Реку Тетерев пересекают Киево-Брестская железная дорога, которой железнодорожный мост находится у местечка Чуднова и Киево-Брестское, и Житомиро-Бердичевское шоссе, на которых шоссейные каменные мосты имеются у Коростышева (Киевской губернии), и Житомира. 8. Збруч – приток Днестра – берёт начало из болота, лежащего к югу от села Гальчинцы Староконстантиновского уезда и, пройдя 8 вёрст от истока, направляется по границе между Галицей и Волынской и Подольской губерниями, и впадает в Днестр у местечка Исаковец Каменец-Подольского уезда. Длина всего течения по границе – 213 вёрст. Общее направление реки – с севера на юг; от Гусятина до устья оно очень извилисто. Берега реки в летнее время доступны почти на всяком месте, в верховьях – отлоги и представляют обработанные поля. Левый (наш) берег командует над правым; местами берега круты и обрывисты, а ниже Тарноруды – высоки и скалисты; течение во многих местах делится, и образует острова. Ширина в местах, где нет запруд, редко превосходит 4–5 сажень; в местах же, где устроены запруды (таковые преимущественно в верховьях) она нередко доходит до 300–400 саж. Глубина в верховьях, где есть запруды, достигает 2–3 саж., а в прочих местах изменяется от ½ до 3 аршин и более. В мелких местах существуют броды, против которых на Австрийском правом берегу устроены сторожки для парных часовых; на нашем – левом берегу – расположены гораздо чаще кордоны и расхаживают вооружённые часовые. Дно реки иловато, но местами – каменисто. Течение более быстро в нижней части реки. Замерзание реки бывает в конце ноября, а вскрытие – около половины марта. Через р. Збруч имеется железный «Мысловский» мост, находящийся на железной дороге из России в Австрию, между станциями Волочиском и Подволочиском. 9. Западный Буг – правый приток р. Вислы – берёт своё начало в Галиции, в пределы же России входит у села Большие Джарки, отделяя Люблинскую губернию от Владимир-Волынского уезда. Длина реки в пределах Волынской епархии равняется 218 вёрстам; на всём этом протяжении река делает весьма частые изгибы. Долина реки большей частью болотиста, но не широка; ниже Устилуга она делается шире и более лесистой. Правый берег, от границы до Устилуга, холмист, ниже Корытницы – расходится, но в общем правый берег выше левого, командование постоянно переходит с одного берега на другой. Ширина реки изменяется от 7 до 25 сажень, при весенних разливах достигает 4 вёрст. Глубина – от 6 футов до 4 саж. Весной уровень поднимается на 12 футов над горизонтом высших летних вод. Скорость течения доходит до 2–5 фут. в секунду. Река замерзает обыкновенно в первых числах декабря, а вскрывается в первой половине марта. В первой половине лета производится сплавное судоходство; преимущественно сплавляются лес из Галиции и местные лесные изделия, а также хлеб, направляющийся в Балтийские порты к Данцигу. Через Западный Буг имеется железнодорожный мост Привислянской железной дороги у Волчьего перевоза.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Teodor...

Также академик Петров сделал существенный вклад в изучение истории Киевской Академии в XVII - XVIII веках. Библиография работ о персоне: Библиография работ автора: 1.               Мистерии и комедии учителя пиитики в Киевской духовной академии иеромонаха Митрофана Довгалевского (1736—1737гг.)//ТКДА. 1865. 2. 2.               Выдержки из рукописей риторики Ф. Прокоповича, содержащие в себе изображение папистов и иезуитов//ТКДА. 1865. 4. 3.               Из раскольнических рукописей//ТКДА. 1865. 9. 4.               О судьбе века Константина Великого в русской церкви  //ТКДА. 1865. 12 5.               Плач Малой России о ляхолюбцах//КЕВ. 1865. 18. 6.               Из истории гомилетики старой Киевской академии//ТКДА. 1866. 1. 7.               О словесных науках и литературных занятиях в Киевской академии от начала ее до преобразования в 1819 году//ТКДА. 1866. 7, 11, 12; 1867. 1; 1868. 3. 8.               Очерк истории православной духовной школы на Волыни//ТКДА. 1867. 9.               Краткие сведения о православных монастырях Волынской епархии в настоящее время не существующих//BEB. 1867. 1-8. 10.           Иноепархиальные известия//BEB. 1867-1868. 11.           Меры к поддержанию унии в XVIII веке в пределах нынешней Киевской епархии (сведения по униатским источникам)//КЕВ. 1867. 10. 12.           Отрывок из акта Луцкого Ставропигиального Братства о рукоположении в епископский сан номината Луцкой епархии Дионисии Жабо-крицкого (предисловие и примечания)//BEB. 1868. 21. 13.           Некоторые черты отношений помещиков Юго-Западного края России к священникам до времени воссоединения сего края с Россией//BEB. 1868. 1, 14.           Краткие известия о положении базилианского ордена и разных переменах в его управлении от 1772 до 1811   (перевод с польского)  //ТКДА. 1868. 10, 11. 15.           О водворении иезуитов в Испании и распрях их с доминиканами//ТКДА. 1869. 3. 16.           Об учреждении Ипатием Поцеем униатской капитулы во Владимире-Волынском и первоначальные ее действия//ТКДА.

http://bogoslov.ru/person/401224

Этим видом «православного союза духовенства и мирян», с менее широкими задачами, нежели братства и ограниченного в своих действиях пределами своего прихода, мы здесь заниматься не будем, посвящая наш очерк исключительно деятельности «братств». Заметим только (на основании сообщения «Церковных Ведомостей» за 1891 год, 50), что во всей России к 1890 году приходских попечительств было 11 919 с бюджетом расходов в 2 142 237 руб. 1 ) Обратимся теперь к деятельности братств. Предлагаемый краткий статистический очерк о положении православных церковных братств к началу 1893 года, составленный на основании официальных сведений, имеющихся в Училищном Совете при Святейшем Синоде, имеет целью познакомить вкратце с современным положением «братского дела» в России и достигнутым в сем деле успехом. По официальным (Синодальным) сведениям, общее количество всех существующих в России, к 1 января 1893 года, православных братств распределялось по епархиям в нижеследующих числах 2 . I. Европейская Россия. Название епархии Число братств Архангельская Владимирская Вологодская Волынская Воронежская Вятская Донская Екатеринбургская Екатеринославская Казанская Калужская Кишиневская Киевская Костромская Курская Литовская Минская Могилевская Московская Нижегородская Новгородская Олонецкая Оренбургская Орловская Пензенская Пермская Подольская Полоцкая Полтавская Псковская Рижская Рязанская Самарская Саратовская С.-Петербургская Симбирская Смоленская Ставропольская Таврическая Тамбовская Тверская Тульская Уфимская Харьковская Херсонская Холмско-Варшавская Черниговская Ярославская II. Кавказ Название епархии Число братств Владикавказская свед.не доставлены Грузинская Гурийско-Менгрельская свед.не доставлены Имеретинская свед.не доставлены Сухумская III. Азиатская Россия. Название епархии Число братств Енисейская Иркутская Камчатская Тобольская Томская Туркестанская Якутская О состоянии и положении, в настоящее время, всех этих 159 церковных братств можно судить по сведениям приведенным в нижепомещенной таблице.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Papk...

Начало этого антагонизма среди духовенства некоторые знатоки истории северо-западного края, как, например, г. Владимиров, относят ко временам Муравьева, при котором последовал наплыв великороссов для замещения должностей, как по гражданскому, так и по духовному ведомству. Но это мнение справедливо лишь отчасти, потому что антагонизм существовал в Литовской епархии уже после воссоединения униатов, хотя и не между теми элементами, из которых составилось духовенство после муравьевского времени, т.е. между местными уроженцами северо-западного края и великороссами, а среди самого западно-русского духовенства, одна часть которого принадлежала к потомкам воссоединившихся с православною церковью униатов в конце прошедшего столетия и именовалась «древле-православным духовенством», а другая – большая часть составилась из воссоединившихся в 1839 году. Причиною такого антагонизма служило, конечно, то, что первая часть представляла из себя тип священников, уже близкий к великоросскому духовенству, а потому пользовалась большим доверием и расположением гражданской власти в крае, состоявшей отчасти из чиновников-великороссов, тогда как воссоединившиеся из унии в 1839 году, как мы уже говорили в своем месте, и чертами своего характера и образа жизни, 222 и даже по внешности своей, мало походили на православных священников, а потому далеко не пользовались симпатией её. Но, так как Литовское епархиальное начальство, во главе с пр. Иосифом, принадлежало к преобладающей части духовенства, то, неудивительно, что оно недружелюбно относилось к древле-православному духовенству. Свой неблагоприятный взгляд на последнее духовенство пр. Иосиф высказывал неоднократно. Так, уже в 1840 он жаловался на то, 223 что поставленные им почти над третью воссоединенного духовенства благочинные из древле-православных священников, перечисленных из Минской и Волынской епархии, «немало обманули его, так как, вместо ожидаемого скорейшего слияния, отдаляли оное неуместными претензиями к смиренному воссоединенному духовенству», почему он сменил нескольких из них.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Izveko...

В 1397 г. он писал Киприану, укоряя его за самовольное рукоположение туда одного епископа. «Это не хорошо», очень вежливо на этот раз заметил п. Антоний. Преосвященный Макарий полагает, что такое замечание м. Киприан получил за поставление епископа перемышльского. Догадка основывается на том, что пределы Галицкой митрополии значительно сократились с объединением под властью м. Киприана Киевской и Литовской митрополий. Соборным определением 1380 года избраннику литовских князей Киприану вместе с епархиями Литвы отданы и епархии малой России, по-тогдашнему волынские и подольские, именно те, которые были в пределах Литвы. Таким образом Киприан, объединив две митрополии вместе с великорусскими управлял литовскими – Холмской, Туровской, Полоцкой, Владимирской и Луцкой епархиями. Епископы двух последних, вероятно по старине, искали Галицкой митрополии, в чем судил их Киприан по поручению патриарха. Галицкую митрополию, следовательно, составляли только две епархии Галицкая и Перемышльская, бывшие в польских владениях 23 . При Киприане в его пользу п. Нил разрешил спорный вопрос об епархиальной зависимости великороссийских гг. Нижнего Новгорода и Городца 24 . То было накануне или в начале XV века. Но этим вводным эпизодом в истории русской митрополии не окончился тяжелый вопрос об единстве её. С началом XV в. он вступает в новую фазу, где проявилась большая самостоятельность литовских князей и слабость Константинополя, отживавшего свое славное существование. После некоторых междуусобий в династии Гедимина и волнений в самой Литве на литовский престол вступил племянник Ольгерда Витовт. С новым литовским князем (1392–1430 г.г.), вступившим в родственные связи с московским двором, для России наступили тяжелые времена разорений. Скоро (1402 г.) под оружием Витовта пало знаменитое Смоленское княжество Ростиславичей – отчина Мстислава Удалого 25 . Если со стороны Витовта не было серьезных начинаний по вопросу о самостоятельной митрополии в Литве, то только благодаря м. Киприану, умевшему ладить с Витовтом литовским и принявшим католичество Ягеллою, королем польским, хлопотавшим пред константинопольским патриархом Антонием, а чрез последнего и пред Киприаном о соединении церквей.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Привел на телевидение Сергея Бодрова-младшего, Чулпан Хаматову, Игоря Квашу и Марию Шукшину. В течение 19 лет являлся главным редактором телекомпании BUD, автор многих проектов на «Первом канале». В последние годы занимался написанием цикла историко-документальных книг под общим названием серии «Мой XX век. Действующие лица». Силами участников проекта «Жди меня» найдено более 80 000 человек. Владимир Владимирович Петров (30 июня 1947 – 28 февраля 2017) Владимир Владимирович Петров Советский хоккеист, игравший на позиции центрального нападающего. Двукратный олимпийский чемпион 1972 года, 1976 года и 9-кратный чемпион мира. Многократный чемпион мира, Европы и СССР в период 1968-1981 годов по хоккею с шайбой. Заслуженный мастер спорта СССР. Один из результативнейших игроков отечественного хоккея (свыше 400 голов). Трижды на чемпионатах мира был лучшим бомбардиром, на чемпионате мира 1973 года в Москве забросил 18 шайб (абсолютный рекорд). Легендарная тройка нападающих: Борис Михайлов – Владимир Петров – Валерий Харламов долгие годы являлась не только ведущей в ЦСКА и сборной, но и лидером в мировом хоккее. МАРТ Митрополит Нифонт (Солодуха) (5 октября 1948 – 22 марта 2017) Митрополит Нифонт (Солодуха) Многолетний руководитель Волынской епархии Украинской Православной Церкви. Высокопреосвященнейший Нифонт, митрополит Луцкий и Волынский (в миру Василий Андреевич Солодуха), родился в семье крестьянина 5 октября 1948 года в селе Галина Воля Старовыжевского района Волынской области. В два года остался круглым сиротой. Служил в советской армии, работал в колхозе и железнодорожном депо города Бреста. В 1974 году окончил Московскую духовную семинарию, через пять лет – Московскую духовную академию. 20 марта 1974 года принял монашеский постриг в Троице-Сергиевой лавре. Митрополит Нифонт решением Синода Украинской Православной Церкви от 20 марта 1990 года избран епископом Хмельницким и Каменец-Подольским. С 1992 года в течение 24 лет владыка Нифонт был правящим архиереем Волынской епархии, с октября 2016 года по состоянию здоровья находился на покое.

http://pravmir.ru/2017-poteri-goda/

Сравнивая произведённое церковное деление России на епархии с её гражданским разделением при Владимире, находим, что шесть епархий были открыты в городах, которые были при Владимире удельными. Одна – в городе, который почему-то не был при нём удельным, но который был самым старшим после Киева, и одна – в городе, который не имел никакого гражданского значения и учреждение кафедры, в котором должно быть объясняемо причинами церковно-административными и ещё, так сказать, личными. Города, бывшие при Владимире удельным, суть: Владимир Волынский, Туров, Полоцк, Новгород, Ростов и Тмутаракань, город, не бывший удельным при нём, но самый старший после Киева – Чернигов. Город, не имевший никакого гражданского значения – Белгород. Из городов, бывших при Владимире удельными, не были открыты епархии: в неизвестном по имени главном городе области Древлянской и в Муроме. Древний Белгород в настоящее время есть местечко Белгородка, находящееся в 23 вёрстах к юго-западу от Киева и составляющее первую станцию на почтовой дороге к Житомиру. Или он сам составлял или в нём находилось одно из главных имений Владимира. Ибо до принятия христианства, по словам летописца, у него помещена была здесь значительная часть его многочисленных будто бы наложниц (300 из 800). На третий год после похода на Корсунь (991), вероятно, одновременно с тем, как водворять епископа, Владимир заложил в Белгороде настоящий город или крепость и значительно умножил его население посредством вывода из других мест, «бе бо, говорит летописец, – любя град сь». Впоследствии, однако, он называется «градом малым» 637 . В этом, не имевшем в гражданском отношении совершенно никакого значения, городе Владимир учредил архиерейскую кафедру. Как следует думать, во-первых, затем, что, назначив престольным городом митрополита не Киев, а Переяславль, он хотел иметь в епископе Белгородском такого архиерея, который бы в потребные времена мог совершать в Киеве архиерейские служения. И вообще был для него – великого князя архиереем так сказать придворным, episcopus curialis, каковые бывали у других государей.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Роман Игоревич был свергнут уграми. Но спустя некоторое время Владимир Северский опять сел в Галиче, Роман – в Звенигороде, а Святослав – в Перемышле. Но недолго продолжалось их на этот раз жестокое княжение. В 1211 году они были свергнуты с престола и уступили своё место 10-летнему Даниилу Романовичу. Лешко Белый, по совету Пакослава, воеводы судомирского, отнял у Александра Бельзского Владимир-Волынский и отдал его Романовичам, которые, таким образом, снова водворились в старой отцовской волости, на время отошедшей было от них по причине их малолетства. Придя в возраст, Даниил Романович отнял у Лешка захваченные им некоторые Волынские города и утвердился в Волынском княжестве, а в Галиции в это время недолго правил тесть его Мстислав Удалой (1218–1228 г.). Оба они участвовали в неудачной для русских битве с татарами на р. Калке (1223 г.). По смерти Мстислава, оба брата – Даниил и Василько Романовичи, благодаря их неразрывному согласию и замечательной энергии Даниила – овладели всею Волынью, Галицией и даже Киевскою землёю. Во время нашествия татар под предводительством Батыя 10 , Даниил на время удалился в Венгрию, а оттуда – в Польшу. Татары сильно опустошили Галицко-Волынское княжество (1242–1243 г). В конце 1253 г. Даниил принял от папы Иннокентия IV королевский венец, но унии с латинством – не принял. Он построил г. Холм (ныне – в Люблинской губернии) и сделал его своею любимою резиденцией. После его смерти (1266 г.) Волынское княжество перешло в руки его брата Василько, который, умирая (в 1271 г.), оставил Волынскую землю своему сыну Владимиру (в крещении Ивану), уделив из неё Луцкую область племяннику своему Мстиславу Даниловичу. А в галицкой Руси – преемственно были князьями сыновья Даниила – Шварн и Лев; в Холмском и Червояском уделе княжил Юрий Львович, внук Даниила. Перед своею смертью Владимир Василькович отказал всю свою землю и города и стольный свой Владимир своему двоюродному брату Мстиславу Даниловичу, а г. Кобрин (ныне Гродненской губернии) назначил своей любимой супруге Ольге Романовне (урождённой княгине Брянской).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Teodor...

Киева; вероятно, в XII в. появились земельные владения и у митрополичьей кафедры, но никакими сведениями на этот счет исследователи не располагают. Территория К. е. Формирование особой митрополичьей области завершилось не позднее 70-80-х гг. XI в., когда сложилась основная сеть епископств (епархии XII в. выделялись из состава уже существовавших диоцезов). Костяк епархиальной структуры Киевской митрополии должен был сформироваться в течение полувека после Крещения Руси. Поскольку кафедры основывались в таких удаленных от Киева центрах, как Новгород, Полоцк, Владимир-Волынский и Ростов, это свидетельствует, что первые епископии открывались с целью обеспечить архиерейское окормление более или менее равномерно всем областям огромной державы. К моменту организации Киевской кафедры должно быть приурочено создание не только Новгородской и Белгородской, но, как минимум, также Черниговской и, вероятно, Полоцкой епископий. Наличие под властью Киевского митрополита архиепископов (Новгородского, позднее Ростовского, Суздальского) - специфическая черта древнерус. Церкви по сравнению с др. митрополиями К-польского Патриархата, в котором архиепископства существовали, но были автокефальными, т. е. отличались именно тем, что были изъяты из системы митрополичьих округов, подчиняясь непосредственно патриархии. Причины появления в Киевской митрополии такого рода архиепископов не совсем понятны. Наиболее ранние древнерус. кафедры располагались в тех городских центрах, где уже со времен Владимира или Ярослава имелись княжеские столы, замещавшиеся сыновьями киевского князя (исключениями являются Белгород и Юрьев, к-рые до сер. XII в. собственных столов не имели, находясь под управлением непосредственно Киева, но были центрами епархий). Следов., на Руси, как и в Византии, с самого начала имело место совпадение границ епархий с политико-адм. пределами городских волостей, как то и предполагалось 17-м прав. IV Вселенского (Халкидонского) Собора. На территории Киевской волости помещались 3 епархии - митрополичья К. е., Белгородская и прибавившаяся к ним позднее, но еще в XI в., видимо, в миссионерских целях Юрьевская (Каневская). Юрьевское еп-ство охватывало территорию бассейна р. Рось, территория Белгородского еп-ства не определяется. Исследователи справедливо отметили отличие этих 2 кафедр от др. епархий, территория к-рых совпадала, как правило, с территорией волости. Отсюда предположения о каком-то особом статусе их кафедр, их подчинении митрополиту, не раз высказывалась мысль об особом положении Белгородских епископов как викарных, помогавших митрополитам в управлении митрополичьей областью и замещавших их во время их отсутствия. Такое положение Белгородской кафедры среди древнерус. епископий могло объясняться ее географической близостью к Киеву. Данная гипотеза вполне вероятна, хотя прямых указаний на это в источниках нет.

http://pravenc.ru/text/1684527.html

Воронежская Основана 03.1682 (выделена из Рязанской епархии). Архиепископия с 1704 г. по 1714 г. (с 1714 г. обычно замещалась епископами). Именовалась: Воронежская; в 1696–1700 гг. – Воронежская и Азовская; в 1700–1705 гг. – Воронежская; в 1705–1788 гг. – Воронежская и Елецкая; 07 .1788–19.05.1795 – Воронежская; 19 .05.1795–05.04.1829 – Воронежская и Черкасская; с 05.04.1829 – Воронежская и Задонская (в связи с отходом Черкасской территории к новообразованной в 1829 г. Донской епархии); с 20.01(02.02)1945 – Воронежская и Острогожская; с 26.01(08.02)1954 – Воронежская и Липецкая; с 24.04(07.05)2003 – Воронежская и Борисоглебская. Викарные кафедры: Острогожская, Валуйская, Бобровская, Богучарская, Задонская, Бутурлиновская, Новохоперская, Павловская, Россошанская. 02.04.1682 23.11.1703 02.07.1704 18.07.1712 25.04.1714 23.09.1723 31.10.1725 27.12.1726 28.05.1727 08.06.1730 08.06.1730 26.09.1742 02.12.1742 28.03.1743 14.09.1743 30.11.1757 06.08.1758 19.10.1761 Кирилл Ляшевецкий (Лящевицкий) 05.12.1761 02.01.1763 Иоанникий Павлуцкий 03.02.1763 17.12.1767 17.12.1767 19.05.1775 Тихон II Якубовский 19.05.1775 06.05.1788 Тихон III Малинин 29.06.1788 15.04.1794 20.05.1795 10.04.1799 Мефодий Смирнов 10.04.1799 01.10.1799 Афанасий Иванов 01.10.1799 16.10.1799 Арсений II Москвин 26.11.1799 06.05.1810 23.09.1810 07.02.1816 Антоний Соколов I 26.03.1816 24.05.1825 31.01.1826 20.12.1846 13.01.1847 20.01.1850 26.02.1850 05.08.1853 27.08.1853 14.11.1864 04.01.1865 22.04.1886 01.05.1886 07.05.1890 03.06.1890 01.05.1913 13.05.1913 27.12.1919 (09.01.1920) 03(16)09.1923 24.12.1925(06.01.1926) 03(16)07.1925 01.1926 01.1926 25.01(07.02) 1929 12.1926 08.1927 30.10(12.11)1927 01(14)02.1928 03.1928 11(24)04.1929 29.10(12.11)1935 29.10(12.11)1935 10.1936 31.10(13.11)1935 10(23)01.1936 06(19)03.1944 13(26)05.1945 27.08(09.09)1945 01(14)01.1961 03(16)01.1961 03(16)03.1961 03(16)03.1961 26.09(09.10)1963 Сергий Петров II 26.09(09.10)1963 17(30)03.1964 17(30)03.1964 23.01(05.02)1965 Владимир II Котляров

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010