Описание иконы Пресвятой Богородицы Влахернское Чудо Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Меню сайта Начальная страница Иконы Богородицы Иконы Иисуса Христа Иконы Ангелов Иконы Святых Минейные иконы Модерация Опознание икон Новое на сайте Оффлайн-каталог Аудиозаписи канонов О проекте/конт@кт Помочь сайту Форум Пользователь Работаем анонимно. Вход Регистрация Описание иконы Пресвятой Богородицы Влахернское Чудо Эта страничка относится к разделу   Икона Пресвятой Богородицы Влахернское Чудо Явление Божией Матери двенадцати строителям великой Лаврской церкви во Влахерне. Антоний и Феодосий Киево-Печерские долгое время молились о строительстве новой церкви в Киеве, так как старая уже не вмещала всех желающих. Когда Антоний умер, Феодосий, усердный ученик Антония, продолжал молиться. Однажды двенадцати строителям было видение, что они должны прийти во Влахерну, где их будет ждать Царица. На иконе изображены среди людей старцы Антоний и Феодосий. Матерь Божия сказала прибывшим строителям: " Вы должны пойти в Киев и там построить церковь в честь Успения " , и передает им икону " Успение " . Строители берут икону, деньги и идут в Киев, находят Феодосия и говорят, " Вы нас наняли, мы пришли строить церковь " . Феодосий не понял, и строители пояснили " Вы же нас наняли, мы видели вас во дворце, с вами еще седой старец стоял " . Феодосий понял в чем дело, приносит портрет Антония, " вот этот? " , говорит. " Да " , отвечают строители, " это он стоял с вами рядом с Царицей " . " Так этот человек уже несколько лет как помер " , ответил Феодосий. И вот по этому сюжету слияния Земного и Небесного был нарисован этот образ. Источник: PRAVICON.COM Статья опубликована участником [ tol ] 2012-05-30, последний раз редактировалась участником [ tol ] 2017-05-24. Со временем любая информация устаревает. Если Вы нашли ошибки или устаревшие сведения в этой статье, сообщите об этом . В основной раздел " Икона Пресвятой Богородицы Влахернское Чудо " . Начальная страница Иконы Иисуса Христа Иконы Пресвятой Богородицы Иконы ангелов Иконы святых Конт@кты

http://pravicon.com/info-571

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Икона Пресвятой Богородицы " Влахернское Чудо " Описания иконы Описание иконы Пресвятой Богородицы Влахернское Чудо Источник: PRAVICON.COM Явление Божией Матери двенадцати строителям великой Лаврской церкви во Влахерне. Антоний и Феодосий Киево-Печерские долгое время молились о строительстве новой церкви в Киеве, так как старая уже не вмещала всех желающих. Когда Антоний умер, Феодосий, усердный ученик Антония, продолжал молиться. Однажды двенадцати строителям было видение, что они должны прийти во Влахерну, где их будет ждать Царица. На иконе изображены среди людей старцы Антоний и Феодосий. Матерь Божия сказала прибывшим строителям: " Вы должны пойти в Киев и там построить церковь в честь Успения " , и передает им икону " Успение " . Строители берут икону, деньги и идут в Киев, находят Феодосия и говорят, " Вы нас наняли, мы пришли строить церковь " . Феодосий не понял, и строители пояснили " Вы же нас наняли, мы видели вас во дворце, с вами еще седой старец стоял " . Феодосий понял в чем дело, приносит портрет Антония, " вот этот? " , говорит. " Да " , отвечают строители, " это он стоял с вами рядом с Царицей " . " Так этот человек у[...] Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) В этом разделе записей пока нет. Описание: Путеводитель по Константинополю. Описание замечательных и святых мест. С 11 рисунками, планом и портретами византийских императоров. Одесса: Издание Иеромонаха Антония; Типо-Литография Е.И. Фесенко, 1884. IX, 252, IV, II с., 13 л. ил., карт. 24,8×16,4 см Файл 33514.jpg:   Размер: 1239x827, 1.02 MPix, 445 Kb. Дата: 2019-01-27, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (94) , (1) . Описание: Хромолитография. Богородица вручает зодчим икону Успения. Период создания: 1901 г. Материал, техника: бумага, краска кислотоупорная, хромолитография Размер: 15,0х11,5 см Место создания: г. Одесса Местонахождение Государственное бюджетное учреждение культуры Архангельской области " Архангельский краеведческий музей " Файл 33536.jpg:   Размер: 605x800, 0.48 MPix, 138 Kb. Дата: 2019-01-27, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (145) , (1) . Описание: Иконный образец. «Чудо во Влахерне». Место создания: Россия. XIX век. 41,8 х 33,5 см. Материал, техника: Бумага, сажа, оттиск. Государственный исторический музей, Москва. Файл 35131.jpg:   Размер: 636x900, 0.57 MPix, 167 Kb. Дата: 2020-11-11, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (47) , (1) .

http://pravicon.com/icon-65

По свидетельству историка Никифора Каллиста, жившего в VI веке, «риза Богоматери сохранялась в этом храме и доселе сохраняется как защита для города, подавая различные исцеления и чудесами своими побеждая естество и время». Именно в Константинополе и было явлено первое чудо от хитона Пречистой Девы. Весной 626 года огромная армия персов и хазар подступила к столице. Императора Византии Ираклия в тот момент в городе не было, и руководство Константинополем возложили на Патриарха Сергия (610–638). Жители столицы не смогли оказать должного сопротивления врагу, и персы ворвались в город. Тогда Патриарх вынес хитон Пресвятой Богородицы и начал горячо молиться, прося защиты у Матери Божией. Согласно историческому источнику, в это время внезапно налетел страшный ураган и уничтожил врага, дошедшего уже до Влахернского храма, а в бушующем море затонули все неприятельские суда. Положение честной Ризы Не раз при нашествиях врагов Пресвятая Богородица спасала город, которому даровала Свою священную ризу. Так было во время осады Константинополя аварами, персами, арабами. Особенно знаменательны для истории Русской Церкви события 860 года. 18 июня 860 года более 200 ладей русского флота князя Аскольда вошли в бухту Золотой Рог, угрожая Константинополю. Русские корабли были уже хорошо различимы с берега, высадившиеся воины «проходили пред градом, простирая свои мечи». В это время император Михаил III находился в военном походе. Он спешно вернулся в столицу. Всю ночь император горячо молился, простершись ниц на каменных плитах Влахернского храма. Святой Патриарх Фотий обратился к народу с проповедью, призывая в усердной сердечной молитве просить заступничества Пресвятой Богородицы. Опасность возрастала с каждым часом. Город едва не был поднят на копьё. Перед лицом этой грозной опасности было принято решение спасать церковные святыни и, прежде всего, святую ризу Богородицы, которая хранилась во Влахернском храме. После всенародного молебна святую ризу Богоматери, с крестным ходом обнесли вокруг городских стен и погрузили с молитвой край её в воды Босфора, а затем перенесли в центр Константинополя – храм Святой Софии. Произошло чудо: Божия Матерь Своей благодатью покрыла и усмирила яростную воинственность русских воинов. Заключив почётное перемирие, Аскольд снял осаду Константинополя. Русские войска стали отходить, унося с собой большой выкуп. Неделю спустя чудотворную ризу Богоматери торжественно возвратили на место, в раку Влахернского храма.

http://azbyka.ru/palomnik/Риза_Богородиц...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Источник фото: byzantica.ucoz.ru 14 октября 2023: Покров Пресвятой Богородицы 2 мин., 11.10.2019 Содержание 14 октября, в день Покрова Божией Матери, православные христиане вспоминают чудо, которое произошло в 910 году. По преданию, Богородица явилась молящимся во Влахернском храме в Константинополе. На Руси этот праздник называли Покров день. Мы расскажем о событиях и традициях Покрова. Что такое Покров Пресвятой Богородицы Покров Пресвятой Богородицы принадлежит к числу великих праздников Русской Православной Церкви. Его полное название — Покров Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. По преданию, Богородица явилась молящимся во Влахернском храме в Константинополе. Произошло это в 910 году. Божия Матерь распростерла свой омофор (покрывало для головы) над людьми, и это чудо стало знаком заступничества и утешения над людьми. Покров Пресвятой Богородицы празднуется только в Русской Церкви. Когда празднуется Покров Пресвятой Богородицы Покров Пресвятой Богородицы принадлежит к числу великих праздников. Дата праздника фиксированная — 14 октября по новому стилю (1 октября по старому стилю). Что можно есть на Покров Пресвятой Богородицы На Покров Пресвятой Богородицы поста нет. Если же день праздника выпадает на среду или пятницу — разрешается рыба. События Покрова Пресвятой Богородицы История самого события, послужившего поводом к установлению праздника, известна достаточно хорошо. К Константинополю подступили войска варваров. В те годы подобные набеги нередко заканчивались кровавой резней, и жители византийской столицы оправданно ждали, что уже к утру они могут проститься с жизнью. Священники города молились об избавлении от врагов, и вот в четвертом часу ночи будущем известному христианскому святому, юродивому Андрею Константинопольскому (славянину попавшему некогда в византийский плен), во Влахернском храме Константинополя явилось видение. На небе он увидел идущую по воздуху Богородицу, озарённую небесным светом, окруженную ангелами и сонмом святых. Как описывает это видение святой Димитрий Ростовский, Богородица «сняла с Себя блиставшее наподобие молнии великое и страшное покрывало, которое носила на Пречистой главе Своей и, держа его с великою торжественностью Своими Пречистыми руками, распростерла над всем стоящим народом”.

http://foma.ru/14-oktyabrya-2013-pokrov-...

Она была украшена драгоценным окладом, помещена в жертвенник кремлевского Успенского собора и заняла свое место в церковных церемониях и обиходе царского двора, о чем свидетельствуют соборные Чиновники и исторические источники. Важнейшим эпизодом сказания об иконе является рассказ о ее чудесной помощи при спасении К-поля от вражеской осады. В воспоминание об этом событии при Патриархе Никоне в Успенском соборе вошло в обычай ежегодно в 5-ю субботу Великого поста, во время чтения Акафиста Пресв. Богородице, 1-й кондак к-рого прославляет это чудо, ставить в центре храма на аналое В. и. В праздник новолетия (1 сент.) этот образ также занимал одно из центральных мест - на аналое, напротив Владимирской иконы Божией Матери ,- как символ покровительства, к-рое святыня Византийской империи должна была теперь оказывать царю московскому и всему Русскому гос-ву. В этом качестве В. и. сопровождала царя в смоленских походах (1654-1655), по свидетельству Павла Алеппского, оставившего первое описание памятника, привезенного на Русь ( Павел Алеппский. Путешествие. 1898. Вып. 3. Кн. 7. С. 11; Кн. 9. С. 146). В 1812 г., во время нашествия Наполеона, образ оставался в соборе. После изгнания неприятеля икона была найдена поврежденной. В 1918 г. в связи с закрытием Успенского собора советскими властями часть его святынь, в т. ч. В. и., была передана в Крестовоздвиженский храм, находившийся неподалеку от Кремля. В 1931 г., когда этот храм был разрушен, святыни вернулись в Кремль, став частью музейного собрания ГММК. В наст. время В. и. находится в Успенском соборе Московского Кремля. Влахернская икона Божией Матери из Высокопетровского мон-ря в Москве. 2-я пол. XVII в. (ц. Рождества Богородицы в Ст. Симонове в Москве) Влахернская икона Божией Матери из Высокопетровского мон-ря в Москве. 2-я пол. XVII в. (ц. Рождества Богородицы в Ст. Симонове в Москве) Известно о 2 серьезных реставрациях иконы в XVII-XIX вв. В 1674 г. по указу царя Алексея Михайловича ее чинили иконописцы Оружейной палаты Симон Ушаков и Никита Павловец , к-рые, в частности, укрепили ее новой кипарисовой доской.

http://pravenc.ru/text/155029.html

Другую икону Спаса в св. Софии видел Антоний, которую Герман патриарх послал посольством в Рим без корабля. Подобное чудо не раз встречается в сказаниях о св. иконах и других св. предметах, благополучно носимых по морю. Таково западное сказание о хитоне Христа, наша повесть о клобуке. В притворе церкви Новой Базилики «на стене написан Христос мусиею велик стоящ; – и бысть глас от образа к попови: ис-пола ити деспода, и в третий день поставлен бысть в патриарха». Опять чудо, не записанное другими путешественниками. Сообщает Антоний также чудо, неизвестное у других – с иконою Христа в монастыре Корсака, т. е. Кир-Исаака (императора Исаака II Ангела): «Написан Христос; к нему подошел бе человек в роте не по правде, и отвратил Христос лице свое от него». Эти чудеса характера более нравоучительного; здесь икона служит или показанием еретического мнения о неописуемости божества, или к открытию клятвопреступника, или к избранию достойного иерарха. Чудеса с другими иконами иного характера. В святой Софии на иконе Богородицы «жидовин поразил Христа ножем в гортань, и изошла кровь, а кровь Господня изшедшая во алтари малом». Другая икона Богородицы, держащей Христа: «и шли слезы от очию ея на очи Христа Бога нашего». Слезы Богородицы, часто встречаемые в легендах, видел еще Антоний на доске снятия со креста, «и суть белы видением, аки капля вощаная». Из других икон Богородицы Антоний упоминает икону Одигитрии, «юже св. Апостол Лука писал, иже ходит во град». Об этой иконе сообщают и другие паломники и о чуде, творимом ею всякий вторник. Чудо это состояло, как мы видели у Стефапа новгородца, в том, что тяжелую икону носил один человек. Видел Антоний и знаменитую Влахернскую икону, весьма известную и у нас на Руси и упоминаемую нашим летописцем в повествовании о разорении Царьграда Крестоносцами. Из легенд об иконах святых интересна легенда об иконе святого Иоанна в Пере, у которого из чела выросла роза, «аки сыр бела, в сыропустную неделю, и идоша вси граждане на видение то и поклонение; стояло же то знамение крестообразно». Для истории византийских верований интересны сообщения Антония о святынях, исцелявших в известных только болезнях. Так от глазных болезней помогала веревка от лампады пред образом св. Стефана. От лихорадки помогали мощи св. Полиевкта; св. Анастасия помогала против волшебства и наговоров. От укушения змеи помогал засов у дверей св. Софии «медян романист», у которого накладывали мужей и жен «аще кто яд змиин съел или отравление каково». Из чудес, не имеющих никакого особого значения, – указывает Антоний чудо с лампадами в св. Софии, которые сами поднялись кверху и опустились невредимо; чудо с мощами св. Варвары: «от сосцу ея шла кровь и млеко на землю, и учинил Бог каменен сосец»; кров и млеко св. Пантелеймона не смесившеся вместе лежали; млеко, воскипевшее в кандиле.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

История ризы Пресвятой Богородицы неразрывно связана и с русской историей. 18 июня 860 года русский флот князя Аскольда подступил к Константинополю. Император Михаил III (842–867), остановив начатый поход на арабов, вернулся в столицу и всю ночь молился в храме Влахернской Божией Матери. По мере того как опасность приближалась, было принято решение спасать церковные святыни, прежде всего святую ризу Богородицы. После всенародного молебна ризу обнесли с крестным ходом вокруг городских стен, погрузили с молитвой в воды Босфора и перенесли в храм Святой Софии. Вскоре произошло настоящее чудо: Аскольд заключил перемирие и снял осаду Константинополя. 2 июля чудотворную ризу Божией Матери торжественно возвратили в раку Влахернского храма. Это было уже вторым положением святой ризы во Влахернах — и снова 2 (15) июля. Читайте также: Покров. Праздник побежденных После перемирия русским еще предстояло заключить договор «любви и мира» с Константинополем, в котором нашло отражение и желание Аскольда принять крещение. Для этого в 861 году Патриарх Константинопольский Фотий направил в Киев православную миссию во главе с греческим епископом. Вскоре Аскольд принял крещение, а с ним крестилась и его дружина. И хотя сама Русь крестилась только более века спустя, можно смело утверждать, что чудо ризы Пресвятой Богородицы во Влахернах стоит у истоков Крещения Руси. Не менее известна и Влахернская икона Божией Матери, которая хранилась в том же храме, что и чудотворная риза. Сам образ очень необычный. Икона рельефная, как бы объемная, выполнена с использованием воскомастики, сделанной «смешением от святых мощей и от иного многого благоуханного состава». Считается, что именно перед этой иконой молились во время явления Покрова Богородицы. С XII века начали появляться свидетельства о чуде, которое совершалось во Влахернском храме каждую неделю: в пятницу покров, который закрывал икону, сам поднимался и оставался в таком положении до субботы. Влахернская икона не раз терялась из виду: ее пришлось укрывать во время иконоборческих гонений и нашествия крестоносцев.

http://foma.ru/riza-bogorodicy-chto-jeto...

Можно представить, как истово молились византийцы, ожидая резни, исключения при которой делаются разве что для благообразных скопцов, с какими чувствами обходили по городской стене крестным ходом Константинополь, божественную ризу Святыя Богородицы с песнями износяще. И как ликовали, когда, в море скут (лоскут) омочивше , тишине же сущи и морю укротившуся, абие (тотчас) буря с ветром вста, и волнам великим воздвигшимся засобь (т.е. друг против друга), безбожных Руси лодья возмяте. И к брегу привержени и избиени, яко мало от них таковые беды избегнути, во свояси с побежением возвратишася (Симеон Логофет по древне-славянскому переводу). Византийцами это было воспринято как чудо по молитвам Пречистой, увиденной во Влахернской церкви стоящей на воздухе, молящейся вместе с народом и простирающей над ним свой плат Христа ради юродивым Андреем и его учеником блаженным Епифанием (икона праздника). Но как чудо это было воспринято и славянами. Наши предки-язычники не только заключили мир с ромеями, как называли себя византийцы («ромеи», означает «римляне»), но и приняли христианство. Если б не победившая на Руси в 9-м веке языческая оппозиция, скорей всего, именно Покров праздновался бы как день крещения Руси – первого крещения за сто лет до князя Владимира. Таким образом, покров Божьей Матери простерся не только над Константинополем, но и над вынужденными отступить от его стен варварами, уже тогда наводившими ужас своей жестокостью на весь «цивилизованный мир». Подробности можно найти в посвященных этому событию беседах патриарха Фотия, молившегося тогда вместе с императором Михаилом III и народом во Влахернской церкви – беседах, которые, пишет академик Ламанский, «имеют значение моментального фотографического снимка и составляют один из мрачнейших документов и вместе достовернейших источников нашей первоначальной истории». Итак, язычников постиг гнев Божий, что было воспринято ими как вмешательство трансцендентной силы, после чего возглавлявшие поход Аскольд и Дир почти сразу после военной неудачи заключают союз с Византией и принимают крещение. Об этом   умалчивает Киевская летопись, но многократно, хотя и кратко сообщают византийские историки.  Например, хронограф Кедрина коротко сообщает, что после неудачной осады греческой столицы «пришло от руссов в царствующий град посольство, просившее сделать их участниками божественного крещения, что и было». Подробней рассказывает οб этом Константин Порфирогенит: «И народ россов, воинственный и безбожнейший, император щедрыми подарками золота, серебра и шелковых одежд привлек к переговорам и, заключив с ними мирный договор, убедил их сделаться участниками божественного крещения и устроил так, что они приняли епископа».

http://pravmir.ru/o-nebesnom-pokrove-i-r...

Следует обратить внимание на одну деталь западных врат (ил. 3): благословляемый Христом парящий покров Богоматери изображен здесь буквально в виде головного плата, убруса, такого, каким он предстает на древнерусских иконах Богоматери XII–XIII вв. Кажется, что их создатели осознавали непосредственную связь изображения с подлинной святыней. В небольшом образе «Богоматери Умиление» из Успенского собора Кремля 1170-х гг. 1624 иконописцем подчеркнута тема сияющего на челе Богородицы светлого (голубого!) мафория, как сказано в тексте жития Андрея Юродивого, «блистающий славою Господа как илектр» (ил. 4). Заметим, что на некоторых русских богородичных иконах, прежде всего, в «Богоматери Белозерской» начала XIII в. (ил. 5) 1625 , эта часть одеяния имеет вид чудесным образом вздымающейся, подобной куполу. Такую «деформацию» мафория невозможно объяснить особенностями художественного стиля, очевидно, она также же является аллюзией на чудо Покрова. Но вернемся к «Богоматери Умиление» из Успенского собора. Эта икона сохранила следы не только первоначальных ювелирных венцов, но и других украшений (на челе и плече Богоматери, на месте кистей мафория, которые не были изображены художником, на кайме мафория и на свитке Младенца во время ее раскрытия Г. С. Батхелем были «обнаружены древние кованые... гвозди и даже остатки серебра под их шляпками» 1626 ), она был драгоценной, блистающей золоченым серебром, но реальные украшения были лишь образами небесной славы Марии, как и тяжелый, расшитый золотыми нитями, поистине царский багряный убрус, изображенный художником на главе Богородицы поверх мафория. Его коричневый пигмент является одной из разновидностью пурпура, а узор (золотая сетка с трилистником внутри каждого ромба) подобен узорам литургических пелен – алтарных индитьей (что было отмечено также Е. Я. Осташенко в подготовленном к печати каталоге икон Успенского собора) и, соответственно, пелен на ложе Богоматери в «Успении» – конечно же, это глубоко символичное изображение восходит к истинной реликвии Влахернского храма. Иконографическая связь этой иконы Ласкающей Богоматери с влахернской традицией уже отмечалась О. Е. Этингоф 1627 , убрус делает ее еще более убедительной. Напомним, что покров, скрывавший чудотворную икону Влахернского храма и чудесным образом вздымавшийся в ночь с пятницы на субботу, был, согласно Михаилу Пселу, «драгоценным и полным изображений» 1628 , то есть златотканым или расшитым, как и на кремлевской иконе.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В V в. икона из Иерусалима была перенесена в Константинополь, где для нее был построен Влахернский храм. В 1383 году, за 70 лет до взятия турками Константинополя, икона исчезла из храма и в лучезарном свете явилась над водами Ладожского озера. Чудесно носимая с места на место, она остановилась близ города Тихвина. 9 июля. ПРАВМИР. Православная Церковь празднует память иконы Божией Матери Тихвинской. Тихвинская икона Божией Матери, по преданию была написана святым апостолом и Евангелистом Лукой. В V в. икона из Иерусалима была перенесена в Константинополь, где для нее был построен Влахернский храм. В 1383 году, за 70 лет до взятия турками Константинополя, икона исчезла из храма и в лучезарном свете явилась над водами Ладожского озера. Чудесно носимая с места на место, она остановилась близ города Тихвина. На месте явления иконы был построен деревянный храм в честь Успения Богородицы. Усердием великого князя Василия Ивановича (1505 — 1533) вместо деревянного храма был возведен каменный. В 1560 году по приказу царя Иоанна Грозного при храме был устроен мужской монастырь, обнесенный каменной стеной. В 1613 — 1614 годах шведские войска, захватив Новгород, не раз пытались уничтожить монастырь, но заступлением Божией Матери обитель была спасена. Так, однажды, в виду приближавшегося шведского войска, иноки решили бежать из монастыря, взяв чудотворную икону, но не могли сдвинуть ее с места. Это чудо остановило малодушных, и они остались в монастыре, уповая на защиту Божией Матери. Незначительные по числу защитники монастыря успешно отражали атаки намного превосходивших их сил противника. Наступающим шведам то представлялась многочисленная рать русских, идущая от Москвы, то какое-то небесное воинство, и они обращались в бегство. После чудесной победы над шведами в монастырь прибыли царские послы. Сняв список с чудотворной иконы, они отправились в деревню Столбово, в 50 верстах от Тихвина, где 10 февраля 1617 года был заключен мир со шведами. Главною порукою мира с русской стороны был принесенный список с чудотворной иконы.

http://pravmir.ru/pravoslavnye-otmechayu...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010