В данном случае чудо, имевшее совершиться, не было залогом благоволения Господня к Иораму; оно совершилось не для того, чтобы отвратить от Иорама несчастие; оно было явлено для великой цели прославления святейшего имени Иеговы между язычниками 943 , оно было явлено и как пророчество о том, что всем народам земли будет открыта в свое время тайна великого милосердия Божия ко всем людям. Иорам несомненно немедленно же передает представшему пред ним Сирийскому военачальнику о том, что в Самарии есть пророк, который приглашает его приехать к нему. Нееман едет к Елисею: «и прибыл Нееман на конях своих и на колеснице своей и остановился у входа в дом Елисеев» (ст. 9) 944 . Прежде даже, чем Нееман послал спросить, может ли он видеть пророка, прежде чем он успел обдумать, как ему поступить, – Елисей высылает к нему слугу своего сказать: «пойди, омойся семь раз в Иордане, и обновится тело твое у тебя и будешь чист» (ст. 10). Уже этим самым Елисей дает знать Нееману, что он все знает, прежде чем он видел Неемана и прежде чем этот последний объяснил ему причину своего посещения. Но сирийский сановник считает себя обиженным: «И разгневался Нееман, и пошел» (ст. 11). Он разгневался во-первых потому, что пророк сам не вышел к нему и даже не допустил его к себе; во-вторых – как он сам говорит (id. ib.) – он ожидал, что Елисей «выйдет, станет и призовет имя Господа (Иеговы), Бога своего, и возложит руку свою на то место и снимет проказу». Из последних слов видно, что проказа у Неемана появилась только что на одном месте тела его; но он знал, – как знали все на востоке, – что раз появившись, она неизлечима. Что же касается причин, почему Елисей не действовал так, как ожидал того военачальник царя Сирии, – то они очевидны. Мы видели выше, что Елисей высылает слугу своего сказать Нееману, как он может излечиться, ранее, чем Нееман успел увидеть пророка. Нееман приезжает к пророку с пышностью, на колеснице, намереваясь несомненно подкрепить свою просьбу об исцелении приказанием царя Израильского по просьбе, или требованию царя Сирийского.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

В Кн. пр. Аввакума участи нечестивых, насильников и угнетателей противостоит просветленное тех, кто познал радость веры. Псалом, заключающий книгу (гл. 3), показывает, что это озарило душу пророка. В созерцании Бога пророк находит невыразимое словами, но исполненное силы разрешение всех своих сомнений. Он готов встретить любую грозу, если только Господь будет с ним. Главное – внутреннее единение с Сущим. Псалом рисует Богоявление красками традиционной древневосточной поэзии. Для того, чтобы изобразить величие Господа, пророк прибегает к образам космической бури. В то же время буря есть символ исторических катастроф, которые грядут в мир. Хотя истинно верующий и трепещет перед лицом грозных переворотов, у него есть оплот и надежда – вера. Он прибегает к Богу не только затем, чтобы обрести земное благоденствие, но потому, что Бог – его жизнь. Истинно верующего ничто не может поколебать: Хотя бы не расцвела смоковница, и не было плода на виноградных лозах, И маслина изменила, и нива не дала пищи, Хотя бы не стало овец в загоне и рогатого скота в стойлах, Но и тогда я буду радоваться о Господе и веселиться о Боге спасения моего. (3,17–18) Эти слова пророка знаменуют важный поворот в ветхозаветном сознании: человек освобождается от корыстного отношения к вере. Вопросы для повторения 1 . Каковы были политические предпосылки реформ Иосии? 2 . При каких обстоятельствах и когда была найдена Книга Закона? 3 . Какую часть Библии она включала, по мнению бл. Иеронима и свт. Иоанна Златоуста ? 4 . В чем состояло основное ее требование в отношении культа? 5 . Как проходили реформы Иосии? 6 . Какие события отражены в Кн. пр. Наума? 7 . В чем ее главный смысл? 8 . Как погиб царь Иосия? 9 . К какому времени предположительно относится Кн. пр. Аввакума? 10 . Какова ее композиция? 11 . О чем вопрошал пророк Господа? 12 . В чем заключался ответ ему? 13 . В чем сущность веры? 14 . Как отражен поворот в ветхозаветном сознании в Кн. пр. Аввакума? § 8. Пророк Иеремия: жизнь и служение (до 597 года)

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/isagogi...

В таком случае, и апостол Иоанн Богослов у Вас клевещет на Бога. " Всецелое единение с Богом " совершается в Евангелии от Иоанна без чаши, без хлеба и вина, преложенных в Плоть и Кровь Христа. Перечитайте внимательно Евангелие от Иоанна. Отец Авель, Вы упорно не вникаете в то, о чем я Вам пишу. Почему? Не хочется думать, что Вы это делаете намеренно. Отвечать больше не буду. иеромонах Авель 17 ноября 2017г. 02:26 А почему вы решили, что Евангелие от Иоанна вами трактовано верно и в цельности с учением Церкви?.. Отец Авель, Вы упорно не вникаете в то, о чем я Вам пишу. Почему? Не хочется думать, что Вы это делаете намеренно. Отвечать больше не буду. Так и вы не слышите того, что я говорю от статьи к статье ;) Но я-то пишу дольше, чем вы здесь, и аргументирую... Вы пока такого не показали Сергей Сергеевич 17 ноября 2017г. 19:54 Я ничего не трактую. Я внимательно читаю то, что написано в Евангелии от Иоанна, и возражаю Вам, ссылаясь на текст Евангелия. иеромонах Авель 17 ноября 2017г. 02:26 А почему вы решили, что Евангелие от Иоанна вами трактовано верно и в цельности с учением Церкви?.. Отец Авель, Вы упорно не вникаете в то, о чем я Вам пишу. Почему? Не хочется думать, что Вы это делаете намеренно. Отвечать больше не буду. Так и вы не слышите того, что я говорю от статьи к статье ;) Но я-то пишу дольше, чем вы здесь, и аргументирую... Вы пока такого не показали иеромонах Авель 17 ноября 2017г. 12:31 Евангелие от Иоанна хотя и не показует установление Тайной вечери (в предшествующих 3ёх это описано), но тем не менее имеет слова о Плоти и Крови Христовых (Ин.6:32-58): Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. то есть св.ап.Иоанн знал в отличие от Терстегена необходимость приобщения свв.Тайн в жизни сей, считал это исполнением призвания Бога, не уклонялся от исполнения его. Полноты картины ради стоит сказать, что у Феофилакта Болгарского есть слова о ином способе приобщения Христу:

http://bogoslov.ru/article/5576946

В чем же причина того, что, как первый так и второй храм были разрушены в один и тот же день? Неужели это случайное совпадение? Евреи, верующие в то, что Бог управляет жизнью избранного народа, не могут согласиться с простой случайностью в столь важном деле. Совпадение числа разрушения храмов говорит об одинаковости или однородности внутренних причин, приведших к этим разрушениям, а именно: грехи еврейского народа, навлекшие оба разрушения, были одинаково велики. Постараемся понять суть этих грехов. До разрушения первого храма Навуходоносором, ветхозаветные пророки в течение более ста лет предупреждали свой народ, что если он не прекратит поклоняться идолам, Господь наведет на него опустошителя, который разрушит его города и храм, часть народа перебьет, а оставшихся уведет в плен в Вавилон. Евреи не поверили этим предсказаниям, продолжали чтить идолов, и с ними случилось по предсказанному. В чем же состоял грех евреев до разрушения второго храма? Это не был грех идолопоклонства. Евреи не только гнушались языческими идолами, но и отличались ревностным исполнением предписаний их обрядового закона. Тем не менее, не только храм и город Иерусалим были разрушены, но и количество жертв войны, и все последующие события, оказались во много раз более трагичными чем те, которые испытали евреи при нашествии Навуходоносора. Сравним хотя бы тот факт, что Вавилонское пленение продолжалось только 70 лет, а рассеяние евреев после полководца Тита длилось около двух тысяч лет. Фактически только после Второй Мировой войны евреи получили возможность воссоздать свое государство. При Навуходоносоре погибли десятки тысяч евреев, а при Тите и в ближайшие после него годы – миллионы. Чем же был тяжелее грех евреев времен Тита в сравнении с грехом идолопоклонства их предков? Ответ на этот вопрос можно найти в книге Второзаконие, в которой Моисей записал следующие слова Иеговы по поводу пришествия Мессии: «Я воздвигну вам Пророка, из среды их братьев, такого как ты (Моисей), и вложу слова Мои в уста Его, и Он будет говорить им все, что Я повелю Ему. А кто не послушает слов Моих, которые Пророк тот будет говорить Моим Именем, с того Я взыщу» ( Втор. 18:18–19 ). Вот в чем заключался новый тяжкий грех еврейского народа: отвержение посланного Богом Мессии! Причем евреи не только отвергли своего Спасителя, но надругались и распяли Его. Как не стараются современные богословы облегчить вину евреев в деле распятия Христа, факты – весьма очевидны. Понтийский Пилат и римские воины только исполнили волю еврейских первосвященников, старцев и народной толпы. После же воскресения Господа Иисуса Христа из мертвых, виновные в Его распятии не покаялись в своем преступлении. Только малая часть еврейского народа уверовала во Христа. Большинство же евреев остались глухими к евангельской проповеди , а некоторые из них даже ожесточенно преследовали и убивали апостолов и христиан. Вот этот грех противления Богу переполнил чашу долготерпения Божия, и храм был разрушен.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mile...

В чем состоит таинство брака? В том, что жених и невеста, по своему взаимному согласию, благословляются в церкви через священника для полной взаимной любви, рождения и христианского воспитания детей. В чем состоит таинство елеосвящения? В том, что больной помазуется елеем и призывается на него благодать, исцеляющая душевные (грехи) и телесные болезни. Одиннадцатый член Как читается одиннадцатый член Символа веры? Чаю - ожидаю. О чем говорится в этом члене? О воскресении мертвых. В чем оно будет состоять? В том, что души умерших людей всех времен и народов некогда опять соединятся со своими телами, и люди восстанут из могил и будут вечно жить. Воскресшие тела таковы ли будут, каковы они теперь? Нет. Теперь тела грубы, предаются болезни и смерти, а воскресшие тела будут тонки, легки и безсмертны. В каком состоянии находятся души умерших людей до общего воскресения? Праведные души находятся в покое и заранее предчувствуют уготованное им блаженство; а грешные души заранее предчувствуют назначенное им мучение. Какие есть средства облегчать участь грешных людей, умерших в вере, но не принесших достойных плодов покаяния? Молитва за них Богу, милостыни и особенно принесение за них бескровной жертвы Тела и Крови Христовой. Двенадцатый член Как читается двенадцатый член Символа веры? О чем говорится в этом члене? О той вечной жизни, которая наступит после всеобщего суда Христова. Какая это будет жизнь? Для праведных людей - весьма радостная и блаженная, а для нераскаянных грешников - весьма мучительная. 8. Девять заповедей блаженства 1. По-русски: 1-я заповедь. Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное. 2-я заповедь. Блаженны плачущие, ибо они утешатся. 3-я заповедь. Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю. 4-я заповедь. Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся. 5-я заповедь. Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут. 6-я заповедь. Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят. 7-я заповедь. Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими. 8-я заповедь. Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1228...

Ведь первый и единственный Плод Девы принес святость в мир, и об этом говорит блаженный Павел: Иисус предтечею за нас вошел во Святое [Святых] (см. Евр 6:20). Если же прежде, чем к нам пришел Спаситель, можно услышать, что многие улучали сие именование [святости], то это потому только, что они участвовали в таинствах образно. Ведь и Моисей, по свидетельству апостола Павла, прежде, чем Христос был поношаем, поношение Христово почел б о льшим для себя богатством, нежели Египетские сокровища (Евр 11:26). Также и Крещение, и преподание евреям духовного хлеба и воды имело место до того, как хлеб сошел с неба и прежде, чем был [на них] Дух Святой, потому что Иисус еще не был прославлен (Ин 7:39). Это совершалось еще и с той целью, чтобы [люди] как следует приготовились к истинной святости и оказались способны воспринять тот Луч, от Которого воссияло спасение, чему соответствуют и следующие слова Спасителя: За них Я посвящаю Себя, чтобы и они были освящены истиною (Ин 17:19). Что же до тех древних, которые жили до явления Спасителя, то они восприняли освящение в неких образах и тенях. Все сии, свидетельствованные в вере, не получили обещанного дабы они не без нас достигли совершенства (Евр 11:39–40) , — как говорит апостол Павел. IX. И что сказать о пророках, которые, если бы не получили даров Девы, не могли бы освободиться от оков ада. Подлинно святее блаженная Дева самих Ангелов, Архангелов, Херувимов и Серафимов. Ведь если Бог есть награда за святость, — награда, которая, хотя дается всем одинаково, однако улучается в большей мере тем, кто проявил большее усердие, то Дева с необходимостью преимуществует в святости за понесенные подвиги. Святость измеряется близостью к Богу. Говорится [в Писании], что Херувимы окружают Бога и принимают от Него исходящий свет, взирать же никак не дерзают. Дева же новым и неизреченным образом приняла в Себе Того, Кто никаким не объемлется местом. И не некое блистание и славу, но Саму восприняла Она Божественную Ипостась. И насколько явнее, чем Херувимам, Бог явился Деве — много больше, чем то возможно выразить — настолько же Она, с необходимостью, святее и священнее.

http://pravmir.ru/slovo-na-dostopoklonya...

Видно, что это золото храма фарисеи считали более священным, чем самый храм, хотя и неизвестно, почему именно. – «Повинен»: обязан непременно сдержать клятву, а если не сдержит, то подлежит известному наказанию, как виновный в нарушении клятвы. – «Храм, освящающий золото»: освящать значит делать священным, назначать для особенного религиозного употребления. Золото храмовое потому делается священным, что находится в храме; будь оно в другом месте, оно не имело бы такого значения. Следовательно, безумно считать более священным то, что само освящается, нежели то, чем оно освящается. Мф.23:18–19 . Также: если кто поклянется жертвенником, то ничего, если же кто поклянется даром, который на нем, то повинен. Безумные и слепые! что больше: дар, или жертвенник, освящающий дар? «Жертвенником»: или алтарем всесожжений, находившимся во дворе храма, где приносили жертвы (см. прим. к Мф.21:12 ). Он был из неотесанных камней, четвероугольный, длиною и шириною при основании около 10 сажень и вышиною около 10 аршин. На нем приносились жертвы или дары во всесожжение (ср. прим. к Мф.5:23 ). – «То ничего»: см. прим. к ст. Мф.23:16 . – «Повинен»: «по учению фарисеев тот, кто клялся золотым сосудом или волом, или овцою, назначенными для жертвы, а потом нарушал клятву, тот присуждался представить во храм то, чем он клялся; дар они предпочитали алтарю ради прибыли, получаемой от жертв. А если кто, поклявшись храмом, нарушал клятву, то поскольку он не мог создать ничего подобного храму, разрешался от клятвы; посему клятва храмом становилась незначительною по причине любостяжания фарисеев» (Феофил.). – «Жертвенник, освящающий дар»: жертвенник, посвященный Богу, сообщал освящение полагаемому на него дару или жертве; следовательно, он важнее и священнее, чем дар освящаемый от него; следовательно, клянущийся жертвенником и нарушающий клятву повиннее, чем клянущийся только даром одним. Мф.23:20–22 . Итак клянущийся жертвенником клянется им и всем, что на нем; и клянущийся храмом клянется им и Живущим в нем; и клянущийся небом клянется Престолом Божиим и Сидящим на нем.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Возражение 2. Далее, для восстановления испорченной грехом человеческой природы достаточно того, чтобы человек был оправдан от греха. Но человек, похоже, может быть оправдан от греха. В самом деле, Бог не может требовать от человека большего, чем тот может сделать, и так как Он более склонен миловать, чем карать, то, возложив акт греха к обвинению человека, Он точно так же должен был обеспечить его противоположным актом. Следовательно, для восстановления человеческой природы не было необходимости в том, чтобы Слово Божие стало воплощенным. Возражение 3. Далее, для своего спасения человеку в первую очередь надлежит почитать Бога, о чем [в Писании] сказано: «Если Я – Отец, то где почтение ко Мне, и если Я – Господь, то где благоговение предо Мною» ( Мал. 1,6 ). Но люди более всего почитают Бога как возвышающегося над ними и недоступного для человеческих чувств, о чем написано: «Высок над всеми народами Господь; над небесами – слава Его», и далее: «Кто, как Господь, Бог наш» ( Пс. 112, 4, 5 ), наиболее заслуживает почитания? Поэтому то, что Бог ради спасения человека приблизился к нам посредством принятия плоти, представляется недолжным. Этому противоречит следующее: для спасения человека необходимо то, что освобождает человечество от погибели. Но именно таковой и является тайна Воплощения, согласно сказанному [в Писании]: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» ( Ин. 3, 16 ). Следовательно, для спасения человека было необходимо, чтобы Бог стал воплощенным. Отвечаю: о чем-либо можно говорить, как о необходимом для достижения некоторой цели двояко. Во-первых, когда без этого цель недостижима, как [например] для сохранения человеческой жизни необходима пища. Во-вторых, когда [благодаря этому] цель достигается наилучшим образом, как [например] лошадь необходима для поездки. В первом смысле для восстановления человеческой природы не было никакой необходимости в том, чтобы Бог стал воплощенным, поскольку Бог Своей всемогущей силой мог бы восстановить человеческую природу многими иными способами. А вот во втором смысле для восстановления человеческой природы было необходимо, чтобы Бог стал воплощенным. Поэтому, как говорит Августин, «нам надлежит показать, конечно же, не то, что не было никакого другого возможного способа у Бога, чьей власти равным образом подчинено все, а то, что как не было, так и не должно было быть другого более подходящего способа исцеления нашей немощи» 6 .

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

Вот в чем состоит по преимуществу человеколюбие. Что ты говоришь? В темнице живут разбойники и грабители могил? А разве в городе, скажи мне, все живут праведники? Нет ли, напротив, многих таких, которые хуже и тех и предаются разбою с большим бесстыдством? Те, если не другим чем, прикрываются, по крайней мере, пустынею и тьмою, и делают это в тайне; эти, напротив, отбросив личину, совершают зло с открытым лицом, предаваясь насилию, хищничеству и любостяжанию. Да и трудно найти человека, чистого от неправды. 6. Пусть мы не похищаем золота и столько-то и столько десятин земли; но все же, посредством какого-нибудь обмана и утайки, делаем тоже самое в меньших размерах и сколько можем. Когда, например, в торговых обязательствах и при покупке или продаже чего-либо, мы спорим и усиливаемся заплатить меньше, чем следует, и всячески стараемся об этом, – не разбой ли это? Не воровство ли и хищение? Не говори мне, что ты отнял не дом, не рабов. Несправедливость определяется не ценностью того, что похищается, но намерением похитителей. Несправедливость и справедливость имеют одинаковую силу как в большом, так и в малом. И я одинаково называю вором как того, кто, отрезав кошелек, возьмет чужие деньги, так и того, кто, покупая что-нибудь на рынке, удержит часть настоящей цены. И грабитель не тот только, кто разломает стену и похитит что-либо из дома, но и тот, кто нарушит справедливость и отнимет что-либо у ближнего. Итак не будем судьями чужих дел, забывая о своих собственных; не станем заниматься исследованием пороков, когда есть случай к человеколюбию; но, помыслив о том, чем и мы были некогда, будем впредь кроткими и человеколюбивыми. Чем же мы были? Послушай, что говорит Павел. " Ибо и мы были некогда несмысленны, непокорны, заблуждшие, были рабы похотей и различных удовольствий, были гнусны, ненавидели друг друга " (Тит.3:3). И в другом месте: " были по природе чадами гнева " (Еф.2:3). Но Бог, видя нас как бы содержимых в темнице и связанных тяжкими узами, – узами, гораздо тягчайшими железных, – не устыдился, но пришел и явился в темницу, и нас, достойных бесчисленных наказаний, извел оттуда, привел в царство и соделал светлейшими неба, чтобы и мы делали, по возможности, тоже самое.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1094...

Все в жизни основано на этой вере, и поэтому вера не что-то уникальное, не что-то редкостное, а все люди верят. Все люди верят и на этой вере основывают свою жизнь. В чем состоит наша вера, если мы считаем, что Бог есть, что из этого вытекает? Мы с вами говорили о том, что для того, чтобы искать у Бога ответа на вопрос как нам жить, нам нужно полагать, что Бог не просто существует, но что с Ним могут быть наши отношения, как от нас к Нему, так и от Него к нам, и что этот Бог в чем-то выше нас, лучше нас, добрее. Я не знаю, как сказать, что это Бог хороший, мы еще так-сяк, а Он хороший. Потому, что если Он не благой, то тогда нам собственно нечего к Нему обращаться за советом, за помощью, за Его указаниями как нам жить, потому что если Он плохой, то тогда все, что Он нам пожелает, будет для нас плохо. Но в нас сидит какое-то ощущение того, что к Богу имеет смысл обращаться. Значит, мы понимаем, что Он в чем-то как-то лучше нас. И это сердцевина нашей веры – то, что Бог не просто существует, но Он хороший и Ему есть дело для нас. И тогда, если это так, мы с вами говорили о том, что наверняка где-то есть информация, которую Он нам посылает для того, чтобы мы знали, в чем состоит Его воля, что хорошо для нас, где-то такое есть. И я вам предложил в качестве гипотезы или в качестве того, что вы и так хорошо себе представляете, в чем вы уверены, принять, что такая информация содержится в Библии. И мы договорились с вами, что мы начнем читать Писание, пытаясь понять, что оно говорит нам о Боге, сравнивать это с тем, что есть в нашем опыте и смотреть, что из всего этого получается. Мы говорили о том, что при чтении Писания, нам нужно не просто Его как-то читать, как любую другую книгу, а с каким-то особым подходом. Всякая книга требует особого подхода, но книга книг Библия требует очень особого подхода. И что это за подход? Прежде всего, мы верим в то, что эта книга боговдохновенна. То есть, с одной стороны, источником этой книги является Бог, но с другой стороны, эта книга не написана Богом и не продиктована Богом, но Бог вдохновлял людей на ее написание.

http://azbyka.ru/katehizacija/biblejskaj...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010