Здесь дело не в том, что у человека много денег или много имущества, а в том, что он привязан к этому богатству, которое делает его беспечным и беззаботным, которое дает ему власть и уважение людей. Богатство делает человека по-земному счастливым, так уж устроено человеческое общество. Однако иногда бывают общественные катаклизмы, когда все это перестает иметь значение, деньги превращаются в бумагу, а положение человека вдруг изменяется, и он из князя превращается в нищего. Отказаться от богатства, от всех преимуществ, которые оно дарует, этот князь не смог. Не нужно думать, что здесь говорится только о богатом человеке в собственном смысле слова. Всякий из нас, если он привязан к каким-то земным преимуществам, пусть это будет даже нечто ничтожное, не хочет от этого отказываться и боится этого лишиться, потому что это дарует некую свободу (хотя и земную, плотскую). Даже монах привязан к земному: он дорожит своим уединением, кельей, свободным временем. Все это тоже можно назвать богатством. А для того чтобы следовать за Господом, беспрекословно во всем исполнять Его волю, нужно отречься от привязанности ко всему, чем мы обладаем (или мним, что обладаем). Вот о чем идет речь: не просто о богатстве, а о привязанности к земным преимуществам, в чем бы они ни выражались и как бы ничтожны ни были. Конечно, легче отречься от ничтожного имущества, чем от большого богатства. В этом и состоит разница между бедными и богатыми. Но в духовном отношении разницы никакой нет. Привязанность к земному — вот богатство, от которого не смог отречься этот будто бы право верующий, ищущий истину и вечной жизни, искренний человек. «Иисус, видя, что он опечалился, сказал: как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие! ибо удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие» (ст. 24–25). Трудно потому, что человек, имеющий богатство, поневоле к нему привязывается. Человеку легче отречься от скромного имущества, чем от большого состояния, поэтому богатому труднее, чем бедному. Но бывает и так, как говорит авва Дорофей: человек, даже находясь в монастыре и как будто бы от всего отказавшись, привязывается к какой-то ничтожной вещи. И получается, что ничтожная вещь заменяет этому человеку многое богатство, от которого он отрекся. В таком случае он ничего не приобрел, сохранил свою страсть и не исполнил еще этой заповеди. Это может быть не только с монахом в монастыре, но и с любым мирянином, как будто бы нищим, но который имеет привязанность, скажем, к своей скромной квартире или еще к чему-нибудь.

http://azbyka.ru/propovedi/evangelskie-p...

Игорь 22 сентября 2016, 10:51 Спаси Господи! за статью о. Андрей, как всегда остро, точно и самое сердце, Вы как перенесший гонение более всех чувствуете надвигающуюся беду. Даже из небольшого числа коментариев видно как отозвались читатели с разным душевным состоянием цынники, патриоты, равнодушные. Проблема острая все чувствуют. Если не нам, то детям придется расхлебывать наши ошибки. Елена 22 сентября 2016, 10:42 " Постхристианская же Россия будет так же слаба и уязвима, как слаб любой эгоист и безбожник перед лицом религиозно мотивированного противника с высшей целью. " Верно, спасение у нас одно: вопить день и ночь: " Господи, Иисус Христос, помоги! " Автор не в курсе, что настоящих христиан они ненавидят не меньше, чем безбожников. Владимир 22 сентября 2016, 10:36 Разумеется, Бог не за мусульман (и большинству мигрантов на него плевать), но тем более он не за европейцев. Мусульмане-мигранты - бич Божий, наглядный призыв одуматься. Если нет - всё пойдёт так, как описано у о. Андрея Ольга 22 сентября 2016, 10:29 Откр. 16:12 Шестой Ангел вылил чашу свою в великую реку Евфрат: и высохла в ней вода, чтобы готов был путь царям от восхода солнечного. Откр. 17.12 И десять рогов, которые ты видел, суть десять царей, которые еще не получили царства, но примут власть со зверем, как цари, на один час. Откр. 17.16 И десять рогов, которые ты видел на звере, сии возненавидят блудницу, и разорят ее, и обнажат, и плоть ее съедят, и сожгут ее в огне. Посмотрите на статую у здания европарламента, с чем ассоциируют себя европейцы… Владислав 22 сентября 2016, 10:24 Согласен с Аллой. Конечно мусульмане бич для европейцев, как говорит батюшка. Однако верующий католик несомненно ближе к Богу, чем верующий мусульманин, хотя и не спасется. Посмотрим на Россию. Описание европейцев батюшки подходит. Многие считали Россию столпом морали, но в начале 20 века именно из России пошли движения геев и феминисток Резюме: Россия атеистична примерно на уровне с Европой. Европеец хотя бы не убивает и не насилует как мигрант в Европе. И даже не подталкивает в спину когда ты заходишь в автобус, как это делает Русский. Много в чем Русский лучше, много в чем европеец лучше, много в чем азиат лучше. Истинная вера - в России и Греции, спору нет. Но батюшка все разукрасил в чисто черный и чисто белый.

http://pravoslavie.ru/97238.html

Как же Бог подает все это людям? Бог никому из нас не подает хлеб готовым, а только ниспосылает на землю то, из чего люди могут приготовить себе пищу, которую считают полезной и вкусной, так же точно одежду и жилище. Зачем же мы должны просить у Бога хлеба каждый день? А припомните, когда вы просите что-то у отца или матери, так разве говорите, например, так: дайте нам и позавтракать, и пообедать сегодня, а заодно и на завтра; или купите нам рубашку, куртку и шапку, чтобы нам подольше вас не просить ни о чем. Если бы вы сказали так отцу или матери, то рассердили бы их, так как родители заботятся о вашем благополучии. Так и Отец Небесный больше заботится о нас, чем мы сами, и все у Него готово для нашего благополучия; нам нужно только в сердечной молитве просить всего необходимого для безбедной жизни, и Он все подаст нам в свое время. Но так как человек состоит из тела и души, для которой тоже необходима соответствующая ей пища, то, прося насущного хлеба для тела, мы в то же время должны просить у Бога и пищи для нашей души. Пищей для души служит слово Божие и особенно Тело и Кровь Христа, которые преподаются нам в Таинстве Святого Причащения. Вот, дети, как многого мы просим у Небесного Отца словами молитвы Господней: хлеб наш необходимый подавай нам на этот день. По-церковному это прошение молитвы Господней звучит так: Хлеб наш насущный даждь нам днесь. Слово необходимый сказано по-церковному: насущный; на этот день, сказано по-церковному - днесь. О чем в четвертом прошении Иисус Христос велел нам просить Небесного Отца? Что можно понимать под необходимым хлебом? Как Бог подает людям необходимый хлеб? Почему нужно просить у Бога необходимого хлеба только на один день? Чего мы просим у Бога для души? Как звучит это прошение по-церковному? Как по-церковному сказано слово необходимый? Как на этот день? Повторите все, о чем просили Небесного Отца в молитве Господней. Прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим. Вот еще о чем велел нам Иисус Христос просить Небесного Отца: простить нам долги наши! Разве мы, дети, в чем-то задолжали Богу? Задолжали, потому что не всегда жили хорошо, не всегда делали то, что велел нам делать Небесный Отец.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2034...

Научимся у Предтечи полному смирению и в общем деле будем забывать о себе, всегда готовые уступить место другому. Будем прежде всего иметь в виду ту цель, к которой мы стремимся, не останавливаясь на подробностях, так часто тормозящих дело. Какую силу, какую пользу приобрел бы общий труд, если бы к нему никогда не примешивались те личные счеты и мелкие чувства, из-за которых так часто гибнет главное дело! Подражая примеру Предтечи, будем всегда готовы оставаться в тени, радуясь чужому успеху, не заботясь о своей собственной славе. Никогда не допустим злобного духа зависти в своем сердце и помолимся о ниспослании нам благодати самоотречения и самозабвения. Будем также помнить, что главной заботой Иоанна было указывать на Христа, и главное его свидетельство о Нем было: «Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира» ( Ин. 1:29 ). Он указывал на Христа, он посылал людей к Нему, он радовался о Нем и торжественно возвестил: «Отец любит Сына и все дал в руку Его» ( Ин. 3:35 ). И наше сердце пусть вторит ему в этом. Будем прославлять Христа устами и жизнью, чтобы «иметь Ему во всем первенство» ( Кол. 1:18 ) и чтобы мы умалялись, а Он возрастал. Плоды духовные 14 февраля. «Тем прославится Отец Мой, если вы принесете много плода» ( Ин. 15:8 ) Бога можно прославить не только мученическою смертью или подвигом миссионера, а «тем прославится Отец Мой, если вы принесете много плода». Обилие плода духовного особенно прославляет Его. Высшей цели для нас быть не может; будем же достигать ее и нашими молитвами, и всеми стремлениями души. Плоды, от нас ожидаемые, исчисляются в Посл. Галат. гл. 5 ст. 22: «Плод же Духа – любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание». Какое богатство духовное! Обладаю ли я хотя бы одним из этих качеств? Когда, год за годом, Господин виноградника приходит искать плода на моих ветвях, находит ли он хоть некоторые из них? Итак, чем пламеннее будет наша вера, чем горячее любовь, чем обильнее радость и мир, чем терпеливее мы будем переносить испытания, чем добрее и мягче будем относиться к ближним, чем самоотверженнее будет наша жизнь, тем больше мы прославим Имя Отца нашего небесного.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/den-za...

Ответ на другие возражения очевиден из того, что уже было сказано, поскольку в двух следующих аргументах речь идет о причине любви, а в последнем [который начинается словами: «Этому противоречит " ] вопрос рассматривается со стороны тех, кого любят. Раздел 8. ЧТО ЗАСЛУЖИВАЕТ БОЛЬШЕЙ НАГРАДЫ, ЛЮБИТЬ БЛИЖНЕГО ИЛИ ЛЮБИТЬ БОГА? С восьмым [положением дело] обстоит следующим образом. Возражение 1. Кажется, что любить ближнего заслуживает большей награды, чем любить Бога. В самом деле, похоже, что апостол должен был бы предпочитать то, что заслуживает большей награды. Но апостол предпочел любовь к ближнему любви к Богу, согласно сказанному: «Я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих» ( Рим. 9, 3 ). Следовательно, любить ближнего заслуживает большей награды, чем любить Бога. Возражение 2. Далее, как было показано выше (7), в определенном смысле любовь к другу заслуживает меньшей награды. Но главнейшим нашим другом является Бог, поскольку первым «Он возлюбил нас» ( 1Ин. 4, 10 ). Следовательно, любовь к Богу представляется заслуживающей меньшей награды. Возражение 3. Далее, чем что-либо трудней, тем оно, похоже, и добродетельней, и заслуживает большего, поскольку «добродетель имеет дело с благим и тем, что труднее» 331 . Но Бога любить легче, чем ближнего – как потому что все любит Бога по природе, так и потому, что в Боге нет ничего, что не было бы достойно любви, чего нельзя сказать о ближнем. Следовательно, любить ближнего заслуживает большей награды, чем любить Бога. Этому противоречит следующее: то, по причине вещь именно такова, ещё более таково. Но любовь к ближнему заслуживает награды только в том случае, если его любят ради Бога. Следовательно, любовь к Богу заслуживает большей награды, чем любовь к ближнему. Отвечаю: данное сопоставление надлежит проводить двояко. Во-первых, рассматривая обе любви по отдельности, и в таком случае любовь к Богу, несомненно, заслуживает большей награды, поскольку награда причитается ей ради нее самой. В самом деле, окончательной наградой является наслаждение Богом, а именно к Нему и направлено движение божественной любви, по каковой причине награда обещана тем, кто любит Бога [согласно сказанному в Писании]: «Кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцом Моим; и Я возлюблю его, и явлюсь ему Сам» ( Ин. 14, 21 ). Во-вторых, сопоставление можно понимать как проводимое между любовью только к Богу, с одной стороны, и любовью к ближнему ради Бога, с другой. В таком случае любовь к ближнему содержит в себе любовь к Богу, в то время как любовь к Богу не содержит в себе любовь к ближнему. Таким образом, здесь сопоставляются совершенная любовь к Богу, простирающаяся в том числе и на ближних, и недостаточная и несовершенная любовь к Богу, поскольку «мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего» ( 1Ин. 4, 21 ).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

Посему, если Господь вопрошает тебя ныне: «имел ли ты в чем недостаток?» – ты должен с благодарностью и преданностью из глубины сердечной воскликнуть: «Ни в чем, Господи!» А если в эту минуту тебе покажется, что у тебя есть недостаток в доме и имуществе, то это будет означать лишь то, что ты или неправильно понял вопрос, или не испытал, как следует, своего сердца и жизни. Заметь только, что Господь Иисус не спрашивает Своих последователей: имели ли вы избыток во всем? – а спрашивает только: имели ли вы недостаток в чем-нибудь? Само собой понятно, что вопросом Господа исключается недостаток в удобствах жизни, без которых вполне можно обойтись христианину. Далее слова Господни относились первоначально к ученикам Его, а потом – к истинным Его последователям. Лишь «у боящихся Господа нет скудости» ( Пс. 33, 10 ). Лишь «ходящих в непорочности Он не лишает благ» ( Пс. 83, 12 ). Лишь тому, кто уповает на Господа и утешается Им, «Он исполняет желания сердца твоего» ( Пс. 36, 4 ). Поэтому недостаток, ощущаемый нами в чем бы то ни было, свидетельствует лишь только о недостатке в нас же самих любви и преданности Господу. В этом случае Господь правдиво поступает с нами по словам Своим: «Я буду наказывать тебя в мере, но ненаказанным не оставлю тебя» ( Иер. 30, 11 ). А если вспомним мы те небесные блага, какие уготовал и определил нам наш Господь и Спаситель, то на вопрос: «Имели ли вы в чем недостаток?» – мы только и можем ответить: «Ни в чем, Господи»! С заботой о хлебе насущном и других нуждах житейских связана тяжелая и серьезная борьба другого рода, к которой Господь также приготовляет Своих учеников: «У кого нет, продай одежду свою и купи меч!» ( Лк. 22, 36 ) – продолжает Он Свою речь, – ибо сказываю вам, что должно исполниться на Мне и сему написанному: к злодеям причтен. Ибо то, что о Мне, приходит к концу» ( Лк. 22, 36–37 ; Ис. 53, 12 ). До сих пор Сын Божий, называвший Себя Сыном Человеческим, находился в бедности и уничижении; но чрез зрак раба все больше и больше блистает Его божественное величие.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/strasti...

Поэтому, братия, Бог учит нас, говоря: ищите прежде Царства Божия и правды Его, и это всё , – то, в чем вы нуждаетесь, – приложится вам ( Мф. 6, 33). То есть всё, в чем будем нуждаться, мы получим. Мы знаем, что Иов был богат, очень богат, и очень верил в Бога. И чтобы его правота и вера проявились до конца, Бог попустил, чтобы злоба диавола подавила его совершенно. И он лишился всего, и детей своих, лишился и имущества, лишился высокого положения. И сидел он на куче мусора, весь в язвах гноящихся, и чесал свои раны черепком, потому что не выносил этой боли и зуда. А жена приходила и говорила ему: – Прокляни Бога и умри после всего, несчастный, ибо ты положился на Того, Кто поглумился над тобой. А Иов сказал: – О женщина безумная, – то есть слабая умом, – как же я сделаю это, когда каждый день устраивал праздники и воздавал славу Богу, боясь, чтобы дети мои не согрешили пред Ним и не навлекли на себя осуждение? И ради веры его, ради его простоты и ради того, что он, будучи сверх меры угнетен диаволом, не отступил, Бог подал ему красоту последнюю больше, чем первую, как и нам подает красоту большую, чем была у Адама вначале. Бог не оставит нас в искушении большем, чем мы можем понести Так вот, к этому призывает нас Христос, а Бог не оставит нас в искушении большем, чем мы можем понести. И если в случае с Иовом Бог попустил такое, чтобы мы могли понять, докуда доходит злоба диавола, то после Своего воплощения Бог отнял у диавола свободу и дал нам его связанным, чтобы мы могли наступать на змей и драконов. Знаю, братия, что мы часто говорим в помысле нашем: «Да, легко сказать, но сделать трудно». Да и кто бы мог, когда почтовый ящик полон счетов, и кругом заботы, и в дверь стучатся, и по телефону звонят, ища тебя, – я теперь понял, что банки разыскивают нас и дома, и у соседей, – итак, кто бы мог оставаться беззаботным? Никто. Однако Христос говорит так: кто не собирает со Мною, тот расточает ( Мф. 12, 30), и еще: без Меня не можете делать ничего ( Ин. 15, 5), ищите прежде Царства Божия (ср. Мф. 6, 33).

http://pravoslavie.ru/104611.html

святитель Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский При использовании материалов библиотеки ссылка на источник обязательна. При публикации материалов в сети интернет обязательна гиперссылка: " Издательство преподобного Максима Исповедника. " ( www.ispovednik.ru ). Преобразование в форматы epub, mobi, fb2 " Православие и мир. Электронная библиотека " ( lib.pravmir.ru ).     При сборе же для святых поступайте так, как я установил в церквах Галатийских (1Кор. 16:1).    1. Окончив учение о догматах и намереваясь излагать учение нравственное, (Павел) оставляет все прочее и переходит к главнейшему из благ, именно говорит о милостыне. Сказав об этом одном предмете, он оканчивает (речь) между тем в других посланиях нигде не делает этого, но заключает их беседой и о милостыне, и о воздержании, и о кротости, и о долготерпении, и о всех прочих добродетелях. Почему же здесь он занимается одной только частью нравоучения? Потому, что и в прежде сказанном было весьма много нравственного, именно в том, чем он наказывал блудника, чем вразумлял судившихся у внешних (язычников), чем приводил в страх преданных пьянству и чревоугодию, чем обличал возмутителей, состязателей и властолюбцев, чем угрожал предать нестерпимому наказанию недостойно приступающих к таинствам, чем объяснял вечерю любви. Потому теперь он упоминает об одном только том, что особенно нужно было, т.е. о пособии святым. И посмотри на мудрость его: он беседует об этом уже тогда, когда убедил их в истине воскресения и возбудил ревность. Правда, он беседовал с ними об этом и прежде, когда говорил: если мы посеяли в вас духовное, велико ли то, если пожнем у вас телесное?  и еще: кто, насадив виноград, не ест плодов его? (1Кор.9:11,7). Но так как он знал величие предлагаемой добродетели, то не оставляет сказать о ней и в конце послания. Милостынею он называет сбор для того, чтобы тотчас же с самого начала представить это дело легким, потому что если она должна собираться со всех, то такое установление для каждого становится легким.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2077...

Спросите: «Какая же сладость – истинная?» Та, которую святые души от любви Христовой чувствуют, как они ко Христу в радости и сладости с Церковью восклицают: «Весь еси желание, весь сладость, Слове Божий», и прочее ( Песн. 9 -я гласа 2-го; Песн. 5, 16 ). Сия сладость от печали по Боге начинается и в смиренных слезах умножается, в скорбях веселит, в напастях утешает, в унынии ободряет, в отчаянии обнадеживает, при смерти не отлучается, в будущий век сопутствует, и там совершится, где и любовь свое совершенство примет. Слепота душевная Видишь слепого человека, который не видит пути, не знает, куда идет, не видит ничего перед собой, не видит рва, в который готов упасть. От этого случая обрати свое рассуждение к слепоте душевной, пораженный которой грешник так же не видит добра и зла, не знает, куда идет, не видит своей погибели, которой готов подвергнуться. Бедственна телесная слепота, но душевная еще бедственнее! Лучше не иметь телесного зрения, чем не иметь душевного. Этот случай и рассуждение увещевает нас молиться Христу, дающему слепым прозрение: призри, услышь меня, Господи, Боже мой! просвети очи мои, да не усну смертно ( Пс. 12, 4 ). Грех разлучает человека с Богом, как говорит пророк: грехи ваши произвели разделение между вами и Богом ( Ис. 59, 2 ). И чем более грешит человек, тем более удаляется от Бога; чем же более удаляется, тем более помрачается. Бог есть свет ( 1Ин. 1, 5 ). Поэтому кто чем дальше отходит от Него, тем в большую тьму вдается и более умом слепнет. Откуда бывает, что такой часто грехом то не считает, в чем великий грех, и о том радуется, о чем плакать должен. Например, отомстить ближнему, зло за зло воздать, оскорбить, обмануть, прельстить и словом, как стрелой, уязвить человека, многие утешением для себя считают, что есть превеликое безумие и крайнее ума помрачение. Поэтому такой во всех своих поступках, делах и начинаниях ходит, как слепой или как во тьме, и рва погибели, в который может упасть, не видит. О таких говорится: не познали, не уразумели, во тьме ходят ( Пс. 81, 5 ); – и еще: осязаем, как слепые стену, и, как без глаз, ходим ощупью; спотыкаемся в полдень, как в сумерки ( Ис. 59, 10 ). К этому бедствию грех приводит.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

Что же касается пределов Его способности спасать, то я верю, что Он никогда не исчерпает ее, спасая Свою Церковь. И не потому, что Он постарается ее не исчерпать, но потому что она неисчерпаема. У Него не будет необходимости употреблять всю Свою силу и доходить до предела Своих возможностей, спасая Свою Церковь. Более того, в Его крестном подвиге заключено достаточно силы, чтобы спасти в тысячу раз больше людей, чем существующее на сегодняшний день количество желающих принять Его спасение. Он «может сделать несравненно больше всего, чего мы просим или о чем помышляем» (Еф.3:20). Следовательно, мера силы Христа находится в Его способности спасать, но не в том, что Он делает или же будет делать. Никто не может правильно определить меру силы Христа, которая скрывается за словом «может», если будет относить его только ко Христу. Но если каждый человек свяжет ее со своей великой потребностью в спасении, он испытает эту силу на себе во всей ее полноте. Потому что Он может спасти тебя, несмотря на твое состояние — каким бы оно ни было, даже если оно представляется тебе худшим, чем у любого другого спасенного человека. Он спасет тебя, будь твое состояние даже в десять раз хуже. Неужели ценности подвига Сына Божия не достаточно для того, чтобы спасти от греха все человечество, чтобы заплатить за его грех? Или грех мира сего так велик, что потребует от Иисуса Христа всех сил и заслуг, чтобы спасти от него? Я полагаю, что даже думать так — это богохульство. Мы можем легко представить себе, что Он в состоянии спасти весь мир, потому что Он на самом деле может сделать это. Но мы не можем себе представить, что Он не способен сделать больше, чем думаем мы о Его возможностях. Мы должны помнить, что наше личное воображение и наши мысли, какими бы они ни были, не устанавливают границ для возможностей Христа. Он в состоянии сделать во много раз больше того, «чего мы просим или о чем помышляем» (Ефес.3:20). Я утверждаю, что границы Его возможностей ни один человек не может себе представить или вообразить. Поэтому в том, что касается спасения, Иисус Христос может сделать то, о чем нам трудно помыслить, или что даже не может прийти нам на ум.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=688...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010