(Соловьёв Алексей Федорович; 8.02.1812, с. Ильинское Шуйского у. Владимирской губ.- 8.03.1876, г. Житомир), архиеп. Волынский и Житомирский. Род. в семье священника. По окончании в 1832 г. Владимирской ДС поступил в МДА, к-рую окончил в 1836 г. со степенью магистра богословия. 23 июня 1835 г. принял монашеский постриг, 20 июня 1836 г. рукоположен в сан иеромонаха, в 1841 г. назначен соборным иеромонахом Троице-Сергиевой лавры . С 20 авг. 1836 г. преподаватель Свящ. Писания в МДА, с 8 окт. 1838 г. библиотекарь. В 1841 г. А. обратился к 3 митрополитам, членам Святейшего Синода, с анонимным доносом на законоучителя, проф. СПбДА прот. Г. П. Павского , к-рого обвинил в том, что его литографированный перевод Библии, выполненный для классных занятий со студентами, отличается «умолчанием имени Иисуса Христа в пророчествах» и потому представляет собой «злоречие древнего змия», после чего Г. Павский был привлечен к ответу. 28 февр. 1842 г. А. был назначен инспектором МДА, преподавателем нравственного богословия, 21 сент. 1842 г.- ректором Харьковской ДС и настоятелем харьковского Куряжского Преображенского мон-ря с возведением 22 окт. того же года в сан архимандрита. 21 сент. 1845 г. переведен на должность ректора Костромской ДС, настоятеля Богоявленско-Анастасиина костромского мон-ря , а 20 янв. 1854 г.- ректора КазДА. В Казани в 1855 г. А. начал издавать ж. «Православный собеседник» . 31 марта 1857 г. А. хиротонисан во епископа Ревельского, викария С.-Петербургской епархии. С 6 февр. 1860 г. епископ Вятский и Слободской. В Вятке стал инициатором издания ЕВ, основал уч-ще для девиц духовного звания, епархиальную б-ку. В Вятскую ДС пожертвовал книги личной б-ки, в т. ч. многотомную «Патрологию» Ж. Миня . 17 июля 1866 г. был назначен на Волынскую и Житомирскую кафедру, 31 марта 1868 г. возведен в сан архиепископа. В Житомире издавал Волынские ЕВ, устроил ремесленное уч-ще в Почаевской лавре и общежитие при семинарии. А. был противником синодальной системы церковного управления, отстаивал неограниченность власти архиерея над подчиненным духовенством, высказывался против обер-прокуратуры, критиковал проект реформы церковного суда , инициатором к-рой был обер-прокурор гр. Д. А. Толстой . Получил выговор Святейшего Синода за критические статьи в Волынских ЕВ по поводу антиканоничности реформ. Знаток канонического права, древних и новых языков, особенно древнеевр., естественных наук и музыки. Изданы его перевод с древнеевр. Книги Иова с подстрочными примечаниями (Вятка, 1861), перевод с греч. Книги Премудрости Иисуса, сына Сирахова (СПб., 1860). Однако значительная часть сочинений А. (напр., «Проект о миссионерском отделении при Казанской ДС») осталась неопубликованной.

http://pravenc.ru/text/63204.html

Впервые о Тихомле, как о городе, упоминается в летописи под 1152 годом. Князь Галицкий Владимирко Володарич захватил русские города, принадлежавшие Киевскому великокняжескому престолу. Бужек, Тихомль, Шумск, Выгошев, Гнойницу. Тогда великий князь Киевский Изяслав Мстиславич пошёл войною на Владимирко и, при помощи Венгерского короля Гейзы, разбил его на берегах р. Сана, ниже Перемышля. Побеждённый Владимирко, проскакав на борзом коне между толпами Венгров и Чёрных Клобуков (один – с каким-то Избыгневом), заключился в Перемышле и просил у Изяслава мира; с этою целью ночью он отправил к Архиепископу и боярам Венгерским множество серебра, золота, драгоценных одежд и склонил их быть за него ходатаями. Они представили Гейзе, что Галицкий князь, тяжело раненный, признаётся в вине своей, что Небо милует кающихся грешников, что он служил копьём своим отцу Гейзину Беле Слепому против Ляхов, что Владимирко, зная великодушие короля и готовясь умереть, поручает ему юного сына, и боится единственно злобы Изяславовой. Великий князь не хотел и слышать о мире. «Если умрёт Владимирко, – говорил он, – то безвременная кончина его будет справедливою Небесною казнью. Сей вероломный, клятвенно обещав нам приязнь свою, разбил твоё и моё войско. Забудем ли бесчестие? Ныне Бог предаёт Владимирка в руки ваши: возьмём его и землю Галицкую». Напрасно Владимирко старался молением и ласками обезоружить Изяслава... Но Гейза отвечал Изяславу: «не могу убить того, кто винится», – и простил Владимирка с условием, чтобы он возвратил Изяславу занятые им города Русские – Бужек, Тихомль, Шумск и др. и навсегда остался другом Изяславу, или, по тогдашнему выражению, не разлучался с ним ни в добре, ни в зле. Из королевского шатра послали к мнимобольному Владимирку чудотворный крест Св. Стефана. Этот князь дал присягу. Гейза при этом сказал: «Если он изменит нам, то или мне не царствовать, или ему не княжить...» Изяслав, уверенный в счастливом успехе похода, с торжеством возвратился в Киев. Но Владимирко нарушил присягу и силою удержал за собою великокняжеские города – Шумск, Тихомль и др., прогнав оттуда Изяславовых посадников, наместников и тиунов, посланных в эти города.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Teodor...

Луцкий повет составили г. Луцк, Торчин, Ярославиче, Тарговица, Боремель, Гороховь Берестечко, Муравица, Млынов, г. Дубно, Дермань, Межирич, г. Острог, Антополь, Тайкуты, Горыньгрод, Дорогобуж, Гоща, Корец, Звягель (ныне г. Новоград-Волынск), Степань, Володимирец, Чарторыйск, Чегвертия, Колки, Ольское, Клевань, Пересопница и Ровно. Владимирский повет составили г. Владимир, Зимно, Пескиничи, Норицк, Локачи, Киселин, Синюхи Устилуг, Дольск, Турийск, г. Ковель, Михалоничи, Выжва, Несухоижи и Камень-Коширск. Кременецкий повет составили г. Кременец, Козин, Радзивиллов, Почаев, Подкамень (ныне в Галиции), Залесцы, Олексинец, Вишневец, Збараж, Вышгородок, Белозерка, Волочиск, Базалия, Красилов, г. Староконстантинов, Острополь, Любар, Полонное, Лабунь, Зеленцы, Судилков, Славута, г. Заславль, Ляховцы, Човгань (ныне Теофиполь), Ямполь и Катербург. Первым Волынским воеводой был князь Александр Феодорович Чарторыйский. Столицей воеводства был назначен г. Луцк. А. Крушинского – «Истор. очерк Волыни», стр. 93. 271 По всей вероятности, такую жестокость совершил не Богдан Хмельницкий, а один из так наз. казацких загонов, образовавшихся в половине 17 века для зашиты православия и русской народности и для отмщения полякам за все те обиды и угнетения, какие они совершали над православными южноруссами. Так, ужасные кровопролития на Волыни производили в 1648 г. загоны – Максима Кривоноса, доходившего до Росоловец (Старок. у.); Колодки, опустошавшего города Луцк, Ровно, Владимир, Заславль, Острог, Кременец и Дубно; в 1649 г. загоны Гераски, Донца и жестокого Буняка-Шелудивого и пр. 272 Существует такое устное народное предание об основании м. Ляховец: Свидригайло очень часто охотился со своею свитою в лесах по Карпатским плоскогорьям и заезжал даже в ту местность, где ныне это местечко и где были большие леса, изобиловавшие дичью. Однажды охотясь в этой местности, покрытой тогда ольховым лесом и кустарниками лозы, он незаметно отстал от своей свиты и по причине наступившей ночи заблудился.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Teodor...

«Я давно не переживал таких светлых минут, – писал он в отзыве, – какие я пережил в течение трех дней пребывания на учительских курсах в Житомире! Что за прелесть человек этот, кристально чистый, как драгоценный сосуд из горного хрусталя, владыка Фаддей! Какой чистый, как из усердно возожженной лампады, струится от него теплый, мягкий свет. Как он ласково греет и затем воспламеняет сердечные чувства, увлекая на всё чистое, святое и доброе. Его лекции, полные эрудиции, новых и интересных доводов в защиту и уважение идеалов церковной школы, доставили мне так много истинных наслаждений, и, нет сомнения, – они глубоко западут в чуткие и восприимчивые сердца учительниц церковных школ, этих скромных тружениц наших, – и принесут сторичный плод. Порадовали и они меня: скромные, покорные, усердные, готовые трудиться до изнеможения в аудиториях и в образцовой школе и, наконец, в храме за долгими монастырскими службами... Церковное пение – гласовое, обиходное, гармоническое, клиросное и прочее, составляет душу курсов. Хороши также и пробные, и образцовые уроки...»   «Кто приобрел любовь, тот устранился от вражды» Как викарий Владимиро-Волынский, епископ Фаддей объезжал все самые глухие места своей обширной приграничной епархии –посещал каждый приход и в каждом останавливался. Были такие приходы, где крестьяне впервые видели архипастыря. Вот как описал одно из таких путешествий епископ: «В сентябре года] я поехал в северные приходы Владимиро-Волынского уезда: Глухи, Яровище, Крымно, Любожин. Здесь пески зыбучие и болота. По местам ехали по воде чуть не на аршин от земли. Места считаются малопроезжими: архиереи не были в иных местах с 1860-х годов: в Яровище около церкви только дом священника. Попасть ему в школу иногда нельзя; переехать реку на санях или перейти просто – также нельзя: лед тонок, моста нет; остались какие-то столбы от древнего моста, по которым перебираются с помощью шеста – но, если столбы обледенеют, возможны (и бывают) падения в воду. Народ в Яровище к моему приезду не собрался. В других местах собирался, особенно в Любожине, где, несмотря на позднее, время около каждого дома стояли хлеб-соль».

http://fond.ru/kalendar/1533/faddey/

3, т. 2, стр. 234). Село Бехи – под именем Беховщины и Беховой земли – упоминается в акте от 1599 года 2 октября в решении королевского суда по делу о грабежах и насилиях, причинённых Киевскому земянину Евхиму Беху Овручским старостою Аврамом Мышкою з Варкович. Сигизмунд III, рассмотрев документы, представленные Бехом, признаёт за ним дворянские права и передаёт дело в Киевский гродский суд. Из числа документов, представленных Бехом, внесена копия подтвердительной грамоты Сигизмунда I от 1521 года 8 августа, данная им Василию Беху на право потомственного владения землёю Беховщиною и освобождающая его и его потомство от всяких повинностей, за исключением земской военной службы конем. А эта грамота выдана была Василию Беху на основании представленных им Сигизмунду I грамот князя Владимира Ольгердтовича, вел. князя Витольда, короля Казимира и Киевского воеводы Андрея Немировича (Архив, ч. 4, т. 1, стр. 19–24). Ещё – под именем села Бехович – оно упоминается в акте от 1545 года в описи Овручского замка, с исчислением приписанных к нему мещан, бояр, крестьян и земель, а также повинностей и даней, приносимых в пользу замка, здесь, между прочим, замечено: «слуги ордынские –... село Беховичи: Василь Бехович, дым один, служба, Василь Бехович, дым, служба одна». (Архив, ч. 4, т. 1, стр. 44). Ещё оно – под именем села Беховщизны – упоминается в акте от 1616 года 29 февраля в извлечении из люстрации Киевского воеводства, подтверждающее право на дворянское звание дворянам Бехам, выданное им люстраторами на основании представленных Бехами грамот вел. кн. Витольда и королей Казимира, Сигизмунда I и Сигизмунда III (Архив, ч. 4, т. 1, стр. 65). Родоначальником рода Бехов был Феодор, получивший землю Быховщину ещё от Киевского князя Владимира Ольгердовича. Впоследствии Бехи поучили подтвердительные грамоты на владение этою землёю от вел. князей Витольда и Казимира, от Киевского воеводы Андрея Немировича (1514–1539) и от вел. князя Сигизмунда I (в 1521 году). Все эти грамоты указывают на обязанность земской военной службы и освобождают Бехов от суда и повинностей замковых. Те же права подтверждают им королевские декреты 1593 и 1599 годов и декрет Киевского воеводы Фридриха Глебовича Пронского от 1553 года, a равно и люстрация Киевского воеводства от 1616 года. (Архив, ч. 4, т. 1, предисл., стр. 16).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Teodor...

Припяти и р. Днестра, далее по р. Середу в Днестру к р. восточному Бугу (при котором стоял пограничный город Болодяжн). На западной границе Волынского княжества гг. Берестье, Угровейск, Столпье, Холм, Ухани, Червень, Верещан, Бельз назывались украиннымя, а сама местность (между р. зап. Бугом и р. Вепрем), занимаемая ими, – Украйною. К востоку от них лежала столица Волынского княжества – г. Владимир-Волынский. Остальные города этого княжества были расположены преимущественно между pp. Припятью и Горынью 12 . Около 1336 года умер князь Юрий II, не оставив после себя детей, и Хан татарский прислал своих наместников в Галицию. Но жители тайно умертвили их, и, с дозволения ханского, предались Болеславу (сыну Тройдена, князя Мазовского и Марии, сестры Юриевой) – зятю Гедиминову, взяв с него клятву не отменять их уставов, не касаться сокровищ государственных или церковных, и во всех важных делах требовать согласия народа или бояр. Но Болеслав не сдержал своего слова. Воспитанный в православии, он в угоду папе и польскому королю – своему родственнику – сделался римско-католиком; ибо православная вера нашего отечества, утеснённого, истерзанного, казалась ему не согласной с мирскими выгодами. Скоро он умер и в 1340 г. Галицией и западной частью Волыни завладел свояк его – Казимир Великий, обещав жителям не теснить их веры. Города Львов, Перемышль, Галич, Любачев, Самок, Теребовль, Кременец присягнули ему, как законному государю. Он заключил мирный договор с Литвой, причём уступил Кейстуту, сыну Гедиминову, Брест, а Любарту Гедиминовичу, женатому на княжне Владимирской – Холм, Луцк и Владимир, как бы законное наследство его супруги. Так совершенно рушилось знаменитое Галицко-Волынское княжество или королевство Даниила и древнее достояние России, приобретённое оружием Олега и св. Владимира, было разделено между чужеземцами! Пользуясь содействием Московского князя Симеона Иоанновича, Ольгерд, Кейстут и Любарт выгнали поляков из Волыни. С этого времени четыре народа спорили о древнем достоянии нашего отечества – о Галиции, Подолии и Волыни. Монголы, гонимые из своих жилищ голодом, ворвались около 1351 г. в землю Брацлавскую, где княжил один из русских князей. Венгерцы, в лице короля своего Людовика, покровителя этого князя, старались вытеснить их оттуда: в 1354 году вместе с Казимиром Великим он перешёл Буг и взял в плен юного князя татарского. Однако Монголы ещё несколько лет держались в окрестностях Днестра. Венгерцы хотели присвоить себе Галицию, но наконец должны были уступить её Польше. А князья Литовские в своём владении удерживали большую часть других западнорусских областей до половины 16 века, когда Литва и Польша составили одно государство 15 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Teodor...

Логика этого подхода проста – уничтожив УПЦ и акцентировав «ПЦУ», как новую самую большую «православную конфессию» страны, на решении вопросов геополитической, политической и идеологической повестки дня (фактически окончательно превратив ее из религиозной структуры в инструмент политического влияния), прокатолический лагерь получит возможность кардинальным образом обрубить связь миллионов украинцев, идентифицирующих себя с Православием, с многовековой историей Православной веры на просторах Малой Руси. А это уже станет победой из побед. Ведь, не зная истоков истинного Православия, относясь к своей вере как к элементу в первую очередь «украинства», находясь в плену националистических и идеологических миражей, а также будучи придатком государственной власти, «епископат» и «духовенство» «ПЦУ» рано или поздно согласятся с предложением об объединении с униатами и признании Папы Римского своим главой. Для этого не нужно будет ничего особенного придумывать. Стоит только, например, властям объявить о том, что слияние «ПЦУ» и УГКЦ необходимо для получения членства Украины в ЕС, а Папа Римский от имени своей новой паствы готов выступать главным лоббистом украинского евроинтеграционного курса, как необходимые процессы будут запущены, поддержаны и завершены в самые кратчайшие сроки. Впрочем, это пока вопросы отдаленной перспективы. Однако униаты (да и римо-католики) уже сейчас активно работают над тем, чтобы к часу Х все в данном плане было готово по максимуму и в лучшем виде. В частности, осуществляется целенаправленная деятельность по размыванию границ между греко-католической и Православной верой, а также вымарыванию из памяти негатива, связанного с насаждением унии на украинских землях. Главной аудиторией при этом выступают живущие в регионах (в первую очередь, западных) «священнослужители» «ПЦУ/УПЦ КП», которые, в силу ряда объективных и субъективных причин, являются идеальным объектом для соответствующих манипуляций. В качестве одного из самых ярких примеров реализации такой политики можно привести совместное «богослужение» представителей РКЦ, УГКЦ и «УПЦ КП» во главе с епископом Луцкой диоцезии РКЦ Виталием Скомаровским, экзархом Луцким Иосафатом Говерою, правящим архиереем Сокальско-Жовковской епархии УГКЦ Михаилом Колтуном и «епископом Владимир-Волынским УПЦ КП” Матфеем Шевчуком, которое состоялось 2 ноября 2018 года в униатском храме Свв. Иоакима и Анны (Владимир–Волынский). Данное мероприятие было посвящено почитанию Иоасафата (Кунцевича), который зафиксирован в истории Православия как его ярый гонитель и ненавистник. Показательно, но этот факт нисколько не смутил высокопоставленного члена «УПЦ КП», который принял участие в совместной молитве возле «реликвий святого Иосафата» и высказался за необходимость единения с УГКЦ «не на словах, а на деле».

http://pravoslavie.ru/121221.html

XI. Киевская губерния в новом составе образована почти вновь и оказалась вся по правую сторону Днепра, где стоял г. Киев. Пространство её заняло части территорий упраздненных губерний Брацлавской и Вознесенской (в области бывшей Екатеринославской губернии) и преобразованной Волынской. Оно в 1796 г. было разделено на 12 уездов в составе следующих городов: губ. г. Киев (единственный город, который всегда оставался в Киевской губернии), Волынской губ. – Родомысль, быв. Брацлавской – Сквира, Пятигорск (Тараща), Липовец, Махновка (Бердичев), быв. Вознесенской губ. – Черкасы, Чигорин, Екатеринополь (Звенигород с 1797 г.) и Умань, а также вновь образованные в 1796 г. города с уездами из Брацлавской губернии – Васильков, из Волынской – Богуслав (Канев). 1141 Нужно заметить, что уезды Богуславский и Васильковский при образовании Киевской губернии при Павле Петровиче уже принадлежали к ней вместе с уездами – Корсунским и Димитровским. XII. Подольскую губернию образовали города: оставшиеся в ней от прежнего её состава г.г. Каменец-Подольск, уездные – Ушица, Проскуров, Летичев и Ольгополь (раньше был в Вознесенской губ.), зашт. города: Вербовец, 1142 Зиньков, Грудек; из б. Брацлавской губ. уез. города – Брацлав, Винницы, Литин, Могилев, Ямполь и Гайсин, зашт. гор. Тульчин, Хмельник и Бершадь. В Подольской губернии остались части уездов Еленского (Балтского), Богопольского и Тираспольского. XIII. В Волынской губернии остались в большинстве прежние города – с уездами: Новгород-Волынский, Заславль, Острог, Ровно, Овруч, Житомир, Луцк, Владимир и Ковель, зашт. гор. Лобунь, Домбровица и Чуднов; из Подольской губ. должны были поступить в Волынскую губ. уездные города – Кременец, Дубно, и Старо-Константинов, зашт. – Ямполь и Базилия. В ней же осталась часть Дубянского повета. Часть Волынской и Минской губерний с уездным городом Речицей, отделенная некогда к Черниговской губернии, теперь, по географическому удобству, снова присоединена к Минской губернии. XIV. Полоцкая и Могилевская губернии соединены в одну губернию с именем Белорусской. Губернским городом сделан – Витебск.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Родственная связь с таким семейством не обещала ничего доброго. Пред вступлением в брак, Курбский, следуя обычаю, дал своей невесте веновую запись, которою обеспечил приданное оценённое в 17,000 коп грошей Литовских, на Милановчах (в Ковел. уез.) и на имениях Упитских (в Поневеж. уез. Ковен. губ.), как это видно из акта от 1578 года 30 декабря 128 . Со своей стороны, Мария Юрьевна, по выходе замуж, записала князю Курбскому почти все свои имения, видя, как она выражается, искреннюю любовь и усердие его милости князя, своего мужа. Она записала Курбскому Осмиговичи в повете Владимирском, Шешели и Крошты в повете Виленском, и Дубровицу в повете Пинском, передав ему все акты на эти имения 129 . Курбский сделался владельцем обширных родовых имений, принадлежавших двум фамилиям: Дубровица принадлежала роду Гольшанских, а Осмиговичи – потомству Козинского. С этих пор начинается непримиримая вражда детей и родственников Маржи Юрьевны к князю Курбскому. Кирдей-Мыльский и жена его Анна Юрьевна, родная сестра княгини Курбской, причиняли князю Курбскому тяжкие обиды, нападали на его слуг и крестьян, угрожали, покушаясь на жизнь его, и вымышляли на Курбского и жену его небывалые, позорные вещи. Ян и Андрей Монтольты подговорили мальчика – слугу Курбского Гипейка – украсть и доставить им бланкеты за печатью и подписью князя Курбского и его жены. Вражда ещё более усилилась, когда княгиня Курбская в 1576 году написала завещание, которым подтвердила все свои прежние записи, данные князю Курбскому на имения. Княгиня устранила своих, детей и родственников и клялась, что она своих имений никому, кроме князя, своего мужа, никогда не записывала и не дарила 130 . Для её детей оставалось одно только село в Литве, которое она завещала сыну своему Андрею, да ещё два заложенные села – Жирмоны и Орловкишки, которые она завещала сыновьям своим выкупить и владеть ими нераздельно. Курбская, отдав своему мужу имения, а вместе с тем, и власть над собою, скоро раскаялась в своём поступке. Курбский проводил печальную жизнь, как странник «между людьми тяжкими и зело негостелюбными».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Teodor...

Одна дочь Юрия, по имени Ольга, вышла замуж за Ярослава Владимирковича Галицкого, а другая – за Олега Святославича 53 . Сын Юрия Глеб женился вторым браком на дочери Черниговского князя Изяслава Давидовича. Таким образом Пересопница стала столичным городом княжества и видела в своих пределах почти всех тогдашних русских князей. Но несмотря на крестное целование, мир не был прочен. Юрий не хотел, выполнить условий мира: по своему корыстолюбию, он не возвратил Изяславу воинской добычи. Племянник послал к дядям жалобу: «Исполните крестное целование, а не хотите, так я не могу оставаться в обиде» Дядья не отвечали. Не получив удовлетворения, Изяслав занял Луцк и Пересопницу, где находился Глеб Юрьевич. Глеб в это время стоял выше города на реке Стубле в шатрах. Изяслав неожиданно пришёл на него, взял стан, дружину, лошадей. Сам Глеб, едва успел убежать в город, и послал с поклоном к Изяславу: «Как мне Юрий – отец, так мне и ты отец, и я тебе кланяюсь: ты с моим отцем сам ведайся, а меня пусти к отцу, и клянись Богородицей, что не схватишь меня, а отпустишь к отцу: так я к тебе сам приеду и поклонюсь». Изяслав поклялся и велел сказать ему: «У меня нет вражды с вами, братьями; но могу ли сносить обиды? Иду на вашею отца, который не любит ни правды, ни ближних». Угостив Глеба обедом, Изяслав отправил его с сыном своим Мстиславом, который, проводив его за Корческ (ныне – м. Корец Новоград-Волын. у.), сказал ему: «Ступай, брат, к отцу; а эта волость отца моего и моя – по Горынь…» 54 . Таким образом Глеб Юрьевич потерял Пересопницу, и оно досталось Изяславу Мстиславичу, хотя – только на время. Счастье не долго покровительствовало Изяславу. Вскоре Юрий опять завладел Киевским великокняжеским столом и отдал Пересопницу, вместе с другими Волынскими городами, сыну своему Андрею Боголюбскому, который, как самый храбрый из Юрьевичей, должен был оберегать границу со стороны Волыни. Боголюбский тотчас укрепил Пересопницу, окружив её валами, и то же устроил для безопасности и других принадлежавших ему Волынских городов.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Teodor...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010