Закрыть Какой должна быть власть Публицист Игорь Евсин о поучениях святителя Иоанна Тобольского в книге «Феатрон поучительный царем, князем и владыкам» в связи с нынешними выборами Игорь Евсин   10:46 13.01.2018 1237 Время на чтение 4 минуты У нас в стране грядут выборы Президента. Как правило, православные не ходят на выборы разного уровня, полагая, что политика — «дело грязное», а власть дается только от Бога. Если же власть достается в результате политических манипуляций, то такая власть многими (и порой оправданно) считается сомнительна, хотя в «Основах социальной концепции РПЦ» в целом выборная власть признается вполне легитимной. А как относились к власти наши церковные иерархи в старину? Небольшой драмтеатр. Первым официальным трактатом на эту тему была книга «Феатрон поучительный царем, князем и владыкам». Создал его известный духовный писатель, миссионер, просветитель Сибири, святитель Иоанн Тобольский. Но почему — Феатрон? Коль уж это книга высокого духового содержания, то и содержание слова, выведенного в заголовок должно быть соответствующим. Ан — нет. Феатрон с греческого означает небольшой драмтеатр. Отчего же тогда таким словом названа книга одного из самых почитаемых на Руси святителей? Дело в том, что книга святителя с таким названием посвящена политическим выборам. Да, да, выборам, происходившим в 1703 году при Царе Петре I. Выборы тогда делились на три вида: 1). Органов управления городами и посадами 2). Органов сословного дворянского управления 3). Депутатов законосовещательных ассамблей Увы, все эти демократические принципы при абсолютном самодержавном правлении превращались в малый драмтеатр, поскольку кандидаты выдвигались при помощи политических манипуляций, изменяющих симпатию народа в сторону того или иного кандидата. Вот почему такие выборы святой Иоанн (Максимович), Тобольский митрополит, и назвал Феатрон. О «Симфонии власти и Церкви». Но не потому написал Иоанн Тобольский свою книгу, чтобы обличить саму выборную систему. В своей книге святитель напрямую обращался к власти. Как бы там ни было, но во времена правления Императора Петра Великого к государственному управлению относились внимательно и серьезно, а то ведь можно было в прямом смысле и под топор попасть. И чем более развивалась при Петре I государство, тем все больше светлые умы Отечества считали необходимым поразмышлять над достойным образом праведного православного правителя.

http://ruskline.ru/news_rl/2018/01/13/ka...

Согласно господствующему учению, церковь это есть учреждение, института, или, другими словами, с точки зрения права, церковь есть юридическое лицо. В соответствии с этим большинство канонистов разрешает и вопрос о существе церковной власти. Церковное властвование есть проявление господствующей в церкви воли и потому церковная власть понимается, как воля 1 или способность повелевать и вынуждать исполнение своих повелени 2 . Учение это, провозглашенное и особенно резко формулированное в средние века, по сей день господствует в литературе церковного права не только католической, но и греко-восточной церкви. По этому учению, Господь учредил в церкви чисто правовую власть и передал ее апостолу Петру или, по учению православной церкви, всем апостолам, от коих она перешла к епископам, как их преемникам. Власть эта в полноте своей едина 3 , заключает в себе все полномочия, данные Христом церкви 4 , и действует в двух или трех направлениях: учительства (potestas magisterii) и священнодействия (potestas ordinis) с одной стороны и управления в широком смысле (potestas jurisdictionis) с другой. Католиками церковная власть во всех трех ее направлениях усвояется только иерархией, с полным исключением от нее мирян 5 , и рассматривается, как пастырство в обширном смысле: все акты церковной власти, в том числе и все акты правительственные, выводятся из полномочия, данного Иисусом Христом апостолу Петру – пасти овец, т. е. верующих 6 . В римско-католической церкви вся церковная власть принадлежит папе, одному видимому церковному главе, представителю и наместнику невидимого главы Христа, преемнику апостола Петра, епископу римскому 7 . Со времени Ватиканского собора папа есть непогрешимый учитель in rebus fidei et morum, когда он говорит ex cathedra. Он непогрешимо и обязательно для всех христиан устанавливает, в чем состоит христианское учение по тому или другому предмету догматики или нравственности. Церковная власть осуществляется папой или непосредственно или через постоянные учреждения и должности, занимать которые, по божественному праву, могут только лица, получившие особое посвящение и вместе с посвящением особые благодатные дары и способность к церковному руководству. Таким образом, единственным источником церковной власти всех должностных лиц является папа, от коего они все получают уполномочие и перед коим ответствуют за прохождение своей должности 8 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Gidulyan...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Папство на вершине власти: Иннокентий III (1198-1216) Е. Гергей. История папства XII и XIII века были вершиной церковно-политической и духовной власти папства. Но высшей точки папская власть достигла в период понтификата Иннокентия III. История церкви однозначно считает Иннокентия III самым выдающимся папой средневековья. Папство достигло вершины власти в результате такого же исторического процесса развития, который в период развитого феодализма привел к укреплению централизованной королевской власти. Иннокентий III смог стабилизировать свое положение также и потому, что власть императора стала приходить в упадок. В Италии власти императора был фактически положен конец, но его место еще не смогла занять другая феодальная власть. При понтификате Иннокентия III одно время казалось, что мечта Григория VII о мировом господстве папы осуществляется. Примат папства во всех отношениях оказался реализованным; понтификат Иннокентия - действительное подтверждение этого постулата. Он превзошел своих предшественников в области практического осуществления политической власти папства. Как государственный деятель, он оставил далеко позади Григория VII, но вовсе не пользовался славой святого. Своей реалистичной политикой Иннокентий III максимально приблизил к осуществлению идею Григория VII об универсальной теократии. Вступивший на папский престол в 1198 году Иннокентий III был сыном графа Трайсмундского, отпрыском древнего известного рода Конти (из Ананьи). Он был ученым теологом и юристом. В Париже освоил диалектический метод, а в Болонье получил образование в области римского права. В 1189 году его дядя Климент III возвел 29-летнего графа в сан кардинала. При Целестине III племяннику бывшего папы пришлось покинуть курию. Ему еще не было 38 лет, когда кардиналы в день смерти Целестина III единогласно избрали его папой.

http://sedmitza.ru/lib/text/441614/

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДВУХ МЕЧЕЙ ТЕОРИЯ [лат. doctrina de duo gladii, франц. théorie des deux glaives; нем. Zweischwerterlehre; англ. Two Swords Theory], средневек. политико-теологическая доктрина католич. Церкви для обоснования тезиса о верховенстве власти папы Римского над светскими государями, о недопустимости вмешательства светских правителей в церковные дела, а также о наличии у папства наряду с духовной и светской власти (папская теократия). Основные положения Д. м. т. сформулированы в период борьбы папства и империи за инвеституру (XI-XII вв.). В основе Д. м. т. лежало аллегорическое истолкование Евангелия от Луки, беседы Иисуса Христа с апостолами на Тайной вечере: «Тогда Он сказал им: но теперь, кто имеет мешок, тот возьми его, также и суму; а у кого нет, продай одежду свою и купи меч... Они сказали: Господи! вот, здесь два меча. Он сказал им: довольно» (Лк 22. 36-38). Д. м. т. опиралась на учение папы Римского Геласия I «о двух властях» - священной власти духовенства и мирской власти государей. В период акакианской схизмы (484-519) папа в послании к имп. Анастасию I охарактеризовал власть Церкви (лат. auctoritas sacra pontificum) и власть империи (regalis potestas), которые правят миром в обоюдной взаимосвязи, при этом священники имеют больший вес, поскольку на Страшном Суде они должны будут держать ответ и за королей, в то время как за правителями признается высшее достоинство (dignitas) среди людей ( Jaff é. RPR. N 632). В VIII в. вопроса о взаимоотношении власти Церкви и власти империи коснулись в посланиях папы Григорий III и Адриан I (MGH. Epp. Bd. 5. S. 51). На Соборе в Париже 829 г. о равновесии властей говорилось в связи с отношениями королевской власти и епископата во Франкском королевстве (MGH. Conc. Т. 2. S. 610-611); отстаивалась более широкая церковная автономия (libertas episcopalis). Во 2-й пол. IX в. тексты, содержащие геласианское учение «о двух властях», были включены в Лжеисидоровы декреталии , к-рые впосл. использовались для обоснования независимости папы от светских государей, а также папских притязаний на верховную светскую власть.

http://pravenc.ru/text/171523.html

III. Попечение православной церкви о некоторых из правоверующих в особенности сообразно их званию в обществе и церковном и гражданском Церковь Православная, благотворно и спасительно осеняя и охраняя вообще всех нас, вступивших в благодатный союз с нею и неизменно пребывающих в послушании ей, из среды нас особенно руководствует и освящает своим Богослужением, сообразно званиям и нуждам нашим, членов государства, клира, семейства, иночества и других членов общества церковного и гражданского. Богослужение для членов Государства Лица Царского дома Государство, подобно нашему телу, состоит из разных членов, соединенных между собою одною властию, одними законами, наречием, обычаями и взаимными выгодами. В теле нашем нет членов лишних и ненужных: так в великом теле Государства ни один член не может сказать другому; ты мне не надобен. Не может око рещи руце: не требе ми еси: или паки глава ногам: не требе ми есте ( 1Кор.12:21–22 ). В теле нашем есть члены благообразнии и неблагообразнии ( 1Кор.12:24 ), властительствующие и подчиненные: и в теле гражданском бывают и должны быть члены высшие и нисшие, начальствующие и подчиненные. В теле нашем члены, имея свое частное назначение и деятельность, движутся и служат все, под одним общим управлением, для одной общей цели: и в теле государственном многоразличные члены, имея и сохраняя свое особенное звание и назначение, должны жить и служить для блага общего, по указаниям общего закона и одной Высшей власти, и в служении благу общему обретать собственное. Господь, призвав нас для жизни частно-общественной, глубоко напечатлел в нас чувство долга и подчиненности закону и власти, чем единственно охраняется и утверждается благоденствие частное и общественное. Коренной источник власти и силы в Государстве есть Царь царствующих и Господь господствующих. Как власть и господство над тварями даны Творцем человеку ( Быт.1:28 ): так от Господа же происходит и власть семейная и родительская, церковная и гражданская, например: власть Церкви Божией над человеками ( Быт.27:29 , Мф.18:17 ) власть патриархов, Богом избранных ( Быт.12:7. 27:29; 48:19 .); вождей ( Исх.3:10, 7:1 . Нав.1:5 ); судей ( Суд.2:16 . Деян.13:20 ), и царей у народа Божия ( 1Цар.9:16, 17. 16:1 . Прем. 9:7 ), а равно и у других народов; ибо комуждо языку Господь устроил вождя ( Сир. 17:14 ). Несть бо власть, аще не от Бога: сущыяже власти от Бога учинены суть ( Рим.13:1 ). Дана есть от Господа держава Царям и сила от Вышняго (Премуд. 6:3). Князи служителие бо Божии суть ( Рим.13:6 ); слуги царства Божия ( Прем.6:4 ). Судии не человеческий суд творят, но Господень ( 2Пар.19:6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

А.С. Смыкалин Глава VI. Виды церковной власти и церковный протокол 1. Три вида церковной власти. Власть религиозного учения. Символ веры и другие изложения вероучения. Проповедь. Катехизация и школьное обучение религии. Миссионерство. Духовная цензура. 2. Власть священнодействия. Богослужение. Церковный календарь. Христианская смерть. Погребение усопших и их молитвенное поминовение. Поминальная трапеза, или поминки. Дни поминовения усопших. Кладбища. Канонизация. 3. Церковный протокол. Правила обращения и переписки. Официальная переписка. Церковные визиты. Церковные приемы. 1. Три вида церковной власти Подобно тому как подвиг Основателя Церкви Христа Спасителя стал исполнением трех высших служений (Пророческого, Первосвященнического, Царского), так и церковная власть, производная от воли Главы Церкви, духовная по своей природе, по содержанию разделилась на три вида: 1) власть религиозного учения; 2) власть священнодействия; 3) собственно правительственная власть (до Октября 1917 г.) или власть церковного управления (ее мы рассмотрим в paзд. VII). Именно они образуют каноническое право. Власть религиозного учения. Осуществляется в образе Христа-Пророка. Основополагающим в учении является Символ веры . Символ веры и другие изложения вероучения. Символ веры – краткое догматическое изложение основ христианства. Церковь Христова через свой епископат, а в исключительных случаях через Вселенские Соборы, выясняет недоуменные вопросы в свете непреложных и неизменных Истин Откровения, в духе Священного Писания и Священного Предания и формирует свое непререкаемое и непогрешимое решение по затруднительным вопросам вероучения. Данное решение не новый догмат и новое учение, оно только изложение Апостольского Предания применительно к новым вопросам, возникшим в церковной жизни. Так появлялись догматические вероопределения (оросы) на Вселенских Соборах. Исповедание догматов, безусловно, обязательно для всех членов Церкви. Для сохранения чистоты и неповрежденности православного учения Церковь с самого начала своего бытия прибегала к его кратким изложениям – символам. До нас дошло несколько древних символов. Среди них – Символ Григория Неокесарийского , так называемый Апостольский Символ, и Символ, приписываемый Афанасию Великому . Более полное изложение основ православного учения содержится в «Чине исповедания и обещания архиерейского» (так называемой епископской клятве).

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanoni...

Вопрос: Отец моего мужа ушел из семьи. С тех пор мать против общения отца с сыном. Муж продолжает общаться с отцом, но когда свекровь узнала об этом, прокляла всю нашу семью. Мы молимся о ее здравии, об избавлении ее души от злобы и ненависти, но душевного покоя нет. Посоветуйте, как избавиться от материнского проклятия. Говорят, что оно самое сильное. Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров) : Проклятие – лишение благословения и осуждение на бедствия. Власть эта принадлежит исключительно Богу. Однако еще в древнейшие библейские времена Господь дал особую духовную власть некоторым праведником благословлять или проклинать. Такая власть была у патриархов, а затем у пророков. Родителям Господь дал особую духовную и нравственную власть над детьми. По мнению святителя Иоанна Златоуста, она предполагается самим происхождением детей. «Власть родителей над детьми имеет свое начало от самой природы. Такая честь им есть награда за болезни рождения» (Восемь слов на книгу Бытия. Слово IV). Основанием этой власти является также сугубая ответственность родителей за воспитание детей. Их отношения должны строиться по образу наших отношений с Богом. Цель нашей духовной жизни – быть достойными того высочайшего звания, о котором говорит святой апостол Павел: «Посему ты уже не раб, но сын; а если сын, то и наследник Божий через Иисуса Христа»(Гал. 4: 7). Мы, люди Нового Завета, «приняли Духа усыновления, Которым взываем: “Авва, Отче!”» (Рим. 8: 15). Слово «авва» арамейского языка соответствует нашему «папа» – доверительному обращению детей к отцу. На этой родительской власти, правильно применяемой, основано духовно-нравственное воспитание детей. Без этой власти родители не могут выполнить свои обязанности перед детьми. Архимандрит Кирилл (Павлов) в слове «О почитании родителей» говорит: «Известно немало историй, подтверждающих реальную силу власти родителей над детьми. Множество есть таких примеров, когда родительское благословение низводило благодать на души своих детей. И наоборот, проклятие родительское подвергало ужасным страданиям, мучениям детей непокорных.

http://pravoslavie.ru/33828.html

Закрыть itemscope itemtype="" > Бунт схиигумена Сергия: кому выгодно? Эта провокация усилит позиции либералов и модернистов в Церкви и обществе 24.06.2020 5388 Время на чтение 10 минут Окончание. Начало см. здесь . Политический контекст. Разумеется, бунт схиигумена Сергия не может не восприниматься в контексте современных политических событий и, прежде всего, голосования по президентским поправкам в Конституцию, которое назначено на 1 июля. Не секрет, что многие силы как внутри страны, так и за рубежом, заинтересованы в срыве голосования или, по крайней мере, в голосовании против поправок Президента. Думается, что отец Сергий не настолько глупый человек, чтобы не понимать тот контекст, в котором звучат его проповеди. Он не может не отдавать себе отчёта в том, что вольно или невольно работает на тех, кто заинтересован в срыве голосования и создании напряжения во время важного для государственной власти дела. Больше того. В одной из проповедей отец Сергий прямо призвал не голосовать за поправки, поскольку они, мол, укрепляют «богоборческий режим». И вообще критические выпады в проповедях отца Сергия направлялись именно против государственной власти. На власть церковную он начал нападать совсем недавно. В этих условиях раздаются призывы к государственной власти вмешаться, а то и арестовать отца Сергия. Призывы весьма сомнительные, а в нынешней ситуации даже и провокационные. Можно себе представить, как власть может вмешаться – в монастырь будет направлена оперативная группа вместе с ОМОНом. И даже если представители органов правопорядка не встретят сопротивления со стороны сторонников схиигумена, в СМИ это будет подано как «штурм монастыря». Будет снято на видеокамеры и выложено в сеть. И это, несомненно, только подольёт масла в огонь. Слава Богу, представители власти это понимают и уже заявили, что государственная власть вмешиваться в конфликт не будет. И это очень правильная позиция. Решение должна принять власть церковная. Так что же будет? Церковная власть пока ведёт себя осторожно. Конечно, были прещения со стороны правящего архиерея – запрет на произнесение проповедей, а потом даже и запрет на совершение Богослужений, которые отец Сергий уже и нарушил. Но решительных мер пока не принимается. Больше того, речь идёт о необходимости увещевания взбунтовавшегося схиигумена, высказывается надежда, что отец Сергий одумается, покается и испросит прощения у Священноначалия. Словом, двери не захлопываются.

http://ruskline.ru/news_rl/2020/06/24/bu...

Закрыть itemscope itemtype="" > Власть проиграла «болоту» интернет, теперь проигрывает и улицу Игоря Холманских надо было назначить не уральским полпредом, а руководителем Департамента по народному сопротивлению «болотной революции» 26.05.2012 9283 Время на чтение 4 минуты Эту неделю я провел в Москве , где по разным поводам мне пришлось бывать в центре столицы. В четверг состоялось молитвенное стояние на Васильевском спуске и прием в Храме Христа Спасителя по случаю тезоименитства Святейшего Патриарха Кирилла, а вчера в Успенском соборе Московского Кремля в день прославления священномученика Патриарха Гермогена архиепископ Истринский Арсений служил торжественную Божественную литургию. Помолиться у московских святынь всегда отрадно, но при этом и в четверг, и в пятницу мне приходилось передвигаться по центральным улицам и площадям столицы и невольно наблюдать то, что там происходит. Впечатления, признаюсь, весьма печальные, что особенно резко контрастировало после молитвы в храме у великих русских святынь и общения с православным народом. В пятницу по пути в Успенский собор Кремля и обратно мне пришлось столкнуться с тем, что весь центр Москвы перегорожен полицейскими кордонами, оцеплен полицией. Горожане и гости города, не знающие об этом, упираются в эти кордоны, возникает толкотня, давка, слышен ропот недовольства действиями правоохранительных органов. По всей видимости, эти действия направлены против вылазок «болотной» оппозиции. При этом очевидно, что эти методы являются совершенно неэффективными. Можно констатировать, что оппозиции удалось навязать власти свои правила игры, - и сейчас борьба власти с «болотом» превратилась в безсмысленную для власти игру в кошки-мышки. Власть действует против тактики флэшмобов полицейскими методами, вызывая только ропот обывателей, которые в результате пополняют или готовы пополнить ряды протестующих. По сути, власть проигрывает улицу «болотным людям». Так же, как ранее проиграла интернет. Увы, власть не извлекла должных уроков из ошибок и не сумела предложить адекватных и эффективных мер для борьбы с «болотной» оппозицией. Нельзя, впрочем, исключить, что те люди во власти, которые должны были эти меры выработать и предложить, сами являются тайными симпатизантами «болота» и действуют против «болота», что называется, «с фигой в кармане».

http://ruskline.ru/news_rl/2012/05/26/vl...

А.С. Смыкалин Глава IV. История взаимоотношений государства и Церкви 1. Досоветский период. История взаимоотношений государства и Церкви. Экономическое положение Русской Православной Церкви. 2. Советский период и наши дни. Первый период (1918–1943 гг.). Второй период (1943–1960 гг.). Третий период (1970–1989 гг.). Четвертый период (1990-е гг. – по настоящее время). 1. Досоветский период История взаимоотношений государства и Церкви. О том, каковы должны быть взаимоотношения Церкви и государства, всегда спорили представители различных социальных слоев, движений и групп. Об этом писали научные трактаты философы, теологи и историки. Данный вопрос действительно очень важен, ибо напрямую касается свободы или несвободы в выборе религии, места и роли религиозных организаций в государстве, обучения религии и т. д. Еще в Византии были выработаны основные принципы церковно-государственных отношений (симфонии), которые зафиксированы в канонах и государственных законах империи, отражены в святоотеческих писаниях. Суть симфонии состоит в обоюдном сотрудничестве, взаимной поддержке и ответственности без вторжения одной стороны в сферу исключительной компетенции другой. Епископ подчиняется государственной власти как подданный, а не потому, что его епископская власть исходит от государственной власти. Точно так же и представитель государственной власти повинуется епископу как член Церкви, стремящийся получить у нее спасение, а не потому, что власть его происходит от власти епископа. Государство при симфонических отношениях с Церковью ищет у нее моральной, духовной поддержки, благословения деятельности, направленной на достижение целей, служащих благополучию граждан, а Церковь получает от государства помощь в создании условий, благоприятных для благовествования и для «духовного окормления своих чад», являющихся одновременно гражданами государства. Классическая византийская формула взаимоотношений между государственной и церковной властью приведена в «Эпанагоге» (вторая половина IX b.): «Мирская власть и священство относятся между собою, как тело и душа, необходимы для государственного устройства точно так же, как тело и душа в живом человеке. В связи и согласии их состоит благоденствие государства». Ту же мысль находим и в актах VII Вселенского Собора: «Священник есть освящение и укрепление императорской власти, а императорская власть посредством справедливых законов управляет земным».

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanoni...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010