XX. Отношение пастыря к предержащей власти и к политическим партиям. Допустимо ли несение пастырями общественных и государственных должностей? Вопрос об отношении пастыря к предержащей власти должен стать ясным после раскрытия природы, цели и назначения предержащей государственной власти. Последнее отчасти уже сделано нами в III главе. Теперь дополним сказанное там. Согласно изложенному в Римл. (XIII гл.) учению апостола Павла, власть – от Бога, цель власти – поддерживать добро и преграждать зло. Потребность власти вызывается самой природой одушевленных созданий, и особенно разумных. История свидетельствует, что никогда не было на земле общества, которое обходилось бы без власти. Моменты безвластия, анархии, случавшиеся в жизни общества обыкновенно несли с собой расстройство, разрушение и разорение. Цель и назначение государственной власти в общем совпадают с целью и назначением Церкви. Конечно, своей целью Церковь также имеет борьбу со злом, ослабление зла и поддержку, умножение добра. Разница между устремлениями Церкви и государственности лишь в том состоит, что Церковь имеет в виду преимущественно духовную сторону человеческой жизни и среди многих своих задач высшей задачей ставит преображение человека, приготовление его к небу и небесной жизни, хоть она не оставляет без внимания и земной стороны человеческого существования со всеми ее мирскими нуждами; государственная же власть ставит своею целью земное устроение и духовными запросами граждан занимается постольку, поскольку внимание к ним и удовлетворение их необходимы для достижения ее основной цели. Сходные свои цели Церковь и государственная власть осуществляет каждая своими средствами. Преимущественные средства Церкви: молитва , слово назидания или обличения, благодатная помощь. Но иногда Церковь применяет и наказание, отсечение от своего тела и даже обрекает неисправимых на вечные мучения. Преимущественные средства государственной власти: сила, меч, не исключающие, однако, и морального воздействия. Есть более тонкое различие между Церковью и государством с их властями. В государстве, даже и христианском, личность отдельного гражданина как бы меркнет перед громадой народа: народу принадлежит будущее, ему и отдают преимущественно свои заботы носители власти, а всякий отдельный гражданин представляет преходящую частицу целого, которая со своею смертью отходит, теряется для государства. В Церкви же Божией бесценна каждая человеческая личность, как носящая в себе образ Божий и предназначенная к вечной жизни. В государстве прежде всего – служение народу, а потом уже – отдельным личностям; в Церкви же Божией прежде всего – спасение личностей, а в них и через них – спасение и народа.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Shavel...

Димитрий Тракателлис Содержание Предисловие Введение Глава 1. Проявление власти и прелюдия страстей (Мк 1:1–8:26) Проявления власти Иисуса: этап первый (1:1–3:6) Проявления власти Иисуса: этап второй (3:7–6:6) Проявления власти Иисуса: этап третий (6:7–8:26) Глава 2. Равновесие между концепциями власти и страданий (Мк 8:27–10:52) Глава 3. Исполнение страстей в свете власти (Мк 11:1–16:20) Первая фаза: конфликт достигает кульминации (11:1–13:36) Вторая фаза: страсти (14:1–15:47) Инверсия конца: Воскресение (16:1–8 и 16:9–20) Глава 4. Анализ двух основных христологических концепций Сила и власть Христова Страдания Христовы Глава 5. Власть и страдания: высшая христологическая реальность Сокращения 1. Комментарии (в хронологическом порядке) 2. Тексты и общие работы 3. Периодика Избранная библиография А. комментарии Б. специальные исследования и статьи В. издания на русском языке Композиция Евангелия от Марка I. Проявления власти Иисуса и прелюдия к страстям (Мк 1:1– 8:26) II. Равновесие между концепциями III. Исполнение страстей власти и страданий (8:27–10:52) в свете власти (11:1–16:20) Указатель библейских источников Евангелие от Марка Именной указатель     Моей матери Георгии εχαριστριον   Предисловие Эта книга – часть большого исследовательского проекта. Его задача – исследовать и интерпретировать основные взгляды и подходы к личности Иисуса Христа в новозаветных текстах и раннехристианской литературе. Эта задача требует больших усилий, но и вознаграждает библеиста глубоким духовным удовлетворением. По ходу исследования и написания данной монографии мне помогали многие люди в Греции и за её пределами. Всем им я выражаю горячую признательность. Особо благодарю своих студентов в Греческой православной богословской школе Святого Креста в Бруклине (штат Массачусетс), которым я давал ознакомиться с набросками этой книги в 1980–1981 учебном году. Их активное участие в курсе по экзегетике Евангелия от Марка помогло мне чётче обрисовать трудные и неясные места. Я также благодарю Ангелики Гутци за помощь с подбором библиографии на греческом языке, перепечаткой текста на компьютере и за составление указателей. Особая благодарность – Пенелопе Константинидис за помощь в проверке библиографии на английском, французском и немецком языках, а также систематизации исследовательских данных. Наконец, позволю себе выразить бесконечную благодарность издателям Деметрису Мавропулосу и Спиросу Даврису из «Домос пресс», которые неустанно помогали мне на всех стадиях подготовки и публикации данной рукописи.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/vlast-i...

Отдел второй. Церковное управление Рассмотрев внешнее устройство церковной иерархии, перейдём к учению о церковном управлении, т. е. к рассмотрению тех функций, в которых выражается собственная власть церкви. Власть эта по своему содержанию, целям и средствам есть чисто духовная; она состоит в следующих трёх полномочиях, полученных апостолами от Основателя церкви И. Христа: 1) в праве правления обществом верующих (potestas jurisdictionis); 2) в праве религиозного учения (potestas magisterii), и 3) в праве религиозного освящения (potestas ordinis, ministerii). В правительственной власти (р. iurisdictionis) церкви, как и в правительственной власти государства, должно различать: а) власть законодательную, б) административную и в) судебную. О церковном законодательстве, его характере и предмете мы говорили в учении об источниках церковного права; органы законодательной и административной церковной власти рассмотрены нами в учении о церковном устройстве. Таким образом нам остаётся рассмотреть только один вид правительственной власти церкви – власть судебную. Глава V §52. Церковно-судебная власть, её значение и основания принадлежности её церкви Предписывая известный порядок, церковь имеет право требовать соблюдения его и, в случае нарушения установленных ею правил, должна заботиться об устранении, при помощи церковно-судебной власти, этих правонарушений и об исправлении правонарушителей. Указания оснований принадлежности церкви судебной власти находятся в св. Писании. Так у евангелиста Матфея (XVIII, 15–18) мы читаем: «Если же согрешит против тебя брат твой; пойди, и обличи его между тобою и им одним: если послушает тебя; то приобрёл ты брата своего. Если же не послушает; возьми с собою ещё одного, или двух, дабы устами двух, или трёх свидетелей подтвердилось всякое слово. Если же не послушает их; скажи церкви: а если и церковь не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь. Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе». – Далее, апостол Павел в послании своём к Коринфянам, сделав вначале им упрёк за то, что они не предприняли никаких мер к удалению из своего общества кровосмесителя, говорит, между прочим: «я, отсутствуя телом, но присутствуя у вас духом, уже решил, как бы находясь у вас, сделавшего такое дело, . . . предать сатане во измождение плоти, чтобы дух был спасён» . . . и, затем , продолжает: «к стыду вашему говорю: неужели нет между вами ни одного разумного, который мог бы рассудить между братьями своими? ...» ( I Kop. V, 1–5; VI, 5 .) §53. Суд церкви по проступкам и преступлениям

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Krasnoz...

Епископа должен поставлять собор епископов, во всяком случае, по словам правила, их должно быть три, или, по крайней мере, два. Так должно быть потому, что все епископы по своей духовной власти равны между собою, как были равны между собою по власти и Апостолы, преемниками которых являются епископы. Стало быть, ни один епископ самолично не может передать другому всю ту власть, которую имеет сам, удерживая в то же время эту власть и для себя, а это может сделать только собор епископов, т.е. совместная власть нескольких епископов. Так установлено божественным правом, выраженным в книгах Священного Писания Нового Завета. Сам Основатель церкви Иисус Христос несколько раз ясно указал на равенство между Своими Апостолами, и торжественно осудил даже самую мысль некоторых из них, желавших быть старшими, и иметь большую власть. При этом Иисус Христос говорил им, что будет с ними только тогда, когда они будут в единении, и когда, при равенстве власти между ними, будут совместно трудиться в церкви (Мф.18:20; 20:22-27; 23:8-12; Мк.9:34-35; 10:42-45; Ин.18:36; 1Пет.5:2-4; Евр.13:20, и др.). Как среди Апостолов не было и не могло быть у кого-либо из них преимущественной власти, которою бы обладал один из них по отношению к другим, так точно нет, и не может быть преимуществ и среди апостольских преемников - епископов, но все они имеют совершенно одинаковую духовную власть и достоинство, и только общее их собрание может передать новому епископу власть, которую в отдельности имеет каждый из них Множество примеров свидетельствует о том, что это исполнялось и во времена Апостолов. Апостол Павел в своем послании епископу Тимофею советует хранить дар, полученный им через возложение рук священства (1Тим.4:14) В Деяниях св. Апостолов (13:1-3) упоминается, что Павел и Варнава, по внушению Св. Духа, были рукоположены на свою службу собором апостольских преемников. Апостольские постановления (III, 20) в деле поставления епископов требуют того же, что и это Ап. Правило Это правило было общим и неизменным в течение всех веков христианской церкви, и его строго придерживается и в настоящее время наша православная церковь. Обычно три или два епископа, имеющие поставить нового епископа, принадлежат к той митрополичьей области, в которой новый епископ должен занять кафедру. В случае нужды, когда в такой области нет необходимого числа епископов, можно пригласить такового из ближайшей области, и он, вместе с одним или двумя епископами данной области, поставит нового епископа. Такой порядок является совершенно каноническим

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1311...

Папство в Западной Римской империи (V век) Е. Гергей. История папства После смерти Феодосия Западная империя пребывала в условиях постоянных нападений со стороны вестготов, гуннов, а затем и германцев. В результате усиливающегося социального и идеологического кризиса античного рабовладельческого общества, расстроенных экономических и политических отношений церковь все более превращалась в единственный прочный центр. Общий распад, несмотря на его негативное воздействие, в конечном счете позволил созреть внешним условиям для создания папской верховной власти. В сложном процессе формирования примата папы исходным пунктом явилась верховная власть патриарха в лице римского епископа над Западом. Но примат патриарха в основном одинаково складывался во всех патриархатах. Однако лишь в римском и византийском центрах была сделана попытка добиться универсальности авторитета патриарха. (Остальные патриархи скорее представляли сепаратистские устремления.) В те времена примат римского епископа относительно авторитета и принципов веры уже никто не подвергал сомнению, это узаконили и восточные императоры. Но в Риме, исходя из юрисдикционной власти западного патриарха над его епископами, примат патриарха рассматривали как абсолютную церковно-управленческую и судебную верховную власть относительно вселенской церкви. Однако против этого протестовали не только византийский, но и другие патриархи. Прямая юрисдикционная власть римского патриарха и в латинском мире ограничивалась лишь Центральной Италией. Его влияние в эллинистической Южной Италии, Африке и Испании было уже слабее и едва ощущалось в Северной Италии и Галлии. Успешно выступали против Рима, отстаивая свою автономию, Карфаген, Арль и Милан. Таким образом, фактическое соперничество за верховную власть над всей церковью развернулось лишь между Византией и Римом. Константинополь подчеркивал свое верховенство, ссылаясь на реальную политическую власть, Рим же в большей степени выдвигал на первый план аргументы религиозно-библейского характера. С конца IV века все чаще говорилось об апостольском характере римской церкви, о главенстве Петра. Основанное на этом тезисе почетное первенство в равной степени признавали как Восток, так и Запад, но не как источник верховной административной власти в церкви. На значение идейных мотивов притязаний на власть указывает то, что Константинополь наряду с преимуществом реальной власти был вынужден также опираться на легенду об апостоличности. Согласно этой легенде древнюю византийскую церковь еще до Петра создал апостол Андрей Первозванный, брат Петра. Следовательно, Константинополь как церковный центр не только одного ранга с Римом, но и древнее его.

http://sedmitza.ru/lib/text/441578/

Скачать epub pdf Отдел III. Церковно-судебная власть Церковно-судебной властью называется определенная церковными правилами и государственными узаконениями совокупность прав, присвоенных известным лицам и учреждениям в церкви, которые имеют попечение о том, чтобы нарушенные в церкви права были восстановляемы, споры разрешаемы, нарушители исправляемы, и чтобы была охраняема легальность и правильность в церковном обществе. Таким образом, правильное устройство судебной власти и правильное отправление ее охраняют нормальное устройство и управление церковью во всех ее частях и жизненное влияние церкви на общество и отдельных ее членов. Через церковно-судебную власть установляется, и свобода отдельных лиц в известных пределах устраняются споры. несогласное с церковными правилами, преступления, а равно и вредное влияние их на церковь и жизнь. Вообще церковно-судебная власть в церкви есть гарантия прав церкви и охранение их от возможности нарушений. Для того, чтобы она имела такое влияние нужно, чтобы оно соответствовало тем целям, для которых оно существует. В литературе возникал вопрос – должна ли церкви принадлежать церковно-судебная власть и чем она отличается от государственной и судебной власти. Существуют мнения, которые отрицают право церкви на эту власть. Надо сказать, что эти возражения основаны скорее на недоразумениях или исходят от тех партий, которые не желают правильного развития церковной жизни. Поэтому необходимо здесь указать те основания, на которых утверждается церковно-судебная власть и по которым она необходимо должна существовать. А. Основания церковно-судебной власти Основания церковно-судебной власти, следующие: 1) богословское, 2) общественно-каноническое, 3) юридическо-политическое. Основания эти вытекают из того понятия о церкви, которое изложено выше, а именно, что церковь есть с одной стороны божественное установление, а с другой – общественный союз, сложившийся для лучшего достижения известных целей, которым не могут удовлетворять все другие общества.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Gorchak...

В суровые и скорбные дни Великого поста мы постоянно слышим покаянную молитву преподобного Ефрема Сирина: «Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему. Ей, Господи, Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь». Смыслы молитвы преподобного Ефрема Сирина велики и многообразны. Остановимся только на одном слове – «любоначалие». Любоначалие, или властолюбие, – извечная проблема человечества. О власти написаны тысячи книг, и все равно ее природа остается тайной. Почему люди, имеющие, казалось бы, все законные права, расстаются и с властью, и с жизнью, как, например, Петр ΙΙΙ, Павел Ι и т.д., в то время как люди, не имеющие на власть никакого права, не только благополучно достигают ее, но и наслаждаются ею долгие годы, как, например, Екатерина ΙΙ? В книге Притч Премудрость говорит: «Мною цари царствуют» (Притч. 8: 15). Но откуда тогда кровавое безумие многих властителей, их отказ от мудрости и здравого смысла? В чем состоит обаяние власти, за которую и для которой многие жертвовали и жертвуют жизнью? Вспомним пушкинское: Но человека человек Послал к анчару властным взглядом, И тот послушно в путь потек И к утру воротился с ядом… Принес – и ослабел и лег Под сводом шалаша на лыки, И умер бедный раб у ног Непобедимого владыки. Власть может нести гибель и разрушение, но общество без нее существовать не может. Так в чем же источник власти? Любой православный христианин помнит слова апостола Павла: «Всякая душа да будет покорна властям предержащим, ибо нет власти не от Бога. Существующие же власти от Бога установлены» (Рим. 13: 1). Новое время отринуло концепции о божественном происхождении власти. Просветители провозгласили, что источником власти является сам народ, который якобы делегирует свои полномочия правительству и потому вправе свергнуть его, если оно не соблюдает общественный договор. Подобная постановка дела выглядит достаточно странной: народ предстает и объектом, и субъектом власти, а проще говоря – бароном Мюнхгаузеном, который вытягивает самого себя за косичку из болота безвластья.

http://pravoslavie.ru/91945.html

Слово в день восшествия на престол Благочестивейшего Государя Императора АЛЕКСАНДРА АЛЕКСАНДРОВИЧА, 1885 года. О самодержавной власти. Не оправдай себе пред Богом и пред Царем не мудрися. ( Сир. 7, 5 ). В этом кратком изречении, со свойственною Библии простотой, выражены две великие истины. Первая: пред Богом не умаляй своей виновности, не извиняй сам себя и не оправдывайся во грехах своих; как всеведущий, Он Сам все видел и видит, и знает тебя и дела твои лучше тебя самого. Вторая: пред Царем, как носителем божественной власти и исполнителем велений Божией правды, – не мудрствуй, не хитри; от исполнения повелений Его не уклоняйся под какими-либо предлогами; определения правосудия принимай с покорностью, как подобает виновному, не представляя в ложном свете своего дела и не извращая смысла закона. Власть Божия и власть царская есть по существу своему одна и та же власть, содержащая в законном порядке жизнь всего мира и рода человеческого; правда Божия и правда царская есть одна и та же правда, преследующая уклонения от законов и правильного течения жизни. Стой пред этою властью и правдою с благоговением, покорностью, внутреннею прямотой и честностью. По потребностям нашего времени и значению настоящего дня мы остановимся с должным вниманием на второй из указанных нами истин. „Мудрить перед Царем“, или вообще судить так и иначе о различных родах власти, ее правах, пределах, способах проявления, неудобствах и недостатках, – это не просто черта или особенность, а это болезнь нашего времени. Кто ныне не почитает себя в праве судить и говорить обо всем этом, тогда как в прежние времена всякие подобные речи почитались для частного человека непозволительными? Откуда же мы взяли себе это право? В успехах просвещения. Мысль, что мы превосходим все прошедшие века образованием, надмевает нас; она соблазняет нас приравнивать себя ко всем людям власть имеющим, и даже ставить себя выше их, судить и порицать их. Мы думаем, что сами все знаем, все можем, не нуждаемся ни в каком руководстве и присмотре; что власть была нужна только во времена невежества, но ныне не только образованные личности, но и целые просвещенные народы могут и должны обходиться без единой верховной власти и управляться сами собою.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Kluch...

Закрыть itemscope itemtype="" > Царю-страстотерпцу Николаю Богом дана власть молиться за нас Но мы сами должны нуждаться в его молитве, святой царь ждёт от нас искренней, сыновней любви 09.04.2020 2316 Время на чтение 4 минуты От редакции: Православный женский журнал «Славянка» давно является нашим партнёром, мы нередко публиковали материалы журнала на нашем сайте. В ближайшем номере журнала май-июнь 2020 г.) будет опубликовано интервью с настоятелем храма Святых Царственных Страстотерпцев в Ясеневе иереем Димитрием Бабуриным «Пик русской святости». С любезного разрешения редакции «Славянки» мы публикуем отрывок из этого интервью на РНЛ. Особая молитва к святому Царю-Мученику Николаю, о чём говорит отец Димитрий, особенно важна именно сегодня, когда бушует коронавирус. Что русского человека делало русским? Пока святой князь Владимир не выбрал Православие государственной религией, пока не была крещена Русь, речь не шла о Руси как таковой. Вера в истинного Бога сформировала русского человека и русское государство. Вера православная воспитала в русском человеке почитание родителей, начальствующих и, прежде всего, Бога. То есть исполнение пятой заповеди. Господь через родителей проявляет свою власть над детьми. Воля родительская по отношению к детям – фактически власть Божия, если она не противоречит Его заповедям. Когда ребёнок исполняет волю родителей, он исполняет волю Божию за послушание. Другого масштаба – власть царская. Она несопоставима с любой другой властью: президентской, парламентской… Царь – это помазанник Божий. И почитание царя, царской власти в русском народе также сформировалось благодаря православной вере. Эти два понятия – Православие и царская власть – неотделимы. И если бы этого единства не было, то не было бы нашего государства. Царь – помазанник Божий. Нынешняя власть, избираемая народом, перед народом и отвечает. А помазанник Божий отвечает за свой народ перед Богом. У царя другая ответственность. В чём состоит наш грех перед помазанником Божиим? Не царь отрёкся от народа, а народ отрёкся от царя. Этим, фактически, народ отказался от власти Божией. Люди были словно парализованы клеветой, распространяемой задолго до революции и во время революции. Люди были развращены вольнодумством, отошли от Бога. Люди забыли, что их предки приносили клятву верности царю в 1613 году. А клятва эта имела глубочайший духовный смысл, а не просто являлась юридическим документом. В этом и есть вина народа перед Богом и Его помазанником.

http://ruskline.ru/news_rl/2020/04/09/ca...

преосвященного Константина, епископа Самарского, от 30 ноября 1905 года О составе ожидаемого Собора Всероссийской Церкви Христианская Церковь не есть царство от мира сего ( Ин.18:36 ); потому и власть её образовалась, поддерживается и действует в своём управлении не так, как власти земные. Церковь есть общество, особенным – благодатным образом управляемое Богом. Господь наш Иисус Христос как Верховный Владыка определил в Церкви различные служения ( 1Кор.12:5 ), т. е. поставил на первом месте апостолов, за ними пророков и евангелистов, потом пастырей и учителей ( Еф.4:11 ). Дух Святый, по мере благоволения Христова (4:7), разделяет каждому из них Свои дары для общей пользы и действует, при сем разделении, по Своей недоведомой воле ( 1Кор.12:7 , И). Впрочем, всё и во всех производит один и тот же Триединый Бог (12:6). Такой союз земной Церкви с Небом будет существовать до скончания века ( Мф.28:20 ). Без воли и указания Божия нельзя восхитить в Церкви никакого служения ( Евр.5:4 ). Чем выше служение, тем яснее должно быть божественное призвание, и наоборот, чем открытее божественное призвание, тем обширнее власть, сообщаемая лицу, призванному на известное служение Совокупность власти, разделённой между лицами, Богом призванными на служение Христовой Церкви, составляет, собственно, так называемую власть церковную. Обыкновенно власть церковная действует через особо избранных лиц, именно – через иерархию, которым вообще вменяется в обязанность иметь попечение о народе (Апост. пр. 36-е); в важнейших же случаях власть церковная сосредоточивается в соборах Соборы образуются преимущественно из епископов, частью из пресвитеров и из мирян ( Деян.15:2, 4, 6, 22, 23 ), о чём скажем ниже подробно. Высшая власть принадлежит Вселенскому Собору, который имеет авторитет божественный. Его определения, касающиеся догматов веры, почитаются равно непогрешимыми, как постановления и предания апостольские (см. посл. I Всел. Соб. к еписк. африканским и посл. св. Григория Богосл. к Иоанну, еписк. Констант.). Власть его простирается на весь христианский мир (см. 118 посл. блаж. Августина к Януарию). Приговоры его не отменяются (см. Созом. 2:29).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010