2. Он сказал: «здесь Тот, Кто больше храма» ( Мф.12:6 ). Слова «больше» и «меньше» употребляются не о вещах, которые не имеют никакого общения между собою, противоположны по природе и противоборствуют друг против друга, но о тех, которые имеют одинаковую сущность и находятся во взаимном общении и различествуют только числом и величиною; так вода от воды, свет от света и благодать от благодати. Посему, закон данный в свободу, больше закона, данного в рабство; и потому распространен не на один (только) народ, но на здесь мир. Единый и Тот же Господь, Который больше храма, и больше чем Соломон и больше чем Иона, дарует людям, т. е. Свое присутствие и воскресение из мертвых, но не изменяет Бога и не проповедует другого Отца, но Того же Самого, Который всегда может уделить больше для Своих домашних и с возрастанием их любви к Богу сообщает больше и более великие дары, как и Господь говорил ученикам: «вы увидите больше, чем это» ( Ин.1:50 ). И Павел говорит: «не то, чтобы Я уже достиг или был оправдан или уже совершен; ибо отчасти знаем и отчасти пророчествуем, когда же настанет совершенное, тогда то, что отчасти, прекратится» 99 . Посему, как с наступлением совершенного мы увидим не другого Отца, но Того, Которого ныне желаем видеть, ибо «блаженны чистые сердцем, потому что узрят Бога» ( Мф.5:8 ), и будем ожидать не другого Христа и Сына Божия, но Того, Который родился от Девы Марии и пострадал, в Которого мы веруем и Котораго любим, как говорит Исаия: «и скажут в тот день: вот Господь Бог наш, на Которого мы надеелись, и возрадовались о нашем спасении» ( Ис.25:9 ), и как Петр говорит в своем послании: «Которого не видев, любите и Которого доселе не видя, но, веруя, радуетесь радостью неизреченною» ( 1Петр.1:8 ), и получим не иного Духа Святого, а Того, Который с нами и Который вопиет: «Авва Отче» ( Рим.8:15 ); и мы будем иметь приращение в том же самом (в чем ныне) и достигнем того, что уже не чрез тусклое стекло и загадки, но лицом к лицу будем наслаждаться дарами Божиими: так и ныне, получая больше, чем храм, и больше, чем Соломон, т. е. пришествие Сына Божия, мы узнали не другого Бога, кроме Творца и Создателя всего, изначала открытого нам, и не иного Христа Сына Божия, кроме Того. Который возвещен пророками.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Lionski...

54. «…Бог даровал нам жизнь вечную, и сия жизнь в Сыне Его.» (1Ин. 5:11). Если сердце встретится с Истиной Если встретишь мать после долгой разлуки, – разве оставишь ее? Если увидишь отца, с которым расстался в юности, – разве бросишь его? Если вернется к тебе сын после размолвки, – разве отвернешься от него? Если после долгих поисков сердце встретится с Истиной, – разве оно потом сможет жить без Нее? 55. «…Ибо не имеем здесь постоянного града, но ищем будущего.» (Евр. 13:14). Приятно и обидно Когда тебя хвалят – приятно, а когда ругают, – обидно, но есть ли в этом истина? Когда тебе дарят вещи – приятно, а когда отнимают, – обидно, но есть ли в этом правда? 56. «…Искуплены вы от суетной жизни … драгоценною Кровию Христа…» (1Петр. 1:19). Где ты? Где тот веселый мальчик, которым ты был в детстве? Где тот восторженный юноша, которым ты был в юности? Где тот неудовлетворенный жизнью мужчина, которым ты был в зрелости? Где тот молчаливый старик, которым ты был в старости? 57. «(Семя, упавшее в терние, это те, которые) … наслаждениями житейскими подавляются и не приносят плода» (Лк. 8:14). Не привязывайся к наслаждениям Чем больше в лодке течь, тем труднее плыть. Чем сильнее сердце привязывается к наслаждениям, тем меньше оно понимает смысл жизни. 58. «…Будете искать Меня, и не найдете…» (Ин. 7:34). Поиски Чем дальше зайдешь, тем сильнее заблудишься, Чем больше будешь спрашивать, тем меньше узнаешь, Чем больше будешь искать, тем больше запутаешься, Чем скорее вернешься, тем больше найдешь. 59. «Я пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком.» (Ин. 10:10). Два земельных участка Один человек купил себе участок, оказалось – земля плохая. Продал его, купил другой, оказалось – воды нет. Продал и этот участок, купил новый: земля туда-сюда, но очень уж плохая вода. Расстроился человек и забросил землю. Другой человек купил себе каменистый участок, – никто брать не хотел, и было на нем немного воды. Стал он каждый день понемногу выбирать камни, пока все не выбрал. Расчистил родник – воды стало хватать с избытком. Посадил виноград – и сам теперь ест и других угощает.

http://isihazm.ru/1/?id=133

63 Пока люди всю жизнь ищут утешений, Бог ищет людей, которые искали бы только Его. 64 Чем больше люди исследуют, что такое святость, тем меньше становится святых людей. 65 Чем больше человек хочет познать Бога, тем больше он должен измениться внутренне: «более же всего [облекитесь] в любовь, которая есть совокупность совершенства» (Кол. 3: 14). 66 Лучше оставить людей и искать самого себя, чем стремиться к людям и потерять самого себя. 67 Спасение слишком серьезно, чтобы разменивать его на пустяки. А жизнь не настолько значительна, чтобы верить ее лжи. 68 Самое лучшее, что должен хотеть ум, – это то, чтобы он ничего не хотел, кроме Бога. 69 Дурная мысль, если не быть осторожным, непременно доведет до гибели. 70 Отказ от дурной мысли, если быть решительным, непременно приведет к Богу. 71 Человек предназначен для неба, а он закапывает себя в землю. 72 К Богу прорваться невозможно, ибо Он Сам приглашает на встречу с Собой: «итак смиритесь под крепкую руку Божию, да вознесет вас в свое время» (1 Пет. 5: 6). 73 Когда человек полностью отдает себя Богу, тогда Бог полностью отдает Себя человеку. 74 Не ищи правды в этом мире лжи, лучше отрекись от него как можно скорее, иначе он обманет тебя, как обманул всех, кто искал в нем правды: «не заботьтесь ни о чем, но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом» (Флп. 4: 6). 75 Если начать искать самого богатого, то им окажется самый обыкновенный нищий. 76 Если начать искать самого славного и почетного, то им окажется самый простой и униженный, ибо в духовной жизни все наоборот. 77 Когда отринешь все видимое, будешь всем обладать, но смотреть будешь на все, чем обладаешь, как на пыль. 78 Если хочешь увидеть иной мир, не имей даже соринки в своем глазу. Но что можно увидеть, когда в твоем глазу бревно? 79 Если хочешь познать то вечное, что тебе принадлежит, – не имей ни одной дурной мысли в сердце. Но что можно познать, если твое сердце злобнее и похотливее, чем сердце дикого животного? 80 Замени память о мире безпрестанной памятью о Боге, и сможешь увидеть умственный свет.

http://isihazm.ru/1/?id=203

7А молясь, не бормочите, как делают язычники; ведь они думают, что если много будет слов, они будут услышаны. 8Так вы не уподобляйтесь им; ибо ведает Отец ваш, в чем имеете нужду, прежде, чем вы станете просить у Него. 9Поэтому вы молитесь так: Отец наш Небесный! да святится Имя Твое, 10да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя и на земле, как на небе; 11хлеб наш насущный подай нам сегодня, 12и прости нам долги наши, как и мы простили должникам нашим, 13и не допусти нам впасть во искушение, но избавь нас от Лукавого. 14Ведь если вы будете прощать людям, в чем они погрешили, простит и вам Отец ваш Небесный; 15если же вы не простите людям, не простит и вам Отец ваш Небесный, в чем вы погрешили. 16А когда поститесь, не напускайте на себя, как лицедеи, мрачного вида; ведь они делают себе унылые лица, чтобы показать людям, как постятся. Воистину говорю вам, они сполна получили награду свою. 17Но когда ты постишься, голову твою умасти и умой твое лицо, 18чтобы не людям показать, как постишься, но Отцу твоему Сокровенному; и Отец твой, видящий сокровенное, вознаградит тебя. 19Не копите себе сокровищ на земле, где моль и ржавчина разъедают, и воры вламываются и похищают; 20но копите себе сокровища на небесах, где ни моль, ни ржавчина не разъедают, и где воры не вламываются и не похищают; 21ибо где сокровище твое, там будет и сердце твое. 22Светильник для тела есть око. Итак, если око твое здраво, все тело твое будет исполнено света; 23но если око твое нечисто, все тело твое будет исполнено мрака. А если свет, который в тебе, есть тьма, то как же темна сама тьма! 24Никто не может служить двум господам; или первого отвергнет, а другого возлюбит, или первому будет предан, а для второго нерадив. Вы не можете служить и Богу, и богатству. 25И потому Я говорю вам: не тревожьтесь о жизни вашей, что вам есть и пить, ни о теле вашем, во что вам одеться; не больше ли жизнь, чем пища, и тело, чем одежда? 26Посмотрите на птиц небесных, что не сеют, и не жнут, и не запасают запасов в закромах, и все же Отец ваш Небесный питает их; а вы, не намного ли вы ценнее их? 27И кто из вас хлопотами сможет прибавить к сроку жизни своей хоть на один локоть?

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Averinc...

„Нынешния временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас». ( Рим. 8:18 ). „По мере, как умножаются в нас страдания Христовы, умножается Христом и утешение наше». ( 2Кор. 1:5 ). „Не бойся ничего, что тебе надобно будет претерпеть. Вот диавол будет ввергать из среды вас в темницу, чтобы искусить вас, и будете иметь скорбь дней десять. Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни ». ( Откр. 2:10 ). Изречения „Ничто по достоинству не может сравниться с узами ради Христа. Быть узником выше, чем быть апостолом, учителем, евангелистом; это – более, чем сидеть одесную Господа, прекраснее, чем сидеть на одном из 12 престолов». (Златоуст). „Знаете ли, в чем завидуют нам ангелы? Ни в чем, кроме того, что мы можем страдать ради Бога, а они никогда ради Него не страдали». (Франциск Ассизский). „Выносливость благороднее силы, а терпение – красоты». (Рескин). „Мученики диавола и здесь страдают не меньше, чем мученики Христовы». „И лжеапостолы страдали за Христа». (Преподобный Макарий Египетский ). „Мученики презрели жизнь: мы презрим удовольствия и роскошь. Они повергли тело свое в огонь: ты повергай сокровища в руки бедных. Они попирали горящие угли: ты погаси в себе пламень похоти. Ты нежишься на мягкой постели? Тебе трудно встать? Вспомни о православных мучениках: они лежали на раскаленных железных решетках. Не мягкие перины, а горячие уголья служили им постелью». (Златоуст). „Ах, если бы ты знал, возлюбленнейший мой, какая радость, какая сладость ожидает душу праведного на небе, то ты решился бы во временной жизни переносить всякие скорби, гонения и клевету с благодарением». (Пр. Серафим Саровский ). „Только в христианстве можно найти чудесный камень, превращающий мрачное железо в чистое золото, горечь – в сладость, зло – в добро, смерть– в жизнь, страдание – в блаженство». (Филарет, м. М.). „Для нововступившего монаха нет ничего полезнее поношения. Что древо, ежедневно поливае-мое, то и нововступивший монах, поносимый и переносящий поношение». ( Авва Исаия ).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/pravos...

б) Греха никто отнять не может от человека, кроме сына Божьего. Он ради отнятия греха в мир пришел и пострадал, и умер, чтобы истребить грех . «Для сего то и явился Сын Божий, чтобы разрушить дела диавола» ( 1Ин. 3:8 ). «Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира " ( Ин. 1:29 ). Слава человеколюбию Его! в) Грех сотворил смерть: «Ибо возмездие за грех – смерть» ( Рим. 6:23 ). Так прародители наши в раю согрешили, и смертью умерли и всегда бы мертвыми были, если бы Христос, Сын Божий, кровию своей не оживил их. «Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же» ( Евр. 13:8 ). Кровь же Его святая, за весь мир пролитая, как сейчас, так и с начала мира, целительна была для оживления всякого грешника, верующего в Него. г) За грех совершенный тяжко мучает совесть человека, так что часто человек умерщвляет себя, не вытерпев мучений совести. д) За грех бывают временные наказания, как то: голод, пожар, война, моровые язвы, болезни, землетрясения и прочее: «Смерть, убийство, ссора, меч, бедствия, голод, сокрушения и удары, – все это – для беззаконных» ( Сир. 40:9, 10 ). Грехи – причина всех зол, говорит святой Златоуст. Видите, какое великое зло есть грех, зло более всякого зла злейшее. О, воистину лучше нагому ходить, чем грешить; лучше в плену и темнице сидеть, чем грешить; лучше в ранах и во всякой болезни быть, чем грешить: лучше света не видеть и во тьме сидеть, чем грешить; лучше поругание, осмеяние, укорения, поношение, побои и раны терпеть, чем грешить; лучше, наконец, всякое зло, какое в мире этом может быть, терпеть, чем грешить! Потому что всякое зло мучит только тело, и мучит только временно. Смерть же всему злостраданию конец полагает, так бедствие и кончится. Но грех и тело и душу мучает, и во веки без конца мучить будет. Грех же всем и всякому бедствию, случающемуся в этом мире, виновен бывает: если бы греха не было, не было бы и бедствия. Начались в мире грехи, и последовали им всякие бедствия. Сладок людям грех, но горьки плоды его: семя горькое горькие и плоды рождает.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

Бог не может быть без Сына, и Сын подобен как сияние славы и образ ипостаси Его ( Евр.1:3 ). Сын образ Личности (ипостаси) Бога, поэтому и Христос говорит: «Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня… Видевший Меня видел Отца Я в Отце и Отец во Мне?» ( Ин.14:6,9–10 ). 150. Является ли Святой Дух Богом? Да, является. «Но Петр сказал: Анания! Для чего [ты допустил] сатане вложить в сердце твое [мысль] солгать Духу Святому и утаить из цены земли? Чем ты владел, не твое ли было, и приобретенное продажею не в твоей ли власти находилось? Для чего ты положил это в сердце твоем? Ты солгал не человекам, а Богу» ( Деян.5:3–4 ). 151. В чем заблуждения теории эманации? Что такое эманации? Истечение! Получается Бог невольным образом из Себя порождает нечто, имеющее туже природу. Предполагает, что Бог не совершенен, потому что не может себя контролировать. Бог не добр, потому что в мире есть зло. Бог не личность, или испорченная личность, потому-то нет самоконтроля. Мы приходим к чистому пантеизму. 152. В чем заблуждения теории не сотворенности вселенной? Эта теория, по которой мир – вечен, зародилась, еще до появления человека. Впервые теорию о том, что мир не сотворен, выдумало очень разумное и очень могущественное существо, по имени люцифер. Для того, чтобы обосновать свой собственный мятеж. 153. В чем заключается несостоятельность теории деизма? Первый синтез между атеизмом и верой в Творца, называется – деизм. Это утверждение, что Бог создал мир как часы, и ушел. Бог – часовщик. Христиане задали такой вопрос: А если части механизма возьмут и поломаются? Часовщику придется вмешаться так ведь? 154. В чем заблуждения теории униформизма? Униформизм – утверждение, что законы природы всегда были такими же и все процессы происходили точно так же как сейчас (с такой же скоростью). Но здесь надо понимать, во-первых, кто сказал, что законы существуют всегда одни и те же? Эта вера, и вера основано на том, что Бог не может менять своих слов. Творение завершено, но Бог может менять скорость процесса. Во-вторых, кто сказал, что скорость процесса такая же? Откуда у нас такая информация? Принцип униформизма противоречит наблюдаемым фактам! Утверждение, что все процессы проходили с одинаковой скоростью не выдерживает никакой критики. 155. В чем заблуждения инфляционной теории?

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

Возражение 2. Далее, естественные действия осуществляются более подобающе, чем насильственные, поскольку насильственное, как сказано во второй [книге трактата] «О небе», «представляет собой некоторое ненормальное отклонение от естественного» 198 . Но страсти Христовы привели к Его насильственной смерти. Следовательно, было гораздо более подобающим, если бы ради избавления человечества Христос не страдал, а умер естественной смертью. Возражение 3. Далее, представляется подобающим, чтобы то, что удерживается несправедливо и насильственно, было вызволено некоей высшей властью, в связи с чем Исайя говорит: «За ничто были вы проданы – и без серебра будете искуплены» ( Ис. 52, 3 ). Но дьявол не обладал никакими правами над обманутым им человеком, которого он насильственно удерживал в рабстве. Следовательно, представляется подобающим, чтобы Христос разорил дьявола исключительно посредством Своей власти и без Страстей. Этому противоречит сказанное Августином о том, что «не было другого более походящего способа исцеления нашей немощи», чем страсти Христовы 199 . Отвечаю: наиболее подобающим средством достижения цели является то, благодаря которому различные надлежащие средства, каждое по-своему содействуют достижению этой цели. Но благодаря избавлению человека посредством страстей Христовых спасению человека содействует многое помимо искупления от греха. Так, во-первых, человек смог узнать, сколь сильно любит его Бог, что послужило побуждением к ответной любви к Богу, в которой состоит совершенство человеческого спасения, в связи с чем апостол говорит: «Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками» ( Рим. 5, 8 ). Во-вторых, этим Он подал нам пример повиновения, смирения, постоянства, праведности и других проявившихся в Страстях добродетелей, которые необходимы для спасения человека. Поэтому [в Писании] сказано: «Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его» ( 1Петр. 2, 21 ). В-третьих, Христос посредством Своих страстей не только избавил человека от греха, но и заслужил для него благодать оправдания и славу блаженства, о чем речь у нас впереди (48, 1; 49, 1). В-четвертых, это еще более обязывает человек воздерживаться от греха, согласно сказанному [в Писании]: «Вы куплены дорогою ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших» ( 1Кор. 6, 20 ). В-пятых, это содействовало возвышению человека – ведь коль скоро человек был превозможен и обманут дьяволом, то человеку надлежало низвергнуть дьявола, и коль скоро человек заслужил смерть, то человеку надлежало смертью победить смерть. Поэтому [в Писании] сказано: «Благодарение Богу, даровавшему нам победу Господом нашим Иисусом, Христом» ( 1Кор. 15, 57 ). Поэтому нам более подобало быть избавленными посредством страстей Христовых, чем просто по благой воле Божией.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

Глава 5 Еккл.5:1–2 . Не торопись языком твоим, и сердце твое да не спешит произнести слово пред Богом; потому что Бог на небе, а ты на земле; поэтому слова твои да будут немноги. Ибо, как сновидения бывают при множестве забот, так голос глупого познается при множестве слов. Не торопись устами твоими, и сердце твое да не спешит произнести слово пред лицом Божиим, потому что Бог на небе, а ты на земле. Посему пусть не многи будут слова твои, поскольку придет сновидение во множестве заботы, и голос неразумного во множестве слов. Многие думают, что в настоящем месте внушается то, чтобы мы не обещали чего-нибудь пред Богом опрометчиво, и не взвесив своих сил, не давали таких обетов, которых не можем исполнить. Ибо при нас присутствует Бог, и хотя Он, по-видимому, на небе, а мы на земле, однако слышит, что мы говорим, и из множества слов обличается наше неразумие. Другие же, объясняя лучше, утверждают, что этим внушается то, чтобы мы ни словом, ни мыслью не размышляли о Боге больше, чем сколько можно, но сознавали слабость свою, – что насколько отстоит небо от земли, настолько наша мысль далека от естества Его, и что поэтому слова наши должны быть сдержанны. Ибо, как занятый многими заботами часто как в бреду представляет то, о чем думает: так желающий размышлять о Божестве слишком много, впадает в неразумие. Или так: слова наши потому должны быть не многочисленны, что и то, что мы, по нашему мнению, знаем, мы видим как бы чрез тусклое стекло, гадательно, и то, в чем уверены, представляем как в сновидении. Когда выскажем слишком многое, то для нас будет ясно, что конец нашего рассуждения – неразумие. Ибо от многоглаголания не избежим греха. Еккл.5:3–4 . Когда даешь обет Богу, то не медли исполнить его, потому что Он не благоволит к глупым: что обещал, исполни. Лучше тебе не обещать, нежели обещать и не исполнить. Когда сделаешь обет Богу, не замедли отдать, поскольку нет благоволения к глупым. Все, что ни обещаешь – исполни. Лучше не давать обета, чем обещать и не исполнить. Простой смысл не требует объяснения. Лучше не обещать, чем не исполнять обещанного: ибо не исполняющие обетов неугодны Богу и считаются между неразумными. В словах: «нет благоволения к глупым» – подразумевается: «Божия», согласно с словом апостола: «не было воли, чтобы я ныне пришёл к вам» ( 1Кор.16:12 ). Если же хотим сказать нечто более важное, то здесь заповедуется христианину, чтобы он восполнял веру делом и не уподоблялся Иудеям, которые, давая обеты и говоря: «вся словеса, яже глагола Господь, сотворим» ( Исх.24:3 ), поклонялись идолам, и подвергши мучениям рабов и камнями побив их, наконец умертвили и самого Сына Домовладыки. Итак, лучше долго взвешивать сомнительное решение, чем, будучи лёгким на словах, быть тяжёлым на деле. Ибо раб, знающий волю господина своего и не исполнивший ее, «биен будет много» ( Лк.12:47 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Дух Божий живет в Отце и исходит от Него, как в человеке благочестивом живет дух его, и исходит (вместе с Духом Божиим) на других в вере, и любви, и кротости, смирении, долготерпении, сострадании, милосердии, и почивает в нем миром, радостию, нестяжательностию, по Писанию: Ищите прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам [ Мф. 6, 33 ]. Кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем? Так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия ( 1Кор. 2, 11 ). У человека три части: дух, душа и тело; в Господе Три Лица: Отец, Слово и Дух. В человеке душа яко Отец, дух человека яко Дух Святой, тело наше как Слово Божие, создавшее всё и носящее всё словом Своим. Враг где больше предусматривает духовной пользы от какого-либо духовного подвига или телесного и вместе духовного, там большую противопоставляет адскую силу воспрепятствовать подвигу тому. Так, например, на домашней молитве враг не так сильно нападает на священника (как и на мирянина), как на общественной в церкви; легче за вечерней и утреней, чем за литургией; легче в будни, чем в праздники при многочисленном собрании народа; легче, когда нет проповеди , чем когда есть; легче не в пост, чем в пост; легче, когда нет причастников, чем когда есть; легче во все другие праздники, чем на Святую Пасху и в Пасху – этот праздник праздников, неизреченною светлостию и торжественностию своею приводящий бесовские полчища в крайнюю злобу, зависть и досаду. Мая 27-го дня 1861 года. Пятница. Двенадцатый час вечера. Когда принимаешься за молитву домашнюю или общественную или за составление проповедей, возлюби тогда дело свое всем сердцем своим, и всею душою своею, и всею крепостию своею, и всем помышлением своим, как дело Божие, ибо только любя его всем сердцем, можно совершать его в духе и истине, но с двоящимся сердцем великий грех служить Богу сердца нашего, достойному любви всецелой и видящему все тайны. Когда сердце от каких-либо внутренних помыслов или пристрастий смущается, тогда знай, что плоть лживая, лукавая восстает на дух, поднимает свою голову, требуя себе пищи, и сейчас же подави ее гибельное восстание знамением креста и призыванием внутренним имени Иисуса Христа. Поступая всегда таким образом с помощию Господа Иисуса Христа, ты и в здешней жизни будешь наслаждаться спокойствием, и там получишь вечное блаженство. Если духом умерщвляете дела плотские, то живы будете [ Рим. 8, 13 ]... Дела плоти известны; они суть [ Гал. 5, 19 ]: самолюбие, гордость, честолюбие, нетерпение, раздражительность, ропот, противление или непослушание, сомнение в истине, маловерие, неверие, хула, лукавство, сребролюбие, любостяжание, скупость, зависть, ненависть, алчность к пище и питию, смех, блуд, любовь к развлечениям и утешениям земным, ворожба или гадание и подобное.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010