Не менее отрады находила для себя эта богобоязненная княгиня и в благочестивых деяниях своего супруга, в которых она, несомненно, поддерживала его своим живым сочувствием, а иногда, как увидим далее, и деятельным участием. Известно, что Великий князь Всеволод Георгиевич в продолжение времени с 1185 года по 1196 год занимался особенно много сооружением храмов Божиих: он расширил главный храм своей столицы, построенный св. Андреем Боголюбским, – и на этом храме, вместо одной, засияло пять позлащенных глав; он основал во Владимире Рождественский монастырь, воздвиг небольшой по размеру, но чудный по устройству и наружному благоукрашению храм св. Великомученика Димитрия, а над вратами близ Успенского собора построил храм в честь св. родителей Богоматери 137 . Не говорим уже о многочисленных делах милосердия и сострадательности, которыми украшалось славное правление Всеволода Георгиевича. Все это наполняло святой радостью жизнь Великой княгини. Но не одни ясные дни были в жизни Великой княгини Марии, – изредка проносились темные облака, находили даже и грозные тучи. И в семейной жизни любящее сердце матери не раз испытало печаль, особенно при разлуке с юными дочерьми, которые, при вступлении в замужество, должны были рано оставлять родительский кров и отправляться на жительство в дальние стороны, а также и при разлуке с сыновьями, которые иногда в самых юных, даже в детских, летах отправляемы были на княжение в другие города для блага всенародного. Еще большие скорби должна была испытывать сострадательная душа Великой княгини во время народных бедствий, из которых, как на выдающиеся, летописи указывают на два опустошительные пожара в самой столице – Владимире (в 1185 и 1193 138 годах). Во время первого пожара обгорел и лишился своих благоукрашений златоверхий храм Богоматери (Успенский собор), сгорели: дворец великокняжеский, 32 церкви и едва не все жилища граждан. Тогда-то вот с полной силой и очевидностью обнаружилось благочестие, щедрость и сострадательность державной четы.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Vinog...

Богослужебные песнопения исполнил хор Данилова монастыря (регент — Г.Л. Сафонов). На телеканале «Союз» шла прямая трансляция Патриаршего богослужения. На сугубой ектении были вознесены прошения о единстве Православной Церкви и сохранении Церкви от разделений и расколов, а также, в связи с празднованием дня памяти святых Петра и Февронии, покровителей брака, прошения о сохранении супружества.  После сугубой ектении Святейший Владыка также вознес молитву о сохранении супружества. Затем была совершена заупокойная ектения по погибшим в ДТП в Ярославской области. Трагедия произошла накануне , 14 сентября. В результате аварии погибли восемь человек. За Литургией Святейший Патриарх Кирилл рукоположил диакона Алексия Арефьева, клирика храма Ризоположения в Леонове г. Москвы, в сан иерея. Проповедь перед причастием произнес иерей Александр Дроздов, клирик храма иконы Божией Матери «Знамение» в Кунцеве г. Москвы. По окончании Литургии настоятель храма иерей Филипп Пономарев приветствовал Святейшего Владыку и преподнес Его Святейшеству список Владимирской иконы Божией Матери. Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом . В дар храму Святейший Патриарх передал икону Собора муромских святых. Святейший Владыка вручил церковные награды. Во внимание к помощи в строительстве храма святой равноапостольной княгини Ольги — Патриаршего подворья в Останкине г. Москвы были награждены: Патриаршие грамоты были вручены руководителю Департамента капитального ремонта г. Москвы А.А. Елисееву, заместителю руководителя Департамента жилищно-коммунального хозяйства г. Москвы В.В. Островскому, заместителю руководителя Департамента капитального ремонта г. Москвы М.М. Лачинову, главе управы Останкинского района г. Москвы Г.М. Горожанкину, руководителю ООО «Партнерстрой» Д.А. Дедову, заместителю руководителя ООО «Партнерстрой» В.П. Миканову, сотруднику ООО «Магистраль» Э.Г. Оруджевой. Затем Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил освящение памятника святой равноапостольной княгине Ольге, установленного во дворе храма. Памятник создан скульптором Натальей Опиок к 1050-летию преставления равноапостольной княгини на средства общины храма.

http://patriarchia.ru/db/text/5499960.ht...

Затем Владыка совершил молебен Владимирской Божией Матери и Московским святителям. На молебен вышли, сверх участвовавших в литургии, еще преосвященные: Иоанникий, Александр, Григорий и Антоний, настоятели монастырей и патриарших подворий, члены духовной консистории, благочинные и другие представители высшего столичного духовенства. За богослужением пел Синодальный хор. Молебен закончился возглашением Царского многолетия и многолетия митрополиту Владимиру. После молебна митрополит коленопреклоненно молился у чудотворной иконы Владимирской Богоматери и приложился к ней. Когда он остался на солее, к нему приблизилось духовенство Большого Успенского собора. Протопресвитер Н. А. Любимов обратился к митрополиту с сердечным прощальным словом и просил принять складень, изображающий вид Успенского Собора с иконами Владимирской Богоматери и святителей Московских: Петра, Ионы и Филиппа – на одной стороне, Феогноста, Фотия и Киприана – на другой. Владыка приложился к святым ликам и горячо благодарил за подношение складня, который будет служить для него связующим звеном с Большим Успенским собором. В заключение митрополит долго благословлял богомольцев, пытавшихся получить в последний раз его архипастырское благословение. Из Успенского собора Высокопреосвященный Владимир последовал в Алексиевский храм Чудова монастыря, где молился у раки святителя Алексия и приложился к его мощам. Отсюда Владыка прошел в келью наместника монастыря, куда прибыла Ея Императорское Высочество Великая княгиня Елисавета Феодоровна для прощания с архипастырем, который горячей любовью обвевал столь дорогую для Великой княгини и ею же основанную Марфо-Мариинскую обитель милосердия. В это время в митрополичьих покоях Чудова монастыря собрались сорок депутаций для прощания с дорогим Москве архипастырем. Более трех сот человек состояло в депутациях. Редакция «Голоса Церкви» всем раздала изящное издание «Высокопреосвященный Владимир, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский» – очерк жизни и деятельности архипастыря, составленный И.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Aivazov/p...

  © Давыдов М. И., 2023   Полное собрание русских летописей (далее — ПСРЛ). Т. 14. М., 2000. С. 150 (первого счета); [Преображенский В. И., Добротворский М. И.] Историческое описание первоклассного Княгинина Успенского женского монастыря в губ. гор. Владимире. М., 1900. Приложения. IX. С. XX. Макарий (Веретенников), архим. Монахиня Ольга (Годунова)//Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2002. 3 (9). С. 94, 95. Наиболее раннее упоминание обители как «святые Богородицы Нового монастыря из Володимеря» условно датируется 1451–1463 гг. (Акты социально-экономической истории Северо-Восточной Руси конца XIV — начала XVI в. Т. 2. М., 1958. 456. С. 495). См., например, статью 6708 г. в Лаврентьевской летописи (ПСРЛ. Т. 1. М., 1997. Стб. 415). Первым эпитет «Княгинин» в качестве имени собственного ввел в оборот еще И. Ф. Дмитриевский ( Дмитриевский И. [Ф.] О начале Владимира что на Клязьме, о пренесении в оной из Киева российской столицы и о бывших в оном великих князьях: Собрано из древних летописцов и новых историй с приложением потребных изъяснений. СПб., 1802. С. 313, 314, 319). Определением Святейшего Синода 1419 от 30 марта — 10 апреля 1900 г. постановлено: «Владимирский Успенский женский монастырь возвести в первый класс, с присвоением обители прежнего наименования Княгининою» (Определения Святейшего Синода//Церковные ведомости, издаваемые при Святейшем Правительствующем Синоде. 1900. 18. [Часть официальная.] С. 136. III). Государственный архив Владимирской области (далее — ГА ВО). Ф. 568. Оп. 2. 7а. Отмеченная особенность рукописи свидетельствует о том, что в ней перед началом текста первоначально имелись не один, а два чистых листа. Тождественные знаки в доступных альбомах филиграней выявить не удалось, наиболее близкая разновидность: Дианова Т. В. Филиграни XVII–XVIII вв. «Голова шута». М., 1996. 473 (с иной контрамаркой; 1660–1665 гг.). Здесь и на всех прочих указанных ниже листах карандашные записи выполнены на полях. Опись Владимирского Успенского Княгинина девичьего монастыря/Сообщ. К. [Н.] Тихонравов//Памятная книжка Владимирской губернии на 1862 год. Владимир, 1862. Отд. 2. С. 39–105 (четвертого счета); Опись Владимирского Успенского Княгинина девичьего монастыря/Сообщ. К. [Н.] Тихонравов//Владимирский историко-статистический сборник. Владимир, 1869. Отд. 2. С. 39–105 (четвертого счета). Публикации выполнены по одному типографскому набору, поэтому далее отсылки к сведениям, сообщаемым в них, будут приводиться без привязки к выходным данным конкретного издания.

http://sedmitza.ru/lib/text/10239024/

2-й способ - от Центрального рынка по улице Богдана Хмельницкого до пересечения с улицей Велижской, повернуть направо, идти до улицы 4-й Первомайской, повернуть налево, выйти на улицу Некрасова, на противоположной стороне слева улица Ореховая, справа улица Кольцова. Подробнее... Храм иконы Божией Матери " Всех скорбящих Радость " (Иваново) [ править править код ] В 1821 году на западных окраинах села Иваново шуйский купец Корноухов приобрел земли у графа Воронцова, пустошь Дмитриевка. А в 1828 году там образовалась Дмитриевская слобода. Слобода отделялась от Вознесенского Посада рекою Уводь на пространстве трёхсот саженей, и граничила с востока с селом Иваново, с юга - с деревней Голинищево, принадлежащей графу Шереметьеву, с запада – граничила с землёй государственных крестьян села Курьяново. Адрес: Россия, город Иваново, улица Рабфаковская, дом 7 Телефон: +7 (4932) 41 79 61 Электронная почта: Hram-VsR@yandex.ru Подробнее... Храм Владимирской иконы Божией Матери (Иваново) [ править править код ] В конце 1899 г. Е. Г. Корина, Н. И. Щербакова и О. Комарова предложили организовать в Иваново-Вознесенске женский монастырь в честь Владимирской иконы Божией Матери, которая была семейной реликвией Кориных и Щербаковых. Вскоре жена владелица меднолитейного завода С. И. Жохова пожертвовала участок земли на окраине города, куда в 1900 г. братья Константиновы перевезли деревянный флигель, построили хозяйственные сооружения и колодец. Открытие монастыря благословил прп. Варнава Гефсиманский, который осенью 1900 г. приезжал в Иваново¬Вознесенск. На следующий год здесь начала функционировать Алексеевская женская богадельня. В том же 1901 г. арх. П. Г. Беген разработал проект каменного здания богадельни с примыкающим к нему храмом. Закладка однопрестольного храма Владимирской иконы Божией Матери состоялась 21 апреля 1902 г. Фабрикант А. Н. Дербенев предложил на свои средства устроить два придела, поэтому 11 мая 1903 г. провели закладку трехпрестольного каменного храма. Освящение главного алтаря совершили 22 декабря 1904 г., а приделов — 29—30 декабря 1907 г. Каменный корпус богадельни так и не был построен, поэтому западный фасад храма имеет незавершенный вид. Торжественное открытие Владимирской женской общины на основе существовавшей богадельни состоялось 26 августа 1908 г. Общину возглавила мон. Августа из Успенского Княгинина монастыря г. Владимира. 24 апреля 1916 г. 13 послушниц были пострижены в мантийные монахини.

http://azbyka.ru/palomnik/Ивановская_обл...

В день памяти святых Петра и Февронии Муромских Предстоятель Русской Православной Церкви прибыл в Свято-Троицкий монастырь г. Мурома Муром, 8 июля 2010 г. 8 июля 2010 года, в день памяти святых благоверных князя Петра, в иночестве Давида, и княгини Февронии, в иночестве Евфросинии, Муромских чудотворцев, в России отмечается День семьи, любви и верности. Церковные торжества, проходящие в этот день в г. Муроме Владимирской области, возглавит Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Утром Предстоятель Русской Православной Церкви прибыл в ближайший к Мурому аэропорт «Саваслейка» Нижегородской области. В аэропорту Его Святейшество встретили архиепископ Нижегородский и Арзамасский Георгий с духовенством епархии, губернатор Нижегородской области В.П. Шанцев, заместитель губернатора Владимирской области В.П. Кузин и главный федеральный инспектор по Владимирской области И.Ф. Князев. Из аэропорта Святейший Владыка направился в Свято-Троицкий женский монастырь Мурома, где покоятся честные мощи святых Петра и Февронии. В Муром также прибыли управляющий делами Московской Патриархии митрополит Саранский и Мордовский Варсонофий, председатель Синодальной комиссии по делам монастырей архиепископ Сергиево-Посадский Феогност, руководитель Административного секретариата Московской Патриархии епископ Солнечногорский Сергий; наместник Сретенского ставропигиального мужского монастыря г. Москвы, ответственный секретарь Патриаршего совета по культуре архимандрит Тихон (Шевкунов), председатель Синодального информационного отдела В.Р. Легойда. У святых врат обители Святейшего Патриарха Кирилла встретили архиепископ Владимирский и Суздальский Евлогий, настоятельница игумения Тавифа (Горланова) и насельницы монастыря, духовенство Владимирской епархии, глава округа Муром В.А. Качеван, жители города и паломники. В Свято-Троицком соборе Святейший Патриарх Кирилл поклонился честным мощам святых Петра и Февронии Муромских. Затем на площади перед храмом преподобного Сергия Радонежского началась Божественная литургия, которую возглавил Предстоятель Русской Православной Церкви. Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси 8 июля 2010 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/36017.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КОВРОВСКИЙ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ ЗНАМЕНИЕ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ (Владимирской и Суздальской епархии Владимирской митрополии) находится в г. Ковров Владимирской обл. Основан решением Святейшего Синода от 27 июля 1899 г. как жен. община. Устроительницей общины считается Стефанида Перфильева, дочь крестьянина Московского у. По ее просьбе в 1886 г. городская дума отвела 1 дес. земли для сооружения часовни и небольшого корпуса. К 1891 г. Перфильева выстроила дом, в котором проживала с прислугой. К нач. XX в. община располагалась при небольшой часовне в местности Прудки, где, по преданию, в 1771 г. явилась чтимая икона Божией Матери «Знамение». По молитвам перед святыней местные жители избавились от эпидемии чумы. 26 авг. 1900 г. в деревянном келейном корпусе была освящена домовая ц. в честь иконы Божией Матери «Знамение», и новая часовня. В том же году общине было отведено 5 дес. усадебной земли, а в 1905 г. «прирезан из земли купцов и мещан участок мерою две десятины». В 1899 г. при учреждении К. м. Синод назначил «такое число сестер, какое община в состоянии будет содержать на свои средства». В 1890 г. в общине проживали 52 чел., в 1916 г.- 76 чел. из 12 губерний. В июне 1904 г. насельниц возглавила мон. Мария (Белаго Александра Владимировна; 24 марта 1851 - 3 июня 1915), прибывшая в Ковров из владимирского Княгинина в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыря вместе с помощницей, рясофорной послушницей Анной Либеровской (1864-1937). По инициативе мон. Марии было выстроено неск. келейных домов, колокольня, созданы рукодельные классы вязания, вышивания и строчки. В 1904 г. открыта церковноприходская школа для девочек. Образцом послужила школа владимирского Княгинина мон-ря. Ученицы получали не только общее образование, но и навыки в шитье, вышивании и др. видах рукоделия (неск. вышивок знаменских учениц нач. XX в., в т. ч. бисером, храняся в фондах Ковровского историко-мемориального музея).

http://pravenc.ru/text/1841622.html

Возрождение Вознесенской обители. Возможно ли? Сердцем и душой возрожденной Вознесенской обители должны стать совершение Божественной литургии и монашеская жизнь. 17 ноября, 2014 Сердцем и душой возрожденной Вознесенской обители должны стать совершение Божественной литургии и монашеская жизнь. В рамках выставки-форума «Православная Русь. Моя история. Рюриковичи» состоялась научно-практическая конференция, посвященная 85-летию разрушения Вознесенского женского монастыря в Московском Кремле. По всей России на наших глазах происходит восстановление обителей, практически полностью разрушенных за годы советской власти. К 900-летию древнейшего Старицкого монастыря на Волге, устроенного иноками Киево-Печерской лавры, Святейший Патриарх Кирилл освятил главный Успенский собор монастыря, восстановленный из руин. А сколько храмов отстроено заново сестрами Стефано-Махрищского ставропигиального женского монастыря во Владимирской области! В любом регионе сегодня можно найти обитель, которая переживает свое второе рождение, что несколько десятилетий назад и представить себе было невозможно. Как невозможно было представить то, что речь зайдет о восстановлении на территории Кремля Вознесенского и Чудова монастырей. Но летом нынешнего года Президент России Владимир Путин высказал такую идею, подчеркнув при этом, что «нужно будет проговорить с общественностью – московской общественностью, архитектурной общественностью, – согласовать этот вопрос с ЮНЕСКО, поскольку Кремль находится под охраной ЮНЕСКО, и вообще проработать все, для того чтобы спокойно, без суеты, основательно подойти к решению этой задачи, если, конечно, все мы придем к выводу, что это целесообразно». Общественность к разговору готовится серьезно, и одно из свидетельств – прошедшая в рамках выставки-форума «Православная Русь. Моя история. Рюриковичи» научно-практическая конференция, посвященная 85-летию разрушения Вознесенской обители на территории Кремля. Конференция собрала много людей, и всех их – от ученых, общественных деятелей, священнослужителей и до простых горожан – волновал вопрос, как вернуть Москве не только ее исторический облик, но и историческую память. Ведущие протоиерей Алексий Ладыгин, настоятель храма Преподобной Евфросинии, Великой княгини Московской, в Котловке г. Москвы, и известный публицист, режиссер, телеведущая, Председатель Правления Фонда имени Великой княгини Евдокии Московской Любовь Акелина сообщили участникам радостную новость: по решению Городской межведомственной комиссии по наименованию территориальных единиц, улиц и станций метрополитена – специальном уполномоченном органе при Правительстве Москвы – сквер возле храма преподобной Евфросинии Московской отныне будет носить ее имя!

http://pravmir.ru/vozrozhdenie-voznesens...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕВДОКИЯ АЛЕКСАНДРОВНА (после 1239 - после 1252, Владимир), блгв. кнж. (пам. 23 июня - в Соборе Владимирских святых), дочь владимирского кн. св. Александра Ярославича Невского и его 1-й супруги кнг. Александры Брячиславовны (прямые указания на то, что Е. А. была дочерью Александра Невского, появляются в кон. XVII в., с этого времени она неизменно титулуется княжной). Сохранилось общее погребение Е. А. и ее матери во владимирском Княгинином в честь Успения Пресв. Богородицы жен. мон-ре ; Е. А. могла быть погребена там после 1252 г., когда св. Александр Невский стал вел. князем Владимирским (указание на год рождения Е. А. обусловлено тем, что в 1239 кн. Александр женился). Сведений о Е. А. в источниках XIII в. нет, наиболее ранние известия относятся к XVI в.- времени возобновления Княгинина мон-ря. В «Книге степенной царского родословия» при описании погребений в Успенском соборе Княгинина мон-ря сообщается: «В приделе Христова Рожества, от юга на правой стране, положени быша великия княгини Александра да великая княжьна Евдокия» (ПСРЛ. Т. 21. Ч. 1. С. 228). До постройки придела (сооружен, вероятно, во 2-й пол. XVI- 1-й пол. XVII в.) мощи Е. А., по-видимому, находились в вост. части галереи, окружавшей Успенский собор (в 1202, в 40-50-х гг. XVI в. на месте разрушенного древнего здания было воздвигнуто новое). По сохранившейся в позднем списке грамоте царя Иоанна IV Васильевича , определявшей порядок поминания его предков, погребенных во Владимире, архимандриту владимирского в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастыря , протопопу владимирского Успенского собора и всему собору владимирского духовенства «по великой княжне Евдокее девице петь в год одна понихида - марта в 1 день» ( Шилов. 1910. С. 66). В том же сборнике-конволюте XVII-XVIII вв. имеется описание гробниц, в к-ром, в частности, говорится: «Во владимирском Успенском монастыре, в пределе Рожества Христова, на правой стране вделан гроб в стене каменой, а в нем лежит великая княжна Еудокия во плоти. А у котором гробе княжна лежала прежде сего, и тот гроб разсыпался, и подняли ея четыре старицыи и положили в новой гроб древяной, во всем целу. А покров на ней во гробу - камка желтая, а кружево на ней шито золотом, а ожерелие у нее пристежное и з камением, жемчюжное да з дробцами, а дробцыи сребреные позолоченныи» (Там же. С. 63-64). Т. о., в XVII в. мощи святой открывались и были обнаружены нетленными, что, очевидно, послужило причиной начала ее почитания. В Месяцеслове Симона (Азарьина) сер. 50-х гг. XVII в. в разделе, посвященном святым, к-рые «почитаеми от человек», но дни памяти к-рых неизвестны, на полях имеется указание на мощи св. князей - детей св. Андрея Юрьевича Боголюбского во Владимире, с добавлением: «Великая княгиня Евдокея тамо ж, во плоти и видима» (РГБ ОР. Ф. 173. МДА. Оп. 1. 201. Л. 333).

http://pravenc.ru/text/187093.html

Нет! Никого кто бы явил помощь! Я же и душу отдала… но и та бедная душонка, мало от меня прибыли! Да будет воля Божия! Будем рыть пещеры, чтоб иметь, где жить " 38 . При содействии великой княгини Марии Николаевны был " высочайше " утвержден проект пятиглавого собора архитектора Михаила Быковского во имя Владимирской иконы Божией Матери. Однако строительство должно было осуществляться из средств монастыря 39 . Как только появились первые благотворители в 1851 году, еще при жизни игумении Марии, состоялась его закладка. Игумения Мария умерла 29 апреля 1852 года и была похоронена в склепе Спасской церкви. Владимирский храм был освящен 5 сентября 1859 года при сменившей игумению Марию игумении Сергии (в миру княгиня Софья Васильевна Волконская). Как и Спасский собор, он был связан с Бородинским сражением, которое началось 26 августа — в день празднования в честь Владимирской иконы. Сохранилось описание убранства храма: слева от Царских врат находился образ Владимирской иконы Божией Матери, украшенный бриллиантовыми крестами, пожалованными Маргарите Михайловне императрицей Марией Федоровной. Справа — образ Тихвинской Божией Матери в богатой золоченой ризе неизвестного жертвователя. На правой стороне, на аналое — икона Владимирской Божией Матери в большом серебряном окладе, принесенная в дар обители одним из участников Бородинского сражения, на левой стороне — образ Иверской иконы Божией Матери, которым игумения Мария благословила при миропомазании юную цесаревну Марию Александровну в 1840 году. Эта икона по завещанию императрицы была возвращена в обитель. При настоятельнице схиигумении Алексии в 1874 году закончилось сооружение трапезной церкви в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи, построенной на средства императора Александра II по проекту неизвестного архитектора (предположительно Михаила Быковского). Это храм также был связан с Бородинской битвой. 11 сентября (по новому стилю), в день памяти Усекновения главы Пророка и Крестителя Господня, Русская Православная Церковь чтит память всех воинов, павших на полях сражений.

http://e-vestnik.ru/analytics/spaso-boro...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010