453 И да приведет тельца ко входу шатра заветного пред лице Ягвэ. И положит руку свою на голову тельца и заколет тельца пред Ягвэ. И возьмет священник помазанный от крови тельца и внесет ее в шатер завета. И окунет священник палец свой в кровь л покропит кровью семь раз пред Ягвэ, пред завесою святилища. И помажет священник кровью рога жертвенника для курения ароматов пред Ягвэ, что в шатре завета; а всю (остальную) кровь выльет на основание жертвенника всесожжения, что у входа в шатер завета. И весь тук тельца искупительной жертвы (буквально: тельца грехов — пар-га-хатат) отделить от него — все туки... и воскурит их священник на жертвеннике всесожжения. А шкуру тельца и все мясо его, голову и проч... да вынесет всего тельца вон из стана в место чистое, где высыпают пепел, и сожжет его на дровах в огне — на месте высыпания пепла да сожжет его. — И если все общество (кол-адат) Израилево согрешит нечаянно (йишгу) и будет скрыто дело от глаз пх собора (га-кагал); и сделают что-нибудь изо всего запрещенного Ягвэ, чего не должно было делать, и провинятся. Пусть исповедаются в грехах своих, что согрешили, и пусть принесет собор тельца бычка в жертву за грехи и приведут его пред шатер завета. И положат старейшины общества руки свои на голову тельца и заколют тельца пред Ягвэ», и далее как при жертве за грех священника. «Который князь (наси) согрешит и сделает нечаянно что-нибудь из запрещенного Ягвэ Богом его, чего не должно делать и провинится. И сознает в себе грех свой, в чем согрешил, пусть приведет жертву свою козла непорочного и положит руку свою на голову козла и заколет его на месте, где закаляется всесожжение пред Ягвэ; — жертва за грех это» (остальное как в предыдущем, кроме седмикратного кропления кровью внутри святилища, чего в жертве за грех князя не полагается, и затем в заключение говорится: «и искупит (буквально: покроет — кипэр) его священник от греха и простится ему». «И если душа одна согрешит нечаянно из народа земли (ам-га-арэц), сделавши что-нибудь из запрещенного Ягвэ, чего не должно делать, и провинится. И сознает в себе грех свой, в чем согрешила, — пусть приведет жертву свою козу непорочную — в жертву за грех в чем согрешила», и прочее как в жертве за князя.

http://predanie.ru/book/220949-istoriya-...

462 неспособным по собственному своему признанию непосредственно и свободно служить Богу в качестве дарственного священства. Для массы религиозной, но погруженной в земную чувственность, действие небесного Бога является только в грозе и пламени. Если не безверие, то страх удаляет ее от Бога. «И весь народ видел громы и молнии и глас трубный и гору дымящуюся; и увидел народ и побежал и стал поотдаль. И сказали они Моисею: говори ты с нами, и мы будем слушаться, но пусть не говорит с нами Бог, чтобы нам не умереть. — И стоял народ вдали, а Моисей вступил во мрак (эл-га-арафэл), — туда где Бог» (Исх. XX, 18, 19, 21). То, что здесь повествуется Словом Божиим, не есть только одно из событий еврейской истории: это событие есть вместе с тем типический образ, который немногими яркими и живыми чертами выражает общее и постоянное отношение народной толпы к делу Божественного откровения. Всегда и везде народ, в силу своего здравого смысла, сознавал неспособность человеческого большинства к непосредственному «разговору» с Божеством, всегда и везде народ сам требовал (если не словами, то делом) посредников между собою и Богом — людей, способных видящими глазами вступить в тот мрак, в котором Бог — эл-га-арафэл ашэр шам га-элогим. Так как для еврейского народа Моисей был таким посредником лишь временно и исключительно, то по слову Божию он учреждает постоянное посредничество между народом и Богом в лице священников, поставленных, уполномоченных и помазанных для этого служения. «И возьми ты к себе Аарона брата твоего и сынов его с ним из среды сынов Израилевых в священники Мне: Аарона Надаба и Абиту, Влеазара и Итамара сынов Аароновых. И сделай одежды священные (бигдэй-кодэш) Аарону брату твоему для величия и для красы (лекабод ултифарэт). И ты поговоришь со всеми мудрыми в сердце (хакмэй-лэб), которых Я исполнил духом мудрости (руах-хакма); и сделают одежды Аарону для священия его, для поставления его Мне» (Ucx. XXVIII, 1-4). После подробного описания Аароновой одежды, к которой мы еще вернемся, когда будем говорить о власти первосвященничеекой, слово Божие продолжает: «И сынам Аарона сделай хитоны и сделай им пояса и головные повязки сделай им для величия и для красы. И одень их,

http://predanie.ru/book/220949-istoriya-...

463 Аарона брата твоего и сынов его с ним и помажь их и наполни руки их (миллэта эт-ядам) 86  и посвяти их и будут поставленными (в священники) Мне» (Лев. 30, 41). «И вот то, что ты сделаешь им, чтобы посвятить их в священники Мне: возьми тельца одного бычка (буквально: сына крупного скота — бэн-бакар) и овнов двух непорочных и хлеб пресный и пирожки пресные, смешанные с елеем, и оладьи пресные, помазанные елеем, — из муки пшеничной сделай их. И положи их в одну корзину; и (приведи) тельца и двух овнов. И Аарона и сынов его приведи к входу в шатер завета; и омой их водою. И возьми одежды и облеки Аарона в хитон и в нижний эфод и в (верхний) эфод и в нагрудник; и прикрепи его (т. е. нагрудник) на эфоде. И возложи тиару на голову его и положи венец святыни (нэзэр га-кодэш) на тиару. И возьми елей помазания (шэмэн га-мишха) и возлей на голову его и так помажешь его. И сынов его приведи и одень их в хитоны. И опояшь их поясами — Аарона и сынов его, — и надень им головные повязки 87  и будет им священство в закон вечный (ле-хукат-олам). И наполни руку Аарона и руку сынов его (т. е. уполномочь их). И приведи тельца пред шатер завета, и да возложат Аарон и сыны его руки свои на голову тельца. И заколи тельца пред лицем Ягвэ — во входе в шатер завета. И возьми от крови тельца и положи на рога жертвенника пальцем твоим, а всю кровь вылей к основанию жертвенника. И возьми весь сальник и то, что покрывает печень и обе почки и жир, который на них, и воскури на жертвеннике. А мясо тельца и кожу его и помет его сожги огнем вне стана: жертва греха он. И овна одного возьми, и да положат Аарон и сыны его руки свои на голову овна. И ты заколешь овна, и возьмешь кровь его и покропишь на жертвенник кругом. А (тело) овна ты разделили на части его и вымоешь внутренности его и бедра его и положишь их на (прочие) части его и на голову его. И воскуришь всего овна на жертвеннике: то жертва всесожжения (ола) для Ягвэ, то запах приятного курения (ишшэ рэйах нихоах) ___________________________ 86 Наполнение рук избранными частями посвятительной жертвы в знак уполномочения.

http://predanie.ru/book/220949-istoriya-...

474 вишь да хранят священство свое; а посторонний посягнувший (на святыню) упрет. — И говорил Ягвэ Моисею и сказал: И вот Я взял Левитов из среды сынов Израилевых вместо всех первенцев разверзающих ложесна из сынов Израилевых, и Мне будут Левиты. Ибо Мне всяк первенец; в день, как поразил Я всякого первенца в земле Мицраим, посвятил Я Себе всякого первенца в Израиле 96  от человека до скота: Мне будет — Я Ягвэ. «И говорил Ягвэ с Моисеем в пустыне Синайской и сказал: Сочти сынов Лэви по домам отцов их по родам их, всякого мужского от одномесячного и выше сочти их. И счел их Моисей по слову Ягвэ, как было заповедано ему» (Чucлa III, 5-16). «Весь счет Левитов, что сосчитал Моисей и Аарон со слов Ягвэ, по родам их все мужеское от одномесячного и выше — двадцать две тысячи. И сказал Ягвэ Моисею: сочти всякого первенца мужеского у сынов Израилевых от одномесячного и выше и сложи число имен их. И возьми Левитов Мне, — Я Ягвэ — вместо всех первенцев у сынов Израилевых и скот Левитов вместо всех первенцев в скоте сынов Израилевых. И счел Моисей, как заповедал Ягвэ ему, всех первенцев у сынов Израилевых. И было всех первенцев мужских по числу имен от одномесячного и выше по счетам их — двадцать две тысячи двести семьдесят три. И говорил Ягве с Моисеем и сказал: возьми Левитов вместо всех первенцев у сынов Израилевых л скот Левитов вместо скота их; и будут Мне Левиты — Я Ягвэ. А выкуп за двести семьдесят три излишних, противу Левитов, из первенцев сынов Израилевых, — возьми по пяти сикилей за голову — сикелем священным возьми: двадцать гэр в сикеле. И дашь серебро Аарону и сынам его — выкуп за излишек их. — И взял Моисей серебро выкупное за лишних, противу Левитов, первенцев сынов Израилевых — взял серебра тысячу триста шестьдесят сиклей священных и дал Моисей серебро выкупное Аарону и сынам его по слову Ягвэ, как заповедал Ягвэ Моисею» (Лев. 39-51). «И говорил Ягвэ с Моисеем и сказал: Возьми Левитов из ______________________ 96 Поражая первенцев жизни греховной, осужденной на гибель, грядущий Бог тем самым посвящает (отделяет Себе, соединяет с Собою) первенцев новой жизни, из коей имеет произойти спасение миру.

http://predanie.ru/book/220949-istoriya-...

504 ства. Одному Аарону дается вся полнота священной власти, прочие священники (первоначально его сыновья), подчиненные ему, участвуют лишь в некоторой доле этой власти. Особое назначение и чрезвычайные преимущества верховного священства выражаются в слове Божием теми особыми принадлежностями священного облачения, которые усвоены исключительно только одному «великому священнику». И пусть сделают (Аарону) нарамник (га-эфод) из золота, желтого шелка» и проч. «И возьми два камня оникса (абнэй-шогам) и вырежь на них имена сынов Израилевых. Шесть их имен на камне одном, и имена шести остальных на камне втором, по порядку рождения их». «И положишь два камня на шлеча эфола — камни памятования (абнай зикарон) для сынов Израилевых; и будет ноеить Аарон имена их пред лицем Ягвэ на обоих раменах своих для памятования». «И сделай «нагрудник суждения» (хошзн мишпат) работою искусною, как работа нарамника, сделай его». «И покрой его вполне камнями (драгоценными) в четыре ряда (по три камня в каждом ряде)». «И камни будут для имен сынов Израилевых, двенадцать для имен их; вырезано печатником на каждом камне одно имя — для двенадцати колен будут они». «И будет носить Аарон имена сынов Израилевых на нагруднике суждения на сердце его когда будет он входить в святилище для памятования постоянного пред лицем Ягвэ. И положи в нагрудник суждения «свет и непорочность» (эт га-урим вэт га-туммим), и будут на сердце Аарона при вхождении его пред лице Ягвэ: и будет носит Аарон правление сынов Израилевых на сердце своем пред лицем Ягвэ постоянно». «И сделай бляху (циц) чистого золота и вырежи на ней резьбою печатника: святыня для Ягвэ. И прикрепи ее желтым шелковым шнуром и будет на тиаре, спереди тиары да будешь. И будет на челе Аарона; и будет носить Аарон вину жертв, посвященных сынами Израилевыми во всех приношениях освященных их; и будет на челе его постоянно во благоволение им пред лицем Ягвэ» (Исх. XXVIII, 6, 9, 10, 12, 15, 17, 21, 29, 30, 36—38). 505 Таким образом, первосвященник, как бы нося всего Израиля и святыню его на раменах, на сердце и на челе своем, служил всецело представителем народа пред лицем Ягвэ. Но первосвященник не только представлял святыню народа памяти и благоволению Ягвэ, а и направлял жизнь народа по воле Божией, пользуясь особым даром светлого и непорочного суждения — урим и туммим.

http://predanie.ru/book/220949-istoriya-...

513 наложил на Кенаанеев дань, завладеть же не завладел ими. И Эраим не покорил Кенаанеев, населяющих Газер; и живет Кенааней среди них в Газэре. Завулон не покорил жителей Нитрона и жителей Нагалола, и живет Кенааней среди него, и стали они данниками. Ассур не покорил жителей Акко и жителей Цидона и Ахлаба и Акзиба и Хельба и Арика и Рехоба. И живут Ассуриты среди Кенаанеев, населяющих землю, ибо не покорили их.— Нафталин не покорил жителей Бейт-Шэмэша и жителей Бэйт-Эната, и живет среди Кенаанеев, населяющих землю; и жители Бэйт-Шэмэша и Бэйт-Эната стали им данниками. И вытеснили Эмореи сынов Дановых в гору и не пускали их сойти в равнину. И стали Эмореи (попрежнему) жить в горах Хэрэс, в Айалоне и в Шаалбиые. И граница Эмореев — скалы и горы по пути от Акрабима» (Суд. I, 17, 19, 21, 27—36). Этот внешний неуспех Израиля зависел от внутренней, нравственной причины, — от его неверности Ягвэ. Все значение Израиля, вея его сила и все его право в истории определялось его религией. Отступление от этой религии отнимало у него и силу и право на покорение других народов. Владение землею обетованной было обусловлено верностью Ягвэ. «И пришел ангел Господень (малеак Ягвэ) из Гилгая в Бохим и сказал: Я вывел вас из Египта и ввел вас в землю, о которой Я клялся отцам вашим и сказал, что не отступлю от завета Моего с вами во веки; а вам не заключат договора с жителями земли сей и жертвенники их разрушит; и не послушались вы голоса моего: зачем так поступили вы? Итак сказал Я: не прогоню Я их от лица вашего, и будут они вам веревкой, и боги их будут вам сетью. — И было, как говорил ангел Ягвэ, речи сии всем сынам Израилевым, — и поднял народ голос свой и заплакали они. И нарекли имя месту Бохим (плачи); и принесли там жертвы Ягвэ. (Ибо когда) отослал Иего- шуа народ, и пошли сыны Израилевы каждый в удел свой, чтобы завладеть землею, — то служил народ Ягвэ во все дни Иегошуи и во все дела старейшин, живших во время после Иегошуи и видевших все дела великия, что сотворил Ягвэ для Израиля. И умер Иегошуа сын Нунов, служитель Ягвэ, отроду ста десяти лет; и погребли его в пределах наследия его в Тимнат-Хэрэсе в горах Эфраимовых к северу от горы Гааш. А также и все

http://predanie.ru/book/220949-istoriya-...

514 поколение это было прибрано к отцам своим. И восстало поколение другое что не знало Ягвэ, ниже дел, что сотворил Он для Израиля. И стали делать сыны Израилевы зло в очах Ягвэ; и стали служит Баалам. И оставили Ягвэ Бога отцев их, выведшего их из земли Мицраим, и стали ходить за богами другими из (числа) богов народов, что кругом них, и поклонялись им, и разгневали Ягвэ. И оставили Ягвэ и стали служить Баалу и Аштарот. И воспламенился гнев Ягвэ на Израиля и предал их в руки врагов их, что вокруг, и не могли более противостоять врагам своим. Всякий раз, как они выступали, рука Ягвэ была на них на зло, как говорил Ягвэ и как клялся им Ягвэ; и стало им тесно весьма. И воздвигал Ягвэ судей, и спасали они из руки притеснителей их. Но и судей своих они не слушали, ибо блудили за богами другими и поклонялись им; уклонялись скоро с дороги, которою ходили отцы их, чтобы слушаться заповедей Ягвэ, — не делали они так. И как воздвигал Ягвэ им судей, то был Ягвэ с судиею, и спасал их от руки врагов их во все дни судии, ибо жалел их Ягвэ, когда они вопили от лица гонителей своих и утеснителей своих. И было по смерти судии возвращались они и поступали хуже, чем отцы им, ходя за богами другими, чтобы служить им, поклоняться им: не отступали от обычных вымыслов своих и от путей упорных своих. И возгорелся гнев Ягвэ на Израиля, и сказал: так как преступил народ сей завет Мой, что заповедал Я отцам их, и не слушают голоса Моего; — так и Я не буду более изгонять пред лицем их никого из народов, что оставил Иегошуа, когда умер, — дабы (до конца) испытать чрез них Израиля: сохранят ли они пути Ягвэ, чтобы ходить по ним, как сохраняли отцы их, или нет. — И оставил Ягвэ народы эти, чтобы не истребить их скоро, — те, что не были преданы в руки Иегошуи» (Суд. II). Итак, выведя чудесным образом Израиля из Египта и столь же чудесно водворив его в земле Кенаанской, Ягвэ удерживает свою сверхъестественную помощь, чтобы предоставить полный простор собственным человеческим силам Израиля, чтобы подвергнуть решительному испытанию его духовную крепость: сумеет ли он путем естественного развития своей жизни преодолеть неблагоприятные условия окружающей его среды, обеспечить свою национальную самостоятельность и несмотря на временные колебания и частные

http://predanie.ru/book/220949-istoriya-...

516 В каком смутном состоянии находилась религиозная жизнь Израиля в эпоху Судей, — это можно с достаточною ясностью усмотреть из следующего любопытного рассказа, недаром сохраненного для нас Словом Божиим. «И был муж с горы Эфраим, и имя ему Микайгу. И сказал он матери своей: тысячу сто сребреников, что ты отложила для меня и закляла их в слух мне: вот сребро это со мною, Я взял его; и сказала мать его: благословен сын мой пред Ягвэ. И возвратил он тысячу сто сребреников матери своей. И сказала мать его: посвящая посвятила я сребро сие Ягвэ от руки моей за сына моего, чтобы сделать изваяние и литое изображение, и теперь передаю его тебе. Он же вернул сребро матери своей; и взяла мать его двести сребреников и отдала их мастеру, и сделал он изваяние и литое изображение (пэсэл у масэка) и было оно в доме Макайгу. И муж Мика — дом божий (бэт элогим) у него. И сделал он эфод и идолов (терафим) и уполномочил (ваймалэ эт-яд) одного из сыновей своих, и стал тот ему в священника. Во дни оны не было царя во Израиле: всякий делал угодное в очах своих. — И был юноша из Вифлеема Иудина, родом из колена Иудина (ми-мишпахат Иегуда), и был он Левит, и был он поселенец там. И пошел муж этот из города из Вифлеема Иудина, чтобы поселиться где придется. И пришел в горы Эфраимовы, к дому Мика, идя своею дорогою. И сказал ему Мика: откуда идешь? — И сказал ему Левит: я из Вифлеема Иудина и иду поселиться где придется. — И сказал ему Мика: живи со мною, и будешь мне отцем и священником; а я буду давать тебе по десять сребреников в год и перемену одежд и продовольствие. И пришел (к нему) Левит. И стал Левит с мужем тем. И был юноша у него как один из сыновей его. И уполномочил (ваймалэ эт-яд) Мика Левита, и был тот ему во священника; и был в доме Мика. И сказал Мика: теперь знаю я, что благоволить Ягвэ ко мне, ибо стал мне Левит во священника» (Суд. XVII). Из последних слов вполне ясно, что этот простодушный житель горы Эфраимовой, несмотря на то, что устраивает у себя дом Божий с литыми и лепными идолами и при том сам рукополагает себе во священники сначала своего сына, а потом странствующего Левита (коего левитское звание несколько загадочно, по-

http://predanie.ru/book/220949-istoriya-...

522 правое крыло: все они камнем из пращи в волосок попадали без промаха. А мужей Израильских без Веньямина одного насчитано четыреста тысяч мужей, носящих меч, — все они люди ратные. И восстали и пошли к дому Божию, и спросили Бога, и сказали сыны Израилевы: кто у нас вперед пойдет начинать войну с сынами Веньяминовыми? — И сказал Ягвэ: Иуда пойдет. — И поутру встали сыны Израилевы и разбили стан пред Гибеа. Так пошел Израиль воевать с Веньямином, ополчились они против Гибеа. Тогда вышли сыны Веньяминовы из Гибеа; и полегло в тот день из Израиля убитых двадцать две тысячи. — И пошли сыны Израилевы и плакали пред лицем Ягвэ до вечера. И вопрошали у Ягвэ, говоря: выступать ли нам еще на бой с сынами Веньямина, брата нашего? — И сказал Ягвэ: Идите на него. — И подступили сыны Израилевы к сынам Веньяминовым на день другой. И вышел Веньямин навстречу им из Гибеа на день другой, и положили они из сынов Израилевых еще восемнадцать тысяч человек, носящих меч. И пошли сыны Израилевы всем народом к дому Божию и плакали и остались там пред лицем Ягвэ и постилися тот день до вечера. И вознесли они жертвы всесожжения и мирные пред лицем Ягвэ. И спросили сыны Израилевы у Ягвэ, — ибо там в те дни был кивот завета Божия, и Фин-хас, сын Элеазара, сына Ааронова, предстоял пред ним в те дни, — и сказали, продолжать ли нам еще воевать с сынами Веньямина брата нашего, или кончить рать? — И сказал Ягвэ: выступайте, ибо завтра предам их в руки твои. — И поставил Израиль засады кругом Гибеа». С помощью этих засад они уничтожили все войско Веньяминово и сожгли Гибеа. «И было в оный день всех павших из Веньямина двадцать и пять тысяч, носящих мечи — и все они мужи храбрые. Лишь шестьсот человек повернули и бежали в пустыню в скалы Римонския и сидели в скалах Римонских четыре месяца. И вернулись в Гибеа мужи Израильские и истребили мечем в городе от людей до скота — все встречное; а потом все города окрестные пожгли огнем. «И мужи Израилевы заклялись в Мицца, говоря: никто из нас не даст дочери своей Веньямину в жены. И пришел народ к дому Божию и оставались там до вечера пред лицем Божиим; и подняли голос свой и плакали плачем великим. И говорили: почто, о Ягвэ, Бог Израилев, сталося такое во Израиле. —

http://predanie.ru/book/220949-istoriya-...

524 города и жили в них. И пошли оттуда в ту пору сыны Израилевы каждый в колено свое и в род свой: и вышел оттуда всякий в удел свой. Во дни от не было царя во Израиль: всякий творил чмо угодно в очах своих» (Суд. XIX, XX, XXI). Итак, чтобы не было больше таких дел, подвергавших опасности самое существование Израиля в его целости, необходимо было утверждение крепкой национальной власти, не позволяющей каждому делать все, что угодно в очах его. В изложенной междоусобной войне Израиль обнаружил достаточно внутреннего единства, и ему предстояло теперь закрепить это внутреннее единство внешним объединением и сосредоточением под властью единого царя — необходимостью, которую уже предвидел Моисей во Второзаконии. X. «Когда войдешь в землю, которую Ягвэ Бог твой дает тебе, и овладеешь ею и поселишься в ней, и скажешь: поставлю я над собою царя как все народы что кругом меня — поставляя поставь над собою царя, которого изберет себе Ягвэ, Бог твой; из среды братьев твоих поставь над собою царя, — не моги взять себе мужа чужого, который не брат тебе. — Только бы он не умножал себе коней и не умножал бы себе жен, и не уклонилось бы сердце его, и не умножал бы слишком серебра и золота. И будет, как воссядет он на престол царствия своего, пусть напишет себе список законоучения сего в книгу от лица священников левитов. И да будет с ним, и да читает в нем во все дни жизни своей, чтобы поучался он бояться Ягвэ Бога своего, чтобы соблюдать все слова закона сего и уставы эти — исполнять их; чтобы не возвысилось сердце его над братьями его. и чтобы не уклонился он от заповеди ни направо, ни налево, — да продлятся дни царства его, — его и сынов его среди Израиля» (Второз. ХИП, 14—20). Предуказанное Моисеем время наступило к концу дней пророка и судии Самуила, когда бедствия разделенного Израиля, временно прекращенные деятельностью этого великого мужа, с приближением его смерти снова предстали народному сознанию как неизбежные следствия будущего безначалия. Что ближайшая практическая причина народных бедствий заключалась в отсутствии силъ-

http://predanie.ru/book/220949-istoriya-...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010