Еккл.6:10 . Что существует, тому уже наречено имя, и известно, что это – человек, и что он не может препираться с тем, кто сильнее его. Что есть, что будет, – уже названо имя тому, и известно, что это человек, и не может он судиться с сильнейшим его. Ясно проповедуется о пришествии Спасителя, что когда Он еще имел явиться, прежде чем был видим во плоти, уже названо было в Писаниях имя Его, и известно пророкам и святым Божиим, – известно, что Он есть человек, и по человеческой стороне не может равняться Отцу, как говорит в Евангелии: «пославый Мя Отец болий мене есть» ( Ин.14:28 ). Поэтому в дальнейших словах и повелевается, чтобы мы не испытывали более того, чем сколько о Нём написано нам, чтобы человек не желал знать больше, чем сколько засвидетельствовало Писание. Ибо, поскольку мы не знаем о своём состоянии, и жизнь наша приходит как тень и будущее неизвестно: то для нас неполезно допытываться большего, чем сколько можем. Некоторые думают, что в этом месте указывается то, что Бог уже знает имя всех людей, кои имеют быть и будут облечены телом, и что человек не может препираться с Творцом своим, зачем Он сделал так, или иначе. Ибо чем больше мы будем допытываться, тем больше обнаруживается суета наша и суесловие. Но предведением Божиим не уничтожается свободная воля, так как прежде существуют причины, почему все произошло так. Еккл.6:11–12 . Много таких вещей, которые умножают суету: что же для человека лучше? Ибо кто знает, что хорошо для человека в жизни, во все дни суетной жизни его, которые он проводит как тень? И кто скажет человеку, что будет после него под солнцем? Ибо есть слова многие, умножающие суету. Какая выгода человеку? Ибо, кто знает, в чём благо человеку в жизни, в числе дней жизни суеты его? И сделает их как тень, ибо кто возвестит человеку, что будет после него под солнцем? поскольку, говорит, человек не знает о своём состоянии, и все, что, по-видимому, знает и видит, видит не так, как есть истина сама в себе, но чрез тусклое стекло, видит как тень и образ; поскольку он не знает будущего и в многоглаголании не избегает греха: то пусть он полагает молчание на уста свои, и верует, что пришёл Тот, о Котором написано, верует не разыскивая, как, каковым и каким пришел Он.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Есть уклоняющиеся от исполнения святого долга по другим причинам, например: некоторые не сознают за собой никакого греха и потому не только не приносят покаяния пред духовником, но даже и извинений каких-либо в опущении христианского долга не представляют. «В чем нам каяться? – говорят они. – Никаких грехов за собой мы не знаем: мы не воры, не грабители, не предпочитаем семейной жизни незаконное сожительство; если употребляем вино, то умеренно; если позволяем себе удовольствия, игры, развлечения, то это – время нашего отдыха от служебных занятий», – словом, считают себя ни в чем не повинными, поэтому на Таинства Исповеди Причащения смотрят только как на обряды предсмертного напутствования. Опасное самооправдание, пагубное самообольщение! «Не в чем каяться!» – ведь это дух и слова фарисея, которому предпочтен был кающийся мытарь ( Лк.18:10–14 )! Таковая невиновность мнимо праведного свидетельствует только о крайней невнимательности его к своей внутренней, сокровенной жизни. Только тот может так говорить, кто никогда не заглядывает в свою душу, не следит за своими мыслями и побуждениями в своих поступках, кто сравнивает себя с самим же собой, но никогда не ставит себя пред зеркалом закона Божия, заповедь которого широка зело ( Пс.118:96 ) – до беспредельности. Истинные праведники всегда признавали себя грешниками, немощными, крайне нуждающимися во всепрощающей любви Божией и искали благодати Божией в спасительных Таинствах. Только таковым, нищим духом, обещано Царство Небесное ( Мф.5:3 ; Лк.6:20 ), только алчущие исполнятся благ, а богатящиеся отпущены будут ни с чем ( Лк.1:53 ). Знаю твои дела, – говорит Господь таковым в Откровении Своем Иоанну. – Ты говоришь: «я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды»; а не знаешь, что ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг. Советую тебе купить у Меня золото, огнем очищенное, чтобы тебе обогатиться, и белую одежду, чтобы одеться и чтобы не видна была срамота наготы твоей, и глазною мазью помажь глаза твои, чтобы видеть ( Откр.3:15, 17–18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Nevski...

Жених Что между собой жених и невеста, то и Христос и христианская душа. Невеста жениху обручается. Так и душа человеческая верою обручается Христу, Сыну Божию и омывается банею Крещения. Невеста оставляет дом и родителей и прилепляется к одному своему жениху. Так и христианская душа, обручившаяся с Христом, Сыном Божиим, должна оставить мир и мирские прихоти и прилепиться к одному своему Жениху Иисусу Христу, к чему Святой Дух через пророка увещевает ее: слушай, дщерь, и смо три, и приклони ухо твое, и за будь народ твой и дом отца твоего. И возжелает Царь красоты твоей ( Пс. 44, 11–12 ). Невеста одевается в платье цветное и украшается, чтобы понравиться жениху своему. Так и душа христианская должна одеваться в подобающее для нее одеяние и украшать себя внутри, чтобы понравиться своему Жениху, Иисусу Христу. Одеяние души указывает Святой Дух через апостола: облекитесь, как избранные Божии, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение ( Кол. 3, 12 ). Добрая невеста хранит верность своему жениху. Так и душа христианская должна быть верна Иисусу Христу до смерти, о чем Сам Христос ей говорит: будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни ( Откр. 2, 10 ). Добрая невеста никого не любит так же или более, чем своего жениха. Так и душа христианская не должна любить никого равно, а тем более сильнее, чем Христа, Жениха своего. Не нравится невеста жениху, когда равную с ним, а особенно, когда большую любовь другому отдает. Так и душа христианская не угодна Христу, когда другое что равно Христу, или, что хуже того, более Его любит. Кто любит отца или мать более, нежели Меня, недостоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня ( Мф. 10, 37 ), – говорит Христос. Благородство, честь и достоинство невесты от жениха зависит. Так и души христианской честь, благородство и достоинство от Христа зависит. Чем благороднее жених, тем благороднее бывает и невеста, с ним обрученная. Но так как нет никого более честного, благородного и достойного, чем Христос, Сын Божий, то и для христианской души не может быть большей чести и достоинства, как быть обрученною невестой Христа, Сына Божьего. Честь, благородство и достоинство невесты не видно, пока с женихом своим браком не соединится. Так и души христианской честь и слава не видна, пока браком с Иисусом Христом не соединится в будущем веке. Возлюбленные, – говорит апостол, – еще не от крылось, что будем ( 1Ин. 3, 2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

Золото ли это, которое здесь очень любят люди, или серебро? Или имущество, на приобретение которого люди тратят золото? Или ласкающие взор угодья, просторные дома, многочисленные рабы и бесчисленные животные? Сие [перечисленное] – не та плата, ради которой мы призваны проявлять терпение в труде. Что же должно быть названо той наградою? Вечная жизнь. [P. 208] Вы услышали и в радости воскликнули; любите то, о чем вы услышали; вы избавитесь от трудов ваших для покоя вечной жизни. Вот что обещает Бог,– жизнь вечную. Вот чем грозит Бог,– вечным огнем. Что [обещано] стоящим по правую сторону? приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира ( Мф.25:34 ). А что стоящим по левую? Идите в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его ( Мф.25:41 ). Ты еще не любишь сие [Царство], тогда хотя бы бойся того [огня]. 12 . Итак, помните, братья мои, что Христос обещал нам жизнь вечную: Обетование же, которое Он обещал нам, есть вечная жизнь. Это я написал вам об обольщающих вас ( 1Ин.2:25–26 ). Пусть никто не соблазняет вас к смерти, думайте об обещании вечной жизни. Что может обещать мир? Пусть он обещает все что угодно; он обещает тому, кто завтра, возможно, умрет. И с каким лицом ты придешь к [Богу], пребывающему в вечности? «Но мне угрожает могущественный человек, принуждая совершить некое зло». Чем он тебе угрожает? Тюрьмой, цепями, огнем, пытками, зверями. Неужели вечным огнем? Страшись того, чем грозит Всемогущий, люби то, что обещает Всемогущий. Весь мир меркнет [на фоне этого], сулит ли он что-то или чем-то пугает. Это я написал вам об обольщающих вас, чтобы вы знали, что вы имеете помазание, и помазание, которое вы получили от Него, в вас пребывает (ср. 1Ин.2:26 ). Таинство помазания обладает невидимой силой; это невидимое помазание принадлежит Святому Духу, невидимое помазание – это та любовь, которая, в ком бы она ни пребывала, служит в некотором роде корнем для него, который не может иссохнуть, сколь бы ни палило солнце. Все имеющее корень питается телом солнца, но не увядает.

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

И возьму вас из народов, и соберу вас из всех стран, и приведу вас в землю вашу. ( Иез.36:24 ) И дам вам сердце новое, и дух новый дам вам; и возьму из плоти вашей сердце каменное. ( Иез.36:26 ) Люди больше ценят то, чего у них нет, чем то, что имеют. Люди больше живут желаниями, чем реальностью и будущим больше, чем настоящим. Сегодняшний день – это то, чего у нас не было вчера, сегодняшний день – это вчерашние желания и вчерашнее будущее. Вчера мы жили с мыслями о сегодняшнем дне, в ожидании сегодняшнего дня. С рассветом наши мысли и желания переселились в день завтрашний. Таким образом наши мысли и наши желания быстрее времени и стремительнее дней, пробегающих мимо. Мы обгоняем время и торопимся вперед и вперед. Как пловец, глядя вдаль, безучастно разгребает руками воду, так и мы, безучастно разгребая захлестывающие нас волны времени, пристально всматриваемся в пучину времени, которое издалека идет нам навстречу. Редко в нашей жизни выпадают моменты, когда мы забываем о времени и говорим – пусть этот миг продлится вечно! Редко случается, что время крадется, словно вор и мы не замечаем его, чаще оно спешит мимо нас, как запыленный в дороге странник, который издалека кажется нам сияющим рыцарем, но чем он ближе к нам, тем отчетливее мы видим, как рыцарь превращается в убогого странника, которого мы видели вчера и позавчера. Таковы наши дни здесь на земле. Пока они далеко, они кажутся нам рыцарями в пурпурных бархатных одеждах на златогривых конях, которые спешат нам навстречу, чтобы осыпать нас несметными дарами судьбы. Но стоит им приблизиться – мы видим, что рыцарь вдалеке всего лишь иллюзия, а в действительности перед нами убогий странник. И так всю жизнь − мы чаще задумываемся о том, что далеко, нежели о том, что рядом, чаще живем тем, что видим умом и сердцем, нежели тем, что видим глазами, больше внимания и сил отдавая тому, чего у нас нет, нежели тому, что имеем. Потому только малая доля нашего счастья в наших руках, в дне сегодняшнем, а бóльшая – вдалеке, в будущем, в облике наших желаний и стремлений, в облике рыцаря, который смеется над нами издалека. Наше счастье всегда частично, на половину и никогда не бывает полным. Сегодня мы главным образом живем тем, чего у нас нет, нежели тем, что имеем. Ценности, которые сегодня имеет сербский народ больше мечта, чем реальность.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

И вот Господь говорит притчи, сегодня они обращены к нам: " Замечайте, что слышите: какою мерою мерите, такою отмерено будет вам и прибавлено будет вам, слушающим " . Каждый человек живет и устраивает свою жизнь по-своему, он сам себе определяет меру, как ему поститься, сколько ему в храм ходить, сколько молиться. Сам вот так на глазок, сколько ему хочется, столько и отмеривает: хочу, пощусь среду и пятницу, а хочу, не пощусь среду и пятницу - только Великим постом одну неделю перед причастием, и хватит. Хочу, в храм раз в месяц хожу, хочу, каждый день хожу, хочу, два раза в день. Но какой мерой ты меришь, такой будет отмерено и тебе, то есть сколько ты усилий предпринимаешь для того, чтобы достичь Царствия Небесного, настолько ты к нему и приблизишься. Чем больше подвиг христианский, чем больше человек трудится, чем больше эта мера, которою он свои шаги управляет в Царствие Небесное, тем он к нему ближе. Вот о чем эти слова. Что значит: " Вам прибавлено будет, слушающим " ? Кто слушает слова Господни, у того потихоньку расширяется его духовный кругозор, тот постепенно возрастает в Царствии Небесном, оно незаметно в нем прибавляется. " Ибо кто имеет, тому дано будет, а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет " . На первый взгляд вроде несправедливо: как же так, один имеет, а ему прибавляется, а другой не имеет, а у него отнимается и последнее. Что ж, Бог несправедлив? Нет, здесь просто речь совсем о другом, не о том, чтоб богатому богатеть, а бедному беднеть. Речь идет о духовной жизни. Если у человека есть вера и он возгревает ее чтением Священного Писания, молитвой, исполнением заповедей Божиих, то она прибывает. Если имеет человек благодать - а каждый крещеный человек хоть маленькую толику благодати, но обязательно имеет,- и возгревает ее, увеличивает в меру своего подвига, то в нем благодать прибывает. А если он не трудится над своей душой, то у него отнимается и то малое, что он имеет. Наступает смерть, и все земное, что у человека было (а у него на земле есть два блага, духовное и материальное), отнимается, остается только духовное. И если духовного человек не приобрел, то он остается ни с чем, то есть жизнь его прошла впустую.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2208...

И каким образом Отец и Сын суть единый Бог, а по отношению к творению — единый Творец и Господь, таким же образом по отношению к Святому Духу Они суть одно начало. И каким образом по отношению к природе Отец, Сын и Святой Дух суть одно начало, таким же образом (по отношению к нему) Они суть и единый Творец, и единый Господь. 16. Далее же спрашивается: таким же ли образом, как Сын имеет то, что Он — Сын, не только по Своему рождению, но и потому, что Он — Сын вообще, Святой Дух имеет то, что Он даруется, не только потому, что Он даруется, но и потому, что Он есть дар вообще? И, следовательно, был ли Он прежде, чем даровался, но пока еще не был даром; или был ли Он уже даром и прежде, чем даровался, потому, что Бог собирался его даровать? Но если Он не исходит за исключением того, когда Он даруется, и не исшел бы прежде, чем был тот, кому Он даровался бы; каким же образом Он был (вообще) по самой Своей сущности, если Он не есть (Он Сам), как только при условии того, что Он даруется; подобно тому, как Сын имеет то, что Он — Сын, не только по Своему рождению, что высказывается относительно, но и потому, что Он есть Сын вообще по самой Своей сущности? И всегда ли святой Дух исходит, и исходит ли Он не во времени, но от вечности? И если Он исходил так, что мог быть дарован, не был ли Он даром и прежде, чем был тот, кому Он даровался бы? Ибо по-разному мыслится то, что называется даром, и то, что называется дарованным. Ибо дар может существовать и прежде того, как он дарован, дарованное же ни коим образом не может называться таковым, если только оно не было даровано. 17. И пусть не смущает нас то, что хотя Святой Дух совечен Отцу и Сыну, он все же называется чем-то (сущим) во времени, как, например, тогда, когда мы назвали Его дарованным. Ибо Святой Дух есть дар в вечности, во времени же — дарованное. Ведь если и господин не называется таковым, как только тогда, когда он возымел себе раба, то и это определение является во времени относительным к Богу, ибо творение, по отношению к которому Он — Господь, не вечно.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2778...

«И просветил очи сердца вашего, дабы, вы познали, в чем состоит надежда призвания Его, и какое богатство славного наследия Его для святых».  Идеже бо есть сокровище ваше, ту будет и сердце ваше. Светилник телу есть око. Аще убо будет око твое просто, все тело твое светло будет ( Мф.6:21-22 ). «Ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше. Светильник для тела есть око. Итак, если око твое будет чисто, то все тело твое будет светло». Уже ветхозаветный праведник говорит о таком созерцании Бога душою в правде: Аз же правдою явлюся лицу Твоему, насыщуся, внегда явитимися славе Твоей ( Пс.16:15 ). «Но я в правде явлюсь пред лице Твое, насыщусь, когда явится мне слава Твоя». Предзрех Господа предо мною выну, яко одесную мене есть ( Пс.15:8 ). «Всегда я видел Господа пред собою, ибо Он одесную меня ». Только чистое телесное зрение видит ясно внешние предметы, и чем чище физическое зрение, чем оно здоровее и неиспорченнее, тем яснее созерцание предметов. Так чем чище око души – сердце, тем яснее, так сказать, непосредственнее созерцание христианского Бога. Чистота духовного зрения сердца зависит от степени чистоты и высоты любви в человеке, потому что поистине только любовь очищает сердце, душу от всякой нечистоты, греха и порока. Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Любовь все очищает» (Святой Иоанн Златоуст, т. XI, стр. 807). «Любовь делает непорочными, и притом воистину непорочными делает она… И нет, решительно нет ни одного греха, которого, подобно огню, не истребила сила любви. Удобнее слабому хворосту устоять против сильного огня, нежели естеству греха против силы любви» (Святой Иоанн Златоуст, т. XI, стр. 511). «Где любовь, там истребляется все злое» (Святой Иоанн Златоуст, т. XI, стр. 807), так что самая святость состоит ни в чем другом, как в высоте и чистоте любви. Бог есть не только Дух, но, Бог любы есть ( 1Ин.4:8 ) – Бог есть Любовь, по неложному слову апостола Иоанна, а потому Бог созерцается не только духовным зрением человека – чистым сердцем, но именно сердцем, возвышенным и очищенным любовью. О любви, как пути здешнего теперешнего созерцания, говорит апостол любви – святой Иоанн Богослов:

http://azbyka.ru/evangelskie-blazhenstva...

И это представление на самом деле общечеловеческое. Не случайно « символ веры » обывателя звучит: - Ну, так Что-то есть. Но что, не знаю. При этом с этим «Что-то» обычно связывают понятие справедливости. Не случайно при всякой обиде говорят: - Если бы Бог был, разве Он допустил бы такое? Но разве такое знание можно назвать нормальным? Представьте себе, что вас приглашают жениться на невесте, о которой вы ничего не знаете. И когда вы спрашиваете «кто она такая?», вам отвечают: «она справедливая и никому неизвестная». Разве можно счесть этот ответ удовлетворительным? А ведь большинство людей знают о Боге куда меньше, чем работодатель, принимающий к себе нового работника. Но при этом почему-то считается, что этого плохо скрываемого невежества достаточно, чтобы спастись. Причем невежество это связано вовсе не с тем, что у людей нет возможности узнать о Боге, а с тем, что просто нет желания. Получается как в Евангелии – вместо того, чтобы идти на Божий пир, люди предпочитают копаться в огородах и заниматься семейными и национальными разборками. Особо же настойчивых приглашающих они предпочитают в худшем случае убить, а в лучшем выставить идиотами. И неужели они наивно думают, что Бог арканом затащит к Себе тех, кто Его не любил и ни во что ставил? «Незнание Отца всего такое же преступление, как и борьба против Него» – говорил Минуций Феликс . Лишь в православном христианстве человек настолько сильно вовлекается в Божественную жизнь, что созерцает таинственное пламя Триединой любви. Но часто говорят: - Есть же искренние люди в других религиях? Неужели и они погибнут? При этом забывается, что неверное знание о Боге ещё страшнее, чем невежество. Ведь невежда может осознать свой недостаток и быть посвященным в Божию тайну, а тот, кто верит в ложь – не склонен к поиску. Он считает, что у него уже всё есть. Даже в обычной жизни тот человек, у которого нет карты, имеет больше надежды добраться до цели, чем тот, у кого карта фальшивая. Лучше беспечный врач, который просто не лечит, чем уверенный шарлатан. В последнем случае у больного просто нет шансов. Так и в деле богопознания, убежденный иноверец не способен без прямого Божия вмешательства увидеть свет. Так говорит Бог: «знаю дела твои; ты не холоден, ни горяч: о если бы ты был холоден или горяч! Но, как ты тепл, а не горяч, и не холоден, то извергну тебя из уст Моих. Ибо ты говоришь: «я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды»; а не знаешь, что ты несчастен, и жалок, и слеп, и наг. Советую тебе купить у Меня золото, огнем очищенное, чтобы тебе обогатиться, и белую одежду, чтобы одеться и чтобы не видна была срамота наготы твоей; и глазной мазью помажь глаза твои, чтобы видеть» ( Апок. 3:15-18 ).

http://azbyka.ru/odin-li-bog-v-raznyx-re...

Из всего этого, противники, можно видеть, что Отцы Ветхого Завета больше пользовались Преданиями, чем Писанием, и Сирах, один из последних писателей Ветхого Завета, это подтверждает. Но какова причина того, что Иудеи больше придерживались Предания, чем Писания? Причина этого одна: вплоть до времен Ездры Писания не были собраны в одну книгу, чтобы ими легче пользоваться, но были рассеяны по различным летописям и хартиям, и часто по небрежности священников долго не находились, что можно видеть в Четвертой Книге Царств, где повествуется как о чем-то новом о том, что во времена царя Иосии была найдена Книга Закона Господня в храме Господнем. Ездра же после Вавилонского плена собрал все тексты и объединил их в одной книге. Он добавил во Второзаконии последнюю главу о жизни Моисея и кое-что еще в разных местах, о чем пишет Феодорит в предисловии к псалмам. ТРЕТИЙ ВЕК, начиная от Христа. Если примемся рассуждать, то ясно увидим, что много лет Церковь Христова обходилась без Писания, а руководствовалась в наставлении в вере одним только изустным учением Апостолов или их восприемников. Если от Адама до самого Моисея Церковь Божия могла существовать без Писания, утверждаясь на одних только Преданиях, то почему бы не сказать этого и о Церкви Христовой, которая также могла много лет существовать на одних только Преданиях, без Писания? Это ясно и из Слов Христа, заповедавшего Апостолам не писать, а проповедовать, говоря: Итак, идите, научите все народы ( Мф. 28, 19 ). Глава 2. Прочность камня веры от Священного Писания Нового Завета Как уже многие начали составлять повествования о совершенно известных между нами событиях, как передали нам то бывшие с самого начала очевидцами и служителями Слова ( Лк. 1, 1–2 ). Из этих слов ясно, что Предание имеет более давнее происхождение, чем Евангелие, поскольку Лука говорит о том, что Евангелие было составлено им на основании Преданий очевидцев и Апостолов. Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам ( Мф. 28, 19–20 ). Обратите внимание на Слова Христа: научите все народы. И снова: уча их соблюдать все. Не к изустному ли учению относятся эти Слова Христа?

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Javorsk...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010