Полукружию алтаря соответствует полукружие притвора. Боковые фасады украшены 4-колонными белокаменными дорическими портиками. Венчает ротонду полусфера купола. Исключительно своеобразно внутреннее устройство храма. Над нижним алтарем вмц. Екатерины были устроены деревянные хоры с престолом в честь Успения Пресв. Богородицы, опоясывавшие по периметру пространство храма. Сохранились ведшие на них каменные лестницы в глубоких 2-ярусных нишах в юж. и сев. стенах. Архитектура церкви, как и еще несколько церквей, напоминает архитектуру Преображенского собора Вифанского в честь Преображения Господня монастыря , построенного в 1783-1787 гг. архит. Н. М. Одоевцевым по замыслу митр. Московского Платона (Левшина) . Появление подобного храма в Е. м. может объясняться активным участием митрополита в перестройке обители при игум. Мелхиседеке. Колокольня с надвратной ц. свт. Димитрия Ростовского. Ок. 1800 г. Фотография. 2006 г. Колокольня с надвратной ц. свт. Димитрия Ростовского. Ок. 1800 г. Фотография. 2006 г. В 1867 г. с запада к собору была пристроена 2-этажная паперть, в которой устроили престолы прп. Сергия Радонежского и свт. Николая Чудотворца (ЦГИАМ. Ф. 1323. Оп. 1. Ед. хр. 128); последний был переведен из надвратной церкви, куда в свою очередь был перенесен придел свт. Димитрия Ростовского. В 80-х гг. XIX в. верхний Петропавловский придел был отремонтирован и 28 авг. 1888 г. освящен митр. Московским Иоанникием (Рудневым) , причем классицистический декор был заменен необарочным. Объем верхнего придела построен на сводах прохода между трапезными приделами и открыт для обозрения с юга и севера. Небольшой 2-светный четверик перекрыт лотковым сводом, снаружи имеет ложные люкарны и завершен маленькой глухой главкой. Алтарный объем прямоугольный в плане. Небольшой притвор почти целиком включен в объем новой паперти. Сохранившаяся каменная ограда была сооружена между 1758 и 1764 гг. Невысокая, прямоугольная в плане, она составляла 236 саж. в округе. Из 3 двухъярусных 8-гранных угловых башен, увенчанных тесовыми шатрами, сохранились 2 западные, в т.

http://pravenc.ru/text/189639.html

И. Субботин, А. П. Лебедев и Е. Е. Голубинский и 3 внешних соискателя: выпускник МДА профессор церковной истории Московского ун-та прот. А. М. Иванцов-Платонов , выпускник КДА архим. Сергий (Спасский) и серб. патриарший архидиак. Емилиан (Радич), окончивший полуэкстерном МДА и получивший магистерскую степень. Экспозиция ЦАК. Фотография. 1970 г. Экспозиция ЦАК. Фотография. 1970 г. Диссертационные диспуты, как докторские, так и магистерские, были «торжествами богословской науки». В Сергиевский посад приезжали архиереи - Московский митрополит, викарии, др. епископы; ректоры Московской и Вифанской духовных семинарий, архимандриты московских мон-рей и протоиереи и светские лица. Завсегдатаями диспутов были протоиереи В. П. Нечаев, И. Г. Виноградов, П. А. Преображенский, бывш. члены корпорации Н. К. Соколов, Гиляров-Платонов, а также Ю. Ф. Самарин, Н. П. Аксаков , Погодин, П. И. Мельников и др. Посещали диспуты и студенты, хотя им было запрещено задавать вопросы и комментировать происходящее ( Соколов В. А. 1916. 5. С. 24-25; Из писем к родителям студента. 1914. С. 141-171; Дроздов Н. М. Письма к А. Д. Беляеву//РГБ ОР. Ф. 26. Карт. 17. Д. 10). Такая публичность нередко препятствовала серьезному настрою дискуссии, а иногда провоцировала диспутантов и оппонентов на неоправданную остроту фраз, вела к популяризации богословской науки, к публичному ниспровержению авторитетов. «Торжеством православной науки» закончилась дискуссия по поводу нашумевшей книги Э. Ж. Ренана «Жизнь Иисуса» во время 1-й докторской защиты в МДА архим. Михаила (Лузина). На защите проф. Н. И. Субботина состоялась дискуссия между специалистами по расколу, имевшими разные точки зрения: прот. Виноградовым, Мельниковым и самим диспутантом (РГБ ОР. Ф. 78. К. 26. Д. 8. Л. 16-16 об.; Карт. 27. Д. 15. Л. 28-28 об.). В споре, завязавшемся между докторантом и оппонентом Лебедевым на защите проф. П. С. Казанского, проявилось резкое противостояние 2 подходов к церковной истории, вышедшее за рамки спора (Современные известия.

http://pravenc.ru/text/2564190.html

Непростым оказался кадровый вопрос: выбор начальствующих, формирование профессорско-преподавательской и студенческой корпораций. Еще после майского указа Синода преосв. Августин сделал запросы в правления Московской академии и Троицкой и Вифанской семинарий: кто из учителей сможет преподавать «по предположенному новому порядку учения» и по каким предметам. Преподавателям предлагалось представить конспекты «тех наук, к преподаванию которых они чувствуют себя способными», при этом учащие побуждались «присовокупить и другие какие-либо опыты своего знания» ( Смирнов С. К. 1879. С. 2). На оставшиеся после обсуждения этих предложений и рассмотрения конспектов вакантными места предполагалось призвать выпускников СПбДА. Корпуса Московской Духовной Академии. Фотография. 2016 г. Корпуса Московской Духовной Академии. Фотография. 2016 г. Свт. Филарет (Амфитеатров), митр. Киевский. Портрет. 3-я четв. XIX в. (ЦАК МДА) Ректором МДА по рекомендации еп. Августина был назначен архим. Симеон (Крылов-Платонов) , состоявший с 1810 г. на той же должности в Славяно-греко-латинской академии. Одновременно архим. Симеон был утвержден настоятелем Донской иконы Божией Матери московского монастыря . Инспектором был назначен архим. Филарет (Амфитеатров) , переведенный с той же должности из СПбДА и имевший опыт устроения духовной академии по правилам нового Устава. По Уставу 1814 г. преподавательская корпорация должна была состоять из 6 профессоров и 12 бакалавров - адъюнкт-профессоров. В бакалавры МДА были определены 3 учителя Славяно-греко-латинской академии, один учитель Лаврской семинарии, остальные 8 были избраны из выпускников СПбДА. Реформой 1808-1814 гг. вводилась система присвоения ученых степеней: кандидата и магистра богословия, а для состоявшихся ученых - доктора богословия. Несмотря на то, что Академическая конференция (АК) МДА была открыта только в 1818 г. (при 1-м выпуске), корпорация МДА уже в первые годы представляла собой достаточно сложившееся ученое сообщество и с т. зр. новых критериев - наличия научно-богословских степеней. В ее составе были д-р богословия - инспектор, а с 1816 г. ректор архим. Филарет (Амфитеатров), 7 магистров (выпускники СПбДА: Г. А. Левитский (Левицкий), И. К. Носов (до 1815), В. И. Кутневич, П. И. Розанов, В. В. Херсонский, А. И. Тяжелов, М. Ф. Божанов (с 1815)) и кандидат Г. К. Огиевский.

http://pravenc.ru/text/2564190.html

М., 1997 Священномученик митрополит Киевский и Галицкий Владимир (Богоявленский) , в 1898–1912 г. митрополит Московский и Коломенский. Из кн.: Троице-Сергеева Лавра. М., 1987 Чудов монастырь в Кремле. Из журн.: Московский журнал, 1991. 1 Платон (Левшнн), митрополит Московский (1775–1811). Из кн.: Женская Оптина. М., 1997 Спасо-Вифанский монастырь (начало XX в.). Из журн.: Московский журнал, 1992. 3 Вифанская духовная семинария. Из кн.: Письма Владыки Германа. М.. 2004 Троицкий собор и Духовская церковь в Св.-Троицкой Сергиевой лавре (начало XX в.). Из кн.: У Бога все живы. М., 1996 Гефсиманскнй скит (начало XX в.). Из кн.: Российская империя в фотографиях Царственные страстотерпцы Император Николай II и Императрица Александра Феодоровна. ГА РФ Великий князь Сергий Александрович. Из кн.. Российская империя в фотографиях Преподобномученица Елисавета Феодоровна, Великая княгиня. ЦИА ПСТГУ Епископ Тульский и Белевский Лаврентий (Некрасов), бывший ректором МДА в 1895–1898 гг. ЦИА ПСТГУ Главный корпус Московской Духовной академии в здании бывших Царских чертогов. Из кн.: Московская Духовная академия. 1893–1897 гг. Святой Иоанн Кронштадтский со студентами МДА. Из кн.: Святой праведный Иоанн Кронштадтский в воспоминаниях самовидцев. М., 1997 Академическая церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Внутренний вид. Из кн.: Московская Духовная академия. 1893–1897 гг. Профессор МДА по кафедре истории Русской Церкви Е.Е. Голубинский . Профессор МДА по кафедре греческого языка И. Н. Корсунский . Из кн.: Памяти почивших наставников. Сергиев Посад, 1914 Профессор МДА по кафедре церковной истории А.П. Лебедев . Из кн.: Памяти почивших наставников. Сергиев Посад, 1914 Современный вид главного корпуса МДА. Из кн.: Балдин В. И., Манушина Т. Н. Троице-Сергиева Лавра. М . 1996 Епископ Волоколамский Арсений (Стадницкий) , ректор МДА в 1898–1903 гг. Из архива В. Я. Гроссула Профессор МДА по кафедре догматического богословия Л. Д. Беляев Профессор МДА по кафедре церковной истории И. Ф. Каптерев Профессор МДА по кафедре метафизики и логики Л.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Сщмч. Василий Никитский. Бутырская тюрьма. Фотография. 1929 г. Сщмч. Василий Никитский. Москва. Тюрьма НКВД. Фотография. 1938 г. Петрович Никитский (3.01.1889, с. Александровское Волоколамского у. Московской губ.- 14.03.1938, полигон Бутово Московской обл., ныне в черте Москвы), сщмч. (пам. 1 марта., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших), свящ. Из многодетной семьи псаломщика. В 1913 г. окончил Вифанскую ДС, работал учителем в школе при Павлово-Посадской фабрике в Богородском у., вскоре женился на дочери священника Е. М. Нечаевой. В дек. 1915 г. рукоположен во священника к ц. Рождества Богородицы в с. Поречье Можайского у., имел большой авторитет среди прихожан, помогал бедным. В 1920 г. мобилизован в тыловое ополчение, через полгода в связи с болезнью освобожден, вернулся в храм в Поречье. В 1929 г. власти попытались закрыть церковь, священник этому воспротивился: по донесению сотрудника секретного отд-ния Московского окружного отдела ОГПУ, В., «выступая на собраниях, обрабатывал общественное мнение против закрытия церкви», в результате было «собрано до тысячи подписей и крайне возбуждено настроение верующих». 4 сент. 1929 г. В. был арестован, заключен в Бутырскую тюрьму в Москве, виновным себя не признал. Постановлением особого совещания при Коллегии ОГПУ от 18 нояб. 1929 г. священник был приговорен к 3 годам ссылки, жил в Вологодской обл., работал на лесозаготовках. После окончания срока ссылки В. вернулся в Поречье, вскоре был переведен в храм в с. Ильинском Волоколамского р-на, в 1934 г. направлен в храм в Талдомском р-не, где служил до 1937 г., затем переведен в с. Борисово Можайского р-на; через полгода храм закрыли, и 18 янв. 1938 г. В. перешел в церковь в с. Теряеве Волоколамского р-на. 12 февр. 1938 г. председатель Теряевского сельсовета составил для НКВД характеристику на В., в к-рой обвинил священника в антисоветской пропаганде. 14 февр. сотрудники НКВД допросили лжесвидетелей, к-рые показали, что В. в храме произносил «контрреволюционные» и «антисоветские» проповеди. 26 февр. В. был арестован, заключен в тюрьму в Волоколамске, виновным в предъявленных обвинениях себя не признал, переведен в тюрьму НКВД в Москве. Расстрелян по постановлению тройки УНКВД по Московской обл. от 4 марта 1938 г., погребен в безвестной общей могиле. Включен в Собор новомучеников и исповедников Российских постановлением Свящ. Синода РПЦ от 27 дек. 2000 г.

http://pravenc.ru/text/150587.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВИССАРИОН Виссарион (Нечаев), еп. Костромской. Фотография. 90-е гг. XIX в. (РГИА) Виссарион (Нечаев), еп. Костромской. Фотография. 90-е гг. XIX в. (РГИА) (Нечаев Василий Петрович; 13.03.1822, с. Коледино Крапивенского у. Тульской губ.- 30.05.1905, с. Солониково Костромского у. и губ.), еп. Костромской и Галичский. Из семьи диакона. В 1844 г. окончил Тульскую ДС, был направлен в МДА, к-рую окончил в 1848 г. 3-м по списку. За дис. «Св. Димитрий, митр. Ростовский» (М., 1849), написанную под рук. проф. А. В. Горского , В. был удостоен степени магистра богословия. С 1848 г. преподавал в Тульской ДС, с 1849 г.- в Вифанской ДС, с 1852 г.- в Московской ДС. 8 дек. 1853 г. в Никольской ц. Московской ДС митр. Московским св. Филаретом (Дроздовым) рукоположен во иерея. 12 окт. 1855 г. назначен священником ц. свт. Николая в Толмачах, в к-рой ввел общее пение за богослужением. Среди прихожан о. Василия были основатель Третьяковской галереи П. М. Третьяков и его брат - городской голова С. М. Третьяков, славянофил Ю. Ф. Самарин , публицист И. С. Аксаков и др. В 1859 г. свящ. Василий вошел в состав редакции ж. «Душеполезное чтение» , возглавляемой свящ. Алексием Ключарёвым (впосл. архиепископ Харьковский и Ахтырский Амвросий ). После того как в 1865 г. о. Алексий вышел из редакции, Нечаев стал редактором-издателем журнала и занимал этот пост до 1889 г. 27 марта 1874 г. в связи с 25-летием своей работы в журнале о. Василий был возведен в сан протоиерея. 13 нояб. 1887 г. скончалась супруга прот. Василия. 3 июня 1889 г. в храме Троицкого митрополичьего подворья он принял монашеский постриг, 11 июня возведен в сан архимандрита. 30 июля 1889 г. в Успенском соборе Московского Кремля состоялась хиротония В. во епископа Дмитровского, 1-го вик. Московской епархии, к-рую возглавил Московский митр. Иоанникий (Руднев) . 14 дек. 1891 г. В. был назначен епископом Костромским и Галичским. Благодаря его усилиям в Костроме было открыто епархиальное жен. уч-ще. Последним деянием В. стала торжественная закладка 15 мая 1905 г. каменного здания уч-ща (после революции в этом здании размещались губком и обком партии, ныне здесь находится администрация Костромской обл.). В. скончался на архиерейской даче в с. Солоникове, вблизи Костромы. 3 июня 1905 г. тело В. было погребено в архиерейской усыпальнице Богоявленского кафедрального собора (собор взорван в 1934, ныне на его месте находится спортплощадка).

http://pravenc.ru/text/158784.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КАЗАНСКИЙ Петр Иванович (2.02.1838, Владимирская губ.- 6.01. 1913, посад Сергиевский Дмитровского у. Московской губ., ныне г. Сергиев Посад Московской обл.), богослов, библеист, заслуженный профессор МДА. Сын священника из Владимирской губ. В 1854 г. окончил Муромское ДУ, в 1860 г.- Владимирскую ДС по 1-му разряду, в 1864 г.- МДА с ученой степенью магистра богословия (4-м по разрядному списку; магист. дис. «Об историческом значении книг малых пророков»). В том же году был назначен в Ярославскую ДС преподавателем нравственного богословия и связанных с ним предметов, также евр. языка. В 1866 г. перешел в Вифанскую ДС, где преподавал всеобщую гражданскую историю, греч. язык и рус. гражданскую историю. В 1867 г. был приглашен в МДА бакалавром на новоучрежденную кафедру педагогики. С 1869 г., после введения нового Устава ДА, К. должен был преподавать в академии не только педагогику, но и нравственное богословие. В 1873 г. был избран на должность экстраординарного профессора. В 1892 г., уже при действии нового Устава ДА (1884), К. перешел на кафедру истории философии, был избран на должность и. о. ординарного профессора; несмотря на отсутствие требуемой для ординатуры докторской степени, утвержден указом Синода от 14 марта того же года и удостоен звания заслуженного профессора. Эту кафедру он занимал до конца службы в академии. К. вышел в отставку в нояб. 1897 г., продолжал читать лекции по истории философии до кон. 1897/98 уч. г. П. И. Казанский. Фотография. 1895–1897 гг. П. И. Казанский. Фотография. 1895–1897 гг. Кроме преподавательской деятельности К. состоял секретарем редакционного комитета по изданию «Творений святых отцов в русском переводе» (с 1871), а также периодического органа МДА «Прибавления к Творениям святых отцов», вошел в состав редакции «Богословского вестника» (1892) и стал главным сотрудником 1-го разд., в к-ром публиковались переводы святоотеческих творений. К. печатал статьи в журналах «Душеполезное чтение» и «Радость христианина». Был членом Совета МДА, Строительного комитета по постройке академических зданий, Правления академии (с 1893 и до выхода в отставку), почетным членом МДА (после отставки).

http://pravenc.ru/text/1319808.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАССИАН Священноисп. Вассиан (Пятницкий), архиеп. Мичуринский. Фотография. 1935 г. Священноисп. Вассиан (Пятницкий), архиеп. Мичуринский. Фотография. 1935 г. (Пятницкий Владимир Васильевич; 10.03.1879, Москва - 9.01.1941, Коми АССР или 27.12.1940, Свердловск), священноисп. (пам. 14 дек. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Рязанских святых), архиеп. Мичуринский, вик. Тамбовской епархии. Род. в семье купца 2-й гильдии, рано потерял мать, вместе с 2 сестрами воспитывался у бабушки. После окончания гимназии В. Пятницкий в 1898 г. поступил на юридический фак-т Московского ун-та, был одним из лучших учеников юриста проф. Ф. Н. Плевако. В годы учебы пришел к почти полному отрицанию веры. В результате тяжелой болезни вновь уверовал, стал очень религиозен. Окончив в 1902 г. ун-т, по приглашению Плевако работал в группе молодых помощников присяжных поверенных, за короткое время стал известен в Москве. По настоянию отца женился, но вскоре брак распался по желанию жены. Осенью 1909 г., не поставив в известность никого, кроме самых близких друзей, Пятницкий оформил денежные дела в пользу сестер и поступил послушником в пуст. Параклит при ТСЛ, где был вверен старческому окормлению иером. Серапиона. В анкете арестованного в рязанском деле В. приводятся др. сведения о начале монашеского пути буд. архиерея: там сказано, что молодой человек был послушником у старца Товии в Вифанском скиту под Сергиевским посадом (позднее г. Сергиев, ныне Сергиев Посад). Весной 1910 г. В. перешел послушником в лавру, где был определен в канцелярию, позднее - в академическую б-ку. В 1913 г. поступил вольнослушателем в МДА. 6 окт. 1913 г. в Параклите ректором академии еп. Феодором (Поздеевским) был пострижен в мантию с именем в честь прп. Вассиана К-польского, 13 окт. в Зосимовой в честь Смоленской иконы Пресв. Богородицы пуст . еп. Феодором рукоположен во иеродиакона. В начале первой мировой войны прмц. вел. кнг. Елисавета Феодоровна предложила студентам академии, имевшим сан иеромонаха, служить в поездах, при к-рых действовали храмы. В ответ на этот призыв 15 авг. 1914 г. В. принял священническую хиротонию в Успенском соборе лавры и отправился служить при санитарном поезде. В 1916 г. вернулся в лавру, в том же году за особые труды по обстоятельствам военного времени в поездах-складах имп. Александры Феодоровны был награжден наперсным крестом от Святейшего Синода.

http://pravenc.ru/text/149863.html

Колокольня Гефсиманского Черниговского скита. 1895–1900 гг. Фотография. 2012 г. Колокольня Гефсиманского Черниговского скита. 1895–1900 гг. Фотография. 2012 г. В связи с тем что все сооружения благодаря тщательному надзору и разумным указаниям Л. «устроены в лучшем виде прочно и сравнительно недорого», в 1896 г. он был представлен Духовным собором лавры к присвоению звания потомственного почетного гражданина. Строительная деятельность Л. в значительной степени сформировала облик лаврской округи и Сергиевского посада, в застройке которого видное место занял русский «кирпичный стиль». В Сергиевском посаде Л. возвел каменные торговые ряды (1902-1903), завершенные башенками с шатрами, которые оформили с востока Красногорскую пл., 2-этажную кузницу для Конного двора (1895-1896), со скромным декором, напоминающим странноприимный дом лавры, и 2 нетипичных по своей архитектуре для Л. 4-этажных доходных дома на Переславской ул., по заказу лавры в стилистике модерна и неоклассицизма (1911-1916). На территории лавры Л. построил книжную палатку близ св. ворот (1895). В кон. XIX в. один из критиков назвал ее «неуместным придатком» к воротам монастыря, однако к достоинствам архитектурного метода Л. на примере этой постройки можно отнести тактичную работу с уже сформировавшейся средой - умелое сочетание малых и больших объемов (Успенский собор и надкладезная часовня, трапезная и Михеевская ц., колокольня и ц. в честь Смоленской иконы Божией Матери) ( Холодкова. 2011). На территории лавры Л. также возвел новую ограду вокруг кладбища при Смоленской ц. (1898) и надстроил 3-й этаж над Варваринским корпусом (1906-1907). Л. много работал на подведомственных Троице-Сергиевой лавре территориях. В 1893 г. построил гостиницу и, возможно, ограду (ок. 1900) Спасо-Вифанского мон-ря. При устройстве нового отд-ния Гефсиманского в честь Черниговской иконы Божией Матери скита Л. выстроил кирпичную ограду с 8-гранными шатровыми башнями (1894-1895), в 1897-1898 гг.- ограду, а также ворота и колокольню (утрачены) старой части.

http://pravenc.ru/text/2463183.html

Мой путь совершился благополучно, но без последующего утомления. В Рахманове священник сказал мне: сего дня похоронил троих умерших от холеры. В Братовщине в течении 25 дней умерло от нея 9 местных жителей, и 30 посторонних. Со дня преподобнаго Сергия лучше стало. В Пушкине благополучно. В Москве говорят о болезни, но не с большим вниманием. Сего дня посетил меня граф Дмитрий Николаевич Блудов. Он намерен быть вскоре в Лавре. Еще раз благодарю вас и братию обителей за мир моего у вас пребывания. Июля 10-го 1860. 1338 Мир много оцу наместнику и братии. Желаю знать лучше ли теперь ваше здоровье. Ввести в новые келии добрую братию Бог благословит. Радуюсь, что младшие будут иметь старшаго. Желаю знать кто он будет: потому что хорошо знать добрых людей, хотя бы только по имени. У нас был жар и засуха. Но вчера Господь дал обильный дождь. Сей час получил я письмо от Новгородскаго владыки. Он выезжает из Кива 26 дня, чрез Москву: и намерен быть в Лавре преподобнаго Сергия. Здравствует ли Вифанская рожь? – Июля 1-го 1860. 1339 Мир Господень отцу наместнику и братии. Врачество, вами принимаемое, да будет вам совершенно врачебно. Благодарю за фотографические изображения. Крест особенно отчетливо изобразился. Посылаю вам вклад в скит, и имена просящих молитвы. Елена Ивановна Миллер прислала мне кубок из кокосоваго дерева с царскими портретами. У меня ему нет употребления. Посылаю к вам, не найдете ли ему места на соборных столах лавры. Завтра думаю отправится в Угрешский монастырь для освящения больничной церкви. Попросите мне благословение препадобнаго Сергия. Июля 22-го 1860. 1340 Отцу наместнику и братии мир души, мир помыслов, мир совести, и над сими осеняющий мир Божий, превосходяй всяк ум. Господь да простит вас всех, кто в чем требует прощения, и все вы простите меня, более всех имеющего нужду в помиловании и прощении: зане елико много от меня взыщется, толико мало соответствую изыскуемому от меня. Прошу помощи молитв ваших. – Бездождие продолжается и здесь. 17 дня была в Москве молитва о дожде, и 18 дня был довольный дождь, и потом еще раз или два малый. 27 дня в Чудове, бывшему у меня после молебна духовенству сказал я: не должно ли опять молиться о дожде. Некоторыйе подтвердили: а другие сказали, что после Петрова дня дождь не очень нужен. Я сказал, чтобы молитва была: но возвратясь домой, и смотря на мой сад зеленый, думал, то лия сделал, что должно. Вечером получил ваше письмо о том, что молитва нужна. С тех пор она продолжается: но видно тяжесть грехов наших не допускает ее взыти в небесный жертвенник. Но в ваших местах, видно засуха еще сильнее здешней. У здешняго огородника зелено.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010