Что такое омофор? patriarchia.ru Омофор символизирует суть архиерейского служения. Содержание статьи Что такое омофор? Омофор — это часть богослужебного облачения архиерея. В переводе с греческого слово означает «носимый на плечах». Его также называют: История омофора Раньше нарамник обозначал большой платок, который носили на плечах женщины. Омофор Пресвятой Богородицы напоминает нам о чуде, когда Матерь Божия в 910 году покрыла Своим нарамником город Константинополь, защищая его от варварского разорения и нападения врагов. Свидетели чуда утверждали, что омофор источал сияние. Облачение Богоматери находилось ранее во Влахернском храме Богоматери в Константинополе. На иконах можно было видеть багряное полотно, допускался также пурпурный цвет (пурпур – знак патрицианства) с тремя восьмиконечними звездами – одна на челе, две на плечах, это символы Вечного Девства Богоматери. Во Влахернском храме произошло еще одно чудо, связанное с мафорием. Как-то ночью стоявшие там Андрей Юродивый и его духовный ученик Епифаний удостоились чудесного видения. Невидимая для остальных, явилась им «величественная Жена, идущая от царских врат со страшною свитою, из которой честный Предтеча и Сын Грома [апостол Иоанн Богослов] поддерживали Ее своими руками… Преклонив колени, Она долго молилась, обливая слезами Свое боговидное и пречистое лицо. …По окончании молитвы сняла с Себя наподобие молнии блиставшее покрывало (maphorion), которое носила на пречистой главе Своей, и, держа его с великой торжественностью Своими пречистыми руками, распростерла над всем стоящим народом. Чудесные эти мужи (Андрей и Епифаний) довольное время смотрели на это распростёртое над народом покрывало и блиставшую наподобие молнии славу Господню; и доколе была там Пресвятая Богородица, видимо было и покрывало. По отшествии же Её, сделалось и оно невидимо. Но, взяв его с собою, Она оставила благодать бывшим там». Виды омофоров Сейчас в богослужебном облачении существует два вида мафориев: Мафории украшают изображениями крестов и отделаны параллельными полосами по краям. Символ

http://pravmir.ru/omofor/

То, что Пиргиотисса в русском изводе стала Пирогощей, – заслуга «народной этимологии»: храм стоял близ днепровской пристани (Влахернская церковь также находится у пристани на берегу Золотого Рога), и для русского уха было естественным расщепление заморского слова на два: «пир» и «гости». (Вспомним, что «гости» и «погост» – близкие родственники.) Благодаря остроумию народной этимологизации, сохранившей, пусть и искаженное, имя Пиргиотиссы, у нас есть шанс понять, что же за образ прислал на Русь греческий патриарх. В. З. Завитневич и И. И. Малышевский (1891 г.), а после Н. П. Кондаков (1915 г.) и Д. С. Лихачев (1978 г.) что Пирогощая получила свое название или по самой церкви во Влахернах (базилике с круглой подкупольной башней), или потому, что Влахернский монастырь был семибашенным. Предполагалось, что на Пирогощей иконе Богородица должна быть изображена в окружении монастырских башен. В противном случае и впрямь невозможно объяснить, почему лишь одну из двух икон назвали «Башенной», и почему Пиргиотиссой не звали ни Царьградскую (также Влахернскую) икону, присланную в 1071 г., ни ту, что была привезена из того же монастыря в 1073 г. Влахернская церковь (Panayia Blaherna) была построена в V в. на бьющем из скалы источнике. Здесь хранились риза Богоматери, ее пояс и мафорий (головное покрывало, окутывающее у ближневосточных женщин почти всю фигуру). За два десятилетия до нашествия турок церковь была разрушена землетрясением, и сейчас не ее месте часовня, поставленная в XIX в. Самое знаменитое событие, связанное с этой церковью, – чудо явления Пресвятой Богородицы. Считается, что во время осады Царьграда арабами в 910 г. блаженный Андрей Юродивый увидел в храме Богоматерь, которая простерла над прихожанами свой покров. Есть и другая, не менее популярная версия: в 860 г. (так по греческим источникам) к Царьграду приходит войско росов. Д. С. Лихачев так пересказывает этот сюжет: «Под 866 г. в “Повести временных лет” рассказывается о поражении под Константинополем русских дружин, предводительствуемых Аскольдом и Диром. Русские ладьи, войдя в залив Суд, “много убийство крестьяном створиша, и в двою сот корабль Царьград оступиша”. Император, находившийся вне Константинополя, едва смог войти в город для его защиты и вместе с патриархом Фотием всю ночь молился во Влахернском храме. Затем с песнопениями вынесли ризу Богородицы (ту самую, в которой ее погребали) и омочили ее в море. Была перед тем тишина, и вдруг возникла буря с ветром и великими волнами и разбила корабли русских. Только немногие из них возвратились

http://pravicon.com/icons_unpublished.ht...

Мы считаем не лишним сделать здесь несколько замечаний по поводу этого рассказа. Анна (р. 376 АВ) говорит, что когда Алексей отправился в поход против Боэмунда (в 1107 году), то у Влахернской Богоматери не произошло «обычного чуда» (τ σνηϑες ϑαμα); вследствие того император чрез несколько дней воротился в Константинополь, вошел в храм Богоматери в сопровождении немногих лиц; когда он совершил песнопение и усердное моление, то «обычное чудо» произошло, и таким образом Алексей пустился в поход уже с хорошими надеждами. Еще Дюканж (Constantinopolis Christiana, lib. II, cap. IV, § II, p. 117) указал на сочинение одного знаменитого богослова XII века, принадлежавшего к Парижскому университету, именно Белета, где находится объяснение Влахернского чуда. Сочинение Белета (Belethi, Rationale divinonim officiorum) напечатано теперь в Патрологии Миня (Series latina, t. 202); в 51-й главе (col. 57 sq.) мы читаем следующее: «Был некогда в Константинополе в одной церкви образ Святой Девы, пред которым висел некоторый покров, закрывающий его совершенно. Но в пятницу на вечерне этот покров без всякого содействия ниспадал сам собою и божественным чудом как бы поднимался к небу, так что все это могли ясно и вполне видеть; a в субботу, по окончании вечерни, покров нисходил на тот же образ и оставался до следующей пятницы». Нет никакого сомнения, что именно такого рода чудо разумеется у Анны Комниной. Приняв в расчет четыре дня, которые простоял Алексей в лагере, не в далеком расстоянии от Константинополя, и путь сюда и обратно в столицу, мы получим именно неделю и новую пятницу, когда должно было совершиться «обычное чудо» (не всегда, однако, совершавшееся в свой урочный день). В замечательном рассказе ο взятии Константинополя Латинами, находящемся в наших летописях, сообщается следующая подробность (П. С. Р. Л., IV, 29): «Святую Богородицю, иже в Влахерне, идеже святыи Дух схожаше на вся пятнице, и ту одраша». Так читается место в первой Новгородской летописи; но в других списках (Воскресенском и Софийском) вместо пятницы стоит пятидесятница.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Vasile...

Но чудо… Чудо – это совсем другое дело. Если Господь оказал нам видимую поддержку, сделал нечто невероятное, то это глубоко врезается в нашу жизнь, производит сильное впечатление, запоминается, рассказывается и пересказывается нашим ближним… Но здесь наша параллель с апостолами, к сожалению, прерывается. Потому что апостолы, потрясенные чудом, и поняв, что перед ними стоит больше чем наставник, захотели вернуться к Нему, чтобы еще и еще раз услышать Его учение. Они решили не отлучаться от Него, ходить за ним по стопам, чтобы ловить каждое Его слово. И не только хранить его, как величайшее сокровище, но вместить в себя, воплотить в своей жизни и возвестить о нем всему миру. И ради этого слова они оставили свои дома, и лодки, и сети, и чудесный улов. И только поэтому у нас теперь в каждом доме есть Евангелие, где сохраняются для нас слова Спасителя, которые и являются настоящим Чудом Божиим. А любое наше маленькое «бытовое» чудо, которому мы так радуемся, это лишь повод и попытка привлечь наше внимание к Чуду с большой буквы – к Слову Божию! Аминь! Покров Пресвятой Богородицы Дорогие братья и сестры! Сегодня мы празднуем Покров Божией Матери. Некогда в осажденном Константинополе во время Литургии блаженный Андрей со своим учеником Епифанием видели, как Пресвятая Богородица покрывала светящимся омофором всех молящихся в храме. Но не только тогда в Константинополе во Влахернском храме, но и во все христианские времена Божия Матерь являла и продолжает являть свой покров и свое покровительство тем, кто любит и поклоняется Ее Сыну. И как особые памятники Ее заступничества Церковь хранит святые иконы Пресвятой Богородицы. И эти иконы говорят нам, что Она готова утолять наши скорби и печали, что Она – радость для всех скорбящих. Даже для тех, кто не ожидал для себя никакой радости, Она – «Нечаянная радость». Эти иконы говорят нам, что Матерь Божия – «Скоропослушница», т.е. сразу слышит наши молитвы и готова умягчать наши злые сердца и исцелять наши болезни, потому что Она также – Божья Матерь «Целительница» и «Умягчение злых сердец».

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Grilihe...

В этом повествовании, как и в житии Св.Стефана, описывается посмертное чудо святого, которое так поразило русов, что многие из них приняли крещение. Новое столкновение русов с византийцами произошло в 860 году и имело гораздо более значительные исторические последствия. Описание этого события содержится в целом ряде независимых друг от друга письменных источников (византийские и западно-европейские летописи и хроники, «Житие патриарха Игнатия», составленное Никитой Пафлагонским, «Беседы» св. патриарха Фотия, «Повесть временных лет» и др.) 18 июня 860 года флот русов, состоящий из 200 боевых кораблей, на каждом из которых было 60–80 воинов, подошел со стороны моря к столице греческой империи Константинополю. Русы высадились на берег, разорили окрестности города и начали осаду укреплений Константинополя. Греки не имели достаточных военных сил для того, чтобы отразить готовящийся штурм, так как почти все их войска во главе с императором Михаилом III ушли в поход против арабов в Сирию. Видя ужас, объявший жителей Константинополя ввиду неминуемой гибели, св. патриарх Фотий призвал народ к покаянию и молитве. В своей проповеди, сказанной во Влахернской церкви Божьей Матери, он призвал христиан возложить все упования на помощь Владычицы Богородицы. Взяв хранившуюся в этом храме святыню – Честную Ризу Богоматери, патриарх с многочисленным духовенством, вознося молитвы, крестным ходом обошел городские стены, под которыми русы в это время уже сооружали осадную насыпь. По горячей молитве св. патриарха и всего народа Божья Матерь явила великое чудо. Над городом внезапно началась гроза, а на море поднялась страшная буря. Ливень размыл осадную насыпь так, что она рухнула, а огромные волны разметали боевые ладьи русов как щепки. Константинополь был спасен. Через некоторое время, как свидетельствуют несколько греческих летописцев, в Константинополь прибыли русские послы, которые объявили, что свершившееся на молитве святого патриарха чудо убедило русских в истинности христианской веры, и они готовы принять крещение.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Житие Романа позволяет расшифровать многие элементы изображения. Роман представлен спящим на фоне архитектурных кулис: слева – высокая башня с фиалом, напоминающая врата, справа – двухъярусная базилика с аркадой в уровне базиликального разреза. Хотя Роман сочинил свой знаменитый Рождественский гимн уже будучи пономарем Великой церкви Константинополя, Св. Софии, можно думать (поскольку громадный купол, главное архитектурное отличие Св. Софии, отсутствует), что здесь не менее знаменитая святыня византийской столицы – Влахернская базилика, хранившая чудесную замену тела Богоматери, оставленную Ею на земле по Вознесении, ризу Марии и Её мафорий. По тексту жития, именно во Влахернской церкви проводил ночи Роман, усердно молясь Богоматери. Архитектурная структура, стоящая в центре, на завершении которой гуляют райские павлины, – это трехлопастная арка на колоннах, увенчанная куполом, видимо, не что иное, как ротонда Агиа Сорос, храпящая драгоценную реликвию, а также икону Богоматери, творящую еженедельное чудо – поднимающую завесу и являющую лик Владычицы собравшемуся народу. Намек на это пятничное чудо, на таинственную реальность присутствия Богоматери в храме – в поднятой алой завесе, повешенной в центральном проеме арки, подобно алтарной завесе. Из-под неё и выходит Богородица, склоняясь к спящему Роману. Одновременно эта алая ткань – безусловная аллюзия на чудо Покрова Богоматери, на таинственное видение Богородицы Андрею Юродивому, лицезревшему Деву простершей свой мафорий над молящимся во Влахернской базилике народом. Подобно тому как Минологий объединил празднование Покрова Богоматери с памятью Романа Сладкопевца , так и миниатюра соотнесла певца, обретшего свой чудесный дар благодаря Владычице и создавшего главный гимн в Её честь – Акафист Богоматери, с сакральной средой Влахернского храма, насыщенной воспоминаниями о явлениях Марии и хранящей Её чудотворящие одежды. Сложный контекст миниатюры связан с особым почитанием Богородицы во Владимире, с установлением при Андрее Боголюбском празднования Покрова, с трактовкой Залесской земли как «Царства Марии».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Когда мы приблизились к земляному валу, нас высадили, и наш владыка патриарх сел в карету, там приготовленную, а для нас приготовили лошадей. Мы приехали в Монастырь , что близ городской стены, во имя св. Духа 593 . В нем три церкви: великая (собор) – в честь Пятидесятницы и Троицы, вторая – во имя св. Духа, третья – во имя Иоакима и Анны. В одной из них мы отстояли обедню. Настоятель этого монастыря – четвертый архимандрит. По окончании обедни, нас повели к трапезе, и после того как были выпиты здравицы за царя, патриарха и нашего учителя, как было в других монастырях, раздали подарки. Мы простились и приехали в митрополичьи келии, где были помещения. В пятницу утром, последний день августа месяца, нас повели на поклонение в церковь в честь праздника иконы Владычицы Платитера (Пространнее небес), похожей на икону Влахернскую. Эта икона есть та самая, которая избавила город Новгород от жестокости московских князей и называется по-русски Знамения Богородицы. В то время когда жители этого города уже веровали (во Христа), а жители всей страны московской были еще неверными, последние постоянно ходили на первых войной и наконец собрались против Новгорода все князья страны московской с огромным войском и пришли воевать с ними. Когда жители находились в тесной осаде, митрополит этого города, как это было в Константинополе, когда (совершила чудо) Влахернская икона, вышел и сделал как патриарх константинопольский: обошел с упомянутой иконой Владычицы кругом городских стен большим крестным ходом и – о чудо! – Она повернулась лицом к городу, а тылом к врагам, которые его осаждали; на них напал великий гнев и они вернулись в самом несчастном положении, посрамленными и бегущими. Тогда жители Новгорода установили празднование этой иконе ежегодно 27 ноября, и не только они празднуют ее, но и все жители страны московской. Мы отстояли обедню в этой церкви 594 . В ней пол из плит, удивительных в высшей степени: от дверей алтаря до хороса одна плита, а от хороса до дверей церкви такая же другая. Глава VIII. Новгород. Торжество новолетия. Отъезд из Новгорода. Остановка в Юрьевом монастыре и описание его

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Пётр Афонский, говорит житие, явившись по внушению Пресвятой Богородицы на Афонскую гору, 14 дней провёл без пищи в молитве и борьбе с демонами. Видя опасность от демонов, св. Пётр обратился за помощию к Пресвятой Деве. Бесы исчезли при произнесении имени Божией Матери. Чрез 7 лет бес, явившись в образе ангела, хотел искусить святого (убедить оставить пустыню), но Божия Матерь спасла его от искушения 435 . В Четь-Минеи под 23 июня рассказывается такое чудо Божией Матери. В городе Адене в Киликии в соборной церкви был благочестивый эконом Феофил. Выбранный в епископы, он по смирению своему отказался от епископства, но потом стал раскаиваться в этом и, мало того, даже дал диаволу письменное отречение от Господа и Божией Матери, чтобы только получить обратно власть. Но чрез несколько времени Феофил опомнился. 40 дней и 40 ночей молился он Пресвятой Деве, прося избавить его от диавола. Божия Матерь внимает молитве Феофила, является к нему в видении и отдаёт рукописание 436 . Поражая врага нашего спасения, Божия Матерь, по изображению древнерусской письменности, борется и со врагами христианства. В летописях, Минеях Четиях, соборниках и синаксарях мы найдём множество указаний на победоносную борьбу Владычицы за христианские народы (греческий и русский) с нехристианскими. В Минеях Четиях и соборниках под первым октября рассказывается чудо покрова Пресвятой Богородицы. Во время правления Льва Философа (886–911) в пределы греческие вторглись сарацины. Смущённые христиане стали молиться Владычице. Во Влахернском храме во время всенощного бдения св. Андрей юродивый и ученик его Епифаний удостоились видеть Пресвятую Деву, молящеюся на воздухе с ликами ангелов, пророков, апостолов и осеняющею христиан своим покровом 437 . В синаксаре в «Повести полезной в похвалу Пресвятыя Богородицы» представляется воспоминание «чудеси, егда персы и варвары царствующий град облегоша бранию, иже и погибоша Божиим судом». В повести воспоминается нашествие Хозроя при Ираклии, рассказывается, что град остался «неврежен молитвами пресвятыя Госпожи нашея Богородицы», а враги были потоплены.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Наконец, и это самое существенное, икона повторяет деяние даже не своего знаменитого Влахернского прообраза (с ним связывают чудо Покрова и так называемое «обыкновенное пятничное чудо»), но самой чудесной реликвии – Ризы Богоматери, явившись тем самым её действенной заменой. Десятинный монастырь, расположенный в Людине конце Новгорода, с западной стороны города, несомненно, имел традиционные монастырские заграждения. После спешного возведения новгородцами, затворившимися в граде, острога именно здесь оградная стена делала двойную петлю, такую же как во Влахернах, 425 что объясняет место воздвижения иконы: только здесь Богородичный монастырь стоял на границе града, обнесенный двойной стеной. Не случайно после чудесного события 1169 г. на многих новгородских крепостных вратах возводятся церкви, посвященные Положению ризы и пояса Богоматери, Покрову, 426 заключающие город в чудесную духовную ограду, устанавливаются церковные процессии 427 с иконой Богоматери к Спасо-Преображенскому собору на Ильине улице, к Знаменскому собору после его построения в 1352 г., а также в день Положения ризы Богоматери к церкви Покрова в Зверине монастыре. Символика Знамения 428 емка и многозначна, но все-таки главный смысл её концентрируется в аспектах соединения тем Богоматери Оранты, Покрова, спасающей град и христианский народ, с темами Воплощения, в том числе и в особенно значимом для Новгорода аспекте воплощения Премудрости Божией. 429 Появление этой новаторской иконографии в Новгороде оказалось возможным благодаря усилиям владыки Нифонта, последовательно вводившего программы, осуществлявшие современные византийские богословские новации в новгородском искусстве, что подтверждается выбором этого образа для владычной печати 430 самого Нифонта и его преемника Аркадия. Хотя на лицевой стороне иконы древний слой сохранился весьма фрагментарно, 431 можно судить о сложности его письма и богатстве цвета. В композиции, насколько её можно реконструировать, особую роль играл мотив вертикально (а не округло, как это бывает обычно) поднятых рук Богоматери, выделенных розовым цветом хитона, и отвесно падающих тонких золотых нитей на вертикальных складках лазуритового мафория.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

И вот он, такой маленький, делал поклоны перед иконой. Через несколько часов, уже на Всенощной, мама пришла вся в слезах: мальчик заснул, температуры нет. Это чудо при мне случилось, сам видел. Обычно батюшка посылал к иконам Божией Матери и великомученика и целителя Пантелеимона, если люди приезжали за каким - то облегчением, с болезнью, или от скорбей. Он это спасение от недугов себе не приписывал, понимал, что не он дает, а Бог дает через него. Здесь каждый день происходит какое - то чудо. Можно назвать нашу икону Талабской, в других местах такой иконы нет " . Икона Божией Матери Смоленская есть и в приделе, освященном в честь этого образа Божией Матери в храме свв. Апостолов Петра и Павла рядом с островом Талабенец, на острове Верхнем (Белов). 10 августа вокруг островов Талабск, Талабенец и Верхний будут совершены Крестные ходы в честь иконы Богородицы Смоленская. Смоленская икона Божией Матери, именуемая " Одигитрия " (Путеводительница), по церковному преданию, была написана святым Евангелистом Лукой во время земной жизни Пресвятой Богородицы. Святитель Димитрий Ростовский предполагает, что этот образ был написан по просьбе антиохийского правителя Феофила. Из Антиохии святыня была перенесена в Иерусалим, а оттуда императрица Евдокия, супруга Аркадия, передала ее в Константинополь Пульхерии, сестре императора, которая поставила святую икону во Влахернском храме. Греческий император Константин IX Мономах (1042-1054), выдавая в 1046 году свою дочь Анну за князя Всеволода Ярославича, сына Ярослава Мудрого, благословил ее в путь этой иконой. После смерти князя Всеволода икона перешла к его сыну Владимиру Мономаху, который перенес ее в начале XII века в Смоленскую соборную церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы. С того времени икона получила название Одигитрия Смоленская. В XIV веке Смоленск находился во владении Литовских князей. Дочь князя Витовта София была выдана замуж за великого князя Московского Василия Димитриевича (1398-1425). В 1398 году она привезла с собой в Москву Смоленскую икону Божией Матери.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2006/0...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010