«Как Спаситель, соделавшись человеком, с людьми чувствует голод и жажду и страждет, так с людьми Он как человек и не знает; а по Божеству как сущее во Отце Слово и Премудрость, знает, и нет ничего, чего Он не знает. Так и о Лазаре опять по Своему человеческому естеству спрашивает Тот, Кто пришел его воскресить и Кто знает, откуда воззвать душу Лазаря; а ведать, где была душа, важнее, чем знать, где лежит тело. Он спрашивает по Своему человечеству, чтобы воскресить его по Своему Божеству. Так и учеников Он спрашивает, придя в пределы Кесарии, хотя и прежде ответа Петра знает, что» о Нем думают. Ибо хотя Отец открыл Петру то, о чем спрашивал Господь, ясно, что это откровение было через Сына, ибо Спаситель сказал: «Никто не знает Сына, кроме Отца: и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть» (Мф.11:27). Если же, знание об Отце и Сыне открывается через Сына, то нет сомнений в том, что вопрошающий Господь, Сам ранее открыв Петру от Отца, впоследствии спрашивал по человеческому естеству, желая этим показать, что, спрашивая по плоти, знал по Божеству, что скажет Петр. Следовательно, Сын знает, ведая всё и ведая Своего Отца, а выше или совершеннее этого знания не может быть ничто».    «Своим развращенным умом, — пишет святой Афанасий, — ариане превратно истолковывали слова евангелиста Луки: «Иисус же преуспевал в премудрости и возрасте и в любви у Бога и человеков» (Лк.2:52)... Здесь преуспеяние относится не к Слову, ибо какое усовершение имел бы Равный Богу? И каким бы образом мог возрастать Сын, сущий Он всегда во Отце? И как бы Тот, Кто есть Божия Премудрость, преуспевал в премудрости?.. Люди как творения могут усовершаться в добродетели, ведь людям свойственно совершенствоваться... Сын же Божий, не имея в чем усовершаться, будучи совершенным во Отце, уничижил Себя ради нас, дабы Его смирением мы могли паче возрастать; а наше возрастание заключается не в чем ином, как в удалении от чувственного и в приближении к Самому Слову, ибо Его уничижение есть не что иное, как восприятие нашей плоти. Значит, не преуспевало Слово как Слово, поскольку Оно — совершенное от совершенного Отца и ни в чем не нуждается, но и здесь речь идет о преуспеянии по человеческому естеству, ибо преуспеяние также свойственно людям».

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

    Св. Кирилл Иерусалимский. По совершении молитвы говоришь: «Аминь»; словом «Аминь», которое значит: «да будет», запечатлевая изреченное в богопреданной молитве.     Свт. Тихон Задонский. «Ибо Твое есть царство…» Это слово — заключение молитвы Господней, которое означает упование и дерзновение к Милосердному Небесному Отцу. Ты царствуешь над всеми, и Твоей власти все повинуются. Ты сильнее всех, против Тебя никто не может стоять. Посему имени Твоему слава будет, что мы, бедные грешники, получим просимое от Тебя, и от сердца возблагодарим Тебя, и здесь, и особенно в будущей жизни, прославим имя Твое с избранными Твоими. «Дерзновение, — говорит святой Иоанн Златоуст, — нам подает и восставляет нас, поминая о Царе, Которому мы подчинены, и показывает Его сильнейшим из всех, говоря: «ибо Твое есть царство», и прочее». Итак, если Его есть царство, то не следует никого бояться, так как никто не может против Него встать и власти Его противиться. Когда говорит: «Твое есть царство», — показывает, что и противник наш Ему подчинен, хотя и противится, попущением Божиим. Ибо и он из числа рабов, хотя отверженных и прогневляющих, и не дерзнет ни на кого нападать, если прежде не примет позволения свыше. И не только ни на какого человека, но даже на свиней, овец и волов напасть не может без попущения Божьего. Итак, хотя и немощен ты, но должен дерзать, имея такого Царя, Который все легко и через тебя может делать.     Православное исповедание. Две части имеет сие славословие. Во-первых, подобно тому, как призывание (т.е. «Отче наш...»), дает наперед удостоверение, что несомненно получим то, о чем просим, потому что просим от Отца нашего, — и славословие сие удостоверяет, что получим то, о чем молились, потому что весь мир Отца нашего есть, и Он над ним царствует, и всякое создание Ему покорствует. Его есть сила и слава, которой ничто противиться не может, ни на небесах, ни на земле. Почему Он силен сотворить все, о чем молили мы Его с верою и надеждою; и не ради другого чего, а ради присносущной славы Своей, как показывают слова: «слава во веки». Вторую часть славословия составляет одно слово: «Аминь». Сим и умоляем, да будет так все, о чем помолились с верою и надеждою, и свидетельствуем удостоверение, что несомненно будет нам все, о чем молились по воле Господа, как говорит Апостол: «И вот какое дерзновение мы имеем к Нему, что, когда просим чего по воле Его, Он слушает нас. А когда мы знаем, что Он слушает нас во всем, чего бы мы ни просили, — знаем и то, что получаем просимое от Него» (1Ин.5:14—15).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2923...

    Тайна вочеловечения была сокрыта от него; он полагал, что Иисус не более, как праведный человек, за добродетель усыновленный Богом. И, конечно, по своему сатанинскому праву он не мог не завидовать Иисусу в такой высокой чести, как он завидовал и первому Адаму. Он не забыл и своего древнего искусства: чем соблазнил он Адама, чем погубил тысячи людей, тем же самым теперь начинает свое обольщение — невоздержанием чрева. Он притворяется благожелателем, как бы заботится об утолении голода Иисуса Христа; но под этим видом благожелания незаметно старается склонить Его отложить терпение и злоупотребить силой чудодейственной к угождению плоти. Что же Христос Спаситель? Он прямо говорит о том, о чем умолчал диавол; Он не стыдится того, что взалкал; но не хочет ни в чем повиноваться диаволу, чтобы и нас научить не слушаться его даже и тогда, когда он будет внушать что-нибудь полезное. Так и впоследствии Он повелевал бесам молчать, когда они называли Его Сыном Божиим. ОН ЖЕ СКАЗАЛ ЕМУ В ОТВЕТ: НАПИСАНО: (в книге Второзаконие) НЕ ХЛЕБОМ ОДНИМ БУДЕТ ЖИТЬ ЧЕЛОВЕК, НО ВСЯКИМ СЛОВОМ, ИСХОДЯЩИМ ИЗ УСТ БОЖИИХ (Втор. 8:3). И помимо хлеба у Бога есть много способов пропитать человека. Ты желаешь, чтобы Я сотворил чудо для Своего удовольствия, но Я этого не сделаю. Если бы такое чудо было нужно, то Сам Бог и сотворил бы его для Меня. Но Он не творит: значит, оно не нужно. Я буду терпеть голод, пока Богу будет угодно насытить Меня. Я буду творить чудеса, но не для Себя, а для славы Божией, для спасения людей. Если волос с головы человека не падает без воли Божией, то тем более Бог не попустит Мне умереть с голоду; надо только во всем предать Себя благому Божию попечению. А Бог может и единым словом Своим утолить наш голод. У человека есть нужды более важные, чем пропитание: пища духовная важнее телесной. «Моя пища есть творить волю Пославшего Меня и совершить дело Его» (Ин. 4:34). И беседа с Богом, молитва, для Меня сладостнее всякой пищи. Так диавол хотел обличить Иисуса Христа в неверии Промыслу Божию, но Христос Спаситель всецело возложил надежду на Отца Своего Небесного и не восхотел угождать Своей плоти чудесным образом. Искушение от плоти Он победил воздержанием. Но диавол хорошо знает, что если человека нельзя победить чревоугодием, то иногда легко обольстить гордостью, тщеславием и корыстолюбием. И честолюбец, и корыстолюбец часто забывают о пище, занятые заботами о почестях и богатстве. А тот, кто победил искушение похоти плоти, легко может забыться, вообразить себя в полной безопасности и не заметить, как подкрадется враг с другой стороны. И вот, сатана пытается искусить Христа безграничным упованием на Бога и духовной гордостью.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

   Добрая невеста хранит верность своему жениху. Так и душа христианская должна быть верна Иисусу Христу до смерти, о чем Сам Христос ей говорит: «Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни» (Откр.2:10). Добрая невеста никого не любит так же или более, чем своего жениха. Так и душа христианская не должна любить никого равно, а тем более сильнее, чем Христа, Жениха своего. Не нравится невеста жениху, когда равную с ним, а особенно, когда большую любовь другому отдает. Так и душа христианская не угодна Христу, когда другое что равно Христу, или, что хуже того, более Его любит. «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, недостоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня», — говорит Христос (Мф.10:37). Благородство, честь и достоинство невесты от жениха зависит. Так и души христианской честь, благородство и достоинство от Христа зависит. Чем благороднее жених, тем благороднее бывает и невеста, с ним обрученная. Но так как нет никого более честного, благородного и достойного, чем Христос, Сын Божий, то и для христианской души не может быть большей чести и достоинства, как быть обрученною невестой Христа, Сына Божиего. Честь, благородство и достоинство невесты не видно, пока с женихом своим браком не соединится. Так и души христианской честь и слава не видна, пока браком с Иисусом Христом не соединится в будущем веке. «Возлюбленные, — говорит апостол, — ...еще не открылось, что будем» (1 Ин 3:2). Покажется слава и достоинство невесты, когда с женихом своим благороднейшим браком соединится. Так откроется превеликая слава христианской души, когда во Втором пришествии Его, браком с Ним соединится. Тогда она подобна будет прекраснейшему своему Жениху. «Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть» (1 Ин.3:2).    После брака невеста в дом жениха приводится с весельем. Так и душа христианская введется в дом и палату Небесного своего Жениха, Иисуса Христа, с радостью и весельем (Пс.44:16). «Господь их возвратит, и придут в Сион с радостью и веселием вечным; ибо на главе...

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

«А как дети причастны плоти и крови, то и Он также воспринял оные, дабы смертью лишить силы имеющего державу смерти, то есть диавола, и избавить тех, которые от страха смерти через всю жизнь были подвержены рабству» (Евр. 2, 14–15). Это язык не Христа как Образца для подражания, а Христа Искупителя, Богочеловека и Спасителя. Царство Божие как «улучшение», независимо от того, насколько хорошо оно задумано и как осуществлено, по-прежнему остается не более чем миром ходячих мертвецов. Царство Божие, проповедуемое Христом, никак не меньше, чем воскресение из мертвых. Мы два столетия воспитывались на утилитарной риторике и мысли. Для нас нет ничего более привычного, чем ставить цели, строить планы и достигать результатов. Неудивительно, что мы представляем себе Бога, действующего подобным образом. Но это не так. Посмотрите на историю патриарха Иосифа Прекрасного. Предан своими братьями, продан в рабство, ложно обвинен женой своего господина, брошен в тюрьму, где истолковывает сны другим узникам, тем самым привлекает внимание фараона, чей сон он тоже истолковывает и предлагает мудрый совет, за что поставлен над всей землей Египетской как соправитель фараона и спасает свою семью от голодной смерти. Какие люди в здравом уме когда-либо подумали бы о таком плане как о средстве достижения цели спастись от голода, о приближении которого не подозревали? Никто. На самом деле, события этой истории представляются не чем иным, как чередой постоянных трагедий. Позднее Иосиф сам скажет об этом: «Вот, вы умышляли против меня зло; но Бог обратил это в добро» (Быт. 50, 20). Это непостижимая природа Провидения, как неоднократно подтверждается в Священном Писании. Тайна Божия Промысла, действие Его Царствия посреди нас непостижимы. Господь «вознес смиренных, алчущих исполнил благ, и богатящихся отпустил ни с чем» (Лк. 1, 52–53). В эти последние времена хозяева машин и денег воображают, что «строят царство» (Иерусалим Блейка) с планами, намерениями, целями и утопиями (в мое время именно на таком языке каждый день публично выступали епископалы). В планы обычно входило оказание помощи богатыми кротким и смиренным, чтобы им больше не нужно было быть смиренными и кроткими. С каждым успехом они становились еще более чужими Богу. Их церкви стоят пустыми, а их дети забыли Бога и обратились к другим мечтам.

http://pravoslavie.ru/136666.html

А как же тогда требование Господа любить Его больше, чем отца и мать, чем брата и сестру, чем детей? Никого нельзя любить так, как Бога. И вот некоторые люди, понимая эту любовь по-своему, начинают впадать в экзальтацию, в психически неуравновешенное состояние, думая, что чем больше они плачут, чем больше они внутренне переживают, тем они больше Бога любят. И возникает вопрос: а что значит любить Бога? Мы слышим слово Божие, мы знаем, что Он от нас хочет, каковы Его требования. Мы знаем Его заповеди, мы знаем, что означает мир Божий: это тот мир, который устроен по воле Божией, где главный закон бытия Его слово. Когда дети вырастают, мать и отец, которые любят их больше жизни, обычно отдаляются от них, потому что и дети отдаляются от родителей, — даже сохраняя взаимную любовь. Дети живут своей жизнью, они устраивают свой мир, и мир детей часто не похож на мир родителей. Дети живут уже в другом мире. Они связаны с родителями воспоминаниями о детстве, сердечным чувством, но жизнь — порознь. А вот когда мы говорим о любви к Богу, мы говорим в первую очередь о том, что вне зависимости от любых обстоятельств мы должны жить в Божием мире. Мы не должны порывать с Господом, мы должны жить в Его системе ценностей. Мы должны жить по Его закону, и никакое физическое возрастание, никакой переход из одного возраста в другой, никакие изменения по службе или перемещения в пространстве не могут и не должны оторвать нас от Божиего мира или от любви Божией. Как об этом замечательно говорит апостол Павел, «ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией» (Рим. 8:39), от мира Божия, Его заповедей, Его закона. Более того, эта любовь сохраняется на протяжении всей истории человеческого бытия. Общество было устроено по-разному, действовали разные законы, создавались разные политические конструкции, существовали разные мировоззрения, но верующие на протяжении всей человеческой истории, по крайней мере, от воплощения Господа и Спасителя, были способны жить в Его мире.

http://patriarchia.ru/db/text/4930839.ht...

Ангел тогда сказал Захарии: ты требуешь от Бога ручательства. Считаешь немощь сильнее Владычнего обещания? Не боишься наперед расспрашивать приносящего тебе благовестие? Чем мне убедиться в этом, — говоришь ты. Разве тебя посылают в Египет, чтобы устрашить фараона? Чем мне убедиться в этом, — говоришь, Захария. Разве ничего сверхъестественного Бог не делает? Ты спрашиваешь последовательности у природы, и не видишь изумительного дела Божества. Скажи мне, Захария, на чем укреплены столпы земли? Чем поддерживается свод неба? Где изобретаются вместилища облаков? Где образуются капли дождя? Где создаются хлопья снега? Кто руководит течением солнца? Кто полагает предел умалениям луны? Кто исчислит множество звезд? Море во время бури как удерживается песком? Как смешиваются теплые потоки? Как создается мрак тумана? Как образуется человек во утробе? И как женский пол оказывается слабее мужеского? Чем мне убедиться в этом, — говоришь, Захария. Ты ищешь последовательности природы, где дело Божие? Не веришь, что может родить бесплодная? Что же — если услышишь, что Дева сверх ожидания рождает? И может ли быть прежнее неверие верою? И за то теперь наказывается неверие в виду бесплодности, чтобы ты не усомнился в чуде в виду Девы: «ты будешь молчать и не будешь иметь возможности говорить» (Лк.1:20). О, человеколюбивое наказание, производящее скорее исправление! Ангел вразумляет поколебавшийся голос, обуздывает дерзкий язык: «он объяснялся с ними знаками, и оставался нем». Хорошо у Евангелиста записано и это — оставался; молчание ожидает рождаемого голоса, Захария — Иоанна, старец — сына, иерей — пророка. Этим ангел говорит: так как ты, как неверующий, ищешь знамения от Бога, то прими биченосное знамение в собственном своем теле: «будешь молчать и не будешь иметь возможности говорить до того дня, как это сбудется». Где орудие противоречия, там и мщение; где необдуманная смелость, там и воспитательная вожжа; где была дерзость, на том и наказание. Бог желал, Захария, чтобы ты сделался проповедником такого чуда: рождается начальник воинства Царя небесного и предуготовитель освобождения мира от грехов. Так как ты сделал для себя немощь тела сильнее Владычнего обещания, то за это «будешь молчать и не будешь иметь возможности говорить до того дня, как это сбудется, за то, что ты не поверил словам моим, которые сбудутся в свое время». Видишь ли, что без веры ничто из должного не совершается.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/5...

Блаженный Феодорит Кирский говорит: «Если начало мудрости – страх Господень, то лишённость страха и отрицание Бога должны быть противоположны мудрости». Действительно, в Книге Притч, как мы увидим впоследствии, нередко употребляется слово «глупый», и это слово как раз обозначает именно такого человека который не имеет страха Божия и не хочет его иметь; который строит свою жизнь не по заповедям Божиим, а по своему произволу. Такие глупцы, как сказано в рассматриваемом стихе, «презирают мудрость и наставление». Именно по гордости своей они не хотят получать наставления, потому что наставляет тебя тот, кто умнее тебя. Чтобы принять наставления, нужно признать: «этот человек более мудрый, чем я». Для этого нужно иметь смирение. Но те, кого слово Божие называет здесь глупыми, скорее сами хотели бы наставлять других, чем получать наставления от кого-либо. Притч. 1:8–9 «Слушай, сын мой, наставление отца твоего и не отвергай завета матери твоей, потому что это – прекрасный венок для головы твоей и украшение для шеи твоей» ( Притч. 1:8–9 ). Здесь говорится о необходимости послушания родителям, причем не формального, когда тебе, например, сказали помыть посуду слово Божие и ты моешь, но при этом можешь внутри презирать сказавшего. А надлежит прислушиваться с вниманием и смирением. Такое послушание – венец и украшение. Многим современным людям не хватает исполнения даже буквального значения этих слов. Люди раздражаются, услышав советы от своих родителей, потому что думают, что это знак того, что родители не считают их достаточно зрелыми и разумными. Но на самом деле за этими советами стоит любовь, желание быть полезным своему ребенку. А ты спроси сам, не дожидаясь, пока тебе дадут совет, – почему бы нет? В любом случае родители прожили больше, чем ты, и даже если они хуже образованы, чем ты, они имеют житейскую мудрость, которая приобретается только на личном опыте и на длительных наблюдениях за миром. Поэтому прислушиваться к советам действительно нужно. Конечно, не в случае, когда советуют сделать грех , – в этом мы никого не должны слушать, включая родителей, о чем Сам Господь говорит: «кто любит отца или мать более Меня, тот недостоин Меня» ( Мф. 10:37 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

Бог везде смотрит на цель дела. И таких Он назвал лицемерами, как имеющих вид молящихся, а мыслью тщеславящихся. Мф.6:7 .  Молящеся же не лишше глаголите, якоже язычницы: мнят бо, яко во многоглаголании своем услышани будут... А молясь, не говорите лишнего, как язычники, ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны... Порок многоглаголания называется «лишшеглаголанием», ( βαττολογια ), когда мы во многих словах просим неприличного, как-то: богатства, славы, власти и тому подобного, что не приносит пользы для души и не необходимо для поддержания тела. Язычниками называет неверующих. Так как они не только просят о неприличном, но и, совершая продолжительные прошения, думают убедить многословием, то Он порицает это мнение их. «Мнят», но несправедливо. Мф.6:8 .  Не подобитеся убо им: весть бо Отец ваш, ихже требуете, прежде прошения вашего. Не уподобляйтесь им, ибо знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него. Он знает, что вам полезно, прежде чем вы просите Его о чем-нибудь. Поэтому не должно просить о том, что не полезно и не необходимо, как уже мы сказали, что и составляет грех лишшеглаголания. Ибо и отец негодует на детей, когда они просят о неприличном. Но если Он знает, в чем мы нуждаемся, то зачем вообще мы просим Его об этом? Конечно, – не для того, чтобы известить Его, но чтобы показать, что мы считаем Его Воспитателем и Господом, и чтобы, будучи преданы Ему одному, легче преклонили Его, Который есть надежда промышления и спасения нашего. Как Отец, Он и знает, в чем мы нуждаемся, и готов подать нам полезное; однако требует от нас прошения по указанным причинам. Преподав такое учение, Он предлагает и образец молитвы не с тем, чтобы мы молились только этой молитвой, но чтобы, имея такой источник, мы почерпали из него понятие о молитвах. Мф.6:9 .  Сице убо молитеся вы… Молитесь же так... Как? Мф.6:9 .  Отче наш, Иже еси на небесех... Отче наш, сущий на небесах!.. Нужно взвесить каждое слово. Повелевает говорить: «Отче», чтобы мы помнили о небесном родстве и, как усыновленные Богу, были достойны такого дара, и чтобы жили достойно такого Отца.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

Бог – всемогущее Существо. Для него все возможно. И необходимо верить в каждое Его слово. Каждое слово и заповедь Его даны для того, чтобы мы выполняли их. Если выразиться юридическим, формальным языком, то каждое слово Божие – это закон или приказ для нас, который не может быть не исполнен. Если выразиться евангельским языком, то каждое слово Господа есть голос Его любви и милосердия, обращенный к нашему сердцу, чтобы на Его любовь оно ответило своей любовью к Богу и ближнему. Что говорит об этом святой праведный Иоанн Кронштадтский? «Твердо веруй, – говорит он, – что слово Божие живо и действенно, как живое Существо, и по причине духовной тонкости проникает до разделения души и духа, составов и мозгов и судит помышления и намерения сердечные» ( Евр. 4, 12 ). Что значит быть верующим человеком? Быть верующим – значит быть верным, преданным и послушным Богу всегда и во всем. Чем выше у человека эти качества, тем сильнее, жизнеспособнее его вера, и чем живее вера, тем ближе к нам помощь Божия. Что предполагает вера? Вера предполагает доверие Богу. Довериться Ему – значит делать все то, что Он нам подсказывает. Какой смысл говорить, что мы доверяем такому-то человеку, если мы не следуем его советам? Таким образом, если мы действительно полностью доверились Богу, мы будем стараться подчиняться Ему. Но стараться теперь мы будем по-другому, ни о чем не волнуясь. Мы станем выполнять то, о чем Он говорит не для того, чтобы спастись, а из-за того, что Он уже начал нас спасать. Мы станем жить и действовать иначе: не во имя надежды попасть на небо в награду за свое поведение, а потому что внутри нас уже забрезжил слабый отблеск небесного света. Каково в человеке соотношение веры и добрых дел? Природа человека призвана выявить себя как единый организм, как целостный, жизнедеятельный процесс. Отсюда естественно, что вера, развиваясь в сердце, переходит в слова и дела человека, освещая их своим внутренним живительным светом. И чем выше вера, тем сильнее и плодоноснее, святее ее влияние на жизнь человека. «По силе веры, – говорит преподобный Симеон Новый Богослов , – приходит благодать Божия и всякая добродетель. Благодать приходит прежде всяких добрых дел, и уже на ней, как на твердом основании, устрояются добрые дела» 61 . С чего начинается дело спасения?

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Nefed...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010