Киевская Древняя Киево-Литовская митрополия основана в 1315 г. Митрополия (первоначально в нее входили Полоцкая и Туровская епархии). Первоначальное местопребывание кафедры – в г. Новогрудок (под Вильно), затем – в Борисоглебском соборе г. Вильно. С 1414 г. г. Вильно считался стольным городом митрополии, но титуловавшиеся Киевскими митрополиты проживали обычно в Новогрудке, лишь изредка покидая столицу. «...После монгольского погрома центр духовного единства Руси, ее церковная митрополия перенесена была из Киева сначала во Владимир на Клязьме, а потом в Москву. Так как этим обстоятельством и на самом деле сразу возвышалось политическое значение северо-восточной Руси сравнительно с западной и южной, и здешние, т. е. Галицко-Волынские и Литовские великие князья почти одновременно приходят к мысли об учреждении у себя особых митрополий...» (Павлов A. С. О начале Галицкой и Литовской митрополии. M., 1894. С. 3). После 1240 г. Киев, переживший страшное опустошение, лежал в руинах. Митрополит Кирилл II! даже не смог найти себе там достойного местопребывания, а потому подолгу пребывал вне Киева. Особенно он полюбил Северо-Восточную Русь, где и скончался. Следующий митрополит Максим уже был вынужден перенести свою кафедру в Северо-Восточную Русь. Государственная власть в Киеве также была разрушена. Возле города хозяйничали шайки монголо-татар, процветал разбой, воровство. Князья Северо-Восточной Руси были заняты проблемами устройства своих земель, защиты их от монголо-татар и западных захватчиков. Князь Галицкой Руси не имел достаточно сил для захвата и удержания Киева, т. к. был занят борьбой с внутренней боярской оппозицией и утверждением своего княжения у хана. После нескольких десятков лет безвластья Киев был захвачен молодым и сильным Литовским государством, а вместе с Киевом и значительная часть южнорусских земель. Окончательный переход южнорусских земель под власть Литвы относится ко времени после битвы на Синих Водах в 1363 г. Но уже до этого часть земель попала под власть Литвы, еще при князе Гедимине. Это привело к тому, что Православное население составило большинство населения Литвы.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Одновременно с объединением северо-западной Руси и Волыни вследствие подчинения их литовским князьям, после долгих смут в конце XIII и нач. XIV в. единовластие утвердилось и в Польше. Сравнительное спокойствие помогло сыну и преемнику Владислава Локетка, умиротворителя Польши (1319), Казимиру Великому присоединить к своему королевству королевство Галицкое. Галиция после Юрия II досталась его негодному племяннику по сестре Болеславу Мазовецкому. Болеслав, обременяя подданных тяжелыми податями, насиловал их жен и дочерей. Этого мало, он завел дружбу с поляками, чехами и немцами, раздавал им должности, обходя галичан, старался даже ввести латинство. Галичане отравили ненавистного князя. После долгих споров за волыно-галицкое наследство Галиция закрепилась за Польшей 7 . С утверждением литовско-польской власти в исконно русских областях начинается печальная история юго-западной Руси, оторванной от северо-восточной с её новым центром в Москве и уцелевшей династией св. Владимира. Политическия неурядицы при потере национальной власти в юго-западн. России осложнились настойчивым стремлением чужих князей к церковной обособленности утверждением особой митрополии. В единстве русской митрополии они справедливо видели для Москвы могущественное средство к соединению разрозненных частей русского запада с северо-востоком. К несчастию самих русских среди юго-западных иерархов нашлись такие, которые не прочь были воспользоваться угнетенным состоянием края, чтобы переменить титул епископа на митрополита и стать во главе епархий областей, отнятых у русских. Состояние Византии, откуда продолжали распоряжаться русской церковью, вполне благоприятствовало этому. Там по смерти имп. Андроника (1341 г.) открылись политические неурядицы и война, шли бесполезные споры варламитов с паламитами о фаворском свете. Спорами увлеклись все, начиная с императора и патриарха. Собирались соборы (1341–1345 г.) в защиту то одной, то другой стороны 8 . В увлечении блюстители порядка и вселенской правды не обращали внимания на то, что творилось в терзаемой и разрываемой на части России, и внесли свою долю участия, чтобы ухудшить положение вещей на русском юго-западе. Во время русских политических нестроений и византийских словопрений к довершению русской розни открыта особая митрополия в Галиче. Митрополитом назначили искавшего чести и власти галицкого епискова (вероятно Феодора) с подчинением ему волынских и малороссийских епархийВладимирской, Холмской, Перемышльской, Луцкой и Туровской 9 . Властолюбивого Феодора мог подставить хитрый, умный, проницательный, вместе с тем по летописцу удивительно коварный, Ольгерд со своим братом волынским князем Димитрием Любартом, чтобы ослабить влияние своей соперницы Москвы в русских областях Литовского княжества. Коварная политика братьев по отношению к Москве не подлежит сомнению. При удобном случае оба готовы были наделать ей вреда 10 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

23 Почитаемые мощи святителя доныне находятся в алтаре кремлевского Успенского собора, а праздник в его честь вплоть до XVII в. считался в Москве одним из главных событий церковного года. 24 Собственно, известны лишь титул ее митрополитов и имя одного из них: Darrouzès. Notitiae… P. 399, notitia 17 (83); Hunger H., Kresten O. Das Register des Patriarchats von Konstantinopel. Teil 1: Edition und Übersetzung der Urkunden aus den Jahren 1315–1331. W., 1981 (=Corpus Fontium Historiae Byzantinae; XIX/1). S. 554 14–15). 27 Darrouzès J. Les regestes des actes du Patriarcat de Constantinople. Vol. I: Les actes des patriarches. Fasc. V: Les regestes de 1310 à 1376. P., 1977. P. 122 29 Darrouzès. Les regestes… Fasc. V: Les regestes de 1310 à 1376. P. 175–177 См. прим. 19. 30 О синодальном послании с осуждением митрополита см.: Darrouzès. Les regestes… Fasc. V: Les regestes de 1310 à 1376. P. 278–279 31 В титулатуре рядовых правящих архиереев этот титул вновь появляется лишь с середины XVIII века. 32 Издание текста и комментарий: Koder J., Hinterberger M., Kresten O. Das Register des Patriarchats von Konstantinopel. Teil 3: Edition und Übersetzung der Urkunden aus den Jahren 1350– 1363. W., 2001 (=Corpus Fontium Historiae Byzantinae; XIX/3). S. 104–117 34 Издание текста и комментарий: Ibid. S. 130–139 процитированный фрагмент: S. 136: 58–61). 35 Darrouzès. Les regestes… Fasc. V: Les regestes de 1310 à 1376. P. 489–495 2584). Послания были направлены, но сигиллий официально издан не был. 36 Как показала дальнейшая история, появление у православных собственного митрополита отнюдь не остановило реализацию этой угрозы. Уже сам Казимир предлагал папе создать для галичан отдельную католическую митрополию; при нем в старых русских городах были учреждены католические епархии: в Перемышле – не позднее 1351 г., во Владимире-Волынском – в 1358 г., в Холме и Львове – в 1359 г. Около 1357 г., согласно упоминаниям в источниках, католический иерарх Галича имел сан архиепископа. Проект создания католической митрополии был завершен после смерти Казимира, причем без учета мнения уже имевшегося в наличии православного Галицкого митрополита: в 1375 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

Алексия, избранного Великим Князем, и какого-то Романа (вероятно, Грека). Сия новость изумила наше Духовенство; оно не знало, кому повиноваться, ибо Митрополиты были не согласны между собою: Роман же, обязанный Святительством действию корысти, всего более думал о своих доходах и требовал серебра от Епископов. Св. Алексий – не искав чести, по словам летописи, но от чести взысканный – вторично отправился в Константинополь с жалобами на беспорядок дел церковных, и Филофей, желая примирить совместников, объявил его Митрополитом Киевским и Владимирским, а Романа Литовским и Волынским. Несмотря на то, сей последний без дозволения Алексиева жил несколько времени в Твери и вмешивался в дела Епархии, призванный, кажется, Всеволодом Холмским, который сам ездил тогда в Литву. Роман заслужил его благодарность, убедив (в 1360 году) Князя Василия Михайловича отдать племянникам третью часть Тверского Княжения; был осыпан почестями и дарами при дворе, но не мог склонить на свою сторону Епископа Феодора, не хотевшего иметь с ним никакого сношения. Алексий же, более и более славясь добродетелями, имел случай оказать важную услугу отечеству. Жена Чанибекова, Тайдула, страдая в тяжкой болезни, требовала его помощи. Хан писал к Великому Князю: «Мы слышали, что Небо ни в чем не отказывает молитве главного Попа вашего: да испросит же он здравие моей супруге!» Св. Алексий поехал в Орду с надеждою на Бога и не обманулся: Тайдула выздоровела и старалась всячески изъявить свою благодарность. В сие время Ханский посол Кошак обременял Российских Князей беззаконными налогами: милость Царицы прекратила зло; но добрый Чанибек – как называют его наши Летописцы – жил недолго. Завоевав в Персии город Таврис (основанный любимою супругою славного калифа, Гарун-Алрашида, Зебеидою) и навьючив 400 вельблюдов взятыми в добычу драгоценностями, сей Хан был (в 1357 году) злодейски убит сыном Бердибеком, который, следуя внушениям Вельможи Товлубия, умертвил и 12 братьев. Митрополит, очевидец столь ужасного происшествия, едва успел возвратиться в Москву, когда Бердибек прислал Вельможу Иткара с угрозами и с насильственными требованиями ко всем Князьям Российским.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Karamz...

Учёный Никтет говорит, что санскритское goshtha или gosmhana, а зендское – gaosthana – первоначально означало стоянку коров (от go – корова, и stha – стоянка); отсюда sthana – помещение, заселённое место, дом. Наконец, gostha получило значение оборы – сарая, подобно тому, как acrasthanas – значит конюшня, помещение для коней. Впоследствии слово это получило более общий смысл, так что в женском роде goshtha стало означать – громаду, товарищество, собрание друзей, приятелей 198 . Gostha, как стоянка пастухов, находится и в персидском языке: ghosha, ghoshad, – пространство, огороженное для рогатого скота, загородка. У славян, как потомков арийцев, в том или другом значении слово «гоща» могло быть в употреблении, особенно когда они находились на первоначальной ступени кочевой пастушеской жизни… Следовательно, поселение «Гоща» могло быть очень древне. Некогда м. Гоща принадлежало фамилии Кирдеев, родоначальником коих был некий татарин. Рассказывают, что он, приняв р.-католическую веру, получил от короля пустую землю над р. Горынью – в нынешнем Острожском уезде, а также и в др. местах. Здесь он отчасти основал, отчасти благоустроил посёлки – Вильгор, Богурин, Гощу, Шпанов, Старый-Мыльск и др. Он имел нескольких сыновей и каждому из них дал по одному селу. Отсюда пошли – Вильгорские, Богуринские, Гайские, Чапличи-Шпановские и Мыльские – Кирдеи. М. Гоща было одним из центральных пунктов социнианства на Волыни. Владельцы его, Гавриил Гойский, каштелян Киевский, и его брат Роман, были лица православные, но, подобно князю Константину Острожскому, покровительственно относились к социнианам, особенно Роман – староста Владимирский, которого социнианские писатели включали, наравне с кн. Острожским, в число якобы тайных последователей их секты. В Гоще с самого начала 17, а, может быть, даже с конца 16 века, прочно утвердились социниане, иначе называемые – ариане и завели здесь свои школы, существовавшие до 1639 года. Из профессоров этих школ известны – Теофил Молитор, Даниил Durossius, Войтех Caperins и славный доктор медицины Соломон Палюдиус 199 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Teodor...

Росписывая свой титул в заглавиях презент, паны ставили на первом плане не государственные свои должности и заслуги, а земельные владения, выражая этим сколько объём последних, столько же то абсолютное господство, коим они пользовались в своих владениях. Из идеи этого господства вытекает как самая презента, так и те не отделявшиеся от неё обстоятельства, которые заправляли первоначальным значением презенты так сильно, что, так сказать, поглощали его собой и из презенты рекомедационной делали её презентой дарственной (от франц. présent – дар). Словами презент – «zostawiam wszystkich prawach i wolnostiach, iako immediatus antecessor iego zaywal», или: «w niezym nie neguje» не отвергая прежних (т. е. прав), или: «prezentuje z nadanjem Erekcyi gruntow» и т. п., хотя и не исключалась мысль о том, что церквам принадлежали постоянные фундуши – «с городы и погосты, селы и винограды, земли и борты, озеры и реки, волости и дани со всеми прибытки» (по Уставу св. Владимира), но, очевидно, доказывалось, что подобные фундуши паны могли изменять, уменьшать, и – даже совершенно (вместе с храмами) уничтожать. В таком виде презента, конечно, есть дар. Мало того, словами «wolnym ezynie od wszystkich danin dworskich, od oplacenja, od podatków dworskich inwentraskiech… od dzisicin z pszzol, owiec, bydla» и т. п. ясно говорилось, что презента есть дар в буквальном смысле. Подобные презенты давались, конечно. униатским священникам. Что же касается православных священников, то, по словам Георгия Конисского (в его «Connotacia krszywd, f. 1)», каждый из них должен был дорогой ценой покупать у владельца презенту на церковные угодья. Но и тут владелец давал самую неопределённую запись на земли, исключив из подобной записи все другие обычные привилегии, как-то: неплатёж жиду за помол хлеба, необязательство брать у арендатора – жида пиво и вино, неплатёж за выпас, выгон «пасечиско» и т. п. За самомалейшее нарушение какого-либо из запрещённых угодий жид грабил священника, или же томил его в панской псарне до смерти.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Teodor...

3, 1856 г., СПб., стр. 140). 227 Село Коростово упоминается в акте от 1545 года в описи Луцкого замка, в числе городень которого упоминается городня «Федора Олехновича с Корстовы» (Памятники т. 4, отд. 2, стр. 114). 228 Село Плоска упоминается в акте от 1568 гада 30 августа в заявлении королевского дворянина Ивана Семёновича и Луцких возных о вооружённом сопротивлении урядников и крестьян Серадского воеводы Альбрехта Ласского вводу Луцкого старосты князя Богуша Корецкого во владение Корецкими грунтами и сёлами Плоским, Клепачами, Кнытем и Берездовом, на основании королевского вводного листа. Ещё оно упоминается в акте от 1568 года 14 октября в осмотре возным следов грабежа в селе Плоском и тела пана Ивана Сокара, убитого слугами и крестьянами Луцкого старосты князя Богуша Корецкого (Опись актовой книги Киевск. центр. архива 2,042, стр. 26 и 31, пп. 298 и 371). 229 Сёла Новый и Старый-Мильск – под именем Мыльск и Мелеск – упоминается в летописи под 1156 годом, когда Изяслав, идя от г. Владимира-Волынска на Пересопницу и Зарицк, был под Мыльском. В 16 веке сёла эти принадлежали татарской фамилии Кирдеев, которые отсюда именовались Кирдеями-Мыльскими; потом они достались Чолганским, затем Пепловским, Велепольским – маркграфам Мышковским, Туркам, наконец Августу-Иосифу графу Ильинскому. Ныне они принадлежат внуку его Александру Ильинскому. 230 Село Новоставцы – как имение князя Януша Острожского – упоминается в акте от 1617 года 12 октября в объявлении от имени Краковского каштеляна, князя Януша Острожского о том, что во время набега татар, ими опустошены и разорены его имения в Острожской волости, в том числе и село Новоставцы, и жители их частью убиты, частью уведены в плен (Архив, ч. 6, т. 1, стр. 382). 231 Село Новоселки – под именем села Новосюлок, как имение князя Януша Острожского – упоминается в акте от 1617 года 12 октября в объявлении от имени Краковского каштеляна князя Януша Острожского о том, что во время набега татар, ими опустошены и разорены его имения в Острожской волости, в том числе и село Новосюлки, а жители их частью убиты, частью уведены в плен (Архив, ч. 6, т. 1, стр. 382). Ещё оно – как имение Луцкого земского писаря Войтеха Станишевского – упоминается в акте от 1619 года 14 мая в донесении возных об осмотре ими опустошений, произведённых панами Ганецкими в имении Новоселках, арендуемом ими у Войтеха Станишевского, и об угнетении ими тамошних крестьян (Архив, ч. 6, т. 1, стр. 409–411).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Teodor...

В 40-х гг. XII в. все эти земли объединил под своей властью Владимирко Володаревич, внук Ростислава, сделавший стольным городом Галич, к-рый вскоре стал центром Галицкой епархии . Если Ростиславичи считались номинально зависимыми от Киева, то Галицкое княжество при Владимирке являлось фактически самостоятельным, достигнув апогея своего могущества при сыне Владимирка Ярославе Осмомысле (1153-1187). Уже в правление Владимирка власть Галича распространялась на междуречье Днестра и Прута (вплоть до низовьев Дуная), где в Берлади сидел внук Василька Ростиславича Иван Ростиславич (Иван Берладник), утративший свои владения в 1157 г. в результате неудачной попытки выступить против Ярослава. Такое географическое положение влекло за собой тесные связи с Византией, как торговые, так и политические. Слабый преемник Осмомысла Владимир Ярославич (1188-1198/99) держался на столе только благодаря традиц. для Галича союзу с владимиро-суздальскими князьями. С его смертью галицкая династия Ростиславичей пресеклась и Галичем не без помощи местного боярства (влиятельного здесь более, чем где бы то ни было на Руси, за исключением Новгорода) завладел сев. сосед - волынский кн. Роман, сын Мстислава Изяславича. Т. о., Волынская земля, обнимавшая верховья Зап. Буга от Вепша до междуречья Стыри и Горыни и окончательно обособившаяся от Киева в 3-й четв. XII в., при отце Романа, объединилась с Галицкой, составив просуществовавшее до XIV в. могущественное Галицко-Волынское княжество. После этого начавшийся еще в 90-х гг. XII в. конфликт между Романом и киевским кн. Рюриком Ростиславичем вспыхнул с новой силой. В 1201 (1202?) г. Роман занял Киев, но распорядился им не самостоятельно, а по согласованию с вел. кн. Всеволодом Большое Гнездо: в Киеве был посажен младший двоюродный брат Романа - луцкий кн. Ингварь Ярославич. Рюрик ответил тем, что в 1203 г. в союзе с черниговскими Ольговичами и половцами захватил Киев, к-рый 2-й раз в своей истории подвергся всеобщему разграблению. По просьбе Романа и Рюрика вел.

http://pravenc.ru/text/180439.html

5. Киевской……………………………………………… Московской………………………………………….. Тобольской…………………………………………… Ярославской…………………………………………. Псковской……………………………………………. 10. Рязанской……………………………………………... Тверской……………………………………………… Херсонской…………………………………………… Таврической………………………………………….. Литовской…………………………………………….. 15. Варшавской…………………………………………... Рижской………………………………………………. Могилевской…………………………………………. Черниговской………………………………………… Минской……………………………………………… 20. Подольской…………………………………………... Кишиневской………………………………………… Олонецкой……………………………………………. Донской………………………………………………. Иркутской……………………………………………. 25. Екатеринославской………………………………….. Калужской……………………………………………. Смоленской…………………………………………... Нижегородской………………………………………. Курской………………………………………………. 30. Владимирской………………………………………... Полоцкой……………………………………………... Вологодской………………………………………….. Тульской……………………………………………… Вятской……………………………………………….. 35. Архангельской……………………………………….. Воронежской…………………………………………. Костромской…………………………………………. Тамбовской…………………………………………... Орловской……………………………………………. 40. Полтавской…………………………………………… Волынской……………………………………………. Пермской……………………………………………... Томской………………………………………………. Енисейской…………………………………………… 45. Пензенской…………………………………………… Саратовской………………………………………….. Харьковской………………………………………….. Уфимской…………………………………………….. Симбирской…………………………………………... 50. Кавказской……………………………………………. Оренбургской………………………………………… Самарской……………………………………………. 53. Грузинской…………………………………………… – – 9 – 10 – 26 – 4 – 6 4 3 – 1 1 5 6 – – – 3 – – 79 – 23 7 46 – – – – 28 2 – – – – – 3 – – – ни одного – – – – – – – – 28 23 11 17 40 43 53 17 10 30 15 79 6 19 2 2 17 46 17 62 24 7 20 18 99 23 55 52 58 32 43 17 16 28 3 8 27 17 9 19 22 56 24 4 2 25 31 18 26 20 11 42 8 Кто сличит цифры первой и второй графы, тот сейчас будет поражен большою разницею даваемых ими показаний. Только одно показание согласно, – это о числе дел в вятской епархии. Затем все рознь. Из одного и того же города разные вести. К одному и тому же проекту одного и того же комитета, вероятно одним и тем же членом написаны две записки – краткая и пространная, и в обеих записках разные показания, и разные до поразительности: в одной, например, показывается 79, а в другой 4, в одной 46, а в другой 6, в одной 52, а в другой 7 и т.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Lavrov...

В июле 1910 года архиепископ Антоний направил в Синод просьбу: отметить наградой епископа Фаддея как бескорыстного и изумительного труженика на поприще церковно-народного просвещения. Но ходатайство было оставлено без ответа. 30 июля 1910 года состоялся съезд наблюдателей церковно-приходских школ Волынской епархии. Среди других постановлений съезда было решено: для того, чтобы поднять уровень преподавания Закона Божия, следует всем законоучителям ознакомиться с методикой и образцовыми уроками по этому предмету, преподанными на владимиро-волынских курсах епископом Фаддеем, и постановлено «просить Преосвященнейшего Фаддея напечатать свою методику Закона Божия и образцовые уроки в епархиальных ведомостях непосредственно по напечатании общей дидактики». Сбылась заветная мечта епископа Фаддея, к осуществлению которой он был устремлен еще в то время, когда был мирянином, – стать учителем, теперь он был учителем-архипастырем и много времени и сил употреблял на святое дело народного просвещения, на повышение образовательного уровня законоучителей, на совершенствование самих программ курсов, собиравших учителей как церковно-приходских школ, то есть духовного ведомства, так и светских школ Министерства народного просвещения. С каждым новым набором курсов совершенствовалась система преподавания, вводились новые методики обучения для всех предметов начальной школы, чтобы облегчить и преподавательский, и детский труд и сократить время, необходимое для усвоения предметов, которые были в учебных планах и программах. На курсах читались лекции по методике преподавания славянского языка, общей дидактики, русского языка, арифметики, церковного пения, природоведения, экспериментальной психологии, сельского хозяйства, гигиены и школьного строительства. В начале занятий курсы посетил помощник синодального наблюдателя церковно-приходских школ, действительный статский советник Василий Тимофеевич Георгиевский, который в течение трех дней прослушал почти всех лекторов курсов, побывал на занятиях слушателей курсов со школьниками и, составив отзыв, подал его архиепископу Волынскому Антонию.

http://fond.ru/kalendar/1533/faddey/

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010