Некоторое время Епископ Аверкий занимал как бы неопределённую, срединную позицию. Протоиерей Александр Поникаров даже писал в город Новоград-Волынский протоиерею Владимиру Захарьевичу: «Епископ Аверкий не выявляет своего лица – ожидает» 380 . Но, в конце концов, в октябре 1925 года Епископ Аверкий заявил членам епархиального управления об отказе подчиняться обновленческому Синоду 381 . Тогда члены епархиального управления ходатайствовали перед Синодом о назначении на Житомирскую кафедру епископа-обновленца 382 . Обновленческий Всеукраинский Священный Синод определением от 23 ноября 1925 года постановил: «назначить епископа Белоцерковского Павла (Циприановича – сост. ) на Житомирскую кафедру, освободив его от управления Белоцерковской епархией, с тем, чтобы он имел врем. местопребывание в г. Новоград-Волынске. Преосвященному епископу Павлу поручить формирование врем. Житомирского епарх. управления с введением в состав его пленума членов настоящего Житомирского епарх. управления» 383 . Новоград-Волынское викариальное управление в декабре 1925 года писало в Волынское епархиальное управление, что оно считает необходимым «командируемого Харьковским Синодом епископа считать своим только после избрания его каноническим путём епарх. съездом духовенства и мирян» 384 . Этот съезд состоялся в Житомире 26 февраля 1926 года. Будто бы «для присутствия на нём и информационного доклада Свящ. Синодом был командирован Преосвященный Павел, Епископ Белоцерковский. Съезд, заслушав доклад Преосвященного Еп. Павла, постановил: «благодарить Преосвященного Павла за информацию. Считать, что Свящ. Синод содержит самое чистое православие, и что непризнание многими верующими Свящ. Синода имеет своей причиной неведение Синода и страх перед тем, где нет страха». Самым животрепещущим вопросом для епархии было избрание правящего архиерея. Съезд попытался привлечь к церковно-синодальной работе на Волынской кафедре бывшего здесь Еп. Аверкия, уклонившегося в тихоновщину, с тем, чтобы он вновь возвратился в общение и подчинение Всеукраинск. Свящ. Синоду, для чего была послана к нему депутация. В случае отказа Еп. Аверкия, съезд постановил усерднейше просить Преосвященного Еп. Павла взять на себя управление епархией, будучи убеждён, что при настоящих условиях Волынской церковной жизни, только он один может объединить и организовать епархию. Еп. Аверкий отказался от сделанного ему съездом предложения. В результате съезд обратился в Свящ. Синод с ходатайством об утверждении Преосвящен. Еп. Павла управляющим Волынской епархией. Свящ. Синод утвердил это избрание и определил Преосвящ. Павлу быть правящим архиереем Волынской епархии» 385 .

http://azbyka.ru/otechnik/Arkadij_Ostals...

А 23 сентября, наконец, вышел указ Синода: «Обсудив ходатайство и принимая во внимание, что по утверждённым Святейшим Синодом 20–26 мая 1908 года за 3443 правилам об устройстве внутренней миссии Православной Русской Церкви, специальная миссия в каждой епархии должна состоять из миссионеров уездных и епархиальных и миссионерского совета, должностей же помощников миссионеров означенными правилами не предусмотрено. Святейший Синод, согласно с заключением Хозяйственного Управления, определяет: 1) учредить в Волынской епархии: а) должность епархиального противораскольнического миссионера-проповедника и б) вместо просимой должности помощника противосектантского миссионера в соответствии с упомянутыми выше правилами, – должность уездного миссионера; 2) назначить на содержание по первой из сих должностей 1500 руб. в год и по второй – 700 руб. с отнесением сего расхода, всего в количестве двух тысяч двухсот рублей в год, со дня замещения вакансий, на счёт сумм «на усиление средств содержания городского и сельского духовенства» (отд. VI специальной сметы Святейшего Синода)» 51 . Уже на следующий день после указа Синода владыка Антоний назначил противораскольническим миссионером Андрея Дмитриевского, а относительно уездного предписал следующее: «О. архимандрит Митрофан даст отзыв, кого определить – о. Остальского или о. Ляди, о работе которого доставить мне сведения» 52 . 29 сентября епархиальный миссионер архимандрит Митрофан подал Архиепископу Антонию рапорт, в котором писал: «Почтительнейше прошу, Ваше Высокопреосвященство, назначить уездным миссионером, имеющего состоять священником на диаконском штате при Староконстантиновском соборе, Аркадия Остальского с совмещением вышеуказанных двух должностей – миссионера и священника на диаконском штате и с поручением ему, как миссионеру, уездов: Староконстантиновского, Изяславского и Острожского (если будет в последнем уезде нужда в миссионере). Одновременно с сим смиреннейше прошу Вас, Владыко, те триста рублей, каковые получал из Владимиро-Васильевского братства Остальский в силу постановления собрания братства, назначить священнику с. Несолони Новоград-Волынского уезда Александру Молчанову с наименованием его также уездным миссионером и с поручением заведовать более других зараженными сектантством уездами: Житомирским и Новоград-Волынским (и с оставлением, разумеется, на месте священника с. Несолони). О. Молчанов – выдающийся по ревности миссионер, и я не имею у себя помощника, более преданного делу, как он. При его материальной скудости триста рублей дадут ему возможность часто объезжать зараженные приходы.

http://azbyka.ru/otechnik/Arkadij_Ostals...

Общие историко-географические очерки епархий имеются в 36 описаниях: варшавском, волынском, вятском 1912 г., донском, екатеринбургском, камчатском, минском 1864 г., могилёвском, омском, оренбургском, орловских 1899 и 1905 гг., пензенском, полтавском, псковском, рижском, рязанском 1863 г., с.-петербургских, смоленском 1864 г., таврических, тамбовских, тверском, тобольском, томском, уфимском, харьковском, черниговских, ярославском, воронежском 1867-1868 гг., новгород-северском, подольском 1862 г. и саратовском 1882 г. Эти разделы чрезвычайно разнятся между собой как по объему, так и по составу сведений. В общих очерках публиковались разнообразные исторические материалы (о распространении христианства на территории епархии, ее границах, государственной и церковно-адм. принадлежности в разное время, об обстоятельствах учреждения архиерейской кафедры и др.), географические и этнографические сведения (площадь епархии, состав ее городов и уездов, природные особенности, состояние сельского хозяйства, фабрично-заводской промышленности и торговли, народы, обитающие на территории края, и др.) и статистические данные (численность населения, количество церквей, монастырей и часовен, учебных заведений и др.). В 17 описаниях имеются сводки об отдельных городах (статус и административно-территориальная принадлежность в разное время, важнейшие исторические события, число жителей, количество храмов, домов, дворов, промышленных предприятий и учебных заведений и др.) и (или) уездах (границы, площадь, количество церквей и приходов, климат, состояние почвы, водные ресурсы, численность и занятия населения и др.). В большинстве описаний они расположены внутри списков церквей, приходов и причтов (архангельское 1894-1896 гг., владимирское 1893-1898 гг., волынское, омское, пензенское, подольские, полтавское, с.-петербургское 1869-1885 гг., симбирское, смоленское 1864 г., тамбовское 1911 г., уфимское), а в некоторых (посвященных 1 уезду) образуют особые разделы (владимирское 1886 г., казанское 1904 г., смоленское 1915 г.).

http://pravenc.ru/text/2581435.html

Однако, за материальной скудостью и за разбросанностью населения, да и по другим причинам, это оказалось невозможным. Сколько было на первый раз учреждено Владимиром епархий, остается неизвестным. Летопись Никоновская кроме Новгорода называет прямо четыре города и потом прибавляет: «и по иным многим градом епископы (митрополит) постави». При Владимире открыто было семь епархий, да еще Тмутараканская – восьмая. Шесть епархий были открыты в удельных городах, а именно: Владимире Волынском, Турове, Полоцке, Новгороде, Ростове и Тмутаракане; в городе, не бывшем удельным, но самым старшим после Киева, Чернигове и городе, не имевшем никакого гражданского значения – Белгороде. В этом, не имевшем в гражданском отношении значения городе, Владимир учредил архиерейскую кафедру из-за того, , назначив престольным городом митрополита не Киев, а Переяславль, он хотел иметь в епископе Белгородском такого архиерея, который бы в потребные времена мог совершать в Киеве архиерейские служения и вообще был для него – великого князя – архиереем, так сказать, придворные episcopus curialis, каковые бывали у других государей, а потом желал дать в нем митрополиту как бы викария и помощника. После Владимира до нашествия монголов было открыто в России еще ровно столько же епархий, сколько было открыто им, т. е. восемь: Переяславльская и Юрьевская при Ярославе, Смоленская в 1137 г., Галичская 1165 г., Рязанская 1207 г., Владимир-Кляземская в 1214 г., Перемышльская 1220 г. и Угровская, незадолго до нашествия Монголов. Всех епархий к нашествию монголов, т. о., должно было быть 16, но так как одна из них – Тмутараканская, вместе со своим княжеством, прекратила существование в конце IX или начале XII в., то их было 15. Пятнадцать епархий на всю целую Русь. В сравнении с Грецией, это было до крайности мало. Владимир, открывший весьма малое количество весьма обширных епархий по необходимости, положил этим, так сказать, принцип немногочисленности и обширности епархий. Весьма вероятно, что и князья не имели особенной охоты учреждать епархии, ибо сии учреждения должны были сопровождаться для них весьма чувствительными расходами, – на построение приличных кафедральных соборов, на обеспечение кафедр – землею и проч.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij-Sumaro...

Вообще же в отношении ко всем он был весьма ласков» 1313 . Редко доброту своей души преосв. Макарий засвидетельствовал в Харькове на деле. Благотворительность его, какую он проявлял иногда и прежде, здесь обнаружилась особенно широко. Нам уже известны некоторые случаи благотворительной деятельности преосв. Макария в виде пожертвований его на Харьковскую духовную семинарию, мужские духовные училища и училище девиц духовного звания Харьковской епархии, равно как и на построение храма в родном селе Суркове. Кроме того, он ежегодно жертвовал по 50 руб. в пользу миссионерского общества, по 100 руб. в пользу Киевского Свято-Владимирского и Виленского Свято-Духовского братств; в 1862 году пожертвовал 1000 экземпляров истории русского раскола для безмездной раздачи книг в беднейшие церковные библиотеки тех приходов в России, где существовал раскол; жертвовал он в пользу симбирской и вятской публичных библиотек, в пользу ученической библиотеки Волынской духовной семинарии, в 1868 году пожертвовал 100 руб. в пользу пострадавших от неурожая, причем к пожертвованиям на тот же предмет приглашал и все харьковское духовенство, которое, по зову архипастыря, собрало до 1444 руб. 1314 и т.д. Но особенно замечательное пожертвование преосв. Макарий совершил в 1867 году, чем он сделал свое имя навсегда незабвенным в истории русского просвещения и чем облагодетельствовал в будущем сотни тысяч тружеников на поприще этого последнего. 6 января 1867 года преосв. Макарий обратился к синодальному обер-прокурору с следующим предложением. «В 1841 году», – писал он графу Толстому, – «переходя из – за студенческой скамьи на кафедру бакалавра Киевской духовной Академии с твердым намерением трудиться, по мере сил, и на поприще духовной литературы, я дал себе следующий обет: если Бог благословит мое намерение и труды, то все деньги, какие будут следовать за мои сочинения, хранить неприкосновенными дотоле, пока из них составится значительная сумма и тогда положить эту сумму в Государственное Кредитное Учреждение навсегда, чтобы на проценты с неё учредить ежегодные премии для поощрения отечественных талантов, посвящающих себя делу науки и общеполезных знаний.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/mo...

У Несухоижи берега тоже отрыты, но возвышенны более, чем в верховьях. Ширина реки от 2 до 12½ саж. Глубина в верховьях не более 2½ фут., а у Ковеля – от 4 до 9 футов, ниже – глубина более 1½ саж. Дно реки вообще иловато и вязко, но встречаются и песчаные места. Весной вода подымается над горизонтом летних вод до 5½ фут., и заливает на большое протяжение долину. Переходы в брод почти не существуют, вследствие слишком болотистых берегов и вязкости дна русла реки. По реке, в верховьях её, много запруд и мельниц. Река замерзает в первых числах декабря и вскрывается около половины февраля. Река сплавная – и главный сплав леса производится на участке ниже местечка Турийска, и преимущественно от времени вскрытия реки до июля месяца. 3. Стоход – приток Припяти – получает своё начало из колодца, находящегося в лесу, в 2 вёрстах от местечка Киселиное Владимир-Волынского уезд. Длина его до границы Минской губ. – 120 вёрст. Берега реки по преимуществу болотисты и покрыты лесом, причём левый берег реки между Вулька и Кашевка имеет более резкий характер. Местами река проходит чрез болота. Ширина реки у истока 2½ саж., у Зайчевки и ниже – около 12 саж. Глубина в верховьях от 1¾ до 5 футов, у Зайчевки и ниже – более 21 фута. Течение везде слабое. Дно иловато и местами проросло камышом. Обыкновенно река замерзает во второй половине декабря и вскрывается в первой половине марта. Весенние воды подымаются над летним уровнем на 7 футов и более. Высокая вода стоит около 3 недель и в это время производится сплав леса. По берегам леса достаточно, преимущественно сосна, дуб и берёза; местами есть ольха и орешник. 4. Стыр 45 – приток Припяти – вытекает из Галиции недалеко местечка Олеска, проходит границу у Мевра-Кутрова Дубенского уезда, и впадает в р. Припять в Минской губернии Пинском уезде. Длина её в пределах Волынской губернии равняется 328 вёрстам. Большие изгибы река делает между Берестечком и Боремлем и между г. Луцком и Жидичиным; в этих местах она течёт в наиболее возвышенных берегах.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Teodor...

Тогдашние епископы галичский и владимирский известны нам по имени (I тома 1 половина, стр. 552 и 573, электронная версия – абзац сноски абзац сноски прим. корр.). Епископ перемышльский не известен по имени, но его нельзя предполагать, потому что он был враг Даниила (Ипатская летопись под 1241 годом sub. fin., 2 издание стр. 527 fin., точно так же, как и епископ галичский, ibidd. непосредственно выше). После собственных епископов области галичско-волынской не невозможно, впрочем, думать ещё на двух епископов, это – юрьевского и белгородского, епархии которых прекратили своё существование, нет сомнения, в нашествие Монголов, но которые могли пережить свои епархии и имена которых не известны.– Предполагать, чтобы митрополит Кирилл был тот печатник Даниила Романовича, который является при нём в 1241 году (Ипатская летопись под этим 1241 годом), мы не видим никакого действительного основания. Печатник Кирилл представляется нам как человек военный почти одновременно с тем, как избран был митрополит. 91 Ипатская летопись говорит о путешествии Даниила в Орду под 1250 годом. Но Плано-Карпини, бывший у брата Даниилова Васильки в начале 1246 года, ясно свидетельствует о Данииле, что он был тогда у Батыя. Да и сама летопись говорит, что во время проезда Данилова к Батыю через Киев в последнем сидел боярин владимирского великого князя Ярослава Всеволодовича, а Ярослав умер в 1246 году (О путешествии Кирилла летопись говорит как об имевшем место после путешествия Даниилова в Орду; но в 1250 году Кирилл не только уже возвратился из путешествия, но и прибыл уже во Владимирскую Русь). Что Даниил возвратился от Батыя в Феврале – Марте 1246 года, см. ниже в речах об его сношениях с папой. 92 Что Ипатская летопись говорит совершенную неправду, будто Кирилл отправился к патриарху на поставление в 1250 году, это видно из сказанного сейчас выше. Пойдя на поставление через Венгрию, он настоятельно прошен был венгерскими королём принять на себя старания об устроении брака между дочерью его – короля и сыном Даниила, на что он согласился и для чего возвращался в Галицию, – Ипатская летопись ibid...

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

65 В Полоцкой епархии были еще начальники над благочинными в уездах, которые назывались протопресвитерами, а округи их ведомства – протопресвитериями. (Православный Собеседник, 1884 год, июнь, стр. 185) 67 К сожалению, эти отчеты благочинных, представляемые епархиальному преосвященному, очень нередко изображают положение дела в их благочиниях далеко не в настоящем виде, на что указал, в своем отчете св. Синоду за 1879 арх. Александр, заметив, что благочинные почти вовсе не говорят в своих рапортах о неблагоприятных проявлениях и чертах жизни и деятельности духовенства. 68 Гродненское – с благочинным протоиереем Василием Поповым (в последствии – Виленским кафедральным протоиереем, впрочем, умершим через год, после назначения на эту должность), Скидельское – с благочинным священником Константином Плавским, Брестское – протоиереем Василием Соловьевичем, Высоколитовское – протоиереем Антонием Будзиловичем, Каменецкое – протоиереем Павлом Круковским, Пружанское – протоиереем Львом Ячиновским, Антопольское – протоиереем Феодором Горбацевичем, Слонимское – священником Иосифом Соловьевичем, Полесское – протоиереем Прокофием Соловьевичем, Коссовское – протоиереем Стефаном Центковским, Кобринское – протоиереем Василием Харламповичем, Новогрудское – соборным протоиереем Иоанном Гомолицким, Лидское – священником Сампсоном Бренном, Волковысское – священником Василием Протасевичем, Любчанское – священником Александром Пашкевичем, Колесницкое – священником Людвигом Савичем. 70 Ошмянское – с благочинным протоиереем Мартином Станкевичем, Виленское – священником Василием Матусевичем, Ковенское – протоиереем Петром Мироновичем, Свенцянское – священником Иоанном Барановским и Вилькомирское – священником Захарией Сухановым. 71 Луцкое – со священником Стефаном Краевским, Ратненское – священником Сампсоном Главинским, Ковельское – протоиереем Львом Фирасевичем, Каменоширское – священником Феодором Малишевским, Владимирское – протоиереем Иоанном Абрамовичем, Овручское – священником Даниилом Буткевичем, Дембровицкое – протоиереем Иосифом Теодоровичем, Новоград-Волынское – священником Иоанном Игнатовичем, Староконстантиновское – священником Иоанном Сингелевичем и Кременецкое – священником Иаковом Крашановским.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Izveko...

1892. 1/2. С. 1-12; 3. С. 45-52; 4. С. 83-91; 5. С. 113-120; 7. С. 167-176; 8. С. 207-216; 9. С. 245-256; Посещение высокопр. Модестом, архиеп. Волынским, чешского пос. Крошни 2 авг. 1892 г.//Там же. 1892. 25. С. 685-691; Посещение г. Каменца высокопр. Модестом, архиеп. Волынским//Там же. 25. С. 691-697; Телеграммы, полученные высокопр. Модестом, архиеп. Волынским во Владимире-Волынске во время юбилейного торжества 10 мая 1892 г.//Там же. 1892. 35. С. 949-965; З-ч. Обозрение духовно-учеб. заведений в г. Кременце высокопреосв. Модестом, архиеп. Волынским и Житомирским//Там же. 1893. 31. С. 849-852; С-кий И. И. Пребывание высокопреосв. Модеста, архиеп. Волынского, на своей родине, в с. Зиновинцах Литинского у., в июле месяце сего 1893 г.//Там же. 28. С. 777-778; Обозрение церквей и приходов Волынской епархии высокопреосв. Модестом, архиеп. Волынским и Житомирским, в м. мае 1894 г.//Там же. 1894. 33. С. 1013-1029; 34. С. 1055-1065; 35. С. 1107-1117; 36. С. 1153-1159; 1895. 1/2. С. 1-21; 3. С. 86-91; Посещение преосв. Димитрием, еп. Подольским и Брацлавским, и высокопреосв. Модестом, архиеп. Волынским, с. Зиновинец Литинского у., в сентябре месяце//Там же. 1894. 32. С. 1002-1004; Обозрение церквей и приходов Волынской епархии высокопреосв. Модестом, архиепископом, в 1895 г.//Там же. 1896. 5. С. 171-183; 6. С. 223-230; 7. С. 270-282; 8. С. 305-312, 9. С. 337-343; Крыжановский Г. Я. Почаевская Успенская Лавра под управлением священноархим. высокопреосв. Модеста, архиеп. Волынского: (1889-1897 г.)//Там же. 1897. 22. С. 619-630; 23. С. 639-648; 24. С. 659-674; 25. С. 705-724; 26. С. 763-776; С. Д. Встреча и проводы высокопреосв. Модеста, архиеп. Волынского и Житомирского, в с. Скороводках, Староконстантиновского у.//Там же. 1897. 6. 208-215; Обозрение церквей высокопреосв. архиеп. Модестом в 1897 г.//Там же. 1898. 9. С. 325-341; 10. С. 366-377; 11/12. С. 410-418; Кирилович Д., свящ. Посещение высокопреосв. Модестом в мес. июне 1898 г. г. Дубно и обозрение им городских церквей//Там же.

http://pravenc.ru/text/2563922.html

славянских племён. При его преемнике Игоре, сыне Рюрика (912–945 г.), Древляне восстали, но были усмирены. Затем после смерти Святослава Игоревича (972 г.), вся Русь была разделена между его тремя сыновьями, причём Древлянская или Волынская земля досталась Олегу – второму сыну. Но вскоре третий сын Владимир Святой (980–1015), князь Новгородский, соединил разрозненные земли отца своего и затем разделил свои владения между своими сыновьями, назначив каждому из них уделы. Волынь при нём в 988 г. была разделена на две части: прибужная часть, с городом Владимиром во главе, образует Владимирское княжество и достаётся в удел Всеволоду, а население по р. Стыри, с г. Луцком – достаётся Позвизду. Владимир же завоевал и Червонную Русь 7 или Галицию. Сын и преемник его Ярослав Мудрый (1019–1054 г.) управлял Волынью посредством своих наместников, а затем, перед смертью своею, отдал её в удел сыну своему Игорю. Это было в 1054 году. С этого времени г. Владимир делается главным удельным городом на Волыни; хотя впоследствии на Волыни и является несколько уделов, но во всяком случае князь, обладавший городом Владимиром, пользовался преимуществом перед другими Волынскими князьями. После смерти Ярослава произошла борьба между его наследниками из-за земель. Борьба эта закончилась на Любечском съезде (1097 г.), на котором Ростиславичи – Василько и Володарь (дети Ростислава Владимировича, внука Ярослава Мудрого) – получили Червонную Русь 8 , a Давид Игоревич (сын Игоря Волынского и внук Ярослава Мудрого) получил г. Владимир-Волынский, столицу Волынского княжества, и г. Луцк, но ненадолго. За ослепление Василька Ростиславича Давид лишился Волынского княжества на Вятичевском съезде (в 1100 г.). Затем Волынское княжество сосредоточивается в роде Владимира Всеволодовича Мономаха (1113–1125 г.), который, будучи Киевским князем, присоединил к себе и Волынь. С этих пор она постоянно оставалась за его родом, а со времени его внука Изяслава II Мстиславича (1146–1154 г.) она утвердилась именно за линией старшего сына Мономаха – Мстислава I (1125–1132 г).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Teodor...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010