Епископ Камчатский, Курильский и Благовещенский (17.10.1877). В том же году заложил первый в епархии храм во имя святителя Иннокентия Иркутского при братской трапезе Корсунского монастыря. Епископ Таврический и Симферопольский (11.5.1885; с 14.5.1896 – архиепископ). Уволен на покой (19.1.1897). Скончался в Симферополе. 315        Епископ Благовещенский и Приамурский Владимир (Благоразумов, 3.4.1845–1914) – сын диакона Пензенской епархии. После окончания Пензенской Духовной Семинарии рукоположен во иерея и назначен священником в уездный город Городище (1866). После смерти супруги поступил в Казанскую Духовную Академию (1878). Принял монашество (1888), назначен преподавателем в Волынскую Духовную Семинарию. Редактировал «Почаевский листок». Преподавал Священное Писание в Кишиневской Духовной Семинарии (1891). Возведён в сан архимандрита (1897). Старший цензор Санкт-Петербургского духовно-цензурного комитета. Хиротонисан во епископа Сарапульского, первого викария Вятской епархии (4.2.1901). Епископ Михайловский, викарий Рязанской епархии (5.4.1902); Благовещенский и Приамурский (3.11.1906). На покое (25.5.1909). Магистр богословия, автор научных трудов. 316        Архиепископ Владимирский и Суздальский Алексий (Дородницын , 22.11.1859–1919) – родился в с. Успенское Славяносербского уезда Екатеринославской губернии в семье дьячка. Окончил Екатеринославскую Духовную Семинарию и Московскую Духовную Академию (1885) со степенью кандидата богословия. Учитель Херсонского Духовного училища (1886). Боролся против распространения штундизма в Херсоне (с июня 1890). Присвоена степень магистра богословия (1891) за сочинение «Церковно-законодательная деятельность Карла Великого». Помощник строителя Бахмутского Духовного училища (1892). Епархиальный миссионер Екатеринославской епархии (1894); преподаватель обличительного богословия Черниговской Духовной семинарии. Пострижен в монахи (1902); посвящён в иеромонаха. Инспектор Ставропольской Духовной семинарии (1902). Ректор Литовской Духовной Семинарии (1903).

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДАНКОВСКИЙ БАРЯТИНСКИЙ ВО ИМЯ МУЧЕНИЦЫ СОФИИ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ находился в с. Барятине Данковского у. Рязанской губ. (ныне Данковский р-н Липецкой обл.). Настоятельский корпус Данковского Барятинского мон-ря. Фотография. Нач. XX в. Настоятельский корпус Данковского Барятинского мон-ря. Фотография. Нач. XX в. Основан как община весной 1900 г. вдовой действительного статского советника Софией Петровной Муромцевой (урожд. кнж. Голицыной) при своем имении. Муромцева пожертвовала буд. обители 1357 дес. 378 саж. земли и капитал в 100 тыс. р. Первые сестры начали приходить в общину с авг. 1900 г. К 1903 г. число насельниц достигло 130 чел. 16 нояб. 1902 г. Муромцева обратилась в Святейший Синод и в Рязанское епархиальное управление с ходатайством об учреждении монашеской общины. В дек. того же года с. Барятино посетил еп. Михайловский, вик. Рязанской епархии Владимир (Благоразумов) . Определением Святейшего Синода от 18-26 марта 1903 г. община была официально утверждена. Настоятельницей стала Муромцева, принявшая монашеский постриг с именем София. Внутренняя жизнь организовывалась по монастырскому уставу, сестер окормлял священник: с 15 дек. 1902 г.- Андрей Куницын, затем - Успенский (имя неизв., вероятно, священник сельской церкви), в 1917 г. - священники Михаил Вяземский и Григорий Панфилов. В 1907 г. община была преобразована в Софийский нештатный общежительный мон-рь, а мон. София 24 окт. 1907 г. возведена в сан игумении. По штату 1911 г., в Д. м. было 100 сестер, в 1914 г. - свыше 300 сестер, к 1919 г. проживали настоятельница, казначея, 25 монахинь, 230 указных послушниц, 5 трудниц. К 1902 г. в общине были построены деревянный 2-этажный на каменном фундаменте келейный корпус с комнатой для спевок, чайной, 17 комнатами для насельниц и домовой церковью, освященной во имя мц. Софии 2 сент. 1901 г. настоятелем Владимирской ц. Рязанской ДС прот. Ионой Солнцевым. К 1904 г. были также сооружены деревянный на 8 комнат дом священника, трапезная с хлебопекарней и подвалом, странноприимный дом с гостиницей, двор для приезжих, дровяной сарай, кирпичный ледник, прачечная, 2-этажный кирпичный корпус. Впосл. были построены 2 кирпичных 2-этажных дома, а также кирпичный дом настоятельницы. Последний, с реминисценциями средневек. североевроп. зодчества, отличался оригинальной композицией: к основному прямоугольному в плане зданию были пристроены 3 высокие 8-гранные башни, увенчанные шатрами. Монастырские постройки были окружены высокой кирпичной стеной и, по воспоминаниям очевидцев, занимали площадь ок. 10 га. Для водоснабжения был устроен артезианский колодец глубиной 246 аршин. При обители был организован скит, мон-рю принадлежала паровая молотилка, действовала церковноприходская школа для 40 девочек-сирот.

http://pravenc.ru/text/171347.html

Пожалован Болгарским Орденом «за гражданские заслуги» Большого Креста 2 июня 1902 года. Избран почетным членом Московского Общества любителей духовного просвещения в годичном собрании около 22 марта 1905 года. По представлению заведующего придворным духовенством, за отлично-усердную службу Всемилостивейше пожалован Орденом св. Владимира 2-й степени 2 апр. 1906 года. Протопресвитер Николай Васильевич Благоразумов скончался 21 декабря 1907 года, 71 года от роду, будучи протоиереем и благочинным Московских придворных соборов и церквей, и настоятелем Московского придворного Верхоспасского собора; в Успенском соборе он служил только два года с половиной. Николай Николаевич Световидов-Платонов – протопресвитер с 29 дек. 1894 г. по 5 марта 1897 г. – родился в Москве, сын священника придворного ведомства. Обучался в Московской духовной семинарии с 1844 по 1852 год и в Московской духовной академии с 1852 по 1856 год. По окончании академического курса, с причислением к первому разряду воспитанников, был определен в Московскую духовную семинарию преподавателем психологии, логики, патристики и латинского языка 15 октября 1856 г. В том же году 12 декабря он был перемещен в Московскую духовную академию бакалавром с поручением ему преподавания Опытной Психологии и нравственной философии. 12 февраля 1857 года был возведен в степень магистра Богословия. В награду за успешное прохождение должности бакалавра выдано ему 84 руб. 40 коп. 7 ноября. 1858 года. —231— По собственному прошению был уволен от духовно-училищной службы для поступления в Епархиальное ведомство и в то же время произведен во священника, Пречистенского сорока, г. Москвы, к Мариинской, при Коммерческом училище, Ведомства Императрицы Марии, церкви, 19 августа 1860 года, и в том же году 3 октября Высочайшим соизволением Его Императорского Величества утвержден в должности законоучителя означенного училища. От Мариинской, при Коммерческом училище, по прошению, переведен к Благовещенской, на Тверской, церкви 20 сент. 1863 года, и назначен увещателем в канцелярию Московского гражданского губернатора.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Профессор Казанского (1882–1908) и Петербургского университетов, член-корреспондент Императорской Академии наук (1904), историк литературы Александр Семенович Архангельский (1854–1926) посвятил свои научные изыскания бытованию святоотеческого наследия в древнерусской письменности 1549 . Патрологические исследования развивались и за пределами ведущих российских академических центров. В Одессе печатается 2-томная докторская диссертация профессора кафедры церковной истории Новороссийского университета (с 1899 г.) Александра Павловича Доброклонского (1856–1938) «Преподобный Феодор, исповедник и игумен Студийский» (1913–1914; ранее он опубликовал магистерскую диссертацию «Сочинение Факунда, епископа Гермианского, в защиту трех глав» (M., 1880)), исследование священника Стефáна Владимировича Лобачевского, занимавшего должность законоучителя 2-й Одесской мужской гимназии, «Св. Антоний Великий (его жизнь, писания и нравственно-подвижническое учение)» (1906); в Кишиневе увидела свет магистерская диссертация иеромонаха, впоследствии епископа Владимира (Благоразумова) (1845–1914) «Св. Афанасий Александрийский : Его жизнь, учено-литературная и полемическая деятельность» (1895); в Житомире – магистерская диссертация Федора Стратонúковича Владимирского (1875–после 1906) «Антропология и космология Немéзия, епископа Емесского, в их отношении к древней философии и патристической литературе» (1912; ранее, в 1904 г., Владимирский издал в Почаеве перевод сочинения Немесия «О природе человека»; его же перу принадлежит статья «Св. Иоанн Златоуст как христианский мыслитель и экзегет» (Вера и Церковь . 1907)); в Томске – исследование профессора Томского университета Павла Александровича Прокошева (1868–?) «Didascalia Apostolorum и первые шесть книг Апостольских Постановлений: Историко-критическое исследование из области источников церковного права» (1913) и т.д. Статьи по патрологии печатались в периодических изданиях духовных академий («Богословский вестник», «Христианское чтение», «Труды Киевской духовной академии», «Православный собеседник») и иных журналах («Вера и разум», «Странник», «Православное обозрение» и др.).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

(Продолжение следует). Отчёт о состоянии Московской Духовной Академии в 1902–1903 учебном году//Богословский вестник 1903. Т. 2. 11. С. 1–55 (5-я пагин.) —1— А. СОСТАВ АКАДЕМИИ I. а) Состав почётных членов К началу отчётного года почётными членами Московской Духовной Академии состояли 30 лиц: 19 духовных и 11 светских. – В течение года вновь избраны в звание почётных членов Академии и утверждены в означенном звании Святейшим Синодом: а) Высокопреосвященнейший Владимир, Митрополит Московский и Коломенский, под начальственным попечением которого находится Академия, – во уважение его многоплодного, ознаменованного подвигами христианской любви Архипастырского служения в разно-племенных концах России; ревностного попечения о христианском просвещении живым словом проповеди и неустанным поощрением всего, клонящегося к утверждению веры и благочестия, и отеческой внимательности к нуждам духовного образования и богословской науки; б) Высокопреосвященный Арсений, Архиепископ Казанский и Свияжский (ныне Харьковский и Ахтырский), – во уважение его многоплодной педагогической, пастырской и Архипастырской деятельности и просвещённого содействия к изданию богословских учёных трудов; в) Преосвященный Епископ Нафанаил, Управляющий Московским Спасо-Андрониевым монастырём, – во внимание к его свыше пятидесятилетней —2— педагогической, пастырской и Архипастырской деятельности; г) Преосвященный Иоанн, Епископ Аксайский, викарий Донской епархии, – во уважение его профессорской службы в Академии и учёных трудов по истории древней церкви и современных инославных исповеданий и сект; д) Благочинный придворных соборов в Москве, настоятель Верхоспасского собора, протоиерей Николай Васильевич Благоразумов – во уважение его долговременной педагогической и духовно-административной деятельности и богословско-литературных трудов; е) заслуженный ординарный профессор Московской Духовной Академии (в отставке), Действительный Статский Советник Григорий Александрович Воскресенский – во уважение к тридцати-летнему профессорскому служению его в Академии и многочисленным, плодотворным научным трудам его по современному славяноведению, по русской литературе и особенно по исследованию истории древнеславянского рукописного Новозаветного текста, и ж) заслуженный экстраординарный профессор Московской Духовной Академии (в отставке), Статский Советник Иерофей Алексеевич Татарский – во внимание к двадцатисемилетней профессорской деятельности его в Академии и учёно-литературным трудам.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

150 р. 56 к. Итого: а) процентными бумагами б) наличными деньгами 409 р. 60 к. Остаток к 1897 год у: наличными деньгами 368 р. 90 к. Всего же в фонде помощи бывшим воспитанникам Академии по той и другой кассе к 1897 году состоит: а) процентными бумагами 19000 р. б) наличными деньгами 696 р. 10 к. —13— Список Членов Братства Преподобного Сергия за 1896-й год. Покровитель и пожизненный член Братства Высокопреосвященнейший Сергий, Митрополит Московский и Коломенский, пожертвовал (В пользу студентов Академии./В пользу бывших воспитанников.) – 300 р./– I. Почётные, члены. 1 . Высокопреосвященнейший Иоанникий, Митрополит Киевский и Галицкий – 1800 р./1000 р. Архимандрит Лаврентий, ректор Московской Духовной Академии – 100 р./– Настоятель Верхоспасского придворного собора протоиерей Николай Васильевич Благоразумов –/– Протоиерей Московского Казанского собора Алексей Феодорович Некрасов – 1200 р./100 р. 5 . Протоиерей Московской Николаевской, на Арбате, церкви Григорий Петрович Смирнов-Платонов –/300 р. Протоиерей Московской Троицкой, на Шаболовке, церкви Василий Феодорович Руднев доставил от лиц, пожелавших остаться неизвестными – 2000 р./– Заслуженный экстраординарный профессор Московской духовной академии Павел Иванович Горский-Платонов – 100 р./– —14— (В пользу студентов Академии./В пользу бывших воспитанников.) Профессор той же академии Димитрии Феодорович Голубинский –/– Профессор той же академии Иван Николаевич Корсунский –/– 10 . Профессор той же академии Пётр Иванович Цветков –/– Профессор той же академии Григорий Александрович Воскресенский –/– Базанова, Юлия Ивановна –/5100 р. Кельх, Варвара Петровна (урожд. Базанова) –/3100 р. II. Пожизненные члены. а) Высокопреосвященные: Палладий, Митрополит С.-Петербургский и Ладожский 100 р./– 15 . Амвросий, Архиепископ Харьковский 100 р./300 р. Антоний, Архиепископ Финляндский 100 р./– Владимир, Архиепископ Казанский 100 р./– Ионафан, Архиепископ Ярославский 800 р./– Сергий, Архиепископ Владимирский 100 р./– 20 . Феогност, Архиепископ Новгородский 200 р./–

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

17 апр. 1811 г. в рапорте архиеп. Михаилу архим. Виктор сообщал, что в Благовещенском соборе «открылись опасные трещины, требующие починки», а также «другая поперечная трещина показалась», и что средства на ремонт были выделены лишь частично. Усердием архим. Виктора в Благовещенском храме был обновлен иконостас, на стенах появилась живопись; построена гостиница для богомольцев и произведен ремонт зданий приписного Рождественского мон-ря, в к-ром перестроена древняя Георгиевская ц., возведена колокольня. В прошении, поданном в Синод, архим. Виктор уточнял, что «выписал из отечества своего значительную сумму денег, которую получил через общего четырех патриархов проповедника, иеромонаха Дорофея, всего 12 000 червонцев... и деньги эти издержал на возобновление обители». В описании мон-ря 1867-1868 гг. сказано: «Святитель Стефан и архимандрит Виктор неразлучны в народной памяти: первый - создал, второй - воссоздал эту святую обитель». Одновременно со строительной деятельностью архим. Дорофей заботился о строгости повседневной жизни братии, составил общежительные правила, в т. ч. отметил, что «настоятелю быти во первых образом жизни... и пектися о других жительствующих в обоих монастырях», а также рагламентировал жизнь насельников. «Келейное тайноядение,- в частности писал о. Виктор,- между прочим, и бесчиние бывает, когда держит кто в кельи пьянственные напитки и сластолюбствует; вся бо злая от сих рождаются и бесчиния в монастыре». В 1812 г. Н. Б. м. посетил Иван Чернов, к-рый составил краткую историю обители, напечатал ее вместе с нек-рыми грамотами и письмами митр. Стефана (Яворского), найденными в б-ке мон-ря. В 1850 г. Н. Б. м. возглавлял архим. Феофан (Александров) , известный церковный композитор. С окт. 1857 г. в обители проживал на покое бывш. еп. Кавказский и Черноморский Иоанникий (Образцов) , часто служивший в храмах Нежина (погребен в Сретенском приделе монастырского Благовещенского собора). С янв. 1860 г. в Н. Б. м. настоятельствовал архим. Вассиан (Чудновский) , в 1866 г. хиротонисанный во епископа Екатеринбургского, викария Пермской епархии, а с 1861 г.- архим. Евгений (Шерешилов) , в 1870 г. рукоположенный во епископа Брестского, викария Литовской епархии. В 1904-1905 гг. Н. Б. м. возглавлял Иоанникий (Дьячков), в 1907 г. рукоположенный во епископа Кирилловского. С 9 нояб. 1912 г. настоятелем обители был уволенный на покой еп. Владимир (Благоразумов) (в 1914 погребен в обители). В 20-х гг. XX в. Н. Б. м. возглавлял архим. Серафим (Зборовский) .

http://pravenc.ru/text/2564834.html

21-го ч. получил письмо из Бухареста от драгомана при Румынском министерстве иностранных дел, Георгия Пасхалиевича Самуряна. Он писал от 15-го числа: «15-й день месяца марта – достопамятный день в истории российской церковной иерархии: 15-го марта 1819 г. Ваше Высокопреосвященство родились в селе Палехе, Владимирской губернии; 15-го марта 1819 г., т. е. когда Вы родились, назначен архиепископом Тверским и членом Св. Синода знаменитый впоследствии митрополит московский Филарет Дроздов ; это событие не случайное, но, я полагаю, должно иметь высший смысл. Вы почти 20 лет были под руководством знаменитого российского святителя, т. е. с 1846 по 1866 год, и при том 16 лет под непосредственным его руководством, т. е. с 1850 г., а с 4-го ноября 1862 г. в качестве его помощника – Епископа Можайского, викария московской митрополии. И, действительно, Ваше Высокопреосвященство сделали более всех людей в России для памяти великого московского святителя: издали 8 томов «собрания мнений и отзывов по церковным, учебным и государственным вопросам», 2 части его «Писем к Высочайшим особам и другим лицам» его «Письма к покойному Архиепископу Тверскому Алексию» (Ржаницину)», да и во всех Ваших печатных трудах, которые я имел счастье получить от Вас, как «Воспоминания о покойном архиепископе Ярославско-Ростовском Леониде (Краснопевкове) , описание московской патр. ризницы, описание московской синодальной библиотеки, палеографические снимки с греческих и славянских рукописей московской синодальной библиотеки и во многих других сочинениях, изданных (Продолжение следует). Отчет о состоянии Московской Духовной Академии в 1907–1908 учебной году//Богословский вестник 1908. Т. 3. 11. С. 1–51 (4-я пагин.) —1— А. Состав Академии I. а) Состав почетных членов К началу отчетного года почетными членами Московской Духовной Академии состояли 42 лица: 22 духовных и 20 светских. – Из числа их Академия в отчетном году лишилась пяти: а) протоиерея Петра Алексеевича Смирнова, бывшего Председателя Учебного Комитета при Святейшем Синоде, состоявшего почетным членом Академии с 1886 г., б) Высокопреосвященного Димитрия, Архиепископа Казанского и Свияжского, избранного в звание почетного члена в 1893 году, в) заслуженного ординарного профессора Императорского Московского Университета, Действительного Статского Советника, Алексея Петровича Лебедева, состоявшего в этом звании с 1899 года; г) благочинного придворных соборов в Москве, настоятеля Верхоспасского собора, протоиерея Николая Васильевича Благоразумова, избранного почетным членом в 1902 году, и д) настоятеля Московской Спасо-Преображенской, что в Каретном ряду, церкви, протоиерея Иоанна Димитриевича Петропавловского, состоявшего в звании почетного члена Академии с 1903 года.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

1 . ПСРЛ. Т. 2. Стб. 867–868. 12. ЛУЦК 1 . Николаевский Жидычин – упом. под 1227 г. 2 . Полонинский – упом. в 1262, 1268 и 1269 гг. 1 . ПСРЛ. Т. 2. Сгб. 751. 2 . Там же. Стб. 858–859, 867–868, 869. 13. ТУРОВ 1 . Борисоглебский – упом. в XII в. 1 . Сказание о мнихе Мартине// Макарий (Булгаков) , архим. История Русской Церкви. Т. 3. С. 300–301. 66 См. об этом: «О поставлении манастыря Печерского»//Киево-Печерский патерик. Киев, 1931. С. 38–39. (Далее Патерик). См. также: ПЛДР: XII в. М., 1980. С. 432–441; Успенский сборник XII-XIII вв. М., 1971. С. 89–90. 68 Патерик. С. 210–211. В нем названы игумены Печерского монастыря, известные летописцу. В НПЛ перечисляются имена новгородских архимандритов в последовательности их избрания. См.: НПЛ. С. 475. 70 Доброхотов В. Древний Боголюбов – город и монастырь с его окрестностями. М.; Тихонравов К. Н. Княгинин Успенский девичь монастырь во Владимире-Волынском//Памятная книжка Владимирской губернии за 1862 год. Лебединцев П. Г. Дмитриевский монастырь, устроенный в Киеве великим князем Изяславом Мстиславичем, его судьба и местность//ЧОИНЛ. Киев, 1879. Кн. 1; Максимович M А. О создании киевской церкви св. Кирилла//Собр. соч. Киев, 1877. Т. 2; Владимир (. Благоразумов). Ярославский Спасо-Преображенский монастырь, что ныне архиерейский дом. М., 1881; Головацкий Я. Монастыри Юго-Западной Руси вообще и Крехов- ский монастырь. СПб., 1885 и т. д. 72 Ратшин Ал. Полное собрание исторических сведений о всех бывших в Древности и существующих ныне монастырях и примечательных церквах в России. М., 1852; Макарий, архим. Археологическое описание церковных Древностей в Новгороде и его окрестностях. М., 1860; Строев П. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской церкви. СПб., 1877; Зве- Ринский В. В. Материалы для историко-топографических исследований о православных монастырях в Российской империи. СПб., 1882; Иерархия Церкви от начала христианства в России и до настоящего времени. М., 1892–1898. Ч. 1–3 и т. д. 73 Ключевский В. О. Курс русской истории//Соч. М., 1957. Т. 2. С. 247, 251. См. также: Милютин В. О. О недвижимых имуществах духовенства в России//ЧОИДР. 1859. Кн. 4.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

22 нояб. 1877 г. защитил докт. дис. «Ереси и расколы трех первых веков христианства. Ч. 1: Обозрение источников для истории древнейших сект» и получил степень д-ра богословия. В работе учитывались мн. образцы ересеологической лит-ры, в т. ч. открытый в сер. XIX в. труд сщмч. Ипполита Римского «Философумены». Автор стремился оценить характер памятников и степень их достоверности как источников, подведя итог исследованиям ученых в этой области. После введения Устава духовных академий 1869 г. это была 1-я публичная защита богословского сочинения преподавателем не из духовной академии. Она привлекла внимание общественности и темой обсуждаемой работы. На защите присутствовали Можайский еп. Игнатий (Рождественский) , ректор Московского ун-та Н. С. Тихонравов , председатель Общества истории и древностей российских гр. Д. Н. Толстой, директор частной гимназии Л. И. Поливанов, ректор МДС прот. Н. В. Благоразумов , ректор Вифанской ДС прот. Ф. А. Сергиевский, редактор ж. «Православное обозрение» свящ. П. А. Преображенский и др. Вслед за И.-П., который произнес речь «Ересеологический вопрос в церковной истории, в его развитии и современной научной постановке» (ПО. 1877. 12. С. 611-638), выступили офиц. оппоненты: проф. А. П. Лебедев и доц. Н. И. Лебедев (Журналы Совета МДА за 1877 г. М., 1878. С. 170-172, 187-189), а также редактор ж. «Душеполезное чтение» прот. В. П. Нечаев (впосл. Костромской еп. Виссарион ), проф. А. С. Павлов и др. Диспут продолжался более 4 ч., он положил начало длительной полемике И.-П. с А. П. Лебедевым. Степень д-ра богословия И.-П. была утверждена Святейшим Синодом 14 июня 1878 г. Сочинение высоко оценил нем. богослов А. фон Гарнак (ThLZ. 1877. N 25; то же на рус. яз.: ПО. 1878. Т. 1. 3. С. 463-471), отметивший у автора «трезвый взгляд, любовь к истине, необыкновенные знания и в особенности критическую проницательность». Гарнак довольно подробно пересказал основные положения сочинения (особенно глав о сщмч. Ипполите), считая важным ознакомить с ним нем. ученых. По мнению М. С. Корелина , И.-П. был «по преимуществу критиком», в этом проявился не только склад его ума, но и состояние церковно-исторической науки его времени. Полемику с Лебедевым после смерти И.-П. возобновил в 1899 г. на страницах «Московских ведомостей» зять последнего прот. мч. Н. П. Добронравов (впосл. архиеп. Владимирский Николай ).

http://pravenc.ru/text/200519.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010