Именовалась: Сарапульская; Упразднена в 1943 г. с 05.10.1916 – Сарапульская и Елабужская. Викарные кафедры: Воткинская, Ижевская, Елабужская, Малмыжская. 22.09.1868 24.06.1872 Геннадий Левицкий 24.06.1872 28.02.1877 Палладий Пьянков (Опьянков) 08.01.1878 04.02.1878 Павел Вильчинский 01.10.1878 05.04.1882 Нафанаил Леандров 18.07.1882 08.03.1886 Тихон Донебин-Троицкий 10.04.1888 04.03.1889 Никон Богоявленский 04.03.1889 08.11.1891 Афанасий Пархомович 17.11.1891 15.05.1893 Анастасий Опоцкий 06.06.1893 12.06.1895 Алексий Соболев 23.07.1895 17.12.1900 04.02.1901 05.04.1902 Владимир Благоразумов 19.05.1902 25.08.1906 Михей Алексеев 25.08.1906 16.01.1909 12.04.1909 23.01.1914 14.02.1914 18.03.1917 20.03.1917 23.08(05.09)1918 Алексий II Кузнецов 23.08(05.09)1918 20.05(02.06)1919 07(20).05.1919 09(22)11.1933 27.06(10.07)1932 09(22)11.1933 09(22)11.1933 14(27)05.1934 Симеон Михайлов 10(23)08.1934 04(17)01.1935 Варлаам Козуля 04(17)01.1935 09(22)10.1935 Владимир II Горьковский 01(14)05.1934 02(15)11.1937 Симеон Михайлов, паки 08(21)06.1943 06(19)11.1943 Сарапульская, обн. Основана в 1924 г. Именование – по г. Сарапуль (Сарапул, Удмуртская АССР). Упразднена в 1937 г. 25.04(08.05)1924 05(18)07.1924 Симеон Канарский 20.09(03.10)1924 02(15)09.1925 27.09(10.10)1925 01.1927 Симеон Канарский, паки 07.1927 28.07(10.08)1927 в/у Феодор Баженов 28.07(10.08)1927 22.02(07.03)1930 Феодор Баженов 19.09(02.10)1930 Петр Горбатов 25.12.1931(07.01.1932) 14(27)01.1932 в/у Серафим Андриевский 11.1933 01(14)12.1937 Саратовская Основана 21.10.1828 (до того входила в состав Пензенской и Саратовской епархии, разделенной на две). Упразднена 08(21)10.1949 (присоединена к Астраханской епархии). Возобновлена 15(28)01.1953. Именовалась: Саратовская и Царицынская; с 15(18)09.1918 – Саратовская и Петровская; Саратовская и Астраханская; в 1942 г. – Саратовская и Сталинградская; с 31.12.1944 (13.01.1945) – Саратовская и Вольская; с 15(28)01.1953 – Саратовская и Сталинградская, паки; с 22.05(04.06)1953 – Саратовская и Вольская, паки;

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Таким образом выработался понемногу во Владимире «акцизный викарный», получивший весьма значительное, а благодаря личным отрицательным качествам, и весьма вредное влияние, от которого вскоре застонала вся епархия. Нетрудно понять, как скоро раскусили Шишкова люди, устраивающие свои делишки, а не служащие правде, имеющие способности пролезать вперед за чужой спиной, поглаживая эту спину. Шишков был особенно податлив на уступки всякой лести ему и услужливости его слабостям. Немудрено, что сейчас же появились люди, выдававшие себя за богомольных и сочувствующих Братству св. Александра Невского во Владимире, и церковно-приходским школам, и восстановлению древней иконописи и прочее, прочее. Вскоре полезла вперед всякая дрянь, подделывавшаяся под роли всякого рода воздыхателей и ревнителей, но в то же время бойко обделывавшая свои делишки по денежной части, по части получения всяческих чинов, орденов и проч. Благодушнейший и действительно благочестивый Феогност вскоре оказался окруженным дружною тучею казнокрадов и взяточников, и епархия застонала… Конечно, сам Шишков вполне свободен от всяких упреков по части всякого воровства, но зато и вполне виновен в неуменье сколько-нибудь разглядеть и оценить людей и в неуменье понять всю мерзость всякой лести и ханжества. Жестокая борьба митрополита Иоанникия Московского (вполне заслуженно почитавшего о. Благоразумова как достойного ректора Московской духовной семинарии) с К.П. Победоносцевым дала повод Шишкову разыграть впоследствии вполне жестокую расправу с этим достойнейшим идеалистом. Пущено было в ход все: и обвинения в не православии, и обвинения в склонности к лютеранскому богословию, и даже в непочтении к власть имевшим. Нужно сказать правду, что этот о. Благоразумов, вполне чистый, безукоризненный священник, был близорук и необыкновенно застенчив; его глупая и бестактная жена, справедливо чуть не молившаяся на своего мужа, вредила много ему своей взбалмошностью. Однажды и мне, совершенно незнакомому с этой особой, пришлось испытать меру ее бестактности и взбалмошности.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Сергий, Патриарх Московский и всея Руси (Страгородский Иван Николаевич) Дата рождения: 11 января 1867 г. Дата смерти: 15 мая 1944 г. Дата хиротонии: 25 февраля 1901 г. Дата пострига: 30 января 1890 г. Страна: Россия Биография: Будущий Патриарх Сергий (в миру Иван Николаевич Страгородский) родился 11 января 1867 г. в городе Арзамасе Нижегородской губернии в семье протоиерея Николая Страгородского. Начальное образование получил в приходском, затем в Арзамасском духовном училище. В 1886 г. окончил Нижегородскую духовную семинарию и поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию . 30 января 1890 г. на Валааме пострижен в монашество с именем Сергий в честь преподобного Сергия Валаамского; 21 апреля рукоположен во иеромонаха. 9 мая 1890 года г. окончил духовную академию со степенью кандидата богословия. 13 июня направлен в Японию членом Православной духовной миссии. В декабре 1891 г. назначен судовым священником на корабль «Память Азова». В 1893 г. назначен исполняющим должность доцента кафедры Священного писания Ветхого завета Санкт-Петербургской духовной академии. С 13 декабря 1893 г. — исполняющий обязанности инспектора Московской духовной академии . 21 сентября 1894 г. возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем Русской посольской церкви в Афинах. В 1895 г. удостоен степени магистра богословия за диссертацию «Православное учение о спасении». В 1897 г. вторично назначен в Японию помощником начальника Православной духовной миссии. 29 июля 1899 г. определен ректором Санкт-Петербургской духовной семинарии, 6 октября — инспектором духовной академии. С 21 января 1901 г. — ректор СПбДА. 25 февраля 1901 г. хиротонисан во епископа Ямбургского, викария Санкт-Петербургской епархии . Хиротонию совершили митрополит Санкт-Петербургский Антоний (Вадковский), митрополит Киевский Феогност (Лебедев), митрополит Московский Владимир (Богоявленский), архиепископ Холмский и Варшавский Иероним (Экземплярский), епископ Кишиневский Иаков (Пятницкий), епископ Борис (Плотников), епископ Гдовский Вениамин (Муратовский), епископ Нарвский Никон (Софийский) и епископ Сарапульский Владимир (Благоразумов).

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1245090...

Епископы Рязанские и Муромские: Сильвестр Холмский 1723–1725. Гавриил Бужинский 1726–1731. Лаврентий Горка 1731–1733. Алексий Титов 1733–1750. Архп. Димитрий Сеченов 1752–1757. Палладий Юрьев 1758–1764. Рязанские и Шацкие: Палладий Юрьев 1764–1778. Симон Логов 1778–1779. Рязанские и Зарайские: Симон Логов 1779–1804. Архп. с 1792. Амвросий Яковлев-Орлин 1804–1809. Феофилакт Русанов 1809–1817. Сергий Крылов-Платонов 1817–1821. Архп. с 1819. Филарет Амфитеатров 1825–1828. Архп. с 1826. Григорий Постников 1828–1831. Евгений Казанцев 1831–1837. Гавриил Городков 1837–1858. Смарагд Крыжановский 1858–1863. Иринарх Попов 1863–1867. Алексий Ржаницын 1867–1876. Палладий Раев 1876–1882. Архп. с 1881. Феоктист Попов 1882–1894. Архп. с 1885. Иустин Полянский 1894–1896. Мелетий Якимов 1896–1900. Полиевкт Пясковский 1900–1902. Аркадий Карпинский 1902–1906. Никодим Боков 1906–1911. Димитрий Сперовский 1911. Михайловское викариат., учр. в 1868 г. Епископы (в Рязани): Ювеналий Карюков 1868–1871. Василий Левитов 1873–1880. Авраамий Летницкий 1880–1881. Августин Гуляницкий 1881–1885. Иустин Полянский 1883–1885. Феодосий Рождественский 1886–1892. Иоанникий Казанский 1892–1895. Полиевкт Пясковский 1895–1900. Иосиф Соколов 1900–1902. Владимир Благоразумов 1902–1906. Исидор Колоколов 1906–1911. Амвросий Смирнов 1911. Самарская, учр. в 1850 г. Кафедра в Самаре Епископы Самар. и Ставропольские: Евсевий Орлинский 1850–1856. Феофил Надеждин 1857–1865. Герасим Добросердов 1866–1877. Серафим Протопопов 1877–1891. Владимир Богоявленский 1891–1892. Гурий Буртасовский 1892–1904. Константин Булычев 1904–1911. Симеон Покровский 1911. Уральское викариатство, учр. в 1908 г. 45 Епископы: Тихон Оболенский 1908. С.-Петербургская 46 Кафедра в С.-Петербурге Архиепископы: Никодим Сребницкий 1742–1745. Еп. Феодосий Яиковский 1745–1750. Сильвестр Кулябка 1750–1761. Еп. до 1760. Вениамин Пудек-Григорович 1761–1762. Гавриил I Кременецкий 1762–1770. Еп. до 1762. Митрополиты: Гавриил II Петров 1770–1799. Архп. до 1783.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Не могу здесь скрыть, что я нередко тревожил владыку Антония ходатайствами за своих бывших товарищей по Казанской Академии или за бывших учеников по Киевской Академии, почему-либо обиженных судьбой и не могших подняться до того положения, какое, по моему мнению, им принадлежало по их природным дарованиям и нравственным качествам, а равно и по их скромной, но полезной деятельности на том служебном посту, какой они занимали и где несправедливо терпели иногда крушение и подвергались начальственному «особому усмотрению». Замечательно, что к этим обиженным судьбой людям владыка Антоши был особенно благосклонен и внимателен. Я ходатайствовал пред владыкою о своем товарище по Академии Владимире (Благоразумове), о бывшем Благовещенском епископе, скончавшемся в 1914 г. на покое в Нежинском Благовещенском монастыре. Когда о. Владимир, после своей весьма усердной просветительно-миссионерской деятельности на Волыни, долгое время, в качестве наставника Кишиневской Духовной Семинарии, кое-как ютился в архиерейском доме и влачил жалкое свое существование, я просил владыку обратить на него свое милостивое внимание. После моего письма, о. Владимир был вызван в Петербург, назначен младшим цензором и потом получил дальнейшее иерархическое и служебное повышение, пользуясь благоволением владыки и впоследствии, хотя служебная епархиальная деятельность еп. Владимира, не лишена была шероховатостей, и не всегда находила у владыки одобрение. Он жалел его, как нервного, больного человека – старца, который не мог взять себя в руки и не был в силах сдерживать свои беспокойные сердечные порывы, вытекавшие иногда из побуждений самых благородных и высоких. Замолвил я доброе слово пред почившим владыкою и за епископа Феодосия (Олтаржевского), скончавшегося в 1914 г. в сане епископа Оренбургского и Тургайского, когда он, за отказ от назначения на должность ректора Казанской Духовной Академии, Святейшим Синодом, как ослушника, был сослан в Бизюков монастырь (Херсонской епархии) на положение рядового братчика оного и терпел там всякого рода лишения.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

—4— 21) Заслуженный ординарный профессор Казанской Духовной Академии, Действительный Статский Советник Петр Васильевич Знаменский. 22) Директор Русского Археологического Института в Константинополе, ординарный академик Императорской Академии Наук, Тайный Советник Федор Иванович Успенский. С 1902 года 23) Высокопреосвященнейший Владимир, Митрополит Московский и Коломенский. 24) Высокопреосвященный Арсений, Архиепископ Харьковский и Ахтырские. 25) Преосвященный Епископ Нафанаил, Управляющий Московским Спасо-Андрониевым монастырем. 26) Преосвященный Иоанн, Епископ Аксайский, викарий Донской епархии. 27) Благочинный придворных соборов в Москве, настоятель Верхоспасского собора, протоиерей Николай Васильевич Благоразумов. 28) Заслуженный ординарный профессор Московской Духовной Академии, Действительный Статский Советник Григорий Александрович Воскресенский. 29) Заслуженный экстраординарный профессор Московской Духовной Академии, Статский Советник Иерофей Алексеевич Татарский. C 1903 года 30) Высокопреосвященный Архиепископ Николай, бывший Тверский и Кашинский. 31) Профессор богословия в Императорском Московском Университете, протоиерей Николай Александрович Елеонский. 32) Настоятель Берлинской посольской церкви, протоиерей Алексий Петрович Мальцев. 33) Настоятель Московской Спасо-Преображенской, что в —5— Каретном ряду, церкви, протоиерей Иоанн Димитриевич Петропавловский. 34) Генерал-лейтенант Александр Алексеевич Киреев. С 1904 года 35) Преосвященный Арсений, Епископ Псковский и Порховский, Председатель Учебного Комитета при Святейшем Синоде. 36) Сенатор, Тайный Советник Петр Иванович Остроумов. 37) Заслуженный ординарный профессор С.-Петербургской Духовной Академии, Действительный Статский Советник Александр Львович Катанский. 38) Секретарь Императорского Общества Истории и Древностей Российских при Московском Университете, действительный Статский Советник Елпидифор Васильевич Барсов . 39) Профессор Лазаревского Института восточных языков, Действительный Статский Советник Георгий Абрамович Муркос.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

—3— Скончавшиеся члены Братства внесены в Братский Синодик для поминовения в Академической церкви. В общем собрании Братства, состоявшемся 17 мая 1907 года, в почетные члены Братства были избраны: 1) Димитрий, архиепископ Казанский и Свияжский; 2) Арсений, архиепископ Псковский и Порховский; 3) Лаврентий, епископ Тульский и Белевский и 4) Тихон, епископ Пензенский и Саранский, ныне управляющий ставропигиальным Воскресенским монастырем. II. Совет Братства, перемены в составе Совета и его деятельность В общем годовом собрании Братства 17 мая 1907 года, вместо отказавшегося от должности Председателя Братства Н. А. Заозерского Председателем Братства был избран профессор Академии А. Д. Беляев . Экстраординарный профессор Академии И. Д. Андреев в виду предположенного им перехода на службу в Петербургский университет не пожелал быть вновь избираемым на должность казначея Совета Братства и казначеем был избран исправляющий должность доцента Академии священник Д. В. Рождественский . За выслугою двухгодичного срока был предложен к избранию и вновь избран членом Совета И. В. Попов . В отчетном году Совет Братства составляли следующие лица: Председателем Братстве по 17 мая был заслуженный ординарный профессор Академии Николай Александрович Заозерский , а с 17 мая заслуженный ординарный профессор Академии Александр Димитриевич Беляев; Товарищем Председателя – священник Димитрие-Селунской, у Тверских ворот, церкви Василий Андреевич Быстрицкий; членами: протоиерей Придворного Верхоспасского собора в Москве Николай Васильевич Благоразумов, заслуженный профессор Григорий Александрович Воскресенский и экстраординарный профессор Академии Иван Васильевич Попов; казначеем – до 17-го мая экстра-ординарный профессор Академии Иван Димитриевич Андреев, а с 17 мая исправляющий должность доцента Академии священник Димитрий —4— Васильевич Рождественский; секретарем – помощник секретаря Совета и Правления Академии Михаил Ильич Бенеманский. Совет Московской Комиссии Братства, имевшей на своём попечении помощь бывшим воспитанникам Академии и их семействам, составляли следующие лица: Председатель – протоиерей Н. В. Благоразумов; члены: а) ректор Московской Духовной Семинарии Архимандрит Феодор; б) Сакелларий придворного Благовещенского Собора протоиерей Николай Михайлович Иванцов; в) настоятель придворного Архангельского собора протоиерей Павел Григорьевич Извеков; г) священник Василий Андреевич Быстрицкий; казначей – Действительный Статский Советник Павел Сергеевич Владимирский; делопроизводитель – преподаватель Московской Духовной Семинарии Николай Иванович Кедров .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

потому что все они равно удивительны, и куда бы ни обратил кто взор, повсюду его в изумление приводит Божество Слова» (1,260–261). Глава 7. Домостроительство спасения Духом Святым Спасительное дело Господа нашего Иисуса Христа завершается домостроительством Святого Духа. Бог Отец чрез Своё Слово Духом Святым всё приводит «к совершенству и обновляет» (3,16). И Сын Божий как до Своего вочеловечения подавал Духа святым, так и соделавшись человеком, святит всех Духом, и говорит Своим ближайшим ученикам: «Приимите Дух Свят» ( Ин. 20, 12 ) . В Ветхом Завете Он дал Духа Моисею; чрез Него Давид молился Отцу, говоря: «Духа Твоего Святого не отыми от Мене» ( Пс. 50, 13 ). А вочеловечившись, сказал: «Послю вам Утешителя, Духа истины» ( Ин. 15,26 ), и послал, «потому что Он – неложное Божие Слово» (2, 239). Истинный Отчий Сын есть истинный и Податель всем Духа (2, 284–285; 242). И не другому кому-либо «принадлежало привести человека к единению с Духом Святым», но «Отчему Образу, по Которому и вначале сотворены мы», ибо Его есть и Дух. «Естество существ сотворенных недостаточно для сего; потому что и Ангелы стали преступниками, и люди впали в преслушание» (2, 240–241). Но, с другой стороны, Духу Святому усвояется привитие людей ко Христу как ветвей к виноградной лозе, соделывание людей спасаемыми, святыми. «Мы должны помнить, – пишет иеромонах Владимир (Благоразумов), – что святой Афанасий называет Святого Духа Силой Сына и что, следовательно, без Него немыслимо участие в Сыне. Поэтому искупление частных лиц совершается через участие в Силе Сына, а эта Сила есть Святой Дух» 302 . Из святого Евангелия известно, что Святой Дух в силу Своего единосущая с Иисусом Христом пребывает с Ним неотлучно. Дух Святой соприсущ самой Господней плоти, став её помазанием ( Ин. 1, 33 ). Он соприсущ был Искушаемому в пустыне ( Мф. 4,1 ), не отлучался от Него, совершающего чудеса ( Мф. 12, 28 ); не оставил его и после воскресения из мертвых ( Ин. 20,22–23 ). Всё домостроительство пришествия Господня во плоти, Иже пройде благодательствуя и исцеляя вся насилованныя от диавола ( Деян. 10, 38 ) , – всё это чрез Духа Святого.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

После предисловия (с 1–2), введения (с 3–11) и краткого очерка жизнедеятельности (с. 12–26), автор излагает учение святого Афанасия о человеке, разделяя его на три главы. В главе I «О человеке» (с 27–164) речь идёт (в двенадцати параграфах) о происхождении живых существ, в частности человека, о побудительной причине творения, о творении человека, об образе Божием в человеке, о том, в чём заключается образ Божий в человеке, о дне создания человека, о блаженном состоянии человека до грехопадения и о состоянии его по грехопадении, о понятиях творения и рождения, об идеальном происхождении человека, о различных органических функциях, атрибутах и способностях человеческого организма и о Богопознании. Глава II «О душе» (с. 165–210) разделяется на тринадцать параграфов, имеющих заглавия: состав человека, душа как субстанция; происхождение души, бестелесность души, бессмертность души; свобода души; разумность души; о способностях и силах души, о влиянии души на внешние чувства; возможность души узнавать истинность сновидения, разлучение души от тела; состояние души после разлучения с телом, место пребывания души. Глава III не имеет общего названия и состоит всего из трёх параграфов: о спасении (с 211–236), плоды искупительной жертвы (с 237–257) и обожение (с 258–279). По каждому параграфу всех трёх глав даются в связном изложении обширные выписки из сочинений святого Афанасия, чем систематизируется его учение по разбираемым вопросам. В заключении «О значении личности святого Афанасия» (с 280–288) приводятся отзывы о нём святых Григория Богослова , Василия Великого , Кирилла Александрийского и патриарха Фотия. В списке использованной литературы (с 289–290), помимо источников, указано шесть книг-пособий. Отзывы на данную работу написаны профессором Ленинградской Духовной Академии Л. Н Парийским и доцентом той же Академии А М Матвеевым. 14. Владимир (Благоразумов), иером. Святой Афанасий Александрийский , его жизнь, учёно-литературная и полемико-догматическая деятельность Кишинёв, 1895 г. 414†ИХ†(1) с.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

30 октября 1884 года, в уважение ученых заслуг на пользу Богословской науки, Советом Московской духовной академии избран и Свят. Синодом утвержден в звании почетного члена сей Академии. По выслуге 35-летнего срока в ученой службе, 22 октября 1885 года, с разрешения министра народного просвещения, по сношении с духовным ведомством, оставлен на пять лет в звании профессора Богословия Московского Университета с вознаграждением 1200 рублей в год. Товарищем министра народного просвещения, от 28 февр. 1886 г., назначен ему к производству из московского губернского казначейства, за 35-ти летнюю его службу, взамен производившемуся ему по Уставу 1863 г. пенсии 1715 руб. 52 коп., полный оклад содержания, присвоенного должности профессора Богословия по штату Императорских Российских Университетов 28 авг. 1884 г., по три тысячи рублей в год, со дня выслуги 35-лентнего срока и отчисления из состава штатных профессоров Московского Университета – 22 окт. 1885 года. За долговременное достойное служение св. Церкви и Отечеству, ознаменованное усердной деятельностью по преподаванию истин веры и христианской нравственности, образовывающемуся в высшем учебном учреждении юношеству, в соединении с полезными трудами в области духовной письменности, – во изъявление Монаршего благоволения – Всемилостивейше сопричислен к Императорскому Ордену Святой Анны первой степени 9 апреля 1889 года. По выслуге пятилетней службы от 22 окт. 1885 г. в должности профессора Богословия в Московском Университете, предложением министра народного просвещения вновь на пятилетний срок оставлен в означенной должности, с сохранением вознаграждения в 1200 рублей в год, 6 ноября 1890 года. Протопресвитер Николай Александрович Сергиевский скончался 28 июня 1892 года, 65 лет от роду, на 9-м году своей службы в Успенском соборе. Николай Васильевич Благоразумов – протопресвитер с 16 июля 1892 г. по 30 декабря 1894 г. – происходил из духовного звания, сын священника, родился в Пензенской епархии. Обучался в Пензенской духовной академии, по окончании курса которой в 1861 году, сопричислен к первому разряду воспитанников оной, определен преподавателем Пензенской духовной семинарии, по классу гражданской истории и соединенных с ней предметов, в первом низшем отделении 11 сентября 1861 года, и 1 ноября того же года возведен в степень магистра Богословия.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Marko...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010