Г. Новоград-Волынск лежит при впадении рч. Смолки в р. Случь. Древнее название этого города – Возвягль, Взвягль, Звяголь и Звеголь (в древних актах). Простой парод и до сих пор называет его Звягель 146 . Под именем Звягеля он упоминается в летописях под 1257 годом и издревле принадлежал к Владимирскому княжеству. В этом именно году Галицко-Волынский князь (король) Даниил Романович, очищая свою землю от татар и выгоняя их из пределов её, сжёг город Взвягль, а жителей его разделил между братом своим Василько Романовичем и своими сыновьями за то, что они сначала было поддались Даниилу и приняли тивуна (судью) от его сына Шварна, но потом – не дали ему тивунить и заперли свои ворота пред Галицким королём. Любопытно, что в эту смутную эпоху нашлись русские города, предпочитавшие непосредственную зависимость от татар господству русского князя. Вероятно татары, кочевавшие неподалёку от тех мест, обложив некоторые Волынские города известною данью и пощадив их от новых разорений за их покорность, на первое время не вмешивались в их внутренние дела, т. е. предоставляли им самоуправление; а жители их или боялись навлечь на себя новые татарские погромы, подчинившись возмутившемуся против татар Государю (Даниилу), или же легкомысленно считали возможным процветание под непосредственною татарскою зависимостью, при отсутствии княжеских тиунов и других нелюбимых чиновников древней Руси 147 . В начале 16 столетия г. Звягель имел особых Звягельских князей. Потом город этот, сохраняя название Звягеля, был поместьем графини Зубовой, урождённой Любомирской. В 1795 году, после присоединения Волыни к России, город этот с достаточным пространством выгодной земли был приобретён в казну за 333,570 рублей и переименован в Новоград-Волынск, причём предполагалось сделать его губернским городом и поместить в нём губернские присутственные места. Но это предположение осталось не исполненным по причине больших денежных сумм, нужных для построения всех присутственных мест, между тем как в Житомире для этой цели находилось старое по-монастырское иезуитское здание, где и поместились эти места. В 1804 году губернским городом был объявлен Житомир, а Новоград-Волынск остался уездным 148 . У города – всей земли 6,633 десятины 942 сажени.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Teodor...

4 Ипатск. Летоп. под 1243 г.. Даниил Романович, услышав, что Батый идет назад из Венгрии, поехал из Холма, в который перенес свою столицу из Угровска, к брату своему Васильку во Владимир и взял с собой Кирилла (нареченного) митрополита. 5 Кроме епархии Угровской в области Галичско-волынской были еще три епархии: Галичская, Перемышльская и Владимирская. Тогдашние епископы Галичский и Владимирский известны нам во имени (I тома 1-я половина, стрр. 552 и 573; епископ Перемышльский неизвестен по имени, но его нельзя предполагать, потому что он был враг Даниила (Ипатск. лет. под 1241 г. sub fin., 2 изд. стр. 527 fin., точно так же, как и епископ Галичский, ibidd. непосредственно выше). После собственных епископов области Галичско-волынской не невозможно впрочем думать еще на двух епископов, это – Юрьевского и Белгородского, епархии которых прекратили свое существование, нет сомнения, в нашествие Монголов, но которые могли пережить свои епархии и имена которых неизвестны. – Предполагать, чтобы митр. Кирилл был тот печатник Даниила Романовича, который является при нем в 1241 г. (Ипатск. лет. под этим 1241 г.), мы не видим никакого действительного основания. Печатник Кирилл представляется нам как человек военный почти одновременно с тем, как избран был митрополит. 6 Ипатская летопись говорит о путешествии Даниила в Орду под 1250-м годом. Но Плано-Карпини, бывший у брата Даниилова Васильки в начале 1246-го года, ясно свидетельствует о Данииле, что он был тогда у Батыя. Да и сама летопись говорит, что во время проезда Даниилова к Батыю через Киев в последнем сидел боярин Владимирского великого князя Ярослава Всеволодовича, а Ярослав умер в 1246-м году (О путешествии Кирилла летопись говорит как об имевшем место после путешествия Даниилова в Орду; но в 1250-м году Кирилл но только уже возвратился из путешествия, но и прибыл уже во Владимирскую Русь). Что Даниил возвратился от Батыя в Феврале-Марте 1246-го года, см. ниже в речах об его сношениях с папой. 7 Что Ипатская летопись говорит совершенную неправду, будто Кирилл отправился к патриарху на поставление в 1250-м году, это видно из сказанного сейчас выше. Пошед на поставление через Венгрию, он настоятельно прошен был Венгерским королем принять на себя старания об устроении брака между дочерью его – короля и сыном Даниила, на что согласился и для чего возвращался и Галицию, – Ипатск. лет. ibid. Венгерские историки относит этот брак к 1215-му году, – Geschichte von Ungarn Фесслера, в обработке Клейна, I, 392; но это также несправедливо.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

§ 8. Хотя епископов мы видим в России еще при первом митрополите Михаиле, однако они тогда не имели для себя определенных кафедр и округов. Разделение России на епархии произошло при митрополите Леонтии, по предварительному совещанию с князем Владимиром 146 . Впрочем, при жизни последнего было открыто не больше 8 епархий. После же него к началу следующего периода появилось вновь еще столько же; но зато одна из ранее существовавших, именно Тмутараканская, закрылась вследствие наплыва сюда половцев, так что всех епархий осталось 15, если не считать митрополичьей, именно: Новгородская, Черниговская, Переяславская, Владимиро-Волынская, Туровская, Полоцкая, Смоленская, Галичская, Рязанская, Владимиро-Кляземская, Перемышльская, Ростовская, Белгородская, Юрьевская и Угорская. Большей частью их пределы совпадали с пределами удельных княжеств, и епископские кафедры обыкновенно бывали в удельных стольных городах. Исключение в этом отношении представляли собственно 3 последние епархии. Епархии вообще были очень велики; особенно выдаются такие, как Новгородская, Ростовская (до отделения от нее Владимиро-Кля-земской), Черниговская (преимущественно вначале) и Владимиро-Волынская; самыми незначительными были Юрьевская, Белгородская и Переяславская, кафедры которых были недалеко от Киева 147 . § 9. По правам все епископы были равны между собой; но некоторые из них носили особенные титулы; именно переяславский – титул митрополита как занимавший прежнюю митрополичью кафедру, новгородский с 1165 г. титул архиепископа, в силу гражданского значения Новгорода. Епископ в принципе есть духовный начальник над своей паствой и духовный ее судья; власть его поэтому двояка: административная и судебная. В частности, эта власть выражалась в следующих правах: 1) высший надзор за епархией, особенно за духовенством, 2) издание грамот или словесных приказов касательно церковных дел в епархии, 3) созвание духовных лиц на съезды, 4) поставление духовных лиц и 5) церковный суд. Вообще права епископа у нас были те же, что и в Греции; но действительное положение его у нас было гораздо выше. Он чувствовал себя, с одной стороны, независимее от митрополита, с другой – выше над своим духовенством, чем это было в Греции, где епархии были несравненно меньше по объему и оттого епископы – ниже по епархиальному положению и менее начальственны. Но что самое важное, – это именно то, что наши епископы пользовались гораздо более широкой юрисдикцией, чем греческие. Расширение это к концу домонгольского периода состояло в следующем.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Dobr...

Владимир (Благоразумов Иосиф), еп. б. Приамурский и Благовещенский Родился 3 апреля 1845 года в семье диакона Пензенской епархии. По окончании среднего образования в Пензенской духовной семинарии 14 ноября 1866 года был возведен в сан иерея и назначен священником в уездный город Городище, Пензенской епархии. В 1878 году овдовел. Желая получить высшее богословское образование, поступил в Казанскую духовную академию в том же году. В 1882 году окончил курс академии с дипломом кандидата богословия и с правом получения степени магистра. С 1882 года был смотрителем сначала во втором, а затем и в первом Пензенском Духовном училище. 1887 г. – преподаватель Волынской духовной семинарии. 14 авг.1888 года принял монашество и занял должность преподавателя Св. Писания и Волынской духовной семинарии. На Волыни иеромонах Владимир обратил на себя внимание своими внебогослужебными чтениями и собеседованиями, которые ввел в уездном городе Кременчуге. В скором времени он был избран председателем Совета Богоявленского Свято-Николаевского Братства и редактором «Почаевского Листка». В 1891 г. был переведен в Кишеневскую духовную семинарию, где состоял преподавателем Св. Писания и одновременно был членом Кишиневского миссионерского общества и Трехсвятского Братства. Будучи преподавателем, иеромонах Владимир защитил диссертацию на тему: «Св. Афанасий Александрийский , его жизнь, учено­литературная и полемико-догматическая деятельность». За это сочинение в 1896 году ему была присвоена степень магистра богословия. По отзыву профессора Л.Писарева магистерское сочинение иеромонаха Владимира послужило к изучению одного из важнейших периодов церковно-исторической жизни IV века, именно, периода борьбы св. Афанасия Александрийского с савелианством, арианством, аполлинарианством и духоборчеством, – словом с теми ересями, которые на протяжении IV-ro века старались распространять в обществе ложное учение о Лице Сына Божия и Св.Духа. В данном случае автор ставит себе самую широкую задачу. Все русские биографы, касаясь жизни и деятельности св. Афанасия, обыкновенно не делали более или менее подробного обзора его литературной деятельности. Иеромонах Владимир со своей стороны восполнил этот пробел. В связи с тем или иными фактами жизни и деятельности св. Отца, он указывает и самые литературные произведения последнего. Он довольно обстоятельно, хотя и в сжатой форме, передает содержание их, отмечает особенности их догматико-полемического характера, устанавливает более или менее ясно и определенно вопрос о времени их написания и действительной принадлежности их св. Афанасию. В этом последнем отношении сочинение иеромонаха Владимира по справедливости может считаться заметной новинкой в нашей бедной патриотической литературе, хотя и не имеет самостоятельного характера.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Особенно обширной была география оконченных клириками Донской епархии духовных семинарий. На первом месте по количеству выпускников была Донская духовная семинария (459 выпускников и 122 не окончивших курс обучения, что составляет 30 % духовенства Донской епархии). После Донской духовной семинарии по количеству выпускников шла Воронежская духовная семинария: ее окончили 161 клирик и 22 не окончили курс обучения (9,4 %). Окончивших Воронежскую духовную семинарию с удовольствием принимали в Донскую епархию и в течение 2-х лет рукополагали в священника, хотя у выпускников Донской духовной семинарии этот процесс растягивался на более продолжительный период времени (имеются в виду окончившие семинарию по второму разряду). Астраханская духовная семинария дала Донской епархии 29 выпускников и 5 не окончивших курс; Тамбовская духовная семинария 25 и 3 не окончивших; Саратовская духовная семинария 11 и 1 не окончивший; Екатеринославская духовная семинария 9 выпускников и 4 не окончивших курс обучения. Как видно, донцы предпочитали обучаться в семинариях, удобно расположенных в географическом отношении. Перечисленные учебные заведения находились в пределах досягаемости как для детей духовенства Донской епархии, так и других жителей Области Войска Донского, желавших войти в духовное сословие. Прибывшие на Дон иногородние клирики были выпускниками Владимирской духовной семинарии (6 выпускников), Тульской (5 чел.), Александровской миссионерской духовной семинарии (4 чел.), Симбирской семинарии (4 чел.), Ставропольской (4 чел.), Киевской (3 чел.), Харьковской (3 чел.), Уфимской (3 чел.), Вологодской (2 чел.), Рязанской (2 чел.), Смоленской (2 чел.) По одному выпускнику дали Донской епархии Санкт-Петербургская, Московская, Волынская, Иркутская, Калужская, Минская, Новгородская, Одесская, Оренбургская, Орловская, Самарская, Томская, Холмская, Черниговская и Ярославская духовные семинарии 269 . Как видно, география духовных учебных заведений довольно обширна. Это было связано скорее не с желанием донского духовенства обучать детей в удаленных семинариях, но с притоком на Дон как лиц в священном сане, так и кандидатов на рукоположение из самых разных мест Российской империи.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Митрополит Киевский Владимир благословил проведение Всеукраинского фестиваля духовной песни 12 апреля, 2013. Новостная служба Целью фестиваля, проведение которого курирует митрополит Волынский и Луцкий Нифонт, является сбор средств для обездоленных детей Волыни. 12 апреля. ПРАВМИР. 10 апреля 2013 года Блаженнейший мирополит Киевский и всея Украины Владимир в своей резиденции в Свято-Успенской Киево-Печерской лавре принял председателя Информационно-просветительского отдела Волынской епархии протоиерея Валентина Марчука. В ходе беседы митрополит Владимир благословил проведение IV Всеукраинского фестиваля духовной песни «Волынский благовест» в рамках празднования 1025-й годовщины Крещения Руси, сообщает сайт Украинской Православной Церкви . Целью фестиваля, проведение которого курирует митрополит Волынский и Луцкий Нифонт, является сбор средств для обездоленных детей Волыни. Подготовку мероприятия осуществляет координационный совет Волынской епархии. Фестиваль пройдет на стадионе «Авангард» г. Луцка с участием известных украинских исполнителей. В прошлом году в рамках фестиваля было собрано 260 тыс. гривен (более миллиона рублей), помощь получили более 100 нуждающихся семей. Митрополит Владимир присоединился к этой благотворительной акции и передал собственные средства для детей-сирот. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 10 октября, 2023 7 июня, 2022 29 мая, 2022 29 мая, 2022 28 мая, 2022 28 мая, 2022 27 мая, 2022 23 мая, 2022 29 марта, 2022 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!

http://pravmir.ru/mitropolit-kievskij-vl...

Из церковнослужителей же, в которых также чрезвычайно нуждалась Полоцкая епархия, перемещались такие, «кои не разумели причетнических предметов или с разумением оных соединяли неблагонравие. И хотя они были отрекомендованы своим начальством не худо, но по перемещении оказались неодобрительными и могли быть оставлены только по неизбежной нужде». 12-го ноября 1834 г. в Св.Синоде состоялось такое постановление: 1) выслать из других епархий в Полоцкую для занятий священнических мест 20 человек, окончивших семинарский курс, обучавшихся на казенном содержании, и для занятия причетнических должностей – 30 из не окончивших курса; 2) командировать на один год 10 образованных священников, из Смоленской епархии трех, Псковской – трех и Волынской – четырех. Содержание командируемым было назначено такое: окончившим курс семинарии – 240 р., не окончившим, способным занять диаконские места, – 120 руб., причетнические – 60 р.асс. в год. Кроме жалованья полагалось единовременное пособие: первым по 400 р., вторым по 200 р., третьим по 100 р. Командированным на один год священникам положено было жалованье по 75 р. в месяц. Синод поручил Комиссии духовных училищ выслать указанное число кандидатов в течение двух лет. В 1835 г. начали прибывать кандидаты на священно-церковно-служительские должности из епархий: Калужской, Смоленской, Киевской, Орловской, Рязанской, Владимирской и Воронежской. Однако, быстро увеличивавшееся, вследствие частых воссоединений, число приходов Полоцкой епархии, а одновременно с этим и усилившаяся нужда в большем числе новых кандидатов побудили пр.Смарагда в марте 1836 г. снова просить Синод о высылке, кроме командированных уже, еще 20 человек для занятий священнических мест, пяти – для диаконских и 35 – для причетнических. Синод исполнил просьбу пр.Смарагда, поручив Комиссии духовных училищ командировать в Полоцкую епархию 60 кандидатов, предоставив им право через 4 года возвратиться в родные епархии. Независимо от этого, 10 священников, отслужившие один год и не пожелавшие остаться в Полоцкой епархии, были заменены новыми.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Shavel...

Обратил на себя внимание внебогослужебными чтениями и собеседованиями, был редактором «Почаевского листка». В 1891 г. был переведён в Кишинёвскую семинарию. Дале, он — епископ Сарапульский викарий Вятской епархии (1901), епископ Михайловский викарий Рязанской епархии (1902), епископ Благовещенский (1906). Уволен на покой по болезни в 1909 г. . Иеромонах Владимир действительно был на праздновании 900-летия Волынской епархии, проходившем 10, 11 и 12 мая 1892 г. во Владимире Волынском . Примечательно, что личные отношения с епископом Антонием он сохранил и гораздо позже. В Российской государственной библиотеке имеется экземпляр его книги проповедей с дарственной надписью «Его Преосвященству, Преосвященнейшему Епископу Антонию — в знак благодарной памяти сослужения на Волыни — усерднейше и почтительнейше подносит автор, ныне Епископ Срапульский Владимир. 12 февраля 1901 г.». О дальнейшем развитии отношений викария с ректором письма не сообщают. Однако в конце 1893 г. архим. Симеон назначается епископом Глазовским, викарием Вятской епархии. А в 1894 г. епископа Антония назначают на Вологодскую кафедру. Об этом начальник Синодального архива А. Н. Львов сделал в дневнике следующую запись: «В Вологду перевели Антония из Кременца — это человек слишком молодой и все говорят — ненормальный…» . Вологда. Никифор Александрович Ильинский О вологодском периоде служения епископа Антония имеются замечательные по своей достоверности и сдержанной взвешенности воспоминания многолетнего помощника инспектора Вологодской семинарии Никифора Александровича Ильинского «Из далёкого прошлого» . Сын священника села Вознесенье на Вохме (совр. с. Вохма) Николького уезда Вологодской губернии Никифор Александрович в 1884 г. закончил Вологодскую семинарию, с 1885 г. надзиратель, а с 1889 г. помощник инспектора в Вологодской семинарии. Несколько раз намеревался принять священный сан, но так и остался мирянином. С 1918 по 1921 г. был секретарём в Рабкрине, затем учителем в «школе 2 ступени и медтехникуме».

http://bogoslov.ru/article/6174623

Г) Согласно указаниям Церковной истории и многочисленным каноническим определениям (например IV Всел. Соб. 17-е пр.; VI Всел. Соб. 38-е пр.), при решении вопроса о том, где должны быть митрополии, должно руководиться, во-первых, гражданским делением государства (древние диоцезы, нынешние генерал-губернаторства и подобные им административные единицы), а во-вторых – сравнительной древностью и авторитетом епископии. По нужде, как было и прежде, так могут быть сделаны и теперь некоторые отступления. Сообразуясь с такой точкой зрения, деление российской Церкви на округа можно предположить в таком виде: 1) Митрополия Московская 90 включающая в себя епархии коренного великорусского центра: Московскую, Владимирскую, Рязанскую, Ярославскую, Тверскую, Костромскую, Калужскую, Тульскую, Курскую, Орловскую и Смоленскую. 2) Митрополия Киевская 91 обнимающая епископии с малорусским (преимущественно) населением: Киевскую, Черниговскую, Полтавскую, Харьковскую, Подольскую, Волынскую и Воронежскую. 3) Митрополия С.-Петербургская 92 , обнимающая северо-запад и север европейской России со включением Финляндии (по малочисленности её православного элемента), т. е. епархии: С.-Петербургскую, Новгородскую, Псковскую, Олонецкую, Рижскую, Архангельскую, Вологодскую и Финляндскую. 4) Митрополия Новороссийская (Одесса), включающая в свой район край степной европейской России, т. е. епархии: Херсонско-Одесскую, Таврическую, Екатеринославскую, Кишиневскую и Донскую. 5) Митрополия Виленская с губерниями Белорусско-Литовского края и русской Польши, которая, подобно Финляндии, имеет особого генерал-губернатора, но по тем же соображениям не имеет основания для особой митрополии. Сюда должны войти епархии: Литовско-Виленская, Полоцко-Витебская, Гродненская, Минская, Могилевская, Варшавская и Холмская. 6) Митрополия Кавказская в приблизительном объёме нынешнего экзархата, т. е. епископий: Карталинско-Кахетинской, Гурийско-Мингрельской, Имеретинской, Сухумской (Горийской, Алавердской) и Владикавказской.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Епарх. Учил. Сов. и 5 уездов Велико-Устюжского викариатства Примечание 2. Вятская: 8 уездов, состоящих, в ведении Вятского Епарх Учил. Сов. и 3 уезда Сарапульского викариатства. II. Епархии без земских учреждений а) Европейской России Киевская 20.569 23.571 Подольская 11.198 16.764 Волынская 10.079 11.457 Могилевская 30.089 32.892 Минская 23.969 26.098 Полоцкая Литовская 3 ) 26.000 31.615 Оренбургская Астраханская Донская 13.075 18.129 Архангельская Холмско-Варшавская 155945 31.335 187.280 Примечание 3. Литовская: Виленская, Ковенская и Гродненская б) Кавказские Ставропольская 10.024 Грузинская Сухумская Имеретинская Гурийско-Мингрельская Владикавказская 11.083 15.853 в) Сибирские Тобольская Томская 12.167 15.179 Омская Енисейская Забайкальская Якутская Иркутская Камчатская Туркестанская 19.579 24.310 21.614 445243 107239 552.482 Приложение 5 Ведомость о библиотеках для внеклассного чтения при школах церковно-приходских к 1 января 1897 года НАИМЕНОВАНИЕ Число. Продолжительность существования библио- библио библиотек библио ENAPXIЙ теками пользу- населе- сведе- ENAPXIU I. С земскими учреждениями Владимирская 15.232 Вологодская 1 ) 37.618 Воронежская Вятская 2 ) 28.604 Екатеринбургская 12.493 Екатеринославская 17.387 Казанская 10.396 Калужская Кишиневская Костромская Курская Московская 23.150 Нижегородская 14.125 Новгородская 15.388 Олонецкая Орловская 13.546 Пензенская Пермская Полтавская 11.675 Псковская Рязанская 20.917 Самарская 12.249 С.-Петербургская Саратовская Симбирская Смоленская 11.238 Таврическая Тамбовская 32.526 Тверская 11.245 Тульская 14.212 Уфимская Харьковская 13.173 Херсонская Черниговская Ярославская 18.054 421.463 Примечание 1. Вологодская: 5 уездов, состоящих в ведении Епарх. Учил. Сов. и 5 уездов Велико-Устюжского викариатства. Примечание 2. Вятская: 8 уездов, состоящих, в ведении Вятского Епарх Учил. Сов. и 3 уезда Сарапульского викариатства. II. Епархии без земских учреждений а) Европейской России Киевская 129.939 Подольская 44.854 Волынская 47.774

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010