Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Сщмч. Николай Розанов, прот. Фотография. Тюрьма. 1938 г. Петрович Розанов (1867, с. Муромцево Дмитровского у. Московской губ. (ныне урочище близ г. Красноармейска Московской обл.) - 4.07.1938, полигон Бутово Московской обл.), сщмч. (пам. 21 июня, в Соборе Московских святых, в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших, и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), прот. Из семьи священника. Окончил в 1886 г. 2 класса Вифанской ДС (уволен по прошению). В июле 1890 г. рукоположен во диакона к Покровской ц. с. Куликова Дмитровского у., также исполнял обязанности учителя церковнослав. языка в церковноприходской школе и законоучителя в земских школах. В апр. 1905 г. рукоположен во иерея к Никольской ц. с. Черленкова Волоколамского у. Московской губ. (ныне городского окр. Шаховская Московской обл.). С 29 янв. 1914 г. служил в Москве в храме арх. Михаила при Солодовническом богадельном доме, с 1920 г.- в Митрофаниевской ц. в Петровском парке, с 1921 г.- в Вознесенской ц. в Звенигороде. После ее закрытия в 1928 г. служил в кладбищенской ц. во имя св. Александра Невского в Звенигороде. В том же году возведен в сан протоиерея, награжден митрой. 21 марта 1938 г. был арестован по обвинению в «распространении контрреволюционной клеветы в отношении советской власти» и помещен в тюрьму Звенигорода. На предъявленные обвинения Н. ответил: «Виновным в этом себя не признаю. Но, действительно, я высказывал недовольство относительно советской власти за непосильные налоги, которые были наложены на меня, как на священника, районным финансовым отделом». Постановлением Особой тройки при УНКВД по Московской обл. от 7 июня 1938 г. приговорен к расстрелу. Расстрелян на полигоне Бутово под Москвой и погребен в безвестной общей могиле. Имя Н. включено в Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской определением Синода РПЦ от 26 дек. 2002 г. Арх.: ГАРФ. Ф. 10035. Д. 24210; РГИА. Ф. 831. Д. 242; ЦГИАМ. Ф. 2121. Оп. 1. Д. 1873, 1916 г.

http://pravenc.ru/text/2565804.html

Принц Чарльз посетил русскую женскую обитель на Масличной горе, где покоится его бабушка Нью-Йорк, 4 октября 2016 г.      Завершая свое пребывание в Израиле в связи с похоронами Шимона Переса, принц Уэльский Чарльз посетил русский женский монастырь в Гефсимании, сообщает официальный сайт Русской Православной Церкви Заграницей. Начальник Миссии Русской Зарубежной Церкви в Иерусалиме архимандрит Роман (Красовский), встретил высокого гостя у врат святой обители и рассказал ему об истории монастыря. Стоя на паперти, откуда виден весь старый город, архимандрит указал принцу на храм Воскресения Христова, святыни, исторические места и достопримечательности святого града. При пении тропаря равноапостольной Марии Магдалины принц Чарльз проследовал к раке с мощами преподобномученицы Елизаветы, на которую возложил живые цветы с родины своей бабушки, которая приходится племянницей святой. Затем высокий гость подошел к другим святыням храма и поставил свечи.    Сказав с амвона несколько теплых слов в адрес принца Чарльза, архимандрит Роман провозгласил ему и всему королевскому дому многолетие на английском языке. Выходя из храма, наследник престола пообщался с насельницами русской Гефсимании и ученицами Вифанской школы, после чего он направился в усыпальницу принцессы Алисы.      Усыпальница принцессы      Здесь архимандрит Роман совершил краткую заупокойную литию, после которой внук принцессы возложил цветы на ее гроб, поставил свечу и посмотрел старые сохранившиеся в монастыре фотографии. Затем принц Чарльз пожелал в крипте остаться один. Мемориал Яд Ва-шем признал бабушку принца Чарльза праведницей мира. Во время Второй мировой войны она прятала у себя в Греции еврейскую семью: Рахель Коэн и ее детей. В 1903 г. Алиса вышла замуж за греческого принца Андрея, правнука российского императора Николая I. Почтив память своей бабушки и выразив благодарность архимандриту Роману, игумении Елизавете и насельницам обители свою глубокую признательность, принц Чарльз отправился на родину. Принцесса Алиса Баттенберг, позже, после замужества — принцесса Греческая и Датская, (также известна под английским вариантом фамилии — Алиса Маунтбаттен) (25 февраля 1885 — 5 декабря 1969) — мать принца Филиппа и свекровь английской королевы Елизаветы II. Она оставалась в Афинах в годы Второй мировой войны, давала приют еврейским семьям, за что её имя выбито на стене «Праведников народов мира» в мемориале Яд ва-Шем. После войны она основала православную сестринскую обитель Марфы и Марии. 4 октября 2016 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/97538.html

Никоновское. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Покровская церковь Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Кирпичная Покровская церковь с трапезной и колокольней построена в чертах провинциального барокко на средства владелицы села С.Д. Матюшиной. Закрыта и поругана в 1930-е гг. Ныне восстановлена и действует. Источник: Колмовской А.А. Памятники архитектуры Подмосковья. Юго-восточное направление (Рязанское). - М.: Компания Спутник, 2003. – С. 43. Покровская церковь – кирпичный храм с традиционным трёхчастным продольно-осевым построением. Двухсветный четверик храма перекрыт глухим сомкнутым сводом и завершён глухим же восьмигранным барабаном с луковичной главкой над ним. К востоку к четверику храма примыкает одноярусная пятигранная алтарная апсида; с запада одноэтажная трапезная и колокольня, от которой сохранились неполных три нижних яруса (в обрушенном состоянии). Здание церкви представляет собой характерный образец провинциальной постройки эпохи барокко. По свидетельству храмозданной доски, находящейся на наружной стене церковной паперти, Покровская церковь построена в 1738 г. тщанием владелицы села Никоновское генеральши Софьи Дмитриевны Матюшкиной и освящена мая 19-го дня 1741 г. В тёплой трапезной в северной части с давнишних времён располагался придел в честь преподобного Сергия Радонежского (в нём служили в холодное время года). В 1902 г. этот придел переосвятили в честь наших первых русских святых князей благоверных страстотерпцев Бориса и Глеба (придел до наших дней не сохранился).В 1817-1828 гг. согласно клировым ведомостям указанных лет, настоятелем церкви был священник Пётр Александрович Спасский (родился в 1759 г.) Отец Пётр имел награду - бронзовый крест на Владимирской ленте «1812 года» В середине XIX века продолжительное время настоятелем храма был священник Пётр Алексеевич Красновидов. С 1870 г. сентября по 1910е гг. служил протоиерей Василий Михайлович Виноградов, выпускник Спасо- Вифанской Духовной Семинарии. Последним настоятелем был протоиерей Иоанн Ильич Флёрин который слыл на всю округу сильнейшим проповедником Православной веры.

http://sobory.ru/article/?object=04537

Всею толпой отпра­вились мы в фотографию и устроились группой, имея у себя в центре П. С-ча на особом кресле. Работа фотографа шла что-то не особенно успешно, так что нам при­шлось усаживаться несколько раз, а Петр Симонович по этому поводу благодушно шутил, что ему с фотогра­фией не везет так же, как с диспутом. В конце концов, группа вышла удачной и дней через десять мы, в полном составе нашего церковно-исторического отделе­ния, торжественно отправились для ее поднесения П. С-чу в доме его на Вифанской улице. Растроганный старец радушно принял наш привет и подарок, в немногих прочувственных словах выразил свою благодарность и затем предложил нам небольшое угощение, во время ко­торого сердечно беседовал с нами о наших текущих делах и приближающемся окончании академического курса. Каждый из нас приобрел себе экземпляр этой группы и мой неизменно висит до сих пор на стене моего кабинета, напоминая о давно минувших днях хороших юношеских настроений. Одним из наиболее эффектных в годы нашего студенчества был диспут Н.И. Субботина , как по живости и общедоступности предмета его исследования – «История Белокриницкой иерархии», – так и по особенной оживлен­ности и интересу прений. Оппонентами Николая Ивановича выступали и такие солидные ученые, как о. ректор и Е.Е. Голубинский , и такой художник науки и речи, как В.О. Ключевский , и такие специалисты – знатоки раскола, как П.И. Мельников и прот. И.Г. Виноградов. Несмотря на атаку стольких сильных противников, изящный во внеш- —34— ности и в слове докторант показал себя хозяином сво­его предмета и вышел из испытания, с полным достоин­ством. Диспут Н.И. Субботина , состоявшийся 18-го апреля, был последним академическим ученым торжеством для нас – студентов 29-го курса, так как недели через две после него у нас уже начались выпускные экзамены, а вслед за ними наступил и конец нашего студенчества. В виду предстоящей разлуки с товарищами, у всех нас естественно явилось желание закрепить у себя в памяти дорогие черты тех, с которыми так дружно и хорошо прошли наши студенческие годы, не без основания, конечно, всегда считающиеся лучшими годами жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Сщмч. Иоанн Артоболевский. Фотография. Таганская тюрьма. 1938 г. Алексеевич Артоболевский (9.01.1872, с. Проказна Мокшанского у. Пензенской губ.- 17.02. 1938, полигон Бутово Московской обл., ныне в черте Москвы), сщмч. (пам. 4 февр., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших), прот., проф. богословия. Из семьи священника. После окончания в 1891 г. Пензенской ДС как лучший ученик был направлен для продолжения образования в МДА, которую окончил в 1895 г. 19 июня 1896 г. утвержден в степени кандидата богословия (магистранта). В марте-сент. 1896 г. помощник секретаря Совета и Правления МДА. С сент. 1896 по авг. 1905 г. преподавал Свящ. Писание и евр. язык в Вифанской ДС и географию во 2-м классе Филаретовского уч-ща при Александро-Мариинском доме призрения в Сергиевском посаде. В 1899 г. удостоен звания магистра богословия за работу «Первое путешествие св. ап. Павла с проповедью Евангелия: Опыт историко-экзегетического исследования», в том же году избран на должность преподавателя евр. языка в МДА. В период службы в МДА И. учился в Московском археологическом ин-те. Имел чин надворного советника. 6 июля 1905 г. Московским митр. сщмч. Владимиром (Богоявленским) в Успенском соборе Троице-Сергиевой лавры рукоположен во иерея к ц. св. равноап. Марии Магдалины при Имп. коммерческом уч-ще в Москве, где в 1905-1911 гг. служил также законоучителем. В 1907 г. назначен настоятелем Александро-Невского храма при Усачевском уч-ще. С 1911 г. профессор богословия, зав. кафедрой богословия при Петровской сельскохозяйственной академии (до 1918, когда кафедра богословия в академии была упразднена) и настоятель домовой академической ц. во имя св. апостолов Петра и Павла. Об архитектуре этого храма И. была написана статья (Храм в Петровско-Разумовском: [История храма, архит. особенности храма]//Сб. в память 50-летия Высшей сельскохозяйственной школы в Петровско-Разумовском. М., 1917. Т. 2. Ч. 1. С. 46-98). И. был знаком с историком В. О. Ключевским, с которым они были родом из одного уезда. И. обладал широкой эрудицией, знал древние и новые языки. Был одним из инициаторов и участников комиссии по созданию юбилейного сб. «У Троицы в Академии (1814-1914)» (М., 1914). В 1916-1917 гг. читал лекции по богословию студентам Рижского политехнического ин-та, эвакуированного в то время в Москву. Был награжден орденом св. Станислава 3-й степени. В 1917 г. избран членом Поместного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. от Московской епархии. На Соборе принимал активное участие в работе ряда отделов. В 1919 г. возведен в сан протоиерея. В 1-й пол. 1922 г. участвовал в собраниях Союза христ. молодежи в помещении сельскохозяйственной академии.

http://pravenc.ru/text/469045.html

Закрыть «Мой предок монах Софроний писал иконы» Известный скульптор Салават Щербаков рассказал о своей родословной и о вере 29.12.2015 2101 Время на чтение 4 минуты История с памятником князю Владимиру в Москве оказалась громкой, а имя его автора Салавата Щербакова звучит в прессе довольно часто. Однако о личности, религиозных взглядах самого скульптора мало кому известно. Мы поговорили с ним об этом. С детства привык читать с «ятями» Оказалось, что предки Салавата Щербакова по материнской линии - и деда, и и бабушки - все из духовенства. - Есть те, кто стали монахами в XVIII веке, один из них, иеродиакон Софроний в постриге, служил в Спасо-Вифанском монастыре в Сергиевом Посаде, был иконописцем. У меня хранится его картина с собственноручной подписью. Это очень редкое поясное изображение Христа, где римские легионеры надевают на Христа терновый венец. По линии бабушки скульп­тор состоит в родстве со знаменитым митрополитом Филаретом (Дроздовым). Есть в его роду и священники, принявшие мученическую кончину. Архиепископ Самарский Пётр (в миру Николай Николаевич Руднев), расстрелянный в 1939 году на Соловках, приходится скульптору двоюродным дедушкой. - Моя бабушка была учителем математики, дед - скульп­тором. Бабушка училась на Высших женских курсах (Бестужевских), ранее окончила епархиальное женское филаретовское училище для детей духовенства. У нас дома были старые книги, ещё дореволюционные, - энциклопедии, Достоевский. Я с детства привык читать с твёрдыми знаками, с «ять», с «i». Сохранились церковные предметы - ряса, Евангелие - от прапрадеда Григория Ивановича Руднева. Он был настоятелем церкви Владимирской иконы Божией Матери села Неклюдово под Москвой. И очень много фотографий родных, кто окончил семинарию, духовную академию, - начиная с 50-60-х годов XIX века, когда только появилась фотография. Лебедевы, Писаревы, Рудневы - они служили на разных приходах Москвы и Подмосковья: Ордынка, Медведково, Пушкино , Анискино, Райки, Улиткино. Имя досталось от отца-башкира

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2015/d...

Из писем к родителям студента Московской Академии начала семидесятых годов 1870 г. авг. 23. Ни разу еще в жизни не приходилось мне писать посланий к вам, но вот, наконец, судьба заставляет. Сижу я теперь на койке восьмого номера в соседстве вифанских, иркутских и др., из коих кто лежит, кто сидит, одним словом, каждый делает то, что ему заблагорассудится, – сижу и думаю, с чего начать и чем кончить свое письмо. Вероятно, вам наиболее будет интересно знать о моем житье-бытье, потому и стану описывать то, что было со мной до сегодня. Вообще, пока все благополучно. Приехали мы 274 часа в четыре шестнадцатого числа и, не имея понятия о порядках, принятых в Академии, решились остановиться пока в гостинице. Отсюда сходили мы в собор, потом к Александру Васильевичу 275 . Представившись инспектору, мы на другой день, день моего рождения, после обедни перебрались в восьмой номер, т.е., собственно, в спальную этого номера, так как в номера нас еще пустить не удостаивают. В этой-то спальной мы и доселе существуем. Скуки пока не ощущается нисколько, и время летит довольно быстро, только не совсем по-нашему. Встаем мы часов в семь и даже раньше, обедаем в двенадцать, в половине двенадцатого, а иногда и в одиннадцать, ужинаем в семь или в восемь. Впрочем, удивительно как говорят, что «Привычка вторая натура»; у меня выходит далеко не так; натуру не переделаешь, а мои привычки быстро меняются, так что теперь уже часов в одиннадцать и есть хочется, тогда как прежде это случалось не раньше трех. Кормят нас исправно и лучшего я, по крайней мере, не желаю; при личном свидании с мамашей постараюсь рассказать ей и состав наших кушаний... В свободное время, которого здесь оказывается очень достаточно, мы ходим по соборам, садам и бульварам, смотрим иконы и картинки, покупаем фотографические карточки, образки и крестики, так что монах, торгующий этими вещами, считает уже нас своими знакомыми. Вчера за всенощной и ныне за обедней были мы в академической церкви, где совершалась служба соборне, с Александром Васильевичем во главе и с студентом-диаконом из греков.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Сщмч. Василий Александрович Крылов. Фотография. 30-е гг. XX в. Александрович Крылов (1899, с. Ассаурово Дмитровского у. Московской губ.- 1.07.1938, полигон Бутово Московской обл., ныне в черте Москвы), сщмч. (пам. 18 июня., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших), свящ. Из семьи псаломщика. В 1918 г. окончил Вифанскую ДС, был призван в Красную Армию, в резервный полк Москвы. В 1922 г. демобилизовался, вернулся домой, женился. В том же году Клинский еп. Иннокентий (Летяев) рукоположил В. во диакона к Преображенской ц. в с. Спас-Коркодине, в 1925 г. Клинский еп. Гавриил (Красновский) рукоположил В. во священника к той же церкви. В апр. 1930 г. власти закрыли храм, В. устроился работать сторожем и счетоводом в совхоз «Динамо» Клинского р-на, но, поскольку он не скрывал, что является священником, руководство совхоза уволило его. В 1933 г. В. был назначен в храм Покровского погоста в Константиновском р-не. После закрытия храма священник в июне 1937 г. был переведен в церковь в с. Сурмине Дмитровского р-на, через полгода и этот храм был закрыт. В янв. 1938 г. В. перешел в Покровскую ц. в с. Андреевском Дмитровского р-на. Прихожане любили его как доброго и смиренного пастыря. В. был арестован 13 апр. 1938 г., заключен в тюрьму в Дмитрове. Виновным себя не признал. Расстрелян по постановлению тройки УНКВД по Московской обл. от 14 июня 1938 г. Прославлен Архиерейским юбилейным Собором РПЦ 2000 г . Арх.: ГАРФ. Ф. 10035. Оп. 1. Д. 24025. Лит.: Дамаскин. Кн. 6. С. 135. Игум. Дамаскин (Орловский) Рубрики: Ключевые слова: АЛЕКСАНДР Сергеевич Буравцев (1886-1937), свящ., сщмч. (пам. 9 дек. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) АЛЕКСАНДР Яковлевич Быков (1881-1937), свящ., сщмч. (пам. 14 нояб. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших)

http://pravenc.ru/text/150567.html

Ошейкино. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы (деревянная). Покровская церковь /// Объект утрачен Добавить фотографии Добавить статью Село Ошейкино расположено на левом берегу реки Ламы, при впадении в неё реки Озерни, вытекающего из озера Круглое. Точная дата возникновения села неизвестна, но в XVII веке в Ошейкино уже стояла церковь. В 1769 году село Ошейкино входило в Поламский стан Волоколамского уезда. Селом тогда совместно владели: подполковник князь Пётр Васильевич Макулов и девицы Машковы — Наталья Петровна и Мария Петровна. В 1776 году на средства кн. П.В. Макулова и Машковых построена деревянная церковь Покрова Пресвятой Богородицы с колокольней, второй престол Климента, папы Римского, и Петра Александрийского. В XIX веке селом Ошейкино владели князья Мещерские. Лотошинский помещик, князь Василий Иванович Мещерский, действительный статский советник, камергер, сын майора, князя Ивана Сергеевича Мещерского (1775-1831) и княжны Трубецкой, построил в Ошейкино усадьбу. Потом владельцем Ошейкинской усадьбы был Сергей Васильевич Мещерский (1828-1856). В 1861 году в Покровскую церковь села Ошейкино был определён священником только что окончивший Вифанскую духовной семинарию Гавриил Фёдорович Шумов, уроженец Московской губернии, сын священника, который служил в Покровской церкви 28 лет — до 1889 года. В 1905 году князем В. С. Мещерским на его собственные средства было начато строительство кирпичной церкви, рассчитанной на три престола. По проекту 1898 года представлял собой однокупольную постройку в духе эклектики с боковыми приделами и трёхъярусной шатровой колокольней. Однако его окончанию помешали события 1917 года (недостроенная, она была разобрана на кирпич в 1938 году). Церковь Покрова Пресвятой Богородицы сгорела во время боевых действий в 1941-1942 гг. По материалам: http://osheikino.ru/o-nas/istoriya/ Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Деревянная церковь Покрова Пресвятой Богородицы сгорела в первых числах января 1942 года, когда сожжённое село Ошейкино уже освободили от фашистов. В деревянном храме спасались от морозов местные жители и бойцы 5 лыжного батальона и 29 стрелковой бригады, которые каждый день уходили брать деревню Плаксино. Отапливали церковь при помощи чугунных печек- " Буржуек " , которые раскалялись до красна. Однажды ночью церковь вспыхнула " как свечка " , все выбежали, вытащили раненых, но церковь не смогли затушить. (Воспоминания Корневой Валентины Васильевны, очевидца событий. Ей было 12 лет. Записала Юдина Н.Е., руководитель Музея Боевой славы МОУ " Ошейкинская СОШ " . 2019 год) 20 февраля 2024. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=47227

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Сщмч. Виктор Моригеровский. Москва. Тюрьма НКВД. Фотография. 1938 г. Иванович Моригеровский (17.04.1872, погост Минеево Дмитровского у. Московской губ.- 7.03.1938, полигон Бутово Московской обл., ныне в черте Москвы), сщмч. (пам. 22 февр., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших), свящ. Из семьи священника. Окончил Заиконоспасское ДУ (1889), Вифанскую ДС (1896); в 1901 г. был рукоположен во иерея к Никольской ц. в с. Черленкове Волоколамского у. Московской губ. В 1931 г. В. был арестован, обвинен в отказе от выполнения общегос. повинностей и приговорен к 2 годам ИТЛ. После обжалования приговора в суде священник был оправдан. В 1933 г. он вновь был арестован, обвинен в «контрреволюционной агитации», приговорен к 3 годам ссылки в Казахстан. В июне 1934 г. вернулся в Черленково и вновь стал служить в Никольском храме, призывал прихожан оказывать помощь репрессированным священнослужителям. 16 февр. 1938 г. В. был арестован вместе со старостой Никольского храма мц. Ириной Смирновой , заключен в Волоколамскую тюрьму. Основанием для ареста послужили показания о «контрреволюционной деятельности» В., к-рые дал П. П. Розов (до 1937 служивший священником в Никольской ц.). В справке, составленной на арест В. 11 февр. 1938 г., приведены слова священномученика, сказанные 21 янв. того же года в сельсовете: «Хоть вы меня и вынуждаете под давлением непосильных налогов отказаться от службы, но я в помощь Церкви и для сохранения православной веры мобилизую все силы верующих своего прихода и буду служить православной вере до последних дней своей жизни». В. не признал себя виновным в «контрреволюционной агитации». Расстрелян по постановлению тройки УНКВД по Московской обл. от 27 февр. Прославлен Архиерейским юбилейным Собором РПЦ 2000 г . Арх.: ЦГИАМ. Ф. 234. Оп. 1. Д. 2095; ГАРФ. Ф. 10035. Д. 23028. Лит.: Дамаскин. Т. 6. С. 65-70; ЖНИР: Моск. Янв.-Май. С. 149-155; Сщмч. Виктор (Моригеровский)//Возглас: Справ.-инф. газ. М., 2004. Февр. 4. С. 4.

http://pravenc.ru/text/158500.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010