530 ему Бог (и дал ему) сердце другое (дэс ахэр); и случились все знамения эти в тот день. И вошли они там в Гибеа, и вот сонм пророков навстречу ему; и напал на него Дух Божий, и стал он пророчествовать среди них» (1 Сам. X, 5—7, 9, 10). Но если эти прирожденные Саулу добрые качества: смирение и умеренность, человеколюбие и восприимчивость к духовным влияниям — сделали его достойным избрания в цари Израиля, чтобы сделать эти природные добродетели частного человека полезными и плодотворными на том более широком поприще, к которому он был призван, — чтобы особые определенные цели этого призвания были достигнуты, — требовалось от избранника Божия еще особое религиозное настроение души и постоянное решение воли, самодеятельно сочетающей человека с Богом, вводящей его в богочеловеческий союз, делающей его настоящим проводником теократического действия в пределах данного назначения. От Саула, как царя в Израильской теократии, требовались прежде всего теократические добродетели: добровольное послушание высшей воле, сознательное доверие к Слову Грядущего Бога, и живая преданность делу Божию в Израиле. Но именно эти теократические добродетели оказались недостаточно сильными у первого царя Израильского; он не устоял на теократическом пути, а потому не мог достигнуть и тех целей, для которых было учреждено Израильское царство и сам он помазан от пророка Божия. «И сказал Самуил Саулу: потерпи и возвещу тебе, что говорил Ягвэ ко мне в эту ночь. — И сказал ему: говори. — И сказал Самуил: Не так ли, — когда мал ты был в очах своих, тогда главою стал ты колен Израилевых, и помазал тебя Ягвэ в цари нар Израилем? И послал тебя Ягвэ путем; и сказал: иди и предай заклятию грешников Амалэка и воюй в нем, пока не доканаешь их. Почему же не послушался ты Ягвэ и бросился на добычу и сделал зло сие в очах Ягвэ? — И сказал Саул Самуилу: но ведь не послушался гласа Ягвэ и пошел дорогою, какою послал меня Ягвэ; только Агага царя Амалэкова привел я, Амалэка же предал заклятию. А что взял народ из добычи мелкого и крупного скота, — то начатки заклятого, чтобы принести их в жертву Ягвэ, Богу твоему, в Гилгале. — И сказал Самуил: Такая ли приятность для Ягвэ во всесожжениях и жертвах, какая в послушании гласу Ягвэ? Се послушание лучше жертвы, и внимание

http://predanie.ru/book/220949-istoriya-...

534 отвечал Ахимэлэк царю и сказал: кто же во всех слугах твоих как Давид верен, и зять царя, и усерден в послушании тебе, и почтен в дому твоем? Сегодня ли начал Л спрашивать ему у Бога? Бесчестье мне (если лгу). Да не налагает царь на слугу своего такого дела при всем доме отца моего; ибо не знает слуга твой во всем этом ничего ни малого, ни великого. — И сказал царь: смертию умрешь, Ахимэлэк, ты и весь дом отца твоего. — И сказал царь скороходам, окружавшим его: пойдите и убейте священников Ягвэ, ибо и их рука с Давидом, ибо знали, что беглец он, и не возвестили мне о нем. — Но не осмелились слуги царевы наложить руки свои на священников Ягвэ. И сказал царь Дойэгу: ступай ты и ударь на священников. И пошел Дойэг Идумеец и ударил он на священников и умертвил в день тот восемьдесят пять мужей, носящих эфод льняной. И Ноб город жреческий поразил острием меча, от мужей и до жен, от отроков и до грудных младенцев; и вола и осла и овцу предал мечу. И спасся сын один у Имимэлэка сына Ахитубова, имя же ему Эбиатар; и убежал он за Давидом. И возвестил Эбиатар Давиду, что перебил Саул священников Ягвэ» (1 Сам. X, XII, 11-21). Под каким предлогом вслед за истреблением священников истребил Саул и всех пророков в Израиле, — Слово Божие не сообщает. По всей вероятности он обвинил их в колдовстве, запрещенном Моисеевым законом. В те времена легко было по сходству внешних приемов смешать истинных пророков Ягвэ с кудесниками и гадателями. «И Саул истребил заклинателей и вещих людей изо всей земли. И собрались филистимляне и пошли и стали станом в Шунэм; и собрал Саул всего Израиля и стали станом в Гилбоа. И увидел Саул ополчение филистимлян, и убоялся, и всполохнулось сердце его весьма. И спрашивал Саул у Ягвэ, и не отвечал ему Ягвэ ни сновидениями, ни советами (ба-урйм), ни пророками» (Сам. XXVIII, 3-6). Таким образом, отвержение Саула было не произвольной карою, а необходимым логическим следствием его деяний. Истребивши и официальных и свободных носителей божественного откровения, он сам лишил себя высшего руководства и помощи и перенес судьбы своего царства в область естественной борьбы сил. Но здесь враги Израиля и более многочисленные и более образованные

http://predanie.ru/book/220949-istoriya-...

536 обнаруженные Давидом в его первом юношеском подвиге, когда он против копья, щита и меча положился на имя Ягвэ Цебаот и безоружный выступил в бой за Славу Израиля и Бога его, — это чисто-религиозное настроение сохранил Давид до конца рей своих, и оно-то, несмотря ни на что, сделало его неизменным избранником Божиим и навеки славным средоточием Израильской теократии. В то время как Саул, для мнимого утверждения государственного единовластия, истреблял священников и пророков, Давид, действительный основатель великого еврейского государства, не только никогда не ревновал за свою власть с представителями духовного авторитета, но во всех важных деяниях своих как до, так и после своего окончательного воцарения всегда безусловно подчинялся указаниям свыше чрез первосвященнический оракул и чрез пророческое слово. «И сказал Давид Эбиатару (первосвященнику): — останься со мною, не бойся; ибо тот покусится на мою душу, кто будет покушаться на душу твою, и будешь ты сбережен у меня. — И возвестили Давиду, говоря: вот филистимляне воюют против Кейла, и опустошают они гумна. И вопросил Давид Ягвэ, говоря: Пойти ли мне и ударить на этих филистимлян? И сказал Ягвэ Давиду: иди и ударь на филистимлян, и спасешь Кеилй,. — И сказали мужи Давидовы ему: вот мы и здесь в Иудее опасаемся: как ж® пойдем в Кеила на полки филистимские? — И обратился еще Давид вопросить у Ягвэ, и отвечал ему Ягвэ и сказал: встань, иди в Кейла, ибо Я предам филистимлян в руку твою. И пошел Давид и мужи его на Кейла, и сразился с филистимлянами, и отбил стада их, и поразил их поражением великим и спас Давид жителей Кейла. И был» как бежал Эбиатар сын Ахимэлэка к Давиду на Кейла, то и эфод принес он в руке своей. И возвещено было Саулу, что вошел Давид в Кейла; и сказал Саул: выдал его Бог в руки мои, ибо заперт он, войдя в город с воротами и затворами. — И созвал Саул весь народ на войну, чтобы идти в Кейла взять Давида и мужей его. И узнал Давид, что злоумышляет на него Саул, и сказал Эбиатару священнику: принеси эфод. — И сказал Давид: Ягвэ, Божие Израилев! Слыша услышал раб твой, что ищет Саул прийти к Кейла, чтобы истребить город ради меня. Предадут ли меня гра-

http://predanie.ru/book/220949-istoriya-...

537 ждане Кеильские в руки его? Придет ли Саул, как слышал раб твой? Ягвэ, Боже Израилев! Возвести ныне рабу твоему. — И сказал Ягвэ: придет. — И сказал Давид: выдадут ли граждане Кеильские меня и мужей моих в руки Саулу? — И сказал Ягвэ: выдадут. И встал Давид и мужи его, около шестисот человек, и вышли из Кейла, и ходили где могли; Саулу же возвещено, что удалился Давид из Кейла, и отменил он поход. И обитал Давид в пустыне в теснине, и обитал на горе в пустыне Зиф; и искал его Саул все дни, но не выдал его Бог в руки его» (1 Сам. XIII, 22, 23; XXIII, 1-14). Также при походе на амалекитян, разоривших Давидов город Циклаг, «укрепился Давид в Ягвэ Боге своем (вайит-хазэк Давид ба Ягвэ Элогав), и сказал Давид Эбиатару священнику сыну Ахимэлэкову: принеси мне, прошу, Эфод; — и принес Эбиатар Эфод к Давиду. И спросил Давид у Ягвэ, говоря: гнаться ли за полчищем этим? догоню ли его? — И сказал ему (Ягвэ): гонись, ибо настигая настигнешь и отбивая отобьешь (добычу)» (1 Сам. XXX, 6-8). И было после того (после гибели Саула) и спросил Давид у Ягвэ, говоря: взойти ли в один из городов Иудиных? — И сказал Ягвэ ему: взойди. — И сказал Давид: куда же взойду? — И сказано: в Иэброн. — И взошел туда Давид и с ним обе жены его: Ахиноамь Изреэлитанка и Абигайль жена Набала Кармелийца. И мужей своих, которые с ним, привел Давид, каждого с домом его, и поселились они в городах Хэбронских. И пришли мужи Иудины и помазали там Давида в цари над домом Иудиным. И возвестили Давиду, говоря, что мужи Ябэша Гилеадского погребли Саула. И послал Давид вестников к мужам Ябэша Гилеадского и сказал им: благословенны вы у Ягвэ, что сотворили милость сию с государем вашим, с Саулом, и погребли его. И ныне да воздаст вам Ягвэ милость и верность (хэдэс ве-эмэт), а также и я воздам вам за добро это, что сделали вы такое дело. Теперь да укрепятся руки ваши и будьте добры: как умер государь ваш, Саул, так уже помазали меня дом Иудин в цари над собою» (2 Сам. II, 1-7). «И пришли все колена Израилевы к Давиду в Хэброн; и сказали, говоря: Вот мы кость твоя и плоть твоя. И вчера и третьего дня, когда был Саул царем над нами, ты был выводящим и вводящим Израиля. И сказал Ягвэ тебе: ты будешь пасти на

http://predanie.ru/book/220949-istoriya-...

538 род Мой, Израиля, и ты будешь вождем над Израилем. — И пришли все старейшины Израилевы к царю в Хэброн и заключил с ними царь Давир договор (б’рит) в Хэброне пред лицом Ягвэ; и помазали Давида в цари над Израилем. — И пошел царь и мужи его в Иерусалим на Иебусеев, жителей земли. — И взял Давид крепость Сион. — И поселился Давид в крепости и назвал ее градом Давидовым; и строил Давид кругом от вала и внутрь. И пошел Давид далеко и (стал) велик, и Ягвэ Бог Цебаот — с ним. И прислал Хирам царь Тирский послов к Давиду, и кедрового лесу и плотников и каменщиков, и выстроили они дом Давиду. И познал Давид, что утвердил ею Ягвэ царем над Израилем, и что поднял царство его ради народа Своего Израиля» (2 Сам. V, 1-3, 6, 7, 9-12). Давид не искал, подобно Саулу, утвердить и возвысить царство свое для себя истреблением духовной власти и угождением народной толпе. Руководясь в своих действиях указаниями свыше, он только из великого успеха этих действий познал, что Ягвэ утвердил и возвысил его власть для блага Израиля. Но и познавши это, он не перестает обращаться к высшей воле и следовать ее решениям. «И услышали филистимляне, что помазали Давида в цари над Израилем, и поднялись все филистимляне, чтобы изловить Давида; и услыхал Давид и вошел в крепость. А филистимляне пришли и расположились в долине исполинов (Эмэк-Рефаим). И спросил Давид у Ягвэ, говоря: выходить ли мне на филистимлян, предашь ли их в руку мою? — И сказал Ягвэ Давиду: выходи, ибо отдавая отдам филистимлян в руку твою. — И пошел Давид на Баал-Працим (вершина Прорывов), и поразил их там Давид и сказал: прорвал Ягвэ (ряды) врагов моих пред лицом моим, как прорыв вор; поэтому и наречено имя месту тому Вершина Прорывов (Баал-Працим). И забыли там идолов своих и унес их Давид и мужи его. И еще снова пришли филистимляне и расположились в долине Исполинов (Эмэк-Рефаим). И спросил Давид у Ягвэ, и он сказал: не выступай (прямо), а зайди им в тыл и подойди к ним со стороны тутовых деревьев; и будет, когда услышишь шорох проходящий (буквально: глас шествия — кол цеада) по верхушкам шутовых деревьев, — разом ударь, ибо тогда пойдет Ягвэ пред лицем твоим на поражение полчищ филистимских. — И сделал Давид

http://predanie.ru/book/220949-istoriya-...

539 так, как заповедал ему Ягвэ, и поразил филистимлян от Гэба до входа в Газэр» (2 Сам. V, 17-25). «И было после того и поразил Давид филистимлян и смирил их; и взял Давид бразды владычества из руки филистимлян. И поразил Моаба; — и стал Моаб Давиду слугами, носящими дань. И поразил Давид Дададэзэра сына Рехобова, царя Добахского, когда он шел вернуть руку свою (т. е. восстановить свою власть) на реке (Евфрате). — И пришел Арам (сирийцы) из Дамаска на подмогу Гагадэзэру, царю Цобахскому; и перебил Давид у Арама двадцать две тысячи человек. И поставил Давид управителей в Араме Дамасском, и стал Арам Давиду слугами, носящими дань; и спасал Ягвэ Давида во всем, куда он ходил» (2 Caм. VIII, 1-3, 5, 6). XV. «И собрал еще Давид всех богатырей в Израиле тридцать тысяч. I встал и пошел Давид и весь народ, что с ним, от высот Иурных вынести оттуда кивот Божий, которому наречено имя — имя Ягвэ Цебаот, седящего на херувимах, на нем. И положили кивот Божий на колесницу новую и вывезли его из дома Абинадабова, что в Гибеа, и Иза и Ахио, сыны Абинадабовы вели колесницу эту новую... А Давир и весь дом Израилев ликовали пред лицом Ягвэ со всякими музыкальными орудиями из дерева, с цитрами, с гуслями и тимпанами, с бубнами и цимбалами ... И было как проходили несшие кивот Ягвэ шесть шагов, приносил в жертву (Давид) вола и тельца откормленного. И Давид скакал изо всей силы пред лицем Ягвэ; и Давир опоясан был эфодом льняным. И Давир и весь дом Израилев переносили кивот Ягвэ с кликами и гласом трубным. И было как кивот Ягвэ вступал в град Давидов, и Миколь, дочь Саулова, смотрела в окно и видела царя Давида прыгающего и скачущего пред лицем Ягвэ и презрела его в сердце своем. И внесли кивот Ягвэ и поставили его на месте его среди шатра, приготовленного ему Давидом; и вознес Давир всесожжения пред лицем Ягвэ и жертвы мирные. И окончил Давид приносить всесожжения и жертвы мирные и благословил народ именем Ягвэ Цебаот. И роздал всему народу, всему множеству Израилеву от мужа и до жены, каждому по караваю хлеба и по доле мяса и по жбану вина;

http://predanie.ru/book/220949-istoriya-...

540 и пошел весь народ, каждый в дом свой. И возвратился Давид, чтобы благословить дом свой. И вышла Миколь, дочь Саулова навстречу Давиду и сказала: как прославился сегодня царь Израилев, что оголился на глазах у рабынь слуг своих, как оголяясь оголяется какой-нибудь плясун. — И сказал Давид Миколи: пред лицем Ягвэ, который предпочел меня отцу твоему и всему дому его, ликовал Я пред лицем Ягвэ. И если умалюсь Я еще более того и стану униженным в глазах своих, — и с рабынями, о которых говоришь, и с ними прославлюсь Я. — Ну Миколи дочери Сауловой не было у нее детей до дня смерти ее» (2 Сам. VI, 1-3, 13-23). Не для одной дочери Сауловой, но также и для современной библейской критики Давид, изо всей силы скачущий и пляшущий пред лицом Ягвэ, представляет соблазнительное зрелище. Эта поверхностная критика, останавливаясь на одной видимости, готова вполне отождествить скакание Давидово с иступленными и бесстыдными плясками языческих корибантов. Это значит за сходством во внешних чертах, за общностью видимых форм забывать о специфическом различии в самом религиозном содержании того и другого культа. Такая критика, которая во всем отыскивается и видит одно и то же, ору и ту же материальную подкладку, — по необходимости остается бесплодной. «И у Миколи дочери Сауловой — не было у нее детей до дня смерти ее». Мы знаем, что на первичных степенях развития все органические формы очень похожи друг на друга, а для поверхностного взгляда и вовсе не различимы. И если однако из одного зародыша выходит крот, а из другого — конь, то мы имеем полное основание заключать о важном и коренном различии происхождения и специфического характера этих двух зародышей, несмотря на все их кажущееся сходство. Пускай древняя религия евреев представляет нам разительные черты сходства с теми или другими натуралистическими культами. Но так как мы достоверно знаем, что не из сих последних, а именно только из одного еврейского богопочитания произошла путем непрерывного развития всемирно- историческая религия человечества, то мы в праве заключать, что и на низших стадиях своего возрастания религия эта уже отличалась специфически от сходных с нею языческих культов. Скакал и прыгал Давид пред лицом Ягвэ, скакали и прыгали также ка-

http://predanie.ru/book/220949-istoriya-...

542 Ягвэ, — ты ли созиждешь мне дом, чтобы обитать Мне? Ибо не обитал Я в доме со дня как возвел сынов Израилевых из Мицраима и до сего дня, но был странствуя в шатре и палатке. Во все время как хаживал Я во всех сынах Израилевых, слово ли выговорил Я одному из колен Израилевых, которому заповедовал пасти народ Мой, Израиля, — говоря: почему не построите Мне дома кедрового? И ныне пойди скажи слуге Моему Давиду: так говорит Ягвэ Цебаот: Я взял тебя из шалаша, из-за стада овец, чтобы быть (тебе) вождем над народом Моим, над Израилем. И был Я с тобою всюду, где хорд ты, и истребил Я всех врагов твоих от лица твоего; и сделал Я тебе имя великое, как имя самых великих, которые на земле. И положил Я место народу Моему Израилю, и водворил его, и обитает у себя, и уж не будут тревожить его; и не приложат сыны нечестивые мучить его как сначала. И с Того дня как назначил Я судей над народом Моим Израилем, только тебе дал Я успокоение ото всех врагов твоих. — И так возвещает тебе Ягвэ: ибо исполнятся дни твои и почиешь ты с отцами своими, и восставлю Я семя твое после тебя, что изыдет из чресл твоих, и утвержу царство его. Он созиждет дом имени Моему и управлю Я престол царства его навеки. Я буду ему в отца, а он будет Мне в сына; его же в провинностях его накажу Я жезлом мужей и ударами сынов человеческих. Милость же Моя не отнимется у него, как отнял Я у Саула, которого отстранил от лица твоего. И верен будет дом твой, и царство твое во веки пред лицем твоим; престол твой будет прочен навеки.— По всем словам этим и по всему откровению сему, так говорил Натан Давиду. И вошел царь Давид и сел пред лицом Ягвэ и сказал: кто я, Владыко Ягвэ, и что дом мой, что возвел Ты меня так высоко? И мало еще того в очах Твоих, Владыко Ягвэ! Говорил Ты сверх того о долг слуги Твоего и на далекие времена, и это (будет) учение человека (везот торат га-адам 115 ), ___________________________ 115 Поразительное пророческое указание на грядущее евангелие (тора всечеловеческая в противоположность торе национально-еврейской). Так толкует этот текст и основатель «Новозаветного Израиля», И. Д. Рабинович. Те переводы, с помощью которых хотят лишить это место пророческого значения, не выдерживают критики даже с грамматической точки зрения.

http://predanie.ru/book/220949-istoriya-...

543 Владыко Ягвэ! И что прибавит Давид еще, говоря е Тобою? Ты знаешь слугу Твоего, Владыко Ягвэ! Ради слова Твоего и по сердцу Твоему делаешь Ты вое величие сие, извещая слугу Твоего. Посему возвеличился Ты, Ягвэ Боже! ибо нет такого как Ты, и нет богов кроме Тебя по всему, что мы слышим ушами нашими. И кто как народ Твой, как Израиль, народ единый на земле, к которому приходил Бог искупить его в народ и положить ему имя и сделать нам величие и чудеса на земле Твоей пред лицом народа Твоего, которого искупил Ты Себе от народов и богов египетских. И управил Ты Себе народ Твой Израиля Себе в народ навеки; и Ты, Ягвэ, стал им в боги. И ныне, Ягвэ Боже, Слово, что изрек Ты о слуге Твоем и о доме его, утверди навеки, и сделай как говорил. И да возвеличится имя Твое, чтобы говорили: Ягвэ Цебаот Бог над Израилем; и дом слуги Твоего Давида да будет прочен пред лицом Твоим. Ибо Ты, Ягвэ Цебаот Бог Израилев, открыл в слух слуге Твоему говоря: дом созижду тебе, — потому хватило сердце у слуги Твоего помолиться Тебе такою молитвою. И вот, Владыко Ягвэ, Ты тот самый Бог (атти-гу гаэлогим) и слова Твои будут истина; и изрек Ты слуге Своему благовестие сие. И ныне благоволи благословить дом слуги Твоего быть вовеки пред лицом Твоим; ибо Ты, Владыко Ягвэ, говорил, и от благословений Твоих благословится дом слуги Твоего вовеки» (2 Caм. VII, 4, 8-29). На желание Давида построить для Ягвэ дом кедровый Ягвэ отвечает обещанием на самом Давиде основать Себе живой дом. Совершенное исполнение этого обещания отнесено самим Давидом (в его вдохновенной пророческой молитве) к далекому времени (лемэрахок), когда откроется новое учение или закон не для одного Израиля, но для всего человечества или для человека вообще — торат га-адам. Теократический Царь, получая во всех делах своих указания пути Божия через оракул первосвященника, получил через пророка откровение и о самой цели этого пути. И те указания и это откровение, вводя жизнь Божия избранника в положительные планы провидения, нисколько не нарушали в нем самодеятельности человеческого начала, а напротив, давали этой самодеятельности твердую опору и высшее освящение. Давид потому и был идеальным теократическим царем, «мужем но сердцу Ягвэ», что в нем мир-

http://predanie.ru/book/220949-istoriya-...

545 Божий в город; если найду Я милость в очах Ягвэ, то Он возвратит меня и даст мне видеть ого я обитель его. Если же так скажет: не благоволю к тебе, — то вот я, пусть делает мне как угодно в очах Его. И сказал царь Цадоку священнику: человек прозорливый ты; веришь в город с миром, и Ахимаац сын твой, и Ионатан сын Эбиатаров, оба сыны ваши с вами. Видите ли, я пережду (здесь) в полях пустынных, пока не придет слово от вас в извещение мне. — И вернул Цадок и Эбиатар кивот Божий в Иерусалим, и оставались там. А Давид восходил на вершину Масличную, восходил и плакал; голова его покрыта и он шел босой; и весь народ, что с ним, покрыл каждый голову свою, и восходили восходя и плакали. И Давида известили, говоря: Ахитофэл в заговорщиках с Абшаломом; — и сказал Давид: обезумь, молю, совет Ахитофэлев, Ягвэ! — И было, Давид пришел к вершине, чтобы поклониться там Богу; и вот навстречу ему Хушай Аркиец, — разодрано платье его, и земля на голове его. И сказал ему Давид: если пойдешь ты со мною, по будешь мне в тягость. Если же в город вернешься и скажешь Абшалому: слугою твоим я, царь, буду; слуга отца твоего я издавна, а ныне я же слуга твой; — то (этим) разрушишь ты мне совет Ахитофэлев. И не будут ли с тобою там Цадок и Эбиатар священники? и будет всякое слово, что услышишь из дома царского, возвестишь Цадоку и Эбиатару священникам. «Вот там же с ними два сына их, — Ахимаац Цадоков и Иоантан Эбиатаров; и пошлете чрез них мне всякое слово, какое услышите. — И вошел Хушай, друг Давидов,, в город, и Абшалом вошел в Иерусалим» (2 Сам. XV, 23-36). Далее мы читаем, как оправдался блестящим образом предусмотрительный план Давида, «И сказал Абшалом и всякий муж Израильский: лучше совет Хушая, нежели совет Ахитофэля. — Так Ягвэ положил разрушить совет Ахтофэля добрый (для Абшалома) ради того, да наведет Ягвэ на Абшалома беду. И сказал Хушай Цадоку и Эбиатару священникам: так и так советовал Ахитофэл Абшалому и старейшинам Израильским; и так посоветовал я. А теперь пошлите скорее и возвестите Давиду, говоря: не ночуй эту ночь в полях пустынных, а разом перейди и переправься, чтобы не (пришла) пагуба на царя и на весь народ, который с ним» (2 Сам. XVII, 14-16).

http://predanie.ru/book/220949-istoriya-...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010