Согласно Указу Свят. Синода от 30 окт. того же года, резолюцией Высокопреосвященнейшего Митрополита Владимира, назначен цензором издававшегося в Москве духовного журнала «Вера и Церковь » в том же году 7 ноября. По представлению заведующего придворным духовенством, за отлично-усердную службу Всемилостивейше пожалован Орденом Св. Анны 1-й степени 1 апр. 1901 г. Согласно избранию Совета Московской духовной академии и представлению Высокопреосвященнейшего Митрополита Владимира Святейшим Синодом утвержден в звании почетного члена оной «в уважение долговременной педагогической и духовно-литературной деятельности и богословско-литературных трудов» 19 окт. 1902 года. Пожалован Болгарском Орденом «за гражданские заслуги» Большого Креста 2 июня 1902 года. Избран почетным членом Московского Общества любителей духовного просвещения в годичном собрании около 22 марта 1905 года. По представлению заведующего придворным духовенством, за отлично-усердную службу Всемилостивейше пожалован Орденом Св. Владимира 2-й степени 2 апр. 1906 года. Протопресвитер Николай Васильевич Благоразумов скончался 21 декабря 1907 года, 71 года от роду, будучи протоиереем и благочинным Московских придворных соборов и церквей, и настоятелем Московского придворного Верхоспасского собора; в Успенском соборе он служил только два года с половиной. Николай Николаевич Свитовидов-Платонов – протопресвитер с 29 дек. 1894 г. по 5 марта 1897 г. – родился в Москве, сын священника придворного ведомства. Обучался в Московской духовной семинарии с 1844 по 1852 год, и в Московской духовной академии с 1852 по 1856 год. По окончании академического курса, с причислением к первому разряду воспитанников, был определен в Московскую духовную семинарию преподавателем психологии, логики, патристики и латинского языка 15 октября 1856 г. В том же году 12 декабря он был перемещен в Московскую духовную академию бакалавром с поручением ему преподавания Опытной Психологии и нравственной философии. 12 февраля 1857 года был возведен в степень магистра Богословия. В награду за успешное прохождение должности бакалавра выдано ем 84 руб. 40 коп. 7 ноября 1858 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Marko...

305        По воспоминаниям владыки Нестора, записанным его духовными детьми, кронштадтский пастырь «передал о. Нестору неполную бутылочку хереса, сказав при этом, что о. Иоанн велел ему передать, что он сам выпил половину этого, а ему надлежит испить вторую половину. Впоследствии на Камчатке в тяжёлые минуты болезни одна капля этого хереса являлась для о. Нестора лучшим лекарством» (Митрополит Нестор, Камчатский миссионер//Надежда. Христианское чтение. Вып. 7. Франкфурт-на-Майне, 1982. С. 5 3 –5 4 ). – С.Ф. 306        Епископ Благовещенский и Приамурский Владимир (Благоразумов, 3.4.1845–1914) – сын диакона Пензенской епархии. После окончания Пензенской Духовной Семинарии рукоположен во иерея и назначен священником в уездный город Городище (1866). После смерти супруги поступил в Казанскую Духовную Академию (1878). Принял монашество (1888), назначен преподавателем в Волынскую Духовную Семинарию. Редактировал «Почаевский листок». Преподавал Священное Писание в Кишинёвской Духовной Семинарии (1891). Возведён в сан архимандрита (1897). Старший цензор Санкт-Петербургского духовно-цензурного комитета. Хиротонисан во епископа Сарапульского, первого викария Вятской епархии (4.2.1901). Епископ Михайловский, викарий Рязанской епархии (5.4.1902); Благовещенский и Приамурский (3.11.1906). На покое (25.5.1909). Магистр богословия, автор научных трудов. 307        По данным Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона – 237266 кв. вёрст (или 472300 кв. км). 308        Святитель Иннокентий (Попов-Вениаминов, 26.8.1797–31.3.1879), митрополит Московский и Коломенский. Прославлен Русской Православной Церковью 23.9.1977. (подробнее см. комм. 356 – ред.) 310        Апапель – это открытое, по их понятию и верованиям, капище, холм, где пребывает злой дух, держащий в тисках своего влияния язычников. На этом холме могут лежать жертвы в виде оленьих рогов, мяса, табака, убитых ездовых собак, умилостивляя злого духа. 313        Святитель Макарий (Парвицкий-Невский, 1.10.1835–16.2/2.3.1926), митрополит Московский и Коломенский – старец-митрополит, выдающийся миссионер, просветитель алтайского народа (его называли «Сибирским столпом Православия», «Апостолом Алтая»).

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

Бородай Т. Ю. О двух трактовках материи в античном платонизме//Античность как тип культуры/Отв. ред. А. Ф. Лосев . М.: Изд-во Наука, 1988. С. 112–132. Бородай Т. Ю. Понятие материи в Тимее Платона и способы его выражения//Актуальные проблемы классической филологии. М.: Изд-во МГУ, 1982. C. 53–64. Бородай Т. Ю. Рождение философского понятия. Бог и материя в диалогах Платона. М.: Изд-во С. А. Савина, 2008. Бриллиантов А. И. Лекции по истории древней Церкви. Изд. 2. СПб.: Изд-во О. Абышко, 2013. Бриллиантов А. И. Происхождение монофизитства//Христианское чтение. 1906. 4. С. 793–822. Вагнер Г. К. Проблема личности в трудах А. Ф. Лосева //А. Ф. Лосев и культура XX в. Лосевские чтения/Сост. Ю. Ф. Панасенко. М.: Изд-во Наука, 1991. С. 24–28. Вергезе П., свящ. Взаимоотношение между Богом, человеком и миром в творениях св. Григория Нисского //Журнал Московской Патриархии. 1971. 7. С. 78–79. Вильденбанд В. История древней философии/Пер. с нем. под ред. А. И. Введенского . Киев: Изд-во Тандем, 1995. Виноградов Н. , прот. Догматическое учение святого Григория Богослова // Григорий Богослов , свт. Творения. В 2-х т. М.: Изд-во Сибирская благозвонница, 2007. Т. 1. С. 573–877. Владимир (Благоразумов), иером. Святой Афанасий Александрийский , его жизнь, учено-литературная и полемико-догматическая деятельность (магитерская диссертация). Кишинев, 1895. Давыденков О. , свящ. Афтартодокетизм//Православная Энциклопедия. М.: Изд-во Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия», 2002. Т. 4. С. 193–194. Давыденков О. , иер. Велия благочестия тайна «Бог явися во плоти». М., Изд-во ПСТБИ, 2002. Давыденков О. , иер. Некоторые особенности сотериологического учения свт. Кирилла Александрийского //Ежегодная богословская конференция ПСТГУ: Материалы. М.: Изд-во. ПСТГУ, 2004. С. 17–22. Давыденков О. , иер. Традиционная христология нехалкидонитов. М.: Изд-во ПСТБИ, 1998. Дворецкий И. Х. Древнегреческо-русский словарь. В 2-х т. М.: Гос. Изд-во иностранных и национальных словарей, 1958. Диллон Дж. Средние платоники, 80 до н. э. –– 220 н. э./Пер. с англ. Е. В. Афонасина. СПб.: Алетейя, Изд-во О. Абышко, 2002.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefod...

22) Заслуженный ординарный профессор Императорского Московского Университета, Действительный Статский Советник Алексей Петрович Лебедев. С 1900 года. 23) Высокопреосвященный Никандр, Архиепископ Литовский и Виленский. 24) Преосвященный Николай, Епископ Ревельский, Начальник Российской духовной миссии в Японии. С 1901 года. 25) Преосвященный Епископ Иоанн, Член Московской Святейшего Синода Конторы и Настоятель Московского Ставропигиального Симонова Монастыря. 26) Заслуженный ординарный профессор С.-Петербургской Духовной Академии, Статский Советник Михаил Иванович Каринский. 27) Заслуженный ординарный профессор Казанской Духовной Академии, Действительный Статский Советник Пётр Васильевич Знаменский. 28) Директор Русского Археологического Института в Константинополе, ординарный Академик Императорской Академии Наук, Тайный Советник Феодор Иванович Успенский. С 1902 года. 29) Высокопреосвященнейший Владимир, Митрополит Московский и Коломенский. —5— 30) Высокопреосвященный Арсений, Архиепископ Харьковский и Ахтырский. 31) Преосвященный Епископ Нафанаил, Управляющий Московским Спасо-Андрониевым монастырём. 32) Преосвященный Иоанн, Епископ Аксайский, викарий Донской епархии. 33) Благочинный придворных соборов в Москве, настоятель Верхоспасского собора, протоиерей Николай Васильевич Благоразумов. 34) Заслуженный ординарный профессор Московской Духовной Академии, Действительный Статский Советник Григорий Александрович Воскресенский. 35) Заслуженный экстраординарный профессор Московской Духовной Академии, Статский Советник Иерофей Алексеевич Татарский. С 1903 года. 36) Преосвященный Николай, Епископ Таврический и Симферопольский. 37) Профессор богословия в Императорском Московском Университете, протоиерей Николай Александрович Елеонский. 38) Настоятель Берлинской посольской церкви, протоиерей Алексий Петрович Мальцев. 39) Настоятель Московской Спасо-Преображенской, что в Каретном ряду, церкви, протоиерей Иоанн Димитриевич Петропавловский. 40) Генерал-лейтенант Александр Алексеевич Киреев.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

слова: «В христианской религии мы найдем свет и жизнь и для наших исследований о природе (Д.Ф.) ». Устройство памятника с постановкой на могиле обошлось Братству – в 495 р. 55 к., – оставшаяся же сумма – 211 р. 50 к. – присоединена была к стипендиальному капиталу имени Димитрия Феодоровича. Открытие и освящение памятника совершено было Преосвященным ректором Академии Евдокимом Епископом Волоколамским, в сослужении Академической братии и прибывшего из Москвы Товарища председателя Совета Братства священника В.А. Быстрицкого, в присутствии профессоров Академии, 30-го сентября, накануне Академического праздника, в день обычного поминовения всех усопших начальников, наставников и студентов Академии, причем преосвященным на могиле сказана была и соответствующая открытию памятника воодушевленная речь. Совет в течение всего отчетного года составляли следующие лица: Председателем был профессор Н.А. Заозерский; Товарищем Председателя – священник Московской Димитрие-Селунской, у Тверских ворот, церкви, о. В.А. Быстрицкий; членами протоиерей Московского Верхоспасского придворного собора, о. Н.В. Благоразумов, профессор Академии Г.А. Воскресенский и профессор Академии И.В. Попов; казначеем – профессор Академии И.Д. Андреев; секретарем – помощник секретаря Совета и Правления Академии М.И. Бенеманский. В составе Совета Московской Сергиево-Братской Комиссии, имевшей на своем попечении помощь бывшим воспитанникам Академии и их семействам, были следующие лица: Председателем настоятель Придворного Верхо-Спасского собора, – протоиерей Н.В. Благоразумов; членами: ректор Московской духовной семинарии, Архимандрит Феодор, – сакелларий Придворного Благовещенского собора, протоиерей Н.М. Иванцов, настоятель Придворного Архангельского собора, протоиерей И.Г. Извеков, Димитрие-Селунской, у Тверских ворот, церкви – священник В.А. Быстрицкий; казначеем – Действительный Статский Советник П.С. Владимирский; делопроизводителем – преподаватель Московской духовной семинарии Н.И. Кедров. —9— В течение отчетного года Совет имел три заседания: 20 марта, 1 мая и 12 октября.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Там разные лжеучения ополчались на истину Христову. И в наше время также можно видеть упорную борьбу христианских начал с началами антихристианскими. И теперь новые секты и философские системы стремятся разрушить церковь и её устои, а те, кто не отвергает их, зачастую холодно относятся к ним. – Конечно, это состояние временное, и свет Христов засияет с новой силой; но нам всё же нужны примеры иных отношений к христианству. Поэтому нам и драгоценно учение св. Афанасия. Поэтому же и сам св. Афанасий, уже за это одно учение, особенно дорог нам. При этом и жизнь его является идеалом и для тех христиан, которые теперь холодно и безразлично, только формально относятся к своему высокому званию, и для фанатиков, которые строго и слепо держатся одной только мертвой буквы, для исполнения которой забывают и вовсе не обращают внимания на самые священные заветы Спасителя: «Да любите друг друга, якоже Аз возлюбих вы. Больше сея любве никтоже имать, да кто душу свою положит за други своя» ( Иоан. 15, 12–13 ). Святой Афанасий Великий , как верный слуга Христов, как истинный пастырь, именно полагал свою душу за веру и за спасение душ своей паствы. Литература 1) Творения св. Афанасия на греч. языке, изд. Монфокона, Париж, 1698, в 3-х томах и дополнит, том в 1706 г.; наиболее полное издание у Migne. «Patrologiae cursus completes t. 1 и 2, XXV- XXVII. 2) Творения иже во святых отца нашего Афанасия, архиепископа Александрийского, на русском яз. переведенные при Московск. Дух. Академии, отпечатаны в «Творениях свв. Отцов» 1851–1854 г. 3) Св. Афанасий Александринский. Его жизнь, учено-литературная и полемико-догматическая деятельность, Преподав. Кишин. сем. иером. Владимира (Благоразумова), 1895, Кишинев (магист. диссертация). 4) Die Lehre des Athanasius von Alexandrien, oder die kirchliche Dogmatik des wierten Jahrhunderts auf Grund der biblischen Lehre vom Logos, Voigt, Bremen, 1861. 5) Die Logoslehre dee heiligen Athanasius. Ihre G-egner und unmittebaren Vorlaufer. Eine dogmengeschichtliche, Studie von Leonhard Atzberger, Miinchen, 1880.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Velik...

Александра Горского 241 , некоего анонимного автора 242 , архим. Порфирия (Попова) 243 ). Теперь эта практика соблюдалась гораздо реже – очевидно, в связи с ростом числа регулярных патрологических исследований в стенах духовных академий. Так, статья архим. Порфирия (Попова) о свт. Кирилле 244 не была приурочена к началу публикации русских переводов, так же как и статья А. А. Жданова , посвященная св. Ефрему Сирину 245 10 . Если касаться только авторов, переведенных в ТСО, то, помимо многочисленных статей, можно назвать книги об этих отцах, изданные до революции: свящ. Н. Виноградова и А. Говорова о свт. Григории Богослове (Казань, 1886); свящ. А. Мартынова (М., 1886), Д. Тихомирова (Могилев, 1886), В. Несмелова (Казань, 1887) и М. Оксиюка (Киев, 1914) о свт. Григории Нисском ; свящ. Кирилла Лопатина (Казань, 1894) и еп. Владимира (Благоразумова) (Кишинев, 1895) о свт. Афанасии Александрийском ; А. Вишнякова (Казань, 1907) и Т. Лященко (Киев, 1913) о свт. Кирилле Александрийском ; Н. Глубоковского о блж. Феодорите Кирском (М., 1890); И. Орлова (СПб., 1888) и С. Епифановича (Киев, 1915) о прп. Максиме Исповеднике ; А. Бронзова о прп. Макарии Египетском (СПб., 1899). Серия ТСО, ссылки на которую (параллельно со ссылками на PG) встречаются во многих диссертациях, внесла несомненный вклад в расширение поля научной деятельности. Например, завершение русского перевода творений свт. Епифания было ознаменовано написанием обзорной кандидатской диссертации о его наследии 246 . Для переводческой и издательской деятельности Московской духовной академии важное значение имела финансовая сторона вопроса, которая может быть представлена более наглядно благодаря ряду архивных документов, сохранившихся в 172-м академическом фонде (ОР РГБ). Некоторые особо значимые из этих документов, относящиеся к периоду с 1872 по 1917 гг., публикуются ниже. В целом можно отметить, что издательство Академии стремилось к тому, чтобы быть самоокупаемым и финансово независимым. Однако, будучи учреждением, преследующим прежде всего не коммерческий успех, а научно-просветительские цели, оно оказалось неспособным самостоятельно справляться с изданиями и переизданиями ТСО и их распространением.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/bi...

Духовенство было отстранено от преподавания в тех школах, которые были открыты в свое время священниками. Но многие батюшки продолжали встречаться с молодежью, говорить проповеди . Это делал и отец Илия. Местные власти неоднократно заставали его во время бесед с ребятами, которым он проповедовал Слово Божие и говорил о пользе учения. Протоиерея Илию Васильевича Бажанова арестовали 20 августа 1937 года. Отец Илия признал вину частично. Подтвердил, что не только среди молодежи «проводил религиозную пропаганду», но и «среди остального населения». Его возмущало то, что в селе запрещено было ходить с иконами крестным ходом, запрещалось крестить и венчать. Был случай, когда его хотели арестовать, но женщины не позволили этого сделать. Заступались за него прихожане и тогда, когда его выселили из собственного дома. Следственное дело было передано на рассмотрение «тройки» при УНКВД Московской области, которая приговорила его 15.09.37 к расстрелу. 16 сентября 1937 года приговор был приведен в исполнение. Заседанием Священного Синода Русской Православной Церкви от 12 марта 2002 года протоиерей Илия Бажанов прославлен как священномученик. Константин Васильевич Бажанов в 1900 году окончил полный курс Рязанской духовной семинарии и в августе того же года определен учителем Карамышевской двухклассной школы.14 октября 1902 года Преосвященным Владимиром (Благоразумовым), епископом Михайловским, викарием Рязанской епархии, определен на священническое место к церкви села Колесниково и 24 ноября того же года рукоположен во священника. С 1903 года состоял законоучителем сразу нескольких земских школ: в д. Норвинов, д. Акулово и с. Колесниково. В браке с супругой Евгенией Николаевной они имели семерых детей: сыновей – Владимира и Николая и дочерей – Анну, Клавдию, Антонину, Зинаиду и Александру. Все 35 лет пастырского служения о. Константин отдал одному приходу Архангельской церкви с. Колесниково, которая была построена на народные деньги в 1895 году. Батюшка пользовался большим авторитетом у прихожан, так как был человеком образованным, отзывчивым и трудолюбивым. Кроме исполнения пастырского послушания в церкви, он сам вел хозяйство, чем, естественно, был близок крестьянству.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Selishi...

Кудрявцева, напечатанный после его смерти в журнале «Вера и Разум» От продажи разных сочинений В.Д. Кудрявцева, с уступкой 20% и 25% и без уступки, с уплатой пересылочных и без таковой уплаты, и именно: а) 272 экз. экземпляра «Введения в философию» по 40 к. за экземпляр объявленной цены б) 360 экз. «Начальных оснований философии», по 1 р. 75 к. за экземпляр объявленной цены в) 24 экз. «Об источнике идеи Божества» От продажи издаваемых Братством сочинений В.Д. Кудрявцева и по подписке на них, при таких же условиях, т.е. с уступкой и без уступки, с уплатой пересылочных и без таковой уплаты, за II и I тома и по подписке на них и на III том, так же, как и за отдельные выпуски сих томов, в не одинаковом количестве экземпляров каждого тома и выпуска, получено всего По случаю получения сочинений В.Д. Кудрявцева и на издание их разными лицами, а именно: Высокопреосвященнейшими: митрополитом Киевским Иоанникием, архиепископами: Новгородским Феогностом и Кишиневским Неофитом, преосвященнейшими епископами: Агафангелом Тобольским, Агафодором Ставропольским, Акакием Елисаветградским, Александром Енисейским, Алоксандром (ныне) Калужским, Антонином (ныне) Псковским, Антонием Черниговским, Аркадием Аккерманским, Арсением Рижским, Варсонофием Симбирским, Вениамином Кинешемским, Владимиром Екатеринославским, Гавриилом Старицким, Гедеоном Люблинским, Гурием Самарским, Иринеем Тульским, Иаковом Чигиринским, Иоанникием Уманьским, Нафанаилом (пребывающим на покое), Николаем Алеутским, Николаем Гдовским, Никоном Угличским, Петром Пермским, Сергием Черниговским и Феодосием (пребывающим на покое), архимандритом Григорием (Спасо- Андрониева монастыря), протопресвитером Н.В. Благоразумовым, протоиереями П. А. Смирновым , А.С. Ильинским, А.Ф. Некрасовым, И.Я. Березкиным, Н.Е. Якубовым и А.А. Ансеровым, тайным советником И.А. Чистовичем , статским советником А.Р. Ржаницыным и преподавателем дух. семинарии А.Е. Халанским пожертвовано Расход Содержательнице типографии А. И. Снегиревой , за отпечатание 3го выпуска II-ro и всех 3-х выпусков I тома сочинений В.Д.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

—34— Записка о деятельности Московской Сергиево-Братской Комиссии по вспомоществованию нуждающимся бывшим воспитанникам Московской Духовной Академии и их семействам за первое трехлетие существования Комиссии Существующий при Братстве Преподобного Сергия Отдел вспомоществования недостаточным бывшим воспитанникам Московской Духовной Академии и их семействам (открыт 2-го Мая 1891 г.) постепенно развивает свою деятельность и в продолжение трех лет со времени учреждения успел твердо поставить намеченную им задачу. Во главе Отдела за все годы стояла Комиссия, избранная общим собранием Братства, в Мае 1891 года. В состав Комиссии входили: Почетный член Братства Преподобного Сергия и вместе член Совета оного, бывший ректор Московской Духовной Семинарии, а с половины 1892 года Протопресвитер Московского Успенского Собора Николай Васильевич Благоразумов ; первый составитель проекта вспомоществования бывшим воспитанникам Московской Духовной Академии профессор Университета протоиерей Александр Михайлович Иванцов-Платонов; ближайший его сотрудник по начертанию сего проекта проторей Григорий Петрович Смирнов-Платонов; Почетный член Братства протоиерей Казанского Собора Алексей Феодорович Некрасов; Инспектор Московской Духовной Семинарии Алексей Иванович Цветков и священник Ваганьковского кладбища Василий Андреевич Быстрицкий. С половины 1892 года, с перемещением протоиерея Н.В. Благоразумова на должность протопресвитера Московского Успенского собора, составь Комиссии несколько изменился. Инспектор Семинарии А.И. Цветков по осложнению де- —35— ла и слабости здоровья отказался от должности делопроизводителя. В Комиссию приглашены были новые лица, а именно: о. ректор Московской Духовной Семинарии архимандрит Климент, статский советник кандидат Московской Духовной Академии Павел Сергеевич Владимирский и преподаватель Московской Духовной Семинарии Николай Иванович Кедров , избранный на место А.И. Цветкова в делопроизводителя Комиссии. В конце 1893 г. приглашен еще в состав Комиссии священник Александровского военного училища Николай Павлович Добронравов.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010