В XIX-haчaлe XX в. Никольский храм имел деревянную часовню, стоящую при дороге, напротив Рождественского монастыря. В 1920-е г.г. Никольский храм был закрыт. После возвращения Рождественской обители Русской Православной Церкви при наличии в монастыре двух храмов, оказалось, что богослужения совершать негде. В 1999 г. по просьбе игумении Павлы и сестер Никольский храм был пе­редан Богородице-Рождественской обите­ли. Трудно было узнать в том сооружении, которое получила обитель, храм XVIII в.: от него остался один остов. К концу 2003 г. Никольский храм был не просто восстановлен, но что сегодня очень важно, отреставрирован на научной основе, с соблюдением всех требований по реставрации памятников ар­хитектуры. Освящение Никольского храма в 2004 г. было приурочено к празднованию Собора Пресвятой Богородицы (8 января), Небесной Покровительницы и Хозяйки обители. Никольский храм украшает резной иконостас. В резных киотах - списки особо почитавшихся в прошлые века в Рождественской обители и Никольском храме икон: Тихвинской и Владимирской икон Божией Матери, иконы святителя Николая. На стенах храма - иконы святого патриарха Тихона и святого праведного Иоанна Кронштадтского, посещавших Богородице-Рождественскую обитель. Иконы написаны в иконописной мастерской при Московской духовной академии. В праздник Рождества Христова, 7 января 2005 г., в Никольском храме установлен ковчег с частицами мощей многих святых подвижников. Ковчег поставлен слева от алтаря, около Владимирской иконы Пресвятой Богородицы. По количеству собранных святых мощей подвижников это редкостная святыня. В первом верхнем ряду - частицы мощей святителей Василия Великого, Иоанна Златоуста, Феофана Затворника, Тихона Задонского, Игнатия Брянчанинова, Иоасафа Белгородского, Димитрия Ростовского, Игнатия Богоносца, благоверного князя Константина Муромского; преподобных Германа Соловецкого, Елеазара Анзерского, Серафима Саровского и Евфросинии Полоцкой. Во втором ряду - преподобных Антипы Валаамского и Павла Фивейского, старцев Оптинских: Амвросия, Нектария, Анатолия, Льва, Макария, Исаакия, Моисея, Анатолия, Варсонофия, Илариона, Антония, преподобных Ионы Киевского, Илариона Троекуровского; святителей Ростовских Исаии и Игнатия; великомученика и целителя Пантелеймона; преподобных Саввы Сторожевского и Варнавы Гефсиманского. В третьем ряду - преподобных Максима Грека и Никиты Столпника; земля из склепов преподобных Александры Первоначальницы, Марфы и Елены, сестер Дивеевских; частицы святых мощей Вифлеемских младенцев, от Ирода избиенных; частицы от гроба великой княгини Елисаветы и инокини Варвары, частицы мощей мученицы Татианы и мученика Евпсихия, частицы честного древа Животворящего Креста Господня и Мамврийского дуба, а также листок эвкалипта с реки Иордан.

http://sobory.ru/article/?object=00603

Перед ней богомольцы служат панихиды по Святителе Серапионе и молятся о болящих детях. В недавнее время несколько лет над этой гробницей стоял посребренный саркофаг; но во время реставрации 1882–84 года он снят, и усердные богомольцы преклоняются к самой гробнице Святителя. Святитель Серапион был поставлен пастырем «Владимиру, Суздалю и Нижнему Новгороду» во время тяжелое для России, – время монгольского ига, когда, после кончины св. Александра Невского (1236), между великими князьями долгое время не было сильных защитников отечества, подобных Ярославу Всеволодовичу и св. Александру Невскому. В эти тяжелые времена пастыри отечественной Церкви оказывали России великую услугу: охраняя и воспитывая веру и добрые нравы в Русском народе, они сберегали залоги будущего могущества России. Между пастырями, (деятельность которых особенно имела такое значение) можно на первом месте поставить как митрополита Киевского Кирилла II , который рукоположил Серапиона во епископа Владимирского, так и самого Святителя Серапиона. Святитель Серапион был первым преемником Святителя Митрофана на Владимирской кафедре; но он занял эту кафедру только через 36 лет после кончины последнего, в княжение Василия Ярославича, младшего сына Ярослава Всеволодовича. В промежуток же времени от кончины Святителя Митрофана до поставления Серапиона в сан епископа делами Владимирской епископии заведывал Ростовский епископ Кирилл II, а затем и сам митрополит Киевский Кирилл II , который с 1250 года, в правление Андрея Ярославича и св. Александра Невского, стал часто бывать во Владимире. До своего святительского служения Серапион был архимандритом славного Киево-Печерского монастыря – матери монастырей Русских. В 1274 году митрополит Кирилл взял архимандрита Серапиона с собой во Владимир, а здесь, в соборном храме подобно Святителю Митрофану, Серапион хиротонисан был во епископа Владимирского. Для его посвящения прибыли во Владимир с севера епископы: Далмат Новгородский и св. Игнатий Ростовский, и с юга Феогност Переяславский и Симеон Полоцкий .

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Vinog...

В 1301 году Святитель путешествовал в Царьград на собор и во время этого путешествия посетил Волынь. Здесь игумен Русского монастыря Петр (впоследствии преемник Святителя Максима, чудотворец всей Руси) поднес митрополиту Максиму своего письма икону Богоматери 125 . Об этом свидании Святителя Максима с будущим своим преемником так повествует Степенная книга: «тогда приключилось Святителю Максиму, который в те годы украшал престол всей Русской земли, проходить ту землю, поучая людей Божиих по преданному уставу. Пришел же и Божий человек Петр с своею братиею приять от Святителя благословение, и принес ему образ Пречистыя Владычицы нашей Богородицы, который написал сам. Святитель же Божий благословил его с братиею, образ же Пречистой принял с великою радостью и веселием и, украсив златом и камением, имел у себя, и в нощи, и во дни молился Ей непрестанно о сохранении и соблюдении Русской земли» (стр. 413). По смерти великого князя Андрея Александровича (27 июля 1304) у нового великого князя Михаила Ярославича захотел отбивать престол Юрий, князь Московский, и, с целью выпросить себе у хана великокняжеское достоинство, стал собираться в Орду. Когда, по словам летописи, «он (Юрий) был во Владимире, блаженный приснопамятный митрополит Киевский и всея Руси Максим со многою мольбою возбранял ему идти в Орду» 126 . Юрий обещал Святителю не искать в Орде великого княжения, но не сдержал этого обещания. Святитель видел разве только начало споров из их великокняжеского престола между Михаилом Ярославичем и Юрием. Декабря 6-го дня 1306 г. он скончался, прожив во Владимире 6 лет. Вот, братие христиане, какой великий святитель почивает во Владимирском Успенском соборе. Велик он и по сану своему, ибо митрополитами называются епископы знатнейших городов, а митрополит Русский в то время был начальником над всеми российскими епископами. Кроме высокого своего сана святитель Максим замечателен и своим благочестием, ибо удостоился он явления ему Богоматери, даровавшей ему священный омофор. Есть предание, что некогда Царица Небесная, во время своей земной жизни вручила вышитый ею омофор другу Божию Лазарю, воскрешенному Господом и бывшему, по вознесении Господнем, епископом на острове Кипре.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Vinog...

К тому времени при богадельне жили уже более пятидесяти женщин. В основном это были крестьянки Владимирской, Тамбовской, Рязанской губерний, вдовы священников, бывшие послушницы монастырей. " Труженицы " разработали 15 десятин земли, где сеяли рожь, овёс, картофель. На территории богадельни находились три огорода, пасека, скотный двор, Кроме того, женщины обслуживали церковь, создали хороший хор, совершали надгробное чтение и отпевание умерших, занимались рукоделием. Праздничные службы в храме привлекали много народу, в том числе и интеллигенции. Таким образом, фактически уже существовал женский монастырь, богадельня на пять человек представляла собой лишь небольшое благотворительное учреждение при нем. В ответ на многочисленные просьбы, во Владимирскую духовную консисторию в августе 1907 года из Успенского Княгинина монастыря города Владимира прислали в качестве настоятельницы 54-летнюю монахиню Августу, а С.И.Жохова была вынуждена оставить руководство богадельней. Вскоре Синод определил " учредить в городе Иваново-Вознесенске Владимирскую женскую общину с таким числом сестёр, какое община в состоянии будет содержать на свои средства, оставив при общине и существующую ныне богадельню на пять лиц " . Торжественное открытие общины состоялось 26 августа 1908 года. В 1908 и 1911 годах А.Н.Дербенёв и А.В.Константинов пожертвовали общине новые земельные участки для устройства огородов и расширения кладбища. В 1916 году Владимирская община стала монастырем, где жили 14 монахинь и 62 послушницы. На территории, окруженной забором, находился храм и девять деревянных домов с хозяйственными постройками. В 1918 году монастырь преобразовали в трудовую земледельческую артель, кроме того монахини занимались рукоделием. В 1920-е годы часть монастырских помещений заняли под студенческие общежития, в двухэтажном жилом доме поселились студенты политехнического института и рабфака, а всех монахинь и послушниц переселили в здание трапезной. После выезда студентов дом заняли под жильё. В 1925 году в монастыре остались 39 монахинь и послушниц и проживала 21 семья рабочих с разных текстильных фабрик.

http://sobory.ru/article/?object=12106

Внизу этой церкви устроена Епархиальная публичная библиотека. Помещение достаточно просторное; книг и рукописей довольно много. Затем прогуливались по саду. Сад не обширный, но наполненный хорошими плодовитыми деревьями – вишнями, яблонями и др., есть небольшая и теплица. В ограде сада с­ башни я любовался красивыми и широкими видами за рекою Клязьмою. В 10 часов отправились в кафедральный собор, где по случаю праздника литургию совершал преосвященный викарий. Собор был наполнен молящимися; певчие архиерейские пели стройно; служба, вообще, шла чинно. Владимирский Успенский собор, заложенный в 1154 г. Вел. Князем Андреем Юрьевичем Боголюбским, окон­чен в 1160 г. В течении многих веков знаменитый собор этот подвергался многократным разорениям. В последнее время, благодаря ревности архиепископа Феогноста, внутренность его реставрирована и открыты из-под штукатурки древние превосходные фрески. После литургии я обозревал подробно весь собор, поклонился находящейся в нем святыне и был на хорах в ризнице, где рассматривал оставшиеся от разных погромов неприятельских священные древности и достопримечательные предметы, хранящиеся в отличном порядке, благодаря заботам о. ключаря протоиерея А. Виноградова , который, сверх сего, составил этим древностям и предметам опись и напечатал ее (Владимир, 1886 г.). Из собора отправились в женский монастырь, именуемый «Княгинин», так как он основан в конце XII в., по желанию княгини Марии, супруги Вел. Князя Всеволода III. Здесь я поклонился св. мощам мученика Авраамия, перенесенным сюда из Болгар в 1230 г. Из монастыря проехали за Лыбедь в духовные училища – мужское и женское. На обратном пути оттуда я посетил племянника инспектора гимназии А. И. Успенского . Затем были в семинарии, где производились в это время выпускные экзамены. Был в столовой, и посетил квартиру Ректора. После обеда отправились с преосвященным в Боголюбов монастырь, отстоящий от Владимира в 11 верстах. Монастырь этот основан в 1154 г. Св. Вел. Кн. Андреем Боголюбским. Монастырем управляет викарий Владимирской епархии. Поклонившись в древнем монастырском храме чудотворной иконе Владимирской Б. Матери, мы посетили настоятеля, преосвящ. епископа Аркадия.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

В Совете Федерации поддержали инициативу об учреждении нового государственного праздника в День святых Петра и Февронии Москва, 27 марта 2008 г. В Совете Федерации на заседании Комитета СФ по социальной политике единогласно одобрена инициатива об учреждении нового государственного праздника 8 июля в День покровителей святых князей Петра и Февронии - «Всероссийского дня супружеской любви и семейного счастья», сообщает Благовест-инфо . Оргкомитет по организации празднования возглавила председатель Комитета Совета Федерации по социальной политике Валентина Петренко. На заседании Комитета Совета Федерации по социальной политике был рассмотрен вопрос об инициативе по учреждению в России нового государственного праздника - «Всероссийского дня супружеской любви и семейного счастья» в честь благоверных князя Петра и княгини Февронии. Коммюнике об его учреждении было подписано инициаторами 18 января этого года в Муроме. В их числе – представители Совета Федерации, администрации Владимирской области, Счетной палаты РФ, взявшей шефство над Муромским Спасо-Преображенским монастырем. Оргкомитет по организации празднования возглавила председатель Комитета Совета Федерации по социальной политике Валентина Петренко. Ей поручено сформировать состав Оркомитета, который займется и организацией празднеств в Муроме 8 июля этого года, и разработкой символики и атрибутики праздника. Святые Петр и Феврония княжили в Муроме. Но Феврония была крестьянкой и бояре были против их брака, не хотели видеть своим князем человека, женившегося на простой крестьянке. Петр и Феврония предпочли семейную жизнь княжению на Муромском престоле. Жили они долго и счастливо, и умерли в один день, и в один час в 1228 году. И хотя их похоронили порознь, тела их чудесным образом оказались в одной могиле. Их союз - образец супружеской верности и идеал семьи, основанной на личном благочестии обоих супругов и их любви. Они почитались на Руси как покровители супружеской жизни. В обсуждении вопроса об учреждении «Всероссийского дня супружеской любви и семейного счастья» на заседании Комитета СФ по социальной политике приняли участие не  только члены Совета Федерации, но и представители администрации Владимирской области, глава округа Муром Валентин Качеван, аудитор Счетной палаты РФ Сергей Рябухин, наместник Муромского Спасо-Преображенского монастыря игумен Кирилл.

http://pravoslavie.ru/26216.html

В тот же день Блаженнейший Митрополит Владимир посетил Богоявленский монастырь, который был основан святым князем Андреем Боголюбским на месте явления ему Божией Матери. Блаженнейшего Владыку с радостью встречали сестры обители, а также свыше 60 воспитанников детского приюта, который действует при обители. В воскресенье, 6 марта, в сослужении архиепископа Владимирского и Суздальского Евлогия, киевского и владимирского духовенства, Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Владимир совершил Божественную литургию в Успенском соборе Владимира. После богослужения Блаженнейший Митрополит Владимир подарил архиепископу Евлогию список Почаевской иконы Божией Матери, а архиепископ Евлогий преподнес Блаженнейшему Владыке уменьшенный макет памятника святому равноапостольному князю Владимиру. Сейчас заканчивается изготовление этого памятника, после чего он будет установлен на площади перед Успенским собором. В тот же день Блаженнейший Митрополит Владимир посетил Успенский Княгинин монастырь, где сегодня хранится оригинальная (XII ст.) чудотворная Боголюбская икона Божией Матери. Паломники из Украины поклонились этому дивному образу и ознакомились с монастырем. Потом Блаженнейший Митрополит Владимир посетил монастырь Рождества Богородицы, на территории которого сегодня находится Владимирская Духовная семинария. В соборе монастыря паломники поклонились мощам святителя Афанасия, страстотерпца ХХ века, которому принадлежат слова стихиры, известные сегодня каждому православному - „Русь святая, храни Веру Православную, в ней же тебе утверждение!” Архиепископ Евлогий подарил Блаженнейшему Митрополиту икону святителя Афанасия с частицей его святых мощей. Посетил Блаженнейший Митрополит и Введенский Островной женский монастырь – обитель, которая расположилась на острове, в 60-ти километрах от Владимира. Блаженнейший Владыка посетил возобновленный Николаевский храм, а также изуродованный атеистическими временами Введенский собор обители. На входе паломников из Киева встречали чудом уцелевшие на стенах иконы преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских. Сестры обители показали гостям собственное золотое шитье, которым сегодня славится обитель.

http://pravoslavie.ru/12895.html

Подробнее... Успенский Княгинин женский монастырь [ править править код ] Дата основания: 1200 Статус: действующий Адрес: г.Владимир, ул. Княг. монастырь, д.37А Телефон: +7 (4922) 32-67-73 Монастырь впервые упоминается в 1200 году. Получил название Княгинин, в честь великой княгини Марии Шварновны. Изначально монастырь был задуман, как родовая усыпальница княгинь и княжеских дочерей Владимирского княжеского дома. В XIII веке здесь были погребены сама Мария Шварновна, её сестра Анна, дочь Всеволода III и Марии Шварновны — Елена, позднее — обе супруги Александра Невского — Александра и Васса (Василиса) и его дочь Евдокия. 6 марта 1230 года великим князем Владимирским Юрием (Георгием) Всеволодовичем, в монастырь были перенесены и погребены мощи святого мученика Авраамия Болгарского. Центром ансамбля монастыря является Успенский собор, построенный в первые годы XVI века по образу и подобию своего предшественника (сохранились нижние части стен древнего храма). Он знаменит фресками 1648 года, над которыми работали московские изографы. Подробнее... Вязниковский р-н [ править править код ] Архиерейское подворье Иоанна Милостивого (Мстера) [ править править код ] Дата основания: Статус: действующий Адрес: Владимирская обл., Вязниковский р-н, пос. Мстёра, площадь Ленина, д.16 Подворье образовано на месте бывшего приходского храма в честь святителя Иоанна Милостивого. Впервые храм упоминается в 1628-1630 годах. К середине 17 века при церкви был устроен женский монастырь. В 1764 году по указу Екатерины II монастырь был упразднен, а храм в честь святителя Иоанна Милостивого стал приходским. В 1809 году деревянный храм разобрали и построили каменный. В годы гонений он был закрыт и в начале 1930-х годов приспособлен под клуб. В настоящее время церковь Иоанна Милостивого является памятником градостроительства и архитектуры регионального значения. В 2005 году распоряжением архиепископа Владимирского и Суздальского Евлогия обитель в честь святителя Иоанна Милостивого была передана Знаменскому женскому монастырю города Гороховца «на предмет ее строительства и восстановления с возобновлением в ней иноческой жизни».

http://azbyka.ru/palomnik/Владимирская_о...

Но этим испытания Великой Княгини еще не кончились. Едва успел возвратиться из плена ее сын Василий, как тяжело заболел ее супруг Великий Князь Димитрий Иоаннович и во цвете лет (40 лет) умер. Кто опишет и это горе блаженной Евдокии! Только вера в Бога помогла ей перенести его. Чем больше выпадало на ее долю скорбей, тем более она посвящала себя на служение общему благу. Смерть ее любимого мужа навела ее на мысль устроить женскую обитель; и в сам год его смерти, по известию Степенной (духовной) книги, она занялась этим делом, причем мысль ее остановилась на самом Кремле. Около теперешних Спасских ворот, на месте Вознесенского монастыря, находились великокняжеские терема, их-то и решила приспособить для обители Евдокия, тем более что княжеские чертоги были перенесены в новые здания, построенные на западной стороне Успенского собора. Казалось бы, что при таком святом настроении Княгине Евдокии ничего не оставалось другого, как удалиться во св. Обитель. Но она этого сразу не делает. Перед ней оставался еще долг матери, надо было воспитать детей, и, оставаясь во дворце, она была матерью не только своих чад, но и всех подданных, проявляя милосердие к страждущим, устраивая церкви и обители. Не касаясь дел правления своего сына Василия, она, однако, много ему помогала своими молитвами и духовными советами. Между прочим при ее участии было перенесение чудотворного образа Божией Матери Владимирской. На Россию надвигалась страшная гроза. Подходил грозный татарский завоеватель Тамерлан, который на своем пути все истреблял огнем и мечем. И вот в помощь нашему воинству был перенесен в Москву святой образ. Исстрадавшийся народ вместе с благоверной Княгиней Евдокией и Князем Василием встретили сей образ; не было человека, который бы не плакал. Упав ниц, соединяясь в одной мольбе, народ взывал: «Матерь Божия, спаси землю Русскую!» И в тот самый день и час Тамерлан, устрашенный во сне видением Грозной, Светоносной Жены в воздушном пространстве, поспешно возвратился назад. Между тем, благочестие Княгини Евдокии возрастало. Она рвалась к подвигам, к подвижничеству. Но как было то соединить с жизнью в царском чертоге. Не скрывать своих подвигов – это значило бы сразу создать себе славу; что противно христианскому смирению и опасно для самообольщения. И вот она всячески старается скрывать их. Она одевается в царские одежды, не чуждается общества и развлечений. Это внешнее ее поведение было настолько светское, что даже появилась клевета о ее сомнительном вдовстве и т. п. Это привело в смущение ее сына Василия и всех детей. Чтобы подкрепить их дух, а, может быть, дать им и назидание, как нужно быть осторожным с клеветой, она призвала их к себе и обнаружила перед ними свое изможденное от подвигов и от ношения тяжелых вериг тело. Дети ужаснулись и возблагоговели перед подвигами матери. Однако преп. Евдокия взяла с них слово содержать в глубочайшей тайне ее подвижничество, не доверять людской клевете и главное не мстить тем, кто говорит ложно о ее поведении.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

В 1285 году на месте деревянной церкви во имя святых Космы и Дамиана в Твери 13-летний кн. Михаил Ярославич, его мать Ксения Юрьевна и еп. Симеон заложили новый каменный кафедральный Спасо-Преображенский собор (освящен еп. Симеоном в 1287 году). После кончины еп. Симеона в 1289 году " княгини Оксинья Ярославля с сыном Михаилом с сыном своим, и с всеми бояры, и с ыгумены, и с попы, и крилошаны "  выбрали на Тверскую кафедру игумена Богородицкого общежительного монастыря Андрея (сына литов. кн. Герденя) и отправили его в Киев на поставление . В 1293 году приняла постриг младшая сестра Михаила Ярославича прп. София . В ее Житии, составленном в 1305-1306 годах, говорится, что княжна приняла постриг в тверском мужском монастыре арх. Михаила, " поне же убо таяшеся матери своеа великиа кнеини и всех домашних своих "   . Прп. София основала в Твери девичий монастырь во имя св. Афанасия Александрийского  - небесного покровителя своего отца (Софийский или Софьин монастырь). Возможно, не без участия Ксении Юрьевны была выбрана невеста для Михаила Ярославича: ею стала ростовская княжня  Анна Дмитриевна ; венчание состоялось в Спасо-Преображенском соборе 8 ноября 1294 года. Брак прекратил вражду между тверским правителем и ростовскими князьями. В конце жизни Ксения Юрьевна приняла монашество , затем схиму . По предположению Г. С. Гадаловой, княгиня была пострижена в монашество вскоре после женитьбы кн. Михаила на княжне Анне - 21 ноября 1294 года, в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы. По мнению исследовательницы, косвенно об этом свидетельствует построенный при еп. Андрее каменный Введенский придел в Спасо-Преображенском соборе, где Ксения Юрьевна была погребена . Однако есть указания на то, что княгиня приняла постриг позднее, незадолго до кончины. По Житию кн. Михаила Тверского, в 1304  году митр. Максим просил московского кн. Георгия (Юрия) Данииловича не добиваться у хана великого княжения Владимирского, при этом предстоятель ссылался на авторитет Ксении Юрьевны ( " аз имаюся тебе с кнеинею с матерью князя Михаила: чего въсхочешь из очины вашея, то ти дасть " ). Митрополит не упоминает о монашестве княгини. В послании вел. кн. Михаилу Константинопольского патриарха Нифонта I , написанном в 1310/11 году по поводу противостояния тверского княжеского дома, выдвинувшего своего претендента на митрополичий стол - игум. Геронтия, и митр. Киевского св. Петра, патриарх благословил в т. ч. " боголюбивую мать " князя, не называя ее монахиней . Ксения Юрьевна и Михаил изображены предстоящими Христу на миниатюре в тверском пергаменном списке " Хроники "  Георгия Амартола kohцa XIII - начала XIV в. . Княгиня представлена в мирской одежде.

http://drevo-info.ru/articles/13679767.h...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010