ЖУРНАЛ 60 СЛУШАЛИ: Прошение митрополита Чебоксарского и Чувашского Варнавы о почислении его на покой в связи с достижением 75-летия. ПОСТАНОВИЛИ: Просить Преосвященнейшего митрополита Варнаву продолжить архипастырское служение в Чебоксарской епархии. О чем послать соответствующий Указ. ЖУРНАЛ 61 СЛУШАЛИ: 1. Прошение Преосвященного Архиепископа Владимирского и Суздальского Евлогия о благословении на открытие Свято-Александровского мужского монастыря в городе Суздале Владимирской области и о назначении игумена Иннокентия (Яковлева) настоятелем обители. ПОСТАНОВИЛИ: 1) Благословить открытие Свято-Александровского мужского монастыря в городе Суздале Владимирской области. 2) Назначить игумена Иннокентия (Яковлева) настоятелем Свято-Александровского мужского монастыря города Суздаля Владимирской области. СЛУШАЛИ: 2. Прошение Преосвященного Архиепископа Владимирского и Суздальского Евлогия об освобождении монахини Иулиании (Подолянко) от должности настоятельницы Свято-Боголюбского женского монастыря поселка Боголюбово Владимирской области. ПОСТАНОВИЛИ: Освободить монахиню Иулианию (Подолянко) от должности настоятельницы Свято-Боголюбского женского монастыря поселка Боголюбово Владимирской области. СЛУШАЛИ: 3. Прошение Преосвященного Архиепископа Екатеринбургского и Верхотурского Викентия о назначении монахини Олимпиады (Тетеркиной) настоятельницей женского монастыря в честь преподобномученицы великой княгини Елисаветы Феодоровны в г. Алапаевске Свердловской области. ПОСТАНОВИЛИ: Назначить монахиню Олимпиаду (Тетеркину) настоятельницей женского монастыря в честь преподобномученицы великой княгини Елисаветы Феодоровны в г. Алапаевске Свердловской области с возложением наперсного креста по должности. СЛУШАЛИ: 4. Прошение Преосвященного Архиепископа Нижегородского и Арзамасского Георгия о благословении на открытие мужского монастыря Свято-Успенской Саровской пустыни в городе Сарове Нижегородской области и о назначении иеромонаха Варнавы (Баранова) наместником обители, освободив его от обязанностей наместника Свято-Успенского мужского монастыря Флорищева пустынь поселка Флорищи Володарского района Нижегородской области.

http://sedmitza.ru/lib/text/429898/

Изложение приведенного поучения (более краткое) можно читать и в «Истории» митр. Макария, I, 124–126. 19 Яковлев, 101. Может быть преп. Никола принимал на себя и обязанность печалования. По крайней мере к умирающему подвижнику его врач обращает следующие слова; «И кто напитает много чад требующих? И кто заступит обидимых? Кто помилует нищих?» Там же, 103. 24 Подробности см. в нашей статье «Значение Печерского монаст. в начальной истории русской церкви и общества». «Бог. Вестн.», 1896 г., окт., и отдельный оттиск. 25 Феоктист, игумен Печерский, духовный отец князя Давида Игоревича и его княгини («Ипат. лет.», 1112 г., 197 стр.); Адриан, игумен Выдубецкого Михайловского монастыря, духовный отец великого князя Рюрика Ростиславича (Там же, 1190 г., 448); Симон, игумен Владимирского Рождественского монастыря, духовник великой княгини Марии, жены Всеволода («Лавр. лет.», 1206 г., стр. 403, ср. «Лет. Пересл. Сузд.», 108 стр.); Пахомий, игумен Ростовского монастыря св. Петра, духовник князя Ростовского Константина Всеволодовича (Там же, 1214 г., стр. 416); Кирилл, игумен Владимирского Рождественского монастыря, духовник князя Василька Константиновича (Там же, 1231 г., стр. 433–434). Кроме поименованных можно назвать еще предположительно черноризца Иакова, написавшего послание духовному сыну своему Димитрию (по предположению преосв. Макария – великому князю Изяславу Ярославичу, «История», II, 156, 339–342). 26 Известен положительно за весь период только один княжеский духовник из бельцов: поп Семьюн, духовный отец великого князя Ростислава Мстиславича («Ипат. л.», 1168 г., 362–364): предположительно – Иоанн, духовник князя Всеволода Юрьевича («Лавр. лет.», 1190 г., 387 стр.). 27 Игумены печерские преп. Феодосий и Стефан, как было упомянуто, состояли духовниками киевских бояр. Инок Зарубской пещеры Георгий пишет послание своему духовному сыну знатному юноше (издано Срезневским в «Сведениях о малоизвестных и неизвестных памятниках», вып. I, 54–57). 29 «Житие преп. Авраамия Смоленского, издано в «Прав. Соб.», 1858, III; содержание его рассказано в нашем очерке «Древнерусский духовник», отд. отт. стр. 40–44.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

ПОСТАНОВИЛИ: Освободить монахиню Иулианию (Подолянко) от должности настоятельницы Свято-Боголюбского женского монастыря поселка Боголюбово Владимирской области. СЛУШАЛИ: 3. Прошение Преосвященного архиепископа Екатеринбургского и Верхотурского Викентия о назначении монахини Олимпиады (Тетеркиной) настоятельницей женского монастыря в честь преподобномученицы великой княгини Елисаветы Феодоровны в городе Алапаевске Свердловской области. ПОСТАНОВИЛИ: Назначить монахиню Олимпиаду (Тетеркину) настоятельницей женского монастыря в честь преподобномученицы великой княгини Елисаветы Феодоровны в городе Алапаевске Свердловской области с возложением наперсного креста по должности. СЛУШАЛИ: 4. Прошение Преосвященного архиепископа Нижегородского и Арзамасского Георгия о благословении на открытие мужского монастыря Свято-Успенской Саровской пустыни в городе Сарове Нижегородской области и о назначении иеромонаха Варнавы (Баранова) наместником обители, освободив его от обязанностей наместника Свято-Успенского мужского монастыря «Флорищева пустынь» поселка Флорищи Володарского района Нижегородской области. ПОСТАНОВИЛИ: 1) Благословить открытие мужского монастыря Свято-Успенского Саровской пустыни в городе Сарове Нижегородской области. 2) Назначить иеромонаха Варнаву (Баранова) наместником мужского монастыря Свято-Успенской Саровской пустыни города Сарова Нижегородской области, освободив его от обязанностей наместника Свято-Успенского мужского монастыря «Флорищева пустынь» поселка Флорищи Володарского района Нижегородской области. СЛУШАЛИ: 5. Прошение Преосвященного Архиепископа Новосибирского и Бердского Тихона о благословении на открытие мужского монастыря в честь Всех Святых в земле Сибирской просиявших в городе Черепаново Новосибирской области и о назначении иеромонаха Кирилла (Скакальского) наместником обители. ПОСТАНОВИЛИ: 1) Благословить открытие мужского монастыря в честь Всех Святых в земле Сибирской просиявших в городе Черепаново Новосибирской области. 2) Назначить иеромонаха Кирилла (Скакальского) наместником мужского монастыря в честь Всех Святых в земле Сибирской просиявших города Черепаново Новосибирской области.

http://pravoslavie.ru/18081.html

Во 2-й трети XVII в. внимание к М. Ш. как матери св. блгв. вел. кн. мч. Георгия Всеволодовича развивалось в связи с канонизацией и расширением почитания ее сына. Этот процесс ускорился по инициативе патриарха Московского и всея Руси Иосифа . 22 янв. 1645 г. в присутствии царя Михаила Феодоровича , его супруги царицы Евдокии Лукьяновны, царевича Алексея Михайловича и патриарха Иосифа, брат которого Сергий был настоятелем владимирского Успенского собора, мощи св. князя были перенесены «из придела в соборную церковь Пресвятыя Богородицы и переложены в серебряную раку позлащенну» ( он же. 2003. С. 30). В начале Жития св. блгв. вел. кн. Георгия Всеволодовича подчеркивалось, что он был сыном «благоверные и христолюбивыя великия княгини Марии». В памятнике приводилось описание ее 7-летней болезни, последнего года жизни, создания Княгинина мон-ря, пострижения, прощания перед смертью с сыновьями и погребения княгини (Там же. С. 51-56). М. Ш. упоминалась и в Костромской редакции указанного Жития. По предположению А. В. Сиренова, ее автором мог быть Сергий (Шелонин) , к-рый в 1647-1648 гг. был настоятелем костромского Ипатиевского во имя Святой Троицы мужского монастыря , или один из его помощников и учеников (Там же. С. 98). В этой редакции Жития отмечалось, что отец св. князя правил в согласии «с боголюбивою своею княгинею Мариею». Агиограф охарактеризовал родителей Георгия Всеволодовича как «блаженную и богосочетанную двоицу». Под влиянием поздних рус. летописцев XVI-XVII вв. он ошибочно считал, что М. Ш. была чеш. происхождения (Там же. С. 122), отмечал, что ее муж Всеволод Георгиевич «по смерти супружницы своея многодобродетельныя великия кънягини Марии, во ыноческом чине нареченная Марфы» прожил еще 6 лет и 11 месяцев (Там же. С. 125). В 1646-1654 гг. свящ. Иоанн Милютин в Троице-Сергиевом мон-ре составил новую редакцию Четьих-Миней (ГИМ. Синод. 802). Под 19 марта в ней было помещено сказание «О благодарном терпении великия княгини Марии Всеволожи и о монастыри ея» ( Барсуков. Источники агиографии. Стб. 353).

http://pravenc.ru/text/2562162.html

Патриарший визит в Муром. Прибытие. 8 июля 2010 года 8 июля 2010 года, в день памяти святых благоверных князя Петра, в иночестве Давида, и княгини Февронии, в иночестве Евфросинии, Муромских чудотворцев, в России отмечается День семьи, любви и верности. Церковные торжества, проходящие в этот день в г. Муроме Владимирской области, возглавит  Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Утром Предстоятель Русской Православной Церкви прибыл в ближайший к Мурому аэропорт «Саваслейка» Нижегородской области. В аэропорту Его Святейшество встретили архиепископ Нижегородский и Арзамасский Георгий с духовенством епархии, губернатор Нижегородской области В.П. Шанцев, заместитель губернатора Владимирской области В.П. Кузин и главный федеральный инспектор по Владимирской области И.Ф. Князев. Из аэропорта Святейший Владыка направился в Свято-Троицкий женский монастырь Мурома, где покоятся честные мощи святых Петра и Февронии. В Муром также прибыли управляющий делами Московской Патриархии митрополит Саранский и Мордовский Варсонофий , председатель Синодальной комиссии по делам монастырей архиепископ Сергиево-Посадский Феогност , руководитель Административного секретариата Московской Патриархии епископ Солнечногорский Сергий ; наместник Сретенского ставропигиального мужского монастыря г. Москвы , ответственный секретарь Патриаршего совета по культуре   архимандрит Тихон (Шевкунов) , председатель Синодального информационного отдела В.Р. Легойда . У святых врат обители Святейшего Патриарха Кирилла встретили архиепископ Владимирский и Суздальский Евлогий , настоятельница игумения Тавифа (Горланова) и насельницы монастыря, духовенство Владимирской епархии , глава округа Муром В.А. Качеван, жители города и паломники. В Свято-Троицком соборе Святейший Патриарх Кирилл поклонился честным мощам святых Петра и Февронии Муромских. Затем на площади перед храмом преподобного Сергия Радонежского началась Божественная литургия, которую возглавил Предстоятель Русской Православной Церкви. Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Патриархия.ru Наверх

http://foto.patriarchia.ru/church/eparkh...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание МАРИЯ ШВАРНОВНА Блгв. кнг. Мария Владимирская. Икона. Рубеж XX и XXI вв. (Успенский Княгинин мон-рь во Владимире) Блгв. кнг. Мария Владимирская. Икона. Рубеж XX и XXI вв. (Успенский Княгинин мон-рь во Владимире) (В иночестве Марфа; † 19.03.1206, Владимир-на-Клязьме), блгв. кнг. (пам. 23 июня - в Соборе Владимирских святых), 1-я жена Владимирского вел. кн. Всеволода (Димитрия) Юрьевича Большое Гнездо; мать Владимирских святых блгв. вел. князей Константина Всеволодовича , Георгия (Юрия) Всеволодовича , Ярослава (Феодора) Всеволодовича и Святослава (Гавриила) Всеволодовича ; основательница и ктитор владимирского Княгинина в честь Успения Пресвятой Богородицы женского монастыря . Основными биографическими источниками сведений о М. Ш. являются летописи т. н. лаврентьевско-троицкой группы XIV-XV вв., а также цикл агиографических произведений, к-рый был написан в 1-й пол.- сер. XVII в. в связи с почитанием ее сына, владимирского св. блгв. вел. кн. мч. Георгия (Юрия) Всеволодовича. Точное время и место рождения М. Ш. неизвестны. Время рождения святой определяется приблизительно, исходя из времени рождения ее мужа и первых детей. Долгое время дискуссионным оставалось этническое происхождение М. Ш. В историографии были выдвинуты 3 основные версии. Одни исследователи ( Рапов О. М. Княжеские владения на Руси в X - 1-й пол. XIII в. М., 1977. С. 118; Войтович Л. [В.] Княжа доба на Pyci: портрети eлimu. Бiлa Церква, 2006. С. 464, 550) обращали внимание на то, что в Киевском летописном своде 1198 г. в статье о браке младшей родной сестры М. Ш. говорится о ее ясских (т. е. аланских, осетинских) корнях: «Князь Кыевьскыи Святославъ Всеволодичь ожени 2 сына… а за Мьстислава - Ясыню, из Володимера Соуждальского, Всеволожю свесть, бысть же брак велик» (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 624-625). (При этом Л. В. Войтович без достаточных на то оснований утверждает, что М. Ш. была родственницей аланского кн. Давида Сослана, 2-го мужа груз. св. царицы Тамары - Войтович. Княжа доба на Pyci. С. 551.)

http://pravenc.ru/text/2562162.html

В Муроме прошли торжества, посвященные памяти святых благоверных Петра и Февронии Муромских 10 июля 2019 г. 18:08 7-8 июля 2019 года, в день памяти святых благоверных князя Петра, в иночестве Давида, и княгини Февронии, в иночестве Евфросинии, Муромских, чудотворцев (1228), в городе Муроме состоялись церковные торжества, посвященные памяти святых. 7 июля митрополит Евлогий (Смирнов) и епископ Муромский и Вязниковский Нил возглавили малую вечерню с чтением акафиста покровителям семьи и брака в Свято-Троицком женском монастыре Мурома. В рамках торжеств, посвященных небесным покровителям семьи, в храмах и монастырях города всенощное бдение совершали: 8 июля, в день памяти святых благоверных князей Петра и Февронии, Божественную литургию на площади Свято-Троицкого женского монастыря возглавил митрополит Владимирский и Суздальский Тихон . С 2008 года в этот день, 8 июля, в России отмечается государственный праздник — День семьи, любви и верности. Главе Владимирской митрополии сослужили митрополит Евлогий (Смирнов), митрополит Кемеровский и Прокопьевский Аристарх, епископ Рыбинский и Даниловский Вениамин , епископ Александровский и Юрьев-Польский Иннокентий, епископ Ардатовский и Атяшевский Вениамин, епископ Муромский и Вязниковский Нил, епископ Касимовской и Сасовский Василий , ключарь Успенского кафедрального собора г. Владимира протоиерей Владимир Трухачев, благочинный Вязниковского округа протоиерей Владимир Соловьев, председатель Экспертного совета по церковному искусству, архитектуре и реставрации протоиерей Леонид Калинин , благочинный Гороховецкого монастырского округа игумен Илия (Иванов), благочинный Муромского округа протоиерей Николай Симчук, благочинный монастырей Владимирской епархии игумен Кирилл (Сурков), ректор Владимирской духовной семинарии иерей Андрей Сидоров, секретарь Александровской епархии иеромонах Даниил (Колесников), духовенство Владимирской митрополии. Богослужебные песнопения исполнили смешанный хор (регент Н.А. Мазурина), сводный хор женских монастырей Муромской епархии под управлением игумении Нины (Дорошко), хор духовенства епархии под управлением иерея Алексия Волкова.

http://patriarchia.ru/db/text/5468777.ht...

282 Д. А. И. I, 136 (1591 г.). Евгений, История княжества Псковского, II, 114, 117–8, 125, 128–9. 283 Домострой, 14 гл., см. выше, стр. 48, 1 пр. «А отца духовного к себе призывайте почасту, да с ним спрашивайте(сь), да той вас, чада, наставляет на вся добрая дела, еже лепо крестияном творити, а к нему любовь и веру держите неоскудну». «От правил св. Отец, како лепо крестьяном со женами своими жити». Сборник XVII в. Ундодьского 44, л. 60. Пример посещения духовным сыном своего отца духовного см. А. Э. I, 238, стр. 248–9. 284 Посошков пишет: «И на твой обед пригласи... отца духовного своего, такожде и невестина духовного отца». Завещ. отеческое, 21. Об участии духовника на царских свадьбах см. Котошихина 2 , 6–9. 285 Жития преп. Авраамия Смоленского, 8; Слово о друзех, – Пономарев, Памятники, III, 110; ср. Опис. ркп. Румянц. Музея. 31–32. 286 Срезневский, Сведения и заметки, II, 321–322; Пономарев, III, 95. Ср. Тексты, XLII а , 8–9. 287 Феоктист, игумен Печерский, духовник Черниговской княгини, супруги Давида святославича и, может быть, самого князя, поставленный потом епископом Черниговским; Адриан, игумен Выдубецкий, духовник вел. кн. Рюрика Ростиславича, впоследствии епископ Белгородский (Ипат. Л., 197, 448, гг. 1112, 1190); Симон, игумен владимирского Рождественского монастыря, духовник великой княгини Марии, супруги Всеволода III, бывший потом епископом Владимирским; Пахомий, игумен ростовского Петровского монастыря, духовный отец кн. Константина Всеволодовича, потом епископ Ростовский; Кирилл, игумен владимирского Рождественского монастыря, духовник кн. Василька Константиновича, после епископ Ростовский. Лавр. Л. 3 , 403, 416, 433– 434, гг. 1206, 1214, 1231. (Из более позднего времени вот примеры иерархов, бывших ранее княжескими или царскими духовниками: Феодор, архиеп. Ростовский, племянник преп. Сергия, из духовников Димитрия Донского; Михаил-Митяй, духовник того же князя, выбранный им на Московскую митрополию; Вассиан Рыло, архие. Ростовский, из духовников Ивана III; Афанасий, митр. Московский, из духовников Грозного; Моисей, еп. Рязанский, из духовников Михаила Федоровича. См. Приложение I.)

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

Еще больше скорби, чем при проводах в монастырь Великой княгини, испытал Великий князь Всеволод со своими чадами и весь город Владимир при вести о кончине Великой княгини – инокини, много слез было пролито над телом ее. Погребение ее было совершено с особенной торжественностью двумя епископами: Владимирским Иоанном и случайным гостем Великого князя, епископом Смоленским Михаилом. Скончалась Великая княгиня 19-го марта, в восемнадцатый день по своем пострижении. «Того же месяца (марта) 19-го (дня) преставилась, говорит Троицкая летопись, Великая княгиня Всеволодова, пребыла в монастыре, постригшись, 18 дней, а всей болезни ея 8 лет, при наступлении девятаго года отошла к Богу». Далее та же летопись свидетельствует, что над телом почившей плакал сам Великий князь, что сын его Георгий в своем плаче «не хотел утешиться…т.к. был любим своей материю, что тело почившей окружали также – дочь ея Всеслава, епископ Иоанн, Смоленский епископ Михаил и приехавший вместе с ним игумен Смоленскаго Отрочьяго монастыря, духовный отец Великой княгини Владимирский игумен Симон и иные игумены и пресвитеры, что, при пении обычных песней, тело ея было опрятано вложено в каменный гроб и погребено в церкви Святой Богородицы». В житии св. Георгия сказано, что Великий князь Всеволод Георгиевич с сыновьями своими, снедаемые великой скорбью («жалостию»), плакали по ней (Великой княгине) 40 дней «великим плачем». – Великий плач был исторгнут и из сердца старшего сына почившей, когда он в дальнем Новгороде получил известие о ее кончине. По словам Татищева, Константину Всеволодовичу особенно прискорбно было то, что мать, при прощании с ним ничего не сказала ему о своем пострижении, а на другой день, по его отъезде, постриглась, т.е. он скорбел о том, что она не дала ему возможности присутствовать при ее пострижении, а затем – при ее смертном одре и погребении. Писатель Жития св. Георгия так передает плач Константина Всеволодовича по своей матери: «Старший же сын, Великий князь Константин, в Новгороде узнав об отшествии ко Господу матери своей, был объят великою жалостию и плакал горько, говоря: увы мне, матерь моя, свет очей моих, – увы мне, что не был там, чтобы самому понести честное тело твое, и своими бы руками опрятать, и гробу предать любящую меня; не понес я красоты тела твоего, не сподобился целовать добролепных уст твоих и медоточивых! Но у меня горит сердце, и душевныя (чувства) смущают ум, и не знаю, к кому обратиться или с кем поделиться сей горькой печалью, – с братом ли которым, но они далеко от меня. И так разливался слезами, хотел удерживаться и не мог». – Почти через два уже года, прибыв во Владимир, 28-го февраля 1207 года, для свидания с родителем, мог облить слезами гроб матери так горячо любивший ее первенец.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Vinog...

Библиография трудов святителя Феофана и литературы о нем По фондам Владимирской, Липецкой, Орловской, Рязанской, Тамбовской областных универсальных научных библиотек и Рязанской епархиальной библиотеки Источник КНИГИ СВЯТИТЕЛЯ ФЕОФАНА 1 . Акафист святому великомученику Димитрию Солунскому, составленный святителем Феофаном, Затворником Вышенским . – Владимир: Транзит-Икс, 2005. – 34, с.: ил. (В) 2 . Богоугодная жизнь вообще: слова епископа Феофана: (из слов к Тамб. и Владимир. паствам, 1859–1866 гг.). – 2-е изд. Афон. Рус. Пантелеимонова монастыря. – [Козельск]: Издательство Свято-Введенского монастыря Оптиной Пустыни, 1998? . – 115 с. (Е) 3 . Болезнь и смерть: выдержки из писем. – [Владимир]: Издательский отдел Владимирской епархии, 1996. – 62 с. (Е) 4 . Взыщите Господа: из писем святителя Феофана Затворника . – [Загорск]: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1990. – 31 с. (Р, О) 5 . Взыщите Господа: из писем святителя Феофана Затворника . – Пушкино: МП «Принтэкс», 1990. – 32 c. (В) 6 . Внутренняя жизнь. – Москва: Отчий дом, 2010. – 188, с. – (Духовный собеседник). (Р) 7 . Внутренняя жизнь: избранные поучения. – Москва: Сестричество во имя преподобномученицы Великой княгини Елизаветы, 1998. – 414 с. (Е) 8 . Внутренняя жизнь: избранные поучения. – Москва: Сестричество во имя преподобномученицы Великой княгини Елизаветы, 2001. – 415 с. (Р) 9 . Внутренняя жизнь: слова епископа Феофана: (из слов к Тамб. и Владимир. паствам, 1859–1866 гг.). – Репр. изд. – [Москва]: Галактика, 1994. – 138, II с. (В) 10 . Во славу Божию: из писем Феофана/отв. за вып. Н. Мишина. – Москва: МП «Палея», 1991. – 30 с. (В, Р) 11 . Воплощенное домостроительство: опыт христианской психологии в письмах. – Москва: Правило веры, 2008. – 464 с. (Е) 12 . Двери покаяния: слова и проповеди . – Москва: Правило веры: Моск. Сретен. монастырь, 2002. – 601 с. (Р) 13 . Душа и ангел – не тело, а дух. – Москва: Талан, 1997. – 206 с. (Е) 14 . Душеполезные поучения: [болезнь и лечение, мытарства, смерть детей, поминовение усопших]. – Москва: О-во содействия православному просвещению «Изографъ», 2008. – 32 с. (О)

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010