В минеях макарьевских это событие записано под 11 мая под заглавием: о благоизволении божии. Замечательно, что русские крестьяне в некоторых местностях по забавному недоразумению празднуют 11 мая в честь какого-то мифического царя града и не работают, опасаясь, что этот царь града побьет градом поля крестьянина, работающего в день, посвященный в его честь. Воспоминание явившегося на небе знаменья креста в Иерусалиме (мая 7). Комментарий греч. часослова: «в 346 г. при Констанцие, сын Константина великого , и при архиепископе иерусалимском Кирилле, во время пятдесятницы около 3 часу дня явилось крестное знамение из светлых звезд, простиравшееся от Голгофы до горы масличной» 502 . Чудо св. архистратига Михаила в Колоссаех или в Хонех фригийских (сент. 6) 503 . Чудо св. мученика Феодора Тирона, воспоминаемое в пятницу 1-й седмицы в. поста (см. выше). Сказание об иверех, како приидоша к богоразумию (372 г); помещено в макарьевских минеях (окт. 27). Пробуждение св. седми отроков, иже во Ефесе (окт. 22 и авг. 4). Комментарий греч. часослова: «семь отроков. уснув в пещере в 250 г. в царствование Декия, почивали 184 года до царствования Феодосия младшего: затем проснувшись или воскресши и опять по воле Божией немного пожив, преселились ко Господу в 434 г.» 504 . Память великого труса в царство Феодосия малаго 438г. (25сент.) 505 . Память великого труса (в год кончины Феодосия малаго 450 г.) (26 янв.). Память великого пожара в Константине граде при Льве великом царе; и сгоре множайшая часть града за седмь дней (сент. 1) 506 . Память сшедшаго с небесе праха (469) (нояб. 5) 507 . Трус в Антиохии при Юстиниане I (526 г.? 508 ) (апр. 5). Память данней от Бога помощи христианам в Константинеграде на варвары в лета Ираклия царя греческого (авг. 7 и в субботу 5-й недели). Комментарий греч. часослова: «Около 620 г. с востока персы, с запада скифский народ авары, пришедши с многочисленным войском, осадили царствующий город, царь же Ираклий тогда отсутствовал; наполнив кораблями море, в особенности залив рога, а сушу – воинами пешими и конными и машинами, враги уже готовились к приступу. Граждане, хотя и мужественно сопротивлялись, но будучи весьма малочисленны для отражения такого натиска, возлагали всю надежду спасения только на предстательство Богоматери. И вот внезапно налетевшая страшная буря разбила и потопила все корабли и трупы варваров выбросила пред влахернским храмом Богоматери. Народ, ободрившись этим, выступил из города и преследовал остальных варваров, бежавших от страха. Вечером собравшись во влахернский храм Богоматери, граждане воспели ей благодарственную песнь, не присаживаясь всю ночь, отчего и песнь эта названа неседальною (υνος κϑιστος). Воспоминание о чудном спасении верующих византийцев совершаем мы ныне (т. е. в пятую субботу в. поста) во славу матери Бога нашего».

http://azbyka.ru/otechnik/Filipp_Ternovs...

Хожу вокруг, задираю голову, невольно вспоминая первые (словно документальные) кадры фильма Тарковского, когда поэт Николай Глазков в роли летающего мужика уносится на горячем воздушном шаре от этого купола над речками и деревами. Древние русичи воспринимали художественный образ архитектурного сооружения как «гласы чудные от вещей», подобные гласу труб, славящих Бога и святых. Скульптурная фигура библейского певца венчает средние закомары фасадов храма по излюбленному в Средневековье принципу троичности. Своим появлением на стенах нерльской церкви она обязана, как принято считать, житию Андрея Юродивого. В одном из видений Андрея говорится о Давиде, который во главе сонма праведников пением славил Богородицу в храме Софии. «Слышу Давида, поюща тебе: Приведутся девы вослед тебе, приведутся в храм царев...». Давид считался одним из пророков, предвозвестивших Божественную миссию Марии. Богоматерь называли «Давидовым проречением». Во времена Андрея Боголюбского на Владимирской Руси приобрело известность событие из Византийской истории X в.: явление Богоматери во Влахернском храме Константинополя святым Андрею Юродивому и Епифанию при нападении на греков сарацин 1 октября – так называемое «Влахернское чудо». Тогда же во Владимире учреждается праздник Всемилостивого Спаса и Пресвятой Богородицы (1 августа). В Византии на этот день приходилось празднование Животворящего Креста. Белокаменный Крест с высеченной на нём «Похвалой Кресту», стоявший в XII в. на пути к церкви Покрова, хранится сейчас в Боголюбовском храме. Все эти празднования – «Влахернского чуда», Спаса и Богородицы, Животворящего Креста – объединяет идея Божественного покровительства, которая со временем оформилась в особый праздник Покрова Богородицы. Успенский собор во Владимире Считается, что в пластике храма Покрова на Нерли и других храмов этого периода владимиро-суздальские мастера-резчики только нащупывали пути к соединению отдельных скульптурных групп в зрительно единый ряд. Задачу создания декоративных ансамблей решали уже их преемники. Здесь же в причудливом хороводе, опоясывая церковное здание, перемешались, переплелись мифологические образы, выступающие из плоскостей стен: девичьи лица, львиные чудо-морды, грифоны-симарглы, а то и тупоносые морды драконов, диковинные растения.

http://pravoslavie.ru/111820.html

Уникальным произведением является Донская икона Божией Матери с сюжетами Патерика (кон. XVII - нач. XVIII в., ГИМ), где присутствует 2 «зеркальных» извода подобной композиции - согласно надписям, чудо во Влахерне и пришествие иконописцев из Царьграда (Киево-Печерский патерик. С. 39. Кат. 39). На палице кон. XVII в., созданной в мастерской киевского Вознесенского мон-ря, вышиты изображения Богоматери, вручающей икону греч. зодчим, и предстоящих преподобных Антония и Феодосия державний icmopuko-kyльmyphuй зanobiдhuk: Фотоальбом. К., 1984. С. 191). Влахернское чудо написано также в нише зап. фасада Успенского собора Киево-Печерской лавры, восстановленного в 2000 г. Лит.: Радзивиловская летопись. СПб.; М., 1994. Т. 1: Факсим. воспроизв. рукописи. Л. 107 об.; Т. 2: Текст, исслед., описание миниатюр. С. 342; Киево-Печерский патерик: У истоков рус. монашества: Кат./Сост.: Л. И. Алёхина и др. М., 2006. Е. В. Лопухина Рубрики: Ключевые слова: АЛИПИЙ (Алимпий; XI в.) иером. Киево-Печерского мон-ря, первый известный по имени иконописец , прп. (17 авг., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих; во 2-ю неделю Великого поста - в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских и Собор всех святых, в Малой России просиявших) АНТОНИЙ († 1073), прп. Киево-Печерский, основатель Киево-Печерского мон., один из основоположников рус. монашества (пам. 10 июля, 2 сент., в Соборе Афонских преподобных, в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов и 28 сент.) ВАСИЛИЙ († ок. 1098), прмч. Киево-Печерский, в Ближних пещерах почивающий (пам. 11 авг., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Ближних пещер, в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и всех святых, в Малой России просиявших) ДАМИАН († между 1062 и 3.05.1074), целебник, прп. (пам. 5 окт., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов, в Ближних пещерах почивающих, в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и всех святых, в Малой России просиявших)

http://pravenc.ru/text/171474.html

Я тоже стал смотреть, и на моих глазах с купола сошла как бы пелена. Я стал расспрашивать, мне наши евреи сказали, что и иконы под куполом были ранее старые, грязные, и тоже обновились. Действительно, иконы были как новые, только что нарисованные. Спустя несколько времени купол заблестел как солнце. Власти города, как мне сказали, производили обыск в церкви, думая, что здесь мошенничество, но ничего найти не могли. Вот это я видел сам своими глазами ». Немного позже здесь появились Мария Антоновна с иноком Владимиром. Обновление купола продолжалось, но ситуация вокруг этого события изменилась. – Вон он ходит, – негромко сказал инок Марии Антоновне, глядя на купол, – кистью мажет. …То, что не могли видеть ни власти, ни зеваки, ни даже богомольцы, было открыто его взору, как некогда святому Андрею во Влахернском храме. Мария Антоновна тоже не видела, кто этот «он» с кистью, но то, что купол вдруг заблестел новой позолотой, видела вместе со всеми. Но не созерцанием чуда кончилось богомолье для инока Владимира. Большевики, не имея других аргументов кроме насилия, устраивали облавы на всех «сочувствующих» и беспаспортных, а Сретенский храм в последствии разрушили. Разумеется, паспорта у инока Владимира не было, да и в любом случае его фигура в черном подряснике, как когда-то в Питере на Московской улице, по-прежнему оставалась хорошей мишенью, и его арестовали. Только теперь уйти из рук подросших «гаврошей» было куда как сложнее. Отконвоировали его с толпой «подозрительных элементов» в здание, занятое киевским ЧК. Бедная Мария Антоновна, оставшаяся на свободе, в одиноком бессилии опустилась на скамейку невдалеке. Киев – не Тосно, здесь она никого не знала. Но даже если б и были знакомые, как подступиться с просьбой об освобождении монаха к вооруженным бандитам? Как верный раб осталась она снаружи, ожидая неизвестно чего. Молилась ли она? Конечно. Верила ли в чудо освобождения дорогого «иночка»? Несомненно. Ведь только что своими глазами видела она одно чудо, и как же можно было после этого не надеяться на милость Божию? Но время шло, и длилось испытание ее веры.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Единственным сохранившимся единоличным изображением А. Ю. является икона сер. XVI в. «Святой Андрей юродивый, с житием в 18 клеймах» (ГРМ), вероятно происходящая из ц. св. Андрея Ситецкого мон-ря. В среднике иконы А. Ю. представлен фронтально, в рост, в зеленом одеянии, накинутом на плечи и оставляющем обнаженными грудь, правую поднятую вверх руку и ноги. Значительная часть клейм иконы посвящена видениям и чудесам святого, среди к-рых видение А. Ю. 3 венцов и борьба с диаволом; явление А. Ю. ап. Иоанна; явление А. Ю. Иисуса Христа; чудо об отворении дверей; видение во Влахернском храме Богородицы и др. В XVII в. иллюстрации отдельных эпизодов жития А. Ю. нередко появляются в составе миниатюр лицевых рукописей, напр. «Жития блаженного Андрея Юродивого и ученика его Епифания» (РНБ. ОЛДП. Q. 54. л. 8об., 278. XVII в.), отрывка из лицевого жития А. Ю. (РГБ. Ф. 722. 370. Л. 2-4, посл. треть XVII в. (?)) и др. В изображении «Покров Богоматери», имеющем самостоятельную иконографическую традицию, А. Ю. представлен в нижней части композиции указывающим на чудо явления Богоматери своему ученику Епифанию. Облик святого на иконах XIV-XVI вв. чаще всего соответствует указаниям иконописного подлинника. На новгородской иконе «Покров Богоматери» сер. 2-й пол. XV в. (ГТГ) А. Ю. одет в милоть, окутывающую всю фигуру. Ист.: BHG, N 115z - 117k; ActaSS. Maii. T. 4 (1688). P. PG. 111. Col. 625-888; ВМЧ. Октябрь, дни 1-3. СПб., 1870. Стб. 80-273; Vassiliev A. Anecdota Graeco-Byzantina. M., 1893. T. 1. P. 50-58 [пророчество о судьбах Византии]; Βος κα πολιτεα το σου πατρς μν Ανδρου το δι Χριστν σαλο ... κ Σινατικο χειρογρφου. Αθναι, 1911; ЖСв. Окт. Кн. 2. С. 52-74 ; The Life of St. Andrew The Fool/Ed. by L. Rydén. Uppsala, 1995. T. 1: Introd., Testimonies and Nachleben; T. 2: Text, Transl. and Notes; Молдован А. М. Житие Андрея Юродивого в славянской письменности. М., 2000 [слав. и греч. тексты, исслед.]; Житие Андрея Юродивого/Вступ. ст., пер. и коммент. Е. В. Желтовой. СПб., 2001 [греч. текст, пер.].

http://pravenc.ru/text/115336.html

Мы должны любить друг друга еще и потому, что любовь к ближним имеет высокое нравственное достоинство, составляет великое совершенство христианина. Она уподобляет нас Богу, потому что Бог есть Любовь. Бог во всем действует по любви к Своим творениям, в особенности же к нам, людям, которых Он так любит, что Сына Своего Единородного послал в мир, да живы будем Им (см.: Ин. 3:16). Любовь есть источник и совокупность всех иных добродетелей, а потому она и выше всех добродетелей. Теперь пребывают сии три , — пишет апостол Павел, — вера, надежда, любовь; но любовь из них больше (1 Кор. 13:13). Без любви все наши знания, подвиги и сама вера не имеют нравственной цены. Аминь. 1960 г. Покров Божьей Матери. 14 октября н.с. (1 октября с.с.) Историко-экзегетическое описание праздника 14 октября Русская Православная Церковь празднует Покров Пресвятой Богородицы в память события, произошедшего более тысячи лет назад в святом городе Константинополе. Память об этом событии бережно хранится народом нашим на протяжении всех десяти веков. Чудо, случившееся в 911 году во Влахернском храме, воспринимается всеми верующими людьми как близкое и дорогое каждому сердцу. Ведь заступничество Божией Матери, Ее защиту и Ее Покров мы чувствуем всегда и в собственной жизни, и в жизни нашей измученной России. Праздник Покрова издревле любим и почитаем русским народом. Чудо, прославленное Церковью, произошло в храме во время всенощного бдения, когда город Константинополь — тогда Православная греческая столица — был окружен многочисленным неприятелем. Все находившиеся в церкви, а среди них и император Лев, и императрица, и множество придворных, горячо молились об избавлении от врага. Свою молитву к Господу и Божией Матери возносил и святой Андрей, принявший на себя подвиг юродства Христа ради. Многие в городе смеялись над святым Андреем, били и толкали его. Благодушно терпя издевательства и голод, он ходил по улицам в одном рубище, проводил ночи на холоде, а милостыню, которую подавали ему, раздавал другим нищим. Господь наградил святого Андрея даром прозорливости. Молясь во время всенощной вместе со всеми прихожанами, он увидел вдруг Пресвятую Деву, шествовавшую по воздуху в окружении сонма ангелов и святых. Преклонив колени, Богоматерь долго молилась, а затем, подойдя к престолу храма, сняла со своей головы покрывало (покров) и распростерла его над молившимися в храме людьми, знаменуя тем подаваемую Ею всему христианскому миру защиту от видимых и невидимых врагов. Покров в руках Ее сиял “паче лучей солнечных”.

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

Уникальным произведением является Донская икона Божией Матери с сюжетами Патерика (кон. XVII - нач. XVIII века, ГИМ), где присутствует два " зеркальных " извода подобной композиции - согласно надписям, чудо во Влахерне и пришествие иконописцев из Царьграда . На палице конца XVII века, созданной в мастерской киевского Вознесенского монастыря, вышиты изображения Богоматери, вручающей икону греч. зодчим, и предстоящих преподобных Антония и Феодосия . Влахернское чудо написано также в нише зап. фасада Успенского собора Киево-Печерской лавры , восстановленного в 2000 году. Молитвословия Тропарь, глас 3 Преблаженнии и богоноснии отцы наши,/двоенадесятице честная,/устроению великия церкве Киево-Печерския послужившии/и равноангельным житием Богу угодившии/и Того ради дерзновение велие у Него стяжавшии,/молим вас прилежно,//испросите душам нашим очищение и велию и богатую милость. Кондак, глас 4 Богатство благодати и сыноположения стяжавше/многими подвиги и добродетельми,/ихже ради Христос всели души ваша в Небесная селения Своя,/даровав благодать нетления и чудес мощем вашим./Сего ради вопием вам:/радуйтеся, двоенадесятице честная/великия церкве Печерския здателие//и ликов иноческих похвало и утверждение. Литература Использованные материалы   Раппопорт П. А. Строительное производство Древней Руси (X-XIII вв.). СПб., 1994. С. 127, 130   ПСРЛ. Т. 1. Стб. 198; Т. 2. Стб. 189   Раппопорт П. А. Зодчество Древней Руси. М., 1986. С. 37-38   Абрамович. С. 11   ПСРЛ. Т. 1. Стб. 454   Грушевський М. Icmopiя укр. лimepamypu. К., 1994. Т. 4. Кн. 2. С. 216-218   Дива печер Лаврських. С. 130   БАН. 34.5.30. Л. 107 об.   Патерик, или Отечник, Печерский. К., 1661   Киево-Печерский патерик. С. 39. Кат. 39 державний icmopuko-kyльmyphuй зanobiдhuk: Фотоальбом. К., 1984. С. 191 Редакция текста от: 16.09.2019 21:29:05 Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

http://drevo-info.ru/articles/13678996.h...

Эти оттенки образности Ярославской Оранты прочитываются из особенностей интерпретации её ризы: ткань образует дугообразную, приоткрывающую Младенца складку на поясе Марии, а внизу она трактована столь пластично, что охватывает все нижележащее, словно заключая его в свою чудесную сферу. Широко и округло, мощными извивами, рельефными углами падающий мафорий Богоматери на иконе зримо осеняет предстоящих, создавая иллюзию охвата огромного пространства, всего космоса, предвосхищая дальнейшее развитие этого мотива в будущих итальянских Мадоннах Мизерикордия или Schutzmantel-Madonna. Обстоятельствами Влахернского чуда, темой Покрова определен особый замысел явленности – парения внешне тяжеловесной и значительной по масштабу фигуры, словно вплывающей, повисающей на алом орнаментированном подножии, не только своей ролью, но даже формой напоминающем облако, а цветом и узором – ткань завесы. Мотив покачивания, колебания «реющей» над предстоящими фигуры Девы, отчетливый для зрительного восприятия, заложен в основу строения иконы. Он обусловлен значительным смещением нижней части фигуры относительно верхней, но особенно смещением с вертикальной оси ступней Марии, обутых в царственные пурпурные туфли. «Обычное чудо», как и чудо Покрова, преодолевает здесь ограниченное пространство константинопольского храма, обретая вселенский масштаб. Ангелы, фланкирующие фигуру Богородицы в верхней части иконы, отшатнулись в страхе, явственно заставляя вспомнить строки Акафиста, фиксирующие космический характер Воплощения. Одновременно медальоны с ангельскими полуфигурами не просто закрепляют верхние углы композиции, расширяя поле её воздействия. Они «встроены» в законосообразную геометрическую структуру мироздания: она воссоздается на иконе упорядоченной перекличкой окружностей (медальонов с ангелами, нимбов Богоматери и Христа, наконец, медальоном на груди Марии, полукружием её поднятых рук и вторящих ему дуг в нижней части иконы). Конструируя идеальный космос, икона помещает в его центр Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Преподобный Феодосий был учеником преподобного Антония, воспринявшим от него весь опыт монашеского делания. Высота духовности и святости, на которую восшел преподобный Антоний, была засвидетельствована по милости Божией многими чудесами. Известно чудо, связанное с построением соборного храма Печерской обители, когда Сама Пресвятая Богородица предстала преподобным Антонию и Феодосию во Влахернском храме в Константинополе, куда они были чудесно восхищены, и обещала не отлучаться от Печерского монастыря. При этом явлении преподобному Антонию было открыто близкое время его кончины. Однажды к преподобным Антонию и Феодосию явились из Византии мастера-каменщики. Они рассказали, что были вызваны во Влахерну Царицей, Которая, будучи окружена множеством воинов – в числе их были святые Антоний и Феодосий – послала их на Русь строить Ей храм и дала с избытком золота, а также мощи святых мучеников и наместную икону. Слушавшие греков прославили Бога. Преподобный Антоний объяснил им, что произошло чудо –, они со святым Феодосием никуда не выходили из обители. Место будущего соборного храма обители открылось по молитвам преподобного Антония, причем он явил себя духовно подобным древним пророкам Гедеону и Илии. В первую ночь молитвы Господь явился ему и открыл, что преподобный обрел благодать перед Ним. Тогда святой Антоний молитвенно просил, чтобы наутро по всей округе, за исключением места будущего храма, выпала роса. Так и произошло. На другую ночь преподобный Антоний просил, чтобы случилось наоборот – и на святом месте оказалась роса. На третий день, помолившись, измерили золотым поясом длину и ширину храма, и преподобный Антоний низвел молитвой огонь, который очистил означенное место от растительности. Так было положено основание соборного храма Киево-Печерской обители. В своем затворническом подвиге преподобный Антоний победил немощи падшей человеческой природы и получил от Господа дар исцеления и изгнания бесов. Дар целителя преподобный передал своему ученику святому Агапиту, который прославился как искуснейший врач.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Вместе со всеми горожанами молились Андрей юродивый и верный ученик его Епифаний, ставший впоследствии шестьдесят седьмым по счету патриархом Константинопольским… И вдруг словно не стало кровли храма, все озарилось дивным светом, и увидел Андрей Царицу Небесную, шествующую от царских врат. Ее окружали святые пророки, апостолы, Ангелы, славящие Пречистую хвалебными именами. А рядом с Богородицей, поддерживая Ее, шли Иоанн Предтеча и Иоанн Богослов. От лика Богородицы исходил неземной утешный свет. «Видишь ли, брате, Царицу и Госпожу всех, молящую о нас?» — спросил Андрей юродивый Епифания. «Вижу, святый отче, и трепещу», — ответствовал тот. И видели они, как, преклонив колена, молилась Пречистая за христиан со всех концов земли, как, сняв с главы Своей подобно молнии блиставшее покрывало, распростерла его над молящимися. И стало покрывало столь огромным, что покрыло собою весь православный мир. «Видишь ли, брате?..» — «Вижу, святый отче…» И пока стояла Пречистая во Влахернском храме, был ясно виден и Ее святой покров, а по отшествии Ее и покров сделался незримым. Было это чудо явлено в воскресенье 1 октября в царствование императора Византии Льва VI Мудрого. Точный год неизвестен и не так уж важен, ибо было это всегда и всегда пребудет — моление Пречистой о грешном роде человеческом. Много свидедетельств чудесной защиты Богородицы и покрова Ее знал Константинополь. В ту самую ночь, когда простерла Она Свой покров над молящимися во Влахерне, бежали сарацины. А еще раньше опущенная в воды залива Золотой Рог риза Богородицы спасла город от скифов, чуть позже — от агарян, в 866 году — и от набега русских язычников Аскольда и Дира с дружиной. Случилось так, что праздник Покрова Пресвятой Богородицы православные начали отмечать не в Царьграде, где случилось само это чудо, а на Руси, где среди дремучих лесов и ледяных равнин жили непонятные для византийцев люди, чьи ладьи не раз появлялись в водах Босфора. Со времен Аскольда и Дира они изменились — крестились, приняв Православие, стали украшать свою землю великолепными храмами, писать дивные иконы, славить Пресвятую Богородицу и Предвечного Сына Ее.

http://pravoslavie.ru/1938.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010