составитель Терещенко Т. Н. ВЛАСТЬ Видно, не устрашают вас словеса святого апостола Павла: Противляяйся власти повелению Божию противляется (ср.: Рим. 13, 2 ) 44 . И с таковым беззаконным вашим жительством никогда не возможете мир Божий иметь в душах ваших, а разве обручение геенны (прп. Лев, 30). Слава Богу, что N. обстоятельства поправляются. Жаль только безрассудно удалившихся. Впрочем, ежели они без призвания и произволения жили в обители, то хорошего ожидать от них невозможно было. Рано или поздно они должны были забунтовать и произвести возмущение, подобно современным нигилистам, которые не довольствуются тем, что сами не верят ни в Бога и ни во что святое, но и другим хотят делать зло и всячески усиливаются произвести общее возмущение восстанием своим против предержащей власти, тогда как в Слове Божием сказано: нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены. Посему противящийся власти противится Божию установлению. А противящиеся сами навлекут на себя осуждение ( Рим. 13, 1–2 ) (прп. Амвросий, 1). Объясняешь безотрадное твое положение по причине постригающихся прежде тебя, по твоему мнению, и менее достойных. С одной стороны, жаль тебя, что ты так скорбишь, а с другой стороны, я считаю это дело и промыслительным для тебя, чтобы ты после снисходительно думала о имеющих находиться в подобном положении и по опыту знала, как горько такое положение, и здраво об этом судила и рассуждала. Верховным апостолам попущено было искушение: Петру отречение от Христа, а Павлу гонение на христиан, чтобы после милостивы были к согрешающим. Напрасно и несправедливо ты думаешь, что дела делаются только через одних людей, без участия Промысла Божия. Кроме властей земных на земле есть еще и Царь Небесный, Дух Святой, всем управляющий, к пользе нашей полезное устрояющий, неполезное отстраняющий. Держись за эту мысль, и ты успокоишься, молясь за тех, на кого скорбишь и кого презираешь (прп. Амвросий, 3, ч. 3). Жив Господь Бог мой, и жива будет душа моя; а ты знай, что над всеми владыками есть Вышний Владыка (прп. Амвросий, 2, ч. 2).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

В.Ф. Федоров, М.И. Шишова К.П. Победоносцев. Церковь и государство Знаменательное явление нашего времени – борьба церковных начал с государственными. Когда начинается борьба из-за начал духовно-религиозных, невозможно рассчитать, какими пределами она ограничится и какие элементы вовлечет в себя; до чего дойдет и где уляжется море страстей, взволнованное спором за убеждения и верования. В вопросах верования народного государственной власти необходимо заявлять свои требования и установлять свои правила с особливою осторожностью, чтобы не коснуться таких ощущений и духовных потребностей, к которым не допускает прикасаться самосознание массы народной. Как бы ни была громадна власть государственная, она утверждается не на ином чем, как на единстве духовного самосознания между народом и правительством, на вере народной: власть подкапывается с той минуты, как начинается раздвоение этого, на вере основанного, сознания. Народ в единении с государством много может понести тягостей, много может уступить и отдать государственной власти. Одного только государственная власть не в праве требовать, одного не отдадут – того, в чем каждая верующая душа в отдельности и все вместе полагают основание духовного бытия своего и связывают себя с вечностью. Есть такие глубины, до которых государственная власть не может и не должна касаться, чтобы не возмутить коренных источников верования в душе у всех и каждого. Главным источником возникших и грозящих еще усилиться недоразумений между народом и правительствами служит искусственно создаваемая теория отношений между государством и церковью. В историческом ходе событий на западе Европы, неразрывно связанных с развитием Римско-католической церкви, сложилось и вошло в систему государственного устройства понятие о церкви как об учреждении духовно-политическом, со властью, которая, вступив в противоположение с государством, предприняла с ним борьбу политическую; событиями этой борьбы занято все поле истории на западе Европы. Из-за этого политического значения Церкви отошло на задний план и померкло в сознании государственном простое, истинное, природное понятие о Церкви как о собрании христиан, органически связанных единством верования в союз богоучрежденный.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Закрыть itemscope itemtype="" > Новая Хазария — это не миф Племя жидохохлов, исповедующих воинствующее антихристианство, готовят в качестве новых янычар 03.01.2023 5935 Фото: Из личного архива автора В Сети есть видео, на котором хасиды танцуют Хава Нагиву вместе бандеровскими нациками, взявшись с ними за руки. Очень символичное действо. Реальное и не случайное подтверждение того словесного соединения, которое я, а возможно, и не только я, использовал в своих статьях, — жидохохлы. Они уже сами не скрывают своего единства и под камеру сливаются в еврейском танце ради демонстрации этого единства. Явление это лишь для нас, наивных, кажется новым. Но на самом деле оно существует давно. Посмотрите, кто у власти в Киеве, — исключительно лица еврейской национальности. А какова идеология этой власти? Украинско-нацистская. То есть на наших глазах киевская еврейская власть прикрывается украинской националистической пропагандой и таковыми же лозунгами. И миллионы украинцев ведутся на эту пропаганду. И более того, идут за нее умирать в войне с Россией. В то время как власть в Киеве совсем не украинская… Между прочим, точно так же было в Хазарском каганате. Власть, каган, и его околовластное окружение исповедовали иудаизм, а тюркское хазарское население было языческим. И вовсе не случайно и не беспричинно в некоторых сетевых публикациях Украину называют Новой Хазарией… Все «идейные» укронацисты, и прежде всего боевики нацбатальонов, христианами себя не считают и, конечно же, ими не являются. Они практически поголовно расписывают себя языческой татуировкой вперемешку с германскими нацистскими символами. Русская Православная Церковь для них — объект особой ненависти, и потому УПЦ Московского патриархата вызывает у них какую-то звериную злобу, они готовы сжечь все ее храмы, а ее священников — убить, распять, утопить, чтобы от русского Православия на этой территории и духа не осталось. И центральная еврейско-киевская власть поощряет разгром УПЦ, захваты храмов, монастырей, избиения и аресты ее священников.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/01/03/no...

преосвященного Алексия, епископа Вологодского, от 9 ноября 1905 года Журналы совещания по вопросам, предположенным к рассмотрению на Поместном Соборе Всероссийской Церкви Журнал 1 сентября 1905 года. О разделении России на церковные округа под управлением митрополитов Справка. Объём власти митрополитов так определяется в древних церковных канонах: 1) митрополит созывал провинциальных епископов на соборы для суждения общих церковных дел в своей области и сам председательствовал на этих соборах (Антиох. 16-е и 20-е; Халк. 19-е); 2) утверждал избираемых на вакантные епископские кафедры (I Всел. Соб. 4-е, 6-е; Антиох. 19-е); 3) принимал жалобы на подчинённых епископов и назначал соборный суд над ними (Халк. 9-е; Антиох. 14-е; Карф. 28-е); 4) обозревал епархии подчинённых епископов (Карф. 63-е); 5) вообще, контролировал и утверждал своим согласием все важнейшие распоряжения епископов своей области (Апост. 34-е; Антиох. 9-е). Но в тех же самых правилах указаны и границы митрополичьей власти, именно; 1) в делах, касающихся целой области, митрополит не мог решать ничего единолично, без согласия собора областных епископов (Апост. 34-е, 74-е; Антиох. 9-е, 14-е); 2) он сам был избираем, поставляем и судим собором своих епископов (III Всел. Соб. 1-е; Сард. 6-е); 3) мог действовать в епархии подчинённого ему епископа только как высший административный орган, но не как архиерей, именно – не мог здесь ни рукополагать, ни учить, ни совершать каких-либо архиерейских действий, разве только с согласия епископа (Кормч. гл. 58, Отв. Иоанна, еп. Кипр. 3-е). – Институт митрополии и власть митрополита, определяемая сейчас рассмотренными нами правилами, сохранились до настоящего времени в первоначальном виде своём только в шести автокефальных Церквах православного Востока. Власть патриархов над подчинёнными им митрополитами была, в сущности, та же самая, какую эти последние имели над епископами своего округа. Власть патриарха в своём диоцезе, как и власть митрополита в своей области, – не единоличная: по основному правилу церковного устройства, установленному на вселенских соборах, в важнейших церковных делах те и другие обязаны были действовать не единолично, а от лица всей местной иерархии, представляемой на собор.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В Евангелии приводится изречение Иисуса Христа, произнесенное в виде ответа на вопрос фарисеев и иродиан. Это были две враждебные партии среди еврейского народа: фарисеи – хранители духовного еврейского закона по всей его строгости, принципиально не допускавшие подчинения народа Божия какой-либо чуждой власти; иродиане – сторонники Ирода, поставленного Римом в правители Иудеи, и следовательно сторонники римской власти. Вопрос сводился к тому, следует ли признавать подчинение чуждой власти римского императора. Отвечать на этот вопрос, по расчету вопрошателей, было чрезвычайно затруднительно: утвердительный ответ оттолкнул бы от Христа народную массу, дорожившую преданиями независимого избранного народа Божия, отрицательный же ответ прямо дал бы оружие в руки врагов Христа, доставил им повод к обвинению Его в подстрекательстве к бунту против власти. Но Христос ответил так, что ни фарисеи, ни иродиане не услышали того, чего ожидали: «воздавайте кесарево кесарю, а Божие Богу». Воздавание кесарева кесарю, повиновение государственной власти проповедовалось и учениками Христа. Так апостол Павел учит христиан повиноваться высшим властям не только из страха наказания, но и по совести, ибо всякая власть основывается на божественном установлении, есть орган божественного мироправления, награждающий добрых и носящий меч для наказания злых. Он же убеждает христиан молиться за царя и за всех начальствующих, хотя первые христиане, жившие вообще в ожидании скорого конца мира, готовы были видеть в главе римского мира (Нероне) самого апокалипсического зверя, т. е. антихриста, противника Христу. Подобным же образом, другой апостол, Петр, вменяет христианам в обязанность оказывать почтение и повиновение как императору, так и подчиненным правителям, посылаемым от него для наказания преступников и для поощрения делающих доброе. Но, с другой стороны, апостолы делая столь высокую оценку миссии государственной власти, как раздаятельницы справедливости в мире, указывают и на необходимость воздавать Богу Божию. Так апостолы Петр и Иоанн, помня заповедь Христа проповедывать Его Евангелие, отказались повиноваться еврейским духовным властям, запрещавшим им говорить и учить о имени Иисуса: «справедливо ли пред Богом», говорили апостолы, «слушать вас более, нежели Бога»? Таким образом, новый Завет, не касаясь отношений церкви к государству и открывая тем самым полный простор историческому образованию их взаимных отношений, содержит в себе ясное указание на отношение христиан ко всякой власти вообще, светской или духовной: если распоряжение ее окажется в противоречии с волей Божией, так что исполнение этого распоряжения возможно было бы только с нарушением заповеди Божией, христианин должен исполнять последнюю, а не первое. § 124. Положение христианской церкви в языческой римской империи.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Suvoro...

Воспитание власти государственной Прежде всего церковь принесла, неведомую русским язычникам, идею богоустановленной власти. Прочнее этого фундамента для опоры авторитета власти трудно представить что-нибудь другое. Уже первые епископы русские внушают кн. Владимиру по поводу предстоявшей казни злодеев следующее: «ты поставлен еси от Бога на казнь злым, а добрым на милование». Митр. Илларион в речи, произнесенной пред сыном Владимира, Ярославом, говорит: «добр же зело и верен послух сын твой Георгий, его же сотвори Господь наместника по тебе твоему владычеству». Владимиру и Ярославу, как единовластным правителям русской земли, было еще легко усвоить эту идею, но потом, при удельных междоусобиях фактический порядок вещей не только не благоприятствовал, но и прямо препятствовал ее усвоению: слишком была явной среди всеобщей путаницы роль случайных обстоятельств и грешной человеческой воли. Однако духовенство продолжало проповедь в прежнем направлении. Митр. Никифор в своих посланиях к Владимиру Мономаху писал, что князья «избрани бысте от Бога и возлюблени бысте Им». И русские князья действительно прониклись этой идеей, хотя и понимали ее несколько грубовато. Так, напр., князья половецкие говорят Глебу Юрьевичу: «Бог посадил тя и князь Андрей на отчине своей и на дедине», т. е. избрание Божие представляют в виде конкретной силы, действующей в ряду других конкретных факторов, создающих власть, и в том же самом смысле. Наряду с проповедью идеи богоустановленной власти, духовенство усиленно учило и принципу почитания всяких властей. В поучении, известном с именем Луки Жидяты, читаем: «Бога бойтесь, а князя чтите». В одном сборнике XII в. дается наставление «буди боязнив пред царем, готов в повелении его». Поучение XIII в. (Слово св. отец како жити крестьянам) гласит: «наипаче же своему князю приязнь имей, а не мысли зла нань. Глаголет бо Павел апостол: от Бога власти всяки устроени суть: Бога ся бойтесь, а князя чтите. Аще бо властем кто противится, Божию суду повинен есть, повелению бо противится Божию».

http://azbyka.ru/otechnik/Anton_Kartashe...

Двадцать второй день. Св. священномуч. Евсевий Самосатский. (О повиновении гражданской власти). I. Св. Евсевий, память коего совершается ныне, жил в IV в. и был епископом в гор. Самосате (на р. Евфрате) в антиох. митрополии. Он вел долгую и неустанную борьбу с еретиками и много пострадал при Констанции, покровительствовавшем арианам. При царе Юлиане Евсевий, скрыв свой святительский сан, обходил разные области, чтобы утверждать в вере и поддерживать христиан. В это время он также возобновил несколько церквей и посвятил многих священников и диаконов. При воцарении Иовиниана Евсевий и прочие святители были возвращены на свои престолы. Благочестивый император уважал их, а еретики боялись. Но церковь отдыхала недолго, Иовиниан вскоре умер; после же него вступил на престол Валент и снова воздвиг гонение на православие и стал ссылать в изгнание пастырей. Евсевий заточен был во Фракии и на его место назначен арианин. Весть о своем изгнании Евсевий получил в Самосатах; готовясь оставить город, он просил посланного сохранить это в тайне, чтобы народ не убил вестника о разлуке его со святителем, и ночью вышел из архиерейского дома, но при переправе через Евфрат его остановили успевшие узнать об его отбытии жители и со слезами умоляли возвратиться. Евсевий убедил их не сопротивляться царской власти и возвратиться в свои домы и, благословив всех, продолжал свой путь во Фракию, откуда возвратился уже при Грациане, вызвавшем изгнанных святителей к паствам их, но вскоре умер вследствие раны, нанесенной ему одною арианкою, которая бросила в него с крыши сосудом, разбившим голову святителя... Умирая, он завещал не подвергать наказанию ту женщину. II. Св. священномученик Евсевий, с христианскою мудростью неуклонно исполнявший долг повиновения гражданской власти, учит и нас, возлюбленные братия и сестры, всегда оказывать повиновение гражданской власти. а) Слово Божие научает нас оказывать полное повиновение власти: «всякая душа властем предержащим да повинуется, несть бо власть аще не от Бога, сущия же власти от Бога учинены суть» ( Рим. 13, 1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

О повиновении властям I. Православное учение о царской власти и о повиновении Богом установленным властям Для непрерывного единоначалия, Бог в народе Своем поставил царя. И такие благочестивые цари, как Давид, Иосафат, Езекия, Иосия, представляют образцы того, как успешно самодержавный государь может и должен служить к прославлению Царя небесного, в земном царстве человеческом и вместе с тем утверждению и охранению истинного благоденствия в народе своем. Царская наследственная власть есть высокий дар Божий избранному Богом лицу и народу, как об этом свидетельствует божественное обещание сего дара с клятвою: «клялся Господь Давиду истиною и не отречется ее: от плода чрева твоего посажу на престоле твоем ( Пс. 31:11 ); вознесох избранного от людей Моих» ( Пс. 88:20 ). «Да будет благословенно имя Господне от всех россиян, что эти благотворные и счастливейшие для отечества дары Божии–самодержавие и наследственность царской власти, дарованные России при самом возникновении и призвании ее к исторической жизни, свято, иногда и чудесно были охраняемы в течение истекшего целого тысячелетия ее исторической жизни и неизменно переданы в священное наследие нашим временам и поколениям! Будем внимательны, и не будем беспечны! Когда темнеет на дворе, усиливают свет в доме. Береги же, Россия, и возжигай сильнее твой внутренний, домашний свет, потому что за пределами твоими, по слову пророческому, тьма покрывает землю и мрак на языки ( Исх. 60:2 ); шаташася языцы и людие поучашася тщетным ( Пс. 2:1 ). «С нами Бог»! С нами Бог благодатию православной веры и благодатным даром благословенного наследственного самодержавия!» (М. Филарет). После царской власти следуют и другие, Богом установленные на земле начальства и власти, о повиновении которым ап. Павел учит: «Воздавайте всякому должное: кому подать, подать: кому оброк,оброк; кому страх, страх; кому честь, честь» ( Рим 13:7 ). «Апостол повелевает в дань начальникам приносить не только деньги, но честь и страх. Под страхом разумеет высшую степень почтения, а не страх, происходящий от худой совести. Он не сказал: дайте, но воздавайте, и присовокупил – должное. Ибо исполнение этого не есть дар, но долг, и не выполнивший его будет наказан, как неблагодарный. Не думай, что унизится и потерпит ущерб честь твоего любомудрия, если в присутствии начальника встанешь или откроешь голову. Ибо если Апостол так узаконил, когда начальниками были язычники, то тем более надлежит наблюдать это ныне, когда мы имеем начальниками христиан. Так угодно Богу, чтобы приявшие от него почесть власти – начальники имели свою силу» 31 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

53. В неделю Православия и по случаю празднования восшествия на престол Благочестивейшего Государя Императора Александра Николаевича Среди подвигов поста и молитвы, святая церковь празднует ныне два торжества: день восшествия на Всероссийский престол Благочестивейшего Государя Императора Александра Николаевича и торжество Православия над врагами веры Христовой. Какое сочетание, какую связь имеют оба торжества? – Такую же, какую имеют связь государства с церковью, какую имеет связь душа с телом. Не одним ли Богом даруется власть и царям и церкви Божией? – Несть власть, аще не от Бога; сущие же власти от Бога учинены суть 59 , – сказал св. апостол Павел. И сколь благотворно такое сочетание власти гражданской с духовной, государства с церковью, гражданства с православием – об этом благоприлично и благовременно побеседовать в настоящие минуты. Главное правило и руководство той и другой власти, того и другого общества есть святое Евангелие и Богооткровенное учение церкви; главная основа, на которой зиждется благодатное царство, есть истинная любовь христианская: не та любовь – плотская, языческая, которая миром проповедывается на стогнах, но дышит тлетворным духом страстей; нет, но любовь христианская, которая по словам апостола, долготерпит, милосердствует, не завидует, не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине, все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит 60 . Когда такая любовь соединяет власть гражданскую с духовной, государство с церковью; когда она проникает в семейства, в общества, царствует во всех законах и делается душой, жизнью всех воспитательных, образовательных, гражданских учреждений: тогда государство через помазанников и избранников Божиих – управляется самим Богом, оживляется Духом Святым; тогда царство гражданское, православное, благодатное царство становится прочно, непоколебимо и бывает вековечно до того, что и врата адовы его не одолеют 61 . Святая церковь , в духе истинной любви христианской, благословляет царя и, низводя на него благодатные дары Духа Святого, молится о Его здравии и спасении и во всяком деле благопоспешении; а благочестивейший царь покровительствует и заботится о благе и мире церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bandak...

Беседа 16. Вопрос о власти Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа Сегодня мы продолжаем наши беседы на радио «Радонеж» по Евангелию от Матфея. Мы продолжаем чтение 21-й главы этого Евангелия и сегодня рассмотрим тему: Вопрос о власти Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа (23–27). Вопрос о власти – это вопрос и о правильной иерархии подчинения: кому мы должны подчиняться прежде всего – Христу, иерархическим должностям или догматическим принципам веры? В этой плоскости мы и проведем данную беседу. И мы читаем 23-й стих 21-й главы: Мф.21:23 . «И когда пришел Он в храм и учил, приступили к Нему первосвященники и старейшины народа и сказали: какой властью Ты это делаешь? и кто Тебе дал такую власть?». Еврейское слово «смиха» означает иерархическую власть в религиозной общине Израиля. В древности – как в ветхозаветные, так и в новозаветные времена, такая власть сообщалась через возложение рук, или рукоположение. Рукоположение отнюдь не являлось только символическим действием, но реально сообщало рукополагаемому благодать Божию соответственно тому служению, на которое человек возводился. Библия учит, что через рукоположение подается дух премудрости и право повелевать (начальствовать в народе Божьем). Сказано: «И Иисус, сын Навин, исполнился духа премудрости, потому что Моисей возложил на него руки свои, и повиновались ему сыны Израилевы и делали так, как повелел Господь Моисею» ( Втор.34:9 ). Через рукоположение подавалась благодать Божия, и такой порядок был установлен Самим Богом: «И сказал Господь Моисею: возьми себе Иисуса, сына Навина, человека, в котором есть Дух, и возложи на него руку твою... и дай ему от славы твоей, чтобы слушало его все общество сынов Израилевых» ( Чис.27:18, 20 ). И даже призванный непосредственно Христом апостол Павел ( Деян.9:1–8 ) нуждался в возложении рук (лат. – конфирмация) для исполнения Духом Святым. Сказано: «Анания пошел и вошел в дом и, возложив на него руки, сказал: брат Савл! Господь Иисус, явившийся тебе на пути, которым ты шел, послал меня, чтобы ты прозрел и исполнился Святаго Духа. И тотчас как бы чешуя отпала от глаз его, и вдруг он прозрел; и, встав, крестился» ( Деян.9:17–18 ). Позже он был рукоположен на служение благовестника в Церкви. Сказано: «Когда они служили Господу и постились, Дух Святый сказал: отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их. Тогда они, совершив пост и молитву и возложив на них руки, отпустили их» ( Деян.13:2–3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010