________________________ галось истреблению. Само собою разумеется, что хэрэм никогда не распространялся и не мог распространяться на целые страны или народы, а относился к одному какому-нибудь городу, укрепленному месту или лагерю неприятельскому. 499 мы знаемъ 108 , по естественному несовершенству народной массы, она не в состоянии выносить такого прямого отношения к своему Богу. С другой стороны народ Израильский достаточно религиозен и разумен, чтобы, сознавая эту свою неспособность к прямому и непосредственному восприятию действия Божия, желать и требовать посредствующей власти между собою и Ягвэ. Таким образом, эта посредствующая власть в теократии основана с одной стороны на совершенстве или святости Божией, которая может вступить в прямое отношение лишь с тем, что свято, и с другой стороны на несовершенств человеческого большинства, в силу коего оно по собственному признанию не может вынести прямого действия Божия. Несоизмеримые между собою непосредственно и Ягвэ и народ Его нуждаются в посреднике своего союза, на которого и переносится вся власть Божия над народом и все права народа перед Богом. Когда Ягвэ, чтобы поведать Свою волю жестокому царю египетскому, употребил посредничество Моисея, то Он сам перенес на него Свое божественное значение: «И сказал Ягвэ Моисею: — Смотри, Я поставил тебя Богом Фараону» (реэ петатика элогим лефаро) (Исх. VII, 1). Когда народ Израильский, сознавая себя недостойным прямых откровений Божиих, желает иметь посредником между собою и Ягвэ того же Моисея, и Ягвэ одобряет такое желание, — тогда этот человек, бывший Богом для Фараона, становится богочеловеком для Израиля. Соединение Божьей и человеческой воли в лице одного избранника дает его власти форму богочеловеческую. «И позвал Моисей всего Израиля и сказал им: — Слушай, Израиль, уставы и узаконения, которые я говорю в уши ваши сего дня; выучите их и храните их, чтобы исполнить их. Ягвэ Бог наш заключил с нами завет в Хорэбе. — Лицом к лицу говорил Ягвэ с вами у горы из среды огня. Я стоял между Ягвэ и между вами в то время, чтобы возвещать вам речь Ягвэ; ибо боялись вы огня и не восходили на гору, — Он же говорил: Я Грядущий Бог твой» и проч. — Повторив заповеди десятословия, Моисей продолжает: «Речи эти говорил Ягвэ всему собору вашему на горе из среды огня, облака и тьмы голосом великим к перестал (говорить) и написал их на двух досках каменных и дал их мне. И было как услышали вы голос из среды мрака

http://predanie.ru/book/220949-istoriya-...

для Ягвэ. И возьмешь овна второго, и положит Аарон и сыны его руки свои на голову овна. И заколешь овна и возьмешь от крови его и положишь на край правого уха Ааронова и на край правого уха сынов его и на большой палец правой руки их и на большой палец правой ноги их, и окропишь кровью жертвенник кругом. И возьмешь от крови, что на жертвеннике, и от елея помазания и покропишь на Аарона и на одежды его и на сынов его и на одежды сынов его с ним; и будет освящен он и одежды его и сыны его и одежды сынов его с ним. И вынешь из овна тук и курдюк и жир, покрывающий внутренности, и сумку на печени обе почки и жир, что на них и плечо правое, — ибо то овн уполномочена (зил милуим); — и один укрух хлеба и пирожок с елеем один и оладью одну из корзины опресноков, что пред лицом Ягвэ. И положи все это на руки 88  Аарона и на руки сынов его; и будешь воздымать это воздыманием пред лицом Ягвэ. И возьмешь это из рук их и воскуришь на жертвеннике во всесожжение в запах приятный пред лицом Ягвэ, — курение это для Ягвэ. И возьмешь грудину от овна уполномочения, что для Аарона, и будешь воздымать ее воздыманием пред лицом Ягвэ, и будет тебе в долю. И освяти грудину воздымания (хазэ гатнуфа) и плечо возношения (шок гатрума), что, воздымается и что возносится от овна уполномочения, от того что для Аарона и от того что для сынов его. И будет Аарону и сынам его в удел вечный от сынов Израилевых, ибо возношение (трума) это и возношением будет от сынов Израилевых, от жертв мирных их, — возношение их для Ягвэ. И одежды священные, что у Аарона, будут сынам его после него для помазания в них и уполномочения в них. Семь дней да надевает их тог священник, что на место его (Аарона) из сынов его, что будет входить в шатер завета для служения в святилище. — А овна уполномочения возьмешь и сваришь мясо его в месте святом. И пусть ест Аарон и сыны его мясо овна и хлебы, что в корзине у входа в шатер завета. И будут есть их (жертвенные части) те, которые искуплены ими в наполнение рук их, в освящение их; а посторонний пусть не ест, ибо это святыня. А если останется от мяса уполномочения и от хлеба до утра, — сожги остаток огнем и не ешь его, ибо святыня это. –

http://predanie.ru/book/220949-istoriya-...

Если нам все человечески дурное, все мелкое и грязное так бросается в глаза, если мы так явственно и отчетливо видим весь этот прах земли, а все божественное и святое для нас, напротив, незаметно, темно и невероятно, то это значит только, что в нас самих мало Бога. Дадим Ему больше места в себе и увидим Его яснее в другом. Тогда увидим Его силу не только в католической церкви, но и в иудейской синагоге. Тогда мы поймем и примем слова Апостола об израильтянах: «У них усыновление, и слава, и заветы, и законоположение, и служение, и обетования; их же отцы, и от них же Христос по плоти, сущий над всеми Бог... Или отринул Бог людей своих? Да не будет! Не отринул Бог людей своих, которых прежде знал... Но чтобы вы не гордились, не хочу оставить вас, братия, в неведении о тайне, что ослепление было Израилю отчасти, доколе не войдет полнота народов. И тогда весь Израиль спасется... Ибо Бог заключил всех в противление, чтобы всех помиловать» 28 . Воистину, если для нас слово Божие вернее всех человеческих соображений и дело царствия Божия дороже всех земных интересов, то перед нами открыт путь примирения с нашими историческими врагами. И не будем говорить: пойдут ли на мир сами наши противники, как они к этому отнесутся и что нам ответят? Чужая совесть нам неизвестна, и чужие дела не в нашей власти. Не в нашей власти, чтобы другие хорошо относились к нам, но в нашей власти быть достойными такого отношения. И думать нам должно не о том, что скажут нам другие, а о том, что мы скажем миру. В одном разговоре Достоевский применял к России видение Иоанна Богослова о жене, облеченной в солнце и в мучениях хотящей родити сына мужеска 29 : жена – это Россия, а рождаемое ею есть то новое Слово, которое Россия должна сказать миру. Правильно или нет это толкование «великого знамения», но новое Слово России Достоевский угадал верно. Это есть слово примирения для Востока и Запада в союзе вечной истины Божией и свободы человеческой. Вот высшая задача и обязанность России, и таков «общественный идеал» Достоевского. Его основание – нравственное возрождение и духовный подвиг уже не отдельного, одинокого лица, а целого общества и народа. Как и встарь, такой идеал неясен для учителей израилевых, но в нем истина, и он победит мир. Заметка в защиту Достоевского от обвинения в «новом» христианстве («Наши новые христиане» и т. д. К. Леонтьева, Москва. 1882 г.) 30 «Всяк человек есть ложь». – «Вот вы ищете убить Меня – человека, сказавшего вам истину». «Думаете ли вы, что я мир пришел принести на землю? Нет, но разделение». " И будет едино стадо и един пастырь». «Начало премудрости – страх Господень». «Бог есть любовь. В любви нет страха, но совершенная любовь вон изгоняет страх» 31 . Можно ли сводить всю сущность христианства к одной гуманности? Есть ли цель христианства всеобщая гармония и благоденствие на земле, достигаемое естественным прогрессом человечества? Наконец, заключается ли основание христианской жизни и деятельности в одной любви?

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Solov...

Если начало этой истории довольно характеристично, то следующий конец ее еще характеристичнее. «Во дни оны не было царя во Израиле; и во дни оны колено Даново искало себе удела для жительства: ибо не добыло оно себе удела до дня того среди колен Израилевых. И послали сыны Дановы из родов своих пятерых мужей, из концов своих удалых людей, из Дарья и из Эштаола, чтоб изведать землю и исследовать. И сказали они им: идите, изведайте землю; и пришли он в гору Эфраимову, к дому Микайгу и переночевали там. И были они с домом Мика и узнали они голос юноши Левита, и отвели его там, и сказали ему: кто привел тебя сюда, и что ты делаешь здесь и зачем пришел сюда? — И сказал им: так и так сделал мне Мика; и подкупил меня, и стал я ему во священника. И сказали ему: спросика у богов и возвести нам, счастлива ли будет дорога наша, куда мы идем теперь? — И сказал им священник: идите с миром, — управит Ягвэ дорогу вашу, по которой идете, — И пошли пят мужей и пришли в Лаишу, и увидели народ, что срер нея, живущий безопасно по обычаю Цидонцев, и не было на земле кто бы обижал их или господствовал над ними, и далеко они от Цидона, и нет у них никаких дел с людьми. И пришли они (посланцы) к братьям своим в Царья и Эштаол, и сказали им братья их: что вы? — И сказали они: вставайте и пойдем к ним, ибо видели мы землю и вот она хороша весьма; итак поспешайте, не ленитесь идти, чтобы завладеть землею. И когда пойдете, то прийдете к народу безопасному, и земля широка и просторна, и дал ее Бог в руки ваши, — место, где нет недостатка ни в чем, что есть на земле. — И двинулись оттуда от родов Дановых из Царья и Эштаола шестьсот мужей вооруженных оружием ратным. И пошли и стали станом в Кирьят-Йеариме в (земле) Иудиной; потому называется место это стан Данов (маханэ-Дан) до сего дня, — что за Кирьят-Йеаримом. И перешли оттуда в гору Эфраимову и пришли к дому Мика И молвили пять мужей, что ходили исследовать землю Лаиш, и сказали братьям своим: знаете, что есть еще в домах этих эфод и терафим и литое и изваянное? Теперь вы знаете, что

http://predanie.ru/book/220949-istoriya-...

Если сам Израиль готов был идти на мирную сделку с сынами Хаморовым и негодовал на провиденциальное истребление их Шимеоном и Леви, если Иуда так легко породнился и сдружился с кенаанейцами, то ясно, что чем долее жили бы сыны Израилевы среди земли Кенаанской, тем более представлялось бы возможностей к смешению и поглощению их чужим племенем. Было ли бы сообразно с высшим разумом против каждой из этих случайностей в отдельности употреблять особые средства, если только можно было устранить все эти случайности зараз одним общим способом? Сила Божия поп deest in necessriis, sed in superfluis non abundat. В то время, как в Палестине одна из первых богоматерей спешит поддержать оскудевающее семя Иуды, в Египте готовится надежное убежище, чтобы надолго избавить сынов Израилевых от всякой опасности поглощения народами кенаанскими. Первый шаг к исполнению провиденциального плана был обусловлен новым злодеянием сынов Иакова, продавших своего брата в Египет. В истории Иосифа, которую нам нет надобности рассказывать, отметим только, что и этот человек не был слепым орудием божественного Промысла. Он имел, хотя весьма неполное, но ясное сознание о провиденциальном значении главных событий своей жизни. Так он говорит братьям (Быт. ХЬИ, 5—8): «Не сокрушайтесь и не думайте, что я гневаюсь за то, что вы продали меня сюда. Ибо ради жизни послал меня Бог пред лицем вашим. Ибо вот уже два года голод среди земли; и еще пять лет, что не будет пахоты и жатвы. И послал меня Бог перед вами, чтобы сохранить вас на земле и оживить вас избавлением великим. Итак не вы послали меня сюда, а Бог; и поставил меня отцем фараону и господином дому его и правителем во всей земле 421 Мицрамм». И потом, после смерти Иакова, Иосиф снова подтверждает братьям своим: «Не бойтесь, ибо под Богом я. Вы замышляли зло на меня, но Бог замышлял к добру, чтобы сделать то, что ныне явно—оживит народ многий» (Быт. Ь, 19, 20). Иосиф видел только ближайшие последствия своей истории. На самом деле он спас дом отца своего не только тем, что дал ему есть, но еще более тем, что не дал ему быть съеденным народами кенаанскими.

http://predanie.ru/book/220949-istoriya-...

Значит, можно иметь самую ревностную, самую пламенную и самую православную веру и, однако же, не иметь Духа Божия и уподобляться сатане, как и в другом месте Нового завета говорится: " И бесы веруют и трепещут " . И чем с большею ревностью и прямолинейностью проявляется внешним образом такая вера, тем она не только противнее Духу Христову, но тем менее в ней самой внутренней мощи и прочности. Не напрасно опять–таки рассказано в евангелиях, как тот же ревностный ученик Христов отрубил ухо слуге первосвященника для защиты своего Учителя, а затем в ту же ночь три раза отрекся от Него. Приписывать эту несостоятельность веры Петровой его особенному характеру — это все равно, что вину псевдо–христианского фанатизма и насильничества сваливать, как это у нас принято, на одну западную католическую церковь, для которой апостол Петр признается специальным прототипом. Но в Евангелии нечто подобное рассказывается и о любимом ученике Христовом — об Иоанне, этом прототипе, как иные думают, нашего восточного православия. " Заговорил Иоанн и сказал: Наставник! Мы видели какого–то человека, именем Твоим изгоняющего бесов, и запретили ему, потому что он не следует за нами. И сказал ему Иисус: Не запрещайте, ибо, кто не против нас, тот за нас " . " И было, что исполнялись дни взятия Его (от земли), и Он уставил лице Свое идти в Иерусалим; и послал вестников пред лицем Своим. И, идя, вошли в село самарянское, чтобы приготовить Ему. И не приняли Его (там), потому что лице Его было, как у идущего в Иерусалим. Видя же (это), ученики Его Иаков и Иоанн сказали: Господи, хочешь, скажем, чтоб огонь сошел с неба и истребил их, как и Илия сделал? — Обернувшись же, запретил им и сказал: не знаете, какого вы духа; ибо Сын человеческий пришел не погублять души человеческие, но спасать. — И пошли в другое село " (Лук. IX, 49 — 56). Если главное дело в вере, то уж на что, кажется, сильнее веры, когда сейчас же, без малейшего сомнения готовы огонь с неба низводить; и, однако, при такой великой, по–видимому, вере Иаков и Иоанн не знали духа Христова, и именно потому не знали, что верили более всего в Его внешнюю чудодейственную силу.

http://predanie.ru/book/220020-filosofsk...

«И будет в последние дни, гора дому Иеговы будет поставлена во главу гор; и возвысится над холмами, и потекут к ней все народы. И выступят народы великие и скажут: пойдем и взойдем на гору Иеговы, в дом Бога Иаковлева, дабы Он указал нам пути Свои, и будем ходить стезями Его. Тогда Он будет судить народы, и управлять народами великими; и перекуют мечи свои на орала и копья свои на серны» (Исаии II, 2 – 4). «Тогда волк будет жить вместе с агнцем, и барс будет лежать вместе с козлищем, и телец и лев молодой и бык вместе будут ходить, и дитя малое будет водить их. И корова с медведицею будут пастись, дети их вместе будут лежать, и лев, как вол, питаться травою. И будет играть младенец над норою аспида, и дитя направит руку на пещеру змеи; не будут делать зла и вреда на всей святой горе Моей: ибо земля будет наполнена ведением Иеговы, как водами покрыто дно морское. И будет в оный день – к корню Иессееву, который будет стоять как знамя народов, обратятся язычники, и покоище его будет слава» (Исаии XI, 6 – 10). Вл.Соловьев «Чтения о Богочеловечестве» Библиотека «BEXI» © 2000, Библиотека «BEXI» Вл.Соловьев «Чтения о Богочеловечестве» Библиотека «BEXI» Чтение 1 Чтение 2 Чтение 3 Чтение 4 Чтение 5 Чтение 6 Чтение 7 Чтение 8 Чтение 9 Чтение 10 Чтение 11 и 12 Чтение шестое Мы видели, что существенный принцип иудейства – откровение Бога в Его безусловном единстве как чистого я – уже освобождается от своей исключительности в откровении пророков израильских, которым Бог является уже не как чистое я только, не имеющее в своей деятельности никакого другого основания, кроме исключительно субъективного начала произвола, подчиняющего себе человека внешнею силою, возбуждая в нем страх (таким являлся первоначально для еврея Ель-Шаддай – Бог силы и страха, таким, по преимуществу, является и теперь Аллах для магометанина): пророкам Бог открывается как обладающий известным существенным идеальным определением, как всеобъемлющая любовь, – вследствие чего и действие Бога на другое. Его отношение к человеку определяется уже объективною идеей абсолютного блага, и закон Его бытия является уже не как чистый произвол (в Нем) и внешняя насильственная необходимость (для человека), а как внутренняя необходимость, или истинная свобода. Соответственно этому расширению религиозного начала расширяется у пророков и национальное иудейское сознание. Если откровению Бога как исключительного я отвечало и в народе Божием исключительное утверждение своего национального я среди других народов, то сознание, которому Бог открылся как универсальная идея, как всеобъемлющая любовь, необходимо должно освободиться от национального эгоизма, необходимо должно стать общечеловеческим.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Solov...

И вышли Хамор и Шкэм, сын его, к воротам города их; и толковали мужам города своего, говоря: люди эти, — в мире 416 они с нами, и будут жить на нашей земле и обрабатывать ее, а земли кругом большой простор для них; и дочерей их будем брать себе в жены, и наших дочерей будем выдавать за них. Но только с тем согласны эти люди жить с нами и быть одним  народом, — чтобы обрезался у нас весь мужеский пол, как они обрезаны. Стада их и имущество их, вое достояние их не будет ли нам оно, если только согласимся с ними, и они будут жить с нами. — И послушались Хамора и Шкема, сына его, все проходящие через ворота города своего (т. е. все участвующие в народном собрании); и обрезались все мужчины, все проходящие воротами города своего. и было в третий день, день болезни, взяли два сына Иакова, Шимеон и Леви — братья Дины — каждый меч свой и вошли в город со смелостью и перебили всех мужчин, и Хамора и Шкэма сына его убили острием меча; и взяли Дину из дома Шкэмова и ушли. (А потом) сошлись сыны Иакова на побоище и разграбили город, — так как там осрамили сестру их. Мелкий и крупный скот их и ослов их, и то, что в городе, и то, что в поле — все забрали. И все пожитки их и всех детей их и женщин их полонили и все, что в домах, разграбили. — И сказал Иаков Шищеону и Леви: «Беду навели вы на меня, сделавши меня мерзким для жителей земли, для кенаанеев и для призеев, а я мал числом, и соберутся на меня и поразят меня, и погибну я и дом мой. — Они же сказали: «Разве как с блудницей будут поступать с сестрой нашей» (Быт. XXXIV). Та беда, которой боялся Иаков, миновала его. Вместе с тем сыновья его, удовлетворяя узкому чувству родовой чести таким коварным и свирепым образом, избавили (сами того не подозревая) зарождающийся народ Израильский от верной гибели, которая грозила ему в самом зародыше не от вражды, а от дружбы и родства племен кенаанских. Если бы Израиль принял мирные предложения сынов Хаморовых, то .он, малый числом и средствами, был бы поглощен .многочисленными и при том более культурными туземцами, и лишь в этом смысле стал с ними леам эхад (в один народ), как это и понимали хиввейские шейхи. Эти последние несомненно являют более мягкие и симпатичные душевные черты, нежели Шимеон и Леви. Но такая мягкость может соединяться с полною нравственною несостоятельностью, и

http://predanie.ru/book/220949-istoriya-...

И заговорил Хилкиягу и сказал Шафану писцу: книгу закона нашел я в доме Ягвз; — и дал Хилкиягу книгу Шафану. И понес Шафан книгу к царю - - - И возвестил Шафан писец царю, говоря: книгу дал мне Хилкиягу священник; — и читал в ней Шафан пред лицем царя. И было, как услышал царь слова учения, разодрал одежды свои. И повелел царь Хилкиягу и Ахикаму сыну Шафанову и Абдону сыну Мика, и Шафану писцу и Асайя слуге царскому, говоря: Пойдите вопросите Ягвэ для меня и для оставшихся в Израиле и в Иуде о словах книги, которая найдена; ибо велик гнев Ягвэ, излившийся на нас за то, что не сохранили отцы наши слова Ягвэ, чтобы делать по всему писанному в книге сей. — И пошел Хилкиягу и (прочие), которых (послал) царь, к Хульде пророчице, жене Шаллума, сына Тавкегата, сына Хасра, хранителя одежд, а жила она в Иерусалиме во второй (части), — и говорили ей об этом. И она сказала им: Так говорит Ягвэ Бог Израилев: скажите человеку, который послал вас ко мне. Так говорит Ягвэ: Вот Я наведу зло на место сие и на жителей его все клятвы, писанные в книге, что читали пред лицом царя Иудина. За то, что оставили Меня и воскуряли богам другим, дабы оскорблять меня всеми делами рук своих, излился гнев Мой на место сие и не погаснет. - - - И пошел царь в дом Ягвэ, и всякий муж Иудин и жители Иерусалима и священники и левиты, весь народ от великого до малого; и читал он в уши их все слова книги завета (сэфэр га-берит), найденной в доме Ягвэ» (2 Парад. XXXIV, 14-16, 18-25, 30). Таким образом за тридцать пять лет до разорения Иерусалима всем иудеям было явно и торжественно возвещено и о причине их бедствий и о том, где им искать спасения. XXI. Когда перед концом национальной теократии был открыт в книге Моисеевой и стал общеизвестен высший закон и смысл этой теократии, — в то время уже писалась в Иудее и в Израиле, — чтобы продолжаться потом на реках Вавилонских, — другая книга — книга пророчеств о новой вселенской теократии, непобедимой для всех земных царей и обнимающей все народы земли. Писанная проповедь еврейских пророков составляет не- 562 прерывный идеальный переход от вещественного царства дома Давидова к духовному царству грядущего Мессии.

http://predanie.ru/book/220949-istoriya-...

И сказал: выведу вас из муки египетской в землю Кенаанеев и Хиттеев и Эмореев и Призеев и Хивврев и Иебусеев, в землю, текущую млеком и медом. И послушают голоса твоего и пойдешь ты и старшины Израилевы к царю египетскому и скажете ему: Ягвэ Бог евреев позвал нас, — так пойти бы нам на три дня пути в пустыню заколоть жертвы Ягвэ Богу нашему. И Я знаю, что не пустить вас царь египетский иначе как насильно (буквально: рукою крепкою — беяд хазака). И простру Я руку свою и поражу Мицраим всеми чудесами Моими, какие Я сделаю среди него; и после этого отпустят вас» (Исх. Ш, 1—20). «И отвечал Моисей и сказал: А что если не поверят мне и не послушают голоса моего, ибо скажут, не являлся тебе Ягвэ? — И сказал ему Ягвэ: что это в руке твоей? — И отвечал: посох. — И говорить: брось его наземь. И бросил его наземь, и стал (посох) змеей; и побежал Моисей от лица его. И сказал Ягвэ Моисею: протяни руку твою и схвати ее за хвост; и протянул руку свою и крепко ухватил ее, и стала посохом в кулаке его. — Ради этого поверят, что являлся тебе Ягвэ, Бог отцев их, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова. И еще сказал ему Ягвэ: Вложи руку твою за пазуху, — и вложил руку свою за пазуху себе; и вынул ее, и вот рука его бела от проказы как снег. И сказал: Верни руку твою за пазуху, — и вернул руку свою за пазуху себе; и вынул ее из-за пазухи, и вот она стала опять как (прочее) тело его. «И будет если не поверят тебе и не послушаются при виде знамения первого, то поверят при виде знамения другого. А будет если не поверят и двум знамениям этим и не послушаются голоса твоего, то возьмешь от вод источника и выльешь на сушу, и будут воды что возьмешь из источника, — и будут в кровь на суше» (Ucx. IV, 1—9). «И говорил Бог Моисею и сказал ему: Я Ягвэ, Я являлся Аврааму, Исааку и Иакову как Бог Могучий.(Эл-Шаддай), а имени Моего, Ягвэ, не возвестил им. И установил Я завет Мой с ними, чтобы дать им землю Кенаан, землю странствия их, где они были странниками. И вот услышал я стоны сынов Израилевых от работ, к которым египтяне принуждают их, — и вспомнил завет Мой.

http://predanie.ru/book/220949-istoriya-...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010