Однако, как неоднократно отмечалось исследователями 51 , общежительный устав, завещанный первой игуменьей, не соблюдался. В Новодевичьем монастыре постригались представительницы царской семьи, а также известных княжеских и боярских родов (Шереметьевы, Воротынские, Голицыны и т. п.). В. Д. Назаров подметил особенность в перечне розданных монахиням из приказа Большого прихода «милостинных» денег. Первыми в этом списке шли старицы-княгини и боярыни, затем «большие и меньшие крылошанки», а в конце – «рядовые старицы». Некоторые из стариц, представительниц правящей династии, могли владеть и владели недвижимостью, собственными кельями, жилыми и хозяйственными постройками в подмонастырской слободке. В то же время продолжали существовать общая трапеза, распорядок общих служб, натуральный и денежный доход с монастырских вотчин поступал в общую казну 52 . Сохранилось летописное описание пострижения княгини Ульяны (в иночестве Александра) вдовы Юрия Васильевича, брата царя, 30 апреля 1564 г. в Новодевичий монастырь: до монастыря ее провожала царская семья, постриг ее митрополит в присутствии «освященного собора». Кроме того, «удоволи ее государь до живота ее городы, и волостьми, и селы, и великими многими доходы, да и детей боярских и приказных людей, да и дворовых людей всяких ей подавал, которым обиход ее всякой ведати. И на ее обиход повеле устроити в монастыре и за монастырем погребы, и ледники, и поварни особые» 53 . По существующему преданию, в 1569 г. инокиня Александра была утоплена по приказу Ивана Грозного, раздраженного ее слезами по невинным жертвам 54 . Для поддержания обители и Василий III и Иван IV неоднократно давали тарханные и несудимые грамоты. Монастырские села в большом количестве находились в различных уездах: Дмитровском, Рузском, Владимирском, Ростовском, Верейском, Звенигородском, Вяземском, Московском, Оболенском и т. д. 55 Большое количество вкладов монастырь получил от Бориса Годунова. Как известно, одной из инокинь монастыря была его сестра Ирина (в иночестве Александра), вдова Федора Иоанновича. Для нее специально также была построена отдельная келья с церковью («Иринины покои»), а ее «обиход» обслуживали десятки дворян, приказных и слуг 56 .

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

В 1919 г. мощи А. Б. подверглись освидетельствованию. В 1923 г. Успенский мон-рь был закрыт, мощи передали в музей, в 50-х гг. XX в. они были списаны из музейного хранения, их настоящее местонахождение неизвестно. Настоятельница мон-ря Олимпиада (Медведева; 1917-1923) отдала частицу мощей на хранение жительнице Владимира, в 1992 г. эта уцелевшая частица была передана еп. Владимирскому и Суздальскому Евлогию (Смирнову). В 1993 г. Княгинин мон-рь был возобновлен. 10 апр. 1993 г. состоялся крестный ход из кафедрального Успенского собора в Княгинин мон-рь; крестный ход возглавил еп. Евлогий, к-рый перенес ковчежец с частицей мощей А. Б. в мон-рь. Ковчежец был установлен в Успенском храме Княгинина мон-ря, на солее, напротив сев.-зап. столба храма. Над ним находится вышитая золотом икона мученика кон. XIX в. работы монастырских мастериц, по преданию принадлежавшая игум. Олимпиаде и до открытия мон-ря находившаяся в Успенском кафедральном соборе. Авраамиеву неделю продолжают праздновать во Владимире особо торжественно, после литургии совершается крестный ход вокруг мон-ря с частицей мощей святого. Ист.: ПСРЛ. Т. 1. С. 452-453; ПСРЛ. Т. 21. С. 261; Филимонов. Иконописный подлинник; Кавелин Л. Святой Авраамий Болгарский, мученик//Маяк. 1844. Т. 13. С. 103-106. Лит.: Яцимирский А. И. Опись старинных славянских и русских рукописей собрания П. И. Щукина. М., 1896. [Вып. 1]. С. 174; Голубинский. Канонизация святых; Малов Е. А. , прот. Святый мученик Аврамий Болгарский и сказание об его чудесах. Каз., 1908; Служба и акафист святому мученику Аврамию, с приложением краткого его жизнеописания. СПб., 1876; Иоасаф [ Гапонов] , иером. Церковно-историческое описание владимирских достопамятностей. Владимир, 1857; Порфирий (Виноградов), архим. Древние гробницы во владимирском Успенском соборе и Княгинине монастыре. Владимир, 1903; 700-летний юбилей Владимирского Успенского Княгинина женского монастыря (15 июля 1200-1900 г.). Владимир, 1900. С. 2-3; Историческое описание первоклассного Княгинина Успенского женского монастыря в губернском городе Владимире.

http://pravenc.ru/text/62936.html

В грамоте царя Иоанна IV Васильевича Грозного клирикам владимирского Успенского собора, составленной в кон. 40-х - нач. 50-х гг. XVI в. (вероятно, в 1550), изложен порядок поминания архиереев, вел. князей, княгинь и их детей, чьи останки почивали в соборе. В связи с грамотой была составлена «Выписка о панихидах», в соответствии с к-рой в соборе по И. А. должны были служиться панихиды (Роспись панихид владимирским князьям//ЛЗАК. 1910. Вып. 22. С. 67). В описи владимирских гробниц 1-й пол. XVII в. упоминаются «розные гробницы» 3 сыновей вел. кн. Андрея Боголюбского, находившиеся на левой стороне Успенского собора. В сер. XVII в., после реконструкции захоронений, в связи с перенесением 22 янв. 1645 г. в центр Успенского собора гробницы Владимирского вел. кн. Георгия (Юрия) Всеволодовича , гробницы его двоюродных братьев были перемещены. Согласно новому описанию некрополя, «на левой стране у сторонних дверей», у гробницы Владимирского вел. кн. св. Михаила Юрьевича «в головах две гробницы князь Андреевых детей Боголюбскаго Глеба да Ижеслава: одна в стене, а другая возле» ( Виноградов. 1905. С. 67; Сиренов. 2006. С. 410). Над гробницей И. А. появился лист, текст которого в виде приписки воспроизведен в рукописи 1670 г. «Книги степенной царского родословия» из б-ки Успенского собора (РГБ. Ф. 178. Муз. 4288. Л. 616 об.). В надгробном листе И. А. характеризуется как «кроткий, и смысленный, и храбрый» князь, сообщается, что он «на сопротивных устрои себе самострелные оружия - стрелы железныя великия» (в летописях об этом оружии известий нет), к-рые «и ныне в соборной церкви обретаются, и доднесь видими всеми». «Железные стрелы» И. А. оценивались современниками как важные реликвии. 3 окт. 1697 г. по просьбе настоятеля ярославского в честь Преображения Господня монастыря архим. Иосифа владимирский протопоп Григорий Гаврилов передал в мон-рь «железную стрелу великаго князя Андрея с чады… в похвалу великаго князя Феодора с чады, Смоленских и Ярославских чюдотворцев, сродича его Андрея Боголюбского с чады» (см.: Сиренов. 2003. С. 76-77). О почитании И. А. во 2-й пол. XVII-XVIII в. свидетельствует его упоминание вместе с отцом и младшими братьями в ряде списков «Росписи, что во Владимире у Пречистые Богородицы лежат благоверные и великие князи и княгини, и их дети, и епископы», а также в «Описании о Российских святых» (С. 215-216). В 1882 г. в ходе реставрации Успенского собора захоронение И. А. было освидетельствовано.

http://pravenc.ru/text/293924.html

Святой благоверный князь Даниил Московский родился во Владимире в 1261 г. Он был четвертым — младшим сыном святого Александра Ярославича Невского (память 30 августа и 23 ноября) и праведной княгини Вассы. Двух лет от роду он лишился отца. Святой благоверный князь Даниил Московский родился во Владимире в 1261 г. Он был четвертым — младшим сыном святого Александра Ярославича Невского (память 30 августа и 23 ноября) и праведной княгини Вассы. Двух лет от роду он лишился отца. Время преставления его матери в летописях не указано, известно только, что погребена она в соборе Владимирского Успенского (Княгинина) монастыря, и окрестные жители почитали ее праведной. В 1272 г. благоверный князь Даниил получил в удел город Москву с прилегающими землями. В окрестностях Москвы благоверный князь построил на берегу Москвы-реки храм и при нем монастырь в честь своего тезоименитого покровителя, преподобного Даниила Столпника (память 11 декабря). Московское княжество было в те времена маленьким и незавидным. Возмужавший благоверный князь Даниил укрепил и увеличил его, но не путем неправды и насилия, а милосердием и миролюбием. Неспокойно было на Руси. Междоусобицы между удельными князьями были постоянными. И часто, благодаря благоверному князю Даниилу, его неустанному стремлению к единению и миру на Русской земле, удавалось предотвратить кровопролитие. Когда в 1293 г. его брат, великий князь Андрей Александрович, вместе с призванными из Орды татарами во главе с Дюденем («Дюденева рать») опустошил русские города: Муром, Суздаль, Коломну, Дмитров, Можайск, Тверь, благоверный князь решился впустить их в Москву, чтобы спасти народ от гибели. Сил для отпора не было. Вместе со своим народом князь переживал тяготы разорения и разбоя. Отстаивая свои права, святой Даниил был вынужден в 1295 г. выступить против своего брата близ места, называемого Юрьево Толчище, но и здесь стремление к миру победило в нем, и кровопролития удалось избежать. В 1300 г., когда Рязанский князь Константин Романович, призвав на помощь татар, занимался тайными приготовлениями к внезапному нападению на земли Московского княжества, преподобный Даниил пошел с войском на Рязанского князя, разбил неприятеля, взял Константина в плен и истребил множество татар. Это была первая победа над татарами, победа негромкая, но замечательная — как первый порыв к свободе. Разбив Рязанского князя и рассеяв его союзников — татар, благоверный князь Даниил не воспользовался победою, чтобы отобрать чужие земли или взять богатую добычу, как это было принято в те времена, а показал пример истинного нестяжания, любви и братолюбия. Никогда не брался святой князь за оружие, чтобы захватить чужие земли, никогда не отнимал собственности у других князей ни насилием, ни коварством.

http://pravmir.ru/svyatoj-blagovernyj-kn...

Бывший офицер. Подвизался в Предтеченском скиту Валаамского монастыря. Во время Русско-Японской войны 1904–1905 гг. был мобилизован в действующую армию. Погиб в Маньчжурии. Послушник Максим Канунников Максим Григорьевич. Послушник, помогавший игумену Серафиму (Кузнецову) в сопровождении мощей св.пребодобномученицы Великой княгини Елизаветы Федоровны и инокини Варвары из Алапаевска в Пекин и далее на Святую Землю. Послушник Серафим Гневашев Серафим Димитриевич. Послушник, помогавший игумену Серафиму (Кузнецову) в сопровождении мощей св. мученицы Великой княгини Елизаветы Федоровны и инокини Варвары из Алапаевска в Пекин и далее на Святую Землю. Схиигуменья Ариадна В миру – Мичурина Августа Александровна. Родилась в 1900 г. в Пермской губернии. Насельница Иоанно-Богословского женского монастыря в г. Чердыни Пермской епархии, основанного игуменьей Руфиной (Кокоревой), послушница и ближайшая ее помощница. Пострижена в монашество в 1931 г. в Харбине. С 1938 г. – настоятельница Богородице-Владимирского женского монастыря в Харбине, затем в Шанхае и в Сан-Франциско. Выехала в США в 1965 г. Приняла схиму в 1990 г. Скончалась 19.06.1996 г. в Сан-Франциско. Игуменья Ангелина В миру – Теренина Антонина Феодоровна. Настоятельница Табынско-Казанского женского монастыря в Какагаши (район г. Дальнего). Игуменья Варвара В миру – Эпова Евгения. Родилась в 1927 г. в Харбине в глубоко верующей семье. Отец в России был казачьим атаманом. В 1944 г. закончила гимназию на Мулинских копях. Училась в харбинском политехническом институте и медицинском техникуме. В 1957 г. уехала в Австралию, где стала псаломщицей на одном из православных приходов. Через некоторое время переехала в США, где в Нью-Йорке приняла монашеский постриг. В 1989 г. назначена настоятельницей Елеонского женского монастыря в Иерусалиме с возведением в сан игуменьи. Примерно после десяти лет руководства обителью по состоянию здоровья вышла на покой и вернулась в Австралию. В 2001 г. посетила Россию. Скончалась 12.06.2003 г. в Сиднее. В похоронах участвовало все русское население города. Игуменья Вероника

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Епископ Митрофан и княгиня Юрьева Агафия с дщерью Феодорою, с снохами и со внучата затворишася в церкви святыя Богородицы в палатех и тако огнем без милости запалени быша, и тако скончашася. Господи, приими в мире души раб своих». В глубине комары, над самою гробницей установлена икона св. Парфения Лампсакийского, память которого празднуется 7 февраля, в день мученической кончины Великой княгини Агафии и ее семейства, а пред иконою повешена лампада с горящим в ней елеем. Все это благочестивая и патриотическая гражданка соорудила на свое иждивение. На место епископа Андрея назначен был викарием Владимирским Иаков из настоятелей Московского Данилова монастыря. Епископ Иаков (Алексей Иванович Кротков) был сын Волоколамского соборного причетника, впоследствии диакона в селе Цареве. По окончании курса студентом в Московской духовной семинарии, в 1836 году был диаконом Пятницкой, что в Охотном ряду, церкви, но чрез 11 месяцев после брака, овдовев, постригся в 1838 году в монашество. 18 Января 1870 года хиротонисан был он в епископа Муромского, викария Владимирской Епархии. Тринадцать лет Преосвященный Иаков был викарием Владимирским, а по кончине Архиепископа Антония в течение 8 месяцев самостоятельно управлял Владимирской епархиею. В Январе 1884 гола, по преклонности лет и по слабости здоровья, уволен был на покой, с назначением управляющим Ставропигиальным Донским монастырем, где и скончался 1 Декабря 1885 года. Сей пастырь замечателен особенно тем, что, будучи еще архимандритом Данилова монастыря, был учредителем Общества любителей духовного просвещения и был первым его председателем, а, будучи викарием Владимирским, положил основание Владимирской Епархиальной библиотеке. Епископу Иакову суждено было сретить во Владимире 23 Декабря 1878 года прибывшего на Владимирскую кафедру епископа Феогноста. Преосвященный Феогност (Георгий Лебедев 207207 ) по происхождению своему сын священника Тверской губернии, Бежецкого уезда, а по образованию магистр Санктпетербургской Академии.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vino...

По благословению митрополита Московского Филарета (Дроздова) , в храме иеромонахами Можайского Лужецкого монастыря стала проводиться ежедневная служба. М. М. Тучкова организует богадельню, для которой строит новый дом. К ней присоединяется еще несколько одиноких женщин: появляются хозяйственные постройки, огород, организуется обучение детей, создается церковный хор. В 1833 г. была зарегистрирована общежительная женская община. В этот период в ней насчитывалось около 40 человек. В 1836 г. митрополит Филарет в Троице-Сергиевой лавре совершил постриг Маргариты Михайловны в рясофор с именем Мелании. В 1838 г. община была преобразована в общежительный монастырь второго класса. Вокруг монастыря возводится ограда с четырьмя башнями, в одной из которых на углу восточной и северной стены помещается церковь , освященная в 1839 г. во имя Филарета Милостивого, небесного покровителя митрополита Филарета, являющегося духовным наставником монастыря и его настоятельниц. Через год М. М. Тучкова была пострижена в мантию с именем Марии и возведена в сан игумении. В этот период в монастыре насчитывалось около 200 монашествующих женщин, хозяйственная деятельность которых заключалась в иконописании, переплете книг, шитье, покраске холста и сукна, в работе на скотном дворе и т. д. Средства монастыря складывались из пожертвований, в том числе от императора, дворянских аристократических семеˆ (графини А. А. Орловой- Чесменской, княгини Т. В. Юсуповой, графа Д. Шереметева, A. M. и Т. Б. Потемкиных и т. д.) и купцов (И. В. Прохорова и двух его братьев, Игумнова и др.). В 1851 г. заложен новый пятиглавый храм Владимирской Божьей Матери, который явился новым памятником погибшим на Бородинском поле (26 августа – начало Бородинского сражения совпадает с праздником иконы Владимирской Божьей Матери). В 70-е годы были открыты больница и богадельня, в конце XIX в. открыта школа. На средства монастыря в 1901 г. была открыта церковно-приходская школа для детей окрестных сел и деревень 860 . После смерти Маргариты Михайловны в 1852 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Коневец, остров на Ладожском озере с обителью. Празднование Коневской иконе Пресв. Богородицы, принесенной с Афона в 1393. 10 июля. Арсений преп., ум. 1444. 12 июня. Комельская обитель , в Вологодской губ. Павел преп., основатель Обнорского монастыря, ум. 1429. 10 янв. Корнилий преп., игумен Волог. Корнилиева монастыря, 1537. 19 мая. Арсений преп., основатель Арсениева монастыря, ум. 1550. 24 авг. Кострома . Явление иконы Пресв. Богородицы Одигитрии, Феодоровской, в 1239 году. 14 марта. Геннадий преп., ум. 1565. 23 янв. Куштский монастырь , на реке Куште, вт. Вологодской губ. Александр преп., ум. 1439. 9 июня. Литва. Антоний, Иоанн и Евстафий, мучч. в 1317 году. 14 апр. Луховская обитель. Тихон, преп. ум. 1492. 16 июня. Махрищская обитель , на реке Махрище, в Московской губ. Стефан преп., ум. 1106. 14 июля. Москва. Святители : Петр, ум. 1326. 21 дек. Феогност, ум. 1353. 11 марта. Алексий, ум. 1378. 12 февр. Киприан, ум. 1406. 16 сент. Фотий, ум. 1431. 2 июля и 27 мая. (Обретения мощей его в 1472 году). Иона, ум. 1161. 31 марта. Филипп, ум. 1570. 9 янв. и 3 июля. (Перенесение мощей его в 1652 году). Князья и княгини : Даниил, ум. 1303. 4 марта и 30 авг. (Обретение мощей его). Евфросиния преп., в мире Евдокия, вел. княгиня, супруга Димитрия Иоанн. Донского, ум. 1407. 7 июля. Блаженные юродивые : Максим, ум. 1434. Обретение мощей его: 13 авг. Василий, ум. 1552. 2 авг. События Перенесение мощей Михаила, князя Черниговского в Москву в 13 веке. 14 февр. Перенесение иконы Пресв. Богородицы из Владимира в Москву, в 1395 году. 26 авг. Празднество Пресв. Богородице, избавления ради Москвы от Ахмата, Ордынского царя, Владимирской Ее иконой, устан. 1480 года. 23 июня. Поновление Владимирской иконы Пресв. Богородицы в 1514 году. 21 мая. Празднество Смоленской иконе Пресв. Богородицы, в 1525 году. 28 июля. Празднество Пресв. Богородице ради милосердия от Донской иконы Ее в 1591 году. 19авг. Празднество Пресв. Богородице, ради избавления Москвы от ляхов в 1612 году. 22 окт. Перенесение честной ризы Господней из Персиды в Москву, в 1623 году. 10 июля.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

Так закончился очень короткий, яркий и интенсивный начальный этап истории монастыря. Однако попечительство святителя Иннокентия и неустанные труды отца Василия заложили незыблемое основание духовно-литургического бытия этого благочестивого монашеского приюта. В краеведческой литературе построенную при игумене Василии церковь именуют по-разному: во имя святой княгини Ольги или Владимирской. Попробуем разобраться в этом вопросе. В 1852 году настоятель представил владыке Иннокентию записку о предполагавшемся использовании земель монастыря, сопроводив ее планом Херсонеса с собственноручной расшифровкой обозначений. Проектируемый храм назван им во имя равноапостольного князя Владимира. И в своих письмах возводимую церковь настоятель упоминал не иначе как Владимирской. В архивном документе от 1 июня 1853 года, сохранившемся в делах канцелярии Севастопольского военного губернатора, приведена просьба управляющего киновией отца Василия к городским властям «приказать городовому архитектору составить планы… построившейся в Херсонесе церкви святого Владимира и находящейся при ней колокольни с комнатами» для отправления их на рассмотрение в Одесскую духовную консисторию. Благодаря этому источнику стало известно, что зодчим первого херсонесского храма был севастопольский городской архитектор Гаман. В работах, отражающих историю херсонесского монастыря, будь то рукопись подвизавшегося в нем послушника М. Головина, историческое описание обители Ф. Ливанова, книга «Божии люди» митрополита Вениамина (Федченкова), бывшего епископа Севастопольского, первый храм единодушно назван Ольгинским. Причем Головин подчеркнул, что это посвящение игумен Василий определил «в память своей покойной дочери». Как же могло получиться, что одна и та же церковь значится под двумя именованиями? Вопрос останется открытым, пока не будут обнаружены аутентичные планы или рисунки киновии. Впрочем, такому разночтению можно дать предположительное объяснение. Архивные документы, современные храму, именуют его Владимирским, а, начиная с 1870-х годов, мемуаристы связывают эту церковь с памятью святой княгини Ольги. Конечно же, первая церковь киновии могла быть посвящена только ее небесному патрону – равноапостольному князю Владимиру. Ведь еще с 1825 года, когда главный командир Черноморского флота и портов адмирал А.С. Грейг вручил находившемуся в Севастополе императору Александру I докладную записку о необходимости в Херсонесе «соорудить небольшую, изящной архитектуры церковь», посвященную крещению князя Владимира, эта идея никогда не теряла своей актуальности.

http://pravoslavie.ru/45372.html

В 1285 г. на месте деревянной ц. во имя святых Космы и Дамиана в Твери 13-летний кн. Михаил Ярославич, его мать К. Ю. и еп. Симеон заложили новый каменный кафедральный Спасо-Преображенский собор (освящен еп. Симеоном в 1287). После кончины еп. Симеона в 1289 г. «княгини Оксинья Ярославля с сыном Михаилом с сыном своим, и с всеми бояры, и с ыгумены, и с попы, и крилошаны» выбрали на Тверскую кафедру игумена Богородицкого общежительного монастыря Андрея (сына литов. кн. Герденя) и отправили его в Киев на поставление (ПСРЛ. Т. 18. С. 82; Присёлков. 1950. С. 344-345). В 1293 г. приняла постриг младшая сестра Михаила Ярославича прп. София. В ее Житии, составленном в 1305-1306 гг., говорится, что княжна приняла постриг в тверском муж. мон-ре арх. Михаила, «поне же убо таяшеся матери своеа великиа кнеини и всех домашних своих» ( Кучкин. 2002. С. 138). Прп. София основала в Твери девичий монастырь во имя св. Афанасия Александрийского - небесного покровителя своего отца (Софийский или Софьин мон-рь). Возможно, не без участия К. Ю. была выбрана невеста для Михаила Ярославича: ею стала ростовская кнж. Анна Дмитриевна; венчание состоялось в Спасо-Преображенском соборе 8 нояб. 1294 г. Брак прекратил вражду между тверским правителем и ростовскими князьями. В конце жизни К. Ю. приняла монашество, затем схиму. По предположению Г. С. Гадаловой, княгиня была пострижена в монашество вскоре после женитьбы кн. Михаила на кнж. Анне - 21 нояб. 1294 г., в праздник Введения во храм Пресв. Богородицы. По мнению исследовательницы, косвенно об этом свидетельствует построенный при еп. Андрее каменный Введенский придел в Спасо-Преображенском соборе, где К. Ю. была погребена (ГА Тверской обл. Ф. 1409. Оп. 1. Д. 1129. Л. 142 об.; Д. 1554. Л. 241 об.). Однако есть указания на то, что княгиня приняла постриг позднее, незадолго до кончины. По Житию кн. Михаила Тверского, в 1304 г. митр. Максим просил московского кн. Георгия (Юрия) Данииловича не добиваться у хана великого княжения Владимирского, при этом предстоятель ссылался на авторитет К. Ю. («аз имаюся тебе с кнеинею с матерью князя Михаила: чего въсхочешь из очины вашея, то ти дасть» - Кучкин. 1999. С. 131). Митрополит не упоминает о монашестве княгини. В Послании вел. кн. Михаилу К-польского патриарха Нифонта I , написанном в 1310/11 г. по поводу противостояния тверского княжеского дома, выдвинувшего своего претендента на митрополичий стол - игум. Геронтия, и митр. Киевского св. Петра , патриарх благословил в т. ч. «боголюбивую мать» князя, не называя ее монахиней (ПДРКП. 16. Стб. 149). К. Ю. и Михаил изображены предстоящими Христу на миниатюре в тверском пергаменном списке «Хроники» Георгия Амартола кон. XIII - нач. XIV в. (РГБ ОР). Княгиня представлена в мирской одежде.

http://pravenc.ru/text/2462131.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010