Авраам умер и пророки, а Ты говоришь: кто соблюдёт слово Моё, тот не вкусит смерти вовек. Ин. 8:48 ; Зах. 1:5 . 53. Ин. 8:53 . Неужели Ты больше отца нашего Авраама, который умер? и пророки умерли: чем Ты Себя делаешь? Иудеи сказали и пр.: не – верующие из среды их, а те же, что укоряли Его прежде (ст. 48). Они поняли или представились понявшими слова Господа в буквальном смысле – о естественной смерти – и в этом нашли подтверждение своему безумному предположению, что Он бесноватый, – до такой степени они ослепли духовно! Они поняли, что если Господь даёт такие обетования Своим последователям и если в силах их исполнить, то, значит, Он и Сам имеет в Себе жизнь вечную и не умрёт, и это кажется им безумием, словами повредившегося в разуме, беснующегося (ср. Злат, и Феофил.). Правда, они думали, что Мессия пребывает вовек ( Ин. 12:34 ); но они не веровали в Господа, как Мессию, и отсюда их озлобление против Него и постоянное противоречие и противодействие Ему. И теперь им кажется словами бесноватого то, что Господь присвояет Своему слову и, следовательно, Себе Самому силу жизни и жизненности большую, чем какую имели величайшие из их предков Авраам и пророки, которые слушали Самого Бога и не избегли смерти. – Теперь узнали мы: прежде только будто бы подозревали ( Ин. 7:20, 8:48 ), а теперь будто бы уже убедились, узнали. – Вкусить смерть – образ заимствован от вкушений смертной чаши (отравы). – Неужели Ты больше: ср. 4:12. – Чем Ты Себя делаешь: ср. 5:18; 10:33. «Говорят это в обиду. Ты недостойный ни одного слова, сын плотника, галилеянин, чем Ты Себя делаешь? Не дела, не истина, не Писание, но Ты Сам чем Себя делаешь?» (Феофил.). Иисус отвечал и пр.: Господь отвечает сперва на вопрос иудеев – чем Ты Себя делаешь. Смысл общий ответа таков: ничем Я сам Себя не делаю, как тем, чем угодно Отцу Моему Небесному явить Меня пред лицом мира. Чрезвычайными знамениями и силою учения Отец прославил и прославляет Сына Своего, которые иудеи могли бы понять в их истинном смысле и чрез них понять и Лицо, Которое окружено сими знамениями, если бы Бог был для них действительно тем, что они сами утверждают, Богом их.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Женщина говорит Ему: знаю, что придет Мессия, то есть Христос; когда Он придет, то возвестит нам все. Иисус говорит ей: это Я, Который говорю с тобою. В это время пришли ученики Его и удивились, что Он разговаривал с женщиною; однакож ни один не сказал: чего Ты требуешь? или: о чем говоришь с нею? Тогда женщина оставила водонос свой и пошла в город. Сколь удивительная драма! Сколь быстрая смена сцен и событий! Лишь Господь стоит в центре всего неподвижный, как вечность. Под влиянием духовных глаголов Господа нашего Иисуса Христа женщина внезапно думает об Обетованном Мессии, Коего самаряне ожидали точно так же, как и иудеи. Для нее, как и для всех остальных, Мессия представляется чем-то далеким, более далеким, чем клочок тумана на далеком горизонте. К ее величайшему изумлению, Господь объявляет ей, что Он - Обетованный Мессия: это Я, Который говорю с тобою. Онемев от удивления, женщина ничего Ему не отвечает. В то время из города возвращаются апостолы и изумляются: о чем их Учитель может разговаривать с женщиною язычницей, самарянкой? Они тоже останавливаются, онемев от удивления. Женщина же, не зная, о чем еще спрашивать или говорить, оставляет водонос свой и бежит обратно в свой город, дабы поведать о том, что она узнала. Немая сцена, более красноречивая, чем все речи человеческие! Между тем женщина поспешно достигает своего города и всему городу рассказывает об удивительном Человеке у колодезя Иаковлева. Не Он ли Христос? Она не дерзает произнести: " Се, Христос " , - хотя и познала Его необыкновенную духовную премудрость; но как бы в нерешительности она спрашивает: не Он ли Христос? - словно хочет сказать: " Я женщина и не могу судить, но вы, мужчины, более рассудительны и осмотрительны, чем я, и потому пойдите, посмотрите " . Женщина сим проявляет естественную женскую скромность, добродетель, коя в женщинах выше всех похвал. Как удивительною вестью, так и своею скромностью женщина взволновала всех жителей Сихаря, которые вышли из города и пошли к Нему. Между тем начинается разговор между Учителем и Его учениками, которые просили Его, говоря: Равви! ешь. Ибо они купили пищи в городе и принесли Ему, да насытится. Несомненно, Он был голоден; но вместо того чтобы взять пищи и есть, Он, не считаясь с физическим голодом, продолжает Свою Божественную миссию, ради которой и пришел в мир. Минута была весьма важная, и Он не хотел ее упустить. Он не хотел продать духовной пользы за кушанье из чечевицы. Потому Он и отвечает ученикам:

http://pravoslavie.ru/46608.html

И имя Моисея не могло заменить собою облака и моря. Так и в Новом Завете: имя Отца, и Сына, и Св. Духа, в которое мы должны креститься, отнюдь не является одновременно и тем, чем мы должны креститься или где должно креститься. А поэтому я опять спрашиваю тебя, чем же апостолы должны были крестить людей? Ведь, давая им заповедь о крещении всех людей, Христос, очевидно, только потому и не сказал апостолам в этом месте, чем они должны крестить, что апостолы еще при жизни Христа видели, чем крестились христиане из иудеев. – Конечно, – отвечал Черноус, – апостолы знали, чем должно крестить, и при жизни Христа крестили верующих из иудеев Духом Святым, но не водою. Сам Иоанн говорил, что Христос «будет крестить Духом Святым» ( Мр. 18 ). Если Христос крестил Духом Святым, то так же крестили при Его жизни и ученики Его. – Ошибаешься, Черноус. До прославления Христа воскресением, точнее – до сошествия Св. Духа на апостолов, никто из верующих во Христа не был крещен Духом Святым. Об этом ясно говорит св. Иоанн: «еще не было на них (т. е. верующих во Христа) Духа Святого, потому что Иисус еще не был прославлен» (7, 39). И Сам Христос обещает крестить Своих учеников Духом Святым только в день Пятидесятницы ( Деян. 1:5 ). Спрашивается, чем же при жизни Христа крестились верующие в Него? – Чем хотите, только не плотскою водою, – уже раздраженно заговорил Черноус. – Нам плотской воды не нужно, и в Писании её мы не находим. – Не горячись, Черноус, а лучше внимательнее исследуй Писание. Читал ты о крещении Иисуса Христа? – Читал и воды плотской там не нашел, – отвечал Черноус. – А как же, Черноус, в Писании сказано: «тогда приходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну креститься от него... И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды» ( Мф. 3:13, 16 ). – По-моему, здесь Христос крестился не в плотской воде, а Духом Святым, – убежденно заговорил Черноус. – Сам Христос под водою разумел Духа Святого, как о том читаем у св. Иоанна: «Он дал бы тебе воду живую... Кто верует в Меня, у того из чрева потекут реки воды живой.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Aivazov/b...

Лк.24:19 .  И сказал им: о чем? Они сказали Ему: что было с Иисусом Назарянином, Который был пророк, сильный в деле и слове пред Богом и всем народом; Лк.24:20 .  как предали Его первосвященники и начальники наши для осуждения на смерть и распяли Его. Лк.24:21 .  А мы надеялись было, что Он есть Тот, Который должен избавить Израиля; но со всем тем, уже третий день ныне, как это произошло. Лк.24:22 .  Но и некоторые женщины из наших изумили нас: они были рано у гроба Лк.24:23 .  и не нашли тела Его и, придя, сказывали, что они видели и явление Ангелов, которые говорят, что Он жив. Лк.24:24 .  И пошли некоторые из наших ко гробу и нашли так, как и женщины говорили, но Его не видели. На вопрос Христа, о чем путники так горячо рассуждают и в чем причина печали, отражающейся на их лицах, они, вероятно, один вслед за другим, взаимно друг друга пополняя, рассказывают Христу о своих несбывшихся надеждах на Мессию. Но сначала (стих 18) только один из них выразил удивление по поводу того, что подошедший к ним незнакомец спрашивает их о том, что должно быть известно всякому бывшему на празднике в Иерусалиме (а незнакомец, по мнению Клеопы, возвращался именно с праздника Пасхи домой). Имя Клеопа сокращено из имени Клеопатр ( Κλεοπτρος). Это совсем не то, что имя Клопас у Ин.19:25 . Там по нашим русскому и славянскому текстам оно обозначено неправильно: Клеопа. «Неужели Ты... не знаешь...» (стих 18). Клеопа всецело занят мыслью о судьбе Христа, и потому он удивляется, что незнакомец еще спрашивает, о чем они рассуждают. «Конечно, – как бы говорит Клеопа, – о Христе! О чем же теперь еще можно рассуждать? И вопрос твой как будто бы показывает, что ты и не был в Иерусалиме, иначе ты и не спрашивал бы, о чем мы рассуждаем». «И сказал им: о чем?» (стих 19). Ревиль (т. 2, с. 321) ставит в некоторый укор Христу, что Он «притворялся» незнающим о событиях в Иерусалиме. Но Господь просто давал возможность путникам высказать все свои недоумения, чтобы потом их разрешить. Точно так же и далее, делая вид, что хочет уйти от них, Он этим самым давал им возможность проявить к Нему чувство расположения, которое в них пробудилось.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Но даже имея правильный взгляд на божественную волю, нельзя ограничиться только законодательной волей Божией. Спрашивается: в чем же состоит воля Божия, и на каком основании она одно предписывает, как добро, а другое отвергает и запрещает, как зло? Кроме того, для основания нравственности необходимо, чтобы объективная воля Божия была воспринята субъективной волей человека, и было бы согласие человека на исполнение воли Божией, чтобы она стала силой, влекущей человека. Истинная нравственность возможна только в форме свободы, она должна исходить из доброго сокровища сердца ( Матф. 34:35 ). Иные богословы указывают на «совершенство», как на сущность нравственности. И в Свящ. Писании сказано: Будьте совершенны, как Отец ваш небесный совершен есть ( Матф. 5:48 ). Но спрашивается: в чем же состоит совершенство? В чем состоит совокупность совершенства, по выражению апостола? ( Кол. 3:14 ). Очевидно, идея совершенства есть идея формальная; но нам необходимо еще знать реальное содержание нравственности. Еще чаще указывают на «богоуподобление», как на начало нравственности. И в Свящ. Писании мы часто призываемся уподобляться Богу. Сотворил Бог человека именно для того, чтобы он сделался подобием Божиим. Но спрашивается: в каком случае мы уподобляемся Богу? В чем состоит сущность жизни Божией, которую мы должны воспроизводить в своей жизни? Главное нравственное начало На вопрос иудейского законника, какая большая заповедь в законе, Господь Иисус Христос отвечал: Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всей душой твоей, и всей мыслью твоей...и ближнего твоего, как самого себя: на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки (Матф. 22и д.). И еще: Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас ( Ин. 15:12 ). И апостол назвал любовь исполнением всего закона ( Рим. 13:8–10 ). Весь закон в одном слове заключается: Люби ближнего твоего, как самого себя ( Гал.5:14 ). Также названа любовь законом царским ( Иак. 2:8 ). Чтобы показать, насколько необходима человеку любовь и насколько свойственна его жизни, достаточно сослаться на среду, в которую вступает новорожденный, и на всякий вид деятельности человека. Дитя, появляясь на свет, тотчас же окружается такой сильной любовью, что Господь сравнивает Свою любовь к человеческому роду с любовью матери к дитяти ( Ис. 49:15, 66, 13 ). Обратив внимание также на человеческую деятельность, спросим: чем, главным образом, обеспечивается успех деятельности? Не иным чем, как любовью к своему делу. Чем бы мы ни занимались, прежде всего необходимо иметь любовь к предмету своих занятий. Так и в нравственной области. Все виды нравственной деятельности и христианские добродетели проистекают из любви.

http://azbyka.ru/otechnik/Markellin_Oles...

О чем тут идет речь? Две лепты бедной вдовы и большая сумма, которую кладет богатый жертвователь с помощью арифметики и не очень сходятся. Тем боле две лепты не может оказаться больше, чем эта сумма. Но на это вроде бы и рассчитано, на то она и притча и она говорит о том, что с точки зрения Бога, первая притча вполне объяснима математически, надо подсчитывать не абсолютную сумму вносимую, а относительно общего среднего дохода. На таком уровне первая притча прочитывается. Вдова дала больше, потому что она отдала почти все, что у нее было. Богатей мог дать много, но это малая часть, хорошо если десятина от того, что он имел. Помазание Иисуса миром. Расточительно, можно было бы продать это миро за большие деньги и раздать нищим. Но в данном случае есть пояснение, что не всегда так надо делать, а особая ситуация. Те, кто знает, поняли о чем идет речь, те, кто не знает, я не могу терять время, пожалуйста, перечитайте это место. Притча о заблудшей овце. Здесь уже немножко хуже. Потому что действительно говорится о том, что наш Добрый Пастырь оставляет 99 овец, хороших овец, праведников, для того чтобы пойти искать одну паршивую овцу, которая куда-то убрела, непонятно куда, представляет грешника. И больше радуется о ней, найдя ее и вернув, чем о 99 праведных. Уже становится странно. Чем 99 праведников так не хороши, почему 99 праведников не лучше, чем 1 грешник. Пусть, да, на данный момент, раскаявшийся. Если мы посмотрим житейски, то пастырь, котрый бросил в пустыне без присмотра 99 овец и пошел искать одну, много ли из них он найдет в целости и сохранности, вернувшись, неизвестно. И вообще, что там будет происходить. Тоже прочитывается, но уже как-то сложнее. Притча о царе и должнике, там ведь о чем идет речь. Там сначала начинается все с вопроса Петра: до скольких раз прощать брату. На что Иисус Христос ему отвечает: «Не говорю тебе до 7, но до 70 раз по семь». Фактически это настолько много, что можно считать, что не ограничено. А дальше следует притча о том долге, который человек имеет у главного героя, и о том гигантском долге, который имеет герой по отношению к царю.

http://foma.ru/matematika-bozhestvennaya...

Ответ на возражение 3 . Освященные жертвоприношения, например священные сосуды и одеяния, нельзя предоставлять для пользования мирянам, и именно об этом говорит папа Дамасий. Но если они не освящены, то священники могут дозволить использовать их мирянам либо даровав их им, либо продав. Раздел 3. МОЖЕТ ЛИ ЧЕЛОВЕК СОВЕРШАТЬ ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЯ ИЗ ВСЕГО ТОГО, ЧЕМ ОН ЗАКОННО ВЛАДЕЕТ? С третьим [положением дело] обстоит следующим образом. Возражение 1 . Кажется, что человек не может совершать жертвоприношения из всего того, чем он законно владеет. Так, согласно человеческому закону «позор блудницы заключается в том, что она делает, а не в том, что она получает», то есть тем, что она получает, она владеет законно. А между тем она не вправе совершать жертвоприношения из своей платы, согласно сказанному [в Писании]: «Не вноси платы блудницы... в дом Господа, Бога твоего» (Вт. 23, 18). Следовательно, незаконно совершать жертвоприношения из всего того, чем владеют законно. Возражение 2 . Далее, в том же месте [Писания] запрещено вносить в дом Господа «цену пса» 497 . Но очевидно, что человек законно владеет деньгами, вырученными им за законно проданного пса. Следовательно, незаконно совершать жертвоприношения из всего того, чем мы законно владеем. Возражение 3 . Далее, [в Писании] сказано: «Когда приносите хромое и больное – не худо ли это?» ( Мал. 1, 8 ). Но можно вполне законно обладать хромым и больным животным. Следовательно, похоже, что не из всего того, чем законно владеют, можно совершать жертвоприношение. Этому противоречат следующие слова [Писания]: «Чти Господа от имения твоего» ( Прит. 3, 9 ). Но все, чем человек законно владеет, является его имением. Следовательно, он может совершать жертвоприношения из всего того, чем он законно владеет. Отвечаю: как говорит Августин, «если ты обираешь слабых, делясь добычей с покрывающим тебя судьей, то таково уж свойство правосудности, что даже ты не будешь доволен им, а если и ты не будешь доволен им, то уж тем более не будет доволен им Бог твой» 498 .

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

Поэтому апостол говорит, что " Дух подкрепляет нас в немощах наших; ибо мы не знаем, о чем молиться, как должно, но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными " (Рим 8, 26). Ибо мы, будучи еще младенцами в сравнении с совершенством добродетели, всегда нуждаемся в помощи Духа, чтобы наши помыслы всегда охватывались и наслаждались Его несказанной сладостью, и тогда мы сможем намеренно достичь памяти и любви к Богу, Отцу нашему. Тогда мы будем, как опять говорит апостол, восклицать: «Авва Отче!» призывая Бога Отца непрестанно, призываемые к этому Святым Духом. 6. Из святого Исаака Даже те, кто творят в мире знамения, чудеса и явления сил, не идут в сравнение с теми, кто безмолвствуют в ведении. Возлюби бездействие исихии больше, чем насыщение всех голодающих в мире и обращение множества языческих народов к познанию Бога. Лучше тебе самого себя избавить от пут греха, чем освободить всех рабов от рабства. Лучше тебе жить в мире со своей душой, в единомыслии всей троицы человеческого состава: тела, души и духа, чем примирить поучениями поругавшихся. Лучше тебе быть знатоком немногословным, но опытным, чем остроумно источать поучения рекой. Лучше тебе позаботиться о воскресение собственной души убитой страстями, напоминать себе о стремлении к божественным истинам, чем воскрешать умерших (здесь, вероятно святой Исаак говорит об Оригене). Немало людей показали свою силу: и мертвых воскрешали, и изнемогали ради того, чтобы обратить заблудших, и творили великие чудеса, и своими назиданиями направили многих к познанию Бога. Но дав жизнь другим, сами впали в мерзостные страсти и погубили сами себя. Когда их дела открылись, они стали соблазном для многих. Душа их была ослаблена недугом. Но они не позаботились о собственном здоровье, но бросились в пучину мирской жизни, чтобы спасать чужие души, хотя сами еще болели, поэтому и погубили себя, лишившись надежды на Бога, о чем я уже говорил. Ведь немощь чувств не позволяет противостоять пламени вещей, от которых дичают назойливые страсти, и тем более преодолеть искушения.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2416...

Прежде чем горы родились и произошла земля и вселенная, от века и до века ты еси Бог. Семьдесят: прежде чем горы утвердились и образовалась земля и вселенная, от века и до века ты еси Бог. Некоторые извращают смысл этого места злонамеренною расстановкой слов, особенно делают это те, которые утверждают, что души существовали прежде, чем создан был, в шестой по числу день, человек. Они так читают и разделяют это место: Господи, прибежище был еси нам в род и род, прежде чем горы утвердились и образовалась земля и вселенная; так т.е. что выражение от века и до века ты еси Бог следует после. Толкуют они так. Если Господь был прибежищем для людей прежде, чем утвердились горы и образовалась земля и вселенная: то следовательно души существовали на небесах прежде, чем образовались тела человеческие. Но мы, как упомянули уже, должны читать с такой расстановкой: прежде чем горы утвердились и образовалась земля и вселенная, от века и до века ты еси Бог: не так, чтобы Бог был прибежищем нашим до сотворения мира: потому что мы еще не существовали, но так, что Бог от вечности и до вечности всегда Бог. Ибо там, где латинский переводчик поставил: от века и до века, и где по-еврейски говорится olam, мы переведем точнее: «от вечности и до вечности». Так точно и в притчах от лица премудрости, которая есть Христос, говорится: Господь имел меня началом пути Своего, прежде созданий Своих, искони; от века я помазана, от начала, прежде бытия земли. Я родилась, когда еще не существовали бездны, когда еще не было источников, обильных водою. Я родилась прежде, нежели водружены были горы, прежде холмов ( Притч. 8:22–25 ). А межу тем нет слова, которое наводило бы на мысль о творении, потому что в еврейском нет творения, которое называется bara, но стяжание. Ибо так пишется: Adonai canani bresith dercho, что на нашем языке выражается Господь стяжа мя в начало путей своих. Между стяжанием же и творением большое различие. Словом стяжание выражается, что Сын всегда был в Отце и Отец в Сыне. Творение же означает начало существования того, кого прежде не было.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

2:19). Все это Павел говорит потому, что Его презирали, как гонимого и терпящего напасти, приписывает их немощи, и показывает, что Христос от этой, как думают, немощи не потерпел нисколько вреда. И мы также, хотя немощны в Нем, но будем живы с Ним силою Божиею в вас. И мы также, хотя немощны в Нем, но будем живы с Ним силою Божиею в вас. То есть мы терпим преследования, нас гонят, ибо в этом и состоит немощь. В Нем, то есть ради Него и Его слова. И как Он не потерпел вреда, подвергшись злоумышлениям, так и мы не потерпим, но будем живы с Ним, то есть явимся непобедимыми в вас, то есть ради вашего спасения. Может быть также, что в этих словах он устрашает их: хотя вы и думаете, что мы немощны, но мы живы в вас, то есть чтобы наказать вас, если не исправитесь. Испытывайте самих себя, в вере ли вы; самих себя исследывайте. Испытывайте самих себя, в вере ли вы; самих себя исследывайте. И что я говорю о себе самом, что во мне говорит Христос, что я силен, хотя подражаю Ему распятому и не приступаю к наказанию. Ибо и вы, если захотите испытать себя, увидите в себе Христа, поскольку все вы имеете веру, — или веру обыкновенную, или в частности — веру чудодейственную (ибо верующие тогда творили чудеса). Таким образом, если в вас — учениках моих — Христос, то тем более во мне, учителе. Или вы не знаете самих себя, что Иисус Христос в вас? Разве только вы не то, чем должны быть. Или вы не знаете самих себя, что Иисус Христос в вас? Разве только вы не то, чем должны быть. То есть если вы не лишились дара чудотворений, который получили. Намекает, что они живут беззаконно, ибо многие, имея веру, не имели силы творить чудеса, потому, что жили беззаконно. Смысл слов следующий: вы, кажется, не знаете самих себя, — того, есть ли в вас Христос? Его нет в вас, потому что вы не то, чем должны быть. Но он выражает эту мысль не прямо, а говорит неопределенно, чтобы не поразить их. О нас же, надеюсь, узнаете, что мы то, чем быть должны. О нас же, надеюсь, узнаете, что мы то, чем быть должны. В этих словах заключается сильная угроза, ибо смысл их таков: вы желаете приобрести сведение посредством наказания; и я надеюсь, что мы будем в состоянии дать вам доказательство того, что мы то, чем быть должны, и не лишились дара знамений и сил. Или же: мы не развратились в своей жизни до того, чтобы Христос должен был оставить нас. Он пребывает в нас вследствие нашей благочестивой жизни и накажет неверующих, находящихся среди вас.

http://predanie.ru/book/68866-tolkovaniy...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010