в Кане Галилейстей, егда умножи вино на пиру брачнем. Сие же убо воспоминающе, просим тя: даруй нам быти выну верныма чадами Божиими и заповеди Его соблюдать усердне, воспевая, твое великое милосердие к нам грешным глаголем Ти сице: Радуйся, Трапезо святая, Хлеб жизни нам даровавшая; Радуйся, нам недостойным образ благочестия выну являющая; Радуйся, всех ревнующих о чистоте духовней благодатно укрепляющая; Радуйся, от греховных язв и страстей нас всех исцеляющая; Радуйся, козни бесовстии разрушающая и хитрости их посрамляющая; Радуйся, благодатными лучами надежды нас незримо осеняющая; Радуйся, в вере и любве нас пречудно утверждающая;

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-pre...

В. На Богородичные дни I. ПОКРОВ БОЖИЕЙ МАТЕРИ (1–14.X) 1. МАТЕРЬ БОЖИЯ – НАШ ПОКРОВ И ЗАСТУПЛЕНИЕ " Д несь, благовернии людие, светло празднуем» Покров Божией Матери. Воспоминаемое чудесное событие совершилось во Влахернском храме в X в. в смутное время Византийской империи. Нападавшие враги подступили к самому стольному граду. Не надеясь на свои собственные силы, жители Константинополя обратились с молитвенной просьбой к Царице Небесной. И вот во время всенощного бдения преподобный Андрей Христа ради юродивый и ученик его Епифаний увидели на воздухе Божию Матерь с Крестителем Господним Иоанном, с ап. Иоанном Богословом, сонмом других угодников Божиих и ликом небесных воинств, молящуюся перед Сыном Своим и Богом за христианский род и покрывающую собравшийся в храме народ честным Своим омофором. Это чудо совершилось в утешение и ободрение жителям Константинополя и совершилось давно, но оно утешительно для всех времен и веков. Драгоценно оно и для нас, ибо наглядно свидетельствует, что на небе есть у нас Высокая Покровительница, Которая ходатайствует за род человеческий перед престолом Вседержителя и осеняет нас святым Своим омофором. Та, Которая удостоилась соделаться по плоти Матерью Господа – Перворожденного всей твари, – стала и нашей Матерью по благодати, ибо мы искуплены бесценной кровью Сына Ее, ибо Сам Господь называет нас Своими братьями ( Мф. 12, 47–50 ). По-матерински Она печется о нас, проникает в наши нужды, внемлет нашим мольбам. Под Ее омофором и проходит вся наша жизнь, совершаются все наши судьбы, доколе не прекратится время нашего действования на земле и не наступит час суда и воздаяния за совершённое нами, за прожитое. В этой неистощимой любви Божией Матери к нам – высочайшая радость сегодняшнего дня. Дети свободно и просто обращаются к матери со своими нуждами, и мать всегда делает для них что можно и что полезно. Так и мы во всех случаях жизни – и печальных, и радостных – должны прибегать к Матери Божией, Ей поверять свои желания и надежды, с Ней разделять свои печали и радости. В Ней мы найдем живое и родственное участие, ибо Она сродна нам по естеству и ведает наши немощи и скорби по собственному опыту. Сквозь Ее чистую душу прошло оружие страданий ( Лк. 2, 35 ). Особенно мы должны обращаться к Ней с молитвой, когда чувствуем свое бессилие в борьбе с живущим в нас грехом, с плохими привычками, или когда видим себя слабыми на служение Богу, на совершение добрых дел, на посещение храма Божия.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

Не следует ли признать первое чтение более правильным? Не следует ли разуметь под каким-то особенным схождением Святого Духа во Влахернской церкви именно то обычное чудо, ο котором говорит Анна Комнина? . Наконец, присоединяем здесь заметку, которую мы упустили сделать на своем надлежащем месте . Мы назвали известного Киевского митрополита Uoahha II Продромом, хотя он не известен у нас под таким прозванием. Византийский поэт XII в., сочинение которого чрезвычайно важно для изучения эпохи Комнинов, говорит ο себе в одном стихотворении, что он родился в семействе благочестивом, и что самые прозвания членов этого рода указывают на их благочестие: «Мой дед носил имя Продрома (Предтечи), А мой дядя назывался Христом И был предстоятелем (иерархом, митрополитом) Русской земли, сильным в слове. Ими я воспитан в благочестии». Πππου γρ εμορηκα Προδρομωνμου, Κα ϑεον σχον Χριστν νομασμνον Γς Ρωσας πρεδρον βρν ν λγοις. Migne, Patrol, gr. t. 133 col. 1412. Дядя Феодора Птохо-Продрома должен был иметь два прозвания: родовое Продром и личное Христос. Он жил в самом начале XII века или в конце XI, ибо его племянник, им воспитанный, уже при Калоиоанне (с 1118 года) был придворным поэтом. Под 1089 годом в нашей летописи говорится ο смерти митрополита Иоанна, родом Грека, который был «муж хытр книгам и ученью, речист» и т. д. Этот Иоанн оставил сочинение, которое на русском языке носит следующее странное заглавие: «Церковное правило митрополита Иоанна, пророка Христова». Мы подозреваем в последних словах неправильный перевод греческого надписания: το Προδρμου το Χριστο. 1 Annales barenses sub ann. 1027 (год поставлен неверно), MG. SS. V, 63: cum exercitu magno, id est Russorum, Guandalorum, Turcorum, Burgarorum, Vlacho rum, Macedonum. 2 De Blasiis, Lainsurrezione Pugliese I, 91. [Ademarihist., MG.SS. IV, 140: Richardo vero comite Rotomagi, filio Richardi, Normannos gubernante, multitudo eorum cum duce Rodulfo armati Romam, et inde coniveute papa Benedicto Appuliam aggressi, cuncta devastant. Contra quos exercitum Basilius intendit, et congressione bis et ter facta, victores Normanni existunt. Quarto congressu cum gente Bussorum victi et prostrati sunt. Cp. Pselli hist., Sathas Bibl. hist. med. aevi IV, p. 10.]

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Vasile...

Беседа в день Покрова Пресвятой Богородицы Что настоящее торжество есть одно из самых радостных, ибо показывает ходатайство Матери Божией за нас пред Богом, что по сему самому настоящий день надобно проводить в делах благочестия и любви христианской, дабы удостоиться покрова Преблагословенной, что все небрегущие о спасении своем, доколе не исправятся, не могут иметь справедливой надежды на Ее заступление пред Богом, — сии важные и нужные истины, без сомнения, более или менее известны каждому из нас. Посему обратим внимание наше на другое: посмотрим на самый образ Богоматернего покрова, не найдется ли в нем для нас какого-либо нового поучения. Памятуете ли, братие, каким образом произошло дивное событие, нами воспоминаемое?.. Во Влахернской Константинопольской церкви, в навечерие недельного дня, совершалось обыкновенное всенощное богослужение, при коем, между прочими, находился и святой Андрей, Христа ради юродивый. Среди песнопений и молитв сей человек Божий, в четвертом часу ночи, вдруг узрел на воздухе Богоматерь с Предтечей Христовым и Иоанном Богословом, со множеством Ангелов и святых, молящуюся за род человеческий, и покрывающую находившихся в храме людей Своим пречистым омофором. Полный духовной радости прозорливец обратился к другу и ученику своему по духу, святому Епифанию, и спросил его, видит ли он чудо? «Вижу, отче, — отвечал Епифаний, — и ужасаюся». Когда узнано было о таком чуде и прочими находившимися в храме, то всех объял радостный трепет; в умилении сердца начали благодарить Бога и славить всемирную Заступницу, а благочестивый царь Лев и святой патриарх Тарасий положили ежегодно воспоминать сие утешительное событие. Первое, на чем должно остановить здесь наше внимание, есть самое явление Богоматери с ликами Ангелов и святых. Итак, не напрасно веруем мы, что небожители приемлют великое участие в событиях мира человеческого, что старшие братия наши на небе пекутся о спасении нас, малолетних, на земли! На что же им и употреблять свое могущество и свою близость к престолу благодати, если не на воспоможение нам, влающимся (волнующимся) в море житейских напастей и попечений? И мы, при всей хладности земного сердца, не можем без сочувствия взирать на несчастных, и нередко оказываем им помощь; существам ли небесным оставаться праздными зрителями нашей духовной и телесной бедности и не распростереть над нами своего благодатного покрова!

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3219...

Глубина религиозного чувства далеко не всегда обусловливала горячую приверженность к Церкви и постоянную готовность прибегать к ее услугам и помощи. Ромеи признавали влиятельность таких категорий как судьба («тюхе») и природа («фисис»), но первопричиной всех событий все же полагали Божью волю и Промысел – «Пронойу». Поэтому и неудивительна та особая роль в их бытии, повседневной жизни и в мировоззрении, менталитете, которую играли религия и священнослужитель, сопровождавшие человека с момента его рождения и до смертного одра. При всех оговорках, безусловно, это была сила, создававшая главные эстетические ценности и долгое время цементировавшая ромейское общество. Последнее представлялось как союз Всемирного христанского государства со Вселенской Церковью . Во всех делах ромеи уповали прежде всего на Бога. К нему они взывали в самые трудные минуты своей жизни и в миг радости. «Поклоняться Богу, любить исключительно Его», – являлось святым долгом добродетельного человека и истинного христианина. Но обращаться с молитвами ромеи предпочитали все же к Богородице. Она казалась более понятной, более близкой и человечной простому смертному, чем ее грозный сын – Христос. Иконы с изображением Богоматери чтили особо, ибо полагали, что они обладают чудодейственной силой исцелять болезни и даровать победу над врагами отечества. Даже само греческое слово «икона» – «образ», в первую очередь, ассоциировалось у византийца с «иконой Божьей Матери». Только в столичном храме Богоматери Влахернской каждую пятницу после захода солнца можно было воочию видеть чудо того как само собой поднималось покрывало иконы Богоматери. Во время триумфальных шествий, которые со временем все больше превращались в религиозную церемонию, впереди процессии знати, одетой в белое, подобно облаку снежинок, впереди подразделений элитных отрядов с зажженными свечами в руках, сверкающими словно мириады звезд, перед драгоценными выносными крестами, знаменами и значками – лабарами, фламулами и вандами отдельных воинских формирований, на колеснице, запряженной белыми лошадьми, везли именно икону Божьей Матери, истинного предводителя и покровительницу ромейского воинства.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Диакон Владимир Василик Пояс Пресвятой Богородицы является одной из величайших святынь христианского мира. Он имел особое значение в жизни и отдельных людей и целых народов. Стоит вспомнить, что в 860 году, когда царствующий град Константинополь осаждали полчища варягов-росов, то именно молитва перед Поясом Богородицы сыграла решающее значение в судьбе города и Византийской цивилизации. После горячей молитвы во Влахернском храме святой Патриарх Фотий вынес Пояс Богородицы и с молитвой погрузил его в воды бухты Золотой Рог. Произошло чудо, началась буря, которая разметала ладьи жестоких варваров. Пораженные этим варвары приняли крещение. Это было первое крещение Руси, то событие, которое мы забыли отметить в прошлом году. Пояс Пресвятой Богородицы защищает, вразумляет и ведет к спасению и ко крещению. Другой его дар – это дар исцелений чудесных и совершенно невозможных по человеческим меркам, в том числе и исцеления от бесплодия. Россия пережила страшную трагедию XX-XXI веков, тихий геноцид, когда под лозунгами «ответственного материнства», а ранее под лозунгом построения «идеального общества», уничтожались наши дети, истребляемые во чреве матери. Следствием этого явилось наказание Божие, явившееся в виде бесплодия целого народа, в виде демографической ямы. До самого последнего времени в нашей стране число смертей превышало число рождений. И то, что сейчас русский народ потянулся к этой святыне, которая дарует новую жизнь, это в высшей степени значимо. Это значит, что русский народ опомнился, начинает каяться, тянуться к христианской жизни, к нормальной, достойной многодетной семье. То, что русские люди, претерпевая столькие лишения, смиренно стояли, чтобы поклониться этой святыне, приезжая издалека, то, что пожилые люди и даже инвалиды выстаивают в очереди по 11-12 часов, свидетельствует о глубокой вере, начале покаяния и обращения русского народа. Это в высшей степени дорого для нас. С другой стороны не случайно, что эта святыня посетила всю Россию во время страшного мирового кризиса, который выражается в виде многочисленных и страшных войн, переворотов и революций.

http://pravoslavie.ru/50123.html

Первый день. Поучение 2-е. Покров Пресвятыя Богородицы. (Уроки из празднуемого события). I. Некогда в настоящий день во влахернской константинопольской церкви, в навечерие недельного дня, совершалось обыкновенное всенощное богослужение, при коем, между прочими, находился и св. Андрей, Христа ради юродивый. Среди песнопений и молитв сей человек Божий, в 4 м часу ночи, вдруг узрел на воздухе Богоматерь среди Предтечи Христова и Иоанна Богослова, со множеством ангелов и святых молящуюся за род человеческий, и покрывающую находившихся в храме людей Своим пречистым омофором. Полный духовной радости, прозорливец обратился к другу и ученику своему по духу, святому Епифанию, и спросил его: видит ли он чудо? – «Вижу, отче», отвечал Епифаний, «и ужасаюся». Когда узнано было о таком чуде и прочими находившимися в храме, то всех объял радостный трепет; в умилении сердца начали благодарить Бога и славить всемирную заступницу: – а благочестивый царь Лев и св. патриарх Тарасий положили ежегодно воспоминать сие утешительное событие. II. а) Первое, на чем должно остановиться здесь наше внимание, есть самое явление Богоматери с ликами ангелов и святых. Итак, не напрасно веруем мы, что небожители приемлют великое участие в событиях мира человеческого, что старшие братия наши на небе пекутся о спасении нас – малолетных на земли! На что же им и употреблять свое могущество и свою близость к престолу благодати, если не на вспоможение нам, борющимся в море житейских напастей и попечений? И мы, при всей холодности земного сердца, не можем без чувства сострадания взирать на несчастных, и не редко оказываем помощь: существам ли небесным остаться праздными зрителями нашей духовной и телесной бедности и не простереть над нами своего благодатного покрова. Не напрасно, значит, веруем и тому, что силы небесные присутствуют с нами в храмах! Где же и им быть постояннее, как не там, где особенно присутствует их Царь и Господь? Мы не видим их, потому что сияние небесной славы не выносимо для бренного ока; но они видят нас и все наше, самые наши мысли и желания. Придет время, – и мы увидим их; вступим, если будем того достойны, в самый богосветлый круг их: – а до того времени должны веровать в их присутствие невидимое, и, веруя, как можно чаще посещать храмы Божии.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010