Якубов, Ник. Евграф., каф. прот. и смотр. Вологод. дух. училища —14— III. Действительные члены Абрамова, Софья Абрам. Аксенов, Серг. Дмитр., пот. поч. гр. Андреев, Карп Андреов., кр-н Ряз. г. Антоний, архим., Рект. Виф. дух. сем. Антушев, Ник. Петр., свящ. Моск. Афонский, Ал-ей Петр., свящ. Моск. Багрецов, Мих. Петр., свящ. Серг. Пос. Баев, Ник. Ив., пот. поч. гр. Балакирев, Ив. Никит. Барановых Т-во Басов, Феофил. Ал-др., свящ. Моск. Безсонова, Варв. Андреевна,пот. поч. гр. Берников, А-р Федор. пот. поч. гр. Благоразумов, Ник. Вас., протопресвитер Моск. Усп. Соб. 2 р. 50 к. 2 р. 50 к. Богданов, Влад. Серг., академист Имп. Акад. Худ. Богословский. Вас. Серг., прот. Моск. Богоявленский, К-н Иоанн., прот. Моск. Бутурлина, Марья Серг., вдова ген. от инфант. Былов, Ник. Ник., смотр. Волокол. дух. училища Бычков, Ант. Федор., Моск. купец Белокуров, Серг. Ал-еевич Белоусов, Ив. Ив., Тул. куп. Белтов, Мих. Ильич Бельский, Серг. Дм., соб. прот. г. Кирсанова Беляев, А-р Дм., проф. М.Д. Академии Вальский, Ник. Андреев., свящ., смотрит. Пошехон. Духов. учил. Варгин, Вас. Вас., Моск. куп. Васильев, Никита Вас., Моск. куп. Введенский, Ал-ей Ив., доц. М.Д. Академии Веригина, Татьяна Ив., жена свящ. Веселовский, Мих. Андреев., свящ., инсп. кл. Влад. Еп. женск. учил. Виллер, Эрих Эдуард., Моск. куп. 6 р. 60 к. Виноградов, Ник. Ив., преподават. Виф. дух. сем. Виноградов, Ник. Павл., дворян. Виноградов, Фед. Петр., Моск. куп. Владимиров, А-р Ефим., пот. поч. граждан. Воздвиженский, Мих. Мих., прот. Моск. Воздвиженский, Петр Дм., свящ. Моск. Волконский, Петр Григ., светлейший князь Волынский, Ив. Ив., Москов. куп. Воронцов, Влад. Вас., свящ. Моск. Воропанова, Елизав. Мих., дворянка Воскресенский, Григ. Ал-др., проф. М.Д. Академии Воскресенский, Ник. Матв., свящ. Моск. Всехсвятский, Ник. Дим., пом. секр. М.Д. Академии Георгиевский, Вас. Сем., пом. смотр. Ефрем. дух. учил. Герасимов, Евламп. Петр., кр-н Владим. губ. Глаголев, Вас. Ал-еев., преподав. Уральск. дух. учил . Глаголев, Серг. Серг., доц. М.Д. Акад.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   6/19 января 1908. Воскресенье.    Праздник Богоявления.    Служил Литургию и Водоосвящение, хотя немного хриплым и несильным голосом.    Богомольцев, как всегда в этот праздник, было очень много.    Иоанн Какасима, регент хора в Церкви Коодзимаци, имеющий учеников пения в городе, принес для перевода латинскую песнь, которую кто-то просит перевести ее. Песнь и мне понравилась. Вот она:    Ave, ave verum corpus natum de Maria Virgine,    Vere passum immolatum in cruce pro homine,    cujus latus perforatum unda fluxit et sanguine;    esto nobis praegustatum in mortis examine, in mortis examine.    7/20 января 1908. Понедельник.    Составление Отчета.    8/21 января 1908. Вторник.    Переписка Отчета.    9/22 января 1908. Среда.    То же.    15/28 января 1908. Вторник.    Ректор Семинарии И. А. Сенума и два главных наставника, кандидаты, Арсений Ивасава и Марк Сайкайси, пришли коллективно просить удалить из Семинарии двух русских учеников из Харбина: Иосифа Шишлова и Александра Айсбренера — за слишком дурное поведение: начинают ходить по непотребным домам. Все японские ученики возмущены этим и собираются все ко мне прийти требовать исключения их, если я не послушаюсь ректора и наставников. Нечего делать! Шишлов и Айсбре- нер отосланы в Йокохаму к военному агенту Владимиру Константиновичу Самойлову, полковнику, для препровождения их в Харбин. Генералу Чичагову я написал, впрочем, что назначение, с которым были присланы сюда эти ученики, наполовину исполнено: они могут служить толмачами для устных переводов с японцами.    16/29 января 1908. Среда.    Прочитал в «Московских Ведомостях», что 21 декабря в 9 часов вечера, после продолжительной болезни, тихо скончался Благочинный придворных московских Соборов и Церквей, протоиерей Николай Васильевич Благоразумов, московский сотрудник Японской Духовной Миссии. Мир духу твоему и Царство Небесное тебе, добрый товарищ-однокашник, немало послуживший и Миссии! Теперь больше не будет сотрудника в Москве. Не знаю, кого и просить, — нет никого лично знакомых из духовенства там.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

524 Harmless W. Desert Christians. An Introduction to the Literature of Early Monasticism. Oxford, 2004. P. 34. 527 См.: Martin A. Athanase et le mélitiens (325–335)//Politique et théologie chez Athanase d’Alexandrie. Actes du Colloque de Chantilly 23–25 September 1973. Ed. par Ch. Kannengieser. Paris, 1974. P. 31–61. 529 См. предисловие к изданию: Athanase d’Alexandne. Apologie à Pempereur Constance. Apologie pour sa fuite/Ed. Par J.-M. Szymusiak//Sources chrétiennes. 56. Paris, 1958. P. 18–19. 530 См.: «Константин, не будучи, наконец, в состоянии разобраться во всем этом, не зная, кто прав и кто виноват, отчаялся добиться истины. Думая, что Афанасий все же является причиной или поводом смут, и желая успокоить Церковь , он, раздраженный кипевшими кругом несогласиями и распрями, не разбирая уже дела, отправил Афанасия в ссылку в Трир, в столицу Галлии, несмотря на все доказательства и клятвы епископа, что невинен. Но выбрать другого епископа в Александрии вместо Афанасия Константин, однако, не позволил» (Иеромонах Владимир (Благоразумов). Указ. соч. С. 80). 534 Относительно датировки этого посещения, о котором говорится в Житии отца монашества (гл. 69–71), мнения исследователей расходятся: одни датируют его 337 годом, а другие – 338-м. См.: Barnes Т. D. Athanasius and Constantius. P. 45, 252. Ho подобное расхождение в мнениях не имеет принципиального значения. 535 По характеристике нашего историка древней Церкви, «Григорий явился послушным орудием в руках своих покровителей и подобно палачу расправлялся потом в Александрии и Египте со сторонниками Афанасия» (Бриллиантпов А. И. Лекции по истории древней Церкви. СПб., 2007. С. 208). 536 Не совсем корректным представляется суждение об этом соборе А. Спасского: «Этот собор не был арианствующим, но и не стоял на стороне Никейского символа. Это был собор консервативно настроенных епископов, смущавшихся термином “единосущный” и хотевших отстоять церковное учение в той неприкосновенности, в какой оно принято было ими от древности до возникновения арианских споров» (Спасский А. История догматических движений в эпоху Вселенских Соборов. M., 1995. С. 315). Собор по своему составу являлся достаточно пестрым, и принятые здесь вероопределения (так называемые четыре «антиохийские формулы»), за исключением одного, были весьма бледны, бесцветны и безлики (см.: Болотов B. В. Лекции по истории древней Церкви. Т. 4. M., 1994. С. 57–62). А эта безликость позволяла арианству цвести пышным цветом.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

Из других представителей " киевской патрологической школы " следует назвать М. Оксиюка (обширное исследование об эсхатологии св. Григория Нисского), П.Н. Гросу (монография о преп. Феодоре Студите), Т. Лященко (труд о жизни и церковной деятельности св. Кирилла Александрийского) и Н. Фетисова (работа о Диодоре Тарсийском). Не менее активно деятельность по изучению жизни и творчества святых отцов и учителей Церкви разворачивалась и в Казанской Духовной Академии. Так, здешний профессор по кафедре патрологии Д. Гусев издал серию выпусков своих " Чтений по патрологии, " в которых представлены достаточно удачные характеристики некоторых памятников древнецерковной литературы и их авторов. Его преемник по кафедре Л. Писарев стал известен солидным трудом, посвященным богословию мужей апостольских, и монографией об антропологии блаж. Августина, не говоря уже о ряде своих патрологических и богословских эссе. В Казани же начинал свою деятельность будущий ректор Московской Духовной Академии Архиепископ Феодор Поздеевский, издавший здесь классический труд об аскетическом богословии преп. Иоанна Кассиана Римлянина. В Казани также были изданы и многие другие монографии, освещающие деятельность и миросозерцание различных отцов и учителей Церкви. Среди них можно упомянуть книгу П.Н. Виноградова о богословии св. Григория Богослова и аналогичную работу о св. Григории Нисском известного русского религиозного мыслителя В. Несмелова, исследование К. Лопатина о триадологии св. Афанасия Александрийского, книгу Е. Полянского о блаж. Иерониме и др. Необходимо подчеркнуть, что названные " патрологические школы " четырех Духовных Академий, обладая каждая некоторым своеобразием, представляли все вместе единый фронт патрологических изысканий. Однако эти изыскания отнюдь не замыкались стенами Духовных Академий. Как и переводческая деятельность по выпуску в свет творений святых отцов и учителей Церкви, исследования памятников древнецерковной письменности распространились по многим градам Руси. Например, в Одессе печатается солидный труд А. Доброклонского о прп. Феодоре Студите и яркая монография П. Лобачевского о прп. Антонии Великом, в Кишиневе появляется работа В. Благоразумова о свт. Афанасии Александрийском, в Житомире - книга П. Владимирского о Немезии Эмесском, в Томске - серьезное исследование П. Прокошева о DidascaliaApostolorum и т.д. Многочисленные статьи по патрологии печатаются не только в периодических изданиях Духовных Академий ( " БогословскомВестнике, " " Христианском Чтении, " " Трудах Киевской Духовной Академии " и " Православном Обозрении " ), но и в журналах " Вера и Разум " (орган Харьковской Духовной Семинарии), " Странник " и пр.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

23 . Феодорит Кирский , блаж. Церковная история. М.: Росспэн, 1993. 238 с. Литература 1 . L’Apologie d’Eunome/Introduction, traduction et notes de Bernard Sesboué//Sources Chrétiennes. Paris, 1983. 305. 2 . Athanase d’Alexandrie. Lettres a Sérapion sur la Divinité du Saint-Esprit/Introduction et traduction de Joseph Lebon//Sources Chrétiennes. Paris, 1947. 15. 3 . Basile de Césarée. Traité du Saint-Esprit/Introduction, traduction et notes de Benoit Pruche O.P.//Sources Chrétiennes. Paris,1946. 17. 4 . Basile de Césarée. Contre Eunome. Suivi de Eunome Apologie. T. I/Introduction, traduction et notes de Bernard Sesboué//Sources Chrétiennes. Paris, 1947. 299. 5 . Basile de Césarée. Contre Eunome. Suivi de Eunome Apologie. T. II/Introduction, traduction et notes de Bernard Sesboué//Sources Chrétiennes. Paris, 1983. 305. 6 . Didyme l’Aveugle. Traité du Saint-Esprit « Introduction, texte critique, traduction notes et index par Louis Doutreleau//Sources Chrétiennes. 386. Paris, 1992. 7 . Paredi A. Sant’ Ambrogio e la sua eta. Milano, 1941. 267 р. 8 . Адамов И.И. Учение о Троице свт. Амвросия Медиоланского . Сергиев Посад: Тип. Св.-Тр. Сергиевой Лавры, 1910. 63 с. 9 . Болотов В.В. Лекции по истории древней Церкви. М., 1994. Т. 4: История Церкви в период Вселенских Соборов. 599 с. 10 . Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А. Энциклопедический словарь. СПб.: Тип. Ефрона, 1891. Т. 5: Буны – Вальтер. 517 с. 11 . Брольи, де, герц. Жизнь святого Амвросия Медиоланского . СПб.: Колокол, 1911. 154 с. 12 . Буассье Г. Падение язычества: Исследование последней религиозной борьбы на Западе в IV в. М., 1892. 584 с. 13 . Владимир (Благоразумов), еп. Свт. Афанасий Александрийский : Его жизнь и труды: учено-литературная и полемико-догматическая деятельность. Кишинев, 1895. 414 с. 14 . Илюточкин К. Корпус Дидима Слепца как памятник Церковной письменности V века/Дис. канд. богосл. [Машинопись.] Сергиев Посад, 2005. 216 с. 15 . Казаков М.М. Епископ и империя: Амвросий Медиоланский и Римская империя в IV в. Смоленск, 1995. 331 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕВГЕНИЙ Егений (Бережков), еп. Костромской и Галичский. Фотография. 10-е гг. XX в. (РГИА) Егений (Бережков), еп. Костромской и Галичский. Фотография. 10-е гг. XX в. (РГИА) (Бережков Иван Николаевич; 15.03.1864, Владимирская губ.- 1922 (?)), еп. Костромской и Галичский. По окончании Владимирской ДС (1884) определен учителем начального уч-ща. 30 авг. 1887 г. рукоположен во диакона. В 1893 г. поступил в МДА, которую окончил в 1897 г. кандидатом богословия. 1 нояб. того же года принял монашество с именем Евгений, 9 нояб. рукоположен во иерея и назначен инспектором Владимирской ДС. В 1899 г. возведен в сан архимандрита, назначен ректором Владимирской ДС. 27 нояб. 1905 г. хиротонисан во епископа Сумского и назначен викарием Харьковской епархии. Хиротонию, состоявшуюся в Успенском соборе Харькова, возглавлял Харьковский архиеп. Арсений (Брянцев) , 22 мая 1909 г. Е. был назначен епископом Приамурским и Благовещенским. 29 июля прибыл в Благовещенск. В 1910 г. получил от Синода разрешение на открытие вблизи Хабаровска Тунгусского мужского монастыря в честь Феодоровской иконы Божией Матери. В том же году трудами Е. был открыт Благовещенский женский монастырь в честь Албазинской иконы Божией Матери (учрежден в 1908 по ходатайству еп. Владимира (Благоразумова) ). Всего за время управления Е. епархией было построено 20 храмов и получено разрешение на строительство еще 11 церквей, открыто ок. 50 церковноприходских школ. Был проведен ремонт зданий Благовещенской ДС, она была восстановлена в составе всех классов. В 1912 г. было открыто новое здание свечного завода. Ежегодно проводились епархиальные богословские чтения. Е. пользовался в епархии всеобщей любовью за сердечное человеческое внимание к пастве и клиру. 11 июля 1914 г. Е. был назначен епископом Костромским и Галичским. 16 сент. прибыл в Кострому. Архиерейское служение Е. на Костромской кафедре пришлось на первую мировую войну, и он принимал меры по созданию госпиталей для раненых, оказанию помощи беженцам и семьям фронтовиков.

http://pravenc.ru/text/186967.html

Металлические хоругви – дар ваших хоругвеносцев – что за прелесть! Только богатырей у нас нет носить их. Постараемся, впрочем, чтобы они участвовали в процессии при освящении храма; тогда, быть может, удастся снять их на фотографии, которую и вышлю любезным жертвователям вместе с благодарностию за этот дар. Священные сосуды от г. хоругвеносцев тоже получены в совершенно исправном виде; брошюры их тоже. Златокрасная парча, пожертвованная В. Г. Сапожниковым, великолепна. Из неё ныне здесь шьют облачение, в котором священнослужащие будут при освящении храма, что, вероятно, тоже будет видно на предположенной фотографии, которую, если удастся, отправлю тогда к Владимиру Григорьевичу и буду благодарить его за щедрое пожертвование. Образ Спасителя – копия с образа в Москворецкой часовне, писанный Михаилом Васильевичем Телиным, пришёл в совершенной целости; для него заказана киота, и он будет поставлен на правой стороне храма. Против него, на левой, будет в такой же киоте образ Иверской Божией Матери, копия с чудотворной Московской, писанная В. И. Гурьяновым и пришедшая без малейшего повреждения. Обе иконы одинаковой меры и совершенно одинакового письма. Ящик с 10 иконами на днях пришёл в целости, и иконы мне очень нравятся; но спасибо, что предупредили насчёт их непрочности. Я собирался благословлять ими вступающих в брак наших церковно-служащих, что большею частию и до сих пор делал, но на что подходящие иконы вышли. Придётся отложить это намерение. Но нет ли там других икон для сего не подвергаемых упрёку в непрочности, но не менее благолепных и не очень дорогих? Святоотеческая хрестоматия 3 экземп., св. Василий Великий как богослов, естествоиспытатель 5 экз., описание Спасоборского собора – всё получено и распределено, как вами назначено, и за всё приносим вам искреннюю благодарность. Получены ещё: 1) Прекрасное паникадило на 20 свечей, вызолоченное, с эмалью. Ставник к ним в пути, заказан в Токио. 2) Два больших и один выносной подсвечники, тоже вызолоченные, первые со ставниками для елея.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj-Blagor...

26 марта 1900 г. по инициативе ректора Благовещенской семинарии архимандрита Антонина в Благовещенске было открыто Иоанно-Богословское братство для вспомоществования недостаточным ученикам духовной семинарии и соединенного с нею духовного училища . В период русско-японской войны братство оказывало помощь и семьям российских воинов. Во время боксерского восстания в Китае в 1900 г. китайцы 19 дней осыпали снарядами Благовещенск. Епископ Иннокентий при участии множества духовенства и жителей города служил перед Албазинской иконой молебны с акафистами. Благовещенский кафедральный собор остался невредимым, убитых не было. Благодарные благовещенцы восприняли это заступничество Божией Матери как «новый Покров» над городом. Преемником Преосвященного Иннокентия на кафедре стал епископ Никодим (Боков, 1900-1906). Как и его предшественники, епископ Никодим совершал миссионерские путешествия для проповеди Евангелия коренным народам Приамурья. По инициативе владыки в епархии стали проводиться ежегодные съезды благочинных и депутатов духовенства. 14 июня 1905 г. Святейший Синод сообщил Сенату, что им постановлено учредить в Зазейском крае на устье реки Будунды мужской монастырь в честь Успения Божией Матери. В феврале 1908 г. в монастырь была принесена в дар с Афона икона великомученика Пантелеимона. В миссионерских целях монастырь расположили в районе Благовещенска, населенном сектантами. К нему был приписан известный всем благовещенцам т.н. Щадринский собор — самый большой храм города, построенный на пожертвования купца С.С. Щадрина (взорван в 30-е годы). При епископе Приамурском и Благовещенском Владимире (Благоразумове, 1906-1909) в 1908 г. был учрежден Градо-Благовещенский Богородично-Албазинский женский монастырь . В 1915 г. при монастыре была открыта церковно-приходская школа, где обучались 12 мальчиков. При его преемнике епископе Евгении (Бережкове, 1909-1914) в Благовещенской епархии было построено 20 церквей и получено разрешение на строительство 11 храмов; открыто около 50 церковно-приходских школ.

http://patriarchia.ru/db/text/1191614.ht...

Игнатий старается выставить молодому смирнскому епископу, . __________________________________ А) Литература о св. Поликарпе смирнском , имеющаяся на русском языке: а) Переводы послания св. Поликарпа: 1) на русский язык послание св. Поликарпа переведено было архимандритом Поликарпом и помещено в «Христианском Чтении» за 1821 год, часть I, стр. 115124 (перевод нецелый, а только первые 9 глав), потом издано отдельно в сочинении: «Переводы с греческого языка на русский.... Московской духовной академии ректора... Архимандрита Поликарпа... Москва 1835 г.», стр. 18 (переведены также не 14, а только 9 глав); 2) снова переведено свящ. П. Преображенским и напечатано в сочин. «Писания Мужей Апостольских.... Москва 1862 г.», стр. 441450 (переведены все 14 глав). б) Биографические и библиографические сведения о св. Поликарпе и его послании, α) имеющиеся в отдельных сочинениях на русск. языке: 1) в сочин. «Историческое учение об отцах церкви. Филарета. архиеп. черниговского», том I, С.-Петербург 1859 г., §§ 22 и 23, – 2) в сочин. «Писания Мужей Апостольских в русском переводе», издан, свящ. П. Преображенским , Москва 1862 г.», стр. 433440, – 3) в сочин. В. Ф. Фаррара «Жизнь и труды свв. Отцов и учителей церкви. Перевод с английского А. II. Лопухина », С.-Петербург 1891 г., глава вторая (стр. 4150), – 4) в сочин. протоиерея Н. Благоразумова «Святоотеческая христоматия....», Москва 1884 г., стр. 4650, – 5) в книге священника Владимира Геттэ «История церкви от рождества Господа нашего Иисуса Христа...», перевод с французского, т. I, стр. 386394 и 437446; – β) в духовных периодических изданиях: 1) в журнале «Воскресное Чтение», год XIII (18491850), 26, стр. 283288, – 2) в журнале «Духовная Беседа» за 1858 г., 9, стр. 336348 (статья П. Савваитова «Святой Священномученик Поликарп»), – 3) в журнале «Христианское Чтение» за 1821 г., часть I. стр. 125141 («Окружное послание смирнской церкви о мученичестве св. Поликарпа», перевод из амстердамского издания 1724 г. Клерика «Писание свв. отцов апостольского времени»), – 4) в журнале «Труды Киевской духовной академии» за 1872 г., т. II, стр. 452462 (статья профессора К. Скворцова : «О послании св. Поликарпа смирнского »), –

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Gusev/...

Вечером о. Феодор Мидзуно вернулся из Коофу. Иоанн Ямагуци – катехизатор, еще жив, хотя совсем в последнем градусе чахотки. Там же, в церковном доме, лежит и жена его, только что разрешившаяся от бремени; впрочем, она и ребенок здоровы. О. Феодор окрестил ребенка и оставил гробный покров на случай смерти его отца, которую доктора предвидят в очень близком будущем. 7/20 августа 1901. Вторник. Японские газеты наполнены хвалебными гимнами мормонов самим себе: «Они посылают в мир проповедников по повелению Иисуса Христа – „идите во весь мир“… Но только они одни поступают при этом совершенно бескорыстно, – идут проповедывать на свой счет; все же прочие миссионеры получают жалованье». Особенно они расхваливают многоженство; «его заповедал Бог, явившись их вероначальнику Смиту совершенно так же, как Он являлся Аврааму и Моисею; многоженством успешнейше исполняется повеление Божие о населении Вселенной " … «Вот смотрите – что может быть восхитительней этого вида?» И апостолы из семидесяти показывают фотографию детей апостола из двенадцати Гранта от его двух жен – группу отроков и отроковиц. «Конечно, вторая жена берется с согласия первой, третья – с согласия первой и второй, и так далее, а все вместе с согласия их родителей, и прочее, и прочее». 8/21 августа 1901. Среда. Обрадовал своим письмом Лев Александрович Тихомиров ; оказывается, что в деле снабжения Кёотской Церкви колоколами, кроме его, приняли горячее участие Василий Геннадиевич Дудышкин и Владимир Андреевич Грингмут, редактор «Московских ведомостей»; значит – это дело обеспеченное. Слава Богу и благодарность им! Московский сотрудник Миссии о. Николай Васильевич Благоразумов также прилагает все старание; ему я вчера послал письмо с точными размерами алтарного фасада в Кёото. Некто Ямаока, богатый землевладелец в Каваци, в трех с половиною часах по железной дороге от Оосака, пришедши в Собор, пожелал видеться со мной. Я принял. И он заявил: – Желаю перейти в вашу Церковь . Я веры Иккоосиу, ветви Хигаси Хонгвандзи, но возненавидел наших бонз; собирают деньги на религиозные нужды, а половину пропивают их в непотребных домах. Со мной перейдет к вам вся деревня, сто восемьдесят домов; они не могут не послушаться меня – иначе я землю отпишу у них – сто двадцать домов у меня арендуют.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Japons...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010