Обитель после Октябрьской революции 1917 г. была закрыта в 1923 г. Многие постройки были снесены, а келии отдали для коммунального расселения мирян. В Успенском соборе разместили зернохранилище. В 1919 г. были изъяты мощи св. Аврамия, которые со временем были утрачены. Незадолго до их изъятии небольшую частицу его мощей сохранил иеромонах Афанасий/Сахаров/ . В строениях закрытого монастыря разместили с 1985 г. музей. В 1993 г. монастырь был открыт и начала возрождаться монашеская жизнь. До 2009 года в нём хранилась Боголюбская икона Богородицы, которая была передана монастырю из Владимирского музея в 1992 году. В 2009 году на иконе была обнаружена плесень. В настоящий момент икона находится в специально оборудованном помещении Владимиро-Суздальского музея. Центром ансамбля монастыря является Успенский собор, построенный в первые годы XVI века по образу и подобию своего предшественника (сохранились нижние части стен древнего храма). Он знаменит фресками 1648 года, над которыми работали московские изографы. Современное состояние [ править править код ] В 1993 году началось возрождение Свято-Успенского Княгининого женского монастыря. При монастыре действует Регентская школа, где обучаются все желающие искусству регентства (дирижирования) в храме. Курсы длятся три года. В 2000 году открыт детский дом для девочек сирот. Также действует воскресная школа. Во славу Божию в монастыре подвизаются 28 сестер. Возрождается обитель и духовно. В монастыре совершаются Богослужения. Интерьер монастырского храма Сегодня монастырь имеет свое Свято-Никольское женское подворье в селе Санино Суздальского района, где подвизаются 15 насельниц. В 2008 освящен придел Казанского храма в честь свт. Иоанна Златоустого. Настоятельница монастыря игуменья Олимпиада (Хоружая). В монастыре проживает 28 сестер. У Княгининого монастыря есть свое подворьев селе Санино Суздальского района. При обители открыта воскресная школа, которую сейчас посещают более 50 учащихся Храмы [ править править код ] Собор Успения Пресвятой Богородицы - центр монастыря по сей день. Уже второй своего имени. Первый был разрушен. Нынешный Успенский собор был построен примерно в 1500 году. Внутри имеются ценные фрески 1647-1648 года известного мастера Марка Матвеева. Здесь же находится чудотворная Боголюбская икона Божией Матери. Икону перевезли сюда в 1992 году из Свято-Боголюбского монастыря, где икона была написана в 12 веке по указу князя Андрея Боголюбского.

http://azbyka.ru/palomnik/Успенский_Княг...

Библиотека Вифанской семинарии вмещает в себя много памятников умственной деятельности питомцев Платона и самого Платона. В ней до 10,000 книг; тут собраны поздравительные речи и экзерциции учеников его времени; тут вся библиотека Платона. Замечательнее всего собрание рескриптов и писем, писанных к нему царственными особами и знаменитыми современниками. В ней хранятся письма Императрицы Екатерины II, Императоров Павла I и Александра I, Императрицы Марии Феодоровны, Великой Княгини Наталии Алексеевны, Греческих Патриархов и Митрополитов, Преосвященных Амвросия Каменского, Димитрия Сеченова, Гедеона Криновского , Парфения, князя Потемкина, графа Чернышева, графа Остермана и других 17 . СПИСОК Ректоров и Префектов, или Инспекторов Семинарии. РЕКТОРЫ Так как при открытии семинарии были только низшие классы, включительно до Риторики, и класса Богословского еще не было: то до времени открытия учения Богословского не было в семинарии Ректора, и ею управлял Префект Гедеон, который после занял должность Ректора и наставника Богословия. 1) Гедеон Фомин определен Ректором и учителем Богословия в Сентябре 1804 г. В 1806 году из Архимандритов Борисоглебск. монастыря переименован настоятелем Златоустова, в 1808 г. Лужецкого, в 1811 г. Богоявленского монастыря. Ректором был до Января 1812 г, в котором за болезнью уволен; скончался в Богоявленском монастыре в 1814 году. 2) Серафим Колосов. Ректор с 8 Января 1812 года до конца 1813 г.; a в сие время уволен на покой в один из Новгородских монастырей. 3) Неофит Докучаев-Платонов. В Январе 1812 г. из учителей Риторики Вифанской семинарии определен Префектом Лаврской семинарии, а в Январе 1814 г. Ректором Вифанской семинарии. В том же году в Феврале поставлен Архимандритом Серпуховского Высоцкого, в Августе Московского Знаменского монастыря, а в Октябре определен Ректором Заиконоспаского училища. В 1821 г. из Архимандритов Ростовского Богоявленского монастыря хиротонисан во Епископа города Архангельска и там скончался в 1825 г. 4) Парфений Чертков -Платонов. Учился в Московской Славяно-Греко-Латинской Академии и был в ней учителем. Пострижен в Октябре 1810 г. В 1811 г. из проповедников определен Префектом Академии и вскоре произведен во Архимандрита Московского Крестовоздвиженского монастыря, в 1814 определен Ректором Вифанской семинарии; в 1817 переведен в Московскую семинарию Ректором, в 1821 хиротонисан во Епископа Владимирского; в 1833 пожалован Архиепископом, в 1850 г. переведен в Воронеж, где и скончался в 1853 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Smirnov...

В 1923 г. Княгинин монастырь был принудительно закрыт репрессивными органами советской власти: ликвидация монастыря производилась в течении восьми месяцев с марта по ноябрь 1923 г. и сопровождалась разграблением имущества обители и ее насельниц. Монахини были изгнаны из своих келий, отданных под заселение ответственным работникам аппарата советской власти и компартии. В связи с закрытием монастыря и созданием поселка для новой бюрократической элиты ликвидировали также и монастырское кладбище. В 1923 г. Княгинин монастырь как территориальную единицу в границах города переименовали в поселок имени Воровского.  В 1992 г. Успенский Княгинин монастырь был вновь возрожден как иноческая женская обитель Владимирской епархии. Настоятельницей монастыря стала монахиня Антония (Шаховцева). В Успенском соборе Княгинина монастыря, чудесно расписанном в XVII в. артелью знаменитых мастеров, находятся величайшие духовные святыни русского народа - икона Боголюбивой Божией Матери (первое русское иконописное изображение, созданное по указанию св. блгв. кн. Андрея Боголюбского) и мощи святого мученика Авраамия Болгарского. Из книги: Минин С.Н., священник. Очерки по истории Владимирской епархии. (Х-ХХвв.).- Владимир: 2004. С. 11-13 Княгинин Успенский монастырь, 1 класса, в городе Владимире. Основан в 1199 году княгиней Марией (в иночестве Марфой), супругой великого князя Владимирского Всеволода Юрьевича. В 1311 году монастырь был разорен татарами; возобновлен в начале XVI века; в 1855 году пострадал от пожара; в 1865 году возобновлен. Монастырский соборный храм — в честь Успения Божией Матери с приделами Благовещенья и Рождества Христова. Здесь почивают мощи Аврамия Болгарского (см. 1 апреля) и погребены княгиня Александра, первая супруга Александра Невского, княгиня Васса, вторая его супруга и дочь Евдокия. За левым клиросом на столпе помещается древняя икона святого мученика Аврамия; она служила иногда вместо гробовой доски над мощами страстотерпца. Здесь же находится гробница княгини Марии, основательницы монастыря, и других князей и княгинь, здесь погребенных.

http://sobory.ru/article/?object=05331

Вот в подробности порядок крестного хода по церемониалу: причетник Предтеченской церкви с фонарем, диакон Сретенской ц. с запрестольным Крестом Успенского Собора и по сторонам его причетники: Богословской ц. и Ильинской с запрестольными крестами Дмитриевского собора. Ключарь, несущие хоругви: а) Николоградской и Георгиевской ц. (от каждой по одной); б) Знаменской и Борисоглебской (по одной); в) Троицкой (две); г) Николозлатовратской и Успенского женского монастыря (по одной); д) Дмитриевского собора (две); е) Церкви архиерейского дома (одну хоругвь) и кафедрального Успенского собора (три хоругви). Певчие по два в ряд. Диаконы Георгиевской и Скорбянщенской ц. с кадильницами. Диаконы Николоградской и Богославской ц. с иконой Благоверного Вел. Князя Андрея Боголюбского. Иереи Петропавловской и Казанской ц. с чудотворной иконой Владимирской Божией Матери. Несшие св. мощи Благоверного Князя Глеба – диаконы церквей: Воскресенской и Знаменской, Николозлатовратской и Кладбищенской, и священники церквей: Кладбищенской и Сретенской – духовного училища, Успенского женского монастыря – Николай Покровский и Николоградской, Скорбянщенской и Спасской. Несшие св. мощи Благоверного Великого Князя Андрея Боголюбского – диаконы церквей: Богородицкой-семинарской и Сергиевской и священники церквей: соборной – Василий Шепелев и Успенского женского монастыря – Иоанн Говоров, Мироносицкой и Борисоглебской, Предтеченской и Никологалейской, соборный – Дмитрий Миловский и Дмитриевского собора. Несшие св. мощи Благоверного Великого Князя Георгия – диаконы: Успенского Собора – Авроров и Беневоленский и священники церквей: Ильинской и Знаменской – Александр Альбицкий, Вознесенской и Воскресенской, Введенской – Епархиального ж. училища и Сергиевской, протоиереи: Ризоположенской на Золотых воротах и Богословской. Священник Симеон Еленевкий и Боголюбовский казначей Иероним. Протоиерей Богородицкой Семинарской церкви и эконом архиерейского дома Ректор духовной Семинарии. Посошник с орлецом и свещеносец. Протоиереи и Иподиаконы с дикирием и трикирием. Диаконы Мироносицкой церкви и Предтеченской с рипидами. Архимандриты: Суздальского Спасоевфимиева монастыря со св. Крестом и Муромского Спасского со св. Евангелием. высокопреосвященнейший Владыка. Протодиакон, соборный диакон Николай Меморский, диаконы Дмитриевского собора и Успенского женского монастыря и книгодержец.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Vinog...

В 1918 г., 27 сентября по распоряжению Жилищного отдела г. Мурома три каменных корпуса заселены рабочими. Монастырь закрыли в 1921 году. В 1928 году Пантелеймоновский придел занят под архив. В 1930-1940 годах контроль за состоянием монастыря возлагался на музей. С 1933 г. монастырь находился в пользовании военного ведомства. Собор, надвратная церковь и колокольня были приспособлены под склады. По решению горсовета 1936 г. придел Трех Святителей и Св. Пантелеимона были разрушены. Кирпич использован для строительства школы 16. В 1941 году здание Троицкого собора передано артели им. Крупской под сапожную мастерсткую на условиях ремонта. Ни в 1940-е, ни в 1950-е гг. ремонт на территории монастыря не производился. В послевоенные годы келейные корпуса превращены в коммунальные квартиры. В 1961 - 1962 годах в монастыре произведена косметическая реставрация. В 1970-х годах ансамбль Троицкого монастыря поставлен на государственную охрану как памятник республиканского значения. 15 мая 1991 года ансамбль Муромского женского Троицкого монастыря по просьбе Владимиро-Суздальской епархии передан Русской Православной церкви. Это первый женский монастырь, открытый во Владимирской епархии. В 2002 году в монастыре был открыт пансионат для несовершеннолетних детей «Надежда», где девочки получают среднее образование. Данные весны 2006 года: в муромской обители живут 70 сестер. С 2001 года с благословения владыки Евлогия в Свято-Троицком монастыре был открыт пансионат «Надежда» для девочек из неблагополучных семей. В настоящее время монастырский пансионат стал домом для двадцати воспитанниц в возрасте от четырех до шестнадцати лет. Святыни Главной святыней Троицкого монастыря является Виленский Крест . Ему посвящено известное произведение древнерусской литературы " Повесть о Виленском Кресте " . Обретение святыни так же связано с именем Богдана Цветнова. В монастыре упокоиваются мощи святых Петра и Февронии , покровителей любви и брака. Богослужение Богослужения в Свято-Троицком монастыре совершаются ежедневно. Божественная Литургия начинается в 6.30, вечерняя служба – 16.00. После Литургии совершаются молебны и панихиды по усопшим. В воскресные дни Божественная Литургия начинается в 7.00, после которой перед гробницей с мощами святых благоверных князя Петра и княгини Февронии совершается водосвятный молебен с акафистом.

http://drevo-info.ru/articles/5849.html

31 Вероятно, имеется в виду Анна Петровна Виноградова, родственница еп. Афанасия, проживавшая в Москве. 33 Христофора (Христофора Ефимовна Новикова) – бывшая монахиня Юрьевского монастыря. После закрытия монастыря проживала в Загорске и др. местах. Скончалась 5.5.1957. 35 Имеется в виду Н. Н. Овчининский, бывший врач Владимирской духовной семинарии, коллежский советник, кандидат Университета (см. о нем: Государственный архив Владимирской области. Ф. 556. Оп. 1. Ед. хр. 4943). 37 28 октября (10 ноября) – именины Параскевы. Кто именно имеется в виду, установить не удалось. 38 Назарий (Николай Кириллов), епископ Полтавский (с 1910 г.). С 28.9.1917 на покое (б. епископ Херсонский). С 1920 г. архиепископ Курский и Обоянский. С 1923 г. на покое. С 1925 г. управлял Курской епархией. Скончался 2.6.1928. 39 Имеется в виду Данилина Агафья Емельяновна – двоюродная сестра еп. Афанасия по матери, проживавшая в Москве. 44 Имеется в виду Бедина Надежда Александровна – духовная дочь Владыки. Родилась в 1903 (1902?) г. В 1933 г. была арестована и отправлена в Белбалтлаг на 3 года. Обвинялась в том, что «участвовала в нелегальных монашеских молитвенных сборищах», «поддерживала связь с контрреволюционной ссылкой путем отправления материальной помощи продуктами и деньгами» (в частности еп. Афанасию). После ссылки жила в г. Муроме. 45 Ефимовна (Тимонина Елена Ефимовна) жила в доме Сахаровых, помогала по хозяйству матери Владыки. 50 Память мц. Феодосии. Вероятно, это мирское имя м. Фаины (Королевой). До закрытия Княгинина монастыря была келейницей м. Олимпиады. Скончалась в 1956г. 51 Память вмц. Варвары. Имеется в виду племянница м. Фаины инокиня Варвара (Кукушкина), которая, как и м. Фаина, была келейницей м. Олимпиады. В последние годы алтарница во Владимирском Успенском соборе. Скончалась в 1982 г. 53 Устинов Павел Сергеевич (1890–1937) – священник. По-видимому, служил в с. Богослово, позднее в Николо-Кремлевской церкви г. Владимира. 3.11.1931 арестован. Приговорен к трем годам ИТЛ. Проживал в г. Муроме. 18.11.1937 арестован, приговорен к расстрелу.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Несколько монастырей было основано митрополитом Алексием при активном содействии преподобного Сергия Радонежского. Переход на общежительные начала в самом Троице-Сергиевом монастыре обернулся расколом в братии, в результате чего Сергию пришлось покинуть родную обитель и обосноваться на новом месте – на берегу реки Киржач. Здесь Сергий основал монастырь во имя Благовещения Пресвятой Богородицы. Митрополит Алексий дал свое благословение, а князья и бояре – «сребро доволно на строение монастыря». Хотя Киржачский монастырь стоял на территории великого княжения Владимирского, не видно, чтобы Сергий обращался к великому князю Дмитрию или к кому-нибудь из частных лиц. Но известно, что Преподобный послал двух своих учеников к митрополиту Алексию, прося благословения. У митрополичьей же кафедры, действительно, владения на Киржаче были (например, «Романовская митрополичья волость на речке на Кержачи» и другие) 45 . Поэтому вполне возможно, что обитель на Киржаче возникла благодаря не только духовной, но и материальной поддержке митрополита Алексия. Основание монастыря на Киржаче поддается датировке. Обитель на Маковце, лишившись игумена, стала запустевать, часть братии ушла на Киржач к Сергию. Оставшиеся обратились к митрополиту Алексию с мольбой вернуть Сергия обратно. Митрополит посылает к Сергию двух архимандритов Герасима и Павла – и это, очевидно, те же Герасим и Павел, которые в качестве митрополичьих послов ходили в 1363 г. в Нижний Новгород (вероятно, вместе с Сергием). Но тогда Герасим был просто игуменом, а на Киржач он явился в качестве архимандрита – следовательно, в более позднее время по сравнению с 1363 г. Список РГБ, Больш. 20 Первой Пахомиевской редакции содержит уникальные сведения о Герасиме – он называется архимандритом Чудова монастыря 46 . Митрополит просит Сергия вернуться в Троицкий монастырь: «А иже досаду тебе творящих – изведу вон из монастыря, яко да не будет ту никого же пакость творящаго ти». Поскольку Чудов монастырь основан в 1365 г., то описанные здесь события не могли иметь места ранее этого года. Верхняя граница создания Киржачского монастыря – 1373 г., потому что только правительница удела княгиня Ульяна могла индифферентно относиться к событиям в Троицкой обители (возможно, это объясняется болезнью княгини), но с 1374 г. новый вотчич монастыря князь Владимир Андреевич с великим усердием почитал Преподобного Сергия и вряд ли допустил бы его изгнание.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Свято-Троицкий женский монастырь был закрыт в 1933 году. Его ансамбль считался памятником архитектуры и находился под охраной государства. Современное состояние [ править править код ] По Божиему промыслу, возрождение монастыря началось 15 мая 1991 года, когда Православная Церковь вспоминает перенесение мощей святых Бориса и Глеба. В монастырь приехала монахиня Рижского Свято-Троице-Сергиева монастыря Тавифа (Горланова), возглавившая позднее обитель по благословению архиепископа Владимирского и Суздальского Евлогия в сане игумении. При монастыре действуют несколько подворий: Крестовоздвиженское (в Муроме), Богородицкое (с. Мишино, Муромского района), Богородицкое (Камешковского района, Владимирской области). С 2001 года при монастыре открыт пансионат «Надежда» для несовершеннолетних, где девочки получают среднее образование,.и престарелых. Также под попечительством монастыря находятся несколько тюрем, колония для несовершеннолетних, воинская часть, муромское общество инвалидов-колясочников «Феникс». На территории монастыря построена часовня и источник в честь святых Петра и Февронии. В монастыре три действующих храма. Храмы [ править править код ] Главный храм — Свято-Троицкий собор (1642/1643 гг.). Собор имеет три престола: центральный — в честь Святой Троицы; левый — в честь святых Петра и Февронии; правый — в честь святых праведных жен Анны (матери Пресвятой Богородицы), Тавифы и Ульянии Лазаревской. Святые мощи благоверных Муромских Петра и Февронии В Троицком соборе хранятся главные святыни монастыря: гробница с мощами святых благоверных и преподобных князя Петра и княгини Февронии, Виленский крест-мощевик. Церковь Казанской иконы Божией Матери (1648 г.). В 1652 году рядом с надвратной церковью была построена шатровая многоярусная колокольня. Церковь преподобного Сергия Радонежского (1715 г.). Эта деревянная церковь была перенесена на территорию монастыря в 1975 году из села Красное Меленковского уезда. Архитектурные памятники [ править править код ] Колокольня Троицкого собора

http://azbyka.ru/palomnik/Свято-Троицкий...

546 Отсутствие священных сосудов во время описи 1601 года может быть объяснено периодичностью богослужения, совершавшегося во Владимирской церкви. По словам описи 1773-го года, «в оной церкве (т. е. церкви св. Владимира) сначала чрез нисколько годов коштом означенной вкладчицы княгини Марии Воротынской священнослужение исправлялось, а потом за неимением подлежащих к исправлению в оной церкве священнослужения потребностей, священнослужения в оной церкви не имеется, точью ежегодно в один день храмового празника священнослужение отправляется» (Рукоп. Кирил. библ. 102–1338, л. 32). Но еще в 60-х годах XVI века богослужение во Владимирской церкви совершалось, невидимому, только по воскресным дням. В майской расходной книге монастыря за 1569 год записано: «На Иванов корм Ивановича Хабарова по матери его кормили в суботу по велице дни на третьей неделе, роздали нищим милостыни 4 рубли, в ящик положил 3 рубли, а давати те деньги за недели священником и дияконом от служеб, что служат в Владимере святом, а почял те денги давати с четвертые недели по велицей дни» (Рукоп. Кирил. мон. 2–602, л. 30 и об.). 550 Рукоп. Кирил. библ. 71–1310, л. 88; Рукоп. Кирил. Библ. 73–1312. л. 185; Рукоп. Кирил. библ. 74–1314, л. 149 об. О гробнице преп. Кирилла, см. также на стр. 45–46 и Рукоп. Соф. библ. 1162, л. 35; Рукоп. Кирил. мон. 1, июнь, и т. п. 552 По словам описи 1773 года, прежняя церковь во имя св. Кирилла была «каменная», «холодная», мерою с алтарем по наружной стене шесть сажен, «вширь четыре сажени и два вершка. В оной церкве и в олтаре десять окошек; в них оконницы слюдные в белом железе ветхи. На росписание внутри оной церквы жывописью в прошлом 1642-м году болярин Феодор Иванович Шереметев дал триста дватцеть восемь рублев шеснатцеть копеек; при той церкве з западной стороны паперть вдоль по наружной мере три сажени без одного вершка, вширь три сажени два аршина и два вершка. В оной паперте два окошка, в них оконницы слюдные тверда. В олтаре в западной стене по правую сторону царских дверей от низу до верху и в своде трещина; в церкве с полденной сторона в стене от низу до верху две трещины.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ФЕОДОСИЙ СПАССКИЙ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Феодосий (+ 1238 ), игумен " Спасский " , преподобный , священномученик Память в Соборе Владимирских святых Игумен Даниил , архимандрит Пахомий и игумен Феодосий как, по-видимому, наиболее уважаемые духовные лица города (наряду с еп. Владимирским Митрофаном ) упомянуты в варианте летописной статьи 1238 года о взятии и разорении Владимира монголо-татарскими войсками, получившей оформление во Владимирском летописном своде 1281 года: " И ту убьен бысть Пахомий, архимандрит монастыря Рождества Святыя Богородицы, и Данило, игумен успенскыи, Феодосии Спаскыи и прочии игумени, и черньци, и черници, и попы, и дьяконы " . В синодике Успенского собора г. Ростова Даниил, Пахомий и Феодосий названы " преподобными игуменами " . Точная дата гибели Владимирских священномучеников неизвестна. Большинство историков считают, что Владимир был взят войсками хана Батыя в течение одного дня - 7 февраля 1238 года. Однако в летописях недвусмысленно указывается, что 7 февраля была захвачена лишь одна из трех частей Владимира - т. н. Новый город. Точная дата захвата несомненно укрепленного Среднего, или Печернего, города, где располагались Рождественский монастырь и Успенский собор и где находились тогда еп. Митрофан, великокняжеская семья и оставшиеся в живых воины и горожане, не была зафиксирована летописцем; по-видимому, Средний город был взят вскоре после 7 февраля. Согласно архим. Леониду (Кавелину) , архим. Пахомий был погребен в Успенском соборе, а игумены Даниил и Феодосий - во владимирском Золотоворотском Преображенском мужском монастыре . Не совсем ясен статус Даниила ( " игумен успенский " ) и Феодосия (по смыслу текста, игумен " спасский " ) среди владимирского духовенства. Возможно, Даниил был игуменом и духовником во владимирском Княгинином Успенском женском монастыре, к 1237 году уже существовавшем. Однако ничего не известно о существовании к 1237 году во Владимире Спасского монастыря (его основание при Спасо-Преображенской церкви у Золотых ворот относится к более позднему времени). Более правдоподобным является предположение о том, что " игуменами " летопись называет настоятелей владимирских соборов - Успенского и Спасского (Спасо-Преображенского у Золотых ворот) . Можно предположить, что как настоятель владимирского Успенского собора назван в летописной статье о гибели и погребении блгв. кн. Андрея Юрьевича Боголюбского Феодул - " игумен святое Богородици " . На принадлежность игум. Феодула к духовенству Успенского собора указывает упоминание при нем " клирошан " .

http://drevo-info.ru/articles/13678912.h...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010