То есть Книга Деяний, на самом деле, призывает нас к некоторой духовной чуткости, к тому, чтобы видеть за, казалось бы, обычными событиями действие Божие. И, собственно, когда мы ее читаем, то получаем этот навык. Следовательно, книга еще интересна тем, что фактически она может учить нас. А как научиться узнавать волю Божию, слышать голос Божий? Книга насыщена речами и, как я уже сказал, тем, каким она видит Бога. Сегодня есть некоторые миссионеры, которые Бога представляют этаким судьей, который предлагает: «Вот вам 10 заповедей и еще блаженство. Хотите попасть в рай — с нами. Не хотите — Бог вас осудит». Очень интересно, что Лука показывает множество нюансов, каким образом нужно говорить о Боге. И Бог у него не выглядит этим страшным судьей. Еще древние замечали, что, если Бога мы будем представлять только как судью, это будет не Бог, а скорее дьявол. Его Суд всегда уравновешивается Его милостью. Но что же мы узнаем о Боге из Книги Деяний, из проповедей, которые там присутствуют? Если мы откроем с вами, например, XVII главу Деяний, где апостол Павел проповедует в афинском Ареопаге, он говорит там такие замечательные слова о Боге: «Бог, сотворивший мир и все что в нем, Он, будучи Господом неба и земли, не в рукотворенных храмах живет и не требует служения рук человеческих, как бы имеющий в чем-то нужду, Сам дая всему жизнь и дыхание и все». Бог, у которого есть все, не нуждается в том, чтобы мы что-то Ему такое особенное делали, что-то Ему давали. «От одной крови он произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли, назначив предопределенные времена и пределы их обитанию, дабы они искали Бога, не ощутят ли Его и не найдут ли, хотя он и недалеко от каждого из нас». Какие прекрасные слова… Для чего Господь создает все нации? Для чего он создает людей? Некоторые думают: для творчества. Другие думают: чтобы оставить свое потомство в детях, хороших детей воспитать. Павел же говорит: «Дабы они искали Бога. Не ощутят ли Его и не найдут ли, хотя Он и недалеко от каждого из нас». Мне кажется, здорово, что Господь создает нас для себя.

http://predanie.ru/book/220262-chitaiem-...

То есть он говорит, что земля для Бога святая везде. Закон, он говорит, важен не сам по себе. Закон указывает на Мессию, на пророка, которого Господь поставит. Если вы не слушаете, что говорит Закон в своих последних строчках, то значит, что вы Закон не исполняете. То же самое касается храма. Храм важен как место Божьего присутствия, но Бог в нерукотворенных храмах живет. И при этом сам Иисус, Мессия, является вот таким воплощенным Божьим присутствием. То есть на самом деле это не Павел даже проводит такой водораздел между иудаизмом и языкохристианством, это делает уже Стефан. Интересно, что его слушает Савл — юноша, который потом станет апостолом Павлом. И потом он фактически эти тезисы будет тоже говорить, что Спасение дается по вере, а не через дела Закона. Что Бог может везде действовать, что жертвой ему может быть просто участие в благовествовании, не обязательно в храме ты должен что-то произносить, что вы сами должны стать храмом Духа Святого. Вот эти все темы на самом деле закладывает Стефан. Да, их обсуждение идет с трудом в это время. И Лука проводит параллель между Стефаном и Павлом даже в том, что против Стефана выступили Асийские, и против Павла потом тоже выступают те же самые Асийские. Он полностью повторяет судьбу Стефана в этом смысле. Очень интересно. И вместе с тем, мы говорим, что вот эти пути начинают размежевываться. Но Лука нигде не доводит это до окончательного разрыва. Да, Книга Деяний заканчивается тем, что римляне, римские иудеи, не слышат. В XXVIII главе Павел цитирует Исаию: «Поди к народу сему и скажи: слухом услышите и не уразумеете, очами смотреть будете и не увидите. Ибо огрубело сердце людей сих, и очи свои сомкнули, да не узрят очами, и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы я исцелил их. Итак да будет вам известно, что спасение Божие послано язычникам: они и услышат». Но вместе с тем I часть Книги Деяний никуда не девается, она продолжает действовать, говорит: «Вы сыны пророков и завета, который завещевал Бог отцам вашим, говоря Аврааму: и в семени твоем благословятся все племена земные. Бог, воскресив Сына Своего Иисуса, к вам первым послал Его благословить вас, отвращая каждого от злых дел ваших». Это тонкое равновесие, но, мне кажется, что на протяжении многих лет церкви удавалось его поддерживать и сохранять.

http://predanie.ru/book/220262-chitaiem-...

Тогда вздымается Геннисаретское озеро, и из пучины на берег начинают вылезать давно утонувшие, полные ярости свиньи и кидаются на несчастного, который сам сделал выбор между ними и Богом. Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и не находит; тогда говорит: возвращусь в дом мой, откуда я вышел. И, придя, находит его незанятым, выметенным и убранным; тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там; и бывает для человека того последнее хуже первого (Евангелие от Матфея, глава 12). Так, к несчастью, произошло и с Августином–Сергеем–Владимиром. В 2001 году мы прочитали в газетах, что иеромонах Владимир, который служил в одном из провинциальных городов и был тесно связан с местной преступной, разгульной, совершенно невозможной для монаха компанией, найден зверски убитым в своем доме. Упокой, Господи, душу усопшего раба Твоего убиенного иеромонаха Владимира! Что происходило в духовном мире в эти минуты? Что такое случайность? Почему кирпич падает на голову именно этому прохожему — одному из тысяч? Подобного рода глубокомысленные размышления волнуют человечество тысячелетиями. Однажды троице–сергиевский благочинный архимандрит Онуфрий и духовник лавры архимандрит Кирилл поручили мне помочь перевезти на Кавказ в горы, туда, где уже многие годы на нелегальном положении подвизаются монахи–отшельники, одного из иноков лавры, иеродьякона Рафаила (Берестова). Это был монах совсем маленького, детского росточка, без бороды, с тоненьким голосом и простодушный воистину как ребенок. Заговорщическим шепотом отец Рафаильчик поведал мне, что по благословению отца Кирилла вынужден бежать в горы, потому что в одиночку борется с экуменизмом. На косяке дверей своей кельи в лавре он прибил листок из школьной тетради с надписью: «ПОЗОР ЭКУМЕНИСТАМ!!!» Я тоже никакого расположения к экуменизму не испытывал и потому взялся ему помочь, хотя и сильно сомневался в реальности нависшей над отцом иеродьяконом чрезвычайной угрозы. Да еще такой, что надо было бежать из монастыря.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=67

Указав на испуг и смущение Саула и всех израильтян, Писание рассказывает нам далее, что старшие сыновья Иессея следовали за Саулом на войну, а Давид, самый младший, не переставал пасти стада отца своего в Вифлееме. Только случайно очутился он в боевом строе, — потому только, что отец его Иессей послал через него пищу старшим сыновьям своим. Братия! стоит заметить это обстоятельство, что возвышение царя Израильского Давида, на царствовании которого основаны самые сокровенные и светлые надежды целого еврейского народа, он же и ныне во время своего изгнания не перестает упоминать в молитвах своих: Давид Царь Израиля жив и вечен, как сказано: «не отойдет скипетр от Иуды» — стоит заметить, говорю я, что это величайшее событие еврейской истории последовало как бы косвенным и случайным образом. Это потому, как сказано: «воистину Ты Бог сокровенный, Бог Израилев Спаситель», и дабы дать человеку свободную волю приписать то или другое происшествие промыслу Божию, или же простому случаю и тем испытать сердце верующее. Итак, непредвиденно попавши в ратный строй и услыхав оскорбительный вызов филистимлянина, Давид облекся ревностью по Боге Саваофе и воскликнул: кто такой этот необрезанный, что так поносит воинство Бога живого? И когда представили его перед царя Саула, и тот говорил ему: «ты не можешь идти против этого филистимлянина, ибо ты еще отрок, а он муж ратоборец от юности своей», — Давид возразил простодушно: «Бак льва и медведя побивал раб твой, так будет и этому иноплеменнику. Пойду и поражу его, и отниму поношение от Израиля; ибо кто этот необрезанный, что уничтожил полк Бога живого? Этими словами будущий царь Израиля хотел сказать, что только Дух Божий животворит и укрепляет человека, а без этого, одною своею собственною силою, человек подобен зверю полевому. И поэтому он прибавил с полною уверенностью: «Господь, избавлявший меня от когтей льва и от когтей медведя, так же избавит меня и от руки этого необрезанного». Затем, когда облекли Давида воинскою одеждою Сауловою, и шлемом и мечом, он сложил с себя все это и, взяв свой пастуший посох и положив в сумку пять гладких камней (камень, его же небрегоша зиждущие), он подошел к филистимлянину, говоря: «ты идешь на меня с мечом, с копьем и щитом, а я иду на тебя во имя Господа Саваофа, Бога воинства израильского, которого ты поносил, и ныне предаст тебя Господь в руку мою — и узнает вся земля, что есть Бог во Израиле, и уразумеет весь этот сонм, что не мечам и не копьем спасает Господь».

http://predanie.ru/book/220020-filosofsk...

Хорошо. Мне кажется, что мы тогда можем поговорить о Стефане. Я только уточню. Мне кажется, что «после этого» не значит всегда «вследствие этого». Да, Иаков предложил Павлу обряд очищения, но это не значит, что потому, что он это предложил, Павла и схватили. Его бы схватили, думаю, в любом случае. Просто не сработала та стратегия, которую Иаков предложил. Но действительно интересно, что ученые пытались отыскать некий центр самой Книги Деяний апостольских. И если мы изучим речи, то окажется, что самая длинная речь в Книге Деяний находится в VII главе — и это проповедь Стефана. Когда ее читаешь впервые и читаешь невнимательно, можно воскликнуть: «Слушайте, а зачем нам Стефан просто пересказывает некоторые события Ветхого Завета?» Но, на самом деле, я убежден, что эта речь выстроена очень точно и фактически в ней заложено все позднейшее богословие апостола Павла. Давайте вспомним ситуацию. Стефан был одним из семи дьяконов. Он был муж, исполненный Духа Святого и веры. Его руками совершалось много знамений. И когда он проповедовал, «некоторые из так называемой синагоги Либертинцев…» (то есть вольноотпущенники: было такое, что знатные римляне даровали иногда свободу своим рабам, в том числе, и иудеям, и они, соответственно, составляли особую синагогу) «…и Киринейцев и Александрийцев и некоторые их Киликии и Асии вступили в спор со Стефаном». То есть эти приплывшие из Африки и нынешней Турции вступили в спор со Стефаном, но не могли противостоять мудрости и Духу, которыми он говорил. «Тогда научили они некоторых сказать: мы слышали, как он говорил хульные слова на Моисея и на Бога». То есть якобы он про Закон что-то говорит. «И возбудили народ, и старейшин, и книжников и, напав, схватили его, повели в синедрион. И представили ложных свидетелей, которые говорили: этот человек не перестает говорить хульные слова на святое место сие и на Закон. Ибо мы слышали, как он говорил, что Иисус Назорей разрушит место сие и переменит обычаи, которые передал нам Моисей». Добавляется еще один обвинительный пункт — «святое место сие и Закон». Как вы помните, Евангелие гласит, что Иисуса и обвиняли в том, что Он говорил: «Разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его». Евангелист Иоанн, правда, поясняет: «Он говорил о храме тела Своего». Но обвинения повторяются. Обвинения, которые были против Иисуса, повторяются и в случае со Стефаном.

http://predanie.ru/book/220262-chitaiem-...

что вычтено ныне из Израиля колено целое? И было наутро, встал народ и построили там жертвенник и вознесли всесожжения и мирные. И сказали сыны Израилевы: нет ли кого, кто не приходил на собор к Ягвэ изо всех колен Израилевых, ибо клятва была великая, что, мол, кто не придет к Ягвэ в Мицпа — смертью умрет. И пожалели сыны Израилевы о Веньямине, брате своем, и сказали: убавилось ныне колено одно из Израиля. Как бы добыт нам жен для остальных: поклялись мы Ягвэ не давать им из дочерей наших в жены. И сказали: нет ли кого из племен Израилевых, кто не приходил к Ягвэ в Мицпа? И вот не приходили на собор люди ратные из Ябэша гилеадского. И считал народ, и вот — нет там никого из жителей Ябэша гилеадскаго. И послало общество двенадцать тысяч мужей — людей воинственных: и заповедало им, говоря: идите, избейте всех жителей Ябэша гилеадского острием меча, и жен и детей. Но вот в чем дело: все мужеское и все женское, познавшее ложе мужнее — закляты они. — И нашли они меж жителей Ябэша гилеадского четыреста молодых девиц невинных, не познавших ложа мужеского; и привели их в стан, в Шило, что в земле Кенаан. И послало все общество и говорило сынам Веньяминовым, что в скалах Римон, и возвестило им мир. И вернулся в ту пору Веньямин, и дали им в жены тех, что из жен Ябэша гилеадского, и не достало их (на всех). И жалел народ о Веньямине, ибо сделал Ягвэ прореху в коленах Израилевых. И сказали старейшины общества: как добыть жен для остальных? — ибо в Беньямине жены все изгублены. — А мы не можем дать им жен из дочерей наших; ибо клялись сыны Израилевы, говоря: проклят дающий жену Беньямину. — И сказали: вот праздник Ягвэ годовой в Шило. И заповедали сынам Веньяминовым, говоря: идите и спрячьтесь в виноградниках. И смотрите, как выйдут девицы из Шило с пляской и песнями, выходите вы из виноградников и хватайте себе каждый жену из дочерей Шило, и идите в землю Веньяминову. И будет, как придут отцы и братья их тягаться с нами, то мы скажем им: пожалейте их, ибо не добыли мы им каждому по жене в той войне, а вы не давали им — по времени вина. Так и сделали сыны Вельяминовы и взяли жен по числу своему из хороводов, откуда их похитили; и пошли вернулись в удел свой и строили

http://predanie.ru/book/220949-istoriya-...

Что представлял иудаизм того времени? Конечно, чтобы получить развернутый ответ на этот вопрос, надо слушать лекции Алексея Сомова, который здесь в лектории много рассказывал об иудаизме периода Второго храма. Очень кратко суммируя, можно сказать, что для иудеев того времени было три принципиальные ценности. Это земля, которую Бог дал им в наследство как знак Завета. Это храм, в котором Бог присутствует и открывается. И это Закон, явленная воля Божия, написанная на скрижалях и в тексте Торы. Стефана слушали, по-видимому, не только ортодоксы иудеи, но и христиане. И для них было важно услышать, что самому отцу веры Аврааму пришлось достаточно долго терпеть и ожидать, когда же все исполнится. Вот точно также и здесь: «И сказал ему Бог, что потомки его будут переселенцами в чужой земле и будут в порабощении и притеснении лет четыреста. Но, Я, сказал Бог, произведу суд над тем народом, у которого они будут в порабощении; и после того они выйдут и будут служить Мне на сем месте. И дал ему завет обрезания». Стефан нигде не говорит, что завет обрезания должно отменить. Кстати, и Лука нигде не говорит, что обрезание должно быть отменено. Обрезание не работает для христиан из язычников, но Иерусалимский Собор не отменял обрезания для христиан из иудеев. И они, в принципе, соблюдали весь Закон. Мы видим, что и сами апостолы ходили «в храм в час молитвы девятый». Примерно, в три часа дня, когда такая полуденная жертва приносилась. «По сем родил он Исаака и обрезал его в восьмой день; а Исаак родил Иакова. Иаков же — двенадцать патриархов. Патриархи по зависти продали Иосифа в Египет». И дальше начинается тема сопротивления. Он говорит, что патриархи, братья Иосифа, начинают противиться Богу, противиться самому Иосифу. Потом при Моисее народ будет противиться. И он спрашивает: это вы на самом деле так вот себя ведете? Да, в самом начале Книги Деяний апостольских Петр говорит: вы дети Завета, именно к вам Бог пришел для того, чтобы быть первым, и послал меня для того, чтобы первые вы получили благодать. Но здесь Стефан начинает их обвинять. Возникает вопрос, почему Петр говорит так очень аккуратно, а Стефан прямо им в лицо кидает обвинения, подобные тому, как Иоанн Креститель, например, обвинял фарисеев, что они «порождение ехидины»? Стефан тоже говорит: «Жестоковыйные! люди с необрезанным сердцем и ушами! Вы всегда противились Духу Святому, как отцы ваши, так и вы». На мой взгляд, очень просто это объясняется. Все-таки Петра слушали богобоязненные люди, которые собрались в храме и которые ничего еще не делали против Христа. Здесь же собрались люди, которые конкретно представили ложных свидетелей. То есть они были уже четко в оппозиции к Евангелию, и Стефан это фиксирует. И дальше он говорит, что Бог являлся Моисею на Синае, на горе Хорив, которая не является Святой землей, которую подразумевают иудеи. Но, вместе с тем, Бог говорит о ней: вот земля святая. «Сними обувь твою с ног своих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая».

http://predanie.ru/book/220262-chitaiem-...

Это преимущество может по праву принадлежать человеку только потому, что, будучи по образу и подобию Божию выше всего земного творения, он вместе с тем, как существо земнородное, близок и сроден всей низшей твари. Будучи материально лишь ча- 341 стицею земного праха, он в своем разуме и познавательной способности обнимает все существующее и образует идеальный центр мироздания. Человек может господствовать над земными существами прежде всего потому, что он их знает. Первое его отношение к ним состоит в том, что он дает им имена, т. е. различает и определяет их особенности. «Я произвел Ягвэ-Бог из земли всех животных полевых и всех птиц небесных и привел к человеку, чтобы видеть как назовет их; и как бы ни назвал человек всякую душу живу — это и имя ей. И нарек человек имена всем скотам, и птицам небесным, и всем животным полевым» (Быт. П, 19, 20). Если способность всеобъемлющего идеального познания, возвышая человека над земною природою, дает ему право владеть ею, то с другой стороны он не мог бы воспользоваться этим правом без ближайшего реального соотношения и соприкосновения с этою низшею природою. Человек не мог бы быть владыкою земных существ, если бы не имел с ними жизненного общения, если бы не был для них доступен и близок; чтобы подчиняться ему, они должны иметь его перед собою, ощущать над собою его власть. Своею духовною жизнью (нишмат-хайим), соотносясь и соприкасаясь с Божеством, человек принадлежит к царствию Божию, и он же своею материальною природою соприкасаясь с земным миром становится царем этого мира и наместником Божиим на земле, так что сам Бог в известном смысле только через человека управляет земными существами. Вот почему священное бытописание и сохранило нам двоякий рассказ о создании земных существ: сначала (в первой главе Бытия) представляется, что земля и воды по слову Божию изводят из себя все живущее без всякого отношения к человеку и прежде его создания; а затем (по второй главе Бытия) человек является как первое из земных существ, Бог для него производит всех животных и приводит их к нему. Эта двойственность рассказа выражает самую истину дела. Ибо как в порядке генетическом человек является после других земных существ и ими (материально) обусловливается, так в порядке отологическом он первее их как идеальное условие их существования, и они определяются им и зависят от него как от своего высшего начала и цели. Помимо человека Бог есть всемогущий творец и вседержитель, но не правитель земли, и

http://predanie.ru/book/220949-istoriya-...

«Я люблю тебя любовью вечною, – говорит Иегова своему созданию, – и потому продлю к тебе благоволение» (Иеремии XXXI, 3). Если же воля Божия есть любовь, то этим определяется и внутренний закон для воли человеческой. «Сними оковы неправды, разреши узы ярма, и измученных отпусти на свободу, и расторгните всякие узы. Когда голодному будешь преломлять хлеб твой и скитающихся несчастных будешь принимать в дом; когда увидишь нагого и оденешь его и единокровного твоего не спрячешься: тогда проглянет как заря свет твой, и исцеление твое процветет скоро, и праведность твоя будет тебе предшествовать, и слава Иеговы будет сопровождать тебя. Тогда ты воззовешь, и Иегова ответит; возопиешь, и скажет: се, Я! Когда ты уничтожишь ярмо у себя, перестанешь поднимать перст и говорить обидное, и отдашь голодному душу свою и напитаешь душу страждущую; тогда свет твой взойдет во тьме, и мрак твой будет как полдень» (Исаии LVIII, 6 – 10). Воля Божия должна быть законом и нормою для воли человеческой не как признанный произвол, а как сознанное добро. На этом внутреннем отношении имеет быть новый завет между Богом и человечеством, новый богочеловеческий порядок, который должен заменить ту предварительную и переходную религию, которая утвердилась на внешнем законе. «Вот наступают дни, – говорит Иегова, – когда Я заключу с домом Израилевым и с домом Иудиным новый завет, не такой завет, какой Я заключил с отцами их, когда взял их за руку, чтобы вывести из земли Египетской; тот завет Мой они нарушили, так что Я отверг их, говорит Иегова. Ибо вот завет, который Я заключу с домом Израилевым после тех дней, говорит Иегова: вложу закон Мой внутрь их, и на сердце их напишу его; и буду их Богом, а они будут Моим народом. И уже не будут учить друг друга, брат брата и говорить: познайте Иегову, ибо все они будут знать Меня от малого до великого, говорит Иегова, потому что я прощу вину их и греха их уже не буду помнить» (Иеремии XXXI, 31 – 34). Этот новый богочеловеческий завет, основанный на внутреннем законе любви, должен быть свободен от всякой исключительности: здесь уже не может быть места произвольному избранию и осуждению лиц и народов; новый внутренний завет есть завет всемирный, восстановляющий все человечество, а чрез него и всю природу.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Solov...

Гулял с д. Сергеем. Отвечал на телеграммы. Пил чай у Аликс; она провела вечер сначала в кресле, а затем в постели. Обедали в столовой, потому что нас было 9 чел. Число и месяц подчеркнуты тремя прямыми, а день недели — тремя волнистыми линиями. День крещения дочери. 15-го ноября. Среда. Ясный день, но 9° мороза и снег — сразу зима! Утром пришлось много почитать. Гулял с д. Сергеем. Был усиленно занят — два доклада и большой прием. Сели завтракать после часа с д. Мишей, д. Сергеем и Эллой. Сидел с Аликс пока она кормила; но маленькая не принимается сосать без борьбы, что их обеих, очевидно, утомляет. Сделал прогулку с д. Сергеем. Читал. После чаю занимался. Вечером по обыкновению сидел у Аликс. 16-го ноября. Четверг. Такой же ясный день как вчера. Гулял с д. Сергеем и сидел у Мама до 11 ч. Перед докладами принял Рихтера по некоторым делам. Опять занятия затянулись за час завтрака! Гуляли вчетвером с Мама, Мишей и Ольгой. Читал. После чаю виделся с д. Владимиром. Обедали в прежнем составе. Читал Аликс вслух. У маленькой небольшой насморк. 17-го ноября. Пятница. Утром гулял с д. Сергеем. Сольский приезжал с докладом. Завтракали как всегда. Аликс начинает понемногу двигаться и без посторонней помощи. Гулял с Мама, Мишей и Ольгой. В 5 час. проводил их на станцию: они вернулись в Гатчино. После чаю читал. Обедал вчетвером с Эллой, А, Сергеем и д. Павлом. Читал Аликс вслух. Стало теплее — всего три градуса. 18-го ноября. Суббота. Встали довольно рано, В 9 3/4 поехал на станцию встречать Ерни и которых я привез прямо к Аликс. Она едва поспела одеться. Ровно год не видались, а встретились родителями! Поместили их в моих старых комнатах. После докладов завтракал с ними, Эллой, д. Сергеем и Митей. Гулять не пошел, т. к. горло немного побаливало. Сидел у душки жены и читал. Пили чай вчетвером. Обедали в 3 ч. и вечер провели за разными занятиями. Ducky — Виктория Федоровна, великая княгиня. 19-ro ноября. Воскресенье. Утром погулял с Ерни. В 11 ч. поехал к обедне и завтракали впятером. Ерни и Ducky поехали на поклон в Гатчину. Сделал большую прогулку с д. Сергеем. Сидел у Аликс, которая каталась в подвижном кресле и даже побывала у меня.

http://azbyka.ru/fiction/dnevniki-nikola...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010