5. Образ Владимирской Божьей Матери с Предвечным Младенцем шит по шелковой темно-зеленого цвета материи разными шелками. По оплечьям шелками же вышиты: с правой стороны – Архангел Михаил, с левой – Гавриил. Буквы в надписях, цветы в венцах у Богоматери и Архангелов, равно и оттенки на их одеждах низаны мелким жемчугом в одну нить. По кайме черным шелком вязанными в один вершок буквами вышита за достойная песнь: «О тебе радуется, Благодатная, всякая тварь и пр.» Хранится за стеклом в киоте старинной работы, во всем подобном вышеозначенному. О времени вклада сих 2-х образов не известно. 6. Покровы на раку преподобного Пафнутия, а ныне образа в деревянных рамах: а) В соборной церкви в алтаре по левую сторону престола на столпе: По зеленому шелковому штофу нашито изображение преподобного Пафнутия, отделанное живописью по полотну, ныне полинявшее. У подножия надпись вязанными буквами в пол вершка: «В лето 7038 (1530) повелением Василия Божею милостью господаря всея Руси и великого князя Владимирского и Московского и Новгородского и Псковского и Смоленского и Тверского и Огорского и Пермского и Болгарского и иных сделан бысть покров сий в 24-е лето государства его и при его великой княгини Елене. По кайме вышит тропарь: «О тебе, отче Пафнутии, известен бысть спасения образ и пр. б) Внутри же алтаря над Царскими вратами: по зеленому, ныне полинявшему штофу нашито изображение преподобного Пафнутия в полный рос его, на главе его венец шитый золотом, у подножия вышито вязанными буквами в полвершка надпись: «В лето 7083 (1575) марта в пятый день сделан покров сий при государе царе и великом князе Иване Васильевиче веся Руси и при его царице и великой княгине Анне и при его благородных чадах Иване Ивановиче и при его царице княгине Феодосии и при благородном царевиче князе Федоре и при его царице княгине Ирине повелением царевича Ивана Ивановича и его царицы княгини Феодосии». На каймах кругом вышит тропарь о тебе отче Пафнутие известен бысть спасания образ и пр. в) Там же по розовому, ныне полинявшему атласу вышито изображение преподобного Пафнутия; лик – белой бумагой, мантия бумагою же вишневого цвета; нижняя одежда – белою бумагою; на голове венец шитый золотом; у подножья надпись: «Лето 7141 (1633) ноября в 23 день по обещанию боярина князя Бориса Михайловича Лыкова – Оболенского и жены его Настасии. Сделан сий покров в пречетсную и великую обитель Пречистой Богородицы и преподобного чудотворца Пафнутия Боровского, положен сий покров на его чудотворный четный гроб 7142 (1634) года октября в 10-й день.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

12 марта 1866 г. святитель Феофан подал прошение в Святейший Синод об увольнении на покой. 5 июля 1866 г. последовал Высочайший указ следующего содержания: «17 июня 1866 г. епископ Феофан был уволен «от управления Владимирской епархиею и определён настоятелем в Шацкую общежительную Вышенскую пустынь, с поручением ему управления оною и предоставлением ему права пользоваться всем по званию настоятеля пустыни» 10 . Святитель прибыл в Вышенскую пустынь 3 августа 1866 г. и был встречен с колокольным звоном братией во главе с настоятелем архимандритом Аркадием и небольшим ко личеством богомольцев. Об этом преосвященный написал в Святейший Синод 14 сентября 1866 г.: «Честь имею почтительнейше донести Святейшему Синоду, что я благополучно прибыл в данную мне обитель 3 августа». 11 Почти через тридцать лет после этого очевидец, предположительно игумен Тихон (Цыпляковский), почему то назвал днём прибытия святителя в Вышу другой день. В своих воспоминаниях он оставил такую запись: «1866 г. августа 4 дня, в 6 часов вечера, в Вышенскую пустырь прибыл удалившийся сюда на покой с Владимирской архиерейской кафедры Преосвященный епископ Феофан, назначенный настоятелем этой пустыни. Приехал он из города Шацка, в сопровождении только одного келейника иеродиакона Иосифа из Боголюбского монастыря». 12 В указанной записи игумен Тихон утверждает, что преосвященный прибыл в сопровождении «только одного келейника». 13 Профессор И. Корсунский сообщает, что вместе со святителем прибыл и его племянник А. Г Говоров. Об этом свидетельствует и сам племянник: «Наступил наконец 1866 год, когда много ранее задуманное совершилось… Отказавшись от управления Владимирской паствой, преосвященный удалился на покой в Вышенскую пустынь, о которой часто вспоминал в Тамбове и во Владимире и не раз говаривал мне, что нет места лучше как Выша. По прибытии на Вышу мы сперва поселились в настоятельских келиях… Вскоре по удалении преосвященного на покой ему удалось устроить меня в Москве у одной почитательницы его княгини П. С. Лукомской, любившей меня как родного сына. До 1871 года я ежегодно в каникулярное время ездил гостить к Преосвященному». 14 Из Вышенской обители в 1866 г. святитель Феофан направил племянника учиться сначала во Влади мирскую семинарию, что можно заключить из письма святителя к священнику И. И. Говорову, написанному в сентябре 1866 г., 15 а также из его письма к А. П. Покровскому, 16 хотя племянник в своих воспоминаниях об учёбе во Владимире не сообщает. Через год, в 1867 г., святитель направил племянника учиться в Московскую духовную семинарию. 17

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

В 1853-м году настоятель Бахчисарайского Свято-Успенского скита освятил небольшую церковь на месте Крещения князя Владимира. Некоторые исследователи считают, что он был освящен во имя Святой равноапостольной Великой княгини Ольги, другие говорят о его освящении в честь Святого князя Владимира. В это время в киновии обустроили несколько небольших построек. Во время героической обороны Севастополя (1854–1855) на территории Херсонеса находились позиции французских войск, в ходе боевых действий все немногочисленные строения киновии были разрушены. В 1858-м году Император Александр II утвердил указ о производстве работ по возведению в Херсонесе соборного храма. Через 3 года Государь заложил камень в основание величественного Свято-Владимирского собора. Вскоре императорским решением и определением Святейшего Синода Херсонесская киновия получила статус «первоклассного монастыря по окладу западных епархий». В начале XX века монастырь развивался и обустраивался. Экономические связи не ограничивались Севастополем и Крымом. Из Сергиева Посада поступали различные деревянные изделия, из Воронежа и Костромской губернии – серебряные иконки, из Варшавы в монастырь присылали стеклянные, янтарные и костяные крестики, облачение поступало из Москвы. В Ярославле изготавливались финифтевые образки, а в Черниговской губернии для монастырской лавки изготавливали деревянные ложки, многие изделия также закупались в Нижегородской губернии. 1870-е или 1880-е Значительная часть монахов и послушников состояла из людей, имеющих достаточно высокий уровень образования – офицеров, интеллигенции, детей купцов, священно- и церковнослужителей. Это подтверждается записями о приобретении книг, а также ежегодной подпиской монастырем печатных изданий. Сведения о жаловании, которое ежемесячно выплачивалось монастырским служителям по найму, сохранились только с 1900 года: кучер и его помощник, повар, плотник, скотница, прачки, пастух, садовник, учитель получали достаточное жалование, поденные работники трудились на виноградниках, в саду и монастырском огороде.

http://pravoslavie.ru/158674.html

В храме присутствовал глава администрации Александровского района Владимирской области И.А. Першин. Богослужебные песнопения исполнил хор Стефано-Махрищского монастыря под управлением монахини Гавриилы (Водолазовой). На телеканале «Союз» осуществлялась прямая трансляция Патриаршего богослужения. После сугубой ектении Святейший Патриарх Кирилл совершил молитву о мире на Украине. За Литургией Предстоятель Русской Церкви рукоположил диакона Михаила Словцова, учащегося магистратуры Московской духовной академии , помощника заместителя председателя Отдела внешних церковных свсязей , в сан пресвитера. Проповедь перед причастием произнес протоиерей Георгий Шаповалов, клирик подворья Стефано-Махрищского монастыря в селе Талицы Пушкинского района Московской области. По окончании Литургии Святейший Владыка совершил славление у честных мощей святителя Варлаама, Махрищского чудотворца. В лике местночтимых святых Владимирской епархии епископ Суздальский и Тарусский Варлаам был прославлен в день памяти преподобного Стефана Махрищского 27 июля 2000 года. Игумения Елисавета (Жегалова) приветствовала Предстоятеля и преподнесла Его Святейшеству икону Божией Матери с предстоящими преподобным Стефаном Махрищским и святителем Варлаамом. Святейший Патриарх Кирилл обратился к собравшимся с Первосвятительским словом . «Пусть Господь хранит сию святую обитель, Вас, матушка Елисавета, всех, много потрудившихся. 25 лет тому назад открылся сей святой монастырь, и какое огромное количество работ было проведено, как много было сделано для того, чтобы сегодня мы наслаждались возрожденной красотой этого места! Я благодарю за эти труды Вас и всех сестер, которые вместе с Вами их разделяют. Пусть Господь молитвами святого Варлаама укрепляет и поддерживает всех вас, идущих по пути спасения во ограде сей Свято-Троицкой Махрищской обители», — сказал в завершение Предстоятель Русской Церкви, передав в дар монастырю икону преподобномученицы великой княгини Елисаветы Феодоровны. В дар каждой из насельниц обители Святейший Владыка передал фотоальбом «Жизнь в служении», выпущенный к 70-летию Его Святейшества.

http://patriarchia.ru/db/text/5261861.ht...

Древние гробницы во Владимирском кафедральном Успенском соборе и Успенском княгинином девическом монастыре и погребенные в них князья и святители Источник Содержание I. Гробницы княжеские 1-ая гробница, в которой, до своего открытия в 1702 году, почивали мощи св. благоверного великого князя Андрея Боголюбского 2-я гробница, в которой погребен великий князь Всеволод III Георгиевич 3-я гробница, в которой погребен князь Мстислав Андреевич 4-я гробница, в которой погребен великий князь Михаил Георгиевич. В ней же положены останки мученически скончавшихся, при взятии Владимира татарами в 1238 году супруги св. великого князя Георгия – Агафии, дочери, снох и внучат их 1. Великий Князь Михаил Георгиевич 2. Великая Княгиня Агафия, дочь ее Феодора, снохи и внучата 5-я гробница, в которой погребен Князь Борис Даниилович 6-я гробница, в которой погребен князь Изяслав Андреевич 7-я гробница, в которой погребен великий князь Ярослав Всеволодович 8-я гробница, и погребенные в ней князья Всеволод, Мстислав и Владимир Георгиевичи 9-я гробница, в которой, до своего обретения в 1645 году, почивали честные мощи св. благоверного великого князя Георгия Всеволодовича 10-я гробница, в которой погребен великий князь Константин Всеволодович Погребенные в соборе державные лица, гробницы которых не восстановлены II. Гробницы Святительские 1-я гробница, в которой погребен епископ Ростовский, Суздальский и Владимирский Лука 2-я гробница, в которой погребен епископ Владимирский Симон 3-я гробница, в которой погребен епископ Владимирский Митрофан 4-я гробница, в которой погребен епископ Владимирский Серапион Место погребения епископа Владимирского Феодора и сведения о нем самом 5-я гробница, в которой погребен митрополит всея Руси Максим Великая княгиня Мария, основательница Успенского женского монастыря во Владимире Древние гробницы во Владимирском Успенском женском монастыре и погребенные в них княгини и княжны (Дополнение к статье «Великая княгиня Мария, основательница Успенского женского монастыря во Владимире») Обновление Владимирского Успенского Собора  

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Vinog...

История княгини Мещерской – это не единственная история знатной вдовы, которая после смерти супруга приняла монашество, а затем создала или возглавила женскую обитель. Основательница знаменитого Дивеевского монастыря схимонахиня Александра до монашества была женой владимирского помещика и генерала Мельгунова. Он скончался вскоре после свадьбы. Первой настоятельницей Казанской обители в Шамордино была София Михайловна Болотова – представительница старинного дворянского рода. София вышла замуж, но супруг тоже скончался всего через год после венчания. Расцвет Введенского Владычного монастыря в Серпухове в XIX веке связан с игуменьей Митрофанией – в миру баронессой Прасковьей Григорьевной Розен. Она была дочерью генерала и родственницей княжеских фамилий Вяземских, Трубецких и Зуевых. Великая княгиня Елизавета Федоровна после убийства супруга великого князя Сергея Александровича Романова посвятила жизнь благотворительности и основала Марфо-Мариинскую обитель в Москве. Аносино – одно из двух мест в Подмосковье, связанных с семьей поэта Федора Ивановича Тютчева. В усадьбе Мураново в Пушкинском районе жили сын и вторая жена поэта. Игуменья Евгения Мещерская была родной теткой Федора Ивановича, однако нет свидетельств, что поэт посещал монастырь в Аносино. Известен еще один случай родства литературного гения и монахини. Сестра Льва Николаевича Толстого во второй половине жизни поступила в уже упоминавшийся Шамординский монастырь в Калужской области. В отличие от Тютчева, точно известно о том, что писатель несколько раз посещал сестру-монахиню в Шамордино. Именно к ней он поехал после своего ухода из дома в 1910 году перед смертью. С сайта: http://mosregtoday.ru/news/Истории святынь Подмосковья/Антон Саков. Аносин монастырь: обитель княгини и тётки поэта. Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=00804

С 1991 года в с. Зятьково зарегистрирована православная община. При открытии храма община была зарегистрирована как приход храма преподобною Сергия Радонежского. В храме достаточно хорошо уцелели росписи, последний раз поновленные в 1921 году. Религиозная картина Талдомской округи в прошлом была сложной и неоднозначной. Писатель М. М. Пришвин называл окрестности Талдома и Кимр «приютом беглецов от церкви, государства и общества». В «Очерках Тверского раскола и сектантства» 1895 года можно найти подтверждение этого мнения. В соседнем Корчевском уезде вокруг села Кимры гнездился так называемый беспоповский филипповский раскол. Филипповцы среди других толков старообрядцев-беспоповцев отличались наибольшим аскетизмом и фанатизмом. Самосожжение считалось у них не самоубийством, а мученичеством за веру, и таких случаев было известно достаточно много. В дореволюционном очерке о расколе говорилось следующее: «Кроме Кимр, как на более видные пункты в той местности нужно указать на приходы сел: Бела-городка, Иоанна Предтечи, Белого, Пухлимского, Зятьково… а из Калязинского уезда село Талдом». Из писцовых книг XVII столетия известно, что село Зятьково исстари было вотчиной древнего Вознесенского женского монастыря, располагавшегося в московском Кремле. До 1764 года у знаменитой обители было 16 тысяч крепостных крестьян по всей России. Монастырю принадлежали села, деревни, пашни и мельницы под Москвой, Волоколамском, Вереей, в Рузском уезде, во Владимирской, Нижегородской, Калужской, Брянской, Самарской губерниях. Вознесенский монастырь получал с вотчинных владений необходимые средства для содержания храмов и живущих в нем монахинь. Монастырское руководство назначало управляющими имениями так называемых «посельских монахинь». Почти в каждой монастырской вотчине жили также приказные и слуги, которым обитель выдавала жалованье. Вознесенский (Стародевичий) монастырь находился у Спасской башни внутри московского Кремля. Обитель была основана в 1407 году великой княгиней Евдокией – вдовой благоверного князя Дмитрия Донского. В то время в Москве было два женских монастыря – Алексеевский и Рождественский. Великая княгиня Евдокия решила последовать примеру основательниц этих двух монастырей, игуменьи Иулиании и Марии, и создать новую женскую обитель, которую еще до кончины избрала местом своего погребения. Впоследствии монастырь приобрел то же значение, что и Архангельский собор московского Кремля. Если Архангельский собор стал усыпальницей великих князей и царей, то в Вознесенском монастыре, основанном супругой Дмитрия Донского, погребались великие княгини и царицы. Рядом с Фроловскими воротами (Спасской башней) Кремля, где впоследствии был основан женский монастырь, великая княгиня Евдокия провожала на бой и встречала своего супруга князя Дмитрия Донского после победной Куликовской битвы. На этом месте прежде находился дворец Дмитрия Ивановича и терем княгини.

http://sobory.ru/article/?object=03835

Не всегда закрытие храмов происходило спокойно. Верующий народ не желал отдавать свои  святыни на поругание. Например, в 1960 году стоял вопрос о закрытии Успенского собора в г. Владимире и переводе его на музейный режим; взамен верующим предлагалось предложить Успенскую церковь Княгинина монастыря в г. Владимире, являющуюся памятником архитектуры XVI века. Собор этот, открытый в апреле 1944 года, с 1949 по март 1954 года был закрыт для богослужений в связи с ремонтно-реставрационными работами. И в 1960 году, видимо, предполагалось под предлогом таких работ спокойно его закрыть. Письмо секретаря Владимирского Обкома КПСС К. Гришина и зампредседателя облисполкома Домнина в ЦК КПСС и СМ СССР от 6 июня 1960 г. говорит о том, что в Успенском соборе – архитектурном памятнике XII века – находятся фрески, представляющие собой исключительно большую художественную и историческую ценность, особенно исполненные великим русским художником Андреем Рублевым. Обеспечить их сохранность является задачей первостепенной важности. Но ввиду того, что собор используется общиной верующих, невозможно поддерживать соответствующий температурный и влажностный режимы, что не может не отражаться на состоянии фресок. Гришин и Домнин в своем письме ссылаются на результаты, сделанные комиссией под руководством И.Э. Грабаря еще в 1949 г. В этом заключении говорится, что фрески находятся в процессе недопустимо быстрого разрушения и требуют принятия неотложных мер по их укреплению и поддержанию. Меры эти состоят в первую очередь в необходимости изъятия собора у общины верующих, ибо обеспечение должной сохранности его мыслится только в условиях музейного режима. Заканчивается письмо заявлением, что Обком КПСС и исполком Облсовета поддерживают данное предложение комиссии и просят поручить Совету по делам РПЦ при СМ СССР и министерству культуры СССР рассмотреть вопрос о прекращении богослужения в Успенском соборе и о переводе его в музейный режим. Взамен этого собора церковной общине предлагалась Успенская церковь Княгинина монастыря, являющаяся памятником архитектуры XVI века . По всей видимости, чиновники не оставляли своих попыток отобрать у церкви собор.

http://bogoslov.ru/article/3738150

Великая княгиня Мария, основательница Успенского женского монастыря во Владимире В древнем Владимире на Клязьме есть почти семивековой монастырь, основанный в дни величия города Владимира, когда этот город был столицей Руси, – монастырь, стяжавший в те же времена сокровище честных мощей св. мученика Аврамия Болгарского (ум. 1229) и сохраняющий это сокровище доныне. Это – Успенский женский монастырь, называемый еще Княгининым. Последнее название дано потому, что он основан Великой княгиней Марией, супругой Великого князя Всеволода Георгиевича, и был некоторое время местом ее иноческого подвига. Замечательная личность этой Великой княгини. Не особенно много сведений дают о ней летописи и другие древние источники, но за то начертывают полный нравственный образ этой светлой личности, достойной супруги ее Великого мужа, мудрой и любвеобильной матери, воспитавшей многочисленное благочестивое семейство, истинной христианки, переносившей с кротким терпением многолетнюю тяжелую болезнь. Назидательно остановить внимание на светлом образе этой личности и проследить, насколько возможно, течение ее жизни. Одна из летописей заставляет предполагать, что Великая княгиня Мария была не русского происхождения, а принадлежала к племени ясов 130 . Племя это, подобно половецкому, кочевало в южных пределах нынешней России. Вообще, оно было, как и половецкое, вероятно, полудиким племенем, косневшим в язычестве; но знатнейшие люди из этого племени, как и знатнейшие из половцев, могли усвоить от русских некоторую просвещенность и вступали даже с русскими князьями в родственные связи. Летопись сообщает нам, что в 1116 году сын Владимира Мономаха , Ярополк, взяв в плен много ясов, женился на ясыне, – вероятно, на девице из ясского княжеского рода. Можно думать, что и Мария была дочь какого-нибудь ясского князька, взятого в плен русскими. На основании Степенной книги можно думать, что родителя Великой княгини Марии звали Шварном 131 . Под 1175 годом встречаем мы в летописях первое упоминание о супруге Всеволода Георгиевича.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Vinog...

Архив Пн В Муромской епархии прошли торжества в честь святых Петра и Февронии 9 июля 2020 г. 12:10 7-8 июля 2020 года в Свято-Троицком женском монастыре Муромской епархии прошли торжества, посвященные памяти святых благоверных князя Петра и княгини Февронии, Муромских чудотворцев, покровителей супружеской жизни. Возглавил торжества епископ Муромский и Вязниковский Нил в сослужении монастырского и епархиального духовенства. Во время Литургии в сугубую ектению были включены прошения: «Еще молимся да хранят люди Твои заповедь сию: еже Бог сочета, человек да не разлучает, и даруется домашним их церквам несокрушимая крепость и преспеяние в любви нелицемерней. Еще молимся о сохранении супружества рабов Твоих в мире и единомыслии, благочестии и чистоте. Еще молимся да возвеселятся люди твои видением сынов и дщерей, и да умножится народ наш и благословение Твое наследуется в нем в род и род». По окончании Литургии архипастырь совершил молитву и славление святым Петру и Февронии. Для удобства верующих, не имеющих возможности посетить богослужения, была организована онлайн-трансляция в социальных сетях. 8 июля Свято-Троицкую обитель посетил митрополит Владимирский и Суздальский Тихон , где его встретили епископ Муромский и Вязниковский Нил, настоятельница монастыря игумения Арсения (Москокова), секретарь Муромской епархии иерей Владимир Селин. Владыка Тихон принял молитвенное участие в молебне свв. блгвв. кнн. Петру и Февронии, приложился к их честным мощам. В ходе визита состоялась беседа двух архиереев. В день памяти святых благоверных князя Петра и княгини Февронии, Муромских чудотворцев, покровителей супружеской жизни, традиционно отмечается всероссийский праздник — День семьи, любви и верности. В Муроме к празднику приурочено награждение семейных пар медалями «За любовь и верность». Церемония вручения с участием первых лиц области и округа состоялась в стенах Свято-Троицкого женского монастыря. Епископ Муромский Нил, губернатор Владимирской области Владимир Сипягин и директор Фонда социально-культурных инициатив Дмитрий Соловьев поздравили награжденных супругов. Также со словами поздравления перед собравшимися выступил глава округа Муром Евгений Рычков.

http://patriarchia.ru/db/text/5660550.ht...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010