Духовная власть не могла противодействовать укоренившемуся обычаю и дозволяла развод без дальнейшего исследования. На таком основании и Курбский получил развод от епископа Владимирского Феодосия, без всяких причин, по которым церковные законы дозволяют расторжение брака. Кончив дело о разводе, Курбский отправил Марию Юрьевну из своего дому, со всею учтивостью, в своей коляске, запряжённой четвёркой лошадей. Дворовые люди Марии Юрьевны, как наёмные слуги, так невольники и невольницы, не хотели следовать за своей княгиней, изменили ей и остались у князя Курбского. Развод не примирил родственников Марии Юрьевны с князем Курбским и не прекратил раздоров. Как только Мария Юрьевна приехала в свою квартиру, то Николай Сопега, воевода Минский, хотел завладеть экипажем Курбского, перебил кучеру руки и ноги, ругал Курбского неприличными словами и, объявив месть, грозил лишить его жизни. Мария Юрьевна не осталась также в покое. Получив документы на имения и избавившись от строго мужа, она в тот же день подала в уряд несколько жалоб. Мария Юрьевна жаловалась, что Курбский, отпуская её из своего дому, удержал её людей и движимое имущество; что он, посадив её в заключение, бил палкой и таким образом вынудил у неё насколько десятков бланковых листов за её печатью и подписью; что на этих листах Курбский писал от её имени договоры, совершал меновые и дарственные записи. Наконец Марья Юрьевна жаловалась, что Курбский, удержав её служанку Райну Федоровну, мучил её и, посадив в тюрьму, приказал слуге своему изнасиловать её. Уже в конце 1578 года, Курбский, передав Дубровицкое имение Яну Монтолту и уступив Курбской 1,200 коп грошей, получил окончательную запись, которою Мария Юрьевна свидетельствовала, что получила от Курбского полное удовлетворение и никаких жалоб на бывшего своего мужа подавать не будет; её служанка Райна объявила, что её жалобы были ложны, что она не была ни бита, ни мучена, ни изнасилована. По церковным законам, Курбский не мог вступить в новый брак, пока была жива его прежняя жена; несмотря на то, он в 1579 году сговорил себе девицу Александру Петровну Семашковну.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Teodor...

Село Васьковичи упоминается в акте от 1494 года 24 апреля в дельчем листу, выданном вел. князем Литовским Александром киевским земянам Сидору Юхновичу Васьковичу и Иванову Гапоновичу Ушапу, подтверждающем делёж между ними земель, как выслуженных их предками у вел. князя Витольда, так и отчизных, произведённый Киевским воеводою Мартыном Гаштольдовичем (Архив, ч. 4, т. 1, стр. 11). Ещё оно – под именем земли Васьковщины – упоминается в акте от 1518 года 6 июля в подтвердительной грамоте Сигизмунда I, выданной Киевским земянам Василию Гапоновичу Ушапу, Конону Хиневичу-Васьковцу (на землю Васьковщину), Яцку Семёновичу Мошковцу, Федьку Ивановичу Волковичу, Герасиму Тереховичу Пашиничу, Прокопу Антоновичу Босуновичу и Степану Андреевичу Барановичу. Король Сигизмунд, рассмотрев представленные ими грамоты князя Александра (Олелько) Владимировича, вел. князя Витольда, короля Казимира, и также раздельный акт, составленный воеводами: Виленским – Юрием Николаевичем Радзивиловичем и Киевским – Андреем Якубовичем-Немировичем, подтверждает им право на потомственное владение землями с обязанностью служить конем военную господарскую земскую службу, наравне с другими земянами Киевской земли и с освобождением их от всяких других повинностей (Архив, ч. 4, т. 1, стр. 17). Ещё оно – под именем села Васковец – упоминается в акте от 1545 года 19 января в описи Овручского замка, с исчислением приписанных к нему мещан, бояр, крестьян и земель, а также повинностей и даней, приносимых в пользу замка; здесь, между прочим, перечисляются ордынские слуги замка: «Село Васковцы – Мелен Мицкович, Кузма а Яков, Устин а Богдан Мицковичи, дымов пять, служба, Яков а Максим Хиневичи, дымы два, служба, Василь Ущап, дым один, служба» (Архив, ч. 4, т. 1, стр. 44). Дворяне, населившие село Васьковичи, носили древнюю боярскую фамилию – Хиневичи и только впоследствии их фамилия подучила польское окончание, причём в название фамильное обратилось название земли, принадлежавшей им; владея землёю Васьковщиною, они стали именоваться Васьковскими (Архив, ч. 4, т. 1, предисл., стр. 22).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Teodor...

После двух тяжелых лет во Владимире, «где половина студентов с семинарией ничего общего не имели», Евлогий назначается ректором семинарии в Холме, небольшом пограничном городе между Малороссией и Польшей, на место Тихона, призванного к епископскому служению, а после назначения Тихона в Америку он ему же наследует на Холмской кафедре... Так с будущим патриархом у него устанавливается тесная, преемственная связь. В Холмской епархии молодой 35-летний епископ проявляет кипучую деятельность, защищая коренное православное население от гнета польских помещиков и от притязаний униатов. Популярность его такова, что после революции 1905 года Холмское избирательное собрание почти единодушно (38 голосами из 40) избирает его во Вторую, а затем и в Третью Думу. Народный пастырь превращается на целых пять лет в епископа-борца. На скамье Думы он заседает с правыми, защищает интересы не только православного населения Холмщины, но и всего крестьянства, произносит громкую речь об аграрном вопросе, сближается с семьей Столыпина. Но уже тогда епископ-думец (а в епископском сане их было всего двое депутатов) ощущает свою раздвоенность и сомневается в пользе для церковного деятеля и для Церкви вообще участвовать в политической борьбе: «Я чувствовал себя каким-то обмирщенным, секуляризированным, на каждом шагу борьба между пастырской совестью и партийной дисциплиной». И уже в Четвертую Думу, несмотря на увещевания Саблера возглавить блок духовенства, Евлогий отказывается баллотироваться... В 1914 году его назначают архиепископом Волынским (на место Антония, ставшего Харьковским), и, в этом качестве, ему поручается управление церквами в оккупированных областях. За поддержку русского населения и в связи с переходом части униатов в православие архиеп. Евлогий подвергается с разных сторон нареканиям (они будут подхвачены его врагами в эмиграции, но сотрудничавший с Евлогием в эти военные годы П.Б.Струве настойчиво и отчетливо заявлял, что это были все злые наветы и что свою пастырскую совесть Евлогий ничем не запятнал).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Могилевская Минская 11.543 Полоцкая Литовская 3 ) Оренбургская 10.897 Астраханская Донская 22.996 Архангельская Холмско-Варшавская 299.164 Примечание 3. Литовская: Виленская, Ковенская и Гродненская б) Кавказские Ставропольская 31.770 Грузинская Сухумская Имеретинская Гурийско-Мингрельская Владикавказская 43.337 в) Сибирские Тобольская Томская 10.414 Омская Енисейская 15.610 Забайкальская Якутская Иркутская Камчатская Туркестанская 45.557 809.521 Приложение 6 Ведомость о библиотеках для внеклассного чтения при школах грамоты к 1 января 1897 года НАИМЕНОВАНИЕ Число. Продолжительность существования библио- библио библиотек библио ENAPXIЙ теками пользу- населе- сведе- ENAPXIU I. С земскими учреждениями Владимирская Вологодская 1 ) Воронежская Вятская 2 ) Екатеринбургская Екатеринославская Казанская Калужская Кишиневская Костромская Курская Московская Нижегородская Новгородская Олонецкая Орловская Пензенская Пермская Полтавская Псковская Рязанская Самарская С.-Петербургская Саратовская Симбирская Смоленская Таврическая Тамбовская Тверская Тульская Уфимская Харьковская Херсонская Черниговская Ярославская 46.114 Примечание 1. Вологодская: 5 уездов, состоящих в ведении епарх. Учил. Сов. и 5 уездов Велико-Устюжского викариатства. Примечание 2. Вятская: 8 уездов., состоящих в ведении Вятского епарх. Учил.Сов. и 3 уезда Сарапульского викариатства II. Епархии без земских учреждений а) Европейской России Киевская 57.104 Подольская Волынская Могилевская Минская Полоцкая Литовская 3 ) Оренбургская Астраханская Донская Архангельская Холмско-Варшавская 81.419 Примечание 3. Литовская: Виленская, Ковенская и Гродненская б) Кавказские Ставропольская Грузинская Сухумская Имеретинская Гурийско-Мингрельская Владикавказская 12.688 в) Сибирские Тобольская Томская Омская Енисейская Забайкальская Якутская Иркутская Камчатская Туркестанская 148.748 Читать далее Источник: Всеподданнейший отчет обер-прокурора святейшего Синода К. Победоносцева по ведомству Православного исповедания за 1896 и 1897 годы. - Санктпетербург : Синод. тип., 1899. – XI, 279, 81 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

Шабашев Александр Феодорович (14.4.1881, Воронежск. губ. – 17.1.1956, Монтевидео, Уругвай), протопресвитер. Из семьи духовенства, сын священника, женат на А. Зайцевой. Его брат тоже стал священником и был расстрелян в России в 1934 г. Окончил Самарскую Духовную семинарию (1903), учитель народного училища в Туркестанском крае (15.6.19031909), переселился на Волынь, диакон (9.3.1909), протодиакон Владимиро-Волынского собора (19091910), перешел на службу в ведомство военного духовенства, священник (23.4.1910), полковой священник Старобельского резервного пехотного полка (19101911), полковой священник 24-го Сибирского стрелкового полка (28.9.191125.5.1914), полковой священник 2-го Лейб-Гвардии Уланского Курляндского полка и благочинный дивизии (25.5.191415.4.1918), пробыл на фронте всю 1-ю мировую войну, награжден золотым крестом на Георгиевской ленте, во время Гражданской войны главный священник на Семиреченском фронте в Добровольческой армии адмирала A.B. Колчака, потом управляющий военным духовенством при Верховном Правителе, протоиерей (30.4.1918 или 1919), главный священник в штабе армии ген. А.Ф. Пучкова на Дальневосточном фронте (19191921), эмигрировал в Харбин (1921), а затем в Австралию (1923), настоятель церкви в Брисбене (25.9.19241929), сначала состоял в юрисдикции митр. Евлогия (Георгиевского), затем РЗЦ (1927), протопресвитер (22.12.1928), переехал в США (1929), основатель и 1-й настоятель русской церкви в г. Чикаго (15.6.192919.8.1930), настоятель Святоотеческой церкви в г. Нью-Йорке (19.8.19301.6.1932), настоятель Св.-Николаевской церкви в Филадельфии (1.6.193230.1.1933), вернулся в Европу (1933), настоятель Покровской церкви в Цюрихе (1933), настоятель Воскресенской церкви в Брюсселе (19331945), благочинный приходов РЗЦ в Бельгии (30.4.1934), член епархиального совета Западно-Европейской епархии РЗЦ ( 19361939), участник 2-го Карловацкого зарубежного собора (1424.8.1938), духовный руководитель добровольческой русской роты в рядях армии ген. Франко в Испании (1938), назначен немецкой оккупационной властью администратором Православной Церкви в Бельгии (19401944), уехал в Аргентину, чтобы избежать репрессий против сотрудничавших с нацистской властью (1945), переехал в Уругвай, настоятель Воскресенской церкви в Монтевидео (19461951), заместитель настоятеля Св.– Николаевского собора в г. Сан-Паулу (25.5.19511954), благочинный Сан-Паульского округа, снова настоятель церкви в Монтевидео (19541956).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Впервые о Дубне как о городе упоминается в истории под 1100 годом по следующему поводу. Давид Игоревич, князь Владимирский, ослепил Василька, князя Теребовльского Тогда русские князья, во главе с великим князем Киевским Святополком-Михаилом, съехались в 1100 году в Вятичеве и здесь, на этом съезде, за это неслыханное дотоле злодеяние лишили Давида Владимирского княжества, а в замен его дали ему несколько городов из этого княжества (Бужск, и Острог), а также два города – Дубно и Черторыйск, принадлежащие вел. князю Киевскому. Об этом в Несторовой летописи (по Ипатиев. списку) так сказано: «В лето 6608 (1100)… братья створиша мир межи собою, Святополк, Володимер (мономах), Давыд (Святославич) Олег (Святославич), в Уветичых (у Татищева: на Вятичеве,=вероятно, в городе Вятичеве, на Днепре, ниже Триполя)… И сдумавше послаша к Давыду (Игоревичу) мужи свое, Святополк Путяту, Володимер Орогостя и Ратибора, Давыд и Олег Торчина; послания же придоша к Давыдови и рекаша ему: «се ти молвят братья: не хочем ти дати стола Володимерскаго, зане ввергл еси ножь в ны, егоже не было в Русскей земли; да се мы тебе не имем, ни иного ти зла не створим, но се ти даем, шед сяди в Бужьскемь, в Острозе (в некоторых списках – ошибочно: «в Остроме»); а Дубен и Чергорыеск, то ти дает Святополк, а се ти дает Володимер 200 гривен, а Давыд и Олег 200 гривен»; Давид смирился, и Святополк через некоторое время уступил ему Дорогобуж Волынский, а город Владимир отдал сыну своему Ярославу 317 . Затем ещё о том же в летописи Густынской читаем: «В лето 6607 (ошибочно вм. 6608=1100 г.) Святополк пойде на Давыда Игоревича до Володымера, Давыд же бежа в Ляхи... По сих всех собрашася князи в любов, Святополк, Володымер, Олег и Давыд Святославичи, призваша же и Давыда Игоровича и наказавше его, сотвориша с ним мир и даша ему в державу Бужско, Чорториск, Острог, Дубно; еще же даде ему Володымер двесте гривен, а Святославичи двесте гривен 318 . Конечно, таким своим уделом Давид Игоревич не был доволен и потому возбуждал между князьями распри, которые порождали междоусобия. Вскоре удел этот был отнят у него и дан ему один только г. Дорогобуж (ныне село в Острож. у.), где Давид и умер в 1112 году. Его область наследовал зять Мстислава Новгородского Ярослав Святополкович, известный своею двукратною победою над Ятвягами…

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Teodor...

Церкви этого округа лежат в западной части Дубенского уезда, у Австрийской границы, в расстоянии от 28 до 67 вёрст к западу от Дубно. Благочинным состоит протоиерей м. Боремля Иосиф Васильевич Моссаковский (с 10 сентября 1848 года). 774 . м. Берестечко (при р. Стыри, близь Австрийской границы) волости Берестечской, от Житомира 327 вер., от Дубно 50 вер., от ближ. ж.-дор. ст. Рудня Почаевская 30 вер., от ближ. почт. ст. Радзивилова 30 вер., от ближ. приход. с. Солонева 2 вер. и с. Кутрова – 2 версты. Река Стырь в этом местечке образует обширный пруд-став. Название своё м. Берестечко получило, вероятно, от того, что местность, им занимаемая, в древности изобиловала деревом – Берестом. Впрочем, иные думают, что оно названо так потому, что выходцы из города Берестья (ныне г. Брест-Литовск Гродн. губ.), по какому-нибудь случаю ища себе места для поселения и идя по р. Стыри, пришли в эту местность, которая им понравилась, и, поселившись здесь, назвали самую местность Берестечко – в память своего родного города Бреста; а известно, что г. Берестье долгое время принадлежал к Владимиро-Волынскому княжеству в входил в состав Владимирской епископии, от чего епископы именовались Владимирскими и Берестейскими. Местечко это – очень древнее. Вблизи его находится село Перемилье, которое некогда, в удельный период русской истории, было городом, где жили удельные русские князья. Полагают, поэтому, что нынешнее м. Берестечко составляло его предместье и было его городищем, как м. Янполь был предместьем г. Тихомля (ныне села) или же, быть может, само Берестечко было центром города, так как по нынешнему своему местоположению на возвышенной равнине оно более похоже на средоточие, чем на предместье города. Первоначальная история самого Берестечка до 16 века неизвестна: она не отделяется от истории города, а ныне села Перемилья, к описанию которого под 803 мы и отсылаем читателя. Грозное нашествие татар на Волынь, под предводительством Батыя в 1240 году, не могло не отразиться и на городе Перемилье. В числе многих других опустошённых ими Волынских городов он был совершенно разорён и, ставши селом, навсегда утратил своё политическое значение как удельного города, а вместе с ним той же участи подверглось и Берестечко, как составлявшее часть его. Отделившись от Перемирья, Берестечко образовало собою особое селение, которое затем с 16 века стало иметь свою особенную историю.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Teodor...

Тут мало-помалу образовалось поселение, которое от торговли лыком и получило название Олыки. Ещё и теперь на здешние ярмарки привозят сюда из полесья лыка в столь большом количестве, что загромождают им целые улицы. Этот товар нарасхват покупают крестьяне, приезжающие из местностей, скудных лесом. Олыка – под именем Олычи, Олыча или Олицы – впервые в нашей русской истории упоминается в 1149 году. Когда великий князь Киевский Изяслав Мстиславич (1146 г. – 1154 г.) был изгнан из Киева своим дядей Юрием Владимировичем, то за помощью он обратился к оскорблённому им старшему дяде Вячеславу. Но Вячеслав держал сторону Юрия, не веря ласкам, не боясь и угроз племянника, который нашёл себе союзников в Венгерском короле Гейзе Владиславе Чешском (Богемском) и Болеславе Польском (Ляшском). По зову Изяслава союзники эти явились с войском. Но узнав, что Юрий соединился с Вячеславом в Пересопнице и что мужественный Владимирко Галицкий идёт к нему на помощь, они не захотели битвы, остановились у Чемерина возле Олыки и советовали Изяславу помириться с дядей. Об этом в Ипатиевской летописи под 1149 годом так сказано: «…Приде же ко Изяславу весть, оже Дюрги (Юрий) пришел к брату своему Вячеславу, Изяслав же поведе Угром и Болеславу и брату его Индрихове (Генрику), и тако пойдоша полкы своими от Лучьска, и шедше сташа у Чемерина (ныне деревня в 2 вёрстах от Олыки) на Олыче» (в некоторых списках – «на Олыце» [«на Олице»] 402 . С этих пор до 15 века об Олыке нет упоминания в истории. В 15 веке Олыка является владением дворян Кишек. В конце 15 или начале 16 века от Кишек Олыка, вероятно, чрез брачные связи перешла к князьям Радзивиллам. Так как род князей Радзивиллов был одним из замечательнейших родов в западной Руси как по своему богатству, так и по влиянию, каким пользовались члены этого рода к древней Польше, то мы и остановим своё внимание на его происхождении и родословной. Князья Радзивиллы имеют Литовское происхождение. По словам польского писателя Несецкого (Herbasch, t. VIII, стр.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Teodor...

Божовский, род. 7 января 1812 г., состоял псаломщиком с 1825 г. по 1846 г.; 4) Лаврентий Василевич Васькевич (с конца 1846 г. до начала 1847 г.); 5) Иван Феодорович Рудецкий, род. 22 сент. 1822 г., служил с первой половины 1847 г. до второй половины 1861 г.; 6) Владимир Павлов. Можаровский (с 13 февр. 1863 г. до первой половины 1887 г.) и 7) Евгений Антипович Силькевич, родился 21 января 1867 г., и, по окончании Волын. дух. Семинарии, с 17 июля 1887 г. состоит псаломщиком по настоящее время (1880 г). При Теслуговской церкви находятся след. старопечатны книги: 1) Ανθоλγον, или Цветослов, изд. Львовского Братства 24 мая 1651 г.; 2) Λειτουργκν, или Служебник, изд. при епископе Феодосии Лубиениецком Руднецком в Почаевской Лавре в 1733 г.; 3) Триодь постная, изд. при еп. Афанасии Шентицком в Почаевской Лавре в 1744 г., приобретена для церкви Теслуговской Меланией Хвастихою за 36 польских злотых; 4) Ευχоλγον, или Требник, изд. при Сильвестре Лубиениецком Руднецком в Почаеве в 1771 г.; 5) Λειτουργκν, или Служебник, изд. при Киприане Стецком в Почаеве в 1778 г., приобретён для Теслугов. церкви Петром Фусиком за 34 польских злотых 5 авг. 1787 г. Село Теслугов – под именем Тестухова Луцкого повета – упоминается в акте от 1545 года в описи Луцкого замка, в числе городень которого, упоминается «городня пани Михайловой Свинюской с Тестухова»; ниже в том же акте, в описании большого земского моста Луцкого упоминается «городня пани Михайловой Свинюской с Тестухова» (Памятники, т. 4, отд. 2, стр. 78:115) Ещё оно упоминается в акте от 1 ноября 1561 года – а) в заявлении пани Федоры Свинюской о получении ею от пана Марка Жоравницкого 1000 коп Литовских грошей и б) заявлении Жоравницкого о возврате ему Свинюской сёл: Блудова с присёлком Десятиной, Жабокриков и Теслугова с присёлками: Крупцом, Барятином, Доброводою и Песчанкой, находившихся во владении её мужа (Опись актовой книги Киевск. центр. архива 2,035, стр. 31, п. 2). Ещё оно упоминается в акте от 23 мая 1597 года в жалобе священника Воздвиженской церкви в с.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Teodor...

По свидетельству летописи, св. Владимир основал (или правильнее – украсил и укрепил) 6 в свое имя город на Волыни и учредил здесь епископию 7 . Основываясь даже на одном этом, надобно предположить, что пределы христианства на Волыни были уже так обширны, что требовали отдельного пастыря и епархиального управления. Этому много способствовало: 1) самая близость некоторых областей Волыни к Киеву, куда так давно проникла уже спасительная вера, и о которой не могли, без сомнения, не слышать и не знать ближайшие соседи древней столицы нашей; 2) то, что Волынь (к которой принадлежала тогда и Галиция) примыкала к другим южным странам (Моравии, Польше), где давно уже господствовала христианская вера; 3) наконец и то, что еще до времен св. Владимира в некоторых областях юго-западной Волыни, вероятно, были уже христиане, принадлежавшие, как мы сказали, к ме фодиевой епархии. К концу XI в. на юге России уже и по деревням стояли христианские храмы, тогда как восток России мало еще знаком был с новою, божественною верою 8 . В частности, о многих городах волынских летописцы упоминают в это и последующее время как о городах христианских, в которых находилось уже немало храмов Божиих. Так, встречаем названия Луческа (Луцка), Владимира, Острога, Дубна, Чарторыйска и др. и в гражданах этих городов нередко видим истинно христианские свойства и действия 9 . Но в то самое время, когда вера христианская, благодатною силою своею привлекая сердца людей, быстро распространялась между обитателями земли волынской, враги мира беспрестанно терзали ее опустошительными войнами, имевшими более или менее вредное влияние и на состояние юной церкви волын ской. Уже в 1000 г. для Волыни, как и для всей России, начался период бедствий от внутренних междоусобий, бывших необходимым следствием разделения Руси на уделы, которых немало пришлось и на долю Волыни 10 . Так, по смерти св. Владимира (1017 г.) первая междоусобная война между русскими князьями Ярославом новгородским и Святополком киевским произошла на землях волынских. Война эта была пагубна особенно тем, что открыла путь в эту страну польскому королю Болеславу Великому, который, победив Ярослава, «седяше в Киеве, а воинство его по градом окольным многия насилия людем творяху»; потом, на обратном пути в Польшу, он взял много городов червенских, волынских, оставленных беззащитными жителями. Эти завоевания сопровождаемы были также различными насилиями, даже разграблением храмов и хулою на православную веру 11 . Среди внутренних почти беспрерывных междоусобий Волынь посетили новые бедствия, и новые христиане должны были понести бремя искушений тяжких и продолжительных. С одной стороны, везде свирепствовали голод, болезнь и мор 12 , с другой – орды половцев, стекаясь со всех сторон, грабили, предавали огню беззащитные селения и умерщвляли жителей 13 . Волынский летописец на каждой почти странице упоминает о том или другом городе или селении, разоренном половцами 14 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010