Сверх того, князь Александр Полубенский уступил Марии Юрьевне часть имения, принадлежавшего сестре её, а его жене Софии Юрьевне – в Звоне Великом Дубровицком 119 . Кроме этих вотчинных имений Мария Юрьевна Гольшанская имела в своём распоряжении обширные имения, записанные ей покойными мужьями Андреем Монтольтом и Михаилом Козинским. По литовским законам, жених пред свадьбой давал веновую запись, которою он записывал третью часть своего недвижимого имущества невесте, для обеспечения приданного (Stat. Lit. 1566 г., rozd. v, art. 1 и 2). По смерти мужа, вдова владела имением, записанным ей веновою записью, до тех пор, пока наследники мужа не выплачивали ей всей суммы, записанной в обеспечение приданного (Stat. Lit., rozd. v, art. 2). На основании этих законов Мария Юрьевна получила от первого своего мужа Монтольта имения Жирмовы и Болотеники в повете Лидском и Орловкишки в повете Ошмянском 120 , а от второго мужа – Козинского – имение Осмиговичи в повете Владимирском 121 . Брак Марии Юрьевны с князем Андреем Михайловичем Курбским Ярославским состоялся в 1571 году 122 . Она внесла в дом Курбского значительное движимое имущество, состоявшее в драгоценной одежде, серебряной посуде и в богатых одеждах. В её имениях – Дубровице и Болотениках – находились табуны, в которых считалось до 500 лошадей, кроме рогатого и мелкого скота 123 . Невеста Курбского отличалась набожностью. Она всегда имела при себе Евангеле в богатой оправе, Псалтырь, Евангеле учительное, Октоих и книгу, называемую Сборник. При ней неразлучно находился кипарисный ковчежец, в котором хранилось немало образов и мощи многих святых. Эта фамильная святыня князей Гольшанских получена была от патриархов Иерусалимских за дорогую цену и завещана Марии Юрьевне отцом её, князем Юрием Гольшанским 124 . Вступая в брак с княжною Голышанскою, Курбский роднился с важнейшими Литов. фамилиями, что было весьма важно для него, как для пришельца, особенно в Литве и Польше, где вельможи держали в руках своих короля и целое государство.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Teodor...

Митрополит Киевский и Галицкий, кир Онисифор Петрович, по прозванию Девочка, боясь за своих посланцев, не смел отправить позовного листа и просил у короля защиты. Король, по просьбе митрополита, послал Курбскому свой лист от 15 февраля 1581 года, в котором строго запрещал оскорблять посланцев королевских и митрополичьих словом или рукою, и приказывал вести себя учтиво и спокойно, под штрафом в 1,000 коп грошей Литовских. Тогда митрополит потребовал Курбского к себе на суд духовный, о незаконном расторжении брака с Мариею Юрьевною Гольшанскою. Вместе с Курбским потребован был и епископ Владимирский Феодосий, чтобы содействовать митрополиту в решении дела. Курбский находился в самом затруднительном положении: он развёлся с женою без законной причины и вступил в новый брак, в противность каноническим правилам. Поэтому, приговор духовного суда мог иметь для Курбского и его потомства гибельные последствия. Намерение Гольшанской очевидно клонилось не к тому, чтобы вступить в прежние супружеские права, но, чтобы брак Курбского с Александрою Семашковною был признан незаконным. Тогда дети Курбского, как рождённые в незаконном браке, не имели бы права на наследство, и Ковельское имение, по смерти Курбского, поступило бы в распоряжение короля. Видя беду неминучую и желая для своей защиты представить причину, которая, по церковным законам, давала бы право на развод, Курбский записал в актовые книги уряда Владимирского донос о прелюбодеянии бывшей жены своей княгини Марии Юрьевны Гольшанской. Слуга Курбского Иван Чернчицкий, шляхтич Зык Князский и возный Ждан Цирский свидетельствовали, что они собственными глазами видели, как княгиня предавалась этому пороку со слугою своим Жданом Мироновичем. Когда наступил окончательный срок, назначенный для явки в суд духовный, то Курбский объявил в уряде, что, по болезни, явиться к митрополиту не может. Возный произвёл следствие и нашёл Курбского в тяжкой болезни. Курбский лежал в постели и жаловался возному, что заболел на походе в имении Крипичине, с трудом привезён был на носилках в Миляновочи и с тех пор поправиться не может.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Teodor...

Некоторые, затем, предполагают, что во время общих движений славянских племён, какое-либо одно из них, поселившись сначала на известном месте, впоследствии – тихо и неслышно переходило, как бы пересовывалось из этого места – в здешнюю местность, которая отсюда и названа была Пересовницею, изменившеюся затем в Переопницу. Другие, далее, думают, что чрез эту местность некогда перегоняли рогатый скот из Полесья в Клевань на Волынь, причём здесь, подобно перекрёстному огню, со всех сторон слышались возгласы – соб! соб! (здешнее понукание рогатого скота); отсюда, быть может, и получила эта местность название Пересобницы, изменившееся потом в Пересопницу. Наконец, иные предполагают, что протекающая здесь речка Студенка, во время перехода чрез неё славянских племён, оказалась пересохшею, от чего и самую местность эту назвали Пересохницею, изменив её потом в Пересопницу 51 . Впервые в истории – Пересопница упоминается в 12 веке. Тогда она входила в состав Туровского княжества и играла немаловажную роль в княжеских междоусобицах. После смерти вел. князя Киевского Всеволода Олеговича (1139–1146), миролюбивый князь Туровский Вячеслав, узнав о восшествии на великокняжеский Киевский престол племянника своего Изяслава Мстиславича в 1146 году, вообразил, себя, по старшинству, Государем России: он захватил города Киевские и своевольно отдал г. Владимир со всею Волынью Владимиру Андреевичу, – внуку Мономаха. Посланный Изяславом Ростислав Мстиславич, брать его, князь Смоленский, изгнал Вячеслава; велел ему княжить только в Пересопнице или Дорогобуже Волынском; а наместников его, окованных цепями, вместе с Туровским епископом Иоакимом, привёл в Киев 52 . Вячеслав смирился и остался княжить в Пересопнице, затаив, однако, в сердце вражду против Изяслава. Но Изяславу недолго пришлось торжествовать. Будучи изгнан из Киева своим дядей Юрием Владимировичем, он обратился к оскорблённому им старшему дяде Вячеславу, льстил ему именем второго отца и предлагал господствовать в Киеве. Но Вячеслав держал сторону Юрия, не веря ласкам, не боясь и угроз племянника, который нашёл себе союзников в Венгерском короле Гейзе, Владиславе Чешском (Богемском) и в Лихах.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Teodor...

Волковичах) (Архив, ч. 4, т. 1, стр. 406). Ещё есть лист Сигизмунда I к князю Александру Владимировичу от 1508 года индикта 2, предписывающий ему возвратить земли: Пашинскую, Порецкую и Чигировскую – Грыню Пашиничу и Андрею Волковичу, как наследственное имение, оставшееся им от отцов их, взятых в плен татарами, под условием, что они из земель этих будут служить земскую службу наравне с другими земянами; о том же свидетельствуют другие листы, выданные позднее: в 1532 г., 1549 и 1577 годах (Архив, ч. 4, т. 1, стр. 406–407). Село Ходаки – под именем Ходаковской земли – упоминается в акте от 1646 года 18 мая в приговоре Киевского гродского суда по делу о владении Ходаковскою землёю, оспариваемою Киевским хорунжим Ремианом Ельцом у дворян Ходаковских. Суд, рассмотрев документы, представленные Ходаковскими и восстановив их генеалогию, признал Ельцу право только на пятую часть Ходаковской земли, четыре же части её признал собственностью Ходаковских (Архив, ч. 4, т. 1, стр. 89). Ещё оно – под именем села Ходаков – упоминается в акте от 1679 года 24 апреля в жалобе дворянина Луки Дубиского на дворян Ходаковских, Дидковских и других о том, что они напали на него в дороге, сильно избили и угрожали приговорить его к смерти купным судом, утверждая, что он причастен к воровству лошади, украденной Иваном-Осьмаченком Ходаковским у казака Ивана Становца; при этом сказано, что Ив. Ходаковский, украв лошадь, скрылся с ней в селе Ходаках (Архив, ч. 4, т. 1, стр. 122). Ещё оно упоминается в акте от 1719 года 25 февраля в духовном завещании дворянки Татьяны Пригарницкой из рода Ходаковских. Завещательница отказывает сыновьям и внуку своё имение и требует, чтобы наследники похоронили её тело «обычаем греко-русским«·при церкви в селе Ходаках, где покоятся все её предки (Архив, ч. 4, т. 1, стр. 390–393). Ещё оно упоминается в акте от 1719 года 16 ноября в жалобе дворян Василия и Ивана Волковских на дворянина Юрия Ходаковского о том, что он вызывал истцов дважды на поединок во время »канунов«, бывших на праздниках Воздвижения в селе Выгове и »Покровы« (вероятно: храмовой праздник) в селе Ходаках.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Teodor...

князю Литовскому, завоевавшему Волынь и княжество Киевское и подступившему уже к Овручу. Но их сопротивление оказалось напрасным. В 1321 году Гедимин взял приступом город и замок, и разрушил его и храм Св.-Васильевский, перевёл сюда жителей из Литвы и расселил их по городам и сёлам. В 1341 году Гедимин умер и г. Овруч вместе с Киевом и Житомиром достался сыну его Ольгерду, который, став вел. князем Литовским, назначил туда Миндовга – князя Ольшанского. Пред смертью, в 1377 году, Ольгерд разделил вел. княжество Литовское между своими сыновьями, причём Киев, Житомир и Овруч достались сыну его Владимиру Ольгердовичу. Но в 1394 году Витовт, захвативши великокняжескую власть в свои руки, соединившись со Свиргайлом, вторично взял Овруч, который, вероятно, не хотел признавать его власти, отнял его у Владимира и отдал Свиргайлу. Таким образом Овруч окончательно был присоединён к Литве, утратив навсегда свою независимость. После смерти Свиргайло, Овруч, принадлежа великому княжеству Литовскому и завися от Киева, был управляем Киевским наместником. В 1399 году Эдигей – военачальник Тамерлана, разбив Витовта при р. Ворскле, опустошил княжество Киевское и Волынь, в том числе и г. Овруч. В 1470 году король польский Казимир Ягеллонович переименовал княжество Киевское в воеводство Киевское и присоединил некоторые города Волыни – Житомир, Овруч и другие, которые названы были старостами и – с этих пор Овруч постоянно управлялся старостами. В 1569 году на Люблинском сейме, при Сигизмунде Августе – короле польском, Литва, а с ней Волынское и Киевское княжества окончательно были присоединены к Польше, причём Овруч назначен был поветовым (уездным) городом 242 со старостинским управлением. Тогда же постановлено было, чтобы сеймы – для избрания 6 послов и 2 депутатов в королевский трибунал и комиссара в Радом – поочерёдно состоялись то в Житомире, то в Овруче. В конце 16 и начале 17 веков Овручским старостою был Михаил III князь Вишневецкий, известный ревнитель православия: он умер в 1615 году и погребён в Вишневце; он почти не жил в Овруче, a его наместник, вероятно, управлял староством.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Teodor...

Король Сигизмунд, рассмотрев представленные ими грамоты – Князя Александра (Олелька) Владимировича, Вел. князя Витольда, короля Казимира; также раздельный акт, составленный воеводами: виленским – Юрием Николаевичем Радзивиловичем и киевским – Андреем Якубовичем Немировичем, подтверждает им право на потомственное владение землями, в том числе дворянам Мошковским – на владение грунтом или землями Мошковскими (между рр. Норынью и Жеревом), с обязанностью служить конем военную господарскую земскую службу наравне с другими земянами Киевской земли и с освобождением их от всяких других повинностей (Архив, ч. 4, т. 1, стр. 16–17). Ещё оно – под именем села Мошек – упоминается в акте от 1544 года 30 августа в решении королевского суда по делу между киевскими земянами: Хомою Мошковичем – одним из владельцев села Мошек, и Василием Ушапом с одной стороны, и овручским старостою Криштофом Кмитичем с другой стороны. Король, рассмотрев предъявленные ему документы и собрав показания свидетелей, признал Мошковских и Ушаповских земянами и запретил овручским старостам требовать с них боярской повинности и подчинять их земскому суду (Архив, ч. 4, т. 1, стр. 32). Ещё оно упоминается в акте от 1545 года в описи овручского замка, с перечислением приписанных к нему бояр, мещан, крестьян и земель, а также повинностей и даней, приносимых в пользу замка; здесь перечисляются, между прочим, ордынские слуги из села Мошек: «Яков Артюхович, Антон Андреевич, Харитон, Макар, Антон Яковичи, Василь Василевич, дымов шесть, служба» (Архив, ч. 4, т. 1, стр. 44). Ещё оно – под именем села Мешковец – упоминается в той же описи Овручского замка от 1545 года, где, между прочим, сказано: «Орены Костюшковцы... дворец у Мешковцах, пашня, наймом пашет» (Архив, ч. 4, т. 1, стр. 47). Ещё оно – под именем села Мошек – упоминается в акте от 1617 года 19 января в решении киевского земского суда по делу между овручским старостою Павлом Руцким и дворянами – Васьковскими, Ушаповичами, Барановичами, Гошовскими, Болсуновичами, Черногубовскими и Мошковскими, заселяющими село Мошки, о том, что овручский староста, желая принудить упомянутых дворян к отправлению службы замковой и признанию над собою власти и суда старосты, послал в заселённые ими сёла отряд слуг своих, которым приказал разогнать их, и заграбить их скот.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Teodor...

III. Учрежденная по § 210 академического устава Библиотечная Комиссия, состоявшая под председательством профессора А.А. Спасского из проф. М.М. Тареева , и.д. доцента свящ. П.А. Флоренского и библиотекаря К.М. Попова, в отчетном году имела 4 заседания. Кроме рассмотрения заявлений наставников Академии о выписке новых книг, предметами занятой Комиссии были: а) составление списка периодических изданий на 1914 год, и б) составление проекта сметы по фундаментальной библиотеке на 1914 год. IV. В отчетном году из разных книгохранилищ и учреждений для профессоров и студентов в академическую библиотеку было выписано Советом Академии несколько рукописей и книга, именно: Из Императорской Публичной Библиотеки 12 рукописей и 45 книг; из Императорского Московского Публичного и Румянцевского Музея 2 рукописи и 14 книг; из Императорского Московского Археологического Общества 2 рукописи; из библиотеки Императорской Казанской Духовной Академии 4 книги; из библиотеки Императорского Университета св. Владимира 1 книга; из библиотеки Императорской Киевской Духовной Академии 1 рукопись и 3 книги; из библиотеки Императорской С.-Петербургской Духовной Академии 8 рукописей и 4 книги; из библиотеки Свято-Троицкой Сергиевской Лавры 15 рукописей; из библиотеки Попечительства о трудовой помощи 9 книг; из Волынского Церковно-Археологического Общества 1 руко- —749— пись; из Московской Синодальной Библиотеки 7 рукописей; из Вологодской Духовной Семинарии 1 рукопись. – Из академической библиотеки в отчетном году было выслано: в Императорскую Академию Наук 4 рукописи; в Императорскую Археографическую Комиссию 2 рукописи; в Императорскую Киевскую Духовную Академию 11 книг; в Императорскую С.-Петербургскую Духовную Академии 1 рукопись; в Московскую Синодальную Библиотеку 1 рукопись; в Вифанскую Духовную Семинарию 12 книг; в Оренбургскую Духовную Семинарию 3 книги; Наблюдателю церковных школ Костромской епархии 2 книги. В разное время, частью занимались в академической библиотеке, частью осматривали ее: Преосвященный Евфимий, Епископ Барнаульский, Почетные Члены Академии Проф. В.А. Соколов и Проф. И.А. Татарский, Ректор Болгарского Университета в Софии В.И. Златарский и доцент того же Университета И. Иванов , Приват-доцент Гельсингфорского Университета В.Й. Мансикка, Приват-доцент Казанского Университета Л.И. Пономарев, Rev. W. St. Frere, М.Е. Atlony, Ch. Brocklebank, M.R. Carpenter, Доктор Медицины Д.С. Трифановский, Протоиерей А. А. Беляев , Библиограф В.А. Андреев, Земский Начальник Зарайского уезда Рязанской губернии Н.А. Золотухин, Преподаватель Коммерческого Училища в г. Екатеринодаре И.Д. Волков, Студент Императорского Казанского Университета Б. Зевалин, Слушатели Императорского Московского Археологического Института Диакон В. Мансветов и С.Н. Дурылин, Два старообрядца из с. Городца Нижегородской губернии, Женщины-врачи Е. Чернавская, Д. Гурланд и З. Казанцева, экскурсия воспитанниц женской гимназии г. Пошехонья Ярославской губернии».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

12.269 Екатеринбургская Екатеринославская Казанская Калужская Кишиневская 10.965 Костромская Курская 11.675 13.905 Московская Нижегородская Новгородская Олонецкая Орловская 11.311 14.529 Пензенская Пермская Полтавская 11.628 16.051 Псковская Рязанская Самарская 17.237 25.952 С.-Петербургская Саратовская 13.938 21.518 Симбирская Смоленская 14.682 Таврическая Тамбовская 11.150 14.788 Тверская 10.158 Тульская 15.585 Уфимская Харьковская Херсонская 10.495 13.215 Черниговская 11.919 1.8331.112 13.752 Ярославская 11.146 232957 52.856 285.813 Примечание 1. Вологодская: 5 уездов, состоящих в ведении Епарх. Учил. Сов. и 5 уездов Велико-Устюжского викариатства Примечание 2. Вятская: 8 уездов, состоящих, в ведении Вятского Епарх Учил. Сов. и 3 уезда Сарапульского викариатства. II. Епархии без земских учреждений а) Европейской России Киевская 22.379 25.447 Подольская 21.619 25.121 Волынская 10.674 Могилевская 26.400 21.518 Минская 20.007 28.877 Полоцкая Литовская 3 ) 28.894 Оренбургская Астраханская Донская 11.465 15.090 Архангельская Холмско-Варшавская 152715 24.293 177.008 Примечание 3. Литовская: Виленская, Ковенская и Гродненская б) Кавказские Ставропольская Грузинская Сухумская Имеретинская Гурийско-Мингрельская Владикавказская 11.383 11.383 в) Сибирские Тобольская Томская 17.817 21.221 Омская Енисейская Забайкальская Якутская Иркутская Камчатская Туркестанская 23.117 27.679 20.554 417.012 84.871 501.883 Приложение 3 Ведомость о числе церковно-приходских школ и учащихся в них к 1 января 1898 года НАИМЕНОВАНИЕ ENAPXIЙ. ENAPXIЙ грамоты. ENAPXIU I. С земскими учреждениями Владимирская 13.685 18.037 Вологодская 1 ) 15.566 18.785 Воронежская 17.580 22.040 Вятская 2 ) 13.674 19.732 Екатеринбургская Екатеринославская 12.671 16.112 Казанская 10.936 Калужская 12.816 16.569 Кишиневская Костромская Курская 14.263 17.964 Московская 11.524 16.664 Нижегородская 11.692 Новгородская 10.623 14.590 Олонецкая Орловская 12.502 16.081 Пензенская Пермская Полтавская 13.892 20.387 Псковская Рязанская

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

Евгений (Ждан) 31.05.1987 хирот. во еп. Тамбовского и Мичуринского; с 25.02.1991 в сане архиепископа. Евгений (Зернов) с 11.07.1914 еп. Приамурский и Благовещенский; с 30.11.1923 в сане архиепископа; с 27.08.1923 под арестом; 1924–1926 в Соловецком лагере; 1926–1929 в ссылке; с 26.08.1930 архиеп. Белгородский; с 1931 г. архиеп. Котельнический, вик. Вятской епархии; с 8.09.1933 архиеп. Вятский и Слободской; с 3.05.1934 митр. Горьковский; с 1935 г. в заключении; расстрелян 20.09.1937. Евгений (Кобранов) 27.03.1926 хирот. во еп. Муромского; с 15.09.1927 еп. Балашевский, вик. Нижегородской епархии; с 14.12.1927 еп. Ростовский, вик. Ярославской епархии; с 22.11.1933 уволен на покой; расстрелян в окт. 1937 г. Евгений (Мерцалов) с 14.06.1912 еп. Юрьевский, вик. Владимирской епархии; с 1919 г. еп. Олонецкий; убит ок. 1920 г. Евгений (Решетников) 16.04.1994 хирот. во еп. Верейского, вик. Московской епархии. Евдоким (Мещерский) с 29.07.1914 архиеп. Алеутский и Североамериканский; с 1919 г. архиеп. Нижегородский; с 16.07.1922 в обновленческом расколе; † 10.05.1935 без покаяния. Евлампий (Краснокутский) 30.09.1917 хирот. во еп. Александровского и Павлоградского, вик. Днепропетровской епархии; † 1922. Евлогий (Георгиевский) с 14.05.1914 архиеп. Волынский и Житомирский; с 1919 г. в эмиграции; с марта 1921 г. управ. русскими западноевропейскими приходами; с 10.06.1930 уволен от управления; с 1931 г. в юрисдикции Конст. П.; 2.09.1945 воссоединился с РПЦ; † 8.08.1945. Евлогий (Марковский) 23.07.1942 хирот. во еп. Винницкого; с 1943 г. в эмиграции; † 24.03.1951. Евлогий (Смирнов) 11.11.1990 хирот. во еп. Владимирского и Суздальского; с 25.02.1995 в сане архиепископа. Евмений (Хорольский) 28.02.1954 хирот. во еп. Черновицкого и Буковинского; с 9.12.1958 архиеп. Житомирский и Овручский; † 25.08.1967. Евсевий (Гроздов) с 17.04.1912 еп. Псковский и Порховский; с 25.04.1918 в сане архиепископа; с 1924 г. управ. Нарвской епархией; † 12.08.1929. Евсевий (Никольский) с 6.05.1906 архиеп. Владивостокский и Приморский; с 1920 г. митр. Крутицкий; † 18.01.1922.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Через два дня его рукоположили во иеродиакона, а 17 (30) октября – в сан иеромонаха. Отца Афанасия назначили преподавателем литургики и гомилетики в Полтавскую духовную семинарию. Перед отъездом 28 октября 1912 года он первый раз за литургией во Владимирском Успенском кафедральном соборе как иеромонах сослужил архиепископу Николаю (Налимову). В Полтаве молодого преподавателя сразу отметили, оценили его способности: в августе 1913 года отца Афанасия повысили в должности – он был назначен смотрителем Клеванского духовного училища Волынской епархии. Сердце, однако, тянуло на родину. В сентябре 1913 года иеромонах случайно узнал, что во Владимирской семинарии требуется преподаватель как раз по его предметам. Шанс оказаться на родине упустить было никак нельзя. Подать прошение о переводе обычным путем значило потерять время и не добиться желаемого. Будущий владыка решается на отчаянный шаг. Он тут же берет благословение, едет в столицу и прямо с вокзала – к обер-прокурору Синода Владимиру Карловичу Саблеру. Сановник в парадной форме находился в кабинете последние минуты. Он должен был ехать куда-то сопровождать государя. Вот в этот момент и предстал перед ним отец Афанасий. Иеромонаха не смутил высокий пост вельможи, не ослепил блеск золотого шитья и орденов, он быстро, четко и с достоинством изложил свою просьбу. Саблер справился у секретаря, подписано ли назначение преподавателя во Владимирскую семинарию, и, получив отрицательный ответ, тут же без всяких проволочек сделал распоряжение внести в приказ имя иеромонаха Афанасия (Сахарова) и подписал бумагу. Обер-прокурору явно понравился молодой человек. Он по-отечески осведомился: «А где вы остановились?» – «Да я прямо с вокзала». – «Ну вот что, батенька, вам в гостинице останавливаться неудобно. Я вам дам записку в Александро-Невскую лавру. Там вам будет хорошо». Такой прием и решение, которое изменило всю судьбу, наверное, были знаком свыше. Господу было угодно, чтобы молодой иеромонах оказался во Владимире – там начиналась новая страница его особой судьбы.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010