Придел при церкви Успения Богородицы, на Сенной, известной под именем Спаса. – Андрея Первозванного, на Васильевском острове. 31 . Святых мучеников Кира и Иоанна. Придел в Исакиевском Соборе. – при церкви Благовещения Богородицы, на Васильевском острове. Церковь в крепости, в Комендантском доме. Февраль 2 . Сретение Господа нашего Иисуса Христа. В Императорском Зимнем дворце церковь , освящена в 1762 году. В доме Графа Петра Григорьевича Чернышева церковь . Придел при церкви Благовещения Пресвятой Богородицы, что на Васильевском острове, освящен в 1806 году. Церковь близ Волковского кладбища для Старообрядцев, где их и кладбище; освящена в 1816 году. 3 . Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы. Церковь настоящая на Литейной, построена по повелению Петра I в честь тезоименитства дочери его В. К. Анны в 1712 году, а потом в 1733 году вновь перестроена каменная с приделами, по повелению Императрицы Анны, и освящена с великой церемонией. Сия церковь присвоена Ордену Св. Анны. 10 . Св. Мученика Харлампия. Придел при церкви Владимирской Богородицы, в Придворных слободах. 11 . Святого Священномученика Власия. Церковь в доме Княгини Шаховской. Март 25 . Благовещение Пресвятой Богородицы. Церковь на Васильевском острове, за Средним проспектом, в 5 линии, построена в 1750 году. – в Конной Гвардии, заложена в 1741 году. – кладбищенская близ Александровского монастыря. – нижняя в Александроневском монастыре, под церковию Святого Александра Невского, освящена в 1725 году, в которой погребены тела умерших из Царской фамилии от 1716 года и некоторые из знаменитейших особ. Церковь в доме Княгини Гагариной. Придел при церкви Святого Андрея Первозванного, на Васильевском острове. 26 . Собор Св. Архангела Гавриила. Придел при церкви Воскресения Христова, на Волковском кладбище. Апрель 1 . Преподобной Марии Египетской. Церковь в доме Обер-Каммергера Александра Львовича Нарышкина. 11 . Святого Священномученика Антипы. Придел при церкви Тихвинской Богородицы, на Выборгской стороне. 23 . Святого Великомученика Георгия.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

IV) Святой Роман Владимирович второй сын блаженного Владимира I Константиновича, кн. Угличского и блажен. княгини Фотинии – Евдокии; родился 1 октября 1235 года; с 1261 г. князь Угличский. В 1265 году сочетался браком с блаженною княжною Александрою († в 1281 г. и погребена в г. Угличе), но потомства не имел; † 3 февраля 1285 г. 3 ; мощи (части) его открыто почивают в Угличском Спасо-Преображенском соборе. Угличское княжество присоединено к Ростовскому. V) Димитрий I Борисович, первый сын Бориса Ярослава Васильковича кн. Ростовского (род. 24 июля 1231 г.; † 16 сентября 1277 г.) и кн. Марии Ярославны Муромской († 1297 г.): родился 11 сентября 1253 г.; зимою 1276 г, вступил в брак с княжною, неизвестною по имени (не Анна ли? 4 и имел детей: а) дочь (родившуюся около 1277 г. и в 1292 г. вышедшую в замужество за Ивана Димитриевича князя Переяславского); б) Анну, 8 ноября 1294 г. вышедшую в замужество за святого Михаила Ярославича князя Тверского; в 1318 г. она с именем Евфросинии постриглась в иночество в Тверском Софийском монастыре; † в схиме с прежним именем Анны в 1338 г. 2 октября и погребена в соборе Кашинского Успенского женского монастыря, откуда мощи ее около 1650 г. перенесены в Воскресенский собор 5 ; в) Василису (в 1294 г. вышедшую в замужество за Андрея III Александровича, Великого Князя Владимирского-Городецкого, сына святого великого князя Александра I Ярославича Невского); г) Михаила (род. 1286 г. и умершего вероятно в молодости), и д) еще дочь; в 1286 г. стал князем Угличским; со средины или конца 1288 г. – князем Ростовским; † в 1294 году, близ города Волока, приняв монашеский сан. Александр I Феодорович, сын князя Феодора (не Ярославского ли Ростиславича Черного?); в 1288 г. князь Угличский до 1289 года; † в 1294 году. VII) Андрей II Александрович Городецкий, третий сын Великого Князя Александра Ярославича Невского и Александры Брячиславовны, княгини Полоцкой; род. 1255 г.; с 1289 г. князь Угличский до 1293 г.; в 1294 г. Великий Князь Владимирский и женился на Василисе Димитриевне, княжне Ростовской; имел детей: Юрия, Михаила и Бориса; † 22 июня (иные 27 1304 г. схимником и погребен в гор. Городце в церкви святого Михаила 6

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Архив Пн В день памяти святителя Варлаама Махрищского Предстоятель Русской Церкви совершил Литургию в Стефано-Махрищском ставропигиальном женском монастыре 3 сентября 2013 г. 18:05 3 сентября 2013 года, в день памяти святителя Варлаама, епископа Суздальского и Тарусского, Махрищского чудотворца, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил  Свято-Троицкий Стефано-Махрищский ставропигиальный женский монастырь  во Владимирской области. У святых врат обители Предстоятеля Русской Православной Церкви встречали игумения Елисавета (Жегалова), насельницы и воспитанницы монастырского приюта для девочек. По прибытии Его Святейшество совершил чин великого освящения придела преподобномученицы великой княгини Елисаветы Феодоровны храма преподобного Стефана Махрищского. Затем из храма прп. Стефана Махрищского состоялся крестный ход в храм Живоначальной Троицы, где покоятся мощи святителя Варлаама. В Троицком храме Святейший Патриарх Кирилл совершил Божественную литургию. Его Святейшеству сослужили:  архиепископ Сергиево-Посадский Феогност , наместник  Троице-Сергиевой лавры , председатель  Синодального отдела по монастырям и монашеству ;  епископ Солнечногорский Сергий , руководитель  Административного секретариата  Московской Патриархии; архимандрит Павел (Кривоногов), благочинный Троице-Сергиевой лавры; клирики Троице-Сергиевой лавры и Стефано-Махрищского монастыря. На богослужении молились игумения Елисавета (Жегалова) и насельницы обители, заместитель председателя Синодального отдела по монастырям и монашеству, настоятельница  Зачатьевского ставропигиального монастыря  (Москва)  игумения Иулиания (Каледа) , настоятельница Покровского Хотькова ставропигиального монастыря (Московская область) игумения Олимпиада (Баранова), настоятельница Покровской Свято-Введенской островной пустыни (Владимирская область) игумения Феврония (Маратканова), настоятельница Борисоглебского Аносина ставропигиального монастыря (Московская область) игумения Мария (Солодовникова), настоятельница Богородице-Табынского монастыря (Башкирия) игумения Иоанна (Смолкина), а также благотворители, жители Александровского района Владимирской области и паломники.

http://patriarchia.ru/db/text/3208495.ht...

Потрудись, пожалуйста, раздать прилагаемые записочки, но без шума. Если будет время и возможность, побывай у Михаила Ивановича Калачева и передай ему мой новогодний привет. Всех сердечно благодарю, о всех молюсь. Паки благословляю и желаю тебе всего лучшего, полезного и спасительного. 1 Е. П. Пешкова (1878–1965) – дочь самарского дворянина. В 1896 г. вышла замуж за писателя М. Горького (в 1904г. разошлись). В апреле 1918 г. стала заместителем председателя Московского комитета общества «Политический Красный Крест» (существовало с начала 1880 г. и занималось помощью российским политическим заключенным и ссыльным). В 1922 г. организация пере­регистрировалась под названием «Помощь политическим заключенным». Руководителем «Помполита» стала Е. П. Пешкова, ее ближайшим помощником – М.Л. Винавер. К концу 1920-х гг. деятельность «Помполита» стала угасать, 15.7.1938 он был официально ликвидирован (см.: Церковно-обшественный вестник. 1999. 23, стр. 5–7). 9 Имеется в виду последняя игумения Владимирского Успенского Княгинина монастыря Олимпиада (в миру Ольга Петровна Медведева, 1868–1936). Уроженка с. Шунево, Черкутинской волости, Владимирской губ. Настоятельница монастыря с 1917 г. В 1922 г. обновленческим ВЦУ уволена с запрещением пребывать в монастыре (в 1923 г. закрыт). Подвергалась арестам, три года была в ссылке (см. о ней: Успенский Княгинин женский монастырь во Владимире. М., 1995. С. 28–31). 10 Герман (Зацепин) – иеромонах. Родился в 1886 (1885?) г. Служил в Рождественском монастыре вместе с еп. Афанасием. После закрытия монастыря – настоятель Троицкого храма г. Владимира. 29.1.1924 по доносу обновленцев выслан из г. Владимира на 2 года (УФСБ по Владимирской обл. Д. П-3936). 11 Мухина Агриппина Зиновьевна – бывшая послушница Владимирского Успенского Княгинина монастыря. Родилась в дер. Вахрамеевка, Ковровского уезда, Владимирской губернии в крестьянской семье. Поступила в монастырь в 1899 г. в возрасте 20 лет. После закрытия монастыря пела в хоре Троицкой церкви во Владимире. Постоянно поддерживала еп. Афанасия в ссылках и заключении.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

«Храмы – культурная доминанта нашего города. Если они в плохом состоянии, это влияет на общее восприятие города не только москвичами, но и гостями столицы. И очень приятно, что в этом году мы сможем за счет субсидий закончить работы на целом ряде памятников истории и культуры. Причем знаковым является то, что располагаются они не только в центре, но и на новых территориях», - считает экс-глава ДКН руководитель московского Департамента культуры Александр Кибовский. Подобных сдаточных объектов в программе-2015 семь. В их числе Северо-Западная башня Данилова монастыря, а также храмы Иоанна Предтечи под Бором, Покровские в Ерине (пос. Рязановское) и в усадьбе Покровское-Глебово (парк Покровское-Стрешнево), Знаменский в Новоспасском монастыре, Иоанна Предтечи (Климента) на Варварке, надвратная церковь Зачатьевского монастыря. Кроме того, одобрены также предварительные заявки по Богадельне княгини Н.А. Черкасской с Троицким храмом (Ленинградский просп., 16 стр.1), Трапезной палате с Покровской церковью Новоспасского монастыря, больничному корпусу с Елисаветинским храмом Ивановского монастыря, северо-западным кельям Рождественского монастыря, Владимирской церкви по Новогорской ул., 37 стр.1, церкви Флора и Лавра (Дубининская ул., 9 стр.1). Самая крупная бюджетная сумма — 43,3 млн руб. - досталась храму-памятнику на Варварке. Однако в целом активнее всего в программе субсидий-2015 участвует Новоспасский монастырь : бюджетные средства на реставрацию двух его объектов культурного наследия составляют 45 миллионов, вдобавок обитель обещает привлечь 17,5 млн руб. собственных средств. «Это принципиально важный этап в воссоздании архитектурного облика монастыря, - рассказала «Церковному Вестнику» его пресс-секретарь Юлия Стихарева. - Первый наш храм — именно Знаменский (тогда еще деревянный) — возвел первый царь из рода Романовых Михаил Федорович. Каменная же церковь возведена на рубеже XVIII — XIX в.в. на средства Николая Шереметева. Это памятник молитвенного предстояния русского народа, где в советскую эпоху одно время располагался лагерь-распределитель для осужденных. Сейчас он занят Высшими богословскими курсами и, к сожалению, находится в таком состоянии, что у нас нет возможности продемонстрировать многие из его уникальных архитектурных черт. Работы по Покровскому храму не менее знаменательны. Его царь Алексей Михайлович поставил в память своего деда — Патриарха Филарета Никитича. Сейчас регулярные богослужения там проходят зимой. Наш приход довольно обширен — около тысячи человек, и привести в порядок эту церковь, конечно, жизненно важно. В основном там осталось доделать кровлю, купола и барабаны, а также завершить воссоздание двух приделов — во имя свт. Димитрия Ростовского и великомученицы Варвары.

http://e-vestnik.ru/news/moskovskie_rest...

Сретенский монастырь: история обители и святыни 20 августа, 2014 Даже далекие от Церкви люди слышали потрясающие выступления знаменитого хора Сретенского монастыря. Но православные верующие знают — обитель знаменита не только своим прекрасным хором. Мы расскажем о святынях и храмах монастыря, дадим рекомендации паломникам и вспомним историю. История монастыря В самом центре столицы располагается, наверное, самый небольшой и один из самых древних из всех московских монастырей — Сретенский монастырь. В его истории отразилась почти вся история государства — с его войнами, переворотами, богоборческими годами и обретением веры. Обитель знаменита своей духовной семинарией, прекрасным церковным хором и школой для мирян. История монастыря началась с чуда. В 1395 году на территорию Руси вторгся со своим войском Тамерлан, он уже захватил Рязань и Елец, а потом пошел на Москву, чтобы уничтожить Русь. Его воины не знали пощады. Речь шла об уничтожении всей русской православной цивилизации. Николай Карамзин писал, что москвичи «трепетали в ожидании скорбной участи». Великий князь Василий I выступил навстречу Тамерлану, а Москва осталась на попечении Великой княгини Евдокии. Сретенский монастырь Москвы был основан в 1397 году на месте встречи Владимирской иконы Богородицы после бескровной победы над Тамерланом. Почему эта победа называется «бескровной»? В древние времена на месте монастыря простирались пашни и другие сельские угодья боярина Семена Кучки, это место так и называли «Кучково поле». Здесь созывались собрания горожан, правили суд, зачитывали указы великого князя… И именно на этом месте люди собрались, чтобы в 1395 году Святитель Киприан встретил чудотворный образ иконы Божией матери. На молитвы перед этим образом возлагали большие надежды. В тот же день, 26 августа, Богородица пришла к хану во сне и повелела оставить Русь. Считается, что именно поэтому Тамерлан в страхе бежал… Сретение означает «встреча», встреча с иконой, с помощью Богородицы. Помощь Богородицы и явленное чудо стали символами Сретенского монастыря. В годы богоборчества Сретенский монастырь, как и другие, подвергался гонениям и был превращен в обычное светское здание. В 1926 году Сретенский монастырь закрыли. После этого Сретенский собор некоторое время оставался приходским, а из остатков братии был организован совет общины.

http://pravmir.ru/sretenskij-monastyr/

Только на следующий 1795 год началось возведение новой каменной церкви. Для строительства требовался кирпич, и князь Г. А. Грузинский добился у духовных властей разрешения на разборку стен бывшего Рождественского монастыря и ветхой Владимирской надвратной церкви. Дальнейшая история Вознесенской церкви в Лыскове прослеживается лишь по материалам общего характера: годовым отчетам о состоянии как отдельных приходов (клировым ведомостям), так и всей Нижегородской епархии, ведомостям о приходе и расходе церковных сумм и тому подобным документам духовной консистории. Речь в них, как правило, идет не о самой Вознесенской церкви, а о приходе, который после пожаров не упразднялся и продолжал значиться в официальных документах, хотя самой церкви, как таковой, не существовало. Так было, например, после 1792 года, когда причт сгоревшей Вознесенской церкви на время ее строительства оказался приписан сначала к Владимирской, а затем к Рождественской церкви. Поэтому по вышеуказанным источникам трудно судить о действительном состоянии исследуемого памятника. К тому же, часть документов Макарьевского и Княгининского духовных правлений за ряд интересующих нас лет не сохранилась.  По клировой ведомости за 1799 год Вознесенская церковь значится еще строящейся. Сведения за 1800 год отсутствуют. В 1801 году церковь была уже построена, но не освящена. Служба в ней не велась и в 1803 году. Причины, по которым новопостроенная церковь оставалась длительное время неосвященной (а значит и бездействующей), неизвестны. В документах 1804-1808 годов среди других церквей села Лыскова значится и Вознесенская. Однако дата освящения церкви в них не названа, поэтому остается не выясненным была ли она вообще освящена тогда. Клировые ведомости Вознесенской церкви за период 1804-1813 годов не сохранились. Клировая ведомость 1814 года сообщает, что «…оная Вознесенская церковь сгорела, и на месте оной строится каменная». Дата пожара не названа. Маловероятно, что речь здесь шла о первом пожаре 1792 года, но вопрос этот требует дополнительных исследований. Косвенные же данные дают возможность предположить, что второй пожар произошел около 1809 года.

http://sobory.ru/article/?object=60421

Инициатива об учреждении нового государственного праздника в День святых Петра и Февронии одобрена в Совете Федерации 27 марта 2008 г. 13:58 На заседании Комитета Совета Федерации по социальной политике был рассмотрен вопрос об инициативе по учреждению в России нового государственного праздника «Всероссийского дня супружеской любви и семейного счастья» в честь благоверных князя Петра и княгини Февронии. Коммюнике об его учреждении было подписано инициаторами 18 января этого года в Муроме. В их числе представители Совета Федерации, администрации Владимирской области, Счетной палаты РФ, взявшей шефство над Муромским Спасо-Преображенским монастырем. Оргкомитет по организации празднования возглавила председатель Комитета Совета Федерации по социальной политике Валентина Петренко. Ей поручено сформировать состав Оркомитета, который займется и организацией празднеств в Муроме 8 июля этого года, и разработкой символики и атрибутики праздника. В обсуждении вопроса об учреждении «Всероссийского дня супружеской любви и семейного счастья» на заседании Комитета СФ по социальной политике приняли участие не только члены Совета Федерации, но и представители администрации Владимирской области, глава округа Муром Валентин Качеван, аудитор Счетной палаты РФ Сергей Рябухин, наместник Муромского Спасо-Преображенского монастыря игумен Кирилл (Епифанов). «Это должен быть праздник супружеской любви и семейного счастья, основанный на национальных культурных традициях. Этим праздником мы должны воспользоваться, чтобы дать нашей молодежи пример нравственности, чистоты и душевного тепла в семье. Чтобы показать, какой должна быть семья, отношения в ней, и какая ответственность лежит на мужчине и на женщине, создающими семью», отметила В. Петренко. Первое празднование должно пройти 8 июля этого года в Муроме на родине святых Петра и Февронии, считает В. Петренко. По ее словам, организовать праздник надо максимально широко, открыто, чтобы о нем узнали во всех российских регионах. Святые Петр и Феврония почитались на Руси как покровители супружеской жизни. Своими молитвами они низводят небесное благословение на вступающих в брак. «Благовест-инфо» /Патриархия.ru Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/386400.htm...

ЖМП 7 июль 2023 /  28 июля 2023 г. 16:00 Созидая храмы во славу Божию СВЯТИТЕЛЬ ФЕОДОР СУЗДАЛЬСКИЙ — СПОДВИЖНИК РАВНОАПОСТОЛЬНОГО КНЯЗЯ ВЛАДИМИРА И ПЕРВЫЙ ЕПИСКОП ВЛАДИМИРСКИХ ЗЕМЕЛЬ В сонме святых, в земле Владимирской просиявших, особое место занимает святитель Феодор Суздальский, первый епископ Ростова Великого, тысячелетие праведной кончины которого отмечается в этом году. С его именем связаны важнейшие события в истории Северо-Восточной Руси. О служении святителя Феодора Суздальского «Журналу Московской Патриархии» рассказал насельник Богородице-­Рождественского мужского монастыря города Владимира доктор теологии иеромонах Варфоломей (Минин) .  PDF-bepcuя. Крещение Руси — удивительное явление милости Божией, изменившее весь ход отечественной истории. Как известно, христианизация русских земель, и прежде всего центра княжества — Поднепровья, началась задолго до официально принятой даты этого события. Крещение Аскольда и Дира, святой равноапостольной княгини Ольги, возникновение христианских общин в Киеве и Великом Новгороде знаменовали собой шествие всего русского народа ко Христу. Благодаря воле великого князя Владимира Святославича этому благотворному процессу оказались сопричастны все племена — как славянские, так финно-угорские и тюркские, входившие в состав древнерусского государства.   В дальнейшем Промыслом Божиим Залесье, место формирования великорусской народности, располагавшееся в Волго-Окском междуречье, стало местом сохранения великого общерусского религиозного и культурного наследия. Особое место в списке столиц на разных исторических этапах занимает город Владимир — связующее звено Руси Киевской и Руси Московской. Многие славные исторические деяния на Владимирской земле освящены именем первого святого Залесской Руси — святителя Феодора Суздальского. При князе Владимире Святославиче († 1015) 1 , язычнике, пережившем глубокий мировоззренческий переворот и ставшем водителем своего народа на пути ко Христу, Залесская Русь входит в орбиту единого государственного пространства. В лето 988 года великий киевский князь Владимир Святой сажает своего сына князя Бориса в граде Ростове, а князя Глеба — в Муроме. «Окняжение» новых земель сопровождалось христианизацией жителей. Святая православная вера из Киева распространялась по всем землям Руси 2 . Подробный источниковедческий и историографический обзор обстоятельств христианизации жителей Северо-Восточной Руси дан в монографии О. М. Рапова, посвященной истории Русской Православной Церкви b IX — первой трети XII века 3 . К сожалению, как указывает автор, состояние источниковедческой базы затрудняет ответ на многие вопросы, касающиеся распространения веры Христовой в пределах Северо-Восточной Руси 4 .  

http://e-vestnik.ru/analytics/svjatitel_...

Архив Пн Созидая храмы во славу Божию 28 июля 2023 г. 17:16 В сонме святых, в земле Владимирской просиявших, особое место занимает святитель Феодор Суздальский, первый епископ Ростова Великого, тысячелетие праведной кончины которого отмечается в этом году. С его именем связаны важнейшие события в истории Северо-Восточной Руси. О служении святителя Феодора Суздальского «Журналу Московской Патриархии» рассказал насельник Богородице­Рождественского мужского монастыря города Владимира доктор теологии иеромонах Варфоломей (Минин) ( 7, 2023 , PDF-bepcuя ). Крещение Руси — удивительное явление милости Божией, изменившее весь ход отечественной истории. Как известно, христианизация русских земель, и прежде всего центра княжества — Поднепровья, началась задолго до официально принятой даты этого события. Крещение Аскольда и Дира, святой равноапостольной княгини Ольги, возникновение христианских общин в Киеве и Великом Новгороде знаменовали собой шествие всего русского народа ко Христу. Благодаря воле великого князя Владимира Святославича этому благотворному процессу оказались сопричастны все племена — как славянские, так финно-угорские и тюркские, входившие в состав древнерусского государства. В дальнейшем Промыслом Божиим Залесье, место формирования великорусской народности, располагавшееся в Волго-Окском междуречье, стало местом сохранения великого общерусского религиозного и культурного наследия. Особое место в списке столиц на разных исторических этапах занимает город Владимир — связующее звено Руси Киевской и Руси Московской. Многие славные исторические деяния на Владимирской земле освящены именем первого святого Залесской Руси — святителя Феодора Суздальского. При князе Владимире Святославиче (†1015) 1 , язычнике, пережившем глубокий мировоззренческий переворот и ставшем водителем своего народа на пути ко Христу, Залесская Русь входит в орбиту единого государственного пространства. В лето 988 года великий киевский князь Владимир Святой сажает своего сына князя Бориса в граде Ростове, а князя Глеба — в Муроме. «Окняжение» новых земель сопровождалось христианизацией жителей. Святая православная вера из Киева распространялась по всем землям Руси 2 . Подробный источниковедческий и историографический обзор обстоятельств христианизации жителей Северо-Восточной Руси дан в монографии О.М. Рапова, посвященной истории Русской Православной Церкви в IX — первой трети XII века 3 . К сожалению, как указывает автор, состояние источниковедческой базы затрудняет ответ на многие вопросы, касающиеся распространения веры Христовой в пределах Северо-Восточной Руси 4 .

http://patriarchia.ru/db/text/6046514.ht...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010